ISNN 1029-3388
Литература
1. Горшков, М.К. Российское общество в условиях трансформации (соц. анализ) [Текст]/М.К. Горшков. - М.: РОССПЭН, 2000,- 384 с.
2. Лисовский, В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Культурные миры молодых россиян: три жизненных ситуации [Текст]/В. Лисовский. - М., Изд-во МГУ, 2000.- 146 с.
3. Туманов, C.B. Современная Россия: Массовое сознание и массовое поведение (опыт интегративного анализа) [Текст ]/ C.B. Туманов. - М., Изд-во МГУ, 2000. - 191с.
Информатизация образования Борщов Н. А.
Информационное насилие - механизмы и типологизация
Актуальность темы исследования обусловлена трансформационными процессами, происходящими в обществе, включающими в себя экономические, политические и социальные перемены, неизменно влекущие за собой изменения в общественном устройстве. Современное общество характеризуется невиданным ранее увеличением влияния информационной составляющей на социальное бытие, какими бы концептуальными характеристиками мы его не награждали -постиндустриальное, информационное, рыночное, гражданское.
Вырабатывая нормативные определения действительности, формируя потребности, взгляды, оценки и предпочтения, средства массовой коммуникации являются одной из конститутивных составляющих социальной реальности. Появление новых информационных технологий закладывает прочную основу для развития мирового информационного сообщества. В развитых странах этот переход привел к изменению социальных и экономических отношений. Противоречия интеграционных стратегий глобализации и регионализации конструи-руют новые информационные и виртуальные потоки, продуцирующие инфор-мационное насилие и стремящиеся к собственной власти, господству слова.
Функционирование государства, его социальная, политическая, экономическая, индустриальная сфера находятся в прямой зависимости от работы информационных сетей, систем связи и управления, программного обеспечения, составляющих техническую базу информационного пространства. Данная взаимосвязь сегментов инфраструктуры государства зависит от надежного функционирования средств передачи и обработки информации, и возникающие в этой связи новые реалии не могут не учитываться мировым сообществом. Се-годня жизнедеятельность общества осложняется вектором агрессии и насилия, их специфического преломления, соответствующего социально-экономической и
культурной ситуации региональных пространств и временных характеристик социума. На фоне явлений кризиса и нестабильности информационное насилие оказывается неизбежным сопровождением общественного бытия.
В современном обществе сложилась система государственного и частного информационного насилия. Средства массовой информации навязывают выгодные им и их реальным хозяевам оценки, мнения, электоральное поведение. Насилие входит в язык, семантику передач, повседневные коммуникации. Сегодня чрезвычайно актуально внесение терминологической ясности в категориальный аппарат социологии, включая понятия информационного насилия и информационной безопасности, которые выступают продуктом социального конструирования, кодирования в культуре, приобретения собственной семантики за счет взаимодействия разнообразных культурных дискурсов.
Все перечисленное актуализирует проблему информационного насилия, презентируя ее как социальную проблему, связанную с истоками бытия и экзистенции человека. Обостряется необходимость развития социальной теории информационного насилия как обобщения и рефлексии феномена насилия в информационном поле. При этом важно привлечь как отечественные, так и зарубежные разработки, раскрыть концептуальный аппарат предлагаемой тематики и показать возможности практических приложений данной проблемы.
Тема исследования является междисциплинарной, исследуемая проблематика прорабатывается в социальной философии, социологии, психологии, теории массовых коммуникаций. Хотя каждая из этих дисциплин опирается на собственные традиции и использует свойственные ей методы, исследования, проводимые по данной проблеме, несомненно, являются взаимодополняющими. Информационная компонента насилия содержится на любом этапе развития общества, в любых формах насилия, моделируя их и являясь атрибутом насилия.
Информационное насилие в широком смысле, предполагающем существование информации в любых социальных системах - это не силовое (не вещественное и не энергетическое) упорядоченное воздействие на объекты, носящее антисоциальный либо антиличностный характер. Информационное насилие, имея природные предпосылки, выступает особой формой социального насилия, где информационная составляющая в результате инверсии приобретает самостоятельную сущность, на основе силовых: вещественных и энергетических процессов. Его распространение связано с антропологическим кризисом, модернизационным шоком, распадом традиционных культур, освободившим деструктивные и антисоциальные импульсы. В узком смысле информационное насилие - несиловое воздействие на ментальную сферу.
