Научная статья на тему 'Протофедерализация в России в XIX — начале XX в.: уточнение понятия и содержания '

Протофедерализация в России в XIX — начале XX в.: уточнение понятия и содержания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федерализм / протофедерализация / государство / государственность / Россия / империя / демократия / революция / federalism / proto-federalization / state / statehood / Russia / Empire / democracy / revolution

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муса Алимпашаевич Вагапов

Федеративные отношения в России складывались не одномоментно и не однозначно. Их становление связано с историческим развитием народов и народностей России, оказывавшим влияние на синхронное и взаимосвязанное развитие российской государственности. На начальном этапе в процессе федерализации народам и народностям предоставлялись права, они объединялись в свои территориальные образования на основе идей о федеративном устройстве России, выдвигаемых передовой общественностью еще в XIX в. В настоящем исследовании делается попытка проанализировать формирование отношений, похожих на федеративные (протофедерализация), в период Российской империи, их значение и роль в формировании российского федерализма, его дальнейшей трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proto-federalization in Russia in the XIX — early XX century: clarification of the concept and content

Federal relations in Russia began to develop not simultaneously and not unambiguously. Their formation is connected with the historical development of the peoples and nationalities of Russia, which influenced the synchronous and interrelated development of Russian statehood. At the initial stage in the process of federalization, peoples and nationalities were granted rights, they united into their own territorial formations on the basis of ideas about the federal structure of Russia put forward by the advanced public back in the XIX century. This study attempts to analyze the formation of relations similar to federal (proto-federalization) in the period of the Russian Empire, their significance and role in the formation of Russian federalism, its further transformation.

Текст научной работы на тему «Протофедерализация в России в XIX — начале XX в.: уточнение понятия и содержания »

Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 21—26. State service and personnel. 2024;(2):21 —26.

Научная статья УДК 343.90

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-21-26 NIION: 2012-0061-02/24-061

EDN: https://elibrary.ru/YMULIK MOSURED: 77/27-008-2024-02-261

Протофедерализация в России в XIX — начале XX в.: уточнение понятия и содержания

Муса Алимпашаевич Вагапов

Грозненский государственный нефтяной технический университет

имени академика М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, vagapov.musa@list.ru

Аннотация. Федеративные отношения в России складывались не одномоментно и не однозначно. Их становление связано с историческим развитием народов и народностей России, оказывавшим влияние на синхронное и взаимосвязанное развитие российской государственности. На начальном этапе в процессе федерализации народам и народностям предоставлялись права, они объединялись в свои территориальные образования на основе идей о федеративном устройстве России, выдвигаемых передовой общественностью еще в XIX в.

В настоящем исследовании делается попытка проанализировать формирование отношений, похожих на федеративные (протофедерализация), в период Российской империи, их значение и роль в формировании российского федерализма, его дальнейшей трансформации.

Ключевые слова: федерализм, протофедерализация, государство, государственность, Россия, империя, демократия, революция.

Для цитирования: Вагапов М.А. Протофедерализация в России в XIX — начале XX в.: уточнение понятия и содержания // Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 21—26. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-21-26 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/YMULIK

Original article

Proto-federalization in Russia in the XIX — early XX century: clarification of the concept and content

Musa A. Vagapov

Grozny State Petroleum Technical University

named after Academician M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia, vagapov.musa@list.ru

Annotation. Federal relations in Russia began to develop not simultaneously and not unambiguously. Their formation is connected with the historical development of the peoples and nationalities of Russia, which influenced the synchronous and interrelated development of Russian statehood. At the initial stage in the process of federalization, peoples and nationalities were granted rights, they united into their own territorial formations on the basis of ideas about the federal structure of Russia put forward by the advanced public back in the XIX century.

This study attempts to analyze the formation of relations similar to federal (proto-federalization) in the period of the Russian Empire, their significance and role in the formation of Russian federalism, its further transformation.

Keywords: federalism, proto-federalization, state, statehood, Russia, Empire, democracy, revolution.

For citation: Vagapov M.A. Protofederalization in Russia in the XIX — early XX century: clarification of the concept and content // Civil service and personnel. 2024. № 2. P. 21—26. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-21-26 EDN: https://elibrary.ru/YMULIK

© Вагапов М.А. М., 2024.

