ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 42. 169-183
УДК 260.2
Б01: 10.24412/2224-5391-2023-42-169-183
Протоиерей А. В. Сапсай
ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ЖОХОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОБРАЗОВАННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА УРАЛА 1960-1970-х гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНОГО ДНЕВНИКА)
Аннотация. В статье проводится анализ содержания личного дневника протоиерея Владимира Платоновича Жохова, служившего клириком в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми с 1961 г. по 1978 г. Биография о. Владимира достаточно хорошо известна, однако его обширная литературная деятельность незаслуженно забыта, данная рукопись не была опубликована, а ее содержание не подвергалось научному анализу. Автором статьи выявлено особое значение личного дневника о. Владимира, который хранится в архиве его сына А. В. Жохова, как документального источника, являющегося ценным историческим свидетельством переживаемой автором эпохи и описанием его жизни. По своей структуре дневник о. Владимира состоит из вступительной и основной частей, послесловия и примечаний. В данной статье рассматривается основная часть дневника, которая вызывает наибольший интерес для исследования. Дневниковые записи основной части датированы 1966-1969 гг. и представляют собой ежедневные комментарии автора на очередную прочитанную главу Библии. Менее чем за 4 года автором была прочитана и прокомментирована вся Библия. Особенностью комментирования Библии является то, что автор, используя разнообразные принципы толкования Священного Писания, прибегает к собственному стихотворчеству, знанию мировой поэзии, живописи и музыки. Обращает на себя внимание, что в основной части рукописи, вслед за библейским комментарием, всегда описываются многочисленные семейные события, увлечения автора, и дается характеристика состояния приходской жизни Пермской епархии в период гонений в середине XX в. Обычно считается, что в данный период полноценная духовная и церковная жизнь человека отсутствовала. Однако данные дневника свидетельствуют, что в 60-е годы XX в., несмотря на строгий контроль и ограничения со стороны власти, многие верующие стремились в храм для совместной молитвы и духовного общения. На страницах дневника получили свою оценку и многочисленные недостатки церковной жизни, которые заставили автора осмысливать происходившие в то время события в свете прочитанного отрывка из Священного Писания. Поводом для этого стали конфликты в среде духовенства, спрово-
© А. В. Сапсай, 2023
169
цированные церковным советом и давлением со стороны контролирующих государственных органов. События, происходившие в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми, реконструированы автором статьи в целостное повествование на основе дневниковых записей разных дней. Автор статьи приходит к выводу, что ежедневное чтение и размышление над Священным текстом отразилось не только на страницах дневника, но и в жизни автора дневника. Несмотря на безбожные годы, проникновение в дух и смысл Библии помогло о. Владимиру Жохову воспитать в своих детях глубокую веру в Бога и проповедовать слово Божие вне стен храма самым разным слоям общества. Заметки о церковной жизни Пермской епархии важны для понимания истинной картины религиозной жизни в Перми в советский период. В своем личном дневнике о. Владимир предстает как добрый пастырь, отличный проповедник и неравнодушный человек, показывая нам пример истинной христианской любви и служения Церкви.
Ключевые слова: протоиерей Владимир Жохов, личный дневник, Свято-Троицкий кафедральный собор г. Перми, Пермская епархия
Для цитирования: Сапсай А. В. Протоиерей Владимир Жохов как представитель образованного православного духовенства Урала 1960-1970-х гг. (по материалам личного дневника) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 42. С. 169-183. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-169-183
Сведения об авторе: Сапсай Андрей Васильевич, протоиерей — кандидат теологии, заместитель проректора по учебной работе Пермской духовной семинарии, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1470-9574 (Россия, г. Пермь). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 23.01.2023 Принята к публикации 05.05.2023
Во второй половине 1960-х гг. церковная жизнь в СССР в сравнении с бурным началом десятилетия постепенно начала стабилизироваться. Однако атеистическое государство продолжило свою антицерковную политику, только в других формах и методах. Одной из таких форм была попытка полного подчинения советской властью православного духовенства, которое должно было выполнять требования законодательства о культах и не препятствовать воспитанию нового безрелигиозного поколения советского народа. Тем не менее, даже в это трудное время, среди духовенства встречались деятельные образованные пастыри, которые жертвенно исполняли свой долг, активно распространяли Евангельское учение и научали людей христианской жизни. На Уральской земле одним из таких пастырей был клирик Свято-Троицкого собора г. Перми протоиерей Владимир Жохов.
Положение и деятельность духовенства Русской Православной Церкви в середине XX в. достаточно хорошо исследованы в современной исторической науке в трудах А. А. Федотова1, М. В. Шкаровского2, Д. В. Поспеловского3. При этом недостаточно уделено внимания истории православного духовенства на Урале, хотя отдельные аспекты были освещены в трудах протоиерея А. Н. Марченко4. Необходимо также отметить, что современные историки обратили внимание на личные дневники и активно их изучают как документальные источники, которые являются историческим свидетельством переживаемой эпохи и автобиографическим описанием жизни авторов5.
