Научная статья на тему 'Все «За» и «Против» использования аутсорсинга в армии'

Все «За» и «Против» использования аутсорсинга в армии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ЭКОНОМИЯ / РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА / TO CALCULATE THE ECONOMIC EFFECT OF OUTSOURCING COST COMPARISON / СРАВНЕНИЕ РАСХОДОВ / ОПОРА НА ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ / THE RELIANCE ON DOMESTIC RESOURCES / ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ ПОДРЯДЧИКИ / PRIVATE MILITARY CONTRACTORS / ИНСОРСИНГ / INSOURCING / OUTSOURCING WAR ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин Д.Е.

В раскрывается целесообразность передачи на аутсорсинг неосновных тыловых функций Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). В связи с активным применением в ВС РФ аутсорсинга становится актуальной задача сравнения расходов до и после использования аутсорсинга в течение длительного времени, вплоть до окончания контракта с частными подрядчиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All pro and contra use outsourcing in armies

In the article the feasibility of outsourcing non-core functions of the rear of the Armed Forces of the Russian Federation (Armed Forces).In connection with active use in the Armed Forces of outsourcing has become an urgent task of comparing costs before and after use of outsourcing for a long time, until the end of the contract with private contractors.

Текст научной работы на тему «Все «За» и «Против» использования аутсорсинга в армии»

УДК 338.01

ВСЕ «ЗА» И «ПРОТИВ» ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТСОРСИНГА В АРМИИ

Д.Е. Бабурин,

Военный университет, г. Москва E-mail: DeBabur2012@yandex.ru

Аннотация. В раскрывается целесообразность передачи на аутсорсинг неосновных тыловых функций Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). В связи с активным применением в ВС РФ аутсорсинга становится актуальной задача сравнения расходов до и после использования аутсорсинга в течение длительного времени, вплоть до окончания контракта с частными подрядчиками.

Ключевые слова: аутсорсинг, военная экономика, экономия, расчет экономического эффекта от применения аутсорсинга, сравнение расходов, опора на внутренние ресурсы, частные военные подрядчики, инсорсинг.

Abstract. In the article the feasibility of outsourcing non-core functions of the rear of the Armed Forces of the Russian Federation (Armed Forces).In connection with active use in the Armed Forces of outsourcing has become an urgent task of comparing costs before and after use of outsourcing for a long time, until the end of the contract with private contractors.

Keywords: outsourcing war economy, the economy, to calculate the economic effect of outsourcing cost comparison, the reliance on domestic resources, private military contractors,_insourcing.

Выполнение гражданским персоналом функций Министерства обороны (далее МО) и его вооруженных сил (ВС) - новая парадигма в сфере военной экономики, которая получила развитие после окончания холодной войны.

Начиная с 2010 г. Министерство обороны Российской Федерации массово передало некоторые тыловые функции на аутсорсинг.

■ К выгодам применения аутсорсинга в ВС можно отнести:

■ освобождение внутренних ресурсов военной организации для реализации ее главных целей;

■ повышение качества получаемых продуктов и услуг;

■ использование исполнителем специализированного оборудования, специальных знаний и технологий, которые у воинской части отсутствуют;

■ использование конкуренции на рынке исполнителей, когда имеется возможность заключить контракт на оказание услуг методом аутсорсинга с наиболее выгодными для военной организации условиями;

разделение и частичная передача другой организации, с которой заключен контракт, рисков хозяйственной деятельности.

Наиболее распространенной формой реализации аутсорсинга в ВС РФ является передача воинскими частями сторонним коммерческим организациям выполнения следующих функций: организация питания личного состава; банно-прачечное обслуживание; хранение и освежение запасов материальных средств; выполнение внутригарнизонных перевозок воинских грузов и военнослужащих; обеспечение и заправка военной техники горюче-смазочными материалами; погрузочно-разгрузочные работы; хлебопечение; торгово-бытовое обслуживание; химическая чистка и ремонт обмундирования и обуви; эксплуатация зданий и сооружений; содержание и уборка территории и служебных помещений; вывоз мусора; охрана отдельных объектов воинской части; организация подписки на периодические издания, почтовых отправлений и доставка периодических изданий [1]. Для выполнения этих функций в 2009 г. было создано ООО «Оборонсервис», которое активно принялось выполнять перечисленные задачи в интересах МО.

