Научная статья на тему 'Противоречия в инклюзивном образовании детей с ОВЗ в правовом государстве'

Противоречия в инклюзивном образовании детей с ОВЗ в правовом государстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1045
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голодок Д. А., Алексеева М. С.

В статье дано описание негативных явлений и противоречий в инклюзивном образовании детей с ОВЗ. Приведен механизм преодоления данных негативных явлений и противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия в инклюзивном образовании детей с ОВЗ в правовом государстве»

разработку системы мониторинга;

- отслеживание процесса внедрения в непосредственную педагогическую деятельность специалиста педагогических знаний, принципов, подходов и коррекцию в связи с этим содержания повышения профессиональной квалификации;

- помощь педагогам в разработке образовательных и целевых программ, их внедрении, корректировке с учетом социального заказа, индивидуальных особенностей, потребностей, интересов детей и их родителей;

- коррекцию форм и методов работы самой методической службы в зависимости от целей, содержания деятельности учреждения, запросов и потребностей педагогов и органов управления образованием, необходимости повышения эффективности методического сопровождения.

Научно-экспериментальная функция позволяет:

- анализировать эмпирические знания в ходе методической деятельности, осмысливать, проверять и превращать в материал для научного анализа и обобщения;

- определять для науки социальный заказ, исходящий из педагогической практики;

- организовывать экспериментальные площадки по апробации новых педагогических идей, методик, технологий.

Таким образом, функции методической службы взаимосвязаны и взаимообусловлены, являются общими и могут быть уточнены или конкретизированы (поскольку содержание дополнительного образования вариативно) в зависимости от задач, содержания деятельности, особенностей и проблем учреждения дополнительного образования детей. Список использованной литературы:

1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. - М.: "Сентябрь", 2004.

2. Добрецова, Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учеб.-метод, пособие / Н.В. Добрецова; под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005.

3. Дополнительное образование и высшая школа: проблемы, тенденции и перспективы: сб. ст. / под ред. З.М. Уметбаева, Н.В. Сергеевой. -Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2001.

4. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования. - Автореферат д.п.н. - Челябинск, 2007.

5. Соколова, Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А.Соколова, Н.И. Фуникова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. 228 с.

© Голодок Д.А., 2016

УДК 37

Д.А. Голодок

к.п.н.

АНО ДПО «Академия ГлавСпец» М.С. Алексеева АНО ДПО «Академия ГлавСпец» г. Краснодар, Российская Федерация

ПРОТИВОРЕЧИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

Аннотация

В статье дано описание негативных явлений и противоречий в инклюзивном образовании детей с ОВЗ. Приведен механизм преодоления данных негативных явлений и противоречий.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Инклюзивное образование, обучение, противоречия, негативные явления

Российская Федерация, как и любое правовое государство, обязано иметь законодательную базу в сфере образования детей, имеющих ограничения в здоровье. На данный момент одним из основных механизмов реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование является инклюзивное образование.

В Конституции России провозглашено право каждого на образование, независимо от физических или психологических недостатков. Однако недостаточно разработанное современное законодательство в отношении детей с ОВЗ является одной из главных причин, по которым существуют различного рода противоречия в процессе получения образования, в том числе и детей с ОВЗ.

С одной стороны, Федеральный Закон «Об образовании» обеспечивает реализацию права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством установки федеральных государственных образовательных стандартов образования или включения специальных требований в федеральные государственные образовательные стандарты и инклюзивное обучение призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений. [3]

С другой стороны, согласование интересов всех субъектов инклюзивного образования является по своей сути весьма противоречивым, а порой и негативным процессом. К такого рода негативным явлениям и противоречиям можно отнести следующие положения:

- регулирование прав в области образования нередко носит рекомендательный характер;

- негативное влияние на решение вопросов реализации прав на образование детей с ОВЗ оказывает недостаточно развитая система органов государственного контроля;

- существуют противоречия между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниям, умениями и навыками;

