УДК 94(470.661)
Осмаев Мовла Камилович
кандидат экономических наук Заслуженный работник культуры Российской Федерации Чеченский государственный университет [email protected]
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Статья посвящена малоисследованной проблеме обеспечения кадрами промышленности Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в годы Великой Отечественной войны. Причинами, породившими устойчивую нехватку квалифицированных рабочих, стали: мобилизация в Красную и трудовую армии; эвакуационные мероприятия; перебои в работе специальных учебных заведений, занимавшихся подготовкой рабочих.
Важное значение приобрела подготовка квалифицированных рабочих непосредственно на производстве, при этом использовались различные формы обучения: стахановские школы, курсы, школы мастеров труда, производственные семинары, индивидуальная работа.
Кроме того, партийно-советские и хозяйственные органы Чечено-Ингушской АССР активизировали усилия по вовлечению в промышленное производство представителей коренных национальностей. Однако эти усилия были перечеркнуты депортацией чеченцев и ингушей в феврале 1944 г., которая еще более обострила дефицит кадров для промышленности.
Ключевые слова: Чечено-Ингушская АССР, подготовка промышленных рабочих.
В работах отечественных историков вопрос об обеспечении кадрами промышленных предприятий Чечено-Ингушетии с разной степенью полноты затрагивался различными авторами: В.И. Филькиным, М.А. Аба-затовым, М.М. Ибрагимовым, Х.А. Гакаевым и др. Однако до настоящего времени указанная проблематика не становилась предметом специального исследования.
К началу Великой Отечественной войны в Чечено-Ингушской АССР сложилась довольно развитая система подготовки квалифицированных рабочих для промышленности, прежде всего нефтяной. В 1940/41 учебном году в республике функционировало 14 средних учебных заведений с контингентом в 3 тыс. человек [13, с. 142-144], в том числе 5 ремесленных и одно железнодорожное училище, которые готовили помощников бурильщиков, операторов по добыче нефти, слесарей по ремонту оборудования, лаборантов, слесарей по ремонту автомашин, электромонтеров, токарей, электросварщиков, бригадиров по ремонту путей, помощников машинистов и др. [1, с. 51-52].
Нехватка квалифицированных рабочих на промышленных предприятиях Чечено-Ингушетии возникла после начала войны в связи с массовой мобилизацией в Красную армию. При этом быстро подготовить новые кадры не удавалось ввиду трудностей, возникших в работе учебных заведений. Подготовкой специалистов средней квалификации для промышленности в Чечено-Ингушетии занимался Грозненский нефтяной техникум, а кадры массовых рабочих профессий готовили ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В начале деятельность нефтяного техникума оказалась затруднена мобилизацией в армию части студентов и преподавателей, а в 1942 г. техникум на время прекратил работу в связи с эвакуацией.
Восстановление учебного процесса в Грозненском нефтяном техникуме началось 1 октября 1943 г., когда на первый курс было принято 500 человек, но приступили к занятиям 460 человек. Остальные не прибыли по причине занятости работой на предприятиях. На старшие курсы зачислено и восстановлено 45 человек. Инвалидов войны среди студентов насчитывалось 12 человек. Преподавательскими кадрами техникум в основном был обеспечен, но из-за недостатка мебели и частично аудиторий занятия проводились в две смены [8, с. 65]. Учитывая сроки обучения, до окончания Великой Отечественной войны техникум смог выпустить 45 человек - из числа восстановившихся на старшие курсы.
Не меньшие трудности возникли и с обеспечением республиканской промышленности необходимым количеством квалифицированных рабочих.
Первоначально возрастные границы трудоспособного населения были определены в пределах от 16 до 55 лет для мужчин и от 16 до 45 лет для женщин (для колхозников трудоспособный возраст был увеличен на 5 лет). Но в связи с острой потребностью дополнительных рабочих рук в СССР законодательно были расширены пределы официально установленного трудоспособного возраста. Так, возрастной ценз для женщин, привлекаемых к трудовой мобилизации, был увеличен до 50 лет, а на производство начали принимать с 14-летнего возраста [7, с. 68].