С эволюцией общества информационная составляющая приобретает явный, а не латентный характер (при этом вещественные и энергетические компоненты не исчезают), происходит дифференциация информационного насилия. Основные свойства информационного насилия: нелинейность, скрытность, максимальная дальность и скорость воздействия, кумулятивность,
невещественный и неэнергетический характер, нелокализованность в социальном времени и пространстве, возможность фокусировки, селективность, опосредованный характер социального воздействия, возможность клонирования, виртуальный характер. Данные свойства не существуют изолированно, а образуют систему атрибутов и модусов информационного насилия.
В контексте современной социокультурной ситуации информационные потоки включены в существующие тенденции культурного развития, нелинейность эволюции культуры, сложные социальные трансформации. Процессы глобализации культуры дополняются усилением влияния локальных культурных течений, этнизации социальных конфликтов. Монополизм глобальной транскультуры, компьютерных сетей, профессиональных и потребительских сайтов таит опасность поглощения индивидуализированных социальных субъектов, которые не в состоянии идентифицировать себя в собственной локальности. Идентичность индивидов оказывается под сомнением, здесь создается граница, переступив которую, информация становится насилием. Типологизацию информационного насилия можно осуществлять по следующим принципам: в зависимости от того, кто является субъектом и объектом насилия: отдельные физические лица, группы, компании; в зависимости от способов и механизмов осуществления насилия (вербальное, невербальное, аудиовизуальное); в зависимости от степени проявления насилия: явное и латентное, непосредственное и опосредованное. Причем, типологизация с позиций объекта и субъекта, между которыми может происходить инверсия (хотя и не в полной мере) является основной.
Социальные институты - государство, СМИ, образование, семья -устойчиво воспроизводят информационные и социальные практики, в том числе социальные действия, связанные с насилием и агрессией. Основными генетическими источниками экстремизма и насилия выступают конструирующие их духовные, культурные, экономические, политические, психологические и языковые источники. Симулякр насилия, возникающий в прессе, радиопередачах, телевизионном экране, - это информационное насилие, заключенное в самой природе образов. Основными формами информационного насилия являются: информационный прессинг, искаженная информация, недостаточная информация, нелегитимная информация. Отсюда наиболее общими механизмами являются: информационное давление, искажение информации, утаивание информации, незаконное получение информации. Взятие власти над объектом происходит посредством дискурсивного акта, фактом своего выполнения создающего соответствующее состояние социального объекта.
Информационная безопасность должна рассматриваться в контексте социальной безопасности бытия человека, а концепция информационной безопасности должна быть прописана в контексте концепции прав человека. Превенция информационного насилия, носящего частный, конкретный характер, не только необходима, но и возможна. Информационное насилие возникает в социальном взаимодействии объекта и субъекта, осуществляемом как
столкновение культурных и социальных установок в едином социальном хронотопе. Поэтому актуальной становится уже не защита информации, а защита от информации, для предотвращения насилия возможно разделение времени и пространства агентов и реципиентов насилия, либо устранение конфликта установок. Опасность глобального информационного насилия полностью неэлиминируема, поскольку существуют проблемы контроля над усложняющимися информационными системами. Отсюда возникает необходимость добровольных и законодательных ограничений развития информационных систем.
В настоящее время насилие, как отмечает Ж. Бодрийяр, приобрело новое обличье - наши СМИ сделали его общедоступным. Информация о насильственных актах мгновенно появляется на первых страницах газет, в телевизионных новостях, не говоря уже о фильмах, где насилие пропагандируется в многочисленных видах, и это намного интересней, чем какое-то событие культуры. Люди до такой степени стали чужды друг другу, что насилие становится обычаем, которое хотя бы на миг возвращает людей к ближним. Бодрийяр считает, что в своей основе насилие -это, скорее, отсутствие события. Насилие взрывает безразличие, политическую пустоту (а не злобу той или иной группы людей), молчание истории (а не психологическое подавление индивидов) [1,7].
