Научная статья на тему 'На полях сражений и в тылу в 1914-1916 годы: по материалам дневника архиепископа новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого)'

На полях сражений и в тылу в 1914-1916 годы: по материалам дневника архиепископа новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
643
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ / НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ДОМ / ЕПАРХИАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПОМОЩИ ФРОНТУ / ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ЛАЗАРЕТ / БЕЖЕНЦЫ / ЦЕРКОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / THE FIRST WORLD WAR / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / HOLY SYNOD / STATE COUNCIL / NOVGOROD EPARCHY / EPARCHIAL HOME / EPARCHIAL AID COMMITTEE TO THE FRONT / EPARCHIAL HOSPITAL / REFUGEES / CHURCH VALUABLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефремова Ольга Николаевна

Дневник митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) за 18801917 гг. хранится в Государственном архиве Российской Федерации. Однако за годы Первой мировой войны, когда преосвященный Арсений был еще архиепископом, тетради дневника сохранились не полностью. Отсутствует тетрадь с ноября 1916 г. по август 1917 г., когда открылся Собор Русской Православной Церкви, так как последняя сохранившаяся тетрадь дневника посвящена событиям собора и имеет название «На Соборе». Тем не менее даже этот неполный материал дневника имеет важное значение. Архиепископ Арсений, являясь членом Государственного совета, присутствующим членом Святейшего Синода, с полной серьезностью относился к своему дневнику и заносил в него все наиболее важные (с его точки зрения) документы и события в государственной, общественной и церковной жизни того времени. В тетрадях за 1914-1916 гг. представлены письма с фронта, письма архиепископа Варшавского и Привислинского Николая (Зиорова), настоятельницы Свято-Троицкого Сергиева монастыря в Риге игуменьи Сергии (Мансуровой). Преосвященный Арсений освещал множество проблем, возникавших как в Новгородской епархии, так и во всей Русской Церкви в ходе Первой мировой войны: события на фронтах и помощь фронту от населения, помощь раненым и их семьям, семьям убитых, сиротам, проблемы беженцев и эвакуации насельников монастырей, детских приютов; эвакуации церковных ценностей из епархий, близких к линии фронта, проблемы с продовольствием, проблемы церковной жизни и другие вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the battlefield and in the rear in 1914-1916: based on the diary of Archbishop of Novgorod and Staraya Rusa Arseny (Stadnitsky)

The diary of Metropolitan of Novgorod and Staraya Russa Arseny (Stadnitsky) for a period of 1880-1917 is kept in the State Archive of the Russian Federation. However, during the First World War when Right Reverend Arseny was Archbishop, not all notebooks of the diary were saved. One notebook was absent and it covered a period from November 1916 to August 1917 when the Council of the Russian Orthodox Church was open as the last preserved diary notebook was dedicated to the Council events and was titled “At the Council”. But even this incomplete material of the diary is of the greatest importance. Archbishop Arseny, a member of the State Council and present member of the Holy Synod and Doctor of Church history had a very serious attitude to his diary and described there the most important (from his point of view) documents and events in the state, social and church life of that time. In the notebooks of the 1914-1916 years there are letters from the front, letters of Archbishop of Warsaw and Privislinsky Region Nikolay (Ziorov) and of Mother Superior of the Holy Trinity St. Sergius convent in Riga Sergiya (Mansurova). Right Reverend Arseny covered many problems in the Novgorod eparchy and in the Russian Church as a whole during the First World War such as front events and assistance of the population to the front; aid to the wounded and their families, the families of killed in action and orphans; refugees and evacuation of the monasteries and orphanages; evacuation of church valuables from eparchies close to the front; applications of some hierarchs to the Holy Synod about sending them to the front as army priests; food problems; church life and divine services during the war and other issues.

Текст научной работы на тему «На полях сражений и в тылу в 1914-1916 годы: по материалам дневника архиепископа новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого)»

Ефремова Ольга Николаевна, науч. сотр. Научно-исследовательского отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ [email protected]

На полях сражений и в тылу в 1914—1916 годы:

ПО МАТЕРИАЛАМ ДНЕВНИКА АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО

и Старорусского Арсения (Стадницкого)

О. Н. Ефремова

Дневник митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) за 1880— 1917 гг. хранится в Государственном архиве Российской Федерации. Однако за годы Первой мировой войны, когда преосвященный Арсений был еще архиепископом, тетради дневника сохранились не полностью. Отсутствует тетрадь с ноября 1916 г. по август 1917 г., когда открылся Собор Русской Православной Церкви, так как последняя сохранившаяся тетрадь дневника посвящена событиям собора и имеет название «На Соборе». Тем не менее даже этот неполный материал дневника имеет важное значение. Архиепископ Арсений, являясь членом Государственного совета, присутствующим членом Святейшего Синода, с полной серьезностью относился к своему дневнику и заносил в него все наиболее важные (с его точки зрения) документы и события в государственной, общественной и церковной жизни того времени. В тетрадях за 1914—1916 гг. представлены письма с фронта, письма архиепископа Варшавского и Привислинского Николая (Зиорова), настоятельницы Свято-Троицкого Сергиева монастыря в Риге игуменьи Сергии (Мансуровой). Преосвященный Арсений освещал множество проблем, возникавших как в Новгородской епархии, так и во всей Русской Церкви в ходе Первой мировой войны: события на фронтах и помощь фронту от населения, помощь раненым и их семьям, семьям убитых, сиротам, проблемы беженцев и эвакуации насельников монастырей, детских приютов; эвакуации церковных ценностей из епархий, близких к линии фронта, проблемы с продовольствием, проблемы церковной жизни и другие вопросы.

Новгородская епархия в годы Первой мировой войны была относительно далека от линии фронта, однако проблемы войны не могли оставаться без внимания такого активного архипастыря, каким был архиепископ Арсений (Стадницкий). Иерарх старался следить за всеми сторонами военной жизни. Дневник архипастыря содержит множество интересных фактов и материалов, связанных с войной. В дневнике можно найти ответы на разные вопросы духовной жизни, сведения о состоянии общества, об отдельных личностях, различных ситуациях, возникающих в военное время.

Так, в начале войны владыка Арсений писал о воодушевлении, охватившем русский народ, и о его духовном подъеме: «Вместе с другими городами и наш "Ве-

ликий Новгород" проявил чувство народного воодушевления в манифестациях»1. 22 июля 1914 г. Преосвященный отслужил молебен о скорейшем даровании победы на площади Новгородского Кремля и сказал архипастырское слово. В первые же дни войны он напутствовал отправляющиеся на фронт гарнизоны. 28 сентября в Софийском соборе владыка совершил молебен с акафистом Спасителю о даровании победы русскому оружию в присутствии учащихся, а также начальников, преподавателей и воспитателей всех средних учебных заведений Новгорода. «Моление было торжественное, внушительное и умилительное. Сотни молодых голосов раздавались под сводами вековой Св. Софии в молитве к Господу Воинств о даровании победы»2. Однако воодушевление достаточно быстро сменилось некоторым нетерпением, когда произойдет разгром врага, затем некоторым отрезвлением и далее тревогой, перемежающейся унынием даже в самых трезвых умах. Архиепископ Арсений отмечал в своем дневнике все крупные сражения, перемещения и изменения в положении наших войск по публикациям в газетах. По дневниковым записям с комментариями хода военных действий можно составить историю войны глазами архиерея. Вот лишь две записи из дневника от 4 июня 1915 г.: «Не хочется газет и читать. Подступают ко Львову, а мы отступаем. В Хотинском уезде, в знакомых мне селах, Грожинцах, Ченолосах, Щербинцах, Баламутовке, Ржовинцах, идут сражения3. Враги хотят подступить к Хотину и Каменцу и зайти в тыл нашим войскам в Галиции или... заставить их отступить»4 и от 11 октября того же года: «А конца войны не видно. Теперь идут ужасные бои под Двинском и Ригою. Неприятель верстах в десяти от того и другого. Наши геройски отбиваются и наступают. С замиранием сердца берешь телеграммы, — не пал ли Двинск, Рига? Тогда откроется для неприятеля путь на Петроград через Псков и Новгород...»5.

Архиепископ Арсений переписывал в дневниковые тетради наиболее ценные и интересные письма и свои ответы, предваряя пришедшие письма иногда своими комментариями. Так, в дневнике оказались письма с фронта новгородца, генерал-лейтенанта А. А. Душкевича6, командира 1-го армейского корпуса, «очень хорошего и прямого человека, не из штабных, но настоящего вояки: сражался с японцами и многажды ранен»7. Письма поражают характером и твердостью духа этого человека, свидетельствуют о крепких духовных узах с новгородским архипастырем.