Дневник протоиерея Владимира Жохова представляет большой интерес для исследования истории Русской Православной Церкви. Целью данной статьи является анализ его содержания в контексте духовной жизни общества в атеистическом государстве в 1966-1969 гг. Дневник еще не публиковался и его содержание не подвергалось научному анализу.
В семейном архиве Анатолия Владимировича Жохова, известного пермского философа и общественного деятеля, хранятся рукописные труды его отца, протоиерея Владимира Платоновича Жохова. Личность о. Владимира незаурядна: фронтовик, духовный писатель, художник, священник6. Родился будущий пастырь 4 мая 1917 г. в селе Челмохта Емецкого района Архангельской области в простой рабочей семье. В 1934 г., семья Жоховых переехала в Ленинград, где Владимир окончил курсы строительного ученичества и занимался в художественной студии в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. После окончания учебы он работал художником по рекламе на предприятиях трестов «Ленгороформление» и «Ленгоркино». 7 августа 1941 г., во время Великой Отечественной войны, он был ранен и через полгода лечения в госпитале уволен в запас. Находясь в Архангельске, он работал по своей специальности и исполнял обязанности иподиакона на архи-
1 Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009. 402 с.
2 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. 430 с.
3 Поспеловский Д. В. История Русской Православной Церкви в XX столетии. М., 1995. 511 с.
4 Марченко А., прот. Личные дела высшего духовенства Русской Православной Церкви для изучения государственно-церковных отношений 1943-1985 гг. // Отечественные архивы. 2007. № 4. С. 1-7.
5 Солодов Н. В. «Перед судом пастырской совести». Дневник священника Василия Соколова «Боро-вецкого» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 306-327; Алиева Л. В., Манойлова М. А. Дневник священника Василия Лирина прихода д. Лисьё Печорского района (19271945 гг.) // Сб. мат-лов XIII Междунар. Александро-Невских чтений. Псков, 2022. С. 37-39.
6 Кетов К. А. Жизнь и священническое служение протоиерея Владимира Жохова в условиях советской атеистической системы // Научно-богословский вестник Пермской духовной семинарии. 2021. № 1 (4). С. 101-117.
ерейских богослужениях в Ильинском кафедральном соборе г. Архангельска. 2 августа 1945 г. Преосвященным Леонтием (Смирновым), епископом Архангельским и Холмогорским, он был посвящен в сан диакона, а 4 ноября 1945 г. в сан священника. Богословское образование о. Владимир получил в Ленинградской духовной семинарии, куда в 1955 г. он поступил сразу в 3-й класс на заочное отделение, а в 1958 г. окончил полный курс7.
Свою литературную деятельность о. Владимир начал еще в 1942-1943 гг. с написания небольших трактатов о вере, нравственности, молитве, душе. С тех пор написание религиозных текстов становится неотъемлемой частью жизни о. Владимира. Среди статей, проповедей и других сочинительских трудов, благодаря своему внушительному объему и неординарному содержанию, выделяется дневник о. Владимира. Дневник велся и записывался автором собственноручно с 10 апреля 1966 г., с праздника Пасхи, по 30 декабря 1969 г., канун гражданского Нового года. По воспоминаниям старшего сына автора А. В. Жохова, даже уезжая в отпуск или в командировку о. Владимир всегда брал с собой Библию и тетрадь, в которую ежедневно записывал свои мысли о прочитанном.
По своей структуре дневник можно разделить на следующие части: вступительную, основную, послесловие и примечания. Во вступительной части приводится отзыв о рукописи из редакции журнала Московской Патриархии от 14 мая 1976 г. и предисловие автора, в котором он размышляет о том, что побудило его вести дневник. «Существуют различные способы чтения св. Библии. Прочитывать же необходимо всю Библию, ибо "все Писание богодухно-венно" (2 Тим 3. 16), а не какая-нибудь только одна его часть», — пишет о. Владимир. «С Пасхи 1966 года я решил, по мере своего разумения, систематически записывать в дневнике сугубо личные впечатления от каждой прочитанной главы, не в стиле иносказательного, произвольного толкования, а в форме краткой интимной беседы Премудрости Божественной с моим сердцем»8. Основная часть (с. 1-681) состоит из ежедневных комментариев автора на очередную главу Библии с краткими дневниковыми заметками, в которых автор упоминает значимые семейные события, свою богослужебную и общественную деятельность, увлечения и события международного и местного масштаба. Под каждым числом месяца содержится текст размером с почтовую открытку, отсюда и название дневника — «Библейские открытки» (на странице размещаются комментарии за 2 дня). В послесловии (с. 683) автор пишет о несомненной пользе ежедневного чтения Священного Писания и необходимости проверять собственные соображения о прочитанном из Библии мнениями святых отцов. Примечания (с. 1-35) представляют собой добавления к основной части дневника, которые не вместились в формат открытки. Также в этот раздел вошел
7 АПЕУ Личное дело протоиерея В. П. Жохова. Л. 27.