Накануне Великой Отечественной войны предпринимались меры по увеличению трудовых резервов для промышленности. 22 апреля 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление, согласно которому только по Чечено-Ингушской АССР в школы ФЗО должны были поступить 4 200 человек, в том числе 2 300 человек из самой республики (из них 300 человек - городская молодежь и 2 000 - сельская) и еще 1 900 учащихся
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
© Осмаев М.К., 2018
42
из Орджоникидзевского (ныне Ставропольского) края. В ремесленные и железнодорожные училища ЧИАССР планировалось направить 2 100 учащихся (городской молодежи - 700 человек, сельской -1 400 человек) [14, л. 193, 196-198, 201].
В рамках реализации этого постановления Чечено-Ингушское управление трудовых резервов 1 июля 1941 г. открыло в Грозном три новые школы ФЗО на 1 тыс. человек: одну в Сталинском районе и две в поселке «Андреевская долина». В школу ФЗО № 4 направлялись учащиеся из Курчалойско-го, Гудермесского, Веденского и других районов республики. А учащиеся, мобилизованные в Орд-жоникидзевском крае, прибывали в Грозный специальными эшелонами [2, с. 4].
С началом Великой Отечественной войны потребность в квалифицированных рабочих резко возросла. Поэтому 15 июля 1941 г. бюро Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) и СНК ЧИАССР приняли решение в период до 31 июля мобилизовать на учебу в училищах уже 3 100 человек, то есть на тысячу больше, чем предусматривалось апрельским постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б). Контингент призываемой в училища молодежи по Грозному увеличивался до 1 650 человек со сроком обучения 6 месяцев. Но буквально через неделю Чечено-Ингушский обком ВКП(б) предложил Управлению трудовых резервов ЧИАССР дополнительно подготовить еще 620 рабочих массовых профессий для нефтяной промышленности [1, с. 52].
Подготовка кадров квалифицированных рабочих началась и непосредственно на производстве, причем с использованием различных форм обучения: стахановские школы, различные курсы, школы мастеров труда, производственные семинары, индивидуальное обучение. Власти Чечено-Ингушетии в 1941 г. планировали охватить всеми видами обучения 7 227 человек, но число учащихся составило только 5 465 человек, или 76,6 % от плана, - помешали мобилизация в армию и на строительство оборонительных сооружений, огромный объем работ по демонтажу предприятий, эвакуация и т. п. [1, с. 53].
К тому же некоторые школы ФЗО в силу разных причин не могли работать в полную силу. Например, в конце января 1942 г. Грозненский городской комитет обороны (ГГКО), разрабатывая меры по подготовке школ ФЗО к приему нового контингента учащихся, потребовал освободить помещение школы ФЗО № 11 от проживавших там бакинских рабочих [5, с. 48].
Первые выпускные экзамены в школах ФЗО и ремесленных училищах Грозного прошли с 15 по 25 ноября 1941 г. [3, с. 2], но потребность в квалифицированных рабочих не уменьшалась. В 1942 г. был принят план дополнительного призыва молодежи для обучения в школах ФЗО железнодорожного транспорта, в том числе по Чечено-Ин-
гушетии, в количестве 140 человек (100 путевых рабочих и 40 путевых обходчиков) [15, л. 181].
Учитывая важнейшее значение, которое придавалось бесперебойной деятельности предприятий нефтяной промышленности, в распоряжение Грознефтекомбината систематически направлялись рабочие из других промышленных предприятий Грозного. Так, 28 декабря 1941 г. Грозненский городской комитет обороны обязал Молотовский и Орджоникидзевский райкомы ВКП(б), а также руководителей предприятий и учреждений местной и пищевой промышленности, Наркомхоза и Респотребсоюза мобилизовать для Грознефте-комбината 150 человек квалифицированных рабочих сроком на два месяца [5, с. 43].
