Научная статья на тему 'Противоречивые реалии онлайн-образования'

Противоречивые реалии онлайн-образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
цифровизация / виртуальная среда / онлайн-образование / поп-образование / компетентностный подход / образовательная парадигма / технологизация / digitalization / virtual environment / online-education / pop-education / competency-based approach / educational paradigm / technologization

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Напсо М.Д.

Статья посвящена анализу противоречивой природы онлайн-образования. Исследуются позитивные и негативные последствия применения онлайн-образования, рассматривается его роль в процессах адаптации к быстро меняющемуся социальному и образовательному контексту, подчеркивается его значение как важнейшего фактора социализации. Обращается внимание на то, что успешность и востребованность дистанционного образования зависят от степени использования традиционных форм обучения, применения образовательных методик и практик, ставших классическими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inconsistent realities of onlinе-education

Article is devoted the analysis of the inconsistent nature of online-education. Positive and negative consequences of application of online-education are investigated, its role in processes of adaptation to quickly changing social and educational context is considered, its value as major factor of socialisation is underlined. The attention that success and a demand of remote education depend on degree of use of traditional modes of study, application of educational techniques and an expert, become by the classical is paid.

Текст научной работы на тему «Противоречивые реалии онлайн-образования»

Напсо М.Д.

Доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Северо-Кавказской государственной академии.

Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск.

Противоречивые реалии онлайн-образования

Актуальность. Современное образование находится под сильным воздействием цифровизации, предоставляющей невиданные ранее возможности развития - как для национальных, так и для глобальных систем образования. Это важно и с точки зрения модернизации экономики, необходимости приведения ее в соответствие с требованиями рыночных отношений. Компьютеризация образования привела к глубоким трансформациям онтологического характера: существенно изменились образовательная парадигма, методологические и дидактические подходы к обучению; произошло переосмысление образовательных программ; изменился характер взаимоотношений в системе педагог-обучающийся. Цифровизация становится доминирующим образовательным трендом, несмотря на то, что она приводит к последствиям различного свойства. Речь идет о восприятии образования не только как социального института, но и как механизма социализации и адаптации к условиям социальной практики и технологических трансформаций, как инструмента трансляции интеллектуального, духовного опыта человечества, противостоящего императивам массовой культуры. Прежняя система образования, названная традиционно-классической, формировала знания и компетенции, которые соответствовали своему времени. Использование цифровых инструментов, компьютерных программ, различных мобильных приложений позволяет индивидуализировать обучение, приблизить его к потребностям производственной практики. Кроме того, происходит синтез формального и неформального типов образования, благодаря чему, с одной стороны, осваиваются необходимые знания и компетенции, а с другой - повышается заинтересованность в получении дополнительной информации.

Результаты исследования и их научное обоснование. Несмотря на различное отношение к последствиям, вызываемым цифровиза-цией образования, она становится той объективной реальностью, с которой нельзя не считаться. Технологические прорывы вкупе с про-

цессами коммерциализации и коммодификации привели к онтологической перестройке всей системы образования, и в этом некоторые видят «подрыв фундаментальных основ в социальном устроении образования как социокультурного феномена и модуса бытия»[1, с. 3428]. Такое мнение имеет под собой основание, поскольку современная система образования, подвергшись воздействию трендов различной направленности и содержания, оказалась в противоречивой ситуации, и это отразилось на неоднозначном восприятии ее роли как важнейшего фактора, способствующего формированию человеческого капитала. Данное обстоятельство является более чем важным в условиях утраты гуманистических, аксиологических и мировоззренческих аспектов бытия.

Востребованность онлайн-обучения была вызвана объективными обстоятельствами, связанными с пандемией коронавируса. В этих условиях дистант, в совокупности с другими образовательными практиками, стал важнейшим инструментом реализации учебного процесса, и в этом состоит его несомненное позитивное свойство. Предоставляя индивиду широкие возможности получения самой разнообразной информации, цифровизация способствует расширению образовательного горизонта, преодолению узкоспециализированной направленности образования, делает мышление более гибким и динамичным, способным адекватно т своевременно реагировать на происходящие изменения. Одновременно формируется т. н. цифровой взгляд на мир, что создает риски, касающиеся сущности и бытия человека, поскольку он становится своеобразным «техно-инструментом», что ведет к деформациям не только сознания индивида и в целом сферы рационального, но и области психо-эмоциональных состояний. Происходит «неосознаваемый поворот - когда человек как мыслящая сущность, открытая бытию, попадает под фундаментальное принуждение существом техники и возникает феномен закрытого сознания, когда появляется опасность бездумности и бегства от мышления...»[2, с. 208].

