Научная статья на тему 'Этнические корни тюркоязычных народов'

Этнические корни тюркоязычных народов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1816
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закиев Мирфатих Закиевич

In traditional Turkic studies establishing the ethnic roots of — separate Turkic people is identified with defining the original motherland of the Turki wherefrom they are considered to have settled about Eurasia. To the author's mind there was no original motherland of the Turki at all (as well as of other nations). He considers that various Turk-speaking tribes had spread about Eurasia and lived in the neighbourhood with other tribes before productive labour emerged. The process of assimilation contributed to their biological survival. The Turki had been assimilated by other tribes, and they became a part of the population of nonTurkic regions; also they had assimilated other tribes forming Turkic regions. The following regions became Turkic ones in the century ВС: North-East Siberia (Yakutia and its environs), South-East Siberia (the Republic of Tuva and its environs), South-West Siberia (the Altai region), West Siberia, Uigur part of Central Asia, Middle Asia, Asia Minor, the eastern part of the Balkan Peninsula, East Europe. The author enumerates Turkic tribes that managed to form their own tribal unions and states. He acquaints with their brief history (Table 1) and gives the system of formation of secondary and tertiary Turkic ethnonyms with the help of primary ones (Table 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC ROOTS OF TURKIC PEOPLES

In traditional Turkic studies establishing the ethnic roots of — separate Turkic people is identified with defining the original motherland of the Turki wherefrom they are considered to have settled about Eurasia. To the author's mind there was no original motherland of the Turki at all (as well as of other nations). He considers that various Turk-speaking tribes had spread about Eurasia and lived in the neighbourhood with other tribes before productive labour emerged. The process of assimilation contributed to their biological survival. The Turki had been assimilated by other tribes, and they became a part of the population of nonTurkic regions; also they had assimilated other tribes forming Turkic regions. The following regions became Turkic ones in the century ВС: North-East Siberia (Yakutia and its environs), South-East Siberia (the Republic of Tuva and its environs), South-West Siberia (the Altai region), West Siberia, Uigur part of Central Asia, Middle Asia, Asia Minor, the eastern part of the Balkan Peninsula, East Europe. The author enumerates Turkic tribes that managed to form their own tribal unions and states. He acquaints with their brief history (Table 1) and gives the system of formation of secondary and tertiary Turkic ethnonyms with the help of primary ones (Table 2).

Текст научной работы на тему «Этнические корни тюркоязычных народов»

М.З. Закиев

ЭТНИЧЕСКИЕ КОРНИ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ

Каждый этнос (род, племя, нация) имеет свои, присущие только ему, этнические особенности, т.е. характеризуется своими антропологическими признаками, особым языком, своим укладом повседневной жизни (бытом), своими нравами-обрядами, культурой, которые передаются последующим поколениям. Из этих этнических особенностей самыми устойчивыми являются язык и антропологические признаки. Тщательно изучив историю всех этих признаков, ученые пытаются установить глубину этнических корней народов.

В традиционной тюркологии установление этнических корней отдельных тюркских народов идентифицируется с определением так называемой прародины тюрков, откуда они якобы расселены по всей Евразии.

Ведущими тюркологами современности в качестве прародины тюрков выдвинуты более десяти регионов: I) Алтай, 2) Северный и СевероЗападный Китай, 3) регион Тянь-Шаньских гор, 4) Передняя Азия, 5) Западная Азия, 6) Центральная Азия, 7) Северо-Западная Сибирь, 8) Прибайкалье, 9) Междуречье Иртыша и Урала, 10) Урало-Поволжье, II) Восточная Европа [15, с. 55-58; 16, с. 10-17; 11, с. 22-27].

Если временем существования Алтайской прародины признается VI—VI11 вв. н.э. [10, с. 416], то ведущие тюркологи время складывания остальных прародин относят к 1V— 111 тысячелетиям до н.э.

Сравнивая различные мнения о прародине тюрков, ученые пришли к выводу о том, что самым неудачным и ошибочным является мнение об алтайской прародине, оно появилось в результате смешения самого народа с его названием, т.е. неумения отличить знак от его семантики как этого требует наука семиотика.

Название тюрк было распространено только во время правления двух Тюркских каганатов (VI—VIII вв. н.э.), а тюркоязычные племена под другими названиями оставили свой след еще в

У—1У тыс. до н.э. Но если учесть, что следы сформировавшегося тюркского языка наблюдаются в некоторых языках американских индейцев, предки которых пришли на Американский материк 30—20 тыс. лет тому назад, то приходится признать несостоятельность всех существующих теорий о месте и времени первоначальной прародины тюрков [7, с. 80—83; 17, с. 93—96].

