Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагитова Р.Р., Тигина Ю.О., Шакирова А.А.

Сегодня образование является одним из стратегических национальных приоритетов государственной политики, основной целью которой определяется доступность качественного образования, соответствующего требованиям современного развития экономики и потребностям общества. Конкурентоспособный специалист на рынке труда предполагает не только получение качественного образования, но и готовность и умение постоянно учиться, переучиваться, самообразовываться. Следовательно, значительную роль в решении данной задачи играет развитие самообразовательной деятельности студентов вуза, воспитание у выпускника самостоятельности и инициативности. Интеграция цифровых образовательных технологий и цифровых инструментов в процессе обучения иностранному языку (ИЯ) способствует повышению качества высшего образования в целом, а также расширяет доступность и возможности для самообучения, самообразования. Данная статья посвящена проблеме использования цифровых образовательных технологий и инструментов в развитии самообразовательной деятельности студентов в процессе обучения ИЯ. В статье представлен небольшой обзор наиболее популярных цифровых ресурсов, применяемых в процессе изучения ИЯ; раскрыта сущность и содержание цифрового образовательного ресурса по практическому курсу второго иностранного языка (английский язык), разработанный для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по освоению данной дисциплины; определены особенности применения данного цифрового образовательного ресурса. В статье также приведены результаты опроса среди студентов по окончанию использования цифрового образовательного ресурса по данному предмету, выявлены достоинства и недостатки использования данного цифрового образовательного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагитова Р.Р., Тигина Ю.О., Шакирова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TOOLS IN STUDENTS’ SELF-EDUCATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Today, education is one of the strategic national priorities of state policy, the main goal of which is determined by the availability of quality education that meets the requirements of modern economic development and the needs of society. Competitive specialist on the labor market assumes not only quality education, but also readiness and ability to constantly learn, retrain and self-educate. Consequently, a significant role in solving this problem is the development of self-educational activity of university students, fostering the graduate's independence and initiative. The integration of digital educational technologies and digital tools in the process of foreign language learning improves the quality of higher education in general, as well as increasing the availability and opportunities for self-study and self-education. This article is devoted to the problem of using digital educational technologies and tools in the development of self-educational activities of students in the process of foreign language learning. The article gives a brief overview of the most popular digital resources used in the process of foreign language learning, reveals the essence and content of a digital educational resource for the practical course of a second foreign language (English), designed for practical classes and independent work of students to master this discipline. The peculiarities of the application of this digital educational resource are determined. The article also presents the results of a survey among students at the end of the using a digital educational resource on this subject, identified the advantages and disadvantages of using this digital educational resource.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

7. Dziuban C., Graham C.R., Moskal P.D. et al. Blended learning: the new normal and emerging technologies [Electronic resource] // EducTechnol High Educ.- 2018.-№ 15 (3). - URL :https://doi.org/10.1186/s41239-017-0087-5(dataobrashcheniya : 06.07.2022).

8. Glasel, A. 2018. Six Reasons Why Teachers Don't Use Technology in the Classroom: What can EdTech Companies Learn [Electronic resource].- URL : https://medium.com-the-edtech-world ( dataobrashcheniya : 23.06.2022).

9. Pei L, Wu H. Does online learning work better than offline learning in undergraduate medical education? A systematic review and meta-analysis[Electronic resource] // Medical Education Online. - 2019.- URL : https://doi.org/10.1080/10872981.2019.1666538 (dataobrashcheniya : 23.06.2022).

10. Universarium :obrazovatel'naya platforma [Elektronnyj resurs]. -URL: https://universarium.org/ (data obrashcheniya: 10.06.2022).

11. Eduson :obrazovatel'naya platforma[Elektronnyj resurs]. - URL: https://eduson.academy (data obrashcheniya: 10.06.2022).