- существует несоответствие нормативной базы и реальной действительности в части требований к подготовке кадров. Так, законодательно установленная категория «тьютора» как участника образовательного процесса является не более чем профанацией [3];

- одним из противоречий является ориентация учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся;

- принуждение изучать пакет предметов, а не предметы на выбор;

- негативным аспектом можно считать принудительную привязанность обучающегося к одному учебному заведению, которое он обязан посещать несколько лет, пока не будет переведён в другое учебное заведение или отчислен [2];

- негативным явлением является противоречие между стремлением участников процесса к успеху и достижениям с одной стороны, и заботой о сохранении и укреплении здоровья с другой.

Как отмечает Ушанков И.В., дети с ограниченными возможностями, в контексте правовой науки, представляют собой особый субъект права на образование, имеющий совокупность определенных характеристик: - зафиксированные комиссией ограничения или отклонения в здоровье, выполняемых жизненных функциях;

- возрастные ограничения;

- физиологическая потребность в предоставлении особых условий образования, с точки зрения сущностного содержания образовательных программ, организационно-технических аспектов их реализации, а также методов и форм преподавания [3].

Таким образом, чтобы преодолеть негативные явления в инклюзивном образовании детей с ОВЗ, необходимо планомерное осуществления комплекса мер, направленных на соблюдение требований к осуществлению рассматриваемого вида деятельности, включая: инфраструктурно-материальные условия, специальные образовательные программы, развитие педагогического потенциала и т.д.

Если этого не произойдёт, то сам процесс инклюзивного обучения как основа реализации права детей с ОВЗ на образование в правовом государстве не только не сможет обеспечить включение детей с ОВЗ в

процесс обучения, но и негативно скажется на эффективности работы образовательных учреждений с другими обучающимися.

Список использованной литературы:

1. Алексеев В.М. Конституционные принципы получения образования // Политика, государство и право. 2016. № 7 (55). С. 9-12.

2. Алексеева М.С. О конституционности ограничения свобод обучающегося // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. №8-3. С. 78-80.

3. Ушанков И.В. Конституционно-правовые гарантии права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях социального правового государства. - дисс. канд. юр. Наук. - М., 2015.

© Голодок Д.А., Алексеева М.С., 2016

УДК 37

Д.А. Голодок, к.п.н.

АНО ДПО «Академия ГлавСпец» В.М. Алексеев,

ректор

АНО ДПО «Академия ГлавСпец» г. Краснодар, Российская Федерация

ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье дана характеристика особенностей процесса дистанционного обучения, описаны преимущества дистанционного образования. Также рассмотрены причины повешенного интереса к дистанционному обучению.

Ключевые слова

Дистанционное обучение, образование, преимущества, проблемы, причины.

В современном мире все большую популярность обретает процесс дистанционного обучения. Этот вид обучения является современным видом получения образования, который не зависит от местоположения обучаемого. Неоспоримым преимуществом данного вида обучения является тот факт, что преподаватель и обучаемый могут находиться друг от друга не только в разных регионах или странах, но и на разных континентах.

На самом деле, дистанционное обучение существует десятки лет. До эпохи информационных технологий и сети Интернет его аналогом был процесса заочного обучения. При этом основным способом доставки знаний учащимся была обычная почта. Разумеется, подобный способ получения образования, который существовал много лет, обладал целым рядом недостатков.

Современный процесс дистанционного обучения может происходить как в режиме реального времени (on-line) посредством Интернета, так и в режиме off-line, когда обучаемый получает задания от преподавателя и может выполнять их в любое удобное для него время. Преподаватель, в свою очередь, имеет возможность проверять выполненные задания также в любое удобное для него время.

Лишманова Н.А. и Пимичева М.А., говоря о дистанционном обучении, выделяют три основные причины, по которым все больший интерес проявляется к данному виду обучения:

- большая потребность к простой и достоверной информации;

- технологии для удовлетворения образовательных потребностей есть уже сейчас и в будущем будут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.