Первое письмо от 28 октября 1914 г.: «Здравствуйте, дорогой и глубокоуважаемый Владыко! Давно уже собирался написать Вам, но хотел сообщить что-нибудь хорошее, но все не удавалось. Били немцев понемногу, то мы их, то они нас, так с переменным счастьем, но недавно вздули их по-новгородски. Много

1 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 2 об.

2 Там же. Л. 13 об.

3 Архиепископ Арсений родился в селе Комарово Хотинского уезда и перечисленные села — родные ему с детства места.

4 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 28.

5 Там же. Д. 519. Л. 45.

6 Душкевич Александр Александрович (1853-1918), русский военачальник, генерал от инфантерии (1915).

7 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 17 об.

уложили на месте, человек 200 с офицерами взяли в плен и 12 пушек и 4 пулемета. Это уже успех! Вздули их под Варшавой, и они теперь удирают, а мы их подгоняем. Бог даст, вернусь, расскажу, а теперь нельзя»8.

В своем ответе Владыка старался духовно поддержать генерала и всю 22-ю новгородскую пехотную дивизию, входящую в состав 1-го армейского корпуса: «"Мажорный" тон Вашего письма свидетельствует о Вашем здоровье и благополучии. Слава Богу! Мы молимся о всех вас, радуемся вашими радостями и скорбим вашими скорбями. Душа наша с вами. Стараемся облегчить положение наших дорогих защитников не словами только, но и делом. У нас, например, устроены разного рода мастерские, в которых изготовляется белье и теплые вещи. У меня, в моем доме9, многолюдная мастерская, где работают разные дамы всякого возраста и состояния. И с какою любовью они это делают! Выработанные изделия мы посылаем... в "нашу" дивизию. Надеюсь, Вы все это получаете, и мы рады, что хоть чем-нибудь можем высказать свое участие. У нас много лазаретов, и в моем доме. С какою любовью новгородцы, да конечно и вся Россия относятся к больным и раненым, какою ласкою окружают их! Княжны Голицыны10, дочь Иславина11 и другие аристократки подвизаются в деле милосердия в качестве сестер. Когда же Вы возвратитесь к нам? Неужели еще мало вздули немцев? Пора бы им убедиться, что трудно прати противу рожна. Только что в принесенной газете прочитал радостное известие о награждении Вас Владимиром с мечами12. Душевно поздравляю и радуюсь, что Ваша боевая опытность нашла справедливую оценку свыше. Да хранит Вас Господь предста-тельством новгородских святых и моими недостойными молитвами»13.

В письме от 2 декабря 1914 г. генерал Душкевич писал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой и глубокочтимый владыка Арсений! С чувством неизмеримой радости получил Ваше любезное письмо. Не писал раньше: хотелось уведомить о чем-нибудь радостном, но на долю нашего корпуса все выпадают тяжелые и невидные задачи по задержанию противника, тогда как другие армии обходят их с того или другого корпусного фланга. Наша дивизия дралась молодецки, но тает с каждым днем. О моем тяжелом нравственном состоянии и говорить нечего, прямо изнемогаешь от утомления. Ответственность за жизнь ближних, постоянное напряжение подрывает силы. Хорошо, если бы двигаться вперед, тут первый подъем, а тут стой и умирай, и при этом будь хладнокровен и распорядителен. Теперь война зависит от умения распределять силы, умело их сосредоточить. Линия боя верст на 50—60, все идет по телеграфу и телефонам. До свидания, дорогой Владыко, помолитесь об успехе дела. Крепко обнимаю и целую Вас. Ваш А. Душкевич»14. Надо отметить, что Александру Александрови-

8 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 17об.

9 Имеется в виду Епархиальный дом в Новгороде, построенный стараниями архиепископа Арсения и получивший название «Арсеньевский».

10 Речь идет о пяти дочерях князя П. П. Голицына (1856—1914), егермейстера Двора, члена Государственного Совета, новгородского уездного и губернского предводителя дворянства.

11 Иславин Михаил Владимирович (1864—1942), новгородский губернатор (1913—1917).

12 25.10.1914 г. А. А. Душкевич награжден орденом Св. Владимира 2-й степени с мечами.

13 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 17 об. - 18.

14 Там же. Л. 31-31об.

чу был уже 61 год и во время русско-японской войны он был трижды ранен — в голову, грудь и руку. Особенно пулевое ранение в грудь, полученное в Маньчжурии, чрезвычайно отрицательно сказалось на его здоровье, тем не менее он продолжал воевать и только в апреле 1916 г. был зачислен в резерв чинов при штабе Петроградского военного округа.

В следующем письме, от 11 декабря 1914 г., генерал сообщал: «Собираюсь написать Вам большое письмо, но не знаю, позволят ли немцы. Сегодня 38 день беспрерывного и безостановочного боя и днем, и ночью. Прямо удивляешься, как хватает сил выносить все это. На таком фоне наших неудач недавно светлым лучом мелькнуло дело наше. Вышло дело так: в ночь с 8-го на 9-е я поехал на боевые позиции 24-й пехотной дивизии и узнал, что передовые части два дня не сменялись, приказал сменить их частями резерва. .Как в резерве, так и в боевой линии говорил зажигательные солдатские речи, выясняя необходимость защиты родины, порабощенной немцами. Причем добавил, что немцы (действительно так) часто поднимают руки и говорят, что сдаются, а когда к ним подойдут, они хватают ружья и бьют наших, или кричат, что они русские, — приказал не слушать никого и всех бить. В одиннадцатом часу вернулся домой. Немцы рассчитали, что лучше атаковать нас ночью, в 11-12 часов, так показали пленные и найдены приказы Гинденбурга15. Около 11. 30 четыре полка немецкой пехоты тихо без выстрела подошли к нашим окопам и бросились на красноярские части полка, те, конечно, не выдержали натиска и отступили от половины до версты назад. В это время подошли сменяющие части, подкрепили красноярцев и начался смертельный бой. После долгого боя немцы убежали. Наутро насчитали свыше 1000-1200 трупов, а раненых, убежавших неизвестно, но должно быть их немало. Взято в плен 168 нижних чинов и 5 офицеров. Победа полная и все по милости Бога, внушившего мне мысль, так сказать, подготовить отпор. В общем, дорогой Владыко, дела наши неважные (это только для ушей моего друга владыки Арсения). Наш 1-й корпус дерется прямо геройски. Шесть дней вся защита Лодзи держалась на нас, и из 32 тысяч стало 4, и все-таки выдержали, будучи окружены немцами с трех сторон и с четырьмя тысячами защищали 12 верст. Заслуга очень большая, но, конечно, не признается, как все великое. Немцы, так были уверены, что возьмут нас всех живьем, что даже прислали парламентера с предложением сдаться. Я, конечно, отказал, а так как у него не было письма Главнокомандующего армией, то я его отправил как военнопленного в арсенал. Опять тут просил Божией помощи, ни на что другое рассчитывать было нельзя.

Теперешние бои, дорогой Владыко, ведутся на сто верст и более, и неудача в одном месте парализует успех всей операции. Надо быть талантливым полководцем, чтобы иметь успех, а силой теперь ничего не сделаешь. Вся задача в умелой комбинации войск. Потери так велики, что в двух полках осталось по одному офицеру, а без офицеров солдаты как стадо баранов, разбегающихся при первом брошенном чемодане (так солдаты назвали снаряды тяжелой артиллерии). Пока, благодаря милости Божией, хотя мы имеем самые тяжелые задачи, все-таки дер-

15 Фон Гинденбург Пауль (1847-1934), немецкий военный и политический деятель, генерал-фельдмаршал (02.11.1914), главнокомандующий на Восточном фронте (ноябрь 19141916), начальник Генерального штаба (1916-1919). Рейхспрезидент Германии (1925-1934).

жимся с успехом. Взяли за это время 14 немецких пушек, 20 пулеметов и понесли там большие потери. До свидания, дорогой Владыко, крепко обнимаю и целую, помолитесь о вашем верном друге Александре, чтобы додержаться до конца. Ваш Александр»16. 26 февраля 1915 г. А. А. Душкевич был награжден орденом Белого орла с мечами.