12. Eduson :obrazovatel'naya platforma[Elektronnyj resurs]. - URL: http://uniweb.ru (data obrashcheniya: 10.06.2022).

УДК 378

Р.Р. Сагитова, Ю.О. Тигина, А.А. Шакирова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Сегодня образование является одним из стратегических национальных приоритетов государственной политики, основной целью которой определяется доступность качественного образования, соответствующего требованиям современного развития экономики и потребностям общества. Конкурентоспособный специалист на рынке труда предполагает не только получение качественного образования, но и готовность и умение постоянно учиться, переучиваться, самообразовываться. Следовательно, значительную роль в решении данной задачи играет развитие самообразовательной деятельности студентов вуза, воспитание у выпускника самостоятельности и инициативности. Интеграция цифровых образовательных технологий и цифровых инструментов в процессе обучения иностранному языку (ИЯ) способствует повышению качества высшего образования в целом, а также расширяет доступность и возможности для самообучения, самообразования. Данная статья посвящена проблеме использования цифровых образовательных технологий и инструментов в развитии самообразовательной деятельности студентов в процессе обучения ИЯ. В статье представлен небольшой обзор наиболее популярных цифровых ресурсов, применяемых в процессе изучения ИЯ; раскрыта сущность и содержание цифрового образовательного ресурса по практическому курсу второго иностранного языка (английский язык), разработанный для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по освоению данной дисциплины; определены особенности применения данного цифрового образовательного ресурса. В статье также приведены результаты опроса среди студентов по окончанию использования цифрового образовательного ресурса по данному предмету, выявлены достоинства и недостатки использования данного цифрового образовательного ресурса.

Ключевые слова: студент, самообразовательная деятельность, иностранный язык, цифровые технологии, цифровой образовательный ресурс

Rimma R. Sagitova, Yulia O. Tigina, Alina A. Shakirova THE USE OF DIGITAL TOOLS IN STUDENTS' SELF-EDUCATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Today, education is one of the strategic national priorities of state policy, the main goal of which is determined by the availability of quality education that meets the requirements of modern economic development and the needs of society. Competitive specialist on the labor market assumes not only quality education, but also readiness and ability to constantly learn, retrain and self-educate. Consequently, a significant role in solving this problem is the development of self-educational activity of university students, fostering the graduate's independence and initiative. The integration of digital educational technologies and digital tools in the process of foreign language learning improves the quality of higher education in general, as well as increasing the availability and opportunities for self-study and self-education. This article is devoted to the problem of using digital educational technologies and tools in the development of self-educational activities of students in the process of foreign language learning. The article gives a brief overview of the most popular digital resources used in the process of foreign language learning, reveals the essence and content of a digital educational resource for the practical course of a second foreign language (English), designed for practical classes and independent work of students to master this discipline. The peculiarities of the application of this digital educational resource are determined. The article also presents the results of a survey among students at the end of the using a digital educa-

tional resource on this subject, identified the advantages and disadvantages of using this digital educational resource.

Key words: student, self-education, foreign language, digital technologies, digital educational resource

Введение

Современный рынок труда требует конкурентоспособных специалистов, мобильных, готовых эффективно решать поставленные задачи, планировать, реализовывать свою профессиональную деятельность и быть ответственным за ее результаты, что предполагает не только получение качественного образования, но и готовность и умение постоянно учиться, переучиваться, самообразовываться. Соответственно, ведущую роль в решении данной задачи играет развитие самообразовательной деятельности студентов вуза, воспитание у выпускника самостоятельности и инициативности [1, 6]. Одним из способов развития самообразовательной деятельности студентов, на наш взгляд, является интеграция цифровых образовательных технологий и цифровых инструментов в процессе обучения иностранного языка. Процесс внедрения цифровых образовательных технологий повлекли за собой значительные изменения в отечественной системе образования, что привело к пересмотру методов обучения в высшей школе и, в частности, обучении иностранным языкам [5, 7].

Использование цифровых инструментов и технологий в процессе обучения иностранному языку способствует повышению качества высшего образования в целом, а также расширяет доступность и возможности для самообучения,

самообразования. Так, в Паспорте федерального проекта «Цифровая

образовательная среда» ставится цель: «Создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся

образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры,

подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» [3].

Цифровая трансформация образования обусловлена глобальными информационными изменениями, происходящими в мире. Сегодня цифровизация образования рассматривается как переход от традиционного образования к цифровому. А под цифровым образованием понимается

«учебная и воспитательная деятельность, основанная на преимущественно цифровой форме представления информации учебного и управленческого характера, а также актуальных технологиях ее хранения и обработки, позволяющая существенно повысить качество образовательного процесса и управление им на всех уровнях» [4].

Материалы и методы

В данной статье мы провели теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, сравнительный обзор цифровых ресурсов и цифровых сервисов доступных для студентов, он-лайн-платформ цифровых технологий, изучение и обобщение передового опыта. В экспериментальной части работы нами были использованы такие эмпирические методы исследования, как педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, анкетирование, тестирование, ранжирование.

