ПРОТИВОРЕЧИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Л.И. Сергеев
Обобщаются теоретические положения контрольной функции финансов. Рассматриваются многогранные аспекты противоречий процесса распределения стоимости общественного продукта. Выявляются сущность и содержание финансового контроля в условиях согласования противоречий процесса распределительных отношений в обществе. Анализируются природа возникновения контрольной функции финансов и ее изменения в экономическом развитии новой России. Ключевые слова: экономические противоречия, общественное воспроизводство, стоимость общественного продукта, функция финансов, закон стоимости, финансовый контроль, согласование экономических интересов, оптимизация распределительных процессов, теория финансов, классификация противоречий, природа финансового контроля.
Контроль в общем случае является функцией управления всеми процессами жизнедеятельности общества. Он позволяет прослеживать все обратные связи в социально-экономической системе и получать сигналы о возникающих отклонениях от заданных параметров общественного развития. Если предметом контроля являются отношения по поводу финансов в обществе, то речь идет о контрольной функции финансов, которая имеет теоретическое обоснование и особые формы организации и проведения. Эти особенности основаны на определении финансов как экономической категории и теории управления экономическими системами. Дальней-
© Сергеев Л.И., 2011 г.
шее развитие форм и методов финансового контроля невозможно без углубления теоретического обоснования природы и сущности финансов и противоречий по поводу финансов в обществе.
Контрольная функция финансов в настоящий момент приобретает новое содержание, которое связано со сложившимися условиями развития производительных сил, системы производственных отношений и теневой (неформальной) экономики в России. Многочисленные исследования в области развития рыночной экономики, финансовых отношений в России характеризуются слабыми обобщениями проблем и противоречий, недостаточными обоснованиями теоретических вопросов контрольной функция финансов (Барулин, Барулина, 2007; Лушин, 2005; Государственные и территориальные..., 2008) и др. Немногочисленные исследования теоретических положений теневой экономики, ее финансовой стороны характеризуются недостаточным обоснованием природы и сущности проявления экономических законов, которые составляют основу сложившейся и развивающейся неформальной системы экономических отношений по поводу перераспределения совокупного общественного продукта в нашей стране. Все это сдерживает грамотное проведение финансового оздоровления общества.
Контрольная функция финансов, призванная служить процессам оптимизации финансовых пропорций развития общества, препятствием расширения неформальной экономики, опосредует все стадии процесса воспроизводства и кругооборота совокупного общественного продукта в обществе. Учитывая особенности финансов как экономической категории, контрольная функция финансов обладает рядом особенностей - собственной природой и содержанием - которые выражают ее особенную сущность и соответствуют организационным формам и методам аудита процессов распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Таким образом, контрольная функция финансов отличается от других видов контрольной
деятельности и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Природа контрольной функции финансов строится на денежной основе. Если природа финансов как экономической категории базируется на законе стоимости и реализуется через механизмы распределения и перераспределения фондов денежных средств, то операционное поле финансового контроля представляют собой фактические противоречия между их отдельными элементами. В свою очередь эти противоречия базируются на экономических интересах, порождаемых объективными экономическими законами. Поэтому если считать финансы механизмом пассивного (первоначального) сглаживания финансовых противоречий в обществе, то финансовый контроль, на наш взгляд, представляет собой систему активного (последующего) сглаживания этих противоречий в обществе. Контроль движения финансов присутствует в обобщении результатов предварительных этапов распределительных процессов.
Финансы представляют собой абстрактную экономическую категорию. К сожалению, некоторые исследователи - экономисты и практически все финансовые работники, политики и население отождествляют финансы с деньгами. Не следует забывать, что деньги представляют собой только материальную основу финансов. Сама категория «финансы» имеет самостоятельную природу и специфическое содержание, отличные от денег. Денежная природа финансов проявляется в процессе реализации их функций. Финансы -абстрактная, а деньги - конкретная форма воспроизводства части стоимости совокупного общественного продукта и реализации товарообменных операций в обществе.