Вместе с тем в военно-научных кругах бытует мнение, что использование аутсорсинга в ВС РФ может сопровождаться рядом негативных явлений:

■ уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании - аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне;

■ недостаточность у воинской части рычагов контролирующего, управляющего воздействия на организацию, поставляющую услуги, что может привести к снижению качества услуг и увеличению затрат;

■ наличие рисков нарушения сохранности военного имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера, сведений, составляющих государственную тайну, вследствие предоставления права доступа сторонних организаций и их представителей на

территорию военных объектов, к документам, информации и материальным ценностям военных организаций;

■ затрудненность, а зачастую невозможность использования данного способа оказания услуг вне места постоянной дислокации воинской части, в период учений, выходов кораблей в море, выполнения воинской частью учебно-боевых и боевых задач, а также в воинских частях, дислоцированных в отдаленных, малонаселенных местностях, где отсутствуют какие-либо гражданские структуры, с которыми можно было бы заключить соответствующие договоры;

■ в некоторых случаях использование аутсорсинга обходится дороже, чем содержание внутреннего подразделения МО из-за не грамотного управления договорными обязательствами сторон, а также некачественного проведения экономической экспертизы;

■ в большинстве случаев ожидаемая экономия от аутсорсинга не достигается из-за завышенных цен на предоставляемые услуги и не соответствие их принятым в МО нормативам выполняемых работ.

В этой сфере примечателен опыт применения аутсорсинга в развитых западных военных структурах.

Национальное аудиторское агентство Великобритании считает, что использование аутсорсинга может привести к образованию существенной экономии. В его оценке сказано, что «использование аутсорсинга повышает эффективность бюджетных расходов, так как конкуренция за получение государственного заказа, приводит к сокращению численности работников независимо от того, кто бы ни выиграл конкурс - подрядчик из государственного или частного сектора» [2].

Однако существует и другая точка зрения. Некоторые ведущие западные частные и военные юристы отмечают, что первоначальная краткосрочная экономия, полученная от использования аутсорсинга, быстро улетучивается. После ликвидации внутренних обеспечивающих подразделений ВС и их функций, подрядчики аутсорсинга стараются повысить договорную цену до срока окончания контракта или требуют пересмотра цен в сторону увеличения при перезаключении контрактов. Чаще всего МО не имея другого выбора, соглашается с ценами, предлагаемыми подрядчиком.

В 2008 г. Управление национальной разведки США сообщило, что содержание федерального служащего, включая не только расходы на выплату зарплатой платы, но и связанных с предоставлением ему всех положенных гарантий и компенсаций (выплата пенсии, медицинское стра-

хование и другие) обходилась федеральному бюджету в 125 тыс. долл., в то время как прямые расходы (без учета накладных расходов) на каждого сотрудника подрядчика (аутсорсера) составляли 207 тыс. долл.

В конце 2010 г. правительство США вновь стало возвращать выполнение функций МО собственным структурным подразделениям, которые ранее были переданы на аутсорсинг. В связи с этим руководство МО США все чаще отказывается от услуг частных подрядчиков, возвращаясь к их выполнению своими силами [2].

Если раньше западные сторонники использования аутсорсинга на протяжении многих лет утверждали, что частный сектор эффективнее государственного в достижении результатов в предоставлении услуг в военной сфере, то на практике становится очевидным, что у частного подрядчика при выполнении указанных задач на первом месте стоит получение прибыли за счет средств МО.

При этом необходимо отметить, что военные бюджеты всегда ограничены, в своей цели имеют основную направленность по перевооружению армии и находятся под контролем правительства и общественности.

Возврат функций ранее переданным аутсорсерам внутренним подразделениям, получил название инсорсинг. Инсорсинг предполагает возможность возвращения функций от аутсорсеров к собственным подразделениям МО в случаях существенных нарушений условий контракта, например, таких как необоснованное увеличение договорной цены или низкое качество работ, услуг. В общем понимании инсорсинг является экономическим рычагом МО, который заставляет частных подрядчиков добросовестно выполнять условия контракта.

Из оценок Конгресса США за 2009 г. следует, что каждый гражданский работник, нанятый военными, обходится МО США в 250 тыс. долл. в год, что на 44 тыс. долл. дешевле, чем содержание одного военнослужащего в зоне боевых действий за это же время. Однако, американские эксперты считают, что на практике в условиях работы в зонах военных действий, гражданским лицам выплачивается повышенная заработная плата, учитывающая существующие риски и оказывающаяся значительно выше, чем выплаты военным. Например, американские гражданские водители грузовиков аутсорсера, перевозящих грузы в зоне военных действий, зарабатывают в три раза больше аналогичного военного водителя.