Литературный обзор

Вопросам применения цифровых образовательных технологий и инструментов в высшей школе посвящены работы таких отечественных исследователей, как И.Н.Айнутдинова (2022), Б.Е.Стариченко

(2020), С.В.Титова (2017), Т.М.Трегубова

(2021), А.В. Фахрутдинова (2021) и др.

Эффективные стратегии обучения иностранным языкам в вузе отражены в трудах таких отечественных и зарубежных исследователей и методистов, как И.Г. Кондратьева (2018), Д.Р. Сабирова (2019), Paul Man-Man (200б), J. Harmer (2013) и др.

Результаты

Сегодня можно найти достаточно много самых разных цифровых ресурсов, которые можно успешно применять в процессе изучения иностранного языка. Рассмотрим несколько наиболее популярных цифровых ресурсов, используемых нашими студентами в процессе обучения иностранным языкам.

British Council (https://learnenglish. britishcouncil.org/) - англоязычный ресурс, предназначенный для широкого круга пользователей изучающих английский язык. Пройдя бесплатный онлайн-тест можно определить свой уровень для определения траектории дальнейших занятий. Сайт предоставляет возможность студентам совершенство-

вать английский язык с помощью разноуровневых уроков, викторин и игр. Благодаря разнообразному выбору учебных материалов студенты могут практиковать свой английский бесплатно. Данный ресурс предлагает такие онлайн-курсы, как онлайн-уроки в прямом эфире, онлайн-курсы для самостоятельного изучения, персональное онлайн-обучение, а также онлайн-курсы для сдачи международного экзамена IELTS. На сайте можно найти множество упражнений для совершенствования навыков говорения, чтения, письма. В разделе по грамматике и лексике можно найти разноуровневые задания по A1-A2, B1-B2, справочные материалы по грамматике английского языка, а также лексические игры. Особый интерес у студентов вызывает раздел Business English, где можно найти дополнительные материалы по корпоративному обучению, деловой переписке, этике, статьи в бизнес-журналах, а также подкасты (аудио-видео) с онлайн-заданиями. 30-минутные вебинары, проводимые командой контент-специалистов данного ресурса, полезны как для студентов, так и преподавателей.

BBC learning English (https://www.bbc.co. uk/learningenglish/) - один из популярных цифровых инструментов для совершенствования английского языка среди студентов. Как и большинство сайтов он направлен на совершенствование всех аспектов языка -фонетики, лексики, грамматики, аудирования и говорения. Здесь можно найти теоретический материал по грамматике с последующими онлайн-тестами, квизами и играми; упражнения на совершенствования фонетических, лексических навыков; специальный материал для детей в формате многосерийных историй. Раздел «Learn English through the News», где представлены материалы по обзору новостей, различные новостные лингвоха-ки (Lingohack), вызывает живой интерес у студентов. Данных ресурс сопровождается разнообразными аудио-, видео-подкастами, которые можно скачать на мобильные устройства, что, безусловно, способствует самообразования студентов. Однако данный ресурс на сегодняшний день не работает без VPN-системы.

Цифровой ресурс Speak-English-Today.com (http://speak-english-today.com/) - это онлайн место встреч, как для студентов, так и преподавателей английского языка со всего мира. Данная онлайн площадка является частью ресурса ESLgold.com - семейство интернет-

сайтов ESL (English as a second language). Он объединяет три крупных ресурса: ESLgold.com, Speak-English-Today.com и Free-English-Study.com. Каждый из них предоставляет уникальные ресурсы для студентов, изучающих английский как второй язык. Так, площадка ESLgold.com (https://eslgold.com/) -это крупнейший и самый популярный в мире сайт ESL, который содержит тысячи страниц, включая уроки, видео, игры, упражнения, дополнительные ресурсы, ссылки и тесты. Speak-English-Today.com - это ресурс, где можно встретиться с другими студентами, изучающими английский как второй язык, преподавателями и репетиторами, чтобы попрактиковаться в живом общении на английском языке с помощью видеочата Skype. Free-English-Study.com (http://www.free-english-study.com/) предоставляет множество он-лайн-ресурсов, предназначенных для совершенствования навыков говорения, аудирования, чтения, письма, грамматики и лексики. Данный цифровой ресурс, объединяющий три крупные онлайн-платформы, дает возможность студентам не только совершенствовать языковые и речевые навыки, но и возможность завести новых друзей, общаться с другими студентами со всего мира, тем самым повышая мотивацию к изучению языка и самообразовательной деятельности.