Сколько бы ни старались ученые разных народов определить их прародину, ни одному из них это до сих пор не удалось. По-видимому, прародины тюрков (как и других народов) вообще не было. Если бы существовала прародина, то там жили бы представители одного племени без смешения с другими племенами, что в итоге привело бы к их биологическому вымиранию.

Разумнее было бы предположить, что различные тюркоязычные племена еще до появления производительного труда в период отсутствия государств и их границ в поисках естественного питания распространились по всей Евразии и жили вперемежку с другими племенами. Процесс смешения способствовал и их биологическому выживанию. Где-то тюрков ассимилировали другие племена, в результате чего они вошли в состав населения нетюркских регионов; где-то они сами ассимилировали других, образовывая тюркские регионы.

В результате ассимиляции тюрками других нетюркоязычных племен еще в ^ тыс. до н.э. преимущественно тюркскими стали следующие регионы: Северо-Восточная Сибирь (Якутия и ее окрестности), Юго-Восточная Сибирь (Республика Тыва и ее окрестности), Юго-Западная Сибирь (Алтайский край), Западная Сибирь, Уйгурская часть Центральной Азии, Средняя, Передняя, Малая Азия, восточная часть Балканского полуострова, Восточная Европа. Но усиление нетюркоязычных племен и народов привело к тому, что некоторые тюркские регионы постепенно становились нетюркскими.

Закиев Мирфатих Закиевич, доктор филологических наук, профессор, академик АН РТ (г. Казань), заведующий отделом Института языка и литературы АН РТ

© Закиев М.З., 2009

На этой огромной территории еще до появления производительного труда вперемежку с другими были распространены тюркоязычные племена под названием ар/ир, сака/скыды (скиф), ас-алан, сюн/хун, ок/ак, би/биар/билэр, барды/пар-ды (по-огузски — также «богатые», т.е. биары), мин/мэн, кац/кангар, кижи и др. Этим тюркоязычным племенам по мере их развития и расширения территории их расселения удавалось создавать свои племенные союзы, иногда и государства. Ознакомимся с ними по-подробнее.

1. Известное в истории первое государство создали племена ар или ир «мужчины, люди». Необходимо отметить, что в традиционной исторической науке этноним ар принят в форме арий и считается названием индо-иранских народов. Но мои исследования показали, что у индо-иранских народов нет ни одного этнонима, образованного на его основе, есть единственное слово иран, но оно тюркское («человек, богатырь»), а в тюркских языках имеется около 40 тюркских этнонимов, содержащих в своем составе слова ар/ир. Поэтому приходится признать, что племена, носящие этноним на ар/ир, безусловно являются тюркоязычными.

Племена, этнонимы которых содержат слово ар/ир, были распространены во всех тюркских регионах Евразии, а именно в Малой Азии — тавр, тюрк, в Передней Азии — субар/сумер/шу-мер, в Средней Азии — ар/ир, сакар, окар/огур, уйгур, тохар, хуар-ас-м/суар-асм/хорезм, гандар/ ханлыар, в Центральной Азии — татар, шор/ суар, в Восточной Европе — биар, булгар, мишар, ионогур, суар, в Западной Сибири — сабир, сибир, на Кавказе — балкар, азар, гугар, на Балканах — акацир, трак/ту-ар-ок.

Первым государством, созданным племенами субар/сумер еще в V—IV тыс. до н.э., было государство сумеров/шумеров, гегемония которого, по-видимому, была распространена по всему тюркскому региону.

2. Почти во всех тюркских регионах во II тыс. до н.э. зафиксированы саки/скифы. В VIII в. до н.э. образовалась целая империя скифов. Этот этноним только на русском языке применяется в такой форме. На самом деле во всех источниках он обозначен как скъдъ/скиде [5, с. 102—103]. В древнерусском языке интердентальный звук [д— th] чередовался со звуком [ф], поэтому в русском языке он принял форму скиф. Если провести лингвистический анализ этнонима скъдъ/скиде,

то в нем легко различить аффикс -ды, который является синонимом современного аффикса -лы (ср. тат. таллы курган, казах. талды курган). По сообщению Геродота мы знаем, что скидов (скифов) по-другому называли саками (сак или сака). Исходя из этого, корень слова скъдъ/скиде (съкъ) фонетически можно идентифицировать с этнонимом сака/сак. Следовательно, этноним скъдъ/ скиде первоначально произносился как сакады, затем съкъды. Скъдъ/скълъ означает, что здесь жили различные племена, в составе которых племена сака занимали ведущее место. Этноним скъдъ/скълъ идентичен самоназванию скъдъ (скифов), которое звучало как сколот, где -т/-та — аффикс мн. числа (на балкарском -та/-ла, в др. тюркских яз. -тар/-лар), часть сколо и есть скълъ. Кроме того, есть арабское название северных тюрков — сакалиба, где первая часть сакали также идентична названию скълъ, часть ба восходит к этнониму ба (й) «богатые».

