Научная статья на тему 'Протоэтносы асы в этногенезе нахчыванцев [на основе нахчыванских этноойконимов]'

Протоэтносы асы в этногенезе нахчыванцев [на основе нахчыванских этноойконимов] Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИМ / АС / ЭТНООЙКОНИМ / АСАК / АСТАРА / АСТАБАД / ETNONIM / AS / ETNOOYKONIM / ASAK / ASTARA / ASTABAD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рзаев Ф. Г.

Ancient prototurk As kins are investigated for the first time in the article. The author has been investigated the words forming by As component on basic of ancient source and proved that Ases are turkish kins. Many Turkish elements till considerable calligraphy have been found out in the geographical names with this component. Result of these investigations the author get more new scientific facts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Протоэтносы асы в этногенезе нахчыванцев [на основе нахчыванских этноойконимов]»

Рзаев Ф.Г. ©

Кан. филол. наук, сотрудник Нахичеванского отделения Национальной Академии Наук

Азербайджана

ПРОТОЭТНОСЫ АСЫ В ЭТНОГЕНЕЗЕ НАХЧЫВАНЦЕВ [НА ОСНОВЕ НАХЧЫВАНСКИХ ЭТНООЙКОНИМОВ]

Summary

Ancient prototurk As kins are investigated for the first time in the article. The author has been investigated the words forming by As component on basic of ancient source and proved that Ases are turkish kins.

Many Turkish elements till considerable calligraphy have been found out in the geographical names with this component.

Result of these investigations the author get more new scientific facts.

Ключевые слова: этним, ас, этноойконим, Асак, Астара, Астабад Keywords: etnonim, as, etnooykonim, Asak, Astara, Astabad

Неотделимая часть Азербайджана Нахчыванская АР, насыщена образцами культурных наследий первобытнообщинной эпохи. Археологические раскопки проведенных Е.И.Крупновым, К.Х.Кушнаревым, Т.Н.Чубинашвили на земле Нахчывана, подтверждают, что эти находки относятся к памятникам Куро-Араксской культуры не позднее конца IV-III тысячелетия до н.э., и повторяют стиль скифских памятников [1, с. 6, 180, 186; 27, с. 26-43]. Этот древний край в XXIV-VIII вв. до н.э. был в составе государства Митанны, Манны, Мидии, Атропатены, в IX-X веках в Нахчыване существовало шахство, с 60 годов ХЫ века Нахчыван подчинился империи Сельджуков, в XII-XIII веках он стал столицей государства Азербайджанских Атабеков и Сефевидов. В 1747-1828 годах создаётся Нахчыванское ханство. Но в XIX века оно было оккупировано Царской Россией. Но с 1918 года, до марта 1919 года Нахчыван существовало как независимое государство Араз-Тюрк в составе государства Азербайджана.

Нахчыван как город упоминается в книге «Географя» К.Птолемея на греческом языке Наксуан [25, XXIV с. 254]. Потом в I веке Иудейский историк Иосиф Флавии считает Нахчыван колыбелью мировой цивилизации. По его мнению, Ноев ковчег остановился на земле Нахчыван [24, с. 14]. С этими сведениями мы встречаемся и в священной книге Библии. Здесь Ноев ковчег в седьмом месяце в семнадцатый день остановился на горах Агры-Араратских [5, с. 17]. Этимологическое значение обеих названий на прототюркском языке «Сверхсозданный» - Аг+Ир, и «Седло богатырей» -Ар+арат. Лексические единицы аг, ар, ур, ir истолкованы в исследованиях Э.В.Севортяна, В.В.Радлова, В.В.Бартольда, в книге «Древнетюркский словарь» и т.д. [34, с. 200-201, 599, 651; 33, с. 19-20; 14, с. 211; 3, с. 216-217].