Система распределительных отношений прежде всего является содержанием финансов, на каждом этапе воспроизводства и в процессе товарно-денежного кругооборота характеризуется наличием разнонаправленных интересов экономических агентов общества. Противоречия интересов экономических агентов в процессе воспроизводства совокупного
общественного продукта и товарно-денежного кругооборота являются основным фактором возникновения как формального (законодательно установленного), так и неформального движения стоимости, которое обеспечивается системой финансовых отношений. Таким образом, природа финансового контроля основана как на официально закрепленной системе согласованных (разрешенных) противоречий в финансовых отношениях, так и на неразрешенных (но имеющихся) противоречиях внутри различных финансовых сфер общества. Структуру финансовых противоречий можно классифицировать по различным признакам. Лежащие на поверхности противоречия можно анализировать по следующим основным традиционным признакам:
• формы воспроизводственного процесса - простое, расширенное, ссуженное воспроизводство;
• уровни государственного управления (вертикальный разрез) - федеральный центр, региональный, муниципальный уровень;
• сферы общественного воспроизводства - материальная, нематериальная;
• отраслевое направление построения экономики - промышленность, транспорт, сельское хозяйство и др.;
• региональное (горизонтальное) обустройство государства - Северо-Западный, Центральный, Южный федеральные округа и др.;
• виды изъятия стоимости совокупного общественного продукта - прямые и косвенные налоги;
• виды интересов - государство, бизнес, субъект.
Традиционная структуризация принципов и признаков классификации возможных финансовых противоречий основана на финансово-экономических отношениях. Эти противоречия имеют практические механизмы разрешения финансовых интересов в разнообразных формах планирования, оптимизации и стимулирования рациональных финансовых отношений. Они прописаны в законах, кодексах, инструкциях, методиках и других
нормативных финансово-экономических инструментах государства. Но всю систему противоречий, глубину их содержания и природу экономическая наука еще не выявила до конца, что затрудняет осуществление грамотной финансовой работы и усиливает значение контрольной функции финансов в обществе (Барулин, Ковалева, 2004; Черкасов, 2010; Родионова, 2010; и др.). Однако экономическая мысль и финансовая практика не стоят на месте.
Как правило, противоречия интересов возникают по поводу распределения стоимости общественного продукта в обществе. Стоимость всего общественного продукта можно разделить на несколько групп, которые можно дифференцировать по степени разрешения этих противоречий. В наибольшей степени разрешенные противоречия требуют адекватные им незначительные контрольные действия, так как согласованные интересы, механизмы достижения их рациональных соотношений являются залогом оптимальных процессов распределения стоимости общественного продукта. Слабо согласованные интересы потребуют значительных усилий, связанных с осуществлением контрольных функций над распределением стоимости общественного продукта, так как в этом случае усиливаются тенденции неформального перераспределения стоимости. Например, достаточно успешными, на наш взгляд, являются разрешения противоречий в плане распределения общественного продукта между государством и бизнесом, так как в общественные фонды потребления (бюджеты различного уровня, внебюджетные фонды потребления) направляется в настоящее время значительно меньший объем средств, чем до перестройки (около 30% ВВП, до перестройки - более чем в два раза больше). Недостаточно успешными, на наш взгляд, являются процессы разрешения противоречий при организации финансирования за счет бюджета и внебюджетных общественных средств закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Второй случай потребует значительно больших уси-
лий и финансовой контрольно-аналитической работы, чем первый.