В Евразии, в т.ч. и в Урало-Поволжье, этноним сак сохранился в слове кыусак>кыфсак>кып-чак, а в Казахстане — в этнониме казах>косак> кыусак, в Средней Азии — в этнониме согды, сугдак, в этнониме сакар «сакские люди» (часть туркмен), в Северо-Восточной Сибири — в этнониме саха «якут», в Юго-Восточной Сибири — в этнониме сагай (часть хакасов), хакас'сак-ас и т.д. Урало-Поволжский миф сак-сук также имеет отношение к этому этнониму.

3. В тюркских регионах с древнейших времен жили тюркские племена ас «сын, молодой». На Средней Волге они построили город Асил. Здесь с древнейших времен зафиксированы племена суас «водные асы» и бортас «асы», занимающиеся бортничеством. Среди булгар асы занимали значительное место, ногайцы формировались в основном из асов. Среди булгаро-татар и башкир жили племена, носящие этноним остяк/иш-тяк, который образован путем присоединения к этнониму ас аффикса -тык/-лык, т.е. они не чистые асы, а племена, имеющие в своем составе асов.

По сообщению китайских источников, в 1 тыс. до н.э. предки тюрков носили этноним асана/ асина, который Л.Н. Гумилевым ошибочно передается как ашина (якобы из монгольского шоно-чино «волк» и китайского «А» — префикса уважения). Асана состоит из этнонима ас и ана «род, мать» [7, с. 178]. Этноним ас зафиксирован и в сложном названии хакас<сак-ас.

Асское государство процветало на территории Туркменистана, название города Асхабад/ Ашхабад также содержит этот этноним. Здесь же еще в ^—Ш тыс. до н.э. сформировался племенной союз хорасмийцев. Этноним хорасм/хорезм также содержит слово ас: хорасм<суар-ас-м «мой Суарас».

Балкары кавказские называют себя аланами, а осетины их именуют асами; асов и в других регионах параллельно называли аланами. А этноним алан в тюркских регионах сохранился во многих топонимах [7, с. 166—191; 17, с. 189—210].

В У—IУ вв. до н.э. среди тюркских племен во главе со скифами (скидами/саками) господствующее положение занимают асы-аланы, скифская империя переходит в их руки. Империя алан-асов в греческих источниках называется Сар-матией.

4. В тюркских регионах во 11—1 тысячелетиях до н.э. зафиксированы тюркские племена под названием сюн и в результате чередования [соИ] оно вошло в историю как иун/иунну/хуны/гуны. Сюны в тюркских регионах оставили свой след в топонимах. Для выражения различных сюнов этот этноним принимает различные определения, и при них этот этноним приобретает формы сан, сян, зан, йан, жан, чан, чын и т.д. Например, сусан/жужан «водные сюны», сянби «сюнские бии», ас-ар-би-джан «сюны азарских биев», ку-сан/косан «белые сюны», сарысюн «желтые сюны», ас-сюн>усунъ «асские сюны», троян'туарйан «сюны горных людей», бюръян «сюны молодые, незрелые», тамъян «сюны приятные, высокие», сюнле>ченле>чаллы и т.д.

Особо скажем о кусанах/косанах. Кусаны (по произношению тюрков Урало-Поволжья: коса-ны) «белые сюны» в тюркских регионах свои населенные пункты и города называли по своему этнониму и в различных диалектных окружениях это название звучало по-разному: Кусан, Ко-сан, Касан, Казан, Кошан, Кушан, Хушан и т.д. В русской научной литературе принят вариант кушан.

В первых русских летописях название города Казань зафиксировано как Кусян, позже оно приняло форму Косан (иногда Кошан). Позже в русском произношении оно звучало как Казань, а татарами до сих пор произносится как Козан (пишется Казан). После того, как постепенно забылось происхождение слова косан из двух элементов ку/ко «белый, светлый» и сан'сюн (кун), на-

род начал идентифицировать его с другим словом казан «котел», которое имеет совершенно другую этимологию от слова казу «копать, углублять».