Арабские авторы как Иакут аль-Хамави [25, с. 276.], Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави [37, с. 58, 164], Ибн Хордадбех, Хамдиллах Казвини, Ибн аль-Асир и др. пишут, что Нахчыван Азербайджанский край, в том числе и Сисакан, Хачен, Гандзасар в его составе, страна тюрков и нет в мире больше тюрков, чем на этой земле [19, с. 108; 21, с. 13-15]. Эти исторические данные в древних источниках и в исследованиях европейских, русских, грузинских, иранских и др. ученых. Несмотря на все это ряд ученые по политической цели сочинили небывалые, несоответствующие с реальными фактами,

© Рзаев Ф.Г., 2012 г.

затемнили историю и географии Азербайджана. И по этому история древних государств, в которые вошла эта земля, отрывочны, зачастую противоречивы. Но такие «научные результаты» о древности азербайджанского народа, в том числе и Нахчыванского, не соответствуют по историческим упоминаниям древних авторов. К сожалению, сегодня в некоторых таких книгах недостоверным образом запутано состояние истории, культуры, этногенез этого народа.

Оценивая доступность и роль топонимов, при изучении этногенеза Э.М. Мурзаева пишет: «Лингвистика является самым достоверным способом при изучении

географических названий. Практически же не бывает бессмысленных названий. Процесс наименований - процесс народного творчества, неистощимого во все века и имеющего свои национальные и языковые особенности. Историки, археологи, все чаще обращаются к помощи топонимики в связи о древних ареалах этносов» [29, с. 9; 31, с. 4-5]. Подтвердив эти мысли, М.А.Жучкевич пишет, что «При изучении топонимику языковеды делая лингвистический анализ над географическим называнием, подтверждают историю и этногенез разного народа» [18, с.11].

Из приведенных факторов выявляется, что современный этап исторического развития человечества тесно связано с его прошлым, точнее с его этническими принадлежностями. А народы не формировались не сегодня, и не вчера. Это процесс результата столетий и тысячелетий. Учитывая эту проблему, мы хотим говорить об этносе - Асе, который сыграл большую роль в этногенезе древних азербайджанцев и нахчыванцев. Древние могучие тюрки Асы, не только были прадедами азербайджанцев и нахчыванцев, они являлись автохтонными населениями территорий Передней, Малой и Средней Азии. Упоминания об этих древних тюрков относятся еще к ВЫ-ЫВ тысячелетиям до н.э. и они были активными участниками при формировании Азербайджанского народа, его и языка.

В своих упоминаниях Геродот говорит об Асмагах-«асских магов», которые стояли рядом с Г реческими царями. В своей истории он, еще упоминает в Мидии цара Астиага, полководца Азана, и указывает в Сирии города Аскалон -«Асы живущие в этом городе». Автор, во всех своих девятых книгах в тех территориях, которые жили прототюркские племена касситы, кутийцы, лулубейцы, турукки, саки, киммерийцы, аризанты, струхаты и т.д. называет «Азией» [9, I 30; II 17, 30; III 105; IV 198; V 97, 119; VI 70; VII, 185; VIII 130; IX, 122]. Из истории нам известно восстание Гаумата-отца гама на территории Южного Азербайджана [7, т. II, с. 24-27]. По древним источникам следы всех этих племен, обнаруживаются в топонимических системах древнего Нахчывана.

Римский историк Плутарх ещё в В-ЫВ веку до н.э. описывая походы Лукулла, Помпейа, Александра на земли древнего Азербайджана-земли Митанни, Манны, Мидии, Атропатены, в том числе и Нахчывана называет Передней Азией, в Латии указывает реку Астура- «река племен Асов». Автор ещё в VII веку до н.э. упоминает об алфавитах на земле древнего Азербайджана. Он сообщает о письме и о переписывании этого народа имевшие свои алфавиты в ВЫ веку до н.э. [в 525-460 годах] упоминает полководца Фемстокла, сообщая о его письме выходца из племен Эллин тюркских асов [32, ХХ, с. 127-128, 236; ХЦ^П с. 562].