Абстрактные теоретические обобщения природы и сущности финансовых противоречий имеют различные формы согласования. Конфликт интересов может обладать как количественными, так и качественными характеристиками. Количественные параметры - объемы распределяемых и перераспределяемых ресурсов совокупного общественного продукта на различных этапах и уровнях воспроизводственного процесса. Качественные характеристики противоречий отражают содержание разнонаправленных интересов по поводу формирования структуры и распределения стоимости общественного продукта. Различия интересов формируются под действием объективных экономических закономерностей, которые побуждают экономических агентов создавать структуры и распределять стоимость общественного продукта в противоположных направлениях. К примеру, экономические интересы одних агентов в процессе расширенного воспроизводства направлены на создание фондов накопления, других - на формирование фондов потребления. Контрольная функция в данном случае должна выявлять и учитывать требования оптимального распределения ресурсов совокупного общественного продукта с учетом исторического этапа развития общества и повышения уровня жизни населения. Таким образом, распределение стоимости созданного продукта на дальнейшее развитие или на текущее потребление должно согласовываться с текущим социально-экономическим состоянием и необходимым перспективным развитием общества.
Все противоречия развития общества имеют исторический характер. Данное положение относится также к противоречиям распределительных отношений, связанных с такой категорией, как финансы.
Рыночные преобразования в России послужили толчком к появлению новых противоречий в системе распределительных отношений общественного продукта. Раскрепощение
производительных сил явилось причиной появления новых свойств и характера имевшихся ранее конфликтов интересов, новых противоречий, обусловленных рыночными распределительными процессами в обществе. Некоторые традиционные противоречия приобрели новое содержание в связи с укреплением вертикали государственной власти и значительным расширением самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности в обществе. Новое содержание противоречий потребовало усиления роли контрольно-аналитических форм регулирования распределительных процессов, так как расширение самостоятельности экономических субъектов должно иметь адекватное повышение роли и значения контрольных функций в системе регулирования механизмов распределения общественного продукта в обществе. Чем больше самостоятельности у экономических агентов, чем больше число хозяйствующих субъектов, тем более сложные и противоречивые распределительные процессы наблюдаются в обществе. Но увеличение числа противоречий в рыночных условиях не обязательно сопровождается аналогичным ростом элементов их сглаживания, в том числе с помощью рычагов финансового контроля.
Глубина противоречий интересов - абстрактное явление, которое приобретает конкретное содержание и практическую реализацию по мере выхода на поверхность всех форм стоимостных и финансовых отношений в обществе. Традиционные противоречия между трудом и капиталом, абстрактной и меновой стоимостью товаров, работ и услуг, а также другие разнонаправленные интересы экономических агентов и структур имеют специфическую грань, порождающую появление на поверхности финансовых отношений элементов неформальных (теневых) видов экономической деятельности во всех сферах жизни общества. Эта грань проявляет такие особенности, которые характеризуют финансы как распределительную категорию. На всех этапах первичного, вторичного, третичного и последующих этапах распределения стоимости
общественного продукта теоретически может присутствовать, а практически реально имеет место теневое (неформальное) изъятие и переориентация стоимости в системе несогласованных интересов экономических агентов. Причины этого лежат, на наш взгляд, не только в противоречиях личных, коллективных и общественных интересов, но и в содержании самой прибавочной стоимости. Каждый индивид оценивает стоимость своего труда с позиции не только рыночных индикаторов, но и личных амбиций, собственного восприятия своей «стоимостной» значимости как субъекта, которые зачастую превышают принятые обществом оценки.
Такое внутреннее противоречие в процессе формирования прибавочной стоимости зачастую является причиной теневого изъятия части добавленной стоимости на всех стадиях воспроизводственных процессов, а также в процессах организации и управления жизнью обществом. Мотивация каждого участника процессов повышения своего финансового благополучия, таким образом, служит толчком к формированию механизмов неформальной, искаженной экономики перераспределения стоимости общественного продукта и создаваемых общественных благ. К этому можно добавить коллективные интересы (особенно монопольных производств), которые могут условно формально, но в действительности нерационально и неадекватно экономическим законам перераспределять в свою пользу значительные объемы создаваемой в обществе стоимости совокупного общественного продукта.