8 Жохов В., прот. Библейские открытки: (дневник). Машинопись, 1966-1969. Архив А. В. Жохова.
этюд «За пределом земного бытия», который о. Владимир написал в августе 1972 г. после трагической смерти сына Ивана.
В данной статье будет представлено исследование основной части рукописи, которая вызывает наибольший интерес. Отец Владимир отмечает, что в своей практике ежедневно прочитывал одну главу Ветхого Завета и положенные рядовые новозаветные чтения по богослужебному церковному календарю. В дневнике автор предпринимает труд краткого ежедневного комментирования одной главы Библии. При этом он, стараясь соблюдать условия правильного понимания Священного Писания, использует религиозные и научные принципы толкования. Так, большинство событий Ветхого Завета рассматриваются в свете благовестия Нового Завета. Автор использует и другие методы экзегезы Священного Писания: чаще других — нравственный метод, — делая акцент на этическом смысле Писания, и использует проповедь как способ толкования. При этом ссылается на лучших толкователей Священного текста — святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Филарета (Дроздова) и др.
Особенностью комментирования Священного Писания о. Владимиром является частое обращение к выдающимся произведениям классической литературы, поэзии, живописи и музыки. Например, автор использует тексты Н. В. Гоголя, М. В. Ломоносова, А. С. Хомякова и других авторов, соотносящиеся прямым или косвенным образом с комментируемыми отрывками Библии.
При толковании отрывков Священного Писания автор дневника проявляет свой поэтический талант и добавляет собственные четверостишья с нравственными выводами. Например, при чтении Книги Иудифи он пишет: «И после люди всех времен об этих днях не забывали, и славный подвиг Иу-дифи поэты мира воспевали. Не забывай и ты сего повествования и возлагай всегда на Бога упованье»9. Талант стихотворчества автора особенно ярко проявился во время чтения им Книги священной поэзии — Псалтири. Каждый псалом автор начинает рифмованной фразой, при этом сохраняя в ней самое первое псаломское слово. Первый псалом начинается словами: «Блажен и велик человек, близкий к Богу, нашедший к спасенью прямую дорогу»10.
Казалось бы, зачем священнику, изучающему Священное Писание, прибегать к литературе и поэзии? Однако если вспомнить, что это было время воинствующего атеизма, использование в общении с людьми аргументов и примеров из мира литературы и искусства было вполне оправдано. Так, в период чтения Книги Иисуса Навина, о. Владимир дарит своей сестре Нине Платоновне литографию — фрагмент картины «Иисус Навин в сражении», а при прочтении
9 Жохов В., прот. Библейские открытки. С. 233.
10 Там же. С. 259.
Книги Судей израилевых упоминает в дневнике в качестве музыкальной иллюстрации оперу «Самсон и Далила» французского композитора К. Сен-Санса11.
Таким образом, мы видим, что о. Владимир подходил к чтению Священного Писания, с одной стороны, как исследователь, имеющий богословское образование; с другой стороны, как творческая личность, он не мог пройти мимо выдающихся произведений мировой культуры, авторы которых черпали свое вдохновение в текстах Библии. Безусловно, ежедневное чтение и комментирование Священного текста помогало автору не только в его личных духовных поисках, но и в пастырском и миссионерском служении.
Кроме того, известно, что о. Владимир особенное внимание уделял ежедневному чтению Священного Писания вместе с детьми. В дневниковых записях о. Владимир часто упоминает свою супругу, четверых сыновей, дочь и других близких родственников. Для того чтобы вызвать у детей интерес к Библии, он предлагал им задавать вопросы после прочтения и вручал небольшие подарочки тем, кому это удавалось сделать. Вероятно, дневник должен был стать для детей духовным подарком и завещанием, на страницах которого они спустя годы смогли бы увидеть отцовскую любовь, его горячую веру в Бога и нравственные наставления.
В рукописи часто встречаются упоминания о многочисленных друзьях о. Владимира, что тоже можно отметить как особенность этого текста. Обладая удивительным даром общения и имея разносторонние увлечения, о. Владимир дружил, встречался и переписывался с известными художниками, музыкантами, духовными лицами и т. д. Наиболее частым гостем семьи в Перми был солист Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Балис Раджус, исполнявший в театре ведущие теноровые партии. Также дружескими отношениями автор был связан с пермским художником Г. М. Вяткиным, искусствоведом Л. Ф. Дьяконициным, философом В. В. Орловым. Находясь в Москве, о. Владимир всегда навещал своего учителя, академика живописи А. И. Лактионова и художника П. Э. Бенделя. В личной переписке автор дневника состоял с выдающимся певцом Иваном Козловским.