В исторической науке более или менее подробно изучены среднеазиатские кусаны/кушаны. Есть сведения, что кусаны «белые сюны» вместе с усунями (ас-сюны) «асскими сюнами» пришли в Среднюю Азию во 11 в. до н. э. с севера [8, с. 309] и совместно с тохарами (с горными людьми) приняли участие в разгроме Греко-Бактрий-ского царства и в освобождении тюркоязычных бактров (бакты эр «люди, имеющие сады») от греков, насажденных туда А. Македонским в ^ в. до н.э. Кусаны и усуни действительно жили в Ура-ло-Поволжье, их следы сохранились в топонимах Косан и Усюн (Освн). О приходе кусанов и усуней с северных широт свидетельствует и тот факт, что они были белолицыми. По итогам исследований Г.Е. Грумм-Гржимайло, здесь в Средней Азии усуни, кусаны (их идентифицировали с ассюнами/асианами), хагясы (хак>сак-ас) в отличие от других среднеазиатских народов «... имели голубые (зеленые) глаза и белокурые (рыжие) волосы» [3, с. 342]. Все эти факты говорят о том, что в Урало-Поволжье еще 2500 лет тому назад жили очень сильные и организованные в племенной союз косаны «белые сюны» и усуни/ас-сюны «асские сюны», которые во 11 в. до н.э. были в состоянии выслать могучую армию для освобождения бактров от греческих завоевателей.

Для нас имеет значение и то, что кроме нашей Казани (Касан) еще один город, а именно город в Ферганской долине, носит название Касан, он также заложен кусанами/косанами. Рядом с городом Казан на Средней Волге и возле города Касан в Ферганской долине текут реки Казан-су и Касан-сай.

В Средней Азии вместо Греко-Бактрийского царства во 11 в. до н.э. было создано Кушанское государство, которое в 1—11 вв. н.э. переросло в огромную среднеазиатско-индийскую империю, по нашему убеждению, она включала в свою гегемонию и Поволжье.

5. В тюркских регионах еще до н.э. жили тюркские племена, носившие этнонимы бай (бЛк/ бай/бик/бей/би/пи/ми) «богатые» и барды «богатые». Слово барды/парды образовано от корня бар/пар «есть, достаток» и аффикса -лы/-ды; в огузских языках барлы/варлы применяется в значении «богатый», у них в этом значении слово

бай/пи не употребляется. Этноним барды/парды только в русском языке принят как парфы/пар-фяне, ибо звук [доШ] в древнерусском языке передавался через [ф]. В других языках парды/ барды принят в исконной форме, так, даже в англ. яз. парды во мн. числе звучит как РагШаш.

Парды в середине 111 в. до н.э. на юге и юго-востоке Каспийского моря создали мощную империю, которая охватывала обширные области от Месопотамии до границ Индии. Парды вместе с хорезмийцами (Иуар+асами) распространили свою гегемонию в регионы Прикамья и Кавказа. От них в Прикамье остались племена барды, которые сейчас называются барды татарлары или барды башкортлары, в Азербайджане был цивилизованный город Барды и в настоящее время имеется Бардынский район.

Племена бай/би/бек до н.э. зафиксированы в этнониме каспи, который состоит из пи «богатые» и определения кас «скалистые горы», каспи «богатые люди скалистых гор». Этноним бай/пи/ бек синонимичен этнониму барды «богатые». Эти байлары по-другому назывались биарами: би-ар «богатые люди». Биары вместе с племенами барды в У—УI вв. создали свое государство на левом берегу Камы и назвали его Биарым «Мой Биар», столицей его был Биляр. Биары вели интенсивную торговлю со Скандинавскими народами, которые называли Биармию Биармландом. Эти народы считали Биармию самой богатой страной в мире.

6. В тюркских регионах некоторое распространение получили племена с этнонимом мин/мэн. В древности мин применялся и как ми. Ми с аффиксом -де/-ле в виде миде называли часть азербайджанцев, которые имели страну Мидия. Племена мин занимают значительное место среди башкир и в настоящее время. Мы наблюдаем его применение, также в составе вторичных, третичных этнонимов тюркмен, куман, караман, са-рылымин, сарымэн (сарман).

7. Изучив древние ассирийские и урартские письменные источники, ученые установили, что в ^—Ш тысячелетиях до н.э. в верхнем течении реки Тигр жили тюркоязычные субары (суб «вода или река», ар «люди»), рядом с тюркоязычными гутии (от слова кот «душа»), туруки, кумуги, каш-гай, гнгЬр, салур и др. Этноним шумер является фонетическим вариантом этнонима субар>сумер> шумер.

Этноним субар в формах суар, сабир, сибир мы встречаем позже во многих регионах Евразии. Суары осели и в Поволжье.