Обобщая природу финансов как экономической категории, следует выделить противоречие формы и содержания этой категории. Конфликт может иметь различную глубину. Чем более непримиримы противоречия, тем сильнее пропорции расширенного воспроизводства и распределительных отношений отклоняются от требований объективных экономических законов. Непримиримые противоречия могут привести к кризисным явлениям в обществе, поэтому контрольная функ-
ция финансов в этом случае имеет особенно важное значение - она может обеспечить выравнивание диспропорций. Эти противоречия являются обычно масштабными, но их число может быть незначительным. Диспропорции такого плана имеют стратегическое значение для общественного развития, и их выравнивание посредством контрольно-аналитических мероприятий (включая государственный финансовый аудит) является важнейшей задачей государственного развития. Антагонистические противоречия могут приводить к революционным общественным преобразованиям в целом или в отдельных секторах общественной жизни.
Стремление общественных сил строить оптимальные процессы распределения общественных благ требует механизмов не только государственного, но и общественного контроля над результатами распределительных отношений в обществе. Это прежде всего касается распределения материальных благ общества посредством системы финансовых отношений, где особое место отводится контрольной функции финансов. Контрольная функция финансов в условиях усиливающихся конфликтов интересов в отношении распределения общественного продукта становится доминирующим элементом возможного сглаживания диспропорций развития общества.
Незначительные по глубине финансовые противоречия можно обобщать в большей степени как успешно сглаженные, нормально выстроенные стоимостные пропорции воспроизводства общественного продукта, которые отражаются в действующих экономических законах. Складывающееся в этом случае положение характеризует распределительную систему с помощью финансовых отношений как систему, требующую в первую очередь осуществления таких контрольных функций, которые отличаются по содержанию от контроля в условиях существенных стоимостных противоречий. Данные отличия имеют не принципиальный, а скорее технический характер. Эти противоречия значительны по числу фактов, но незначительны по глубине
противоречий каждого факта. Если в первом случае речь должна идти о кардинальных изменениях воспроизводственных пропорций в результате реализации контрольной функции финансов, то во втором о незначительных корректировках процессов распределения совокупного общественного продукта общества (как правило, его отдельных составляющих). При этом содержание контрольно-аналитических действий должно улавливать значительно менее существенные причины и факторы, приводящие к возникновению несогласованных интересов, чем в случае обобщения экономических явлений, способствующих появлению глобальных макроэкономических противоречий в процессе распределения стоимости общественного продукта.
Переход России к рыночным механизмам функционирования экономики является ярким примером разрешения огромной глубины противоречий в процессах распределения совокупного общественного продукта. Громадная контрольно-аналитическая работа по обобщению результатов разгосударствления собственности проводится и в настоящее время. Она помогает характеризовать связь между противоречиями больших масштабов и большими объемами контрольной финансово-аналитической работы. По аналогии с масштабными макроэкономическими противоречиями и методами их разрешений имеются многочисленные примеры незначительных по глубине противоречий, которые требуют не столь объемной финансово-аналитической контрольной работы. К ним можно отнести многочисленные конфликты интересов на микроэкономическом уровне: между трудом и капиталом (заработной платой); акционерами и менеджментом; чиновниками и бизнесменами и др.
В самом распределительном процессе совокупного общественного продукта заложено внутреннее противоречие между формируемыми и получаемыми результатами отношений перераспределения. Фонды денежных средств, формируемые в результате распределительных процессов, имеют двойствен-
ный характер: с одной стороны, они являются механизмом изъятия стоимости, а с другой -следствие пополнений соответствующих фондов. Например, любой бюджетный фонд общества представляет собой своеобразное изъятие (расход) у экономических агентов, но для общества в целом - доходы (поступления) бюджетных и внебюджетных фондов. Это противоречие требует детальных обоснований сглаживания интересов экономических агентов и общества в целом. Контроль состояния сглаживания противоречивых интересов, анализ их содержания и природы возникновения заключаются в поиске и обосновании компромиссных решений в системе распределительных финансовых отношений. Важен не только поиск оптимальных пропорций распределения, но и постоянный контроль их выполнения, который призван при необходимости обеспечивать изменения и поправки в процессы перераспределения. Таким образом, важной контрольной функцией финансов является обеспечение постоянного мониторинга хода распределительных процессов в обществе и информирования органов власти и общественности об уровне адекватности этих процессов требованиям объективных экономических законов.
