Научная статья на тему 'ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
151
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / РЕФЕРЕНДУМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крылосов Георгий Александрович

В данной статье исследуются актуальные проблемы демократического политического режима в современной России, в частности, институт выборов. Уделяется особое внимание внутреннему строению института выборов и референдума, а также структуре демократического общества и его функционированию. Раскрывается многогранность новых подходов к феномену демократии. Выносятся пути решения и преодоления выявленных проблем в рамках Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS OF DEMOCRATIC ELECTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the current problems of the democratic political regime in modern Russia, in particular, the institution of elections. Special attention is paid to the internal structure of the institution of elections and referendums, as well as 363 the structure of a democratic society and its functioning. The versatility of new approaches to the phenomenon of democracy is revealed. The ways of solving and overcoming the identified problems within the framework of the Russian state are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 323.2

Крылосов Георгий Александрович Уральский Государственный юридический университет

имени В.Ф. Яковлева Институт Юстиции Россия, Екатеринбург krylosov16fix@gmai.com Krylosov Georgy Alexandrovich Ural State Law University named after V.F. Yakovlev

Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в данной статье исследуются актуальные проблемы демократического политического режима в современной России, в частности, институт выборов. Уделяется особое внимание внутреннему строению института выборов и референдума, а также структуре демократического общества и его функционированию. Раскрывается многогранность новых подходов к феномену демократии. Выносятся пути решения и преодоления выявленных проблем в рамках Российского государства.

Ключевые слова: демократия, гражданское общество, референдум, политическая культура, политическая власть, политическое участие.

CONTRADICTIONS OF DEMOCRATIC ELECTIONS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation: this article examines the current problems of the democratic political regime in modern Russia, in particular, the institution of elections. Special attention is paid to the internal structure of the institution of elections and referendums, as well as

362

the structure of a democratic society and its functioning. The versatility of new approaches to the phenomenon of democracy is revealed. The ways of solving and overcoming the identified problems within the framework of the Russian state are proposed.

Key words: democracy, civil society, referendum, political culture, political power, political participation.

На рубеже ХХ и XXI веков демократический политический режим стал приобретать новые для него стороны и сегодня демократизация является общемировой тенденцией развития общества. Формирование постиндустриальной эпохи, зарождение глобализации, возникновение бесклассового общества — всё это послужило толчком к изменению демократии как феномена [1]. С одной стороны — это привнесло массу положительных эффектов. Например: рост статуса отдельной личности, гуманизация жизни людей, расширение спектра прав граждан. Но с другой -наряду с плюсами демократизации также существуют некоторые негативные эффекты и противоречия, которые на сегодняшний день требуют большого внимания. К примеру: невозможность обеспечения формально-закрепленного равенства граждан или противоречивое мнение о том, что политика государства должна опираться на определенную систему ценностей, что в свою очередь противоречит принципам политического плюрализма. Актуальность данных проблем не утихает в настоящее время по той причине, вопросы построения и развития государства, основанного на принципах демократии, до настоящего времени вызывает научные дискуссии. В демократическом обществе во главе прежде всего поставлено правление закона, а не правление одного человека, и поэтому принципиальным условием демократии является согласие власти и социума существовать в правовом поле, что и составляет социально-политическую основу их общих интересов. При этом как социологи, так и

политологи понимают, что такой путь развития общества - дело не одного десятилетия [2].

Теперь же непосредственно перейдём к проблемам. Какие несовершенства демократии на сегодняшний день первым делом приходят на ум? Если обратиться к сводкам СМИ и статистике, то достаточно проблемными окажутся следующие пункты: 1) практически полное отсутствие референдумов на всех уровнях в РФ; 2) высокозатратная организация избирательной кампании; 3) низкая явка на выборах в органы государственной власти; 4) введение электронного голосования. Виды и возможности участия гражданина в формировании государственной власти могут быть достаточно широкими. Прежде всего выделяются непосредственное (прямое) и опосредственное (косвенное) участие. К косвенным относят выборы в органы государственной власти на различных уровнях, к прямым - опросы, сходы и референдумы. Рассмотрим последний подробнее. Известный доктор юридических наук, профессор Виктор Дмитриевич Перевалов подчёркивает, что согласно конституции Российской Федерации наивысшим прямым выражением народовластия являются свободные выборы и референдум. И если выборы проводятся в нашей стране проходят практически регулярно, то референдумы довольно редко, а любые иные средства осуществления прямой демократии не используются вовсе [3, а 108]. Что же понимается под определением «референдум»? Общепринятым термином следует считать следующее: «всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения» [8]. Другие учёные-правоведы трактую следующие определения: «Утверждение публично-властных решений путём голосования граждан, проживающих в границах Российской Федерации» [4]; «Непосредственное обращение к избирателям, которые должны окончательно решить вопрос об утверждении (неутверждении) того или иного законопроекта, одобрить (не одобрить) то или иное действие высшего государственного органа» [5, с. 193] Так или иначе, все