Синонимом этнонима суар выступает этноним болгар «речные люди». Булгарам впервые удается создать государство на Балканах, они имели очень тесные контакты с Византией. Их предками считаются оногуры/иуногуры (на греч. яз. фанагор), акациры, мишари, языки всех этих племен в противовес другим вышеперечисленным племенам, говорившим на кыпчакском говоре, характеризовались огузскими-турецкими особенностями.

Болгары-мишари Поволжья прежде занимали правую нагорную сторону Волги, а кыпчако-язычные — левую. В VI в. н.э. булгары-мишари в массовом порядке начали занимать левую сторону Волги, а VIII в. заняли западную часть Биармии со столицей Биляр, и страну начали именовать как Булгарское государство; на восточной территории часть Биармии сохранилась, позже здесь появился город Биарм (Пермь).

Обобщая вышеизложенное, попытаемся установить примерное время, когда какие племена становились господствующими, когда и какое общее наименование получило разноплеменное население. Перечисление идет от общетюркского до отдельного тюркского народа — до татар. Другие тюркские народы, скажем, казахи, такое перечисление могут начать с общетюркского и завершить своим народом, т.е. казахами, а узбеки — узбеками и т.д. (см. табл. 1).

В2традиционной исторической науке считают, что из вышеперечисленных племен-народов в тюркоязычных регионах сначала проживало какое-то одно племя, когда оно ушло или исчезло, пришло другое. Чаще это представляется по-другому: сначала проживало одно племя, затем пришло другое и в беспощадных (обычно придуманных учеными) сражениях уничтожило предыдущее племя и заняло его территорию. Позже пришли якобы другие племена и таким же образом заняли территорию предыдущих.

В действительности все вышеперечисленные тюркские племена жили одновременно вперемежку, возможно, среди них были и нетюркоязычные. Господствующими становились то одни, то другие, в результате чего менялись их общие наименования. Подобное мнение было высказано еще в XIX в. Так, датский историк П.Ф. Сум обратил внимание на то, что в тюрк-

Т а б л и ц а I

Примерное время Этнонимы племен и общее наименование народа

1 IV—111 тыс. до н.э. Ар/ир, субар/сумер/шумер/сабир/сибир, тавр, тохар, ,

2 Х111—V вв. до н.э. сак/сака, скъдъ (рус. скиф), сакалиба, кусак/косак (народ: скиф)

3 V—111 вв. до н.э. , сармат)

4 111 в. до Н.Э.— 11 в. н.э. парды (рус. парфян), биар/биляр/бигер (народ: барды, бигер или биар)

5 11—VI вв. н.э. сюн>Иун>хунны, кусюн/косан/кушан, ас/сюн>усунь (народ: кусан)

6 VI—VIII вв. н.э. биар (Биарм)/ бигер, барды/парды (рус. парфян) (народ: бигер)

7 VIII—XIV вв. н.э. булгар, мишар, косан (с Х111 в. в составе Золотой Орды) (народ: булгар)

8 Х1У-ХУ1 вв. н.э. косан/ Казанское ханство (сначала в составе Золотой Орды) (народ: казан)

9 С XVI в. до наших дней Русское государство, в его составе с 1920 года Татарстан (народ: татары)

ских регионах состав тюркских племен в течение многих веков оставался неизменным. По его мнению, в результате того, что одно племя брало перевес над другим, например, скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, куманы, болгары, татары, менялись лишь их общие наименования; суть — общие имена, которые следовали одно за другим [13, с. 15]. А по нашему мнению, очередность тюркских господствующих племен выглядело так: ары и их разновидности, скъдъ (рус. скифы) и их разновидности, сарматы (аланы-асы), парды, биары, кусаны, бигеры, булгары, казаны, татары.

Выше мы перечислили этнонимы, носители которых, по нашему мнению, были тюркоязычными. Но в традиционной исторической науке носители некоторых из этих этнонимов отнесены к индоираноязычным. Эту точку зрения мы попытались опровергнуть тем, что вышеперечисленные этнонимы по способам образования составляют цельную тюркскую систему.

По мере развития и распространения по белому свету племен, носивших первичные этнонимы, возникали новые родственные племена и для их наименования образовывались новые эт-

нонимы путем уточнения значения первичных при помощи различных определений. Например, часть племен, носивших этноним ар/ир «люди, мужчины», если оказывалась в горной местности, то ее называли дагар/тохар, если же ее жизнь была связана с водой, рекой, то называли субар/ суар и т.д.

