УДК [02:001.8](470)
А. В. Соколов
Противоречия российской библиосферы и библиософия
Библиосфера представляет собой исторически сложившуюся суперсистему (систему систем), включающую издательское дело, полиграфическую промышленность, книжную торговлю, библиотечное дело, библиографическое дело. Проблемы библиосферы изучаются родственными, относительно самостоятельными научно-практическими учениями: библиографоведением, библиотековедением, документоведением, историей книги, библиополистикой, эдициологией, а также книговедением и документологией. В библиосфере обнаружились три противоречия: противоречие между старым и новым; противоречие между интеграцией и дифференциацией; противоречие стилей мышления. Чтобы компенсировать негативные явления, обусловленные противоречиями в образовании, практике и мышлении, предлагается разработать концепцию библиософии. Библиософия мыслится как философское учение о библиосфере. Приведена структурно-функциональная характеристика библиософии. Обоснована необходимость выполнения библиосферой гуманистической миссии.
Ключевые слова: библиософия, библиосфера, гуманизм, культурное наследие, противоречия, книговедение, философия, футурология
Arkadii V. Sokolov Contradictions of Russian bibliosphere and bibliosophy
Bibliosphere is the historically sprung up supersystem (system of the systems), including publishing business, printing industry, bookselling, library business, bibliographic business. The problems of bibliosphere are studied by relatively independent research and practice sciences: bibliography, library science, scientific discipline of documentation, history of book, booktrade science, editiology, and also bibliology and documentology. In bibliosphere three contradictions turned out: contradiction between old and new; contradiction between integration and differentiation; contradiction of thinking styles. To compensate the negative phenomena, conditioned by contradictions in education, practice and thinking, it is suggested to work out conception of bibliosophy. Bibliosophy is thought as philosophical studies about bibliosphere. Structural-functional description of bibliosophy is brought. The implementation by bibliosphere the humanistic mission is reasonable.
Keywords: bibliosophy, bibliosphere, humanism, cultural heritage, contradictions, bibliology, philosophy, futurology DOI 10.30725/2619-0303-2019-1-11-13
В философии, начиная с античности, противоречие понимается как единство и борьба противоположностей. Противоположности взаимополагают друг друга, и их взаимодействие является источником развития природы и общества. Противоречия необходимы, без них невозможна эволюция реального мира и познание его законов. Отсюда -актуальность настоящей статьи для исследователей книжной культуры. Для начала уточним понятие библиосферы.
Библиосфера (мир книжности, книжное дело) представляет собой исторически сложившуюся суперсистему (систему систем), осуществляющую производство, сохранение и дальнейшее развитие национальной книжной коммуникации. Системными компонентами библиосферы являются профессионально специализированные социальные институты (системы, или отрасли книжного дела), а именно: издательское дело, полиграфическая промышленность, книжная торговля, библиотечное дело, библиографическое дело. Каждый социальный институт включает функциональные
подсистемы: практику, образование, науку, специальную коммуникацию, органы управления. Отраслевые проблемы библиосферы изучаются родственными, но относительно самостоятельными научно-практическими учениями (библиографоведением, библиотековедением, документоведением, историей книги, библиополистикой, эдициологией и др.), а общей проблематикой занимаются книговедение - комплексная наука (или комплекс наук) о книге и книжном деле, а также общая теория документа, или документология. Какие противоречия привлекли наше внимание?
1. Противоречие между старым и новым. Всем образовательным институтам во все времена свойственен консерватизм, который заключается в том, что они ориентированы на воспроизведение прошлых достижений, а не на опережающее образование. В военных академиях заслуженные генералы обучают слушателей, как выигрывать сражения прошлых войн, а в библиотечно-инфор-мационной школе высококвалифицированные специалисты вчерашнего, в лучшем случае - сегод-
А. В. Соколов
няшнего дня, излагают классические парадигмы, иногда - неклассические концепции, но не готовят студентов к встрече с будущим, потому что это будущее неизвестно ни педагогам, ни практикам, ни ученым. Чтобы определить, какие трансформации произойдут в XXI в., требуется провести достаточно обширные прогностические исследования в области библиофутурологии - учения о будущем библиосферы и библиотечной профессии, которые фактически не начинались.