№ 2/2024

Федерализм — устоявшаяся в юридической науке категория, содержание которой исследовано многими учеными1.

Некоторые из них считают федерализм результатом известных процессов в обществе в виде ряда последовательных состояний и действий: социальная инфраструктура или социальный интерес к федеративной государственности; идеологическая инфраструктура федеральной государственности (доктрины, массовое сознание); конституционно-правовое обеспечение федеративной государственности; федеративная государственно-правовая конструкция. Полагают, что эти компоненты находятся в определенной связи по отношению друг к другу, выделяют исходные начала процесса учреждения федеративного государства и этапы федерализации2.

В наиболее общем виде федерализм — «политическое движение за федеративное устройство», одна из двух форм территориальной организации государства, предполагает его сложный, союзный характер, децентрализацию власти на основе разграничения предмета ведения и полномочий между федеральным центром и территориями, равноправие и самоопределение народов в составе федерации3.

Одновременно с категорией «федерализм» отдельные ученые употребляют термин «прото-федерализм».

А.Д. Гуляков рассматривает протофедерализа-цию как опыт взаимодействия государств, территорий в преддверии их объединения4, т.е. как период до образования федеративного государства.

Автор относит протофедерализацию к первому этапу федерализма, который как результат государственной и общественной жизни социума

1 См.: Гаврилов В. Становление федерализма в России // Федерализм. 2014. № 1 (73). С. 32; Михайлова Н.В. Федерализм и федерация: сущность и многообразие проявлений // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. 2010. № 2. С. 45; Шахрай С.М. От договорной Федерации — к конституционной // Век. 1995. № 14. С. 10—15; Зубов А.Б. Будущее российского федерализма // Знамя. 1996. № 4. С. 167; Эриашвили Н.Д. Федерализм в первые годы советской власти. Истори-ко-правовое исследование: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. С. 110—115; Федерализм: Энцикл. словарь. М., 1997. С. 247.

2 Гуляков А.Д., Соломатин А.Ю. Сравнительное госу-дарствоведение и проблемы федерализма // Общественные науки. Право. 2016. № 3 (39). С. 91—101.

3 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. М.: Инфра-М, 2000. С. 653.

4 Гуляков А.Д. Становление и развитие федерализма:

историко-правовое исследование основных федератив-

ных моделей (конец XIII — XXI век): Автореф. дис. ...

д-ра юрид. наук: 12.00.01. Саратов, 2022. С. 18—20.

отражает федерацию как форму государственного устройства.

Вместе с тем содержание категории «прото-федерализация» не получило в правовой науке однозначного признания.

По нашему мнению, необходимо отличить протофедерализацию от предпосылок (условий в предмете) и причин (лежащих в основе предмета) федерализации.

В русском языке «прото» является частью сложного слова и означает первичность, предшествование, например прототип, протоистория и т.д.5

Можно сформулировать, что содержание про-тофедерализации составляют следующие элементы: первичность; результат государственной и общественной жизни; опыт взаимодействия национально-государственных и территориальных образований.

Итак, протофедерализация — это первоначальный этап федерализма до образования федеративного государства, предоставление прав народам и народностям, возникновение элементов федеративных отношений, проявление интереса к «федеративной идее» в обществе, подготовка государства к федеративному обустройству.

Протофедерализация государств не была однообразна и происходила разными способами.

В первопоселенческих англоязычных государствах «протофедерализация» формировалась без особых препятствий (США, Канада, Австралия).

В западноевропейских странах идея федерализма продвигалась с большим трудом. Препятствовало этому преобладание унитарных монархических государств6.

Например, союз трех кантонов Швейцарии — Ури, Швица, Нидвальдена — образовался в XIII в. Однако окончательно Союзный договор был заключен только 1815 г. уже между 22 членами7. Этап протофедерализации длился веками.

Становление федерализма в России не было одномоментным актом. Полагаем, что этап про-тофедерализации России начался в период Российской империи.

В отличие от европейских и первопоселенчес-ких англоязычных государств федерализация России была предопределена ее многонациональным составом, большой территорией, отдаленно-

5 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. С. 635.

6 Конституционные и законодательные акты буржуазных государств XVII—XIX вв. Англия, Франция, Италия, Германия: Сб. док. / Под ред. П.Н. Галанты. М.: Госюриздат, 1957. С. 171—178.