О племени асов упоминает и Страбон в своей «Географии». Он етруски, турдетанов и бастул турдетанов, гаргаров считает потомками асов. Автор. Говоря о стране Турдетании, он, указывает её границы, говорит о провинциях Оноба, Ассоноба, Меноба и др., указывает их в составе союз Асов. О потомках Асов Турдетанах Страбон, пишет, они цивилизованные народы чем иберы, и ещё в VI тысячелетии имели алфавиты и поэзию [35, XI, с. 137-138, Х IV, с. 500-572.]. Все названия провинции у Страбона на тюркском языке. Они формировались от числительных он-«десять», мин-«тысяча» и слова оба- «юрт», а Ассоноба- «десять юрт Асов».

С научной точки зрения интересно и алфавит, упомянутый Страбоном. Он имеет большое значение в истории алфавита Азербайджанского народа. В разрешении этой проблемы большой труд Д. Джафарова. Он, схематично собрав все буквы племен Асов всесторонне разработал и алфавит племен Турди, потомков племен Асов, Халкидонов и Нови [13, с. 94-95, 98]. Следует, отметить, что эти алфавиты первично заметил И. Фридрих в Италии, где компактно живут тюркские племена. Он писал, что эти буквы не родственны с Итальянскими буквами и эти алфавиты Асов непременно влияли при формировании Итальянских алфавитов [20, с. 111, 119, 148-152]. Алфавиты

одиннадцатых-умбир на провинции Умбирия прямо совпадает с сообщениями Страбона [35, с. 212-214, 217-221].

Эти древние алфавиты Асов были обнаружены в районах Азербайджана в Мингеачауре, Гямикае, Пираллахи, Тебризе, в том числе и в Нахчыване. Эти алфавиты знаки в Нахчыване обнаружились в посёлке Нувади, которое в настоящее время оккупировано армянами. Учитывая объёмы статьи, мы не сравниваем все алфавиты обнаруженные на территории Азербайджана.

Если учтем времена возникновения данного алфавита раньше финикийцев, латыни, и др. народов, то нет сомнения что, алфавит Асов-Асок, прямо или косвенно влиял к формированиям алфавитов этих народов.

При сопоставлении алфавиты обнаруженные из территории Азербайджана и Нахчывана с указанными алфавитами Страбона, и И. Фридриха, то период письменности азербайджанцев измеряется 8 тысячелетием, т.е. это совпадает с периодом Шумерской культуры.

Источники явствуют, что Асы под названием гиксосов -Гёк Асов «небесные асы» [вспомним гёк тюрков в III- VII веках.] еще на ЫЫ тысячелетии до н.э. около 500 лет управляли Египта [6, с. 332, 368]. Н.А. Баскаков среди ногайцев отмечает племена Кара Асов, и Ак Асов [4, с. 130, 133-134]. Здесь Кара Асы-«великие асы», а Ак Асы-« почтенные асы». Не смотря, Асы жили на тюркских землях и все географические названия преобразованные именами Асов на тюркском языке, ряд ученые как И.В. Стругунов, Й. А. Токарчевски, Е.А. Грантовски считали Асов «неизвестными народами по своим происхождениям». Согласна с этой концепцией И.М. Дьяконов, А.Г.Шанидзе, Р.Фрай, Г.А.Климов, К.В.Тревер, Е.И.Крупнов и др., опровергая названия, государства

Ш - Ш И • к П - Р

а - *

Азербайджан, его связывают с именем Атропата. Эта концепция нашла свое отражение и в академических изданиях «Истории народов СССР» [23, с. 422; 37, с. 96-97; 10, с. 70].

Следует особо отметить, что имя государство Азербайджана формировано от имени Асов в форме Ас+ар+бай+кан-«Территория Асских беков - богатырей». Свыше 300 географических наименований пещер, поселков, населенных пунктов, рек, гор, равнин на территории Азербайджана и Нахчывана Асы оставили свои имени.

