УДК 94(470.661)"1941/1945"
Осмаев Мовла Камилович
кандидат экономических наук Чеченский государственный университет [email protected]
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА ЧЕЧЕНО-ИНГУШЕТИИ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕХВАТКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Состояние кадрового потенциала учреждений социально-культурной сферы Чечено-Ингушской АССР в годы Великой Отечественной войны еще ни разу не становилось предметом специального исследования. Начальный период войны отмечен сокращением числа учреждений этой отрасли и уменьшением количества имевшихся в республике квалифицированных специалистов, значительная часть которых оказалась призвана в армию или эвакуирована вместе со своими организациями. Начиная с 1943 г. происходит восстановление кадрового потенциала социально-культурной сферы, который не смогла прервать даже депортация чеченцев и ингушей - к концу войны доля социально-культурных работников от общей численности рабочих и служащих уменьшилась лишь незначительно.
В статье впервые вводятся в научный оборот архивные материалы, раскрывающие ряд мер по стимулированию подготовки национальных кадров в период до февраля 1944 г.
Ключевые слова: Чечено-Ингушская АССР, Великая Отечественная война, социально-культурная сфера, подготовка кадров.
""1 деятельность учреждений социально-I I культурной сферы Чечено-Ингушской / 1 асср в период Великой Отечественной войны, включая вопросы обеспечения отрасли квалифицированными специалистами, получила далеко не полное освещение в республиканской историографии. Лишь частично указанная проблематика нашла отражение в исследованиях В.И. Филькина, М.А. Абазатова, М.М. Ибрагимова, Х.А. Гакаева и др. На этом фоне нельзя не отметить ценность сборника «Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-1980 гг.)», изданного в 1985 г., в котором опубликовано значительное число документов по рассматриваемой тематике.
К началу Великой Отечественной войны социально-культурная сфера получила значительное развитие в Чечено-Ингушской АССР, что подтверждается данными о количестве работников, занятых в ней. По одним данным, в 1940 г. 20,3 % всех рабочих и служащих были заняты в социально-культурной сфере, в том числе: просвещении - 11,1 %, науке и научном обслуживании - 1,0 %, кредитных и страховых учреждениях - 1,1 %, аппарате органов государственного и хозяйственного управления, кооперативных и общественных организаций - 7,1 % [16, с. 109].
По другим данным, доля работников социально-культурной сферы составляла 18,8 %, в том числе: просвещение - 10,3 %, наука и научное обслуживание - 0,9 %, кредитные и страховые учреждения - 1,0 %, аппарат органов государственного и хозяйственного управления, кооперативных и общественных организаций - 6,6 % [17, с. 106].
Таким образом, примерно пятая часть всех рабочих и служащих Чечено-Ингушетии были заняты в социально-культурной сфере, в том числе и в сельской местности.
Больше всего работников было вовлечено в сферу просвещения. В 1940/41 учебном году в Чечено-Ин-
гушетии функционировало 369 общеобразовательных школ, число учащихся составляло 106,4 тыс. Кроме того, в республике имелось 14 средних специальных учебных заведений (2,9 тыс. учащихся) и три вуза (1,2 тыс. студентов, в том числе 200 - заочников) [18, с. 99-100, 103-104].
Необходимо отметить наличие в источниках противоречивых данных о числе учителей накануне Великой Отечественной войны. Так, по одним данным, еще в 1938 г. в ЧИАССР насчитывалось 3 422 учителя, в том числе с высшим образованием - 207 человек (5,7 %) [9, с. 413], по другим -в 1940/41 учебном году общее количество учителей в общеобразовательных школах составляло 1,3 тыс. человек [18, с. 104].
Длительная нехватка учителей в республике привела к тому, что в 1938 г. власти пошли на беспрецедентный шаг - добились открытия в Грозном одновременно педагогического и учительского институтов. Причем учительский институт, открытый на базе подготовительных курсов, должен был готовить педагогические кадры по ускоренной программе - срок обучения в нем составлял всего два года. Институт имел два факультета: физико-математический и языка и литературы. На последнем функционировало отделение чеченского и ингушского языков и литературы [9, с. 414-415].
Источники не дают и полного представления о том, сколько имелось в республике лиц с высшим образованием - то ли около 3 тыс. человек [18, с. 100] в 1939 г., то ли 2,2 тыс. человек в начале 1941 г. [16, с. 113].