В конце лета 1942 г. началась массовая эвакуация из Чечено-Ингушской АССР промышленных предприятий, в ходе которой из одной только нефтяной отрасли было эвакуировано более 9 тыс. человек [6, с. 45]. Остающиеся промышленные рабочие широко привлекались на оборонительные мероприятия, что привело к перебоям в работе и даже фактической остановке некоторых предприятий. Например, в третьем квартале 1942 г. прекратили работу предприятия Управления промышленных материалов. В сентябре из 20 предприятий местной промышленности ЧИАССР функционировало только 7, но и им катастрофически не хватало квалифицированной рабочей силы. Например, в некоторых цехах завода «Красная кувалда» обеспеченность рабочей силой не превышала 40 %, в механических мастерских химического завода в наличии имелось около 10 % рабочей силы по сравнению со штатным расписанием мирного времени. В октябре из 89 предприятий ЧИАССР работало только 52, а из 78 артелей промкооперации - 9 [1, с. 63].
Ввиду нехватки специалистов предприятия вынужденно принимали на работу неподготовленных людей. Так, на крекинг-заводе № 1 в середине февраля 1942 г. из 716 рабочих только 299 имели соответствующую квалификацию, вместо 236 слесарей имелось только 39, вместо 51 сварщика -14 [1, с. 53].
1943 г. ознаменовался возвращением в Чечено-Ингушскую АССР части эвакуированных ранее предприятий, промышленного оборудования и квалифицированных рабочих. Но одновременно резко возросла и потребность в рабочих руках, поскольку начиналось фактическое восстановление Грозненского промышленного района. Видимо, этим объясняется тот факт, что ГКО СССР 15 июня 1943 г. предписал организовать при Грозненском ацетило-бутаноловом заводе школу ФЗО на 400 учащихся, закрепив их за ним. На этот же завод направлялось 500 человек мобилизованных из числа негодных к строевой службе. Инженерно-техническим работникам и рабочим, занятым на восстановлении и эксплуатации ацетило-бутаноловых заводов,
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
43
имеющим третий разряд и выше, предоставлялась отсрочка от призыва в армию [16, л. 42].
В центре внимания по-прежнему оставались потребности нефтяной промышленности. 14 ноября 1943 г. ГКО СССР своим постановлением предписал до конца этого месяца реорганизовать по стране 22 ремесленных училища и 25 школ ФЗО в специальные ремесленные училища и школы ФЗО нефтяников. Конкретно в Грозном реорганизации подлежали училища № 1, 2, 3, 4, 5, рассчитанные на 2 350 учащихся, и школы ФЗО № 1, 2, 3, 4, 7 с контингентом 1 350 учащихся [17, л. 36, 40-42].
Значительное число специалистов рабочих профессий было подготовлено на предприятиях. Так, в апреле 1943 г. закончился курс обучения в пяти из десяти стахановских школ и 25 новых рабочих уже значительно перекрывали нормы выработки [10, с. 2]. Всего же с начала войны и по март 1943 г. только на заводе «Красный молот» подготовлено более 600 квалифицированных рабочих, в том числе около 300 женщин. На заводе «Красная кувалда» обучено свыше 200 человек. [11, с. 2]. На предприятиях Гроз-нефтекомбината за 1943 г. через курсовое и бригад-но-индивидуальное обучение прошло 4 145 человек, большинство из которых успешно сдало государственный экзамен по 3-4 разрядам [12, с. 16].
Впрочем, далеко не на всех предприятиях удалось организовать качественную подготовку новых рабочих. Например, на заводе «Красный труд» наркомата местной промышленности примерно из 80 вновь принятых рабочих осталось только 22, причем освоили специальность и работали самостоятельно всего 7 человек [11, с. 2].
В начале января 1944 г. на работу в Грознефте-комбинат были направлены новые выпускники школ ФЗО, в том числе 108 помощников оператора по добыче нефти, 91 токарь, 46 бурильщиков [9, с. 3].
В этом же месяце ГКО СССР обязал Главное управление трудовых ресурсов при СНК СССР закрепить за Грознефтекомбинатом 1 750 выпускников школ ФЗО, действовавших на его производственной базе [18, л. 166]. В целом же в течение года планировалось привлечь в республиканскую нефтяную промышленность дополнительно 6 тыс. рабочих [6, с. 46].