Нашли место в дневниковых тетрадях и письма архиепископа Варшавского и Привислинского Николая (Зиорова). Эти письма ценны не только с точки зрения церковной жизни и ситуации в Варшавской епархии, но и с точки зрения характеристики самого Преосвященного, его горячих и резких взглядов на некоторые обстоятельства церковной жизни, происходивших в то время, а также его оценки отдельных архиереев. Из письма архиепископа Николая, полученного 16 августа 1914 г., читаем: «Объявление мобилизации в Привислинском крае вызвало панику в духовенстве: православные попы стали без оглядки удирать куда попало17, — особенно так называемые "идейные попы"... Просто позор один! Ксендзы, пасторы и раввины оставались на своих местах, а наши попы задавали "дрю-ля-ля"... Должен был принять исключительные меры к успокоению, и, между прочим, объявлением, что остаюсь здесь до окончания войны. А викарий мой первым записался на выезд в Москву18... Теперь несколько успокоились, когда вошли войска в пределы наши. Протоиерея Семеновского в Калише сперва избили, а затем взяли в плен и отвезли в Познань19 (он не успел удрать). Протоиерея Заркевича ранило бомбой (в Млаве)20... Спрашивали, где живет русский епископ; ergo21... Антоний Харьковский22 писал мне, что его вызывает в Петербург Саблер23 и граф Бобринский24 для совещаний по поводу галичских дел: предполагают послать его на войну в Австрию для обращения в православие униатов-руссинов... Просто непостижимо, что делают все эти господа!»25 Однако предположения о назначении архиепископа Антония в Галицию не оправдались,

16 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 31 об. - 32.

17 Здесь и далее подчеркнуто автором дневника.

18 Иоасаф (Каллистов Павел Дмитриевич, 1850-1920), епископ Новогеоргиевский (19121917), викарий Варшавской епархии, эвакуировался в Москву. По удалении обер-прокурором В. И. Львовым с Московской кафедры митрополита Макария с 02.04.1917 г. — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, а также временно управляющий Московской епархией по 04.07.1917 г.; архиепископ с 15.08.1917 г.

19 Семеновский Николай, благочинный, протоиерей, настоятель храма Петра и Павла в Калише; после ареста сначала был перведен в Скольненище, а затем в Познань. 28.08.1915 г. его обменяли на немецкого пастора. Через Швецию и Финляндию вернулся в Россию.

20 Заркевич Иаков, благочинный, протоиерей, настоятель храма вмч. Георгия в Млаве.

21 Итак, следовательно (лат.).

22 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 1863-1936), архиепископ Харьковский и Ахтырский (1914-1917). В дальнейшем председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей (1922-1936).

23 Саблер (Десятовский) Владимир Карлович (1845-1929), обер-прокурор Св. Синода (1911-04.07.1915).

24 Вероятно, Бобринский Георгий Александрович (1863-1928), граф, генерал-адъютант (1915), генерал-губернатор Галицийского генерал-губернаторства (1914). После упразднения Галицийского генерал-губернаторства (17.03.1916) в распоряжении главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта.

25 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 9 об. - 10.

так как, по словам митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира26, «его не хотят там, на верхах, Сазонов27, и Маклаков28. Желают преосвященного Евлогия29, который с этою целью и приезжает 25 августа в Петроград»30.

10 декабря 1914 г. владыка Арсений получил вновь «довольно интересное письмо от 28 ноября» от преосвященного Николая, в котором он касался проблемы беженцев, бомбежек Варшавы, состояния духовенства, верующих, поляков, евреев и других вопросов. Архиепископ Арсений привел его полностью: «Ваше Высокопреосвященство, возлюбленнейший о Господе брат. Будьте здоровы, возмогайте о Господе. Вчера вечером совершенно неожиданно получил от Вашей благостыни тысячу рублей в пользу пострадавших от войны... Не знаю, как Вас и благодарить за столь великий дар! У нас теперь есть немало страждущих псаломщиков из мест, разоренных немцами, учителей и учительниц. На них, я думаю, прежде всего следует распространить Ваш дар. Более 65 беженцев из духовного ведомства помещалось у меня в духовном училище до 1 ноября; а с 1 ноября многие уехали на места, а другие перешли на квартиры. Бой у Варшавы продолжался восемь суток — и днем, и ночью. Стекла звенели, дом сотрясался... 1-го и 5 октября служил в новом соборе под гром пушек... С аэропланов бомбы бросают очень часто над Варшавой и причиняют много несчастий. На Введение во храм Пресвятой Богородицы — во время литургии были брошены три бомбы неподалеку от собора; я не заметил этого; но Великая княгиня Елизавета Федоровна31 говорила мне, что слышала взрыв и удивлялась, что эти взрывы уже не производили никакого смущения в молящихся. Госпиталей и лазаретов здесь бесчисленное множество; я езжу каждую неделю по несколько раз, и все еще остаются новые, не посещенные мною. Эти две недели был болен: жестоко простудился; теперь лучше...

Мое положение в первые месяцы было ужасное: почти все духовенство приготовилось к бегству и стоило больших усилий их задержать на местах... Я никогда не предполагал, чтобы людьми овладевал такой животный страх... Теперь ждем не дождемся мира и успокоения; но едва ли скоро сие будет? Война кончится и будет общее жидотрепание... И теперь уже по местам было, например в Городище. Обвиняют жидов в шпионаже. Возбуждены даже и войска против

26 Владимир (Богоявленский Владимир Никифорович, 1848-1918), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1912), митрополит Киевский и Галицкий (1915); священномученик.

27 Сазонов Сергей Дмитриевич (1860-1927), министр иностранных дел (1910-1916).

28 Маклаков Николай Алексеевич (1871-1918), министр внутренних дел (1913-05.07.1915), гофмейстер Двора (1913), член Государственного совета (1915)

29 Евлогий (Георгиевский Василий Семенович, 1868-1946), архиепископ Волынский и Житомирский (1914), депутат II и III Государственной думы. После занятия русской армией территорий Австро-Венгрии управляющий церковными делами в оккупированных областях; с осени 1914 г. руководил массовым обращением в Галиции униатских приходов в православие, что привело к его обвинению частью российского общества в русификаторской политике, а также вызвало негативную реакцию униатов. В дальнейшем управляющий русскими приходами в Западной Европе, митрополит.

30 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 12.

31 Преподобномученица Елисавета (Елизавета Феодоровна, урожд. принцесса Гессен-Дармштадтская, 1864-1918), Великая княгиня, супруга Великого князя Сергея Александровича, создательница и настоятельница Марфо-Мариинской обители (1909-1918).

них. Ко мне являлись депутации с раввинами во главе просить защиты... Но и поляки тоже свою думу думают, — для нас — русских, не особенно полезную.

Ну, как Вы там поживаете? Теперь уже и Вы в синодалы попали. Поздравляю. Надеюсь, что не забудете и нас там, когда это понадобится. А когда же Государственный совет? На днях был у меня Родзянко32, председатель Государственной думы. Говорил, что предполагают открыть законодательные палаты 1 февраля. Дал бы Бог; а то уж совсем соскучился сидеть здесь, как вран на нырище. Вручаю себя молитвам Вашим, с братскою во Христе любовию есмь Ваш покорнейший слуга и богомолец Николай, архиепископ Варшавский»33.

5 мая 1915 г. на заседании Св. Синода обсуждался довольно необычный вопрос о поступлении преосвященного Таврического Димитрия (Абашидзе)34 рядовым священнослужителем в Черноморскую эскадру. Обер-прокурор Саблер, прежде чем представить письмо Св. Синоду, позволил себе предварительно доложить его Государю, который написал на нем: «Очень похвальное желание»35. Однако члены Св. Синода отнеслись к этому письму неодобрительно, хотя на нем уже была царская резолюция.

Архиепископ Арсений достаточно резко высказался по этому поводу: «Нет сомнения, что вся Россия объединилась теперь в непреклонном желании одолеть врага... И мы, архиереи и иереи, готовы бы пойти на поле военных действий. Но я полагаю, что оказывать возможное содействие в военном деле можно и должно здесь, в тылу. Виды этого содействия многоразличны. <...> Архиерей, остающийся дома и заботящийся об этом многообразном содействии, окажет значительно больше пользы, чем архиерей, исполняющий обязанности черед-ного священника, каких можно найти в достаточном числе. Из нашей среды есть уже один — преосвященный Трифон, тоже из князей, правда из викариев, который обслуживает какую-то холодную церковь в качестве чередного иеромонаха. Я и спрашиваю, что же? Где бы он больше пользы принес? Теперь ли, или оставаясь в Москве как старейший из викариев, знающий Москву и пользующийся влиянием среди высшего класса, особенно при преклонных летах митрополита36. Что, если мы все — архиереи — бросим свои епархии? Будет ли это способствовать военным успехам больше, чем если мы остаемся на местах? Ну что ж? Один князь-епископ — на суше, другой князь — во флоте, третий князь

32 Родзянко Михаил Владимирович (1859—1924), политический деятель, лидер партии Союз 17 октября (октябристов), гофмейстер Двора (1899), председатель Государственной думы III и IV созывов. Один из лидеров Февральской революции 1917 г., в ходе которой возглавил Временный комитет Государственной думы.