По состоянию на 1 сентября 2010 г. 242000 гражданских лиц, нанятых аутсорсерами, обеспечивали 280000 военнослужащих в двух локальных конфликтах. По данным, содержащимся в исследованиях, про-

веденных по указанию Конгресса США, в Афганистане численность гражданского персонала аутсорсеров больше численности военнослужащих на 40000 человек [5].

Учитывая общие негативные последствия аутсорсинга, некоторые военные экономисты в США и Великобритании заявляют об ограниченном или смешанном его применении в МО.

Теоретически использование аутсорсинга может иметь большое значение для повышения боеготовности подразделений ВС и эффективного использования бюджетных средств, однако использование аут-сорсеров не представляет собой панацею в предоставлении гарантий экономии военного бюджета.

По нашему мнению, МО РФ, не имея опыта использования аутсорсинга, отсутствия нормативной и законодательной базы правового регулирования, до конца, не осознает последствия передачи своих функций на аутсорсинг частному подрядчику. При принятии МО РФ решения о передаче на аутсорсинг ряда функций в полной мере не учитывалось возможное увеличение стоимости заключаемых контрактов, не спрогнозированы риски, оказывающие влияние на боеготовность подразделений, а также возможные материальные потери, связанные с исполнением договора аутсорсинга, и особенности ответственности сторон при нарушении условий договора.

Анализируя современную практику применения аутсорсинга по договорам между МО РФ и частными подрядчиками, выявляется ситуация, аналогичная опыту применения аутсорсинга в МО США, а именно, расходы по договорам (дополнительным соглашениям) аутсорсинга оказались выше первоначально планируемых, что говорит о неспособности руководства МО РФ должным образом управлять контрактами, заключенными с подрядными организациями.

Для скорейшего устранения пробелов в понимании необходимости применения аутсорсинга в сфере безопасности страны, снижения возможных негативных явлений при его применении должен быть проведен ряд мероприятий, к которым можно отнести:

■ создание независимой службы контроля аутсорсинга в ВС;

■ уточнение и разработка руководящих нормативных и правовых актов, регулирующих аутсорсинг в ВС;

■ разработка и издание инструкций, методических рекомендаций, памяток командирам, должностным лицам тыловых служб, подразделений юридической, финансовой служб по регламенту взаимодействия в условиях мирного и военного времени.

Непродуманное использование аутсорсинга в МО может к неэкономному использованию денежных средств, лоббированию интересов фирм, выполняющих услуги в интересах МО, подкупа командиров и других должностных лиц воинских подразделений частным подрядчиком, что приведет к развитию коррупционной составляющей, образованию преступного сговора между участниками указанных отношений, потерей контроля над переданной на аутсорсинг функцией, другим негативным последствиям.

Наиболее эффективный инструмент для снижения негативных последствий, связанных с использованием в МО аутсорсинга, является инсорсинг.

Практика использования аутсорсинга далеко ушла от теоретических разработок дисциплины «военная экономика», из которой выделяется новое научное направление «экономика военного аутсорсинга», которую необходимо преподавать во всех высших военных заведениях. Это актуализирует потребность использования в разработке планов реформирования ВС РФ научного потенциала военно-экономической науки, участия в ней соответствующих специалистов в сфере управления военными финансами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ещенко И.А. Договор аутсорсинга в гражданском праве: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.

2. Уинслоу Уиллер «Химерные экономии аутсорсинга». http://www. cdi.org/program/document.cfm.DocumentID=4621&from page=./index. cfm& rule.

3. Кевин П., Терли Л. Возвращение функций МО из частного сектора, для выполнения внутренними подразделениями. http://www.cdi.org/ program/document.cfm.Documentro=4621&from page=./index.cfm& rule.

4. Айзенберг Д. Химерная экономия средств за счет аутсорсинга www.huffingtonpost.com/david.../the-chimerical-cost-savin_b_690673. htm...

5. Экономист 4.01.2010. Стоимость военного аутсорсинга http:// www.oppapers.com/subjects/military-outsourcing-page11.html.

6. Министерство обороны США. Конкурентоспособный аутсорсинг: Экономия образуется, но необходимо улучшить точность расчета экономии. GA0/NSIAD-00-10. 7 августа 2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.