Несомненно, умение связать содержание Ветхого Завета и Нового Завета с прозрениями художников, поэтов и музыкантов играло важную роль в просветительской работе о. Владимира среди пермской интеллигенции. При этом автор осознает, что «ЧРЕЗМЕРНОЕ увлечение всевозможными произведениями рук человеческих, а также СТРАСТНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ к различного рода греховным наслаждениям, к интересным вещам и предметам, ДОХОДЯЩАЯ до ЗАБВЕНИЯ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ в ОТНОШЕНИИ к БОГУ и БЛИЖНИМ, является пагубным идолопоклонством наших дней»12.
11 Жохов В., прот. Библейские открытки. С. 103, 114.
12 Там же. С. 457. Здесь и далее в цитатах — тектовыделения автора.
В какой-то степени это высказывание касается многих увлечений автора. Они у о. Владимира были самые разнообразные: от обязательного посещения в выходные дни книжных магазинов и чтения до коллекционирования старинных серебряных монет и выращивания кактусов. В июне 1965 г. о. Владимир увлекся филателией и стал членом Пермского областного клуба коллекционеров. Только за первый год ему удалось собрать наиболее характерные марки 190 стран (по 5-10 марок из каждой страны). От своих занятий художественными миниатюрами он также получал большое эстетическое удовольствие и уделял им так много времени, что однажды подметил: «Боюсь, как бы это невинное развлечение не сделалось помехой в занятиях Библией»13.
Наибольший интерес для исследования духовной жизни общества в советский период в основной части дневника представляют заметки о церковной жизни Пермской епархии, описывающие ежедневные и праздничные богослужения в Свято-Троицком кафедральном соборе и других храмах Перми, касающиеся совершения треб, проповедей, личных взаимоотношений духовенства, затрагивающие служение пермских епископов.
В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Перми о. Владимир служил с 1961 г. (священник с 1945 г.). Таким образом, во время написания дневника о. Владимир был зрелым человеком (49 лет), опытным священнослужителем (стаж 21 год) и пользовался заслуженным авторитетом у духовенства и прихожан, поэтому его оценку происходивших событий можно назвать достоверной и глубокой.
Из дневника мы узнаем, что главным епархиальным праздником в этот период было 9 мая, день памяти святителя Стефана Пермского. В этот день в кафедральном соборе в присутствии архиерея и многочисленного духовенства совершались литургия и крестный ход. В 1968 г. в крестном ходе участвовали 32 священника и пять диаконов. Отец Владимир чаще других священнослужителей проповедовал в этот епархиальный праздник, а также на архиерейских службах, в воскресные и праздничные дни, иногда дважды в день — на ранней и поздней литургиях, или утром на литургии и на вечернем богослужении. Все это свидетельствует о том, что о. Владимир был талантливым проповедником и на него часто возлагали столь ответственное послушание в соборе.
Традицией кафедрального собора, которую установил в 1964-1966 гг. архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), было чтение акафистов в воскресенье и среду14. В воскресные вечера в присутствии архиерея и всего духовенства собора служился акафист Спасителю. Если на прошедшей неделе был праздник, то читали акафисты празднику, например, в пасхальный период — Воскресению Христову, Божией Матери или кому-то из святых. По средам вечером читали акафист святителю Николаю. О. Владимир пишет об
13 Жохов В., прот. Библейские открытки. С. 251.
14 ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 19. Л. 20.
этой службе: «Обычно на этот акафист собирается много верующих, которые принимают участие в пении всех икосов акафиста. Общенародное пение имеет весьма благотворное действие на душу, создавая молитвенное настроение и умиротворяя, приводя в стройный порядок все чувства, расстраиваемые житейской суетой»15.
Необходимо отметить, что, несмотря на строгий контроль и препятствия со стороны безбожной власти, в пермских храмах совершались уставные ежедневные богослужения, звучало общенародное пение и произносились проповеди. Большое число верующих людей продолжали исповедовать свою веру, крестить своих детей, обращаться за духовными наставлениями к священникам и искать спасения от житейской суеты.
Ситуация несколько изменилась после того как архиепископа Леонида (Полякова) на Пермской кафедре сменил епископ Иоасаф (Овсянников). С началом его служения открывается одна из драматических страниц рукописи, которая повествует о сложных и даже неприязненных отношениях, возникших среди духовенства собора. Ранее автор уже отмечал, что «нетактичное поведение некоторых собратьев навевает грустное настроение»16, однако с января 1967 г. это явление приняло опасный характер. Автор пишет: «В Кафедральном соборе завелись беспорядки. Некоторые члены причта, пользуясь неопытностью новоназначенного архипастыря, своими безобразными действиями сильно расшатывают церковную дисциплину»17. Свою лепту, возможно, в происходившее вносили староста и члены церковного совета храма, которые контролировали финансово-хозяйственную деятельность общины и по закону не подчинялись настоятелю храма. Протоиерей Алексий Марченко в своих исследованиях подтверждает, что с 1964 г. в большинстве приходов в исполнительные органы церквей уполномоченный и местные органы власти вводили своих «доверенных лиц», которые послушно исполняли их волю и командовали духовенством. Многие священники, отстраненные от реальной власти на приходах, предпринимали попытки удержать свой авторитет и влияние на приходскую жизнь18. Аналогичной ситуация была и в пермском кафедральном соборе, о чем о. Владимир как ревностный пастырь не мог не переживать.