33 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 25-25 об.

34 Димитрий (в схиме Антоний, князь Абашидзе Давид Ильич, 1867-1942), епископ Таврический и Симферопольский (1912). С 1914 г. участник Первой мировой войны в качестве рядового священнослужителя Черноморской эскадры. С 06.05.1915 г. — архиепископ, назначен исполняющим обязанности штатного судового священника на линкоре «Св. Пантелеимон». За проявленное мужество получил награду — панагию на Георгиевской ленте. 21.06.2011 г. Св. Синодом Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии: преподобноисповедник.

35 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 23.

36 Макарий (Невский (Парвицкий) Михаил Андреевич, 1835-1926), митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), святитель Московский.

епископ Уфимский Андрей37 — может быть в авиации, а четвертый, тоже чуть ли не из князей, Владимир (Путята) Пензенский38, может быть в автомобильную роту. Таким образом, каждый род войск будет иметь своего представителя из епископов»39. Митрополит Владимир высказался тоже против, так как «всякая епархия есть тоже большой корабль». А митрополит Флавиан40 со свойственною ему иногда определенностью стиля выразился: «Безумцы! Пусть оставит епархию и идет себе на корабль. Бог знает, что выдумывают»41. Постановили: повременить, но 16 мая в отсутствии владыки Арсения обер-прокурор на заседании Св. Синода настоял на удовлетворении просьбы преосвященного Димитрия «поступить простым иеромонахом во флот» 42.

30 мая 1915 г. архиепископ Арсений получил очередное язвительное письмо от преосвященного Николая от 25 мая, в котором также шла речь об архиереях, рвущихся на фронт, и записал в дневниковой тетради: «Письмо настолько характерно, что я приведу его полностью, тем более что убийственный почерк его не всеми может быть разобран; а я, искушенный по всяческим, могу почти безошибочно разобраться в нем:

"Святителю отче Арсение, моли Бога о нас грешных! Еще раз благодарю Вас за добрый привет из Петрограда с Монаршей милостью и взаимно приветствую Вас с таковою. Надеюсь, что это не последняя для Вас милость... Многим-многим дали эти милости: просто через край сыпали... Все это делает Саблер, или пред скорою смертью, или пред отставкой своей, как мудрый домоправитель (читай Евангелие от Луки). А «косоглазому»43 все-таки не дали бриллиантового креста на клобук, хотя он очень его желал и надеялся получить. Хотелось бы мне провалить его и на выборах в члены Государственного совета... Я подал голос за троих: Алексия, архиепископа Владимирского44, Серафима, архиепископа Тверского45 и Кирилла, архиепископа Тамбовского46. А Ваську Скворцова из тайного

37 Андрей (князь Ухтомский Александр Алексеевич, 1872-1937), епископ Уфимский и Мензелинский (1913), миссионер.

38 Владимир (Путята Всеволод Владимирович, 1869-1937), архиепископ Донской и Новочеркасский (1914), архиепископ Пензенский и Саранский (1915-1917), лишен сана (1918), перешел в обновленческий , а затем в григорианский раскол; дворянин, но не из княжеского рода Путята.

39 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 23 об.

40 Флавиан (Городецкий Николай Николаевич, 1840-1915), митрополит Киевский и Га-лицкий (1903).

41 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 23 об.

42 Там же. Л. 25.

43 Архиепископ Никон. — Примеч. автора дневника. Имеется в виду Никон (Рождественский Николай Иванович, 1851-1918(1919)), архиепископ Вологодский и Тотемский (1913), член Государственного Совета, председатель Издательского совета при Св. Синоде.

44 Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич, 1859-1919), архиепископ Владимирский и Шуйский (1914).

45 Серафим (Чичагов Леонид Михайлович, 1856-1937), архиепископ Тверской и Кашинский (1914), член Государственного Совета (1916), митрополит Ленинградский (1928); свя-щенномученик.

46 Кирилл (Смирнов Константин Илларионович, 1863-1937), архиепископ Тамбовский и Шацкий (1913-1918), митрополит Казанский и Свияжский (1920); священномученик.

сплетника сделали тайным только советником47: видно, разочаровались в нем и в его сплетнях!.. Эта гадина теперь и приняла новый курс в направлении «Колокола» — антиархиерейский.

Таврический дуралей48 последовал по стопам Дмитровского дуралея49. Бросить епархию, да еще приморскую, и идти во священники флотские — не глупость ли это непроходная?! Удивляюсь, как еще доселе не выкинул ни одного коленца в сем роде Харьковский фигляр50?! Ведь он только на этом и выезжает. А Финляндский глухарь51 молчком обделывает свои делишки на славу.

Живу с 15 мая на семнадцатом форту Новогеоргиевской крепости среди христолюбивого воинства... по совету врачей, дышу чудным лесным воздухом. <.> Ваш покорнейший слуга Николай, архиепископ Варшавский"»52.

Архиепископ Николай покинул Варшаву незадолго до сдачи ее неприятелю, не сдержав своего слова. Архиепископ Арсений писал: «Несомненно, что ему именем Государя приказано оставить Варшаву. Но дело в том, что никто этих подробностей и обстоятельств его ухода не знает. А факт тот, что он оставил во дни испытаний свою паству, хотя она там и невелика. С этой точки зрения его и будут оценивать»53. 24 июня, во время перерыва в заседании Государственного Совета, произошел прискорбный конфликт между архиепископом Варшавским Николаем и членом Совета Гурко54, который упрекнул Преосвященного в том, что он бросил на произвол свою паству. Владыка Арсений, свидетель этого конфликта, писал: «Преосвященный Николай выпалил: "Вы врете, потому что я не самовольно оставил Варшаву, а мне приказано Царем уехать". — "Есть Царь Небесный, которому особенно Вам, духовным отцам, нужно повиноваться. Оставить в такие дни свою паству, уйти, не дать утешения... Это безобразие! Католические епископы и ксендзы не бегают, а православный архиерей убежал. А. И. Гучков55, недавно возвратившийся из Варшавы, рассказывал мне с грустью,

47 Скворцов Василий Михайлович (1859-1932), тайный советник, известный миссионер, общественный деятель, участник монархического движения, издатель газеты «Колокол».

48 Архиепископ Димитрий. — Примеч. автора дневника. Имеется в виду архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе).

49 Епископ Трифон. — Примеч. автора дневника. Имеется в виду Тифон (князь Турке -станов Борис Петрович, 1861-1934), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. С 22.08.1914 г. — на фронте, исполняя обязанности полкового священника 168-го пехотного Миргородского полка и благочинного 42-й пехотной дивизии. После контузии вернулся в Москву. В 1916 г. вновь выехал на фронт. С 02.06.1916 г. на покое. Награжден панагией на георгиевской ленте.

50 Архиепископ Антоний. — Примеч. автора дневника. Речь идет об архиепископе Харьковском Антонии (Храповицком). Фигляром назван, вероятно, за то, что сам любил давать другим прозвища и рассказывать архиерейские анекдоты.

51 Архиепископ Сергий. — Примеч. автора дневника. Имеется в виду Сергий (Страгород-ский Иван Николаевич, 1867-1944), архиепископ Финляндский и Выборгский (1905), член Св. Синода; патриарх Московский и всея Руси (1943).

52 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 27-27 об.

53 Там же. Л. 33 об.

54 Гурко (Ромейко-Гурко) Владимир Иосифович (1862-1927), действительный статский советник, член Государственного Совета от Тверского земства (1912); сподвижник П. А. Столыпина.

55 Гучков Александр Иванович (1862-1936), лидер партии «Союз 17 октября», член III Го-

с каким трудом удалось ему помолиться в соборе, который был заперт. Насилу достал ключи, чуть ли не у ксендза, едва достал случайного священника из Бессарабии, и с импровизированным хором из сестер милосердия совершен был молебен. Это ли не безобразие?"»56

По мнению архиепископа Арсения, этот конфликт являлся «отражением взгляда светских людей на деятельность духовенства в настоящую годину, и, несомненно, он будет использован при случае — с трибуны Совета или Думы — недоброжелателями духовенства, которое. не заслуживает нарекания за свою деятельность в настоящей войне... Преосвященному Николаю не следовало оставлять Варшаву, даже по взятии ее. <...> Ведь, должно быть, католический архиепископ и ксендзы не покинули Варшавы. Шептицкий не покинул Львова и пленен русскими57. Оставайся преосвященный Николай в это время в Варшаве, — каким бы ореолом окружено было имя его. Кажется, эту неловкость и угрызение совести чувствует и сам преосвященный Николай. когда он говорит об этом, то как будто оправдывается»58.

