Научная статья на тему 'Противоречивый процесс возрождения культуры Чеченской Республики'

Противоречивый процесс возрождения культуры Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречивый процесс возрождения культуры Чеченской Республики»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2007. № 1. С. 72 - 74.

А.М. Абдулазиева

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ПРОЦЕСС ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Культура народа представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, произведенных народом в ходе своего исторического развития. Этническая культура - совокупность разнообразных материальных и духовных ценностей, созданных в ходе длительной исторической и современной деятельности народа. Неповторимость, оригинальность и уникальность -важнейшие характеристики, определяющие ее состояние и потенциальные возможности для дальнейшей трансформации и развития. В ходе развития под влиянием внутренних или внешних социально-экономических факторов она претерпевает соответствующие трансформации. Часто культура народа подвергается опасности, разрушениям в ходе экономических и политических потрясений, кризисов. Так было в ходе революций в России, когда старая русская культура подверглась разрушениям, а на «пустом месте» создавалась «пролетарская», народная культура, отрицающая при этом русскую культуру периода царизма. Большевики, уничтожая церкви, мечети нанесли колоссальный вред тысячелетней культуре как русского, так и других народов. Подобных процессов не избежали как центр, так и периферия советского государства.

Не избежал этих процессов и Северный Кавказ, в том числе и Чечня. Здесь разрушались мусульманские мечети, исламская система образования, изымались и сжигались арабские рукописи, навязывалась «культура атеизма». Как классовый враг ликвидировалось духовенство, а позже и национальные кадры, получившее образование в годы советской власти. Репрессивная машина ОГПУ-НКВД в 2030-е гг. ХХ столетия искала врагов советской власти среди писателей, поэтов, работников культуры. Под репрессивные жернова часто попадала талантливая часть национальной интеллигенции.

Невосполнимый урон культуре чеченского народа был нанесен сталинско-бериевской депортацией, имевшей место 23 февраля 1944 г. Эта преступная акция государства нанесла непоправимый урон национальной культуре чеченцев. Уничтожались и расхищались материальные ценности, произведенные народом. Особо пострадал башенный комплекс, представляющий уникальные древние архитектурные сооружения этноса, сжигались древние рукописи, арабографические тексты. Надолго было прервано развитие искусства, литературы, науки, формирование профессионально подготовленных кадров.

Восстановление культуры началось после возвращения чеченцев из депортации. Большая роль в этом принадлежит таким деятелям культуры и литературы, как М. Мамакаев, А. Хамидов, В. Татаев, М. Эсембаев, М. Айдамирова, У. Димаев и др. В ходе этого процесса возродился ансамбль «Вайнах», который стал одним из лучших хореографических коллективов ЧеченоИнгушской АССР. Начиная с конца 70-х гг. прошлого столетия стал приобретать свой облик национальный театр, который связан с именами режиссеров М. Солсаева, Р. Хакишева, актеров Д. Омаева, М. Дудаева. Одновременно действовал русский театр, формирующий у населения республики представления о русской и

европейской культуре. Расцвет национальной культуры чеченцев приходится на 80-е гг. ХХ столетия. В деятельности национального театра особое внимание уделяется исторической тематике, нравственным ценностям. Такие спектакли театра: «Бож-1ели», «Дай баьхна латта» и др. привлекали наибольшее количество зрителей, способствовали формированию эстетических вкусов, нравственных ценностей, способствовали реанимации лучших культурных традиций народа, осуждению черствости, духовного оскудения, исторической памяти этноса.

Очередной этап противоречивого развития культуры чеченцев - это 90-е гг. ХХ столетия. И он связан с политическими процессами, прошедшими в ЧИАССР, в ходе которых был совершен государственный переворот Д. Дудаевым и его сторонниками. Процесс суверенизации Ичкерии, начавшийся при Дудаеве - это ликвидация образования, науки и культуры чеченцев. В нем принимали участие такие представители чеченской интеллигенции, как З. Яндарбиев, М. Удугов, Т. Мазаева, А. Закаев, Д. Хожаев и др. Ставленники Яндарбиева разграбили культурные ценности республиканского краеведческого музея.

Многие его экспонаты, в частности холодное оружие, золотые и серебряные монеты, картины, написанные известными чеченскими и русскими художниками, попали в частные руки и навсегда утеряны для культуры чеченского народа.

В ходе военных кампаний, прошедших на территории Чечни, учереждения культуры, материальные и духовные ценности подверглись разрушениям, что фактически лишило народ базовых культурных ценностей, созданных многими поколениями. Ущерб, нанесенный военными действиями культуре Чеченской Республики, исчисляется миллиардами долларов США.