Как в теоретических обобщениях, так и в практических действиях двойственный характер распределительных процессов часто находит отражение в таком понятии, как централизованные и децентрализованные фонды. Следует рассмотреть объект, к которому применяется понятие «централизация». К примеру, областной бюджет является централизованным денежным фондом относительно ресурсов входящих в область муниципальных образований. Одновременно этот же областной бюджет является децентрализованным фондом денежных средств по отношению к финансовым ресурсам федерального центра. Можно говорить о двойственной природе фондовой формы формирования денежных ресурсов в процессе распределения общественного продукта. Такая природа является следствием содержания единства и борьбы
противоположностей - централизации и децентрализации общественного продукта, а следовательно, и фондов денежных средств. Контрольно-аналитические действия являются необходимым элементом обобщения путей рационализации структуры общественного продукта в централизованных и децентрализованных фондах. Чрезмерная централизация финансовых ресурсов сдерживает заинтересованность производительных сил в динамичном развитии. Но определенные исторические этапы развития общества (войны, природные катастрофы) требуют централизованной мобилизации финансовых ресурсов.
Централизация и децентрализация могут рассматриваться укрупненно как распределение общественного продукта - в разрезе государства и бизнеса. Интересы бизнеса и государства имеют разнонаправленные векторы неантагонистического характера. Сглаживание противоречивых экономических интересов осуществляется путем регулирования изъятия создаваемой бизнесом стоимости. Процессы регулирования изъятия стоимости, в результате которого формируются централизованные фонды, являются еще одним важным содержательным элементом контрольной функции финансов.
Как только стоимость общественного продукта становится достоянием какого-либо экономического агента, возникает противоречие между коллективными и общественными интересами. Это противоречие реализуется в системе внутренней и внешней контрольной функции финансов. Внутренний контроль отождествляется с известными, как правило, личными факторами в отраслевых и внутриведомственных положениях. Внешний финансовый контроль, имеющий в большей степени независимую форму, не связан с ведомственными или отраслевыми особенностями и ограничениями. Он в большей степени, чем внутренний контроль, ориентирован на объективное обобщение всех возможных отклонений от нормативных, законодательно установленных процессов в системе функционирования экономических агентов. Противоречия внеш-
него и внутреннего контроля сглаживаются после разработки единой методической базы осуществления контрольно-аналитической деятельности и, естественно, наличием и совершенствованием единого законодательного экономического пространства государства.
Централизация и децентрализация финансовых ресурсов могут осуществляться по одноканальным и многоканальным схемам. В настоящее время в обществе превалирует многоканальная система перераспределения ресурсов. Здесь тоже наблюдаются противоречия между количеством и качеством форм процессов перераспределения. Чем больше каналов, тем ниже качество распределительных процессов, так как усложняются процессы контрольно-аналитической деятельности над ходом этих процессов. Одноканальные схемы упрощают формы контрольно-аналитической работы, но требуют сложных методических обоснований и соответствующих расчетов, которые показывают оптимальное соотношение финансовых потоков при централизации и децентрализации финансовых ресурсов. Таким образом, контрольно-аналитическая деятельность призвана способствовать выработке рациональных предложений о количественном составе каналов распределения финансовых ресурсов в обществе. Мониторинг многочисленных распределительных каналов движения стоимости усложняет контрольную работу. Например, система расщепления налогов по уровням бюджетной системы в настоящий момент пришла в противоречие с интересами различных уровней власти по поводу формирования собственной базы ресурсов. Устранению этого противоречия призван способствовать механизм формирования доходной базы по уровням бюджетов по принципу «один налог - один бюджет».