Несомненно, архиепископ Николай тяжело переживал все эти события, и когда в конце ноября 1915 г. владыка Арсений посетил его в Петрограде, он был уже тяжело болен. «Застал его сидящим у стола, так как вследствие опухоли ног ему трудно ходить; лицо отекло, взгляд усталый, речь несколько парализована. Он страдает астмою и началом водянки. "Умираю", — были его первые слова. На мое утешение он несколько приободрился»59. В ночь на 20 декабря 1915 г. архиепископ Варшавский и Привислинский Николай скончался на Преображенском подворье Петрограда от астмы. По словам владыки Арсения, «он был человек просвещенный и образованный; но характера — невозможного. С ним нужно было уметь говорить и не противоречить; в противном случае опалит таким пламенным гневом, что чуть-чуть не испепелит; и притом безразлично, какое бы положение ни занимал его оппонент. Переходы в настроениях его были слишком быстры. В политических и церковных воззрениях его замечалась какая-то двойственность. Так, видишь, например, что он слишком дружит с левыми членами нашего Совета и отрицается от правых, то вдруг — наоборот. То же и в церковных делах. Во всяком случае, личность его характерна и по внешнему облику и по внутреннему. Мне жаль его; хотя я от него неоднократно терпел, и совершенно напрасно, тем не менее мы друг друга уважали, и я привык к нему.

сударственной думы (1907-1912) и ее председатель (1910-1911), член IV Думы (1912), член Государственного Совета, председатель Центрального военно-промышленного комитета (1915— 1917); автор и организатор отречения Николая II, военный и морской министр Временного правительства (1917). С 1914 г. особо уполномоченный Красного Креста на фронте.

56 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 32 об.-33.

57 Андрей (граф Шептицкий Роман Мария Александр, 1865-1944), митрополит Галицкий (1900), архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский, предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви (1900-1944). В 1914 г. не покинул Львова после занятия его русскими войсками. 19.09.1914 г. арестован за антироссийские проповеди, выслан вглубь Российской империи.

58 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 33-33 об.

59 Там же. Д. 520. Л. 4.

Умер он беженцем. Конечно, такое положение. ускорило развязку, — ему было шестьдесят четыре года»60.

Интересна запись преосвященного Арсения от 25 апреля 1916 г. о посещении «преосвященного Феофана Полтавского61, приехавшего в Петроград по вопросу о втором викариатстве, равно как и по делам своей епархии... Аскетическая фигура. Только глаза блещут ласкающим, мягким светом. Неожиданно я вел с ним беседу больше часу. <.> Полтава, в климатическом отношении, по его словам, благоприятна для него. Нельзя сказать этого о других сторонах жизни, особенно о церковной. "Север в последнем отношении — значительно выше юга". Преосвященный Феофан свидетельствует о существовании "мазепинства" в Полтавской губернии, и о процветании его по преимуществу в духовно-учебных заведениях, где царит культ Шевченко»62. По словам владыки Арсения, преосвященный Феофан был «поражен невоспитанностью семинаристов, особенно по сравнению с кадетским корпусом. Симпатии его всецело на кадетском воспитании. По его мнению, преподавателей и начальствующих лиц в малороссийские духовно-учебные заведения непременно нужно назначать из великороссов, о чем он и говорил с председателем Учебного комитета архиепископом Сергием»63.

Во время Первой мировой войны преосвященный Арсений как истинный патриот, глубоко скорбя о судьбе отечества, всемерно старался облегчить положение русских воинов на фронте и в тылу и поддержать свою паству в состоянии духовной бодрости. Рассмотрим некоторые проблемы, которые возникали перед Новгородским преосвященным.

Организация помощи фронтовикам, раненым и их семействам. 14 сентября 1914 г. архиепископ Арсений записал в дневнике: «Новгород готовится принять раненых. Здесь уготовляются три лазарета от Красного Креста. В Юрьеве устроен монастырский лазарет на пожертвования монастырей новгородских, на 50 раненых. Кроме того, устроен Епархиальный комитет для сбора пожертвований на обеспечение семейств запасных и раненых. Епархиальный дом является центральным пунктом для этих пожертвований — деньгами и вещами. Пожертвования вещами от крестьян через священников очень щедры. В малом зале моего Епархиального дома происходит почти целый день с утра до вечера шитье белья монашенками, женами священников, гимназистками и вообще горожанками. Я ежедневно бываю там и чувствую душевное утешение, видя усердие этих добровольных и милосердных тружениц»64.

60 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 520. Л. 9 об.-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61 Феофан (Быстров Василий Дмитриевич, 1872-1940), епископ Полтавский и Переяславский (1913), с 1918 г. — архиепископ; член Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей до 1931 г.

62 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 520. Л. 34-34 об. Шевченко Тарас Григорьевич (1814-1861), малороссийский поэт, прозаик, художник, этнограф.

63 Там же. Л. 34 об. Речь идет об архиепископе Финляндском и Выборгском Сергии (Стра-городском), председателе Учебного комитета при Св. Синоде с 1906 г.

64 Там же. Д. 518. Л. 13.

31 октября 1914 г. открылся лазарет в Епархиальном доме на 20 раненых в помещении, предназначенном для приезжего духовенства. В этот же день владыка ездил «по лазаретам, утешал и назидал больных и раненых. Многие уже выздоровели. Скоро будет освидетельствование и распределение... Отрадно вести с ними беседу»65. К концу 1914 г. в Новгороде было 15 лазаретов, а раненых до 1300 человек66. 15 сентября 1915 г. преосвященный Арсений освятил лазарет в Епархиальном доме уже на 70 человек: «.теперь отдан под него большой зал, в котором раньше происходили чтения. Помещение великолепное... Койки оборудованы монастырями, масса света, чистота. Дом просвещения стал домом милосердия, чем не умаляется, а возвышается значение его, ибо милосердие есть Царица добродетелей. Кроме того, он и теперь не утрачивает своего просветительского значения, являясь опытною школою любви. Будем ожидать. раненых воинов, число которых, судя по ужасным боям. под Двинском, должно быть весьма велико... 21 сентября прибыло 70 раненых, из них несколько — тяжело. У многих георгиевские кресты и медали. <.> Обошел всех раненых, благословлял и утешал их. Сколько у них смирения и какая благоговейная настроенность!»67 4 октября Преосвященный присутствовал на молебне «в Дворянском собрании Новгорода по случаю открытия в нем лазарета Красного Креста, эвакуированного из Ковно»68.

Преосвященный Арсений постоянно предпринимал ближние и дальние поездки по своей епархии. Побывав в Старой Руссе в ноябре 1915 г., он записал: «Посетил много лазаретов: военные и союза городов, и епархиальный, и городской, и частные... Много тяжело раненых. Самое тягостное впечатление произвел местный военный лазарет. Тут большею частью больные легочными болезнями, тифом, от простуды вследствие плохого обмундирования. Сопровождавший меня начальник гарнизона генерал Александров69 говорил, что солдаты очень плохо одеты и обуты, вследствие чего и простужаются. В лазарете большая смертность»70.

Беженцы, эвакуация насельников монастырей, детских приютов. В августе 1915 г. в связи с неутешительными событиями на фронте появилась новая проблема — беженцы. Владыка Арсений писал: «Из Риги преосвященный архиепископ Иоанн71, пребывающий теперь в Печерах Псковской епархии, обращается ко мне с просьбою, на случай возможной эвакуации из Пскова, о предоставлении помещения для него, его канцелярии и консистории, равно как и для хранения имущества церквей Рижской епархии. Я ему предложил помещение у себя, а по вопросу — о консистории — предложил приехать секретарю, чтобы на месте обсудить этот вопрос. Обратилась ко мне тоже с просьбою игуменья Рижского

65 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 18.

66 См.: Там же. Л. 32 об.

67 Там же. Л. 42-42 об.

68 Там же. Д. 519. Л. 44.

69 Александров Георгий Петрович (03.04.1854-?), помощник начальника 1-й пехотной запасной бригады, генерал-майор (1916).

70 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 520. Л. 1-1 об.

