УДК 338.2:35 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-34-38
ПРОТИВОРЕЧИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «АУТСОРСИНГ»
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ
Мартыненко доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Татьяна и предпринимательства, Южно-Российский институт управления -
Васильевна филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: tatianamart@list.ru
Игнатова доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической
Татьяна теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления -
Владимировна филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: tignatova@uriu.ranepa.ru Китаева кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
Людмила и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - фили-
Васильевна ал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru
Аннотация
Административная реформа привнесла в систему управления Вооруженными Силами Российской Федерации рыночные методы управления, доказавшие свою эффективность в частном секторе экономики. Таким инновационным методом государственного управления стали считать аутсорсинг, который должен был способствовать экономии финансовых ресурсов, освобождению управленческих структур от несвойственных им функций. Анализ практики применения аутсорсинга в российской армии показал, что вместо экономии произошло многократное увеличение стоимости получаемых на рынке услуг, а использование его в Вооруженных Силах усилило угрозы национальной безопасности. Возникает настоятельная потребность выяснения причин такой ситуации и поиск путей выхода из нее.
Ключевые слова: аутсорсинг, эффективность, Вооруженные Силы, управление, технология, административная реформа, бизнес-процессы, бизнес-среда, себестоимость услуг.
Введение. В современных условиях в мире стал широко применяться аутсорсинг, который предполагает отказ предприятий, организаций, государственных структур от некоторых функций управления и заключение со сторонними организациями договора на выполнение данных функций. Считается, что эти организации имеют более совершенные ресурсы и возможности для того, чтобы обеспечить товар или услугу необходимого качества. Следует отметить, что аутсорсинг получил распространение во всех сферах жизни, включая и вооруженные силы некоторых государств [1]. Российская Федерация так же, начиная с 2008 года, стала использовать его в российской армии. Считалось, что данная технология будет способствовать повышению качества управления, избавит личный состав Вооруженных Сил от несвойственных им хозяйственных занятий, позволит больше времени уделять боевой подготовке, сократит издержки на содержание армии.
В настоящее время российские ученые всесторонне изучили особенности аутсорсинга в предпринимательском секторе [2-3], в то время как использование аутсорсинга в управлении Вооруженными силами рассматривается в основном только в снабжении продовольствием, в сфере материально-технического снабжения войск [4-5]. Практически отсутствуют работы, посвященные теоретическим и методологическим основаниям применения технологии аутсорсинга в вооруженных сила РФ. Нами ранее было рассмотрено использование аутсорсинга в государственном и муниципальном управлении [1; 6].
На основании духовного подхода [7] к общественному развитию мы попытаемся проанализировать причины и последствия применения управленческой технологии аутсорсинг в российской армии.
2. Основная часть. Аутсорсинг в Россию пришел, как и многие другие управленческие технологии, с Запада, где он первоначально получил распространение в бизнесе. Применение аутсорсинга в бизнес-среде часто связывают со следующими факторами: с необходимостью повышения конкурентоспособности предприятий; с развитием специализации на отдельных бизнес-процессах с последующей кооперацией, что приводит к росту производительности труда; с экономией ресурсов и привлечением внешних ресурсов для решения собственных проблем; с отказом от непрофильных
функций, что способствует снижению издержек; повышением качества продукции; необходимостью концентрации финансовых и управленческих ресурсов на стратегических направлениях [8-9].
Использование аутсорсинга в частном секторе можно объяснить возможностью с его помощью формировать оптимальные бизнес-структуры и быстро реагировать на рыночную конъюнктуру [10].
Основными факторами, обусловливающими необходимость применения аутсорсинга в Вооруженных Силах, считали: уменьшение расходов, повышение результативности деятельности военных учреждений и боевой подготовки личного состава; сложность военной техники, поступающей в армию и невозможность солдатами срочной службы за один год изучить и правильно ее эксплуатировать; возможность более эффективно контролировать издержки деятельности; сосредоточение внимания органов управления на основной деятельности и повышение качества услуг; повышение доступности новых технологий; возможность сокращения военнослужащих.
На первом этапе распространения аутсорсинга в армейских подразделениях РФ его стали применять на следующих направлениях: передача военного обмундирования для стирки в специализированные учреждения; техническое обслуживание и ремонт зданий; использование сторонних организаций для перевозок; организация бухгалтерского учета специализированными организациями; ремонт техники; лабораторные исследования и ряд других неосновных функций.
Что же показала реальная практика применения аутсорсинга в российских войсках?