Что касается коренного населения Чечено-Ингушетии, то в 1939 г. среди чеченцев на 1 тыс. человек среднее образование имели 7,6 %, высшее - 0,3 %. При этом темпы подготовки кадров отставали от потребностей социальной сферы [9, с. 415].
С началом Великой Отечественной войны в работе образовательных учреждений Чечено-
© Осмаев М.К., 2018
Вестник КГУ ^ № 4. 2018
37
Ингушской АССР, особенно вузов, возникли значительные трудности. Мобилизация в Красную Армию коснулась какой-то части учителей и преподавателей, а в еще большей степени - студентов. Сам учебный год начался с опозданием, так как студенты и преподаватели были мобилизованы на сельскохозяйственные работы. Например, в Грозненском нефтяном институте (ГНИ) в 1941 г. учебные занятия были прекращены на три месяца по причине занятости студентов и преподавателей в сельскохозяйственных и оборонных работах - в конце ноября 1941 г. состав института мобилизован на строительство оборонительных сооружений возле поселка Горяче-водск [12, с. 564].
И в последующие годы студенты систематически отвлекались на различные хозяйственные и оборонительные работы.
Кроме того, были пересмотрены не только учебные программы, но и содержание многих изучаемых дисциплин. Так, срок обучения в ГНИ был сокращен с 5 до 3,5 лет, а в педагогическом институте - до 3 лет. Причем сокращение срока обучения производилось за счет уплотнения учебных программ, а не их сокращения. Количество ежедневных академических часов было увеличено на один час, а летние и зимние каникулы сокращены наполовину [1, с. 89].
В учебные программы вводились военные и санитарные дисциплины. Например, студенты ГНИ два раза в неделю проходили медицинскую практику в госпитале, размещенном в здании средней школы № 2 [12, с. 564].
В 1944 г. учебные планы высших и средних специальных учебных заведений по военной подготовке были пересмотрены и дополнены занятиями в военных и физкультурных кружках. Студентов обучали также навыкам противопожарной и противохимической защиты [6, с. 158].
Была изменена и тематика научно-исследовательских работ на многих кафедрах Грозненского нефтяного института. До 15 августа 1941 г. научно-исследовательские работы велись по графику, утвержденному еще в начале года, но затем тематика научно-исследовательских работ пересмотрена в соответствии с планом, утвержденным начальником Главного управления учебных заведений Наркомата нефти [12, с. 563].
ГНИ прекратил работу в сентябре 1942 г. в связи с эвакуацией в г. Коканд (Узбекистан), но уже в мае 1943 г. институт возобновил работу в Грозном с защиты дипломных работ (всего 44 человека). С 1 июля при институте открывались подготовительные курсы [11, с. 3], а новый учебный год начался 1 октября 1943 г. - на первый курс было принято 700 человек. Еще 79 человек было восстановлено на старших курсах, в том числе 25 чеченцев и ингушей [10, с. 65].
В целом за годы Великой Отечественной войны Грозненский нефтяной институт выпустил всего 207 инженеров [8, с. 221].
Еще хуже обстояло дело с подготовкой кадров для социально-культурной сферы. Например, Грозненский педагогический институт с 1941 по 1943 гг. выпустил по дневному отделению только 102 специалиста: учителей истории, физики, математики, языка и литературы для средних школ. Еще 26 человек было выпущено по заочному отделению и 14 человек по вечернему отделению. Таким образом, всего было подготовлено 142 дипломированных учителя [10, с. 67].
17 декабря 1942 г. Совнарком Чечено-Ингушской АССР констатировал острый недостаток педагогических работников, особенно коренной национальности, и обязал республиканский Наркомат просвещения восстановить работу чеченского и ингушского педучилищ с охватом в первом 100 человек, во втором - 50 человек. Работу училищ намечалось начать не позднее 1 февраля 1943 г. Одновременно Совнарком потребовал отозвать всех учителей, работающих не по специальности, и направить их на педагогическую работу. Кроме того, учитывая наличие значительной части малоподготовленного учительства, Наркомату просвещения было предложено разработать и внести в Совнарком ЧИАССР проект мероприятий по развертыванию на местах без отрыва от производства учебы для этой части преподавательского состава, подготовке новых кадров, а равно и повышению квалификации работников политпросветучрежде-ний [10, с. 39-40].
В широком масштабе возобновился набор студентов в педагогическом институте. По состоянию на 1 октября 1943 г., в этом вузе насчитывалось 288 студентов, из них на первом курсе всех факультетов - 223 человека, на втором курсе - 38, на третьем курсе - 27 человек. Преподавательский состав включал 32 человека, из них: доцентов и кандидатов наук - 7, старших преподавателей -19, ассистентов и преподавателей - 6 [10, с. 66].