Самые древние пещеры с останками первобытного человека найдены на территории Азербайджане в пещере Азых-«Союз асов» Келбеджерском районе. Потом на территории Нахчывана пещера Асефкеф- «укрытие в родине асов», и сотни географических названий как две населенных пункта Азех, Асок- «союз асов», Унус-«десять Ас», Астара- «лагерь асов», Астабат- «страна обоснованными Асами», Асак-«почтенные Асы», Астан- «равнина асов», Азару- «Асские богатыри», Верхняя и Нижняя Аза- «укрытие Асов», Асни- «отдан Асом» Урмус- «сын моего Аса», Арас-«Асские богатыри», Аскын-«крепость асов», Аскат- «сильные Асы» и т.д.

В этих названиях, компоненты следы тюркских языков дописьменного периода. Слова тара- «лагерь», ун/он- «десять», бат- «страна», ок- «союз», ак-«почтенный, высокий», тан-«равнина», кын-«крепость и князь» [носит омонимический характер], ни-«отдан», ур-«построенный» ук-«сын», кат- «сильные» и др. древнетюркском-азербайджанском языке. Все эти слова истолкованы В.В. Радловым, Э.М. Мурзаевым, Л.Ю. Тугушевым, Е.В. Севортяном, они нашли своё отражение в книге «Древнетюркский словарь» [34, т. I, с. 59; 14, с. 305; 36, с. 341; 33, т. III, ч. II, с.101, 161; 29, с. 277]. Если проследить научно исторические источники, то из этих названий Аскалан, Астрабак, Асса-Аза, Азан, Араз чуть в изменившей форме, различающиеся одной буквой встречаются в источниках и упоминаниях Геродота, Страбона, Гекатейа Милетского, Моисея Каганкатваци и на территории Нахчывана [9, I, 105; VI, 69, VII, 66, 122; 35, XI, 4, 1; 9, с. 298-301; 23, кн. II, ч. XXVIII].

На Нахчыванской территории только 40 населенных пунктв как Асни, Астабад, Араз, Асебкяф, Асак, Азадкенд, Азарку, Асас, Асна, Азад, Ардалас, Азадак, Батевас, Унус и т.д. являются неопровержимыми фактами о компактной жизни Асских племен на этой территории. По этому направлению И.М. Дьяконова пишет, что этнические составы и материальные культуры древних государств Манны, Мидии, Атропатены, Албании однородны с древними культурами в современном Иранском Азербайджане [17, с. 23]. Говоря о языке Мидии он писал, что языки Мидии не иранские, а Каспийские [16, с. 206]. Такие научные результаты об истории азербайджанцев и в книгах Г.А. Меликишвили [29, с. 5, 83, 147]. Из исследований Э.В.Севортяна, В.Гукасяна выявлены что, масса прототюркских слов, и сегодня употребляются в языках азербайджанцев, и на ареале тюркских народов [36, с. 264-265; 11, с. 30-41; 12, с. 68-80].

Обобщая упоминания древних авторов и опираясь выявленным результатам исследований, можем сказать, что племена асы еще с VI-IV тысячелетия до н.э. были автохтонными населениями земли Нахчыванской АР и Азербайджана, эта земля родина их потомков, и они сыграли большую роль в формировании этногенеза этого народа. Номинация географических названий с именами Асов на этой территории характерны с языковой системой агглютинативных - тюркских языков.

Литература

1. Авдиев В.И. История древнего Востока, Москва:Изд. Высшая школа, 1970, 607 с.

2. Ахмедов Т. Основы Азербайджанской топонимики [на азербайджанском языке]. Баку: Изд. Бакинского Университета 1991, 312 с.

3. Бартолд В.В. Сочинение.Т.! Москва: Издательство восточной литературы, 1963, 1019 с.

4. Баскаков А.Н. Ногайский язык и его диалекты. Грамматика, тексты и словарь. Москва-Ленинград: АН СССР. Ин-т языка и письменности.1940, 272 с.

