УДК 375
Kurbanova Z.S., Cand. of Sciences (Psychology), North-Caucasian Institute, Branch of Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia),
E-mail: zuleikakurbanova@mail.ru
Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), North-Caucasian Institute, Branch of Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia),
E-mail: ism_nup@mail.ru
INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF A PERSON UNDER CONDITIONS OF A PANDEMIC. The article reveals a problem of ensuring information and psychological security of an individual in conditions of a pandemic. Pandemic is one of the socio-psychological factors that provokes panic, acutes stress and post-traumatic stress disorder, mass aggression, and other violations of the behavioral reactions of society. The negative impact of the pandemic is associated with the informational impact on a person at a time when deep layers of the psyche, which cannot be rationally controlled, are actualized in his psyche. Although not much time has passed and the threat of the pandemic has not yet receded, there is a need for a comprehensive analysis of information strategies that have increased or de-actualized the feelings of uncertainty and vital threat that have arisen in society. In this work, psychological defenses and coping strategies, forms of aggression and hostility that are relevant during the pandemic are considered. The Russian-language Internet content of April 2020 - May 2021, affecting problems of the COVID-19 pandemic, is evaluated from the point of view of social and information security. Society in conditions of a pandemic needs psychological protection and models of adaptive behavior and directives. Specialists in the field of information and psychological security, state and municipal employees, students and postgraduates, can use the results of the study.
Key words: social security, information and psychological security, economic security, social psychology, mass panic, mass aggression, pandemic, Internet content, COVID-19, phishing.
З.Х. Курбаноеа, канд. психол. наук, Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции,
г. Махачкала, E-mail: zuleikakurbanova@mail.ru
Н.П. Исмаилова, канд. физ.-мат. наук, Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции,
г. Махачкала, E-mail: ism_nup@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
В статье раскрывается проблема обеспечения информационно-психологической безопасности личности в условиях пандемии. Пандемия относятся к числу социально-психологических факторов, провоцирующих панику, острое стрессовое и посттравматическое стрессовое расстройство, массовую агрессию, другие нарушения поведенческих реакций социума. Негативное влияние пандемии связано с информационным воздействием на человека в период, когда в его психике оказываются актуализированы не поддающиеся рациональному контролю глубинные слои. Хотя прошло не так много времени, и угроза пандемии еще не отступила, имеется необходимость комплексного анализа информационных стратегий, усиливавших или дезактуали-зировавших ощущения неопределенности и витальной угрозы, возникавших в социуме. В данной работе были рассмотрены психологические защиты и копинг-стратегии, формы проявления агрессии и враждебности, актуальные в период пандемии. Произведена оценка русскоязычного интернет-контента за апрель 2020 - май 2021 гг., затрагивающего проблематику пандемии COVID-19, с точки зрения социальной и информационной безопасности. Социум в условиях пандемии нуждается в психологической защите и образцах адаптивного поведения и директивах. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области информационно-психологической безопасности, государственными и муниципальными служащими, студентами и аспирантами.
Ключевые слова: социальная безопасность, информационно-психологическая безопасность, экономическая безопасность, социальная психология, массовая паника, массовая агрессия, пандемия, интернет-контент, COVID-19, фишинг.
Весной 2020 года мир разделился на «до» и «после». Люди оказались психологически не готовыми к такому резкому изменению жизни. Коронавирус, помимо опасности для жизни и здоровья, поставил всех в довольно сложные психологические условия. За короткий промежуток времени все сферы жизнедеятельности человека были вынуждены адаптироваться к новой реальности и перейти на цифровые технологии. Цифровая среда стала востребованной в жизни большинства людей, включая медицину, образование, торговлю и другие сферы деятельности. Отказ от физических контактов превратили онлайн-сети в основное пространство для общения, тем самым укрепив процесс выживания в это непредсказуемое время.
Ученые анализируют массовые последствия психического характера, но уже ясно, что мир выйдет из периода пандемии иным. Уже имеются результаты предварительных итогов анализа влияния пандемии на психоэмоциональное состояние личности. Установлено, что пандемия, карантин, изоляция приводят к вспышке психологических проблем, которые зависят от множества факторов: особенностей характера, наличия психических расстройств, ресурсов. Например, присутствие в анамнезе тревожного расстройства у конкретного человека увеличивает риск того, что в условиях самоизоляции у него случится обострение. Другие факторы, наоборот, защищают (это факторы-протекторы); например, интроверт-программист, который и до того работал из дома, может практически и не заметить существенных изменений в своем образе жизни и психологическом состоянии.
Распространение коронавируса COVID-19 происходило в мире быстро и агрессивно, в связи с чем все силы научного сообщества были направлены на локализацию и недопущение распространения вируса, на разработку вакцины, изучение оптимальных путей терапии и снижения смертности от последствий ко-ронавируса, на преодоление психологических проблем, вызванных карантином и самоизоляцией [1]. Были проведены онлайн-конференции, вебинары, форумы, онлайн-тренинги с участием клинических психологов для предотвращения негативных последствий в психо-эмоциональном состоянии личности. Именно последствия психической травмы, нанесенной пандемией обществу, являются наи-
более существенными для личности и государства как в краткосрочной, так и в долговременной перспективе. Так, процессы нерегулируемой паники в массовом бессознательном закономерно ведут к росту агрессии в обществе, а проявления посттравматического стрессового расстройства для личности, нарушающие ее функционирование, могут растягиваться на десятилетия.