Были случаи образования новых этнонимов при помощи обладательного аффикса -лы/-ды (фонетические разновидности: -лык/-дык/-тык/ -зык/-ты/-т). Например, сакады>скъдъ/сака-лы/скълъ (рус. скиф), что наблюдается в зафиксированных в древности этнонимах сколот и са-калиба. Сакады/сакалы — это племя, в составе которого было много людей из племени сака.

При помощи обладательного аффикса образованы вторичные этнонимы иштяк/остяк'ос-тык, согдак/согды, сакады/скъдъ, парды/барды, синде/ сюнде, минле/миде, куманды, башкорды/баш-корт, саралы, аккоюнлу, барабалы, Юрматы, Ка-радаглы и др.

Систему образования вторичных, третичных тюркских этнонимов при помощи определений можно наблюдать в следующей таблице (см. табл. 2).

Система образования тюркских этнонимов при помощи определений первичных этнонимов концепта «человек, люди, род»

Первичные этнонимы из слов концепта «род», «человек», «люди» ар/ир «мужчины, люди» ас/яс/ос «молодые люди» сак/сага ча ка/сой «род, племя, дети» сюн/хун «человек» ок/а к «род, племя» би/бек/пи «бога- тые» мен/мин «люди, наши» киши «человек»

Фонетические варианты эр/ир/эрк (эркек) аз/уз/уш/ аз/йаз хак/зок/ зак/дак сунни/сан/ шан/джан ик/ык пей/бай бен кюжи/ киши

Вторичные или третичные этнонимы со следующими определениями: су/ху/шу, булак суар, субар, сабир, сумер, балкар, болгар, шуар (шор) суас жужан

тау/тав/даг/таг, кес та\уэрк (тюрк), дагар, тохар, касар, тавр таулас та вок, ту-эр-ок >тюэрк, трак каспи, траспи, туба(й)

агач, мише, бурта, ут акатир/акапир, мишер/маджар, утар буртас

известные определения куар, куерк, сарагур, сарир, башкир, бактиар, (о)лугар, иирк, авар (оар), катиар, катигур татар, гандар, гугар гагауз, кыргыз, карагач, телес кусак, кыпчак, казак карасой варсак кусюн/ казан/ кашан, сарысюн читак, кимек, йазок, таток/ дадок/ дадык аргиппи, ногайбек, сакали-ба (й) cap ы мен, сарылымен, куман, караман кукижи, алтай КИЖИ, туба КИЖИ, чуй КИЖИ

неизвестные определения качар, афшар, салар, салгур, беренжер, катигур, киммер, урегир апас, халадж, хартеш, ишгуза, куралас, табгач йемек, буча к, курук, апасиак, керку к

этнонимы сакар, окур, огур, бигер/биар, кангар, уногур/оногур, асгур/асур хакас, окуз, кангарас, хуарас(м)/хорезм, агадирос, awapac турсака, эрсак ассюн/ усунь, ас-эр-би-джан, ту-ар-йан (троян) канга к, ограк, трак (ту-эр-ок), ясок азерби, сюнби, узбек (асбек) тюркмен азкижи, тюргиши, шоргиши

Традиционная историческая наука, не принимая во внимание систему этнонимов, выделяет из нее некоторые этнонимы и считает их названиями ираноязыиныгх племен. Обычно ираноязычными считаются племена, носившие этнонимы ар/ир (в виде арий), сак/сака, скъдъ (рус. скиф), сакды/согды, барды/парды (рус. парфян), кусан/косан/кушан, тохар/дагар, усунъ/ас-сюн, суар-ас-м <куар-ас-м<хорасм>хорезм.

Для того, чтобы доказать, что они действительно ираноязычные, ученые-индоиранисты пытались искусственно навязать им язык старых ираноязычных рукописей. Как одно из неопровержимых доказательств они приводят то, что эти племена в I тысячелетии до н.э на иранском языке якобы создали религиозное учение — зороастризм. Сохранившиеся в памяти народа отрывки этого учения в IV в. н.э. в Мидии (Азербайджан) собраны в один сборник Авеста. Все тексты этого сборника признаны ираноязычными, ибо их создали вышеназванные якобы ираноязычные племена. Историки, в т.ч. и тюркологи, в этом не сомневаются [2, с. 8—9].

Наши лингвоисторические исследования показали, что вышеперечисленные племена были не ираноязычными, а тюркоязычными. Исходя из этого, мы считаем, что надо серьезно подумать и о «национальности» создателей зороастризма.