71 Иоанн (Смирнов Иоанн Ксенофонтович, 24 августа 1844-14.10.1919), епископ Рижский и Митавский (1910, с 1912 г. — архиепископ).

монастыря Сергия (Мансурова)72 о предоставлении ей какой-либо обители. Вот что она пишет из Петрограда:

"Обращаюсь к Вашему Высокопреосвященству в минуту глубокой скорби и надеюсь, что, может быть, Вы можете помочь нам в такое трудное время, а главное — поймете мои побуждения, которые заставляют меня обращаться к Вам. Вам, конечно, известно, что обе наши обители эвакуированы73 и что мы ищем подходящее место, куда бы всем собраться. Нам предлагают такие места и города, в которых мы можем разместиться по разным обителям и разным домам, дома — без церкви. Нам это представляется чем-то ужасным, и мы уверены, что такой режим может очень вредно отозваться на настроении сестер. Мы бы хотели найти какой-нибудь древний монастырь, упраздненный или почти угасающий, со святынями и преданиями, где мы могли бы собраться воедино и продолжать свою жизнь по выработанному строю, что невозможно, если сестры разбросаны по разным монастырям: откуда они невольно вынесут разные понятия, может быть совершенно вразрез с нашими. Один год такой жизни может разрушить то, что с таким трудом было создано в течение 24 лет, и это, конечно, хуже, чем внешнее разорение обители. Не найдется ли у Вас в епархии такой уголок, где мы можем приютиться хотя бы тесно, но воедино. Наш причт при нас, так что и церковный строй обители может быть не нарушен.

...Мы очень хотели бы сами воспользоваться Вашим добрым приглашением и приехать к Вам с сестрой74 в Новгород. приблизительно 13-го числа. Вашего Высокопреосвященства... смиренная послушница игуменья Сергия. Петроград. 6 августа"»75.

Владыка Арсений отметил в дневнике: «Я предложил Мало-Кириллов монастырь, с выселением оттуда монахов в другие монастыри. Только навряд ли там смогут поместиться 200 сестер и приют в 80 детей. Для приюта, впрочем, я думаю предоставить одну из церковных школ. По этому же вопросу телеграфировал мне обер-прокурор Самарин76, которому я и ответил о своих предположениях. Буду теперь ожидать матушек, которые сами осмотрят предлагаемое им помещение. Из Учебного комитета тоже получил запрос, не найдется ли помещений для духовно-учебных заведений из эвакуированных мест. Думаю пока указать на так называемые митрополичьи покои в Юрьевом монастыре. Но если и нам придется подыматься. то я предполагаю, что местом нашего переселения будет Кириллов, к которому во время навигации можно добраться водным путем»77.

72 Схиигуменья Сергия (Мансурова Екатерина Борисовна, 1861—1926(7)), настоятельница Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря в Риге (1901), игуменья (1902), в схиме (1923).

73 Речь идет о Свято-Троицком Сергиевом женском монастыре в Риге и Спасо-Преображенской пустыни под Митавой (Елагвой) Курляндской губернии.

74 Схиигуменья Анна (в монашестве Иоанна, Мансурова Наталья Борисовна, 1868—1935), основательница Спасо-Преображенской пустыни под Митавой (Елагвой).

75 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 35 об. - 36.

76 Самарин Александр Дмитриевич (1868-1932), член Государственного Совета по назначению (1912), входил в группу правых; обер-прокурор Св. Синода (05.06.1915-26.09.1915); главноуполномоченный Российского общества Красного Креста по эвакуации во внутренние районы России (1914).

77 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 36.

17 августа прибыли матушки: игуменья Сергия и сестра ее Иоанна (Мансуровы). «Им предоставлен мужской Савво-Вишерский монастырь (с размещением монахов по соседним обителям) на известных условиях, выработанных заседанием в консистории под моим председательством»78. 22 сентября 1915 г. состоялось заседание Епархиального комитета о беженцах под председательством архиепископа Арсения и при участии губернатора, так как в Новгороде находилось до 400 беженцев, преимущественно из Рижской епархии. Владыка писал: «Отведено для беженцев несколько церковных школ; в моей квартире предположено помещение для Преосвященных Рижского и Псковского. Кроме того, в Архиерейском доме приготовлено помещение для восьми беженцев духовного звания»79. 23 сентября Владыка посетил приют малолетних беженцев — детей, призреваемых рижскою Сергиевою обителью80, разместившийся в Петропавловской школе Новгорода. Владыка писал, что «размещены здесь дети довольно сносно. Я обласкал их и утешал. Кажется, здесь они чувствуют себя хорошо; пели, лепетали. Нельзя было без умиления и слез глядеть на этих сироток-беженцев»81. 25 сентября архиепископ Арсений отправился в Савво-Вишерский монастырь, в десяти верстах от Новгорода, переданный Сергиевой обители из Риги, так как «сегодня праздник их обители во имя преподобного Сергия. Мне и желательно было посетить их именно в этот день, преподать свое благословение и утешить. Приехал я без предуведомления к началу литургии, которую совершал настоятель Юрьева монастыря архимандрит Никодим82 с причтом обители. По окончании богослужения я им сказал слово утешения в постигшем их испытании. Теперь там сестер сто. Разместились они хотя и тесновато, но удобно. Все, начиная с игуменьи Сергии, благодарили меня за данный им приют»83. Через год, с 24 сентября по 28 сентября 1916 г., Новгород посетил архиепископ Рижский Иоанн для осмотра эвакуированных из Риги учреждений. Архиепископ Арсений писал: «Из пребывания в Новгороде вынес очень отрадное впечатление. Преосвященный Иоанн производит очень хорошее впечатление: мягкий, обходительный, тактичный и, что самое главное, интеллигентный. Во всяком случае, это не тип нарождающихся архиереев "интриганов"...»84

Эвакуация церковных ценностей из епархий, близких к линии фронта. Вопрос о сохранении церковных ценностей впервые был поставлен перед Новгородским преосвященным 11 августа 1915 г., когда он получил секретный указ из Св. Синода. В указе говорилось, что Святейший Правительствующий Синод заслушали рапорт епископа Псковского и Порховского Евсевия85, от 8 августа 1915 г. за

78 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 37.

79 Там же. Л. 42 об.

80 Приют для малолетних открылся в 1892 г. при Свято-Троицкой женской общине, преобразованной в монастырь в 1901 г. В 1902 г. в приюте было 40 девочек.

81 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 42 об.

82 Никодим (Воскресенский Николай Савич, 1858 — после 1926), настоятель Юрьева монастыря близ Новгорода (1914), епископ Демянский, викарий Новгородской епархии (1925).

83 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 42 об.-43.

84 Там же. Д. 520. Л. 60-60 об.

85 Евсевий (Гроздов Евстафий Сергеевич, 1866-1929), епископ Псковский и Порховский (1912), архиепископ (1918).

№ 3262, по письму псковского губернатора, в котором он «обратился к Преосвященному Псковскому с просьбою приступить ныне же к вывозу из монастырей и храмов г. Пскова, Острова, Опочки и Порхова и их уездов наиболее ценных и реже всего употребляемых при богослужении облачений и других священных предметов, кроме святых икон, равно как ценных реликвий из церковных и монастырских ризниц и Псковского церковно-археологического музея, и при этом присовокупил, что вывоз главных святынь, как-то: мощей прославленных Бо-жиих угодников, святых икон и прочего, он, губернатор, покамест отложит до того решительного момента, когда это представилось бы по ходу военных событий настоятельно необходимым, эвакуацию же Духовной консистории, духовно-учебных и просветительных учреждений Псковской епархии произвести одновременно с эвакуацией всех местных учреждений гражданского ведомства»86. В своем рапорте епископ Евсевий, соглашаясь с указанными предложениями псковского губернатора, испрашивал распоряжения Св. Синода, полагая, что «церковное имущество и святыни Псковской епархии могли бы быть направлены в города Старую Руссу и Валдай, Новгородской епархии»87. Выслушав изложенное, Святейший Синод определил: поручить преосвященному Арсению «озаботиться об отводе для вышеупомянутых церковного имущества и святынь Псковской епархии в гг. Старая Русса и Валдай соответствующих помещений»88.