Необходимо отметить, что на страницах дневника редко прослеживается связь между комментариями на Священное Писание и повседневными собы-
15 Жохов В., прот. Библейские открытки. С. 97.
16 Там же. С. 83.
17 Там же. С. 141.
18 Марченко А., прот. Архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков) — участник движения за отмену «приходской реформы» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 2 (39). С. 56.
тиями из жизни автора. Однако во время разлада отношений среди духовенства эта связь становится заметной.
Отец Владимир мог быть и сам невольным участником конфликтов, так как неоднократно подвергал критике сложившиеся в храме порядки. Так, в праздник Крещения автор пишет, что раздача воды «.происходит в нашем соборе всегда безобразно!» Вызывают справедливое возмущение автора старые богослужебные книги и утварь: «Неприятно пользоваться старыми растрепанными и неполными требниками, грязными, ломаными венцами, которым место в утильсырье, и прочей рухлядью, когда у Церковного Совета имеется полная материальная возможность для приобретения всех предметов церковного потребления и богослужебных книг отличного качества!»19
Автор следующими словами критикует запущенность в храме — «на стенах алтаря и на западной стороне иконостаса в алтаре беспорядочно развешены иконы больших размеров, без киотов и стекол (гвозди вбиты прямо в образа). Многочисленные лампадки, подвешенные всюду, привинченные даже к запрестольным крестам и иконам, часто расплескиваются и опрокидываются, но, к сожалению, добрые предложения встречают злобный отпор»20. Известно, что особой заботой в отношении Свято-Троицкого кафедрального собора, нуждавшегося в реставрации и обновлении внутреннего убранства (церковной утвари, облачений, других необходимых для богослужения предметов) отличался архиепископ Леонид (Поляков). Однако требования архипастыря вызывали лишь раздражение и негодование у старосты собора И. Ф. Байдарова, который систематически жаловался уполномоченному по делам религий на своего епископа21.
В январе 1968 г. ситуация стала усугубляться и уже коснулась самого о. Владимира. Раздражительные отношения среди причта привели к тому, что о. Владимир заболел и был вынужден уйти во внеочередной отпуск по состоянию здоровья. «Очень тяжело на душе», — пишет автор22. Данные дневниковые записи о. Владимира подтверждаются документами из архива Пермского епархиального управления, в которых ключарь собора протоиерей В. А. Баранов просит епископа Иоасафа перевести его на служение в другой храм «ввиду непрекращающихся интриг и разных провокаций, со стороны некоторых членов нашего причта»23.
Очевидно, находясь в тяжелом эмоциональном состоянии, о. Владимир задумался об уходе из кафедрального собора. Будучи в отпуске в г. Горьком, он навестил местного епископа Флавиана (Дмитриюка), который предложил
19 Жохов В., прот. Библейские открытки. С. 152.
20 Там же. С. 153.
21 Марченко А., прот. Архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков) — участник движения за отмену «приходской реформы». С. 56.
22 Жохов В., прот. Библейские открытки. С. 331.
23 АПЕУ Личное дело протоиерея В. А. Баранова. Л. 35.
о. Владимиру перейти на служение в его епархию на должность настоятеля одной из городских церквей. Тем не менее, о. Владимир вернулся домой и продолжил свое служение в Перми24.
В мае 1968 г. конфликт между членами причта кафедрального собора не прекратился, что подтверждается ежегодным отчетом уполномоченного по делам религии А. Сонько25 и автором дневника26. В день Святой Троицы, престольный праздник кафедрального собора, автор пишет: «.в алтаре жарко, душно и нет согласия между членами соборного причта»27. В такие дни, толкуя Священное Писание, он начинает много говорить о мире между людьми.
Через неделю о. Владимир неожиданно был командирован в поселок Нижняя Курья в Свято-Никольскую церковь. Из записей следующего дня видно, что автор понимал настоящую причину данной командировки и, прочитав очередную главу Книги пророка Исаии, пишет: «Если недалекие и тщеславные люди занимают высокие посты, то вскоре обнаруживаются горькие плоды их "деятельности". Окружение своей персоны изворотливыми дельцами и подхалимами, высокомерное и грубое обращение с подчиненными, бессовестная травля и устранение неугодных им лиц, незаслуженные оскорбления, издевательства и распространение ложных слухов с целью очернения, ради каких-нибудь личных выгод, ни в чем неповинных и честных тружеников — вот неполный перечень их позорного правления»28. Несомненно, автор переживал, что уже не вернется в кафедральный собор. Но через 20 дней командировка закончилась, и о. Владимир вернулся к служению в своем храме.