Двойственный характер имеют не только общественные, но и любые другие формируемые в обществе фонды, которые являются результатами распределительных процессов. Такими же чертами обладают деньги - материальная основа финансов и основополагающий эквивалент стоимости. Обезличенная денеж-
ная масса - элемент обеспечения натурально-стоимостных воспроизводственных пропорций в государстве. Как только фондовый механизм распределения стоимости приобретает денежное содержание, деньги получают новое качество - они теряют обезличенную форму и становятся собственностью экономических агентов. В этом случае осуществляется их непосредственная связь с человеческим фактором, где возникают меркантильные личные интересы, которые служат почвой для формирования теневой экономики. Поэтому денежные потоки должна постоянно сопровождать система контрольных мероприятий, связанных с анализом, выявлением и пресечением возможных злоупотреблений в финансовой сфере общества.
Способы образования денежных фондов и механизм их использования в процессе перераспределения стоимости общественного продукта создают противоречия по поводу финансов в обществе. Образование фондов имеет общественный, как правило, коллективный характер, в процессе их формирования участвуют все производительные силы общества (корпоративный и государственный сектор). Формирование общественных фондов потребления происходит на трех стадиях воспроизводственного процесса: производство, распределение и обмен. Конечное использование общественных фондов характеризуется в большей степени индивидуальной формой потребления. Оно осуществляется на четвертой стадии воспроизводственного процесса - в процессе потребления. Таким образом, отдельные черты четвертой стадии воспроизводственного процесса входят в противоречия с тремя предыдущими стадиями, где осуществляется производство общественного продукта. Противоречивый характер процессов образования и потребления фондов требует механизмов сглаживания конфликтов интересов в системе финансовых отношений. Содержание данной контрольной функции опирается на методологическое обоснование процессов накопления и потребления в обществе.
Баланс экономических интересов имеет целю как горизонтальное, так и вертикальное сглаживание противоречий в обществе. Горизонтальное сглаживание затрагивает воспроизводственные пропорции в плане территориального размещения производительных сил общества и создаваемого в субъектах общественного продукта. Как правило, известно, что экономические потенциалы субъектов Федерации далеко не одинаковые. Государственные интересы превалируют над территориальными внутри единого государственного пространства, поэтому создаваемый совокупный общественный продукт перераспределяется между субъектами Федерации. Такое перераспределение обеспечивается через соответствующие централизованные государственные фондыи и составляет суть процесса сглаживания территориальных противоречий в обществе и обеспечения сбалансированности общественных фондов (по доходам и расходам). Сглаживание этих противоречий в территориальном плане не должно приводить к необоснованному изъятию у одних и необоснованному увеличению финансовых ресурсов у других субъектов Федерации. Контрольная функция финансов призвана обеспечивать оптимальные пропорции в этом процессе.
Вертикальное согласование экономических интересов различных уровней власти в государстве обеспечивает баланс административных полномочий и их финансовых ресурсов. Перераспределение финансовых ресурсов для баланса полномочий (расходов и доходов) осуществляется путем закрепления возможности изъятия части созданной стоимости и распределения ее по уровням власти в обществе. Контрольная функция финансов имеет важное значение в процессе горизонтального и вертикального разрешения финансовых противоречий для обеспечения сбалансированных пропорций развития общества.