7 Соломонова СА. Федеральная конституция Швеции 1848 г. // Изв. высш. учеб. заведений. Правоведение. 2005. № 3. С. 163—167.

№ 2/2024

стью центра от периферии, географическим положением8.

Идеи федерализации России появились в обществе еще в дореволюционный период. К ним можно отнести концепции конституционной федеративной монархии декабристов, общеславянской федерации и т.д.9

По нашему мнению, протофедерализация в Российской империи претворялась в жизнь по следующим направлениям:

■ законодательное закрепление правового положения территориальных единиц империи, предоставление им определенных полномочий;

■ формирование чиновничества из состава коренных народов (открытие школ, лицеев, направление на учебу в центр и пр.);

■ распространение на национальную элиту окраинных территорий всех привилегий, которыми обладали российские дворяне, духовенство, купцы;

■ попытки формирования административных органов национальных окраин в соответствии с национальным составом территории;

■ установление межконфессионального согласия на территориях со смешанным составом населения.

Так, правовое положение инородцев (народов, не относящихся к титульной нации) в Российской империи определялось с начала XIX в. законодательными актами.

В 1808 г. Финляндия была присоединена к России с сохранением за ее жителями прав и преимуществ, установленных до присоединения, кроме того, они уравнивались в правах с остальными подданными10.

Управление Царством Польским основывалось на особенных правилах, «свойственных наречию, обычаям жителей и к местному положению применимых», также была определена особенность в организации власти в крае11.

8 Исаев И.А. История отечественного государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2012. С. 320—321.

9 Войтович В.Ю. Государственное строительство в Удмуртии: основные вехи: Монография. Ижевск: Удмуртия, 2006. С. 45.

10 Шиловский ПА. Акты, относящиеся к политическому положению Финляндии. СПб., 1903. Т. IV. С. 98—140.

11 Конституционная хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского (1815—1881). Библиотека окраин России. № 5. Издание Н.Д. Сергеевского, заслуженного профессора С.-Петербургского университета. СПб., 1907. С. 41—63; Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. первое. Т. 33. 1815—1816. СПб., 1830.

Принцип особого управления Бессарабской областью был закреплен в законопроекте Николая I от 29 февраля 1828 г.

Для вошедшей в состав Российской империи в 1801 г. Грузии император Александр I учредил свое собственное внутреннее управление и сохранил существующие права и преимущества12.

В разработанном в 1818—1821 гг. М.М. Сперанским Уставе «Об управлении инородцев» инородцы классифицировались на бродячих, кочевых и оседлых. Оседлые инородцы, исповедовавшие христианство, приравнивались к россиянам в правах и обязанностях по сословиям. Управление ими осуществлялось на общих основаниях13.

Полагаем, что законодательство, регулирующее управление инородцами в Сибири, в дальнейшем использовалось для управления народами Кавказа, а затем и Средней Азии.

Народы Средней Азии были объединены в Туркестанском крае, в котором образовались три области по национальному признаку — Сыр-Да-рьинская, Ферганская и Самаркандская — с предоставлением широких прав местному населению. Бухарское эмиратство и Хивинское ханство находились под протекторатом России (1873), имея свое собственное внутреннее управление14.

Таким образом, вошедшие в состав России народы в основном сохраняли свои вековые права, а их национальные элиты обладали привилегиями наравне с российскими дворянами, духовенством, купцами. В устройстве Российской империи появились элементы федерализма, что не привело к ограничению самодержавной власти, а стало качественно новым способом управления15.

Своеобразной попыткой установления российского федерализма на Кавказе, по нашему мнению, явилось формирование областей и округов по национальному и территориальному признакам16.

В период Российской империи Республике Дагестан территориально и по национальному составу предшествовала административная единица — Дагестанская область, которая была раз-

12 Документы по истории Грузии. Сер. II. Т. 1: Грузия в период буржуазных реформ (1862—1872). Ч. 1. Тбилиси, 1954; Под стягом России: Сб. архив. док. М., 1992. С.299—300.

13 Свод Законов Российской Империи. 1832. Т. 2. С. 531—571.

14 Положение об управлении Туркестанского края. Т. 2, ч. 2. Изд. 1886 г. СПб.: Б.и., 1886. С. 649—703.

15 Афанасьева В.И. Россия первой четверти XX столетия: формирование государства нового типа: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 44—47.