Введенный режим самоизоляции и локдауна во многих странах привел к различным психологическим расстройствам: острое стрессовое расстройство, рост тревожности, враждебности, формирование фобий, обсессивно-компуль-сивных расстройств, использование неэффективных форм стратегий совлада-ния со стрессом и психологических защит, в целом общее ухудшение психоэмоционального состояния общества привело к проблемам, которые уже проявили себя в социальной жизни (например, домашнее насилие, рост преступности, рост экстремистской и протестной активности и др.). Режим ограничения социального взаимодействия и экономической активности, в совокупности с Интернет-контентом и электронными СМИ, во многом сформировали ту социальную напряженность, которая возникла и вылилась в череду актов массовой агрессии в мире в марте - августе 2020 г [2]. Весомыми оказались и экономические потери, нанесенные не только режимом самоизоляции и карантина в различных странах мира, но и мошенничеством, осуществлявшимся с помощью интернет-контента и 1Т-технологий [3].
В случае с пандемией 2021 года был важен контроль над информацией, поступающей о коронавирусе, и его последствиями для жителей страны. Неслучайно и своевременно Российским законодательством была введена ответственность за распространение недостоверной информации о пандемии коронавируса [4].
В условиях пандемического кризиса наплыв фейковой информации является одним из факторов роста социальной напряженности в обществе и повышения степени недоверия к институтам власти и исходящей от них информации.
На наш взгляд, в эффективном преодолении пандемии и ее последствий в современном высокотехнологичном мире со значительной долей виртуальности и высокой быстротой распространения информации адекватная информаци-
онная политика и информационная безопасность населения является главной обеспечивающей стабильность и здоровье общества стратегией, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Были охарактеризованы возможные последствия пандемии как экстремальной ситуации для социальной безопасности и поведенческого здоровья социума (в связи с информационным воздействием).
Среди типов влияний экстремальных ситуаций на психику можно выделить наступающие мгновенно и отложенные. Главной угрозой для социума из последствий, наступающих мгновенно, является паника как состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого контроля поведения. Отечественные исследователи имеют опыт изучения данного явления как следствия эмоциональной и физиологической реакции человека на общий стресс и психическую травму, прежде всего при экстремальных ситуациях. Среди отдаленных последствий наиболее распространено посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), приводящее к серьезным эмоционально-личностным нарушениям, среди которых у условно здоровых лиц молодого возраста, например, наиболее распространенными является органическое тревожное расстройство, апатический и дисфорический варианты этого заболевания. При этом исследователи отмечают, что важную роль играет прогноз тяжести отложенных последствий экстремальной ситуации [5].
У пострадавших происходит «формирование стойких невротических расстройств: астенические расстройства, диссоциативные (истерические) расстройства, фобические расстройства, депрессивные расстройства, ипохондрические расстройства», появляются «признаки заметного снижения интереса к значимым видам деятельности», чувство «отстраненности или отчужденности от окружающих, неспособности испытывать переживания любви и ощущение ограниченных перспектив будущего» Отмечается, что психогенные расстройства, помимо острой реакции на стресс, появляются на фоне имеющихся у пострадавших потерь - смертей близких, лишения имущества, социальной поддержки [6].
Психологи отмечают, что пандемия усугубила существующие расстройства психического здоровья и способствовала возникновению новых расстройств, связанных со стрессом. Сложности в диагностике и лечении последствий COVID-19 для психики связаны с двумя нерешенными вопросами: не определена уникальность данной социальной катастрофы как травмирующего события.
Чтобы лучше понять и посттравматические последствия кризиса COVID-19, необходимы крупномасштабные научные лонгитюдные исследования последствий травмы. Они помогут определить факторы риска и устойчивости, а также масштабы и тяжесть травматического стресса вследствие пандемии среди населения мира. Одной из наиболее обсуждаемых проблем в связи с психической травмой стал вопрос об оказании неотложной, экстренной психологической помощи населению в период стресса.
На момент пандемии в Российской Федерации отсутствовали электронные ресурсы, методические рекомендации, популярные и научно-популярные издания, позволяющие населению, находящемуся в самоизоляции, самостоятельно справляться со стрессом и психической травмой. В период пандемии большую популярность приобрело психологическое консультирование онлайн, которое
Библиографический список
было единственно возможным способом оказания психологической помощи в условиях самоизоляции. А после окончания режима самоизоляции обращений к психологу меньше не стало, просто перешли в офлайн-формат. Сужая проблему до специфики процедуры оказания психологической помощи в условиях мировой пандемии COVID-19, в рамках частной психологической практики предлагаем выделить основные терапевтические мишени:
1. Нарушение ежедневных бытовых ритуалов и, вследствие этого, возникновение состояния тревоги.