Некоторая часть рабочих направлялась в Чечено-Ингушетию из других регионов СССР. Например, на месторождение Ойсунгур перебрасывались три буровые бригады из Казахстана, насчитывавшие 36 рабочих. Во втором квартале 1944 г. на предприятия Грознефтекомбината должны были прибыть рабочие из числа мобилизованных в Ставропольском крае [19, л. 10, 15, 22].
Кроме того, партийно-советские и хозяйственные органы Чечено-Ингушской АССР активизировали усилия по вовлечению в промышленное производство представителей коренных национальностей. Уже в 1941 г. по инициативе партийной ор-
ганизации 1-го нефтеперерабатывающего завода на работу было принято большое количество молодежи из числа чеченцев и ингушей. С целью их закрепления на производстве большое внимание уделялось вопросам трудоустройства, обучения, создания хороших бытовых условий, политическому и культурному воспитанию [12, с. 25]. Только в конце 1941 г. более 700 чеченцев и ингушей закончили учебу в школах ФЗО и ремесленных училищах [3, с. 2].
В ноябре 1940 г. в нефтяной промышленности ЧИАССР работало 4 218 чеченцев и ингушей, или 18,4 % от общего числа рабочих, а за годы войны дополнительно было вовлечено 2 244 вайнаха [1, с. 12, 53], то есть численность представителей коренных национальностей увеличилась более чем наполовину.
Вполне понятно поэтому, что депортация чеченцев и ингушей в феврале 1944 г. еще более обострила дефицит кадров для промышленности. Например, только трест «Октябрьнефть» потерял 65 % рабочих. По промыслам Ойсунгур потери были еще выше - 70 %, а потребность в рабочих разных квалификаций только на этом месторождении составляла 150 человек [4, с. 140-141].
Всего за годы Великой Отечественной войны ремесленными и железнодорожными училищами, а также школами ФЗО Чечено-Ингушетии по одним данным было подготовлено 13 400 рабочих [6, с. 51]; по другим - 12 254 рабочих, в том числе 11 517 - для нефтяной промышленности и 737 -для других отраслей [12, с. 16]. Однако острая потребность в промышленных рабочих не уменьшилась. В 1945 г. на всех грозненских предприятиях насчитывалось 13 713 рабочих вместо 20 824 в 1940 г., а в крупной промышленности - 11 254 против 17 537 человек [6, с. 49].
Таким образом, нехватка квалифицированных кадров в промышленности Чечено-Ингушской АССР возникла буквально сразу же после начала Великой Отечественной войны и сохраняла актуальность первое время после ее завершения. Первопричиной стала массовая мобилизация в Красную армию, а полному ее решению препятствовало привлечение большой части населения к строительству оборонительных сооружений, сельскохозяйственным работам, массовые эвакуации. Дефицит рабочих рук увеличился после депортации чеченцев и ингушей, составлявших хоть и не самую квалифицированную, но все же значительную часть промышленных рабочих. Заметно сократилась и общая численность промышленных рабочих.
Библиографический список
1. Абазатов М.А. Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. - Грозный, 1973.
2. В школах ФЗО // Грозненский рабочий. -1941. - № 152 (5837). - 29 июня. - С. 4.
44
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
3. Выпуск учащихся школ ФЗО и ремесленных училищ: (Беседа с начальником республиканского Управления трудовых резервов тов. Г.С. Корниенко) // Грозненский рабочий. - 1941. - 15 нояб. -№ 271 (5956). - С. 2.
4. Гакаев Х.А. Депортация чеченского народа // Национально-государственное строительство в Чечне: история и современность: материалы региональной научной конференции, посвященной 90-летию автономии Чечни (30 ноября -1 декабря 2012 г.). - Грозный, 2013.
5. Грозненский городской комитет обороны: Документы и материалы. - Грозный: ИПК «Грозненский рабочий», 2015.
6. Зоев С.О. Промышленность Чечено-Ингушской АССР за 50 лет. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1972.
7. Кабирова А.Ш. Татарская АССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: социально-экономические и культурно-идеологические процессы в тыловом регионе: дис. ... докт. истор. наук. - Казань, 2012.
8. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-1980 гг.): сб. документов и материалов. - Грозный, 1985.
9. Первый выпуск школ ФЗО // Грозненский рабочий. - 1944. - № 5 (6584). - 2 янв. - С. 3.
10. Старые рабочие помогают новичкам // Грозненский рабочий. - 1943. - 10 апр. - № 78 (6393). - С. 2.
11. Филимонов И. Заботливо выращивать новые кадры рабочих // Грозненский рабочий. - 1943. -13 марта. - № 58 (6373). - С. 2.
12. Филькин В.И. Чечено-Ингушская партийная организация в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1960.
13. Чечено-Ингушская АССР за 50 лет: Статистический сборник. - Грозный, 1967.
14. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 17. -Оп. 3. - Д. 1038.
15. РГАСПИ. - Ф. 644. - Оп. 1. - Д. 39.
16. РГАСПИ. - Ф. 644. - Оп. 1. - Д. 126
17. РГАСПИ. - Ф. 644. - Оп. 1. - Д. 175
18. РГАСПИ. - Ф. 644. - Оп. 1. - Д. 198
19. РГАСПИ. - Ф. 644. - Оп. 1. - Д. 252
References
1. Abazatov M.A. CHecheno-Ingushskaya ASSR v Velikoj Otechestvennoj vojne Sovetskogo Soyuza. -Groznyj, 1973.
2. V shkolah FZO // Groznenskij rabochij. -1941. - № 152 (5837). - 29 iyunya. - S. 4.
3. Vypusk uchashchihsya shkol FZO i remeslennyh uchilishch: (Beseda s nachal'nikom respublikanskogo Upravleniya trudovyh rezervov tov. G.S. Kornienko) // Groznenskij rabochij. - 1941. - 15 noyab. -№ 271 (5956). - S. 2.
4. Gakaev H.A. Deportaciya chechenskogo naroda // Nacional'no-gosudarstvennoe stroitel'stvo v CHechne: istoriya i sovremennost': materialy regional'noj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu avtonomii CHechni (30 noyabrya - 1 dekabrya 2012 g.). - Groznyj, 2013.
5. Groznenskij gorodskoj komitet oborony: Dokumenty i materialy. - Groznyj: IPK «Groznenskij rabochij», 2015.
6. Zoev S.O. Promyshlennost' CHecheno-Ingushskoj ASSR za 50 let. - Groznyj: CHech.-Ing. kn. izd-vo, 1972.
7. Kabirova A.SH. Tatarskaya ASSR v period Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg.: social'no-ehkonomicheskie i kul'turno-ideologicheskie processy v tylovom regione: dis. ... dokt. istor.nauk. -Kazan', 2012.
8. Kul'turnoe stroitel'stvo v CHecheno-Ingushetii (iyun' 1941-1980 gg.): sb. dokumentov i materialov. -Groznyj, 1985.
9. Pervyj vypusk shkol FZO // Groznenskij rabochij. - 1944. - № 5 (6584). - 2 yanv. - S. 3.
10. Starye rabochie pomogayut novichkam // Groznenskij rabochij. - 1943. - 10 apr. - № 78 (6393). -S. 2.
11. Filimonov I. Zabotlivo vyrashchivat' novye kadry rabochih // Groznenskij rabochij. - 1943. -13 marta. - № 58 (6373). - S. 2.
12. Fil'kin V.I. CHecheno-Ingushskaya partijnaya organizaciya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny Sovetskogo Soyuza. - Groznyj: CHech.-Ing. kn. izd-vo, 1960.
13. CHecheno-Ingushskaya ASSR za 50 let: Statisticheskij sbornik. - Groznyj, 1967.
14. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (RGASPI). - F. 17. - Op. 3. -D. 1038.
15. RGASPI. - F. 644. - Op. 1. - D. 39.
16. RGASPI. - F. 644. - Op. 1. - D. 126.
17. RGASPI. - F. 644. - Op. 1. - D. 175.
18. RGASPI. - F. 644. - Op. 1. - D. 198.
19. RGASPI. - F. 644. - Op. 1. - D. 252.
Вестник КГУ _J № 2. 2018
45