16 Кушаев H.H. Народы Северного Кавказа и их связи с

Россией: Учеб. пособие. М., 1963. С. 276.

№ 2/2024

делена на округа, ханства, наибство, феодальные владения.

16 января 1860 г. император Александр II утвердил Положение о создании Терской области, которая позднее была разделена на шесть округов: Кабардинский, Владикавказский, Чеченский, Кумыкский, Ичкерийский и Аргунский. Из них три округа (Чеченский, Ичкерийский и Аргунский) были заселены чеченцами.

Заметим, что в 1921 г. на основе Терской области была образована Горская автономная республика, из которой в последующем были вычленены Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северо-Осетинская республики.

До революционных событий 1917 г. в состав Российской империи входили 74 губернии, 20 областей, два округа, девять градоначальств, восемь генерал-губернаторств17.

Полагаем, что можно выделить следующие способы национально-территориального обустройства народов Российской империи:

■ включение в существующие территориальные образования (губернии, уезды, области и т.д.);

■ предоставление национально-государственным образованиям автономий (Польша, Финляндия);

■ установление протектората в отношении иных территориально-государственных образований (Бухара, Xива, др.);

■ образование новых национально-территориальных образований — краев, областей, округов, уездов и т.д. (Северный Кавказ, Средняя Азия и др.).

При проведении государственной политики по интеграции национальных окраин в унитарную Российскую империю были предприняты попытки формировать административные органы с включением в них представителей местного населения.

Так, в 1852 г. в крепости Грозный был учрежден Чеченский суд (Мэхкемэ-Чачан) под председательством штаб-офицера. Суд разбирал дела по шариату и чеченскому «Адату». Для разбирательства дела привлекались кадий — знаток шариата (исламского права) — и три старика, знающие «Адат»18.

17 См.: Ольденбург С.С. Царствование императора Николая второго. М., 1992. С. 15—16; Ковалевский П. Россия в начале XX века. 1990. № 11. С. 164—165.

18 См.: Берже А.П. Чечня и чеченцы // Русское географическое общество. Тифлис, 1859. С. 61—62. Опубликовано в сборнике материалов: История Чечни в российских научных изданиях XIX — начала XX века; Отв. ред. Я.З. Ахмадов. Можайск: ОАО «Можайский полиграфический комбинат», 2019. С. 74—75.

Царским правительством предпринималось немало усилий для приобщения народов Российской империи к образованию, формирования чиновничества из состава коренных народов.

Например, с первой половины XIX в. чеченские юноши и юноши других национальностей стали получать светское образование в школах, специальных учебных заведениях, военных учи-

лищах19.

Первым нормативным актом в сфере образования детей горцев Кавказа явился Указ Александра II от 20 октября 1859 г. об утверждении проекта Устава горских школ20.

Им стали выделяться специальные места в вузах России, Санкт-Петербургском и Московском университетах. Общее количество этих мест составило 130, из них пять мест в Петербурге, 40 — в Москве21.

Таким образом, царское правительство пыталось сформировать грамотную прослойку национальных кадров для занятия должностей в административно-хозяйственном управлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последующем выпускники учебных заведений занимали различные должности в царской администрации и на военной службе.

На основании изложенного приходим к следующему выводу.

История развития дореволюционной России позволяет констатировать, что в Российском государстве имелись исторические, социально-экономические предпосылки, объективные и субъективные, внутренние и внешние факторы для осуществления первоначального этапа федерализации империи — протофедерализации, а также была избирательно проведена реализация ее отдельных элементов в сфере национальных отношений государственного центра с территориями, заселенными инородцами.

Список источников

1. Арсанукаева М.С. Образовательная политика Российской Империи в Чечне и Ингушетии (XIX — начало XX века) // 2-е Кадыровские чтения. Материалы Всерос. науч.-практ. конф., по-свящ. 10-летию референдума 23 марта 2003 г. и

19 Баев Г. Общество распространения образования и технических сведений среди горцев // Терские ведомости. 1899. № 129. С. 2.

20 Указ Александра II от 20 октября 1859 года об утверждении проекта Устава горских школ / / Полное собрание законов Российской империи Т. 42. Отд. 1. 1867 год. СПб.: Тип. С.Е.И.В. Канцелярии, 1871. Ст. 34982. С. 746—747.