Тексты авесты, т.е. авестийский язык, более 100 лет изучается на основе персидского языка, и в итоге индоиранисты пришли к выводу, что авестийский не похож на иранский, что «произошел полный отрыв авестийского языка от живых иранских языков» [12, с. 55]. Этот вывод индоиранистов говорит о том, что язык текстов Авесты не был иранским и создатели зороастризма не были ираноязычными.

Исходя из признания авторов зороастризма тюркоязычными, мы получаем возможность организовать тщательное изучение текстов Авесты на основе тюркских языков. Естественно, это огромная работа, требующая много времени и труда нескольких поколений исследователей. Попробуем расшифровать морфонологическое строение и семантические особенности лишь трех основных слов этого религиозного учения, а именно слов авеста, зороастр и заратуштра — имени основного пророка и реформатора этой религии.

Слово авеста восходит к тюркскому авуч «ладонь», авучта «в ладони — горсти», применяемое

здесь в смысле «горсть молитв» — «сборник молитв».

Слова заратуштра и зороастр индоиранцы объясняли следующим образом: заратуштра — это иранское имя, где уштра — «верблюд», первая часть зарат — «желтый, старый, погоняющий». Заратуштра — в целом «обладающий старым верблюдом» [6, с. 7]. А слово зороастр — это измененный греками фонетический вариант иранского слова заратуштра, следовательно, оно также связано со словом «верблюд».

Тюркская морфонология подсказывает нам, что слово зороастр восходит к тюркскому джа-раштр (в тат. среднем диалекте — щараштр; в тат. литер. — йараштр; киргиз. — корень жара «быть пригодным», «примерять», «приспосабливаться»). Тюркский [дж-ж] часто чередуется с [з], а звук [ш] — с [с]. Корень джара/йара принимает форму совместного залога -ыш/-ш, которая имеет и словообразовательное свойство: джа-раыш/ йарааш/зараыш/зараас «приспособиться друг к другу». Далее идет -тр — аффикс понудительного залога: джараштр/йараштыр/зарастр, которое легко произносится и как зороастр «заставляй, понуждай, способствуй людям не враждовать друг с другом, а приспособиться друг к другу». По нашему мнению, именно здесь (а не в верблюдах) кроется вся философия зороастризма.

Когда слово йара/джара необходимо применять в значении «приспособить кого-то к себе», тогда оно принимает форму понудительного залога: джарат/йарат. В кыпчакских языках слово джарат сейчас применяется не только в значении «приспособить к себе», но еще и в значении «любить».

Слово джарат в формах совместного и понудительного залогов джаратыштра (йаратышты-ра) в условиях тюрко-иранского двуязычия легко может принять форму заратуштра. Таким образом, учитывая значение совместного и понудительного залогов, семантика слова заратуштра заключается в следующем: пророк Заратуштра понуждает людей любить, уважать друг друга.

Тюркский анализ слов авеста, зороастр и за-ратуштра показывает, что эти слова родственны не только по своим семантическим, но и по грамматическим особенностям. Это убеждает нас в том, что тюркоязычный анализ слов авеста, зо-роастр и заратуштра не может быть опровергнут.

Все слова текста Авеста должны быть проанализированы таким же образом на основе тюркской морфонологии. Если часть слов не будет поддаваться тюркскому анализу, то в этих случаях надо применять иранскую морфонологию, ибо в регионах создания зороастризма тюркоиранское двуязычие наших дней могло существовать и в древности.

Как видно, время и пространство распространения древних тюрков исследованы нами не путем анализа обнаруженных элементов материальной культуры (т.е. не путем археологических исследований), а методом анализа обнаруженных древних слов (т.е. методом лингвистической археологии).

В традиционной татарской исторической науке самым древним государством считалось Бул-гарское государство, историки даже представления не имели о том, что наши предки до создания Булгарского государства имели самую богатую страну в мире — Биармию со столицей Биляр, до этого наши предки создали также очень сильное государство Косан (белых хунов), еще раньше они жили в составе государства Парды (рус. Парфян), еще раньше — в государстве асов-аланов, которое называлось Сарматией, еще раньше — в государстве Сак/Сака/Скиде (рус. Скиф), до этого в государстве аров/субаров/сумеров/ шумеров.

В конце XX в. появились татарские «историки», которые в качестве древнего государства наших предков рекомендовали признать Чин-гизхановское государство, создатели которого — монголо-татары не имеют никакого этнического отношения к предкам современных татар.2Ин-ститут истории Татарстана довел эту точку зрения до абсурда: якобы и Чингиз хан, и Батый хан стали чуть ли ни руководителями создания «нашего» татарского государства. В действительности именно чингизхановская интервенция окончательно разрушила единство тюрков, именно батыевские завоевания оставили предков современных татар без самостоятельного государства. Вышеназванная точка зрения появилась в результате незнания семиотики (знаковой теории), неумения отличать форму от содержания знака-слова, смешения слово татар с его содержанием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артановский С.И. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. — Л., 1967.

2. Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи. — М.: Наука, 1987. — 302 с.

3. Грумм-Гржимайло Т.Е. Белокурая раса в Средней Азии. — СПб., 1908. Переиздана в кн. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Кн. 1. — М., 1998. — С. 340—352.

4. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. — М., 1993. — 336 с.

5. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории Геродота. Тексты, переводы, комментарий. — М.: Наука, 1982. —455 с.

6. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. — М.: Наука, 1982. — 133 с.

7. Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. — М.: Инсан, 2003. — 496 с.

8. История таджикского народа. Т. I. С древнейших времен до V в. н.э. — М., 1965.

9. История татар с древнейших времен в семи томах. Т. I. Народы степной Евразии в древности. — Казань: Рухият, 2002. — 551 с.

10. Кляшторный С.Г. Тюркский каганат // БСЭ. III изд., т. 26. — М., 1977.

11. Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. — Черкесск, 1993. — 140 с.

12. Расторгуева В. С. Авестийский язык // БСЭ. III изд., т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1970.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Сум П.Ф. Исторические рассуждения о происхождении народов, населявших в средние века Польшу, Россию и земли между Каспийским и Черным морем, а также Европейскую Турцию на севере от Дуная. Часть «О хазарах». — М., 1846. — 57 с.

14. Халиков А.Х Истоки формирования тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. — Казань, 1971. — С. 7—36.

15. Ercilasun Ahmet Bican (Ankara). Türkfenin en eski kom§ulari // Birinci türkoloji qurultayin 80 illik yubileyinh hbsr olunmuj beynhlxalq elmi konfransin materiallari. (Baki — 23—25 may 2006). — Baki, 2007. — S. 55—73.

16. Zeki Velidi Togan. Umumi Türk TariMne girij. 3 baski. — Istanbul, 1981. — 538 s.

17. Zekiyev Mirfatih. Türklerin ve Tatarlarin kökeni. — Istanbul, Selenge Yayinlari, 2006. — 512 s.

Mirfatih Z. Zekiyev

ETHNIC ROOTS OF TURKIC PEOPLES

In traditional Turkic studies establishing the ethnic roots of a separate Turkic people is identified with defining the original motherland of the Turki wherefrom they are considered to have settled about Eurasia. To the author’s mind there was no original motherland of the Turki at all (as well as of other nations). He considers that various Turk-speaking tribes had spread about Eurasia and lived in the neighbourhood with other tribes before productive labour emerged. The process of assimilation contributed to their biological survival. The Turki had been assimilated by other tribes, and they became a part of the population of non-Turkic regions; also they had assimilated other tribes forming Turkic regions. The following regions became Turkic ones in the 4th century BC: North-East Siberia (Yakutia and its environs), South-East Siberia (the Republic of Tuva and its environs), South-West Siberia (the Altai region), West Siberia, Uigur part of Central Asia, Middle Asia, Asia Minor, the eastern part of the Balkan Peninsula, East Europe.

The author enumerates Turkic tribes that managed to form their own tribal unions and states. He acquaints with their brief history (Table I) and gives the system of formation of secondary and tertiary Turkic ethnonyms with the help of primary ones (Table 2).

К сведению читателей

Вышла книга:

Галяутдинов И.Г. Башкирский литературный язык и проблемы востоковедения: Сборник научных статей / Составители: P.M. Булгаков, Ф.С. Тикеев, Я.Ф. Набиуллин, А.Х. Кудабаева. — Уфа:

Сборник статей И.Г. Галяутдинова, крупного ученого-тюрколога, высококвалифицированного специалиста в области археографии, текстологии и истории башкирского языка, посвящен многостороннему историколингвистическому анализу образцов старотюркской письменности Башкортостана и окружающих его регионов. В сборник вошли статьи, опубликованные им в различных изданиях в 1975—2006 гг., некоторые из них снабжены специальными авторскими дополнениями, сокращениями и редакторскими правками, отражающими современное состояние науки.

Предназначается для башкироведов, тюркологов и востоковедов.

Гилем, 2008. — 408 с.

БАШ КОРТ ОЗдЬИ ТЕЛЕ ЬвМ ШйРКИвТ ГИЛЬМГ МвСЬвЛвЛВРЕ

БАШКИРСКИЙ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И I IPOKAFMbl ВОСТОКОВКДЖИИ ?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.