Рыночные технологии в российских Вооруженных силах начали широкомасштабно внедрять через ОАО «Оборонсервис», которое создавалось в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 875. Но множество скандалов и судебных дел, связанных с деятельностью компаний, входящих в ОАО «Оборонсервис» привели к тому, что министр обороны Сергей Шойгу признал провал в использовании данной технологии в Вооруженных Силах РФ, так как «задачи по обеспечению войск в боевых условиях не решались. Военнослужащих оказалось некому кормить, техника не ремонтировалась, горючесмазочные материалы в районы полевых выходов не доставлялись»1.
Помимо этого быстро стали расти финансовые расходы на содержание Вооруженных Сил, которые ежегодно увеличивались в среднем на 50 млрд руб., произошло также возрастание себестоимости на все получаемые услуги во многих сферах2. А военная прокуратура выявила, что государство потеряло свыше 1 млрд руб. только от того, что на аутсорсинг перевели питание военнослужащих Вооруженных Сил РФ3. Арбитражные суды предъявили 50 исков на общую сумму 4,8 млн руб. компа-ниям-аутсорсерам, обеспечивающим военных питанием, из-за низкого качества продуктов4.
Существенным недостатком аутсорсинга в Вооруженных Силах России является отсутствие специалистов, способных подсчитать реальную себестоимость выполнения тех или иных услуг на стороне; проблемы с надежностью поставщиков; отсутствие системы контроля качества предоставляемых услуг; усложнение процесса управления в связи с необходимостью многочисленных согласований.
В настоящее время вместо ОАО «Оборонсервис» создано акционерное общество АО «Гарнизон», которое фактически выполняет те же самые функции, управляет входящими в его состав субхолдингами АО «Воентелеком», АО «Военторг», АО «Оборонэнерго», АО «Славянка», АО «ГУОВ» (Главное управление обустройства войск].
Хозяйственная деятельность воинских частей в настоящее время базируется на основе Приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. № 3335. Пункт VII Руководства посвящен особенностям ведения хозяйственной деятельности при передаче отдельных функций обеспечения соединений (воинских частей] специализированным сторонним организациям. В соответствии с данным документом допускается использование сторонних перевозчиков в соответствии с планом централизованных перевозок материальных ценностей на основе государственных контрактов,
1 Аутсорсинг в армии себя не оправдал, заявил Шойгу // https://ria.ru/20190311/1551688750.html (дата обращения: 24.02.2020).
2 Министерство обороны распутало схемы «Оборонсервиса» // http://www.oboznik.ru/?p=36887 (дата обращения: 06..03.2020).
3 Перевод питания военнослужащих на аутсорсинг обернулся убытком в 1 млрд рублей // URL: http://www.vz.ru/news/2016/3Z25/801682.html (16.11.2019).
4 Петелин Г., Маетная Е. Бифштекс для солдата //https://www.gazeta.ru/social/2015/12/03/7933403.shtml
5 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333 г. Москва "Об утверждении руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Российская газета - Федеральный выпуск № 299(6571), 14 декабря 2014 г.
организация сторонними организациями питания, стирка вещевого имущества, заправка военной техники горючим, но все это делается на основе государственных контрактов. Определение аутсорсинга в данном документе отсутствует.
Об аутсорсинге упоминается только в «Концепции построения системы управления Холдингом «Гарнизон»». В п. 1.2. отмечается, что ряд потребностей Министерства обороны РФ может быть обеспечено «путем вывода на аутсорсинг несвойственных Министерству обороны Российской Федерации функций» 1.
Таким образом, в российском законодательстве о Вооруженных Силах отсутствует понятие аутсорсинга, и не содержится четкого обоснования его необходимости.
Практика использования аутсорсинга как модной технологии управления показала, что главная цель его внедрения в армию - экономия ресурсов, себя не оправдала. Но, несмотря на негативный опыт его использования в Вооруженных Силах РФ, окончательно от данной технологии в российской армии не отказались, а создали ряд акционерных обществ, которые полностью находятся в собственности Министерства обороны РФ. Следует также отметить, что аутсорсинг противоречит новой Военной доктрине Российской Федерации2, так как в ней намечается усиление централизации государственного управления в оборонной сфере и безопасности, в то время как аутсорсинг способствует децентрализации управления.
Принятое Министром обороны решение о восстановлении органов, занимающихся ремонтом техники, совершенствование их организационно-штатной структуры, уже привело к улучшению обеспеченности войск запасными частями, повысило качество ремонта техники. Многочисленные примеры строительства военно-строительными подразделениями многофункциональных медицинских центров в различных субъектах Федерации, в том числе Москве, Санкт-Петербурге, Воронежской и Ростовской областях и др., начиная с марта 2020 г. в период эпидемии коронавируса, показывает, что такое строительство обходилось в разы дешевле и быстрее, чем строительство гражданскими подрядчиками. Хотя в данном случае мы не можем считать такую строительную деятельность непрофильной, т.к. в конечном счете она была направлена на обеспечение общественной и личной безопасности россиян.