Война негативно отразилась и на работе общеобразовательных школ, в том числе образовался дефицит учительских кадров. Уже в январе 1942 г. бюро Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) вынуждено предпринять экстренные меры для укомплектования горных школ учительскими кадрами и послать на работу в Саясановский район - 16 человек, Шароевский - 4, Чеберлоевский - 5, Галанчож-ский - 10, Ножай-Юртовский - 1 человек [10, с. 28].
Поскольку война непосредственно коснулась лишь незначительной части территории Чечено-Ингушетии, ущерб, нанесенный социально-культурной сфере военными действиями, в целом можно считать не столь значительным. Всего в той или иной степени пострадало 14 школ, 4 детских учреждения и 16 клубов [5, с. 800].
Трудности, наблюдавшиеся в социально-культурной сфере ЧИАССР, в большей степени были связаны с общей дезорганизацией в экономической и общественной жизни, вызванными войной. 27 февраля 1943 г. первый секретарь Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) В. Иванов в своем выступлении на республиканском совещании по вопросам пропаганды и агитации отметил, что школы, особенно на селе, работают с большими перебоями, в том числе и по причине необеспеченности топливом. На недопустимо низком уровне находится посещаемость школ учениками. Отметив острую нехватку учителей из числа коренной национальности, он потребовал усилить работу с учителями по повышению их идейно-политического уровня и принять энергичные меры к наращиванию кадров из коренной национальности [14, с. 3].
В июле 1943 г. руководство Чечено-Ингушетии обратилось в ЦК ВКП(б) и СНК СССР с рядом предложений по стимулированию подготовки в республике национальных кадров. В частности, предлагалось в виде исключения: отменить плату за обучение в старших классах и установить 50 государственных стипендий по 500 руб. для учащихся старших классов; установить стипендию для учащихся коренной национальности: в вузах независимо от успеваемости 50 стипендий по 700 руб., в техникумах 100 стипендий по 600 руб.; отпустить 800 комплектов постельного белья для организации общежитий, а также выделить продовольственные фонды для организации трехразового питания студентов коренной национальности. Почти все эти предложения были приняты, за исключением стипендий для учащихся - Совнарком СССР эту просьбу отклонил [3, л. 18-19, 21] Обращение республиканских властей в Москву объяснялось тем, что с 14 июля 1943 г. в Чечено-Ингушетии вводилось всеобщее обязательное обучение для детей школьного возраста (от 8 до 14 лет) в сельской местности в объеме начальной школы (4 класса), в городах и рабочих поселках - в объеме неполной средней школы (7 классов). А 15 июля 1943 г. вышло постановление СНК СССР, потребовавшее повсеместно организовать в городах и рабочих поселках сеть общеобразовательных школ, чтобы дать возможность продолжить образование без отрыва от производства работающим подросткам [10, с. 53, 54].
Однако кардинально нарастить педагогические кадры коренных национальностей не удалось, так как уже 23 февраля 1944 г. чеченцы и ингуши были депортированы в Среднюю Азию.
Не меньшие трудности возникли в деятельности культурно-просветительских учреждений. Примечательно, что в статистических сборниках, изданных в советское время, фигурируют противоречивые данные об их количестве. Так, в сборнике, изданном в 1957 г., указано, что в 1940 г. в Чече-
но-Ингушской АССР насчитывалось 248 библиотек и 211 изб-читален, а клубных учреждений -343 [13, с. 107].
Но в статистических сборниках, изданных в 1967 и 1986 гг., отмечено, что в 1940 г. в республике функционировало 198 массовых библиотек с совокупным книжным фондом в 432 тыс. экз., клубных учреждений - 285, киноустановок с платным показом - 83, театров - 4, филармония - 1, музеев - 3 [16, с. 154; 15, с. 83].
Разница в приведенных данных, по всей видимости, объясняется тем, что в первом случае указано количество как государственных, так и ведомственных библиотек и клубных учреждений.
Начало войны очень быстро привело к сокращению бюджетных ассигнований, в результате которого временно прекратили деятельность и были распущены: Государственный театр юного зрителя, Государственный театр кукол, Чечено-Ингушский ансамбль песни и пляски, ансамбль ашугов, Дом народного творчества, изостудия, госфилармония, музей изобразительных искусств, музыкальная школа и музыкальное училище, художественная мастерская [10, с. 34-35].