2. Отсутствие четко структурированного режима дня, усиливающего дестабилизацию в условиях неопределенности социально-медицинской ситуации.
3. Возникновение конфликтов в семейной системе вследствие нахождения ее членов замкнутом пространстве.
4. Сенсорная коммуникативная депривация, возникшая вследствие средо-вых ограничений.
5. Чувство экзистенциального вакуума и одиночества.
6. Автоматические дезадаптивные мысли катастрофического и депрессивного характера.
7. Сильные аффекты на высоте кризиса дезадаптации [7; 8].
Средства и методы воздействия на данные мишени выбираются в зависимости от психологической парадигмы, в которой ведется психологическая практика.
В условиях мировой пандемии, с нашей точки зрения, не стоит выделять в качестве особой мишени работу с давно возникшими внутриличностными конфликтами, поскольку подобная работа (особенно реализуемая посредством техник и приемов психодинамического направления, например, техники дифференциальной конфронтации в ЛОРПТ) может спровоцировать всплеск тревоги, что в данных условиях является фактором риска интеграции клиента в еще более тяжелое эмоциональное состояние. Так же, как и прообраз методических рекомендаций для населения в период пандемии для совладения с травмой и стрессом, можно рассматривать популярные издания из серии «Психологическая помощь» для неврачебного сообщества, зачастую - переводные, посвященные стратегиям совладения, снятия тревожности, работе с паникой и травмой.
Данная практика должна быть востребована и реализовываться на платформе Интернета в период экстремальных ситуаций, какой стала пандемия COVID-19, но рекомендации для населения по работе с травмой и стрессом должны быть подготовлены силами отечественных специалистов в области психического и поведенческого здоровья, ОСР и ПТСР, в том числе на основе уже существующих в Российской Федерации для обучения специалистов-психологов и прошедших проверку временем справочников и учебных пособий в области психологической защиты в период экстремальных ситуаций. Своевременное информирование населения о специфике механизмов паники и постстрессового поведения, предположительно, снизит эффективность манипулятивных технологий, применяемых по отношению к населению заинтересованными лицами, а также предотвратит неконтролируемое распространение конфронтационного копинга, поможет противостоять перерастанию массовой паники в массовую агрессию.
1. Островский Д.И., Иванова Т.И. Влияние новой коронавирусной инфекции COVID-19 на психическое здоровье человека. Омский психиатрический журнал. 2020; № 2-1s (24): 4 - 10.
2. Кузина Н.В. Информационная безопасность в условиях пандемии: методы стабилизации состояния социума в электронных СМИ и Интернете. Бюллетень науки и практики. Bulletin of Science and Practice. 2020; Т. 6, № 9. Avialable а1 https://www.bulletennauki.com
3. Кузина Н.В. Психика и информационная безопасность в условиях пандемии: последствия для личности и государства. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021; № 1.
4. Алёхин А.Н., Дубинина Е.А. Пандемия: клинико-психологический аспект. Артериальная гипертензия. Arterial Hypertension. 2020; № 26 (3):3 12 - 316.
5. Расулев А.А. Информационная безопасность в условиях пандемии коронавируса. Reviewoflawsciences. 2020: 224 - 228.
6. Горач Н.Н., Филатова В.Ф. Вызовы и угрозы информационной безопасности преступлениями, совершаемыми в условиях пандемии COVID-19. Вестник Московского университета МВД России. 2020; № 8: 102 - 105.
7. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.
8. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.
References
1. Ostrovskij D.I., Ivanova T.I. Vliyanie novoj koronavirusnoj infekcii COVID-19 na psihicheskoe zdorov'e cheloveka. Omskijpsihiatricheskijzhurnal. 2020; № 2-1s (24): 4 - 10.
2. Kuzina N.V. Informacionnaya bezopasnost' v usloviyah pandemii: metody stabilizacii sostoyaniya sociuma v 'elektronnyh SMI i Internete. Byulleten' nauki ipraktiki. Bulletin of Science and Practice. 2020; T. 6, № 9. Avialable at: https://www.bulletennauki.com
3. Kuzina N.V. Psihika i informacionnaya bezopasnost' v usloviyah pandemii: posledstviya dlya lichnosti i gosudarstva. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021; № 1.
4. Alehin A.N., Dubinina E.A. Pandemiya: kliniko-psihologicheskij aspekt. Arterial'naya gipertenziya. Arterial Hypertension. 2020; № 26 (3):3 12 - 316.
5. Rasulev A.A. Informacionnaya bezopasnost' v usloviyah pandemii koronavirusa. Reviewoflawsciences. 2020: 224 - 228.
6. Gorach N.N., Filatova V.F. Vyzovy i ugrozy informacionnoj bezopasnosti prestupleniyami, sovershaemymi v usloviyah pandemii COVID-19. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020; № 8: 102 - 105.
7. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.
8. Ajsuvakova T.P, Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.
Статья поступила в редакцию 12.07.21