2. Противоречие между интеграцией и дифференциацией состоит в том, что эмпирические науки библио-книговедческого профиля развиваются обособленно друг от друга. Поэтому книготорговый бизнес не увязан с библиотечной педагогикой, библиографов мало интересует история книги, а книговедов - методика предметизации и систематизации журнальных статей. Социологи констатируют удручающую дисфункцию книжного чтения, но ни книгоиздатели, ни библиотекари, ни книготорговцы не в состоянии охватить проблему национального чтения в целом. Поэтому бесконечно продолжаются споры: существуют или не существуют электронные книги?
3. Противоречия стилей мышления профессионалов библиосферы. Наиболее распространенным в наши дни является прикладной информационно-технологический стиль, концентрирующийся на технических и системных средствах достижения практических целей. Подражающие классическим образцам ученые книговеды и библиографы используют текстологические методы атрибуции, анализа и обработки книжных памятников. В би-блиосфере фактически не практикуется фило-софско-культурологический стиль, где книжность и человечность рассматриваются в контексте эволюции культуры и формирования человека, соответствующего будущим гуманистическим, а не технократическим кондициям.
Разумеется, в российской библиосфере существуют и другие противоречия, проявляющиеся в том, что стратегия и тактика национальной книжности определяются либо законодателями, руководствующимися принципом «адаптации культуры к рыночной экономике», либо чиновниками-технократами, страдающими недугом «би-блионигилизма». Что такое «библионигилизм»? Библионигилисты демагогически заявляют: «Библиотеки дряхлеют, утрачивают роль творческих учреждений, самоизолируются, превращаются в оплоты крайнего консерватизма и откровенной казенщины, постепенно скатываясь к тотальной имитации собственной деятельности, обслуживая интересы самих библиотекарей, а не граждан, которые давно и совершенно справедливо избегают посещения подобных учреждений» [1, с. 23]. И далее: «Предполагать, что государство станет бесконечно
финансировать ставший фактически ненужным социальный институт, бессмысленно - никакие финансовые вливания в устаревшую инфраструктуру не спасут ее от окончательного разрушения, как никакая реновация не могла спасти сеть ямщицких почтовых станций после прокладки железной дороги» [1, с. 29].
Чтобы утихомирить библионигилистическую демагогию и частично компенсировать негативные явления, обусловленные противоречиями в образовании, практике и мышлении, требуется, на наш взгляд, разработать концепцию библиософии. Библиософия мыслится как философское учение о библиосфере - сфере культурной коммуникации, субстанцией (первичным неделимым элементом) которой является книга. Разработка концепции библиософии - задача двуаспектная: с одной стороны, библиосфера должна концентрировать философское знание, выступая в качестве одной из частных философских учений, а, с другой - обобщать книговедческое знание, выступая в качестве метатеории библиосферы. Чтобы уточнить философский аспект библиософии, обратимся к структурно-функциональной характеристике современной философии.
В «Новой философской энциклопедии» (2010) В. С. Степин ввел в оборот следующее научно выверенное определение: «Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни» [2]. Специфика философского познания заключается в рефлексии - это размышление над предельными основаниями и смыслами существования Вселенной, человечества и человека. Поэтому она способна в области научной деятельности выступать в роли методологического основания. В качестве атрибута философского мышления обычно называется мудрость, т. е. способность понять истину и выразить ее просто, ясно и понятно.
Философское знание делится на две структурных части: традиционные разделы и частные дисциплины. Традиционными исторически сложившимися разделами философии являются: онтология (учение о бытии), гносеология, или эпистемология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях), философская антропология (антропософия, учение о человеке), философия истории (историософия), логика, этика, эстетика. В новое время на основе различных отраслей знания образовались многочисленные частные философские дисциплины: философия культуры, философия литературы, философия математики, философия права, философия техники, философия физики и др. Структуры частных дисциплин воспроизводят
12 Вестник СПбГИК № 1 (38) март • 2019
Противоречия российской библиосферы и библиософия
некоторые из традиционных разделов философии (онтологию, эпистемологию, аксиологию, историю, антропологию и др.). Очевидно, что библиософия в качестве философского учения о библиосфере (книжной коммуникации) относится к частным дисциплинам, и, следовательно, в ее содержании должны так или иначе проявляется универсальные основы бытия, принципы его познания и ценности, которыми руководствуется человечество, а также присущие философии функции.