Распределительная функция финансов проявляется не только в воспроизводственном процессе на этапах создания новой стоимости, которая создается живым трудом. Большое значение отводится распределительной
функции финансов в процессах воспроизводства и разгосударствления орудий труда, которые характеризуются овеществленным трудом. В процессе воспроизводства орудий труда обществу выгодно постоянно модернизировать производство, вводить в действие новые, более производительные орудия труда. Экономическим агентам, напротив, это выгодно далеко не всегда, и орудия труда эксплуатируются зачастую до их полного физического износа. Но технический прогресс должен учитывать моральный износ орудий труда, поэтому государство обеспечивает создание соответствующих воспроизводственных (амортизационных) фондов для воссоздания стоимости орудий труда в масштабах общества. Здесь превалируют интересы общества, которые согласуются с экономическими агентами. Анализ и контроль согласования этих противоречий в интересах общества являются специфической стороной финансовых отношений в обществе.
Все этапы финансового контроля (предварительный, текущий и последующий) в процессе воспроизводства имеют специфические особенности, связанные с предметом обобщения: планируемые, исполняемые и отчетные воспроизводственные процессы. Противоречия между предварительной, текущей и последующей контрольными функциями финансов сглаживаются в процессе текущих контрольных мероприятий путем корректировки. При этом чем меньше число процедур сглаживания, тем совершеннее система предварительного распределения общественного продукта в обществе.
В процессе массовой приватизации государственного имущества сплетаются интересы государства, корпораций и личности. Интересы государства заключаются в наиболее рациональном закреплении имущества за собственниками, которые будут добиваться высокой эффективности своих бизнес-структур. Интересы бизнес-структур и конкретных субъектов будут не в полной мере совпадать с интересами государства, которое, к примеру, может выставить одним из усло-
вий приватизации сохранение определенных производственных связей продаваемых (или передаваемых) предприятий. Это можно сделать, например, путем обязательной продажи (или закрепления) доли акций смежников друг за другом. Такая постановка вопроса требует глубокой финансово-аналитической и контрольной проверочной работы на предварительных этапах распределения овеществленного труда в обществе.
Рыночные отношения по-новому высветили процессы приватизации овеществленной государственной стоимости и использования государственных и корпоративных ресурсов. Активы государства, имущественные комплексы продаются по рыночным оценкам. На первоначальном этапе приватизации активы практически безвозмездно передавались в собственность трудовых коллективов. Эти процедуры уже имеют цивилизованные рыночные рамки, реализация которых требует постоянной контрольно-аналитической работы, связанной с выявлением рациональных путей продажи государственных активов в государственных интересах. И бизнес, и государство в процессе использования своих финансовых ресурсов применяют конкурсные процедуры закупки товаров, работ и услуг, что призвано снижать затраты финансовых средств и сокращать затраты труда на создание общественного продукта. Контроль этих процессов составляет новое содержание финансовой работы в товарно-денежном обращении общества.
Определенное противоречие природы финансов в распределительной функции присутствует в содержании этой категории и формах учета движения совокупного общественного продукта в воспроизводственных процессах. В государственных масштабах учетные формы представляет система национального счетоводства, где обобщаются результаты всех распределительных воспроизводственных процессов. На более низких уровнях общественной организации данное движение фиксирует система бухгалтерского учета.
Таким образом, контрольная функция финансов в обществе имеет сложную много-
гранную природу и проявления. Она охватывает все воспроизводственные процессы -формирование и использование стоимости совокупного общественного продукта. Противоречия внутри финансов как экономической категории в процессе распределения совокупного общественного продукта требуют применения различных форм и методов осуществления на практике контрольной функции финансов с помощью более прогрессивных форм.
Литература
Барулин С.В., Барулина Е.В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему // Финансы. 2007. № 7.
Барулин С.В., Ковалева Т.М. Сущность финансов: новые реалии // Финансы и кредит. 2004. № 5.
Государственные и территориальные финансы: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Мнацаканяна, Л.И. Сергеева. Калининград: Балтийский ин-т экономики и финансов, 2008.
Лушин С.И. О функциях финансов. Исторический аспект // Финансы. 2005. № 7.
Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. 2010. № 6.
Черкасов Е.В. Финансы: Теоретический аспект // Финансы. 2010. № 6.
Рукопись поступила в редакцию 04.07.2011 г.