В любой, даже самой примитивной силовой форме всегда есть информационная составляющая. Информационное насилие присутствует, хотят этого исследователи или нет, в любой форме насилия. Силовое воздействие всегда промоделировано информацией, отсюда различная амплитуда (величина информации).
Новейшие технологии усиливают опасность информационного насилия, происходит экспоненциальное развитие риска и уязвимости нашей цивилизации. Однако несмотря на увеличивающееся информационное доминирование, вещественные и энергетические компоненты насилия сохраняются, они не исчезают, что-то должно оставаться носителем информации. Разница между информационным и физическим насилием заключается, в том числе, и в энергетических затратах. Можно обозначить наиболее распространенные формы информационного насилия: физическое (громкая музыка, излучение); физиологическое (негативное воздействие от сочетания цветов, 25-й кадр); психологическое (страх, расстройства, негативная информация).
Информационная цивилизация меняет не просто статус информации, то есть роль ее позитивных последствий, но и резко расширяет негативные возможности. На смену знанию приходит информация, а точнее, информированность, информация становится все более специфической и трудной для понимания, поэтому объект или событие, попавшие в фокус внимания, необходимо изучать более тщательно, чем когда-либо в прошлом. Информация становится объектом продуктивного упорядочения и регулирования, от результатов которого зависит использование информации в качестве глобального стратегического ресурса выживаемости общества. Информационно-психологическое воздействие на общество оказывается повсеместно.
Особую остроту проблема приобрела в связи с вопросом о социальной ответственности средств массовой коммуникации. К основным вопросам темы обычно относят следующие - действительно ли функционирование СМК приводит к проявлениям агрессивного поведения, и если да, то каков механизм реализации этого феномена? Каков вклад средств массовой коммуникации в реальный уровень насилия в том или ином обществе? Чему средства массовой коммуникации способствуют в большей степени - проявлению агрессивных действий или освобождению от чувств агрессивности? Каковы особенности влияния информационных и художественных материалов телевидения, содержащих сцены насилия [2,97]? К настоящему времени среди исследователей не сложилось единой точки зрения о сути и направленности влияния показа телевизионного насилия на проявления насилия в реальности.
Жизнь - это движение, а движение - это коммуникация, то есть связь. В таких областях, как кабельные сети, телефония, радиовещание, телевидение и бытовая электроника становятся размытыми не только внешние грани, разделяющие поставщиков, посредников и пользователей информации, но и внутренние границы между отдельными сферами. При этом доминирующую роль в этих областях начинают играть открытые, расширяющиеся компьютерные системы. Дж. Стейн утверждал, что если прошлая пропаганда шла через масс-медиа на массовую аудиторию, то современная пропаганда будет индивидуализированной [3 ].
Необходимо обозначить следующие свойства информационного насилия: несиловой (невещественный и неэнергетический), идеальный характер, неподчинение физическим закономерностям (нет массы, веса, размера, температуры плавления); нелинейность, то есть непропорциональная зависимость причины и следствия; нарушение закона сохранения вещества и энергии, кумулятивный характер, возможность возрастания информации как снежного кома; возможность максимальной дальности и скорости распространения, которая увеличивалась с развитием технических достижений (дубина, копье, стрела, пуля, ракета), хотя граница скорости информа-ционного насилия тоже конечна, -скорость света в вакууме; возможность идеального клонирования, так как идеальные копии можно сделать одинаковыми, они могут быть неизменными, замороженными, а материальные предметы постоянно изменяются, стареют; нелокализованность во времени (так как любое материальное воздействие осуществляется в конкретное время, например убийство, а у информационного насилия может быть последствие, размазанность во времени) и пространстве (убийство конкретного человека происходит в конкретном месте, а информационное воздействие может быть размазанным, диффузным); пандемия (эпидемия, носящая глобальный характер); опосредованный характер и скрытность воздействия (хотя некоторые формы физического воздействия тоже незаметны, например яд, информационное воздействие может быть абсолютно незаметным); виртуальный характер воздействия; возможность фокусировки; селективность;
уязвимость, хрупкость информационного мира, легкость доступа, взлома информационных систем.
