Научная статья на тему 'Противоречия и факторы адаптационного конфликта студентов вуза'

Противоречия и факторы адаптационного конфликта студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина К. А.

Рассматриваются такие понятия, как «адаптация», «конфликт», «адаптационный конфликт». Дано краткое представление о существующих в настоящее время взглядах на понимание адаптационного конфликта, противоречиях и факторах его возникновения у студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contradictions and factors of the adaptable conflict of students of high school

The article focuses on the notions, those of adaptation, conflict, adaptable conflict. The author outlines the recent trends in investigating adaptable conflict, contradictions and factors of its occurrence at students of high school.

Текст научной работы на тему «Противоречия и факторы адаптационного конфликта студентов вуза»

Влияние оздоровительных занятий на состояние ВИЧ-инфицированных

Список литературы

1. Беляева В. В. Консультирование при инфекции ВИЧ. М., 2001.

2. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учеб.: В 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. М., 2002.

3. Покровский В. В., Ермак Т. Н., Беляева В. В., Юрин О. Г. ВИЧ-инфекция. СПб., 2004.

4. Jones S. P., Doran D. A., Leatt P. B., Maher B., Pirmohamed M. Short-term exercise training improves body composition and hyperlipidaemia in HIV-positive individuals with lipodystrophy // AIDS. 2001. Oct 19. 15 (15). P. 2049 - 2051.

5. Keyser R. E., Peralta L., Cade W. T., Miller S., Anixt J. Functional aerobic impairment in adolescents seropositive for HIV: a quasiexperimental analysis / / Arch. Phys. Med. Rehabil. 2000. Nov. 81 (11): 1479-84.

6. Nixon S., Glazier R. H., Wilkins A. L. Aerobic exercise interventions for people with HIV-AIDS // Cochrane Database Syst. Rev. 2001; (1): CD001796.

7. Perna F. M., LaPerriere A., Klimas N., Ironson G., Perry A., Pavon J., Goldstein A., Majors P., Makemson D., Talluto C., Schneiderman N., Fletcher M. A., Meyjer O. G., Kop-pes L. Cardiopulmonary and CD4 cell changes in response to exercise training in early symptomatic HIV infection // Med. Sci Sports Exerc. 1999. 31 (7): 973 — 9.

8. Roubenoff R. Effect of resistance training on self-reported physical functioning in HIV infection // Med. Sci Sports. Exerc. 2001. Nov. 33 (11): 1811 — 7.

Об авторе

Н. С. Никитин — ст. преп., РГУ им. И. Канта, nikitinns@mail.ru.

97

УДК 37.013

К. А. Никитина

ПРОТИВОРЕЧИЯ И ФАКТОРЫ АДАПТАЦИОННОГО КОНФЛИКТА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рассматриваются такие понятия, как «адаптация», «конфликт», «адаптационный конфликт». Дано краткое представление о существующих в настоящее время взглядах на понимание адаптационного конфликта, противоречиях и факторах его возникновения у студентов вуза.

The article focuses on the notions, those of "adaptation", "conflict", "adaptable conflict". The author outlines the recent trends in investigating adaptable conflict, contradictions and factors of its occurrence at students of high school.

Адаптация (от лат. adaptation — приспособление) — процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение состояния равновесия системы путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам [2].

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 94- 96.

98

Конфликт в социальной трактовке рассматривается, как процесс противоречивости целей, отношений и действий людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух взаимосвязанных формах противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях [4, с. 11].

Адаптационный конфликт — это противоречие между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими. При этом адаптационный конфликт может быть как внутриличностным, так и межличностным. Адаптационный конфликт рассматривается в широком смысле, если он возникает на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, и в узком смысле, если он возникает при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации.

Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться и как временная неготовность, и как неспособность выполнить предъявляемые требования [1, с. 319].

Актуальность исследования адаптационного конфликта студентов обусловлена трудностями первого года обучения, связанными с адаптацией студентов к вузу. Процесс адаптации студентов к новому образовательному пространству изначально предполагает круг специфических проблем, обусловленных не только переходом из школы в вузовскую систему, но и приспособлением к новым условиям. Можно выделить три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза.

1. Формальная адаптация, касающаяся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, к ее традициям, к своим обязанностям.

2. Общественная адаптация, т. е. внутренняя интеграция группы студентов-первокурсников и интеграция этой группы со студенческим окружением в целом.

3. Дидактическая адаптация, касающаяся подготовки к новым формам и методам учебной работы в вузе.

Содержание форм адаптации к обучению в вузе включает противоречия, которые лежат в основе адаптационных конфликтов педагогического процесса, возникающих между субъектами или внутри структуры самой личности. Такими противоречиями выступают: изменение социальной роли обучаемого, изменение круга и содержания его общения, корректировка потребностей в системе ценностей, необходимость более гибкой регуляции своего поведения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе учебной группы, усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе, а также отвечающих характеру выбранной профессии. Происходит перестройка мышления, речи студента применительно к условиям профессионального обучения, резко возрастает роль функций внимания, памяти, зрительного восприятия, увеличивается эмоциональное напряжение. Деятельностная составляющая отражает приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, методам и формам работы, приобщение к напряженному учебному труду, преодоле-

ние своеобразного индивидуального «информационного взрыва», противоречие для части студентов между личными интересами и необходимостью, связанное с недостаточной четкостью их социальной установки на овладение профессией.

На процесс адаптации негативно влияют следующие субъективные факторы, лежащие в основе адаптационных конфликтов, испытываемых студентами на первом году обучения:

1. Недостаточный уровень фактической подготовленности по программе средней школы, пренебрежение многими знаниями из курсов школьных дисциплин, дефицит личной ответственности и учебной активности, невысокий уровень духовного и интеллектуального потенциалов.

2. Слабо выраженные навыки учебной работы, недостаточно развитое словесно-логическое мышление, неразвитость концентрации и распределения внимания, слабость волевой регуляции.

3. Привычная для условий средней школы пассивная роль, несамостоятельность в овладении избранной специальностью.

4. Невысокий уровень культуры, проявляющейся на фоне ограниченного жизненного опыта и социальной зрелости, мировоззренческая и социальная инфантильность.

5. Неуверенность в собственных силах, сомнение в возможности успешного обучения в вузе, как результат осознания студентами рассмотренных выше факторов [3].

Рассмотренные нами противоречия и факторы адаптационных конфликтов в вузе, несомненно, оказывают активное влияние на процесс личностных изменений студентов, что предполагает усвоение действующих норм и овладение соответствующими формами и средствами педагогической деятельности.

Анализ состояния данной проблемы показал, что разрешение адаптационных конфликтов у студентов вузов возможно на основе определения факторов, причин их возникновения и разработки путей преодоления в целенаправленном педагогическом процессе.

Список литературы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 2002.

2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб., 2006.

3. Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / / Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор информ. / НИИВО. Вып. 3. М., 1991.

4. Михайлова Г. В. Подготовка студентов к разрешению конфликтов в учебных группах (на примере технического университета): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2003.

Об авторе

К. А. Никитина — асп. РГУ им. И. Канта, ksuxin2004@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.