Музей изобразительных искусств насчитывал всего 300 экспонатов - русского, западноевропейского и чечено-ингушского искусства. Его выделение из краеведческого музея в отдельное учреждение было связано с перспективой пополнения фондов из Государственного русского музея и Государственного Эрмитажа. Однако с началом войны эта перспектива была утрачена, а при существующих фондах музей не мог вести полноценную культурно-просветительскую работу. В то же время содержание его как отдельного учреждения со своими штатами представлялось нецелесообразным [2, л. 1].
После эвакуации Грозненского нефтяного института в г. Коканд временно прекратил работу музей геологии, созданный при нем [5, с. 758].
Временно прекратил работу и Русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, эвакуированный в Восточную Сибирь 27 августа 1942 г. [10, с. 35].
На необходимость скорейшего возобновления деятельности временно закрытых учреждений социально-культурной сферы было указано в специальном постановлении СНК ЧИАССР от 17 декабря 1942 г. В частности, республиканский Наркомат просвещения и председатели исполкомов районных Советов депутатов обязывались в срок до 15 января 1943 г. восстановить работу всех полит-просветучреждений, обеспечив их литературой, кадрами, помещением, топливом и освещением. Республиканскому Наркомату просвещения совместно с районными организациями поручалось принять меры по укреплению состава заведующих районных и городских отделов народного образования подготовленными кадрами. До 1 января
Вестник КГУ ^ № 4. 2018
39
1943 г. предстояло полностью укомплектовать аппарат и самого Наркомпроса ЧИАССР [10, с. 40].
В начале 1943 г. в республике работали краеведческий музей, республиканская библиотека, 12 домов культуры, 23 районные библиотеки, 211 изб-читален [4, с. 64].
В начале марта 1943 г. руководство республики было вынуждено констатировать, что во многих районах не были приняты меры по восстановлению работы политпросветучреждений. Например, в Веденском районе из 17 изб-читален работали только три. Выделенные средства использовались крайне неудовлетворительно, в избах-читальнях отсутствовала литература. Указывалось также на необходимость восстановления работы радио на селе [14, с. 3].
Свои трудности возникли и в восстановлении деятельности ранее закрытых театрально-концертных организаций, художественно-актерский персонал которых выехал из Грозного или был призван в ряды РККА. Например, с началом войны ушли на фронт: директор Грозненского русского драматического театра В. Шатов, актеры В. Чернышев, С. Алхазов, С. Горчханов, студенты Чечено-Ингушской студии Московского института театрального искусства Т. Исаев, С. Дакаев, Д. Баркинхоев, А. Цароев, Д. Шаипов и др. [19, с. 605].
С этой задачей удалось справиться за счет привлечения молодых специалистов из числа окончивших музыкальное училище, еще оставшихся в республике актеров, а также специалистов, прибывших в Грозный по эвакуации [10, с. 35].
Известен по крайней мере один случай, когда к участию в театральных спектаклях был привлечен боец Красной Армии Сергей Бондарчук, находившийся на лечении в одном из госпиталей Грозного и впоследствии ставший народным артистом СССР [20, с. 504].
К сожалению, количество эвакуировавшихся в Грозный актеров и артистов осталось неустановленным.
По данным 1945 г., 18,4 % всех рабочих и служащих было занято в социально-культурной сфере, в том числе: просвещение - 8,4 %, наука и научное обслуживание - 1,4 %, кредитные и страховые учреждения -1,2 %, аппарат органов государственного и хозяйственного управления, кооперативных и общественных организаций -7,7 % [16, с. 109].
Таким образом, по сравнению с довоенным уровнем доля работников социально-культурной сферы уменьшилась лишь незначительно. Отчасти это можно объяснить как уменьшением численности населения в Грозненской области, так и значительным сокращением числа работающих в промышленности и сельском хозяйстве [7, с. 49].
Кроме того, с депортацией чеченцев и ингушей отпала необходимость в национальных кадрах, прежде всего, для системы образования, а также
сферы культуры и искусства. В этой связи некоторые чеченские исследователи отмечали, что, например, высшая школа республики лишь в малой степени ощутила влияние депортации чеченцев и ингушей, так как представительство коренных народов среди профессорско-преподавательского состава и студенчества было незначительным. Однако подготовка национальных кадров была прервана на 13 лет [12, с. 568].