В начале сентября 1915 г., когда архиепископ Арсений находился в Петрограде на заседаниях Государственного Совета, в Св. Синоде и в Совете министров также обсуждался вопрос «об эвакуации святынь и мощей. В Совете министров, по словам обер-прокурора, иные министры высказывались в том смысле, что святыни не нужно вывозить, так как от осквернения они не сквернятся, как это было, например, в 1812 г. с мощами в Успенском соборе. Но обер-прокурор возразил, что когда кто-нибудь покидает свой дом, то берет то, что дороже всего для него. Святыни киевские — это самое дорогое для Киева и всей России, поэтому их нужно вывезти. С этим согласились. Митрополит Флавиан шлет тревожные телеграммы и донесения. Он, между прочим, предполагает некоторые святыни скрыть. Синод указал для перенесения святынь Владимир и Тамбов. Мощи святой Варвары предложено перенести в Козлов»89.

Проблема с продовольствием. В начале сентября 1915 г. в Новгородской епархии оказалось много беженцев не только из Риги, но и из Пскова, было эвакуировано много лазаретов, детских приютов, а подвоз провизии осуществлялся слабо. Не было сахара, муки. На этой почве происходили беспорядки и разгром лавок90. В записи от 29 сентября сообщается: «В Новгороде большой недостаток в съестных припасах: нет белой муки, крупчатки, сахару, чаю, керосину и т. д. Продовольственный комитет действует очень вяло. Торговцы жалуются на отсутствие подвоза; иные запрятали товары в целях наживы. Возле лавок целые вереницы тщетно ожидающих получить что-нибудь обывателей. Если так

86 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 36 об.

87 Там же.

88 Там же.

89 Там же. Л. 41.

90 См.: Там же.

продолжится — будет голодный бунт»91. Еще более тревожна запись 17 октября 1916 г.: «Продовольственный вопрос в настоящее время весьма важный и грозит большими осложнениями. Дороговизна ужасная и растет не по дням, а — часам. Явилось мародерство. Цены взвинчивают, товары прячут, чтобы искусственно потом поднять цены. Перевозочные средства неположены. Дезорганизация полная. "Все для войны", а о тыле и забыли. Немцы с самого начала заботились и о тыле, исходя из того справедливого положения, что армия и тыл не могут быть отделяемы друг от друга, когда борьба ведется вооруженным народом. Это — одно целое, один организм. Помню, когда немцы уже в начале войны стали применять карточную систему в распределении продовольствия, то мы смеялись и, сравнивая с собою, хвалились, что у нас, при изобилии всего, нет надобности прибегать к таким искусственным мерам, и что, мол, немцы вскоре околеют от голода. А теперь мы применяем по примеру их карточную систему, но толку мало, так как народилось мародерство, с которым мы не умеем бороться, и не налажен транспорт. Например, в Сибири избыток коровьего масла, которое некуда девать, и потому выделывают мыло, а у нас три рубля фунт... Страну захватила болезнь, не как зловещая необходимость небывалой войны, а как следствие разнообразных ошибок, наделанных по отношению к жизни тыла, к жизни всего государства... Теперь как будто сознана эта ошибка и законодательными учреждениями и правительством, что и высказал в своей речи новый министр Протопопов»92.

Церковная жизнь и богослужение во время войны. Наиглавнейшая тема, которая пронизывает весь дневник архиепископа Арсения, — это церковная жизнь в годы войны, описание богослужений: где и когда, и с какой интенсивностью служил Преосвященный, сколько народа бывало на службах и как менялся его состав, как восстанавливалось значение Софийского собора Новгородского кремля и т. п. Так, 15 августа 1914 г. владыка писал: «Праздник Успения — престольный праздник Святой Софии. Вчера всенощную, а сегодня литургию служил. Всенощная продолжалась с шести до одиннадцати вечера. Между кафизмами введен мною чин прославления Божией Матери, заимствованный из Киево-Печерской лавры. Пели превосходно по напевам тоже Киевской лавры. Богомольцев полный собор. Несмотря на пятичасовую продолжительность, усталости не чувствовалось... такого богослужения давно не было в Софийском соборе. И это не мое личное мнение, а голос всего Новгорода»93.

Особенно ярко владыка Арсений описал Страстную и Светлую седмицы 1915 г.: «13-31 марта. Все это время я провел в Новгороде. Оно падает на дни Страстной и Светлой седмицы, так как Пасха в этом году самая ранняя, какая только возможна, именно 22 марта. Пейзаж за это время был настоящий зимний и напоминал скорее Рождество, а не Пасху. Обильный снег покрывал всю землю. Погода была всякая: и солнце, и дождь, и снег. Начиная с вербной субботы, 14 марта, до воскресенья Фомина — 29 марта, ежедневно, а то и по два раза

91 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 519. Л. 44.

92 Там же. Д. 520. Л. 63. Протопопов Александр Дмитриевич (1866-1918), член Государственной думы от Симбирской губернии, министр внутренних дел (1916).

93 Там же Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 9-9 об.

на день, служил, и, благодарение Богу, все время чувствовал себя очень хорошо — и душевно, и телесно... Богослужение совершалось чинно, уставно и торжественно, пели хорошо, а главное — народу всегда было много, особенно при совершении служб в Софийском соборе. Моя заветная мечта — восстановить значение Софийского собора как центра религиозной жизни Новгорода осуществилась, каковое значение до меня собор утратил, так как мои предшественники по старости лет служили большею частью в Крестовой церкви и народ мало-помалу отвык. В Великую Субботу, с семи до одиннадцати вечера, была снежная метель, а затем стало тихо, так что Пасхальный крестный ход был совершен при хорошей погоде. В самый день Пасхи и солнце ярко светило, или, вернее — по-пасхальному — играло. Благовещение пришлось на четвертый день Пасхи. Прекрасная по существу и исполнению была всенощная, которая с богослужебной стороны представляла соединение Пасхальной и Благовещенской служб. Часто проповедовал и применительно к настоящим обстоятельствам военного времени беседовал во все богослужебное время»94.

В целях ободрения своей паствы в тяжкое военное время владыка Арсений предпринимал поездки по епархии. 19 мая 1915 г. он посетил Валдайский монастырь. «Погода стояла прекрасная, лес оделся листвою, всюду благоухание черемухи. В шесть вечера я служил всенощную по случаю завтрашнего отправления Иверской иконы Божией Матери в епархию. Всенощная закончилась в десять вечера. Богомольцев-крестьян — очень много. На другой день, восемь часов утра, служил литургию и поучал о заступничестве Божией Матери русскому народу. Когда я говорил о современных тяжких испытаниях, переживаемых нашею родиною, то многие богомольцы плакали. По окончании литургии икона Божией Матери крестным ходом была обнесена вокруг обители, а затем сопровождали ее до горки в лесу, на расстоянии двух верст от монастыря, откуда она и отправилась далее в сопровождении монашествующих и богомольцев по маршруту. Из монастыря я выехал в пять часов по озеру в Валдай, посетил два храма, а затем — в отстоящий в четырех верстах женский Короцкий монастырь во имя святителя Тихона Воронежского, родина которого, Короцкое, в одной версте. Сюда чудотворная икона по маршруту прибывает к девяти вечера... По встрече иконы, служил всенощную, которая окончилась к часу ночи. Тогда же Божия Матерь отправилась в дальнейший путь по весям»95.

В конце августа 1915 г., в связи с падением Бреста, Осовца, затем Гродно, эвакуацией Вильно и Риги, Св. Синод обратился с Покаянным воззванием ко всем сынам Православной Церкви и призывал «к духовному обновлению путем усиленных молитв и четырехдневного поста с 26-го по 29 августа»96. Преосвященный писал: «В городе довольно сильное смятение... 23 августа собрал у себя пастырское собрание новгородского духовенства и преподал им надлежащие указания. Синодское воззвание прочитано в новгородских церквах 26-го. По прочтении его в соборе я произнес речь в качестве комментария»97.

94 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 7.

95 Там же. Д. 519. Л. 25 об. - 26.

96 Там же. Л. 37-37 об.

97 Там же.

20-22 ноября 1915 г. архиепископ Арсений предпринял поездку в Старую Руссу, где он почти непрерывно служил, а в свободное от службы время посещал лазареты. Он писал: «Остановился в монастыре98. Всенощную под 21-е и 21-го литургию служил в Введенской церкви, всенощную в субботу слушал в храме духовного училища99, по окончании которой посетил духовное училище, где пробыл до половины одиннадцатого вечера. В воскресенье, 22-го, служил в соборном храме, в четыре часа до шести — вечерню и акафист в монастырском храме. В церковном отношении Русса произвела на меня отрадное впечатление: храмы были переполнены, народ принимает большое участие в общем пении. Несомненно, здесь ббльшая религиозность, чем в Новгороде. В Руссе есть еще благочестивое купечество, любящее благолепие храмов, заботящееся о них, а в Новгороде — нет; в нем преобладающий элемент чиновный, который к делам Церкви относится, по меньшей мере, безразлично»100.