5. Библия. Москва:Российское Библейское Общество, 1994, 303 с. ХХХVI а

6. Всемирная история. Т. I, Москва: Госиздат, 1956, 746 с.

7. Всемирная история. Т. II, Москва:Гос.Изд. 1956, 899 с.

8. Гекатей Милетский. Землеописание. // ВДИ, 1947, № 1. с. 298-301.

9. Геродот. История. Перевод и примечания Г.А Стратановского. Ленинград: Наука, 1972, 599 с.

10. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. Mосква:Наука, 1970, 393 с.

11. Гукасян В. Тюркизмы в албанских источниках //Сов. тюркология. 1977, №1 , с. 30-41.

12. Гукасян В. Древние тюркизмы в удинском языке//Изв. АН АзССР. Сер. Литературы, языка, искусства. 1978, № 2, с.68-80.

13. Джафаров Д. По следам национально-этнической памяти [на Азербайджанском языке]. Баку: Сада, 2005, 171 с.

14. Древнетюркский словрь. Ленинград:Наука.,1969, 676 с.

15. Дьяконов И.М.. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту // ВДУ, 1951. № 2, с. 265-266

16. Дьяконов И.М. История Мидии. Москва: Наука, 1956, 485 с.

17. Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967, 277 с.

18. Жучкевич М. А. Общая топонимика. Минск:Всесоюз.1968, 148 с.

19. Ибн Хордадбех. Книга путей и страны. Баку: Элм., 1986, 428 с.

20. Иоганесс Фридрих. История письма. Москва:Наука., 1979, 306 с.

21. Иоанн де Галоеифонтибус. Сведения о народах Кавказа 1404 г. Баку:Элм., 1980, 60 с.

22. История Агван Моисея Каганватци, писателя Х века. СПб. 1966, 376 с .

23. История СССР, с древнейших времен до наших дней. Т. I, Москва:Наука., 1966, 586 с.

24. Иосиф Флавии.Иудейские древности/Пер. с греческого Г.Г. Генкеля, т. I, СПб.,1900,

716 £.

25. Иакут-ал Хамави. Муджам-аль Бульдан, т. I, Пер. и примеч. З. Буниятова. Баку: Элм., 1983, 378 с.

26. Клавдий Птолемей. Географическое руководство. См. Латышев В. В. Известия, ВДИ, 1948, XXIV с 254.

27. Крупнова Е.И. Древнейшая культура Кавказа и Кавказская этническая общность// Сов. археология. М., 1964, №1.с. 26-43.

28. Меликишвили Г. А.. Население северных областей Наири-Урарту и его роль в древневосточной истории. Москва: Наука ,1960, 136 а

29. Mурзaeв ЕМ. Словарь народных географических терминов. Mосква: Наука, 1985, 548 б.

30. Мурзаев Э.М.. География в названиях. Москва: Наука, 1979, 168 с.

31. Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 2, Пер. с древне - греческого Томашевской; И.В. Медведева. Москва: Правда, 1990, 608 с.

32. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий, т. III, ч!,Москва:Госиздат, 1893-1911, 1260 с.

33. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. Москва:Наука,1974, 777 с.

34. Севортян Э. В. Тюркизм у ранних армянских писателей / Кн. Структура и история тюркских языков. М.: Наука, 1971, с.264-265.

35. Страбон. География в 17 книгах. Перевод, статья и комментарий Г. А. Стратановского. Москва: Наука, 1964, 941с.

36. Тугушева Л.Ю.Фрагменты уйгурской версии биографии Сюан-Цзана. Москва:Нука, 1991, 176 с.

37. Фрай Р. Н. Наследие Ирана. Москва: Наука [ГРВЛ], 1972, 468 с.

38. Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Наsави. Жизниопшание sултана Джалал-ад- Дина Манкбурны. Баку: Элм, 1973, 450 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.