21 Кавказский календарь на 1910 год: В 2 ч. Тифлис: Типография и переплетная Т-ва Либерман и К., 1909. Ч. 2. С. 920—921.

№ 2/2024

принятия Конституции Чеченской Республики. Грозный, 2013. С. 139.

2. Афанасьева В.И. Россия первой четверти

XX столетия: формирование государства нового типа: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2018. 144 с.

3. Баев Г. Общество распространения образования и технических сведений среди горцев // Терские ведомости. 1899. № 129. С. 2—10.

4. Берже А.П. Чечня и чеченцы // Русское географическое общество. Тифлис, 1859. С. 61—62.

5. Войтович В.Ю. Государственное строительство в Удмуртии: Основные вехи: Монография. Ижевск: Удмуртия, 2006. 448 с.

6. Гаврилов В. Становление федерализма в России // Федерализм. 2014. № 1 (73). С. 28—34.

7. Гуляков А.Д., Соломатин А.Ю. Сравнительное государствоведение и проблемы федерализма // Общественные науки. Право. 2016. № 3 (39). С. 91—101.

8. Гуляков А.Д. Становление и развитие федерализма: историко-правовое исследование основных федеративных моделей (конец XIII —

XXI век): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. Саратов, 2022. 47 с.

9. Документы по истории Грузии. Сер. II. Т. 1: Грузия в период буржуазных реформ (1862— 1872). Ч. 1. Тбилиси, 1954.

10. Ибрагимов М.М. История Чечни с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие. 2-е изд. Т. 1, 2. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008.

11. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. 4-е изд., стереотип. М.: Норма—Инфра-М, 2023. 800 с.

12. Кавказский календарь на 1910 год: В 2 ч. Тифлис: Типография и переплетная Т-ва Либер-ман и К., 1909. Ч. 2.

13. Конституционные и законодательные акты буржуазных государств XVII—XIX вв. Англия, Франция, Италия, Германия: Сб. док. / Под ред. П.Н. Галанты. М.: Госюриздат, 1957.

14. Конституционная хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского (1815—1881). Библиотека окраин России. № 5. Изд. Н.Д. Сергеевского, заслуженного профессора С.-Петербург. ун-та. СПб., 1907. С. 41—63.

15. Кушаев H.H. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией: Учеб. пособие. М., 1963. 372 с.

16. Михайлова Н.В. Федерализм и федерация: сущность и многообразие проявлений // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. 2010. — № 2. С. 45—50.

17. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. первое. Т. 33. 1815—1816. СПб., 1830.

16. Положение об управлении Туркестанского края. Т. 2, ч. 2. Изд. 1886 г. СПб.: Б. и., 1886. 703 с.

18. Российский государственный военно-исторический архив (далее — РГВИА). Ф. 400. Оп. 1. Д. 68. Л. 54.

19. Свод Законов Российской Империи. 1832. Т. 2.

20. Соломонова СА Федеральная конституция Швеции 1848 г. / // Изв. высш. учеб. заведений. Правоведение. 2005. № 3. С. 163—167.

21. Указ Александра II от 20 октября 1859 года об утверждении проекта Устава горских школ // Полное собрание законов Российской империи. Т. 42. Отд. 1. 1867 год. СПб.: Тип. С.Е.И.В. Канцелярии, 1871. Ст. 34982. С. 746—747.

22. Шахрай С.М. От договорной Федерации — к конституционной // Век. 1995. № 14. С. 10—15.

23. Шиловский ПА. Акты, относящиеся к политическому положению Финляндии. СПб., 1903. Т. IV. С. 98—140.

24. Эриашвили Н.Д. Федерализм в первые годы советской власти: Историко-правовое исследование: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 145 с.

References

1. Arsanukayeva M.S. Educational policy of the Russian Empire in Chechnya and Ingushetia (XIX — early XX century) // 2nd Kadyrov readings. Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 10th anniversary of the Referendum on March 23, 2003 and the adoption of the Constitution of the Chechen Republic. Grozny. 2013. Р. 139.

2. Afanasyeva V.I. Russia of the first quarter of the twentieth century: the formation of a new type of state : a textbook. M.: Yurlitinform, 2018. 144 p.

3. Baev G. Society for the dissemination of education and technical information among mountaineers // Terskiye vedomosti. 1899. № 129.