Почему же данная рыночная технология оказалась неэффективной в российской армии?
В своих статьях [11-12] мы неоднократно отмечали, что глубинная причина многих проблем в управлении российским государством коренится в однобоком понимании прогресса и признании западной цивилизации за образец развития, а, следовательно, отрицание национальной специфики развития и следование в управлении западным образцам. К сожалению, необдуманное и нетворческое заимствование западных концепций управления без учета своих национально-государственных особенностей в конечном итоге приводит к печальным результатам.
Заключение
1. Используя методологию историко-генетического анализа, мы пришли к выводу, что существует тесная связь между теорией управления и социокультурной матрицей той цивилизации, в которой она осуществляется. При этом постоянно, с незначительными изменениями происходит воспроизводство определенного типа управления, традиций и типов структур хозяйства, стереотипов поведения людей и ценностей. Поэтому некритический перенос зарекомендовавших себя положительно в других странах управленческих технологий на российскую почву часто приводит к негативным последствиям.
2. Распространение принципов государства-корпорации и привнесение рыночных методов в государственное управление и в управление Вооруженными Силами Российской Федерации противоречит сущности государства как объединяющей все слои общества силы. Следует учитывать работы представителей русской школы экономической мысли, в частности, на работы И. Ильина, который отмечал, что в вопросах обороны и управления государство должно действовать как учреждение, больше используя административные методы, а не рыночные [13].
3. Перевод Вооруженных Сил РФ, как оказывающих бесплатные общественные блага, на использование технологий предоставления коммерческих услуг армии сторонними организациями, переход к контрактной и сетевой системам управления обеспечивающей инфраструктурой необходимо осуществлять крайне осторожно, чтобы не нарушать требования обеспечения общественной и военной безопасности.
1 Концепция построения системы управления Холдингом «Гарнизон» // URL: http://ao-garmzon.ru/korporativnoe-upravleme/raskrytie-mformatsii/files/controLsystem.pdf (дата обращения: 07.03.2020).
2 Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета - Федеральный выпуск № 6570 (298) 30 декабря 2014 г.
Литература
1. Dudukalov Egor, Martynenko Tatiana, Ignatova Tatiana, Ivanova Daria, Mnatsakanova Emma. Implementation of Outsourcing Technology through Revision of Functions of National Security Governance //International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE], ISSN: 2277-3878 (Online], Vol-ume-8 Issue-6, March 2020. Page No.: 4758-4761. https://www.ijrte.org/download/volume-8-issue-6/ (Доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. англ.
2. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. М.: Инфра-М, 2003. 192 с.
3. Борзунова О.А. Перекладываем работу на чужие плечи: договор аутсорсинга // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2009, ноябрь. № 11. С. 12 - 22.
4. Хрусталева ЕЮ., Колеухо Д. Особенности продовольственного обеспечения армии ведущих государств - членов блока НАТО // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. №9. С. 180 - 193.
5. Топоров А.В., Коновалов В.Б., Бабенков В.И. Обоснование рациональных способов материально-технического обеспечения войск (сил) на основе оценки их военно-экономической эффективности // Научные проблемы военно-системных исследований: сборник научных трудов; под общ. ред. В. Б. Коновалова. СПб.: НИИ ВСИ МТО ВС РФ, 2017. С. 7-20.
6. Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. Особенности применения аутсорсинга в государственном и муниципальном управлении в Российской Федерации // Местное самоуправление в условиях глобальных вызовов современной России: Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием, 04-05 апреля 2019 г. Ростов-на-Дону: Издательство ЮРИУ РАНХиГС, 2019. С. 54-62.
7. Мартыненко Т.В. О сущности духовного подхода к общественному развитию // Научное наследие Саймона Кузнеца и перспективы развития глобальной и национальной экономик в XXI веке: Материалы международного научного симпозиума. (г. Киев). Киев: Национальный университет «Киево-Могилянская академия». 2011.
8. Шимширт Н.Д. Аутсорсинг в бизнесе и государственном (муниципальном) управлении : учеб. пособие. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. С.9 - 12.
9. Инфраструктура и аутсорсинг для малого бизнеса/ сост. Т. А. Журавлева. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2017.
10.Котляров И.Д. Алгоритм принятия решения об использовании аутсорсинга в нефтегазовой отрасли // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 11. С. 33 - 38.
11.Мартыненко Т.В. Русские мыслители о государстве и управлении // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2015. № 2.
12.Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. Влияние православия на концепцию государственной собственности в русской школе экономической мысли // Философия хозяйства. 2017. №1. (109) С. 45 - 60.
13.Ильин И.А. Что есть государство - корпорация или учреждение? // Почему мы верим в Россию. М.: Эксмо, 2007. С. 23 - 25.