Важнейшими считаются следующие функции: познавательная (способность давать знания о мире и человеке), методологическая (разработка методов научного познания), аксиологическая (ценностные ориентации), историософская (воспроизведение эволюции человечества), футуро-логическая (способность предвидеть будущее). Некоторые мыслители обосновывают гуманистическую функцию в качестве сверхзадачи, сверхцели философии - поставить глубокую, солидную трактовку «каким надо быть, чтобы быть человеком» [3, с. 729]. Специального изучения заслуживают ассоциации библиософии с такими философскими учениями, как софиология В. С. Соловьева, антропософия - «гетеанство ХХ в.» (Р. Штайнер) и историософия (философия истории), изучающая духовно-нравственный смысл исторического процесса, пути реализации человеческих сущностных сил в истории и возможности достижения общечеловеческого единства.
Особого рассмотрения требует функционирование библиософии в качестве метатеории книговедческого комплекса. Здесь существуют следующие проблемы, нуждающиеся в метате-оретическом подходе. Во-первых, соотношение субстанции библиосферы «книга» с субстанцией документосферы «документ» и субстанцией инфосферы «электронный файл». Эта проблема имеет мировоззренческое значение, так как размежевание библиосферы с другими сферами культурной коммуникации - документосферой и электронной инфосферой необходимо для определения будущей судьбы библиосферы: сможет ли она сохраниться в постиндустриальном обществе знаний или ей предстоит преобразование в «до-кументосферу» или оцифрованный «суперинтеллект»? Во-вторых, метатеоретический потенциал библиософии востребован для обеспечения контактов «библиосфера - документосфера (архивы, музеи)», «библиосфера - сфера образования (общее, профессиональное, самообразование)», «библиосфера - медиасфера (средства массовой коммуникации)», «библиосфера - инфосфера (компьютерная информатика)», в которых непременными участниками должны быть документо-логия, научная информатика, коммуникология, социальная педагогика, киберсоциализация и,
конечно, философия и культурология. В-третьих, потребность в развитии аксиологического раздела библиософии, который обеспечивает сохранение национального культурного наследия. Наконец, для преодоления жизненно важного для библиотечно-информационного образования противоречия между новым и старым необходимо развитие фу-турологического раздела библиософии.
Анализ перспектив российской культуры показывает, что российской библиосфере следует посвятить себя выполнению гуманистической миссии, которая заключается в утверждении гуманистических универсалий культуры и активном противостоянии всем проявлениям дегуманизации общества. Школа и литература, религия и средства массовой информации должны сыграть свою роль в гуманизации постиндустриальной цивилизации, но без участия социальных институтов библиосферы не обойтись ни в коем случае. Гуманистический путь труден, потому что гуманизм книжности ощущается профессионалами книжного дела на интуитивно-эмпирическом уровне, поскольку книжно-библиотечная школа не снабдила их нужными знаниями и умениями, а наука не вооружила научно-методическими пособиями. К счастью, книги, как известно, облагораживают, поэтому большинство работников библиосферы - это стихийные гуманисты, подсознательно, самоотверженно и бескорыстно преодолевающие противоречия российской библиосферы в неблагоприятной социальной среде. Именно этим людям нужна библиософия - гуманистическое философское учение о библиосфере.
Список литературы
1. Степанов В. К. Библиотека и библиотекари в ближайшие двадцать лет, или В ожидании сингулярности // Науч. и техн. б-ки. 2018. № 1. С. 19-31.
2. Степин В. С. Философия // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Москва: Мысль, 2010. Т. 4. URL: http: // encyclopedia.ru (дата обращения: 28.02.2019).
3. Философия социальных и гуманитарных наук: учеб. пособие / под ред. С. А. Лебедева. Москва: Акад. проект, 2008. 973 с.
References
1. Stepanov V. K. Library and librarians in next twenty years, or Waiting for singularity. Sci. and techn. libr. 2018. 1, 19-31 (in Russ.).
2. Stepin V. S. Philosophy. New encyclopedia of philosophy: in 4 vol. Moscow: Mysl', 2010. 4. URL: http: // encyclopedia.ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).
3. Lebedev S. A. (ed.) Philosophy of social sciences and humanities: tutorial. Moscow: Akad. proekt, 2008. 973 (in Russ.).