В заключение можно отметить, что мобилизационные и эвакуационные мероприятия начального периода Великой Отечественной войны обусловили образование острого дефицита квалифицированных специалистов в социально-культурной сфере Чечено-Ингушской АССР. Между тем деятельность учреждений указанной отрасли имела важное значение для обеспечения стабильности общественно-политической ситуации и необходимого властям идеологического влияния на население республики. Но только после того, как была окончательно ликвидирована угроза захвата территории Чечено-Ингушской АССР немецко-фашистскими войсками, республиканское руководство смогло приступить к осуществлению эффективных мер по подготовке и привлечению к работе в социально-культурных учреждениях новых специалистов. В какой-то мере успешному решению этой задачи способствовало и прибытие значительного числа новых переселенцев взамен депортированных чеченцев и ингушей.
Библиографический список
1. Абазатов М.А. Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. - Грозный, 1973.
2. Архивное управление Правительства Чеченской Республики (АУПЧР). - Ф. 1210. - Оп. 1эл. -Ед. уч. 2. - Ед. хр. 42. - Л. 1.
3. Архивное управление Правительства Чеченской Республики (АУПЧР). - Ф. 1212. - Оп. 3 кс. -Ед. хр. 601. - Л. 18-19, 21.
4. Ахмадов Ш.Б. Из истории развития культуры народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вклад народов Чечено-Ингушетии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (III Кадыров-ские чтения): сб. материалов Всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (г. Грозный, 15 апреля 2015 г.). - Грозный: ИПК «Грозненский рабочий», 2016. - С. 59-66.
5. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX веках. - М., 2005.
6. Гайрабеков А.Я. Коллектив Грозненского статистического техникума в годы Великой Отечественной войны // Вклад народов Чечено-Ингушетии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (III Кадыровские чтения): сб.
материалов Всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. (г. Грозный, 15 апреля 2015 г.). - Грозный: ИПК «Грозненский рабочий», 2016. - С. 155-167.
7. Зоев С.О. Промышленность Чечено-Ингушской АССР за 50 лет. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1972.
8. Ибрагимов М.М., Хатуев И.З. Чеченская Республика в период Великой Отечественной войны. - Нальчик: Эль-Фа, 2007.
9. История Чечни с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т. 2. История Чечни XX и начала XXI веков. - Грозный, 2008.
10. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941 - 1980 гг.): сб. документов и материалов. - Грозный, 1985.
11. Левин М. Кадры для нефтяной промышленности // Грозненский рабочий. - 1943. - 23 мая. -№ 108 (6423). - С. 3.
12. Матагова Х.А. Грозненский нефтяной институт в годы Великой Отечественной войны // Россия и Кавказ: история и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 1150-летию зарождения российской государственности; г. Грозный, 19-20 июня 2012 г. - Грозный, 2013. -С. 561-569.
13. Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР: Статистический сборник. - Грозный, 1957.
14. О состоянии и задачах партийно-пропагандистской и агитационно-массовой работы: (Речь секретаря Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) тов. В. Иванова на республиканском совещании по вопросам пропаганды и агитации 27 февраля 1943 года) // Грозненский рабочий. - 1943. - 5 марта. - № 52 (6367). - С. 2-3.
15. Чечено-Ингушская АССР в годы одиннадцатой пятилетки: Статистический сборник. - Грозный, 1986.
16. Чечено-Ингушская АССР за 50 лет: Статистический сборник. - Грозный, 1967.
17. Чечено-Ингушская АССР за 60 лет Советской власти: Статистический сборник. - Грозный, 1977.
18. 60 лет Чечено-Ингушской АССР: Статистический сборник. - Грозный, 1982.
19. Эльбуздукаева Т.У. Культура чеченского народа в годы Великой Отечественной войны и депортации // Народы Чеченской Республики в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в г. Грозный, 18-19 мая 2010 г. -Грозный: Изд-во АН ЧР, 2010. - С. 603-614.
20. Эльбуздукаева Т.У., Басханова Х.И. Театральное искусство Чечено-Ингушетии в годы Великой Отечественной войны // Вклад народов Чечено-Ингушетии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: III Кадыровские чтения: сб. материалов Всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию
Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. (г. Грозный, 15 апреля 2015 г.). - Грозный, ИПК «Грозненский рабочий», 2016. - С. 501-507.
References
1. Abazatov M.A. CHecheno-Ingushskaya ASSR v Velikoj Otechestvennoj vojne Sovetskogo Soyuza. -Groznyj, 1973.
2. Arhivnoe upravlenie Pravitel'stva CHechenskoj Respubliki (AUPCHR). - F. 1210. - Op. 1ehl. -Ed. uch. 2. - Ed. hr. 42. - L. 1.