Образование всегда находилось под воздействием технологий, которые воспринимались как инструменты, которые отрицательно влияют на сущность и характер образовательных процессов. В такой же противоречивой ситуации находится и современное образование, изменяются представления о нем как о факторе, который призван гуманизировать область социальных отношений. Все больше говорят о негативной роли применяемых технологий, об их деструктивном влиянии на сознание и поведение индивида, а итогом таких рассуждений

является то, что система образования теряет присущие ей качества. И все же есть немало достоинств, которые касаются актуальности использования образовательных ресурсов, в частности онлайн-про-грамм обучения, благодаря которым образование становится общедоступным и адекватным времени. Если в прежние времена доступ, к примеру, к высшему образованию имели немногие, в основном лица, принадлежащие к высшему или среднему слою среднего класса, то сегодня многие из более низких социальных слоев имеют возможность получить качественное образование. В этом важную роль играет дистанционное образование, которое расширяет пространство обучающихся, поскольку «снимает» существующие ограничения, и не только пространственные и временные, а социальные в первую очередь: любой желающий может воспользоваться учебным контентом, предоставляемым ведущими образовательными учреждениями, в том числе и за пределами своей страны. Применение цифровых инструментов облегчает и одновременно усложняет процесс получения знаний - и в этом состоит парадокс использования 1Т-технологий, но очевидно, что этот процесс становится более доступным. Кроме того, онлайн-обучение делает образование массовым, что крайне важно с точки зрения потребностей экономики и производства, а также идеологии консьюмеризма и требований массовой культуры.

Современные образовательные продукты и технологии создают основу для развития эффективной экономики, способствуют развитию таких способностей и компетенций, которые удовлетворяют потребности не только отдельно взятого индивида, но и интересы производства. С помощью онлайн-образования обеспечивается единство формального и неформального типов обучения: неформальное образование позволяет получить не только дополнительную информацию, оно способствует совершенствованию знаний и умений, приобретаемых в ходе учебы в институте или университете. Хотя в вопросе целесообразности перевода лекционных курсов в формат онлайн-образования нет единодушия, поскольку, как считают специалисты, на смену фундаментальному знанию, формированию которого уделялось особое внимание в классической системе образования, приходит узкоспециализированное, необходимое для осуществления конкретных целей. Говоря о формальном образовании, следует отметить тот факт - и это подтверждается образовательной практикой последних лет, что формальной стороне уделяется значительное внимание, нередко в ущерб реальной. Онлайн-образование может и используется для проведения различных форм аттестации и получе-

ния образовательных сертификатов, дипломов и т. д., которые в действительности не всегда соответствуют предъявляемым требованиям: их наличие не является свидетельством полноты и глубины знания.

Исследователи все больше говорят о современном образовании как о «поп-образовании», основу которого составляют процессы коммерциализации, коммодификации и консьюмеризации. Для общества потребления участники образовательного процесса должны быть потребителями. Следовательно, образовательный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся с помощью современных инструментов, которые призваны облегчить процесс усвоения знаний. Для этого осуществляется переформатирование учебного процесса в сторону минимизирования усилий со стороны обучающихся - обучение как игра, как развлечение становится все более популярным методическим приемом. Подобное наблюдается и в сообществе педагогов, внимание которых нередко обращается не на актуализацию фундаментальных проблем и в целом содержательной стороны образовательного процесса, сколько на применение методик, вызывающих интерес у обучающихся. Игра (геймификация) в таком контексте становится все более востребованной, особенно, если она содержит интеллектуальный потенциал. Развитию поп-образования способствует и цифровизация, но ее влияние, считают специалисты, должно «рассматриваться не в виде обобщенного тренда, а в виде выделения «трендов внутри тренда», дифференцированных в зависимости от типов и уровней образования со специфическим соотношением внутри каждого «мини-тренда» целевого и технологического сценариев»[3, с. 131]. Это позволит минимизировать риски, связанные с утратой воспитательных аспектов образования, - отсутствие живого контакта между участниками образовательного процесса приводит к снижению ценностной основы обучения. В противном случае виртуализация, технологизация будут иметь своим следствием возникновение «одномерного» человека с «роботизированной» идентичностью.