Martynenko Tatiana Vasilievna, Doctor of Economic Science, Professor of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: tatianamart@list.ru
Ignatova Tatiana Vladimirovna, Doctor of Economic Science, Professor, Head of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: tignatova@uriu.ranepa.ru
Kitaeva Lyudmila Vasilievna, Candidate of Economic Science, Professor, Head of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru
CONTRADICTIONS OF THE USE OF MANAGEMENT TECHNOLOGY "OUTSOURCING" IN THE ARMED FORCES OF RUSSIAN FEDERATION Abstract
The administrative reform introduced market-based management methods that have proven effective in the private sector of the Russian Federation's Armed Forces. This innovative method of public administration was considered to be outsourcing, which was supposed to help save financial resources and free management structures from their uncharacteristic functions. An analysis of the practice of outsourcing in the Russian army showed that instead of saving money, there was a multiple increase in the cost of services received on the market, and its use in the Armed Forces increased threats to national security. There is an urgent need to find out the reasons for this problem and ways of its' solution.
Keywords: outsourcing, efficiency, Armed Forces, management, technology, administrative reform, business processes, business environment, cost of services.
References
1. Dudukalov Egor, Martynenko Tatiana, Ignatova Tatiana, Ivanova Daria, Mnatsakanova Emma. Implementation of Outsourcing Technology through Revision of Functions of National Security Governance //International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE), ISSN: 2277-3878 (Online), Volume-8 Issue-6, March 2020. Page No.: 4758-4761. https://www.ijrte.org/download/volume-8-issue-6/ (Dostup svobodnyj). Zagl. s ekrana. YAz. angl.
2. Anikin B.A. Autsorsing: sozdanie vysokoeffektivnyh i konkurentosposobnyh organizacij. M.: Infra-M, 2003. 192 p.
3. Borzunova O.A. Perekladyvaem rabotu na chuzhie plechi: dogovor autsorsinga // Kadrovaya sluzhba i uprav-lenie personalom predpriyatiya. 2009, noyabr'. № 11. P. 12 - 22.
4. Hrustaleva E.YU., Koleuho D. Osobennosti prodovol'stvennogo obespecheniya armii vedushchih gosudarstv -chlenov bloka NATO // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2016. №9. P. 180 - 193.
5. Toporov A.V., Konovalov V.B., Babenkov V.I. Obosnovanie racional'nyh sposobov material'no-tekhnicheskogo obespecheniya vojsk (sil) na osnove ocenki ih voenno-ekonomicheskoj effektivnosti // Nauchnye problemy voenno-sistemnyh issledovanij: sbornik nauchnyh trudov; pod obshch. red. V. B. Konovalova. SPb.: NII VSI MTO VS RF, 2017. P. 7-20.
6. Ignatova T.V., Martynenko T.V. Osobennosti primeneniya autsorsinga v gosudarstvennom i mu-nicipal'nom upravlenii v Rossijskoj Federacii // Mestnoe samoupravlenie v usloviyah glo-bal'nyh vyzovov sovremennoj Rossii: Sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 04-05 aprelya 2019 g. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo YURIU RANHiGS, 2019. P. 54-62.
7. Martynenko T.V. O sushchnosti duhovnogo podhoda k obshchestvennomu razvitiyu // Nauchnoe nasledie Sajmona Kuzneca i perspektivy razvitiya global'noj i nacional'noj ekonomik v HKHI veke: Materialy mezhdu-narodnogo nauchnogo simpoziuma. (g. Kiev). Kiev: Nacional'nyj universitet «Kievo-Mogilyanskaya akademi-ya». 2011.
8. SHimshirt N.D. Autsorsing v biznese i gosudarstvennom (municipal'nom) upravlenii : ucheb. posobie. Tomsk : Izd-vo Tom. un-ta, 2015. P. 9 - 12.
9. Infrastruktura i autsorsing dlya malogo biznesa/ sost. T. A. ZHuravleva. Tol'yatti: Izd-vo PVGUS, 2017.
10. Kotlyarov I.D. Algoritm prinyatiya resheniya ob ispol'zovanii autsorsinga v neftegazovoj ot-rasli / / Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom. 2013. № 11. P. 33 - 38.
11. Martynenko T.V. Russkie mysliteli o gosudarstve i upravlenii // Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa. Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo centra kor-porativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 2.
12. Ignatova T.V., Martynenko T.V. Vliyanie pravoslaviya na koncepciyu gosudarstvennoj sobstvennosti v russkoj shkole ekonomicheskoj mysli // Filosofiya hozyajstva. 2017. № 1 (109). P. 45 - 60.
13. Il'in I.A. CHto est' gosudarstvo - korporaciya ili uchrezhdenie? // Pochemu my verim v Rossiyu. M.: Eksmo, 2007. P. 23 - 25.