Выделенные свойства не существуют опосредованно, изолированно, а образуют систему, подразумевают друг друга. Вещественные и энергетические компоненты информационных сетей, несмотря на возрастающую социальную обусловленность, не исчезают. Информационное насилие в широком смысле, предполагающем существование информации в любых социальных системах -это не силовое упорядоченное воздействие на объекты, носящее антисоциальный либо антиличностный характер. Информационное насилие в узком смысле - это несиловое воздействие на ментальную сферу, противоречащее закономерному ходу событий.
Необходимо отметить ряд оснований для выделения типологизации информационного насилия, осуществить типологизацию по следующим принципам: в зависимости от субъекта насилия - того, кто осуществляет насилие (отдельные физические лица, хакеры, спецслужбы, РЯ- группы, идеологические организации, государственные органы, производственные компании, теле- и радиокомпании, научные работники, системы искусственного интеллекта); в зависимости от объекта насилия - того, над кем осуществляется насилие (отдельные физические лица, человечество в целом, научные сотрудники, атеисты); в зависимости от способов и механизмов осуществления насилия (вербальное, невербальное, аудиовизуальное); в зависимости от степени проявления насилия: явное и латентное (ложь, сокрытие информации, злоупотребление доверием), прямое и косвенное, то есть непосредственное и опосредованное (радио в автобусе, на остановках). Причем, типологизация объекта и субъекта, между которыми может происходить инверсия, хотя и не в полной мере, является основной.
Современные СМИ, как печатные, так и электронные, совершенно не способны нести на себе всю информационную нагрузку и к тому же не обеспечивают жизненно важного культурного разнообразия. Революция в СМИ приведет к революции в психике [4, 614]. Информационная цивилизация, к которой пришло человечество, не просто меняет статус информации, то есть роль ее позитивных последствий, но и резко расширяет негативные возможности. Перед нами оказалось сильнодействующее средство, для которого нет пределов. Отсюда следует усиливающая общество и государство роль информационных систем и сетей, и роль ослабляющая, поскольку она становится основной целью противника или оппонента. Информация начинает нести в себе созидательную и разрушительную силу, но в гораздо более сильной степени, чем это было ранее. Таким образом, существует неустранимая связь информационной и неинформационной компоненты. Информационное насилие не возникает в информационном обществе, а существует всегда. Концептуализация представлений об информационном насилии дает возможность развивать научные представления на более определенном, систематизированном поле, что может быть востребовано социологической наукой.
ISNN 1029-3388
Литература
1. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла [Текст]/Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000,-257 с.
2. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований [Текст]/М.М. Назаров. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 239 с.
3. Stein, G. Information War - Cyberwar - Netwar [Электронный ресурс]/Режим доступа: www.infowar.com/mil c4i/stein 1 .html-ssi
4. Тоффлер, Э. Третья волна[Текст]/Э. Тоффлер. - М.: Издательство ACT, 1999. -784 с.
Девтерова З.Р.
Интернет - технологии организации дистанционного обучения: состояние и перспективы
XXI век - больше не призрачное «далеко». Мы живем в этом веке и начинаем ощущать удивительные достижения человеческой цивилизации. Интернет - один из величайших плодов этой цивилизации - открыл широчайшую дорогу к познанию, культуре, взаимопониманию народов, отдельных людей, толерантности.
Интернет-технологии уверенно вошли не только в нашу жизнь, но и успешно внедряются в систему образования. Сегодня дистанционное обучение стало реальным элементом развития образования. С 1995 года начала действовать федеральная программа единой системы дистанционного обучения. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России» под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений, базирующейся на телекоммуникационных средствах обмена учебной информацией [2].
Система дистанционного обучения позволяет получить как базовое, так и дополнительное образование по месту основной работы обучающегося. Такая система обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от своей основной деятельности, доступность обучения живущим в отдаленной местности, возможность выбора для изучения любых дисциплин, в том числе тех, которые являются уникальными или преподаются особо выдающимися личностями. Дистанционное обучение предполагает использование практически любых баз данных и библиотек, тем самым обеспечивая доступ ко многим источникам информации, находящимся в сети Интернет. Дистанционные технологии обучения можно рассматривать как естественный этап эволюции традиционной