Вместе с тем т. н. «поп-образование» обладает чертами, которые делают его привлекательным с точки зрения обучения, поскольку благодаря его применению преодолевается ограниченность существующих педагогических стандартов и методов, которые формировались в иных социально-экономических условиях и преследовали иные цели. Речь идет в первую очередь о формировании знаний и умений, которые соответствовали условиям производства эпохи индустриализма с его ориентацией на формирование т. н. массово-

■ го образования. Сегодня, с вхождением в постиндустриальный век,

возрастают требования к процессу обучения, в котором главную роль играет ориентация на конечный результат, а для этого образование должно быть персонализированным. Данное обстоятельство становится возможным благодаря применению компетентностного подхода, испытывающего воздействие множества факторов, в том числе и таких, которые имеют непосредственное отношение, с одной стороны, к эффективности обучения, а с другой - к его наглядности, эффектности как фактора, обеспечивающего продуктивность образовательных программ. Образовательный контент облекается в такие внешние атрибутивные характеристики, которые, взятые в совокупности, определяют более глубокое понимание современного образования: содержание и форма становятся взаимодополняющими друг друга сторонами единого процесса обучения, и в таком качестве являются условием мотивации. (Хотя не все единодушны в позитивном эффекте широкого применения виртуальных средств - как считают некоторые, происходит их простой «вброс» в учебный процесс, при котором ничего не меняется «кроме внешней формы»[4, с. 43]).

Одним из безусловных преимуществ цифровизации является то, что она создает благоприятные возможности для самообучения, когда индивид осознанно и целенаправленно «занимается» формированием умений и навыков, т. е. управляет своей цифровой грамотностью. Речь идет о процессе управления обучающимся своим образованием, нахождении наиболее оптимальных способов овладения большим объемом информации и знаний. Самоконтроль вкупе с контролем, осуществляемым педагогом, усиливает дисциплинированность и ответственность участников образовательного процесса. Кроме того, виртуальные инструменты позволяют отслеживать данный процесс, а также то, насколько дополнительное образование соответствует основному. Кроме того, применение цифровых инструментов способствует более эффективной реализации учебных программ с учетом индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся. Но в этом содержатся риски, прежде всего - тотального контроля: «нарушаются границы приватности, и человек становится открытым в информационном пространстве»[5, с. 120]. Кроме того, возникают проблемы, связанные с организацией и механизмами управления, как образовательным процессом, так и иными видами деятельности индивида. Чрезмерная увлеченность применением 1Т-технологий «выводит» на повестку дня необходимость исследования

вопросов, имеющих отношение к морально-этическим последстви-_

ям процессов цифровизации. Всеобщий характер применения виртуальных ресурсов ставит проблему утраты идентичности, поскольку происходит процесс поглощения индивида пространством «цифры», усиливается его зависимость от технических новаций, в пространстве которых протекает жизнь отдельно взятого человека и социума в целом. Индивидуальное и коллективное сознание оказывается подверженным всестороннему, не всегда позитивному, влиянию технических средств, более того - манипуляциям разного рода, которые призваны «поглотить» разум, мышление, превратить человека как мыслящего существа в пользователя, который не всегда отдает отчет своим действиям. Так поведение индивида оказывается запрограммированным на такую «индивидуальность», которой практически нет. Для сферы образования эти процессы губительны тем, что неокрепшее сознание молодых людей находится под давлением диктата цифровых технологий, за пределами которых нередко перестает существовать реальный мир с его проблемами и противоречиями. Хотя целью цифровизации является «осознание сущности сущего, фундаментальная образованность, опережающее мышление и предвосхищающая осознанность»[6, с. 183], в результате чего расширяется «диапазон когнитивной деятельности...необходимыми становятся навыки ориентации в вариативных...контекстных формах обучения»^, с. 226].