4. Berge A.P. Chechnya and Chechens // Russian Geographical Society. Tiflis, 1859. pp. 61-62. Published in the collection of materials «The History of Chechnya in Russian scientific publications of the XIX — early XX centuries»; executive editor Ya. Z. Akhmadov. Mozhaisk : JSC Mozhaisk Printing Plant, 2019. Р. 74—75.

5. Voitovich V.Yu. State construction in Udmurtia: The main milestones: monograph. Izhevsk: Udmurtia, 2006. 448 p.

6. Gavrilov V. The formation of federalism in Russia // Federalism. 2014. № 1 (73). P. 32.

№ 2/2024

7. Herzen A.I. Past and thoughts. Memoirs, 1868. Moscow. Separate edition: 1969 Publisher: Fiction «The Past and the Duma». Part 1. G. 6. Link 120 (note by A.I. Herzen).

8. Gulyakov A.D., Solomatin A.Yu. Comparative state studies and problems of federalism // Social Sciences. The right. 2016. № 3 (39). C. 91—101.

9. Documents on the history of Georgia. Series Il.Volume 1. Georgia in the period of bourgeois reforms (1862—1872). Part one. Tbilisi, 1954.

10. Ibragimov M.M. The history of Chechnya from ancient times to the present day : a textbook. 2nd ed. / M. M. Ibragimov. T. 1, 2. Grozny: SUE «Book Publishing House», 2008.

11. Isaev IA. The history of state and law of Russia : textbook. 4th ed., erased. M. : Norma: Infra-M, 2023. 800 p.

12. Caucasian calendar for 1910: at 2 o'clock. Tiflis: Printing and bookbinding T-va Lieberman and K., 1909. Part 2.

13. Constitution of the RSFSR 1918 // SU RSFSR. 1918. № 51. St. 582.

14. Constitutional Charter of 1815 and some others acts of the former Kingdom of Poland (1815— 1881). Library of the outskirts of Russia. No. 5. N.D. Sergeevsky's edition. Honored Professor of St. Petersburg University. St. Petersburg, 1907. P. 41—63. 15.

15. Kushaev N.N. The peoples of the North Caucasus and their relations with Russia: Textbook. M., 1963. 372 p.

16. Mikhailova N.V. Federalism and federation: the essence and diversity of manifestations // Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Ser. Political science. 2010. № 2. P. 45—50.

17. The Complete Collection of Laws of the Russian Empire (PSZRI). First collection. Vol. 33. 1815—1816. St. Petersburg., 1830.

16. Regulations on the administration of the Turkestan territory. Vol. 2, part 2. Ed. 1886 St. Petersburg.: B. I., 1886. 703 p.

18. Russian State Military Historical Archive (hereinafter — RGVIA). F. 400. Op. 1. D. 68. L. 54.

19. Code of Laws of the Russian Empire. 1832. Vol. 2.

20. Solomonova S.A. The Federal Constitution of Sweden in 1848 // Izv. higher. studies. establishments. Law studies. 2005. № 3. P. 163—167.

21. Decree of Alexander II of October 20, 1859 on approval of the draft Charter of mountain schools // Complete Collection of laws of the Russian Empire Vol. 42. Ed. 1. 1867. St. Petersburg.: Type. S.E.I.V. Chancellery, 1871. St. 34982. P. 746-747.

22. Shakhray S.M. From a contractual Federation to a constitutional One // Century. 1995. №14. P. 10—15.

23. Shilovsky P.A. Acts related to the political situation of Finland. St. Petersburg, 1903. Vol. IV. P. 98—140.

24. Eriashvili N.D. Federalism in the early years of Soviet power: Historical and legal research: Monograph. M.: UNITY-DANA, 2020. 145 p .

Информация об авторе

Вагапов М.А. — старший преподаватель кафедры «Информационное право и юриспруденция» ГГНТУ им. академика М.Д. Миллионщикова, федеральный судья

Статья поступила в редакцию 23.05.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024; принята к публикации 03.06.2024.

Information about the author

Vagapov M.A. — Senior lecturer at the Department of Information Law and Jurisprudence of the Academician M.D. Millionshchikov State State Technical University, Federal Judge

The article was submitted 23.05.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 03.06.2024.

№ 2/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.