Эта история не сломила автора. Ярким и очень живым подтверждением незаурядного характера о. Владимира является его неустанная забота о нравственном состоянии служителей кафедрального собора. Поводом к этому могли стать неблагоговейное поведение и праздные разговоры священнослужителей в алтаре. Автор сообщает, что делал замечания нарушителям церковной дисциплины, что нередко приводило к обидам с их стороны29.
Для исправления неразумных священников автор придумал оригинальный способ и предложил его епископу Иоасафу, который его поддержал30. «Сегодня, — пишет автор, — в соборе было принято мое предложение — художественно оформить на полотне и поместить в алтаре текст: "ВСЯКОЕ НЫНЕ ЖИТЕЙСКОЕ ОТЛОЖИМ ПОПЕЧЕНИЕ"». Имея художественное образова-
24 Жохов В., прот. Библейские открытки. С. 343.
25 ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 19. Л. 130.
26 Жохов В., прот. Библейские открытки. С. 377-378.
27 Там же. С. 396.
28 Там же. С. 399-400.
29 Там же. С. 495.
30 АПЕУ Личное дело протоиерея В. П. Жохова. Л. 39.
ние и практический опыт художника-оформителя, о. Владимир изготовил из картона, а затем раскрасил коричневой масляной краской буквы для предназначенного в алтарь текста. Готовые буквы были размещены на полотно золотистого цвета длиной пять метров. Помощь в украшении главного алтаря собора оказывала супруга о. Владимира Елизавета. В тот день автор следующим образом комментирует Евангелие от Марка: «Через сорок дней после Воскресения на глазах изумленных апостолов совершилось Вознесение Господне на небо, куда и мы обязаны постоянно возноситься духом своим в молитвословиях и обращениях к Небесному Отцу. Но, к сожалению, наши вольные мысли чаще всего блуждают по земле и по мирским распутиям. Мы привыкли ограничивать себя пределами земли и временной жизни, забывая о драгоценной способности устремлять свои мысли через небесные пространства в лучезарную высь, к Богу. Христос для того и вознесся видимым образом, чтобы привлечь следом за Собой все наши желания и чувства туда, где восседает Он в Царстве Славы, туда, где находится все наше лучшее, драгоценное, вечное. Мы должны ежедневно искать как духовного воскресения со Христом, так и духовного вознесения "О ГОРНЕМ ПОМЫШЛЯЙТЕ, А НЕ О ЗЕМНОМ" (Колос 3. 2)»31.
29 мая 1969 г. большое полотно с надписью «ВСЯКОЕ НЫНЕ ЖИТЕЙСКОЕ ОТЛОЖИМ ПОПЕЧЕНИЕ» было окончательно размещено за престолом в главном алтаре. Однако уже через три месяца, по требованию настоятеля собора архимандрита Иоанна (Чувызгалова), полотно с надписью было снято, к большому сожалению о. Владимира32.
В июле 1969 г. о. Владимир предпринял еще одну попытку перехода в клир другой, на сей раз Владимирской, епархии по состоянию здоровья. Однако он был вынужден опять вернуться в Пермь, т. к. не получил регистрацию на служение в г. Суздаль33.
Несмотря на непростые отношения между священнослужителями, на страницах дневника, тем не менее, присутствует много и радостных событий, которые свидетельствуют о дружеских отношениях среди духовенства и их семей. Традиционно в праздники, особенно в дни рождения и дни ангела, дом Жохо-вых посещали архиепископ Леонид, а затем и епископ Иоасаф с духовенством собора. Такие же встречи были дома у протоиерея Николая Логинова, протоиерея Виктора Баранова, священника Иоанна Сексяева, диакона Петра Сек-сяева. В гости священники приходили вместе с женами, что способствовало сближению их между собой и оживлению отношений.
Итак, из содержания основной части дневника мы видим, что автором была прочитана и прокомментирована вся Библия. Данная работа была проделана
31 Жохов В., прот. Библейские открытки. С. 566, 573.
32 АПЕУ Личное дело протоиерея В. П. Жохова. Л. 47.
33 Там же. Л. 43, 45.
за 1 361 день, по числу глав в Библии, во время служения о. Владимира Жохова клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Перми. В процессе комментирования Библии автор использовал все свои многочисленные таланты: большую начитанность, умение использовать разнообразные принципы толкования Священного Писания, стихотворчество, знание поэзии, живописи и музыки. Несомненно, ежедневное чтение и размышление над Священным текстом отразились не только на страницах дневника, но и в жизни автора и его служении.