5-7 декабря 1915 г. архиепископ Арсений побывал в Тихвине. В первый же день он посетил все восемь лазаретов, в которых было около 300 раненых. Владыка писал: «Богослужение совершается чинно; но чувствуется недостаток в послушниках, так как много их взято на войну. 6-го, в воскресенье, в день памяти святителя Николая и тезоименитства Государя, служил в городском соборе, переполненном горожанами и учащимися. Проповедовал. В пять часов вечера в том же соборе служил акафист святителю Николаю, при общем народном пении. Отмечаю это последнее отрадное явление, так как три года назад тут не было общего пения, дальнейшее введение которого поставлено было мною в обязанность причту. Кстати должен сказать, что до моего прибытия на Новгородскую кафедру здесь, во всей епархии, нигде не было введено общее пение. Теперь, вследствие моей настойчивости и руководству при посещении епархии, оно, можно сказать, везде введено, и во многих местах поют хорошо. Вечером посетил Введенский женский монастырь. На другой день, 7-го, посетил с утра женскую гимназию и реальное училище. Последнее носит значительный характер церковности, воспитанники исправно посещают богослужения, поют, сами прислуживают. В час дня отправился на санях в Дымский и Беседный мужские монастыри. Поездка была чудная, при двадцати градусах мороза. Возвратился в седьмом часу. Принимал духовенство и беседовал с ним. Затем тоже беседовал с монашествующими монастыря и наставлял их»101.

26-28 апреля 1916 г. архиепископ провел ревизию некоторых приходов своей епархии: Ушаки, Марьино, где располагалось имение князя П. П. Голицына, Любань, подворье монастыря, Померанье. На другой день — Бабино, Чудово и Спасскую Поместь; на третий день — Подберезье, Водское и Ветку. Преосвященный отметил: «Народу при встрече по рабочему времени было достаточно, а в таких пунктах, как Любань и Чудово, — множество; но по преимуществу женщины, дети и старые, молодые — на войне. Везде проповедовал, беседо-

98 Спасо-Преображенский мужской монастырь (1192) в Старой Руссе.

99 Церковь свв. Кирилла и Мефодия; до 1892 г. — церковь Рождества Христова Спасо-Преображенского монастыря.

100 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 520. Л. 1-1 об.

101 Там же. Л. 8-8 об.

вал с народом, пел. Слава Богу, общенародное пение развивается. Сразу видна деятельность или бездеятельность пастырей. Несомненно, личность пастыря в благоустроении приходской жизни имеет чрезвычайно большое значение, а не юридические нормы, на основе которых думают теперь устроить ее. В настоящую поездку таких малодеятельных священников оказалось два: в ушакинской Николаевской церкви (Соколов) и в помераньенской церкви102 (Яковлев)»103.

24 сентября 1916 г. Преосвященный вновь посетил Тихвин и 25 сентября, на праздник иконы Тихвинской Божией Матери, отслужил литургию и затем возглавил крестный ход вокруг монастыря «при громадном числе молящихся... но опять большинство женщин, так как мужчины на войне. За литургией поучал. Предметом поучения было значение крестных ходов и вообще общественных молений во дни испытаний. о любви русского народа к таким молениям и как мы должны блюсти эти священные предания... "К сожалению, — говорил я, — так называемые интеллигенты, вытравившие в себе дух русский, не приобщаются к этим священным преданиям, и не только не принимают участия в этих общенародных молениях, но и глумятся над ними и над священнослужителями, подвигающимися на этот труд. Это недопустимо в русском государстве, которое находится в союзе с Церковью". Незадолго до этого один из тихвинских священников принес мне жалобу на местного коменданта. который обогнал крестный ход, совершавшийся этим священником, и на замечание священника грубо обошелся с ним и назвал хулиганом»104.

Несмотря на войну и множество проблем, связанных с ней, в Новгородской епархии строились и освящались храмы. 5 октября 1914 г. в Череповце архиепископ Арсений освятил «новый станционный храм105, построенный игуменьей Леушинского монастыря Таисией106, .а в четыре часа в соборе совершил молебен с акафистом для учащихся... Торжество было величественное»107.

18 августа 1914 г. началось строительство храма в сельце Никитинском, фундамент которого был заложен еще весной108. 2 мая 1915 г. состоялось «поднятие золоченых крестов и колоколов» для возведенного храма, который уже «штукатурился и обстраивался изнутри»109. К концу мая был изготовлен иконостас, и 26 мая началась его установка в храме, рассчитанном на 150-200 человек110. 19 июля 1915 г. архиепископ Арсений записал: «Сегодня день великой радости для меня: я освятил созданный мною храм, и отчасти на мои средства, в сельце Никитинском, во имя святителя Никиты Новгородского чудотворца. Храм прекрасный, златоглавый, в стиле новгородско-псковском, XVI века. Иконостас работы луч-

102 Церковь в честь пророка Илии с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Варлаама Хутынского (1847-1851), закрыта в 1934 г. и разрушена во время войны.

103 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 520. Л. 35 об. - 36.

104 Там же. Л. 48 об.

105 Деревянный просторный храм в честь свт. Николая Чудотворца.

106 Таисия (Солопова Мария Васильевна, 1842-1915), игуменья, настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря (1883).

107 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 13 об. - 14 об.

108 Там же. Л. 10.

109 Там же. Л. 22.

110 Там же. Л. 26.

ших ныне иконописцев — братьев Чириковых, басма и все обустройство — фирмы братьев Оловянишниковых»111.

На основании рассмотренного материала можно сказать, что в годы Первой мировой войны церковная жизнь не затихала, храмы были полны и строились новые. Милосердие еще не оскудело ни среди народа, ни среди аристократии, и молодые княгини не чурались труда медсестры или швеи. На поле брани не забывали упования на Бога, и только интеллигенция и чиновники являли равнодушие в деле веры, чем отличался, например, Новгород от Старой Руссы. Церковная иерархия в лице Святейшего Синода находилась под влиянием обер-прокурора и фактически им управлялась. Мало кто решался выступить против, а если и решался, то за его спиной все равно принималось решение, угодное обер-прокурору.

Ключевые слова: Первая мировая война, Русская Православная Церковь, Святейший Синод, Государственный Совет, Новгородская епархия, Епархиальный дом, Епархиальный комитет помощи фронту, Епархиальный лазарет, беженцы, церковные ценности.

In the battlefield and in the rear in 1914—1916:

BASED ON THE DIARY OF ARCHBISHOP OF NOVGOROD

and Staraya Rusa Arseny (Stadnitsky)

The diary of Metropolitan of Novgorod and Staraya Russa Arseny (Stadnitsky) for a period of 1880-1917 is kept in the State Archive of the Russian Federation. However, during the First World War when Right Reverend Arseny was Archbishop, not all notebooks of the diary were saved. One notebook was absent and it covered a period from November 1916 to August 1917 when the Council of the Russian Orthodox Church was open as the last preserved diary notebook was dedicated to the Council events and was titled "At the Council". But even this incomplete material of the diary is of the greatest importance. Archbishop Arseny, a member of the State Council and present member of the Holy Synod and Doctor of Church history had a very serious attitude to his diary and described there the most important (from his point of view) documents and events in the state, social and church life of that time. In the notebooks of the 1914-1916 years there are letters from the front, letters of Archbishop of Warsaw and Privislinsky Region Nikolay (Ziorov) and of Mother Superior of the Holy Trinity — St. Sergius convent in Riga Sergiya (Mansurova). Right Reverend Arseny covered many problems in the

111 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 518. Л. 32. Иконописцы братья Чириковы, Григорий и Михаил, продолжили дело своего отца — Иосифа Семеновича Чирикова, основавшего в конце XIX в. иконописную мастерскую в Москве, считавшуюся едва ли не лучшей в России. Фирма братьев Оловянишниковых владела колокололитейным заводом в Ярославле (1766) и фабрикой церковной утвари в Москве (1767).

Novgorod eparchy and in the Russian Church as a whole during the First World War such as front events and assistance of the population to the front; — aid to the wounded and their families, the families of killed in action and orphans; — refugees and evacuation of the monasteries and orphanages; — evacuation of church valuables from eparchies close to the front; — applications of some hierarchs to the Holy Synod about sending them to the front as army priests; — food problems; — church life and divine services during the war and other issues.

Keywords: the First World War, Russian Orthodox Church, Holy Synod, State Council, Novgorod eparchy, Eparchial home, Eparchial aid committee to the front, Eparchial hospital, refugees, church valuables.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.