3. Arhivnoe upravlenie Pravitel'stva CHechenskoj Respubliki (AUPCHR). - F. 1212. - Op. 3 ks. -Ed. hr. 601. - L. 18-19, 21.
4. Ahmadov SH.B. Iz istorii razvitiya kul'tury narodov Severnogo Kavkaza v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.) // Vklad narodov CHecheno-Ingushetii v Pobedu v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (III Kadyrovskie chteniya): sb. materialov Vseros. nauch. konf., posvyashch. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (g. Groznyj, 15 aprelya 2015 g.). - Groznyj: IPK «Groznenskij rabochij», 2016. - S. 59-66.
5. Ahmadov YA.Z., Hasmagomadov EH.H. Istoriya CHechni v XIX-XX vekah. - M., 2005.
6. Gajrabekov A.YA. Kollektiv Groznenskogo statisticheskogo tekhnikuma v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Vklad narodov CHecheno-Ingushetii v Pobedu v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (III Kadyrovskie chteniya): sb. materialov Vseros. nauch. konf., posvyashch. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (g. Groznyj, 15 aprelya 2015 g.). - Groznyj: IPK «Groznenskij rabochij», 2016. - S. 155-167.
7. Zoev S.O. Promyshlennost' CHecheno-Ingushskoj ASSR za 50 let. - Groznyj: CHech.-Ing. kn. izd-vo, 1972.
8. Ibragimov M.M., Hatuev I.Z. CHechenskaya Respublika v period Velikoj Otechestvennoj vojny. -Nal'chik: EHl'-Fa, 2007.
9. Istoriya CHechni s drevnejshih vremen do nashih dnej: v 2 t. T. 2. Istoriya CHechni XX i nachala XXI vekov. - Groznyj, 2008.
10. Kul'turnoe stroitel'stvo v CHecheno-Ingushetii (iyun' 1941 - 1980 gg.): sb. dokumentov i materialov. -Groznyj, 1985.
11. Levin M. Kadry dlya neftyanoj promyshlennosti // Groznenskij rabochij. - 1943. -23 maya. - № 108 (6423). - S. 3.
12. Matagova H.A. Groznenskij neftyanoj institut v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Rossiya i Kavkaz: istoriya i sovremennost': materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 1150-letiyu zarozhdeniya rossijskoj gosudarstvennosti; g. Groznyj, 19-20 iyunya 2012 g. - Groznyj, 2013. - S. 561-569.
13. Narodnoe hozyajstvo CHecheno-Ingushskoj ASSR: Statisticheskij sbornik. - Groznyj, 1957.
Вестник КГУ № 4. 2018
41
14. O sostoyanii i zadachah partijno-propagandistskoj i agitacionno-massovoj raboty: (Rech' sekretarya CHecheno-Ingushskogo obkoma VKP(b) tov. V. Ivanova na respublikanskom soveshchanii po voprosam propagandy i agitacii 27 fevralya 1943 goda) // Groznenskij rabochij. -1943. - 5 marta. - № 52 (6367). - S. 2-3.
15. CHecheno-Ingushskaya ASSR v gody odinnadcatoj pyatiletki: Statisticheskij sbornik. -Groznyj, 1986.
16. CHecheno-Ingushskaya ASSR za 50 let: Statisticheskij sbornik. - Groznyj, 1967.
17. CHecheno-Ingushskaya ASSR za 60 let Sovetskoj vlasti: Statisticheskij sbornik. - Groznyj, 1977.
18. 60 let CHecheno-Ingushskoj ASSR: Statisticheskij sbornik. - Groznyj, 1982.
19. EHl'buzdukaeva T.U. Kul'tura chechenskogo naroda v gody Velikoj Otechestvennoj vojny i deportacii // Narody CHechenskoj Respubliki v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 godov: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 65-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. v g. Groznyj, 18-19 maya 2010 g. -Groznyj: Izd-vo AN CHR, 2010. - S. 603-614.
20. EHl'buzdukaeva T.U., Baskhanova H.I. Teatral'noe iskusstvo CHecheno-Ingushetii v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Vklad narodov CHecheno-Ingushetii v Pobedu v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg.: III Kadyrovskie chteniya: sb. materialov Vseros. nauch. konf., posvyashch. 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (g. Groznyj, 15 aprelya 2015 g.). - Groznyj, IPK «Groznenskij rabochij», 2016. - S. 501-507.