Вся рукопись первоначально состояла из большой стопки общих тетрадей. По мере накопления материалов сестра автора Н. П. Жохова набирала их на печатной машинке под копирку в количестве пяти экземпляров. После этого рукописи были прошиты в типографии, художественно оформлены собственноручно о. Владимиром и подарены всем детям. Дневник стал своего рода духовным завещанием отца детям. Несмотря на безбожные годы, проникновение в дух и смысл Библии помогло автору воспитать в своих детях глубокую веру в Бога, любовь к творчеству и земному Отечеству.
Встречи и общение с друзьями, разнообразные увлечения автора предоставляли ему не только возможность отдохнуть и провести время в общении с интересными людьми, но и проповедовать слово Божие вне стен храма самым разным людям и в самых разнообразных формах.
Представленные дневниковые заметки крайне важны для понимания истинной картины религиозной жизни в Перми в советский период. О. Владимир предстает как добрый пастырь, отличный проповедник и неравнодушный человек. Благодаря таким пастырям, несмотря на строгий контроль и давление со стороны советской власти, верующие люди, как свидетельствует дневник, стремились в храм для совместной молитвы и участия в таинствах. На страницах дневника получили свою оценку и многочисленные недостатки церковной жизни. Неслучайно именно негативные церковные события заставили автора в комментариях на Священный текст провести прямую связь между прочитанным и происходившим в тот период. Поводом для этого стали конфликты между духовенством, спровоцированные церковным советом, постоянным давлением со стороны контролирующих государственных органов. Опыт преодоления такого рода испытаний ценен для каждого христианина во все времена.
Несомненно, «Библейские открытки» о. Владимира Жохова познавательны не только для его родственников и знакомых, но и для любого читателя, так как знакомят с живым духовным опытом пастыря и создают детальную картину жизни и деятельности православного священника середины XX в. Опытом церковной и семейной жизни о. Владимира, накопленным в трудное время гонений на Церковь, смогут воспользоваться как сегодняшнее, так и будущие поколения христиан. Рукопись о. Владимира будет интересна и исследователям-богословам.
Источники
1. Архив Пермского епархиального управления (АПЕУ).
2. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. Р-1204. Оп. 1. Д. 19.
3. Жохов В., прот. Библейские открытки: (дневник). Машинопись, 1966-1969. Архив А. В. Жохова.
Литература
1. Алиева Л. В., Манойлова М. А. Дневник священника Василия Лирина прихода д. Ли-сьё Печорского района (1927-1945 гг.) // Сборник материалов XIII Международных Александро-Невских чтений. Псков, 2022. С. 37-39.
2. Кетов К. А. Жизнь и священническое служение протоиерея Владимира Жохова в условиях советской атеистической системы // Научно-богословский вестник Пермской духовной семинарии. 2021. № 1 (4). С. 101-117.
3. Марченко А., прот. Архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков) — участник движения за отмену «приходской реформы» // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 2 (39). С. 48-62.
4. Марченко А., прот. Личные дела высшего духовенства Русской Православной Церкви для изучения государственно-церковных отношений 1943-1985 гг. // Отечественные архивы. 2007. № 4. С. 1-7.
5. Поспеловский Д. В. История Русской Православной Церкви в XX столетии. М., 1995.
6. Солодов Н. В. «Перед судом пастырской совести». Дневник священника Василия Соколова «Боровецкого» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 306-327. EDN: OWASSK ; DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-306-327
7. Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009.
8. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече, Лепта, 2010.
Archpriest Andrei V. Sapsai
ARCHPRIEST VLADIMIR ZHOKHOV AS A REPRESENTATIVE OF THE URALS EDUCATED ORTHODOX CLERGY IN THE 1960-1970s (BASED ON MATERIALS FROM HIS PERSONAL DIARY)
Abstract. The article analyzes contents of the personal diary of Archpriest Vladimir Platonovich Zhokhov, cleric of the Holy Trinity Cathedral in Perm. The biography of Fr. Vladimir is well known, though his extensive literary activity is undeservedly forgotten; his diary has not yet been published, and its contents have not been subjected to scientific analysis. This article reveals the value of the personal diary of Fr. Vladimir, kept in his son A. V. Zhokhov's archive as a documentary source, which is a precious historical evidence of the era experienced by the author and a description of his life. As for its structure, the diary consists of an introduction and
npoTOMepeft A. B. Cancan
main part, an afterword and some notes. The article discusses the main part of the diary, which is of the greatest interest for research. The diary entries of the main part are dated 1966-1969 and represent the author's daily comments on each chapter of the Bible read one-by-one. For the period of less than 4 years, the diary author had read and commented on the entire Bible. A distinctive feature of his commenting on the Bible is that the author, using various principles of interpretation of the Holy Scriptures, resorts to his own poetry, as well as to the world poetry, painting and music. It is noteworthy that in the main part of the manuscript, after making comments on the Bible, the author always described numerous family events and his hobbies, as well as the state of parish life in the Perm diocese during the persecution period of the middle of the 20th century. It is usually believed that during that period a full-fledged spiritual and church life of a person was absent. However, the diary data testify that in the 1960s, despite strict control and restrictions on the part of the authorities, a large number of believers rushed to the temple for joint prayer and spiritual communion. Numerous shortcomings of the church life were also assessed on the pages of the diary, which forced the author to comprehend the events that took place at that time in the light of the analyzed passage of the Holy Scriptures. The reason for that was the ongoing conflict among the clergy, provoked by the church council and strong pressure from the controlling state bodies. The events that occurred in the Perm Holy Trinity Cathedral have been restored by the author of the article into a complete narrative based on a variety of diary entries. The author of the article has concluded that the daily reading and pondering on the Holy Scriptures passages was reflected not only on the pages of the diary, but also in the life of its author. Despite the anti-religious period, Fr. Vladimir was able to instill in his children a deep faith in God and preach the Word of God to most diverse social groups of people outside the walls of the temple, thanks to penetration into the spirit and meaning of the Bible. The notes on the church life of the Perm diocese are important for understanding the true picture of religious life in Perm during the Soviet period. In his personal diary, Fr. Vladimir is seen as a good shepherd, brilliant preacher and a caring person, showing an example of true Christian love and service to the Church.