364

эти определения характеризуют референдум как форму прямого осуществления

власти народа. В зависимости от территории проведения референдумы делятся

на: 1) всероссийские - в ходе них решаются вопросы федерального значения; 2)

референдумы субъектов РФ - на них принимаются решения по вопросам

ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и

субъектов РФ; 3) местные референдумы - разрешают вопросы местного

значения, например, преобразования муниципальных образований и изменения

их границ. В последнее время значительно увеличилось количество

проводимых референдумов на местном уровне. Согласно данным ЦИК,

большинство референдумов проводятся по вопросам социальной сферы

общественной жизни: обустройство объектов отдыха и культуры, утверждение

праздников и спортивных мероприятий, устройство дорог и пр. [9]. Но число

проведённых референдумов всё ещё мало. За период с января 2016 по июнь

2021 года было подано 268 ходатайств о проведении референдума на местном

уровне, из которых было принято всего 3, что составляет 0.37% от общего

количества [10]. Последний состоявшийся местный референдум в

Свердловской области проводился в апреле 2002 года, но по итогу из-за низкой

явки был сочтён несостоявшимся [12]. Этот факт так же подтверждает крайне

низкий уровень прямого осуществления народовластия. Региональных

состоявшихся референдумов в период с 1991 по 2021 год насчитывается 40.

Наиболее частыми темами, которые выносились на рассмотрение были

вопросы о введение или упразднении поста руководителя исполнительной

власти, избираемого на прямых выборах; вопросы, касающиеся полномочий и

статуса региона; вопросы объединения регионов [11]. Что касается

всероссийских референдумов, то их было всего 2. Первый в 1993 году по

решению о принятии Конституции РФ. Второй - в июле 2020 о поправках в

Конституцию РФ. Вышеперечисленные факты и статистические данные могут

говорить о слабом и не повсеместном распространении института местного

референдума. Каким же образом можно повлиять на развитие института

365

референдума в нашей стране? Прежде всего, на мой взгляд, необходимо расширить сферу применения местного референдума и включать в него те вопросы, которые затрагивают конкретные проблемы тех или иных групп населения. Помимо этого, возможно законодательно закрепить обязательное участие в референдумах. К примеру, в Швейцарии, которая является лидером по количеству проведенных референдумов, участие является обязательным для всех граждан страны старше 18 лет. По территориальному делению местные всенародные опросы проводятся как и в России: на федеральном, кантональном (региональном) и общинном (местном, муниципальном) уровнях в зависимости от значимости решаемого вопроса. Они проводятся несколько раз в год в примерно одинаковые даты [13], тем самым позволяя разрешать проблемные вопросы, не накапливая их по многу.

Теперь обратимся к опосредственному участию граждан в формировании

государственной власти на примере выборов. Здесь стоит рассмотреть

избирательное право по степени активности. Согласно Федеральному Закону

Российской Федерации [14], граждане обладают активным (право избирать) и

пассивным (быть избранным) избирательным правом, которое в свою очередь

является прямым, равным и всеобщим. На предвыборную президентскую

кампанию 2018 года из бюджета страны было потрачено свыше 14 млрд.

рублей [15] при средней зарплате на то время в 43724 рублей [16]. Также стоит

учесть, что основная часть потраченных средств ушла на оплату труда

сотрудников на избирательных участках и лишь 1/10 часть на агитационную

кампанию. Безусловно, институт выборов в нашей стране носит

первостепенную важность в формировании органов государственной власти, и

стабильная его работа должна обеспечивать нормальный и слаженный порядок

проведения процедуры. Но, на мой взгляд, чрезмерно крупное финансирование

всероссийских выборных программ не позволяет должным образом наладить

работу выборов в субъектах и муниципальных образованиях. Именно в малых

населённых пунктах остро ощущается дефицит в технической стороне, малый

366

охват СМИ и недостаток надзорных выборных органов на участках. Существующие избирательные фонды политических партий, бесспорно, в полной мере выполняют свою задачу, но не всегда полученных средств хватает на осуществление всех намеченных целей. При анализе вышеуказанных фактов и результатов статистики, было бы целесообразно увеличить процент добровольного взноса для граждан в поддержку политических партий, а излишние неправомерно полученные средства направлять в бюджет муниципалитета, откуда они уже по решению местного самоуправления пойдут на развитие территориального образования.

Проблема финансирования не является единственной в настоящее время.