Краеведческий музей в Грозном - средоточие историко-культурных ценностей - лишился наиболее значимых с научно-исторической, этнокультурной, искусствоведческой точек зрения культурно-исторических ценностей. В их числе оказались такие раритеты, как «Портрет мальчика с книгой» В. Тропинина, «Пейзаж. Кавказ» П. Верещагина, «Лунный пейзаж», «Алхан-Юрт» И. Айвазовского, «Изголодавшиееся» И. Репина. Также такие этнокультурные, краеведческие экспонаты, как 68 истангов, редкая коллекция холодного и огнестрельного оружия ХУШ-Х1Х вв., печать и шашка Шамиля, подаренные им своему наибу Уме Дуеву, мемориальные предметы Асланбека Шерипова (Асталова В.А., 2002. С. 19).

Навсегда утеряны фонды Государственного архива Чеченской Республики, Краеведческого музея, НИИ гуманитарных наук и многие другие.

В новых политических условиях, сложившихся в Чеченской Республике, во многом связанных с миротворческой и созидательной деятельностью А.-Х. Кадырова, начался процесс постепенного возрождения культуры. При его непосредственном участии было воссоздано министерство культуры Чеченской Республики и первым министром назначен Мовла Осмаев, который собрал и объединил многих специалистов в области национальной культуры: актеров, художников, танцоров, работников культуры. Одновременно шел процесс восстановления театров и музеев, школ, вузов.

Начиная с 2000 г. по 2006 г., наблюдается динамика культурного возрождения Чеченской Республики. За это время восстановлены более 100 учреждений культуры, в системе культуры работают более 1500 человек, которые добросовестным трудом способствуют возрождению лучших культурных традиций этноса.

За последние два года активизировался процесс возрождения национальной культуры. Исключительно важным политическим и культурным событием для Чеченской Республики, а в целом и для нашей страны, явился «Поезд Дружбы», организованный руководством Чеченской Республики при поддержки федерального центра, который начал свой путь от западной части России, Калининградской области, и продолжил до самой восточной российской окраины - города Сахалина. Эта очень важная политическая и культурная программа обеспечивалась главным образом Министерством культуры Чеченской Республики, культурными коллективами республики. «Поезд культуры»

демонстрировал достижения чеченской хореографии, изобразительного искусства, писательского творчества, журналистики. Каждая остановка поезда в городах необъятной России сопровождалась культурными контактами между чеченцами и различными народами, по территориям которых проезжал поезд. На всем пути движения поезда ансамбль «Вайнах» дал более 70 концертов. Хореографическая культура чеченцев зрителями воспринималась восторженно, они благодарили чеченцев за доставленные им минуты радости.

Для современной культурной жизни Чеченской Республики значимым фактом является выступление чеченских танцоров ансамбля «Вайнах» в Санкт-Петербурге, где 4 ноября 2006 г. проходил российский государственный праздник «Согласие». На сцене, расположенной на территории Петропавловской крепости, чеченские артисты в течение 15 минут исполняли хореографическую композицию «Под небом вайнахов». В этом зрелищном номере танцевали 18 пар. Выступление чеченских танцоров имело большой успех, им аплодировала многотысячная восторженная публика.

Динамика культурного возрождения Чеченской Республики - процесс трудный, противоречивый. Здесь очевидны позитивные результаты, но и не менее очевидны сложности, недостатки, что порою связано с финансированием, отсутствием материальной базы для культурного возрождения этноса. Все еще не восстановлены краеведческий музей, музей изобразительного искусства, театры.

Важно подчеркнуть и то, что культура сохраняется и возрождается, благодаря подвижническому труду. Так, в самое сложное время для Чечни удалось сохранить музей имени Л.Н. Толстого, расположенный в станице Старогладовская Шелковского района. И в этом большая заслуга его нынешнего директора. В 2004 г. на базе этого музея была проведена научно-практическая конференции, в которой принимали участие министр культуры Чеченской Республики М. Осмаев, ученые, писатели, журналисты, работники культуры. Конференция была посвященна проблемам ненасилия и диалога культур, она имела важное культурное и научное значение.

Следует отметить, что, восстанавливая учреждения культуры, ставя новые спектакли, давая концерты, демонстрируя замечательное хореографическое искусство чеченского этноса, принципиально важно формировать гармонически развитую, нравственно-духовную личность. Здесь не обойтись без участия не только государства, но и общества. Для населения, особенно для молодежи Чеченской Республики, культурное воспитание - задача дня и без ее решения этнос окажется на обочине цивилизации.

БИБЛИОГРАФИЯ

Асталов В.А., 2002. Войны, общественные катаклизмы в Чечне и историкокультурное наследие // Проблемы исторического и культурного взаимодействия России и Чечни (К 150-летию со дня приезда Л.Н. Толстого в Чечню). Материалы научно-практической конференции 16 июня 2001 год. - Грозный. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.