Keywords: Archpriest Vladimir Zhokhov, personal diary, Holy Trinity Cathedral in Perm, Perm diocese
For citation: Sapsai A. V. Protoierei Vladimir Zhokhov kak predstavitel' obrazovannogo pravoslavnogo dukhovenstva Urala 1960-1970-kh gg. (po materialam lichnogo dnevnika) [Archpriest Vladimir Zhokhov as a Representative of the Urals Educated Orthodox Clergy in the 1960-1970s (Based on materials from his personal diary)]. Vestnik Ekaterinburgskoi duk-hovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2023, no. 42, pp. 169183. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-169-183
About the author: Sapsai Andrei Vasilievich, Archpriest — PhD (Theology), Deputy Vice-Rector for Academic Affairs of the Perm Theological Seminary (Russia, Perm). E-mail: [email protected]
Submitted on 23 January, 2023 Accepted on 05 May, 2023
References
1. Alieva L. V., Manoilova M. A. Dnevnik sviashchennika Vasiliia Lirina prikhoda d. Lis'e Pechorskogo raiona (1927-1945 gg.) [Diary of Priest Vasily Lirin of the Parish of the Lisye Village in Pechora District (1927-1945)]. Sbornik materialov XIIIMezhdunarodnykh Alek-sandro-Nevskikh chtenii [Collection of Materials of the 13th International Alexander Nevsky Readings]. Pskov, 2022, pp. 37-39.
2. Ketov K. A. Zhizn' i sviashchennicheskoe sluzhenie protoiereia Vladimira Zhokhova v usloviiakh sovetskoi ateisticheskoi sistemy [The Life and Priestly Ministry of Archpriest Vladimir Zhokhov Under the Soviet Atheistic System]. Nauchno-bogoslovskii vestnik Permskoi dukhovnoi seminarii — Scientific and Theological Bulletin of the Perm Theological Seminary, 2021, no. 1 (4), pp. 101-117.
3. Marchenko A., prot. Arkhiepiskop Permskii i Solikamskii Leonid (Poliakov) — uchastnik dvizheniia za otmenu "prikhodskoi reformy" [The Archbishop of Perm and Solikamsk Leonid (Polyakov) Is a Member of the Movement for the Abolition of "the Minister's Reform"]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 2: Istoriia. Is-toriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi — St. Tikhons University Review. History. Russian Church History, 2011, no. 2 (39), pp. 48-62.
4. Marchenko A., prot. Lichnye dela vysshego dukhovenstva Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi dlia izucheniia gosudarstvenno-tserkovnykh otnoshenii 1943-1985 gg. [Personnel Files of the Highest Clergy of the Russian Orthodox Church for the Study of State-Church Relations of 1943-1985]. Otechestvennye arkhivy — Domestic archives, 2007, no. 4, pp. 1-7.
5. Pospielovsky D. V. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v XX stoletii [History of the Russian Orthodox Church in the 20th Century]. Moscow, 1995.
6. Solodov N. V. «Pered sudom pastyrskoi sovesti». Dnevnik sviashchennika Vasiliia Sokolova «Borovetskogo» ["Judged by the Pastoral Conscience". Diary of Vasily Sokolov "Borovetsky"]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 36, pp. 306-327. EDN: OWASSK ; DOI: 10.24412/2224-5391-2021-36-306-327
7. Fedotov A. A. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' v 1943-2000gg.: vnutritserkovnaia zhizn' vzaimootnosheniia s gosudarstvom i obshchestvom (po materialam Tsentral'noi Rossii) [The Russian Orthodox Church in 1943-2000: Internal Church Life, Relations with the State and Society (Based on Materials from Central Russia)]. Ivanovo, 2009.
8. Shkarovskii M. V. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' v XX veke [Russian Orthodox Church in the 20th Century]. Moscow, 2010.