Гарантии прав человека и гражданина единые для всего населения Российской

Федерации, а значит каждый человек имеет право и возможность осуществлять

свои права и свободы, в том числе и активное избирательное право. Однако как

показывает статистика, значительная часть граждан в силу различных причин

им не пользуется. На недавних выборах в Государственную Думу явка по

Свердловской области составила 48,47% [17], на прошлых в 2016 году - 41,26%

[18], на выборах 2011 года - 51,2% [19]. Для сравнения, возьмём результаты

явки на выборы 2021 года в соседних регионах, таких как Тюменская область и

республика Башкортостан составляют 57,8% и 65,5% соответственно. С чем же

связан такой низкий процент явки, который наблюдается и не только в нашем

регионе? Прежде всего стоит сказать о таком понятии как «абсентеизм» -

уклонении человека от участия в политической жизни. Причины могут для

этого могут быть различные: низкий уровень образования, неуверенность в

своих возможностях, утрата личностью чувства принадлежности к социальной

группе, удовлетворение стабильным благополучным положением и многое

другое. Люди не всегда отстраняются от политической составляющей жизни из-

за недоверия к политическим институтам или лидерам. Во многих случаях это

происходит по причине низкого уровня политической культуры. Им чужды

знания и ценности, связанные со внутренней организацией правового

367

государства и гражданского общества. Отсутствие этих двух важнейших компонентов не побуждает их к каким-либо действиям. Чтобы исправить ситуацию, необходимо работать именно с вышеуказанными причинами, а не следствиями. Как один из вариантов решения, можно рассмотреть введение в программу образовательных учреждений факультативных курсов по юридической грамотности, в ходе которых обучающиеся смогут познать базовые принципы государственного начала и основные понятия политической сферы общественной жизни. Конечно, в основной и средней школе есть предмет «Обществознание», который даёт азы общественных наук, но исходя из личного опыта обучения по данной дисциплине, я могу сказать, что конкретные правовые нормы начинают изучаться лишь в 8-9 классе, когда обучающийся уже имеет статус несовершеннолетнего, имеет на руках паспорт и несёт уже куда более серьёзную ответственность, в отличие от малолетнего возраста. В противовес этому следует сказать, что в последние годы отмечается тенденция популяризации среди молодёжи интереса к различным политическим субкультурам. Молодое поколение стремится больше узнать о каждой из них и впоследствии перенять те или иные ценности с целью собственной идентификации. Однако и этот момент не стоит упускать из виду во избежание радикализма среди подрастающего поколения.

Что касается изменений на законодательном уровне, то считаю разумным внести поправки в КоАП. Согласно которым, все совершеннолетние граждане РФ, не принявшие участие в голосовании на всероссийском и региональном уровне хотя бы раз в 2 процедуры выборов, будут нести юридическую ответственность в виде административного штрафа. Такая практика уже более 100 лет существует в Бельгии. Там, в случае первой неявки на выборы, накладывается штраф, который возрастает в 2.5 раза при повторении правонарушения. После четвёртого пропуска гражданин лишается прав избирателя на 10 лет и ему закрывается доступ к государственной службе [20].

Возвращаясь к статистике по явке на выборах, стоит упомянуть о таком компоненте как электронное голосование, которое представляет собой возможность голосования без использования бумажного бюллетеня, при помощи специального программного обеспечения, благодаря которому избиратель может пройти голосование на специальном портале при помощи сети Интернет. При таком виде также сохраняется тайна голосования и неизменность результата избирателя [21]. В информационном пространстве не раз поднимались противоречивые дискуссии по поводу данного голосования. Одни считают такой способ наиболее подходящим и удобным в современных реалиях, другие говорят об обратном - об уязвимости такой системы и невозможности предельно точного подсчёта голосов. В научной среде появился термин «электронная демократия», характеризующая внедрение информационных и коммуникативных технологий в управление государством (источник). Теперь перейдём непосредственно к преимуществам электронного голосования. Прежде всего, это удобство в обращении. Любой человек при элементарных навыках владения ПК способен стать участником электронного голосования. Мобильность голосования объясняется тем, что выразить свою гражданскую позицию избиратель может из любой точки мира при условии подключения к сети Интернет. Голосование через интернет способно увеличить политическое участие граждан. В России на протяжении многих лет отмечается стабильный и динамический прирост граждан в среднем на 10% в год [6]. Что по разным данным составляет до 78% населения страны.

Это хороший показатель, но основной аудиторией интернет пользователей являются люди среднего и юного возраста [22], пользователи пожилого возраста составляют около 35%. В силу природных и климатических условий, не во всех населённых пунктах есть стабильное высокоскоростное Интернет-соединение. В деревнях подключение ко всемирной паутине менее востребовано, чем в городах-мегаполисах. Из этого можно сделать вывод, что переход к интернет-голосованию в нашей стране очень затруднён. Ещё одним

369

недостатком удалённого голосования можно считать его уязвимость. В век цифровой культуры кибер-преступники способны создать поддельный сайт даже государственных структур. Успешная работа таких преступников запустит волну непонимания и негодования среди населения, которая с лёгкостью сможет дестабилизировать обстановку в обществе. Поэтому необходимо развивать область кибер-демократии в нашей стране с максимальными вложениями. Лишь качественное программное обеспечение и грамотные специалисты сумеют вывести электронное голосование в один ряд с традиционным видом. Из этого можно сделать вывод, что информационная среда стала связующей нитью между обществом и государством, и задача государства состоит в том, чтобы привлечь население к политическому участию в стране. Политическое участие является важным звеном в установлении общественного порядка, который в свою очередь является необходимым условием нормальной жизнедеятельности общества Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общественной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях, как планомерность, ритмичность, соразмерность и слаженность различных явлений и процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быт [7].

В завершение необходимо добавить, что институт избирательного права в России имеет некоторые несовершенства, однако они вполне разрешимы. Усилия должны прилагаться как со стороны государства: например, в вопросах финансирования; так и со стороны общества в вопросах повышения явки, проявления инициативы и тому подобное. Важнейшим базовым условием успеха является политическая и социальная стабильность, которая предполагает под собой реформирование общества в рамках закона при полном сохранении способности институтов государства руководить страной.

Список литературы:

370

1. Карнаушенко, Л. В. Проблемы демократического развития государства в XXI веке / Л. В. Карнаушенко, Г. П. Курдюк // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2017. - № 4(38). - С. 118-121. - EDN YPUJXG.

2. Мирончуковская, В. В. Развитие демократии в России: правовой аспект / В. В. Мирончуковская // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 1. - № 2. - С. 14-22. - EDN HCYYHE.

3. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 341 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-05398-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449644 (дата обращения: 01.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. А.Н.Кокотов, М.С.Саликов Конституционное право России: учебник / отв.ред. А.Н.Кокотов, М.С.Саликов. - 2-е изд., перераб. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2002. 464с

5. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для вузов /

B. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14563-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477945 (дата обращения: 01.10.2021).

6. Козлова, А. С. Проблемы электронного голосования / А. С. Козлова, М. Б. Понявина // Вести научных достижений. Экономика и право. - 2020. - № 3. -

C. 93-100. - EDN AEZMCY.

7. Теория государства и права : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / [Алексеев, С. С., Архипов С. И., Игнатенко Г. В. и др.; Авт. предисл. С. С. Алексеев; Отв. ред.: В. М. Корельский, В. Д. Перевалов]. - 2-е изд., изм. и доп. - М. : НОРМА : НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - XX, 595 с.; 22 см.; ISBN 5-89123-388-6 (НОРМА).

8. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

9. Более 240 местных референдумов проходят в шести российских регионах [Электронный ресурс] // РИА новости // URL: https://ria.ru/20170910/1502164462.html (дата обращения: 06.11.2021)

10. Референдум субъекта РФ: 268 попыток за 5,5 лет [Электронный ресурс]

//zakon. ru//URL: https: //zakon. ru/blog/2021/09/06/referendum_subekta_rf_268_popyt ok_za_55_let (дата обращения: 05.11.2021).

11. Россия - страна референдумов [Электронный ресурс] // URL: https://gubernia.media/number_296/10.php (дата обращения 08.11.2021).

12. Местный референдум в муниципальном образовании г. Асбест [Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/banners/vib_arhiv/arhivfci/66/66_4111101_140402f.htm (дата обращения 08.11.2021).

13. Референдумы в Швейцарии [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/info/1611364 (дата обращения 08.11.2021).

14. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

15. ЦИК подсчитал расходы на выборы президента России [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20180604/1521989912.html (дата обращения 07.11.2021).

16. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации в 1991-2021 гг. [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov. ru/labor_market_employment_salaries?print=1 # (дата обращения 08.11.2021).

17. Свердловский избирком озвучил итоговую явку на выборы в Госдуму и результаты партий [Электронный ресурс] // URL: https://www.znak.com/2021-09-

20/sverdlovskiy_izbirkom_ozvuchil_itogovuyu_yavku_na_vybory_v_gosdumu_i_rez ultaty_partiy (дата обращения 10.11.2021).

18. Свердловский облизбирком подвел итоги выборов [Электронный ресурс] // URL: https://ura.news/news/1052261902 (дата обращения 08.11.2021).

19. Выборы в государственную Думу 4 декабря 2011 года [Электронный ресурс] // URL: http://duma11.ru/ (дата обращения 09.11.2021).

20. Наказание за неучастие в выборах в зарубежных странах [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20140626/1013682909.html (дата обращения 10.11.2021).

21. Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021) "О Порядке дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года"

22. Сергеева Юлия Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России [Электронный ресурс] // URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii (дата обращения 11.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.