На сегодняшний день существует достаточно много цифровых сервисов, он-лайн-платформ, интернет-ресурсов,

способствующих развитию и

совершенствованию не только языковых и речевых умений и навыков студентов, но и их самообразовательной деятельности [2, 9]. Огромный выбор самых разных образовательных цифровых ресурсов дает студентам возможность выбора в соответствии с их языковым уровнем подготовки. Эффективное обучение иностранному языку на современном этапе невозможно без применения цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности студентов [8, 10]. В рамках поставленной задачи нами был разработан цифровой образовательный ресурс по практическому курсу второго иностранного языка (английский язык) для студентов 2 курса института международных отношений КФУ по направлению 45.03.02 - Лингвистика, бакалавр. Данный цифровой ресурс разработан для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по освоению данной дисциплины. Целью

курса является освоение студентами основных фонетических, лексических, грамматических явлений и закономерностей функционирования английского языка. Курс включает в себя справочный материал по грамматике, вопросы и задания для практических занятий по аудированию, говорению, чтению, письму и самостоятельной работы студентов, терминологический справочник, перечень литературы и сетевых источников. В процессе работы по данному курсу предполагается использование интерактивных и мобильных технологий обучения, использование электронных ресурсов, гипермедиа, аудио-, видео-подкастов. Для успешного освоения данной дисциплины предполагается, что студенты должны владеть английским языком на уровне intermediate/upper intermediate, а также навыками работы с электронными гаджетами.

Цифровой образовательный ресурс состоит из 10 модулей согласно рабочей программы дисциплины, в каждый модуль включает терминологический глоссарий по теме, информационное обеспечение, практические задания по Listening, Speaking, Reading, Writing, справочный материал по грамматике, вопросы и задания для самостоятельной работы. Каждый модуль сопровождается различными открытыми Интернет-ресурсами (you tube, video-audio podcasts, DVD video и др.). В каждом модуле предусмотрен контрольный тест, состоящий из 25-30 лексико-грамматических заданий, которые студенты выполняют по завершению темы. Для реализации обратной связи в каждом модуле есть форум, где студенты могут консультироваться с преподавателем, задавать вопросы и обсуждать проблемы. Данный цифровой ресурс включает несколько промежуточных контрольных блоков, где студенты пишут тест (Final Test) по нескольким темам. Есть также итоговый контрольный блок (Control Section), включающий в себя список по Supplementary reading, экзаменационные вопросы и итоговый тест (End of Course Test). Преподаватель сам устанавливает критерии оценивания ответов студентов при составлении тестов в соответствии с принятой балльно-рейтинговой системой университета, а также временной промежуток выполнения теста и количество попыток.

Обсуждение

В конце учебного года по окончанию ис

пользования цифрового образовательного ресурса по данному предмету мы провели небольшой опрос среди студентов для выявления плюсов и минусов данного ресурса, чтобы внести соответствующие изменения и поправки в цифровой ресурс.

Мы попросили студентов оценить информативность и наполняемость учебного материала данного цифрового ресурса, где 76% поставили отлично; 21% - хорошо; удовлетворительно - 3%; неудовлетворительно -0%. Информационную наполняемость каждого модуля, которая включает различные открытые Интернет-ресурсы, ссылки на you tube, аудио-, видео-касты и т.д., 82% респондентов оценили как отлично; 18% - хорошо; удовлетворительно - 0%; неудовлетворительно - 0%. Материалы для практических заданий данного цифрового образовательного курса большинство студентов оценили как отлично - 74%, хорошо - 24%, удовлетворительно - 2%, неудовлетворительно - 0%. Оценка заданий для самостоятельной работы показало, что 75% респондентов определили ее как отлично; 20% - хорошо; удовлетворительно - 5%; неудовлетворительно - 0%. Временные рамки, отведенные для освоения данного цифрового образовательного ресурса, устроили большинство студентов - 86%; 14% студентов остались недовольны обозначенными временными рамками. Опрос показал, что 90% студентов ответили утвердительно на вопрос о том, что данный цифровой образовательный ресурс способствует развитию самообразовательной деятельности; 8% ответили отрицательно и 2% не смогли определиться (ответили «не знаю»). Во время освоения данного цифрового ресурса студенты пользовались различными электронными устройствами (гаджетами): большинство использовали мобильный телефон - 71%; ноутбук - 20%; планшет - 7% и 2% использовали персональный компьютер.

На вопрос как влияет цифровизация на качество образования, большинство студентов (70%), ответило положительно (повышает качество образования); 20% отