Научная статья на тему 'ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АГРЕССИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АГРЕССИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
952
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АГРЕССИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вербенская Алена Валерьевна

Современное информационное общество все более становится подверженным воздействию информационной агрессии; обострена проблема незащищенности личности человека от влияния информационного шума и манипуляций со стороны различных источников информации. В статье рассмотрены отдельные аспекты данной проблемы, включая истоки влияния информации на человека, проанализированы способы противодействия информационной агрессии и их связь с образованием и интеллектуальным развитием человека и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFRONTING INFORMATION AGGRESSION IN THE INFORMATION SOCIETY: PROBLEMS AND PROSPECTS

The modern information society is increasingly exposed to the impact of information aggression; the problem of the vulnerability of the human person to the influence of information noise and manipulation by various sources of information has been exacerbated. The article considers individual aspects of this problem, including the sources of influence of information on a person, analyses methods of counteracting information aggression and their relationship with the education and intellectual development of a person and society as a whole.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АГРЕССИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

53

УДК 32.019.51

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АГРЕССИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Вербенская Алена Валерьевна1

'выпускник (бакалавриат), Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Современное информационное

общество все более становится подверженным воздействию информационной агрессии; обострена проблема

незащищенности личности человека от влияния информационного шума и манипуляций со стороны различных источников информации. В статье рассмотрены отдельные аспекты данной проблемы, включая истоки влияния информации на человека, проанализированы способы противодействия информационной агрессии и их связь с образованием и интеллектуальным развитием человека и общества в целом.

Ключевые слова: информация, информационное общество, безопасность личности, информационная безопасность, информационная агрессия, средства массовой информации.

В результате развития и распространения информационных,

коммуникационных технологий человек получил доступ ко многочисленным ресурсам информации. Ее стало так много, что человеку порой трудно справляться с потоком входящих данных; информационный шум многократно усилился. Это обусловлено наличием множества каналов и источников информации. Согласно последнему отчету креативного агентства We Are Social и платформы для SMM Hootsuite, к 2022 г. общая численность населения России составила 145,9 млн человек, из которых 129,8 млн являются интернет-пользователями. Владельцами смартфонов является 95,9% населения, ноутбуков и настольных компьютеров — 78,5%. При этом общее время ежедневного использования интернета составило 7 ч 50 мин. Таким образом, уровень проникновения интернета в России на начало года достиг 89% от общей

численности, что на 4,7% выше прошлого года

[9]. По данным аналитики агентства Kepios

[10], в период с 2021 по 2022 г. количество пользователей Интернета в России увеличилось на 5,8 млн человек (+4,7%). Увеличение показателей цифровой среды говорит о ее росте.

В результате цифровизации источников информации становится все больше. С одной стороны, она стала доступна, с другой, в доступе оказалось много лишнего, именуемого «информационным мусором» -псевдонаучные «факты», ненужные подборки фото, фильмов и т. д., спам, вирусная реклама, т. е. ненужная или непроверенная информация. Происходит сенсорная перегрузка человека -информация передается таким образом, чтобы абсолютно забить информационные каналы. Информационное пространство становится зашумлено, и человек не может ничего даже разобрать в этом сверхшуме. Поглощение информации не всегда осуществляется сознательно, при этом все, что человек потребляет в информационном плане (по своей воле или не по своей - неважно), так или иначе становится частью его личности [7]. На это влияет все, что он читает, слушает, воспринимает извне, например, музыка, газеты, мнения других людей, т. е. человек все время находится в какой-либо информационной среде, что влияет на становление его личности в течение всей его жизни (рисунок 1).

Рисунок 1 - Человек в информационной среде [3]

Само слово «информация» происходит от лат. informatio - «представление (о чем-либо)», исходное слово forma - «вид, образ, форма» [5], приставка en- (in-) - «внутрь», т. е. буквально означает «внутреннее состояние, содержание чего-либо».

54

Исходя из этого, важно подчеркнуть: все наши желания информационно обусловлены. Более того, информация не просто передается человеку, а становится средством манипуляции его сознанием, например, когда по каким-либо вопросам дают уже готовые мнения в СМИ и т. д. Подобным образом происходит воздействие на желания и потребности. Примером этому могут служить разного рода психологические «уловки», которые применяют магазины для увеличения продаж, тщательно продуманная реклама и т. д.

- все это подобно приманке, на которую потенциальный покупатель должен «клюнуть», причем не все и не сразу это замечают.

Аналогичную позицию относительно формирования потребностей занимал и Эрих Фромм. Размышляя о власти человека в качестве потребителя, он пишет: «Существует масса видов сигарет, зубной пасты, мыла, дезодорантов, радиоприемников и телевизоров, фильмов и телепрограмм и т. д. и т. п. И все они добиваются его благосклонности. Все они

- «к его услугам». Он волен предпочесть одно другому и забывает, что, в сущности, между ними нет разницы. Свобода отдать предпочтение своему любимому товару порождает ощущение могущества <...> Человек, бессильный в человеческом отношении, становится могущественным в качестве покупателя и потребителя» [6]. По его мнению, современное общество и бизнес как таковой больше служат удовлетворению многочисленных потребностей, нежели реальному качеству жизни: «Счастье в нынешнем значении обычно предполагает внешнее довольство от состояния пресыщения, а не то, что неизбежно сопровождает полноту человеческих переживаний» [6]. Иными словами, зачастую не все товары и услуги нужны человеку, они навязаны. В итоге он оказывается настолько «перенасыщен» потреблением, что на настоящую жизнь с настоящими чувствами и переживаниями у него времени не остается.

Следовательно, возникает потребность в фильтрации поступающей информации и соответствующих навыках. Татьяна Черниговская в одной из своих лекций [8] отмечает, что источники и каналы информации все более усложняются, становятся все более сложно организованными. Интернет-технологии требуют внимательного отбора, классификации и осознания. Данное умение не появляется автоматически, соответственно,

сегодня особенно проявляется актуальность в обучении навыкам пользования информацией, работой с источниками.

Более того, еще одной важной проблемой, связанной с потреблением (информации в том числе), является отсутствие рефлексии - подаваемая извне информация не предполагает размышления (например, размышления над собой, осознание себя в мире и т. д.). Это касается и образования - в учебниках излагается в основном теоретическая информация, они дают лишь направление изучения чего-либо.

Калькуляторы, специальные программы для поиска и выдачи готового решения в этом плане могут играть роль «костылей», когда результат выдается мгновенно и думать над решением какой-то сложной задачи не приходится. В образовании это особенно важно, ведь его ключевая цель - формирование адекватной системы знаний для человека, чтобы он мог далее с этим взаимодействовать и, столкнувшись с новой информацией, новыми фактами, он умел их проверить, проанализировать, отличить настоящие факты от «фейков». Необходимо углубляться в научно-практические пособия, статьи, монографии и т. д., т. е. это уже совершенно другой уровень познания. Сюда относится не только сугубо научная информация, но и, например, любая сложная литература наподобие классики - там, где имеется сложный смысловой ряд, что побуждает к анализу и размышлению.

Однако сухого чтения недостаточно -мозг необходимо загружать и «заставлять» работать: «нейронные сети образуются в результате повторения определенного опыта. Если этот опыт долгое время не воспроизводится - нейронные сети разрушаются. Чтобы этого не произошло, необходимо сделать процесс обучения непрерывным» [2]. Так, концепция непрерывного обучения и развития («Never stop learning») актуальна для человека на протяжении всей или, по крайней мере, большей части его жизни. Несмотря на то, что после 25 лет рост нейронов останавливается [4], рост синапсов (нейронных связей, рисунок 2) возможно увеличить за счет погружения в предмет, решения каких-либо сложных логических задач.

55

оценивать многоаспектно, с точки зрения рефлексии, не спешить воспринимать ее сразу, на эмоциях. Также следует проявлять избирательность и своевременно ограничивать себя от наплыва нежелательного информационного шума, время от времени устраивать перерывы от него; развивать аналитические навыки, навыки критического мышления, понимание системного подхода.

Разумеется, человек в принципе не может досконально, стопроцентно познать мир (по крайней мере, на данный момент). Однако если он располагает методологией познания информации, знает основные принципы работы с ней, понимает причинно-следственные связи в событиях, фактах и т. п., то методом сопоставления и системного анализа он может распознать, где правда, а где ложь. Когда человек обладает такой методологией, он уже не будет способен подвергнуться манипуляциям с чьей-либо стороны.

Список источников и литературы:

1. Молекулы радости: как наш мозг создает нейронные связи и формирует привычки и интеллект [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://theoryаndprаctice. ru/posts/14

723-molekuly-radosti-kak-nash-

mozg-sozdaet-neyronnye-svyazi-i-

formiruet-privychki-i-intellekt,

свободный.

2. Пилипенко, С. Н. Использование принципов работы мозга в процессе обучения / С. Н. Пилипенко // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 28 марта 2020 года. -Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. - С. 126-132. - EDN FJEWRX.

3. Психологическая изнанка рекламы или что важно узнать каждому // Яндекс.Дзен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/608fdc 36ea9b9731a0f1982c/psihologichesk aia-iznanka-reklamy-Ш-chto-vajno-uznat-kajdomu-

Рисунок 2 - Нейронные связи мозга [1]

Таким образом, для создания и анализа причинно-следственных связей, необходимых для восприятия, качественного анализа и отбора информации, мозг следует постоянно интеллектуально загружать. Здесь мы подходим к важности системного подхода, когда мир необходимо воспринимать как систему. При таком подходе предполагается, что поступившая информация не будет сразу приниматься за истину либо анализироваться однобоко, а будет анализироваться комплексно (системно), используя системные (т. е. полученные из разных сфер, областей, источников) знания, полученные ранее, о чем упоминалось выше.

В процессе обучения закономерно возникает вопрос проверки информации на достоверность. Каким образом это можно осуществить и на что следует обратить внимание в данном случае:

- кто является автором? Кто это такой? Является ли он экспертом в данной области, его реальные достижения;

- какой метод (методы) использует в своей книге (работе);

- источники должны быть независимы;

- поиск так. наз. «отражений» -необходимо посмотреть, где эта информация еще упоминается; обзор ссылок на указанные источники и их проверка [7].

Резюмируя вышесказанное, отметим: в некоторых моментах человек может довольствоваться готовой информацией, главное - проверить источник. Однако в целом любую полученную информацию следует

56

60951f2ec235fb 60b627d01c, свободный.

4. Пять этапов в жизни мозга [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.stm.ru/archive/1291/, свободный.

5. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://academic.ru/, свободный.

6. Фромм, Эрих. Революция надежды / Эрихх Фромм ; [перевод с английского Т. Панфиловой]. - Москва : Издательство АСТ, 2022.

7. Холопов А. В. Человек в условиях современной информационной агрессии // Видео лекция [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.youtube. com/watch ?v=z sTay5MZz4 U&ab_channel=%D0%9 4%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0 %A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE% D1%80%D0%BE%D0%B2. - 2012.

8. Черниговская Т. В. Как научить мозг учиться //Видео лекция [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. youtube. com/watch. - 2015.

9. Digital in The Russian Federation [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://datareportal.com/digital-in-the-russian-federation ?ref=vc. ru, свободный.

10. Kepios [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://kepios. com/?utm_source =Dat aReportal&utm_medium=Country_A rticle_Hyperlink&utm_campaign=Di gital_2022&utm_term=Russian_Fed eration&utm_content=Kepios_Home

Link, свободный.

Abstract. The modern information society is increasingly exposed to the impact of information aggression; the problem of the vulnerability of the human person to the influence of information noise and manipulation by various sources of information has been exacerbated. The article considers individual aspects of this problem, including the sources of influence of information on a person, analyses methods of counteracting information aggression and their relationship with the education and intellectual development of a person and society as a whole.

Keywords: information, information society, personal security, information security, information aggression, mass media.

Рукопись поступила: Submitted: 1 April 2022

1 апреля 2022 г.

CONFRONTING INFORMA TION AGGRESSION IN THE INFORMATION SOCIETY: PROBLEMS AND PROSPECTS

Verbenskaya Alena, graduate of the bachelor

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.