Таким образом, цифровизация в образовании имеет как свои полюсы, так и минусы. В период пандемии коронавируса в дистанционном обучении обнаружились тенденции, которые сыграли позитивную роль: его применение позволило обеспечить поступательность и преемственность обучения; применить персонализированные и специализированные учебные практики; совершенствовать апробировавшие себя методические приемы; адаптировать образовательные программы к изменившимся условиям образовательной среды, а также к сформировавшейся новой образовательной парадигме. Эффективность развития всей образовательной системы и онлайн-образования в частности в значительной степени зависит от учета социально-экономических, этнических и культурных особенностей, образовательных традиций, которые оказывают глубокое воздействие на эволюцию сферы образования. С развитием интернет-технологий дистанционное обучение оказывается востребованной формой обучения, которая, сочетаясь с традиционными педагогическими практиками, превращается, несмотря на присущие ему недостатки, в важнейший сегмент образования.

■■■; ) Альманах «Казачество»

ЧГ

Библиографический список

1. Полянкина С.Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация? // Профессиональное образование в современном мире. 2020. № 10 (1). С. 3428-3437. // URL: https://www.researchgate.net/publication/340233719_ (Дата посещения: 15.12.2022).

2. Долженко О.В., Тарасова О.И. Деонтологизация понимания // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 206-214. // URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1660296984& tld=ru&lang=ru&name=36.pdf&text (Дата посещения: 15.12.2022).

3. Брызгалина Е.В., Смирнова А.А. Российское образование: от локальных практик к глобальным трендам (заметки о форуме «Образование России» / EDU Russia // Проблемы современного образования. 2017. № 3. С. 126-136. // URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_29437738_57398812.pdf (Дата посещения: 16.12.2022).

4. Седов Д.Н. Цифровизация образования в России: риски и проблемы // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2021. № . С. 42-47. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ (Дата посещения: 16.12.2022).

5. Дорохина Р.В., Лаврёнов С.В. Этические проблемы цифровизации в системе образования // Век глобализации. 2021. № 2. С. 118-123. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ (Дата посещения: 17.12.2022).

6. Тарасова О.И. Каноны и парадигмы образования // Образование в современном мире. Сборник научный статей. 2019. Вып. 14. С. 177-184. // URL: https://www.sgu.ru/ sites/default/files/conf/files/2019-03/ (Дата посещения: 17.11.2022).

7. Жуковская Л.Н., Костылев С.В., Морозова О.Ф., Рахинский Д. В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке в условиях экспансии цифровой глобализации // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Том 12. № 2. С. 221230. // URL: file:///D:/Win/Downloads/955-1657-1-PB.pdf (Дата посещения: 19.12.2022).

References

1. Polyankina S.Yu. Online education: reontologization or deontologization? // Professional education in the modern world. 2020. № 10 (1). Р. 3428-3437. // URL: https://www.research-gate.net/publication/340233719_ (12.15.2022).

2. Dolzhenko O.V., Tarasova O.I. Deontologization of understanding // Knowledge. Understanding. Skill. 2009. № 1. P. 206-214. // URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=166029 6984&tld=ru&lang=ru&name=36.pdf&text (12.15.2022).

3. Bryzgalina E.V., Smirnova A.A. Russian education: from local practices to global trends (notes about the forum "Education of Russia" / EDU Russia // Problems of modern education. 2017. № 3. P. 126-136. // URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_29437738_57398812.pdf (12.16.2022).

4. Sedov D.N. Digitalization of education in Russia: risks and problems // Bulletin of the Buryat State University. Philosophy. 2021. № Р. 42-47. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ (12.16.2022).

5. Dorokhina R.V., Lavr Enov S.V. Ethical problems of digitalization in the education system // Century of Globalization. 2021. № 2. P. 118-123. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (12.17.2022).

6. Tarasova O.I. Canons and paradigms of education // Education in the modern world. Collection of scientific articles. 2019. Vol. 14. Р. 177-184. // URL: https://www.sgu.ru/sites/de-fault/files/conf/files/2019-03/ (11.17.2022).

7. Zhukovskaya L.N., Kostylev S.V., Morozova O.F., Rakhinsky D.V. Competence-based approach to professional training in the conditions of expansion of digital globalization // Professional education in the modern world. 2022. Volume 12. № 2. Р. 221-230. // URL: file:///D:/Win/Downloads/955-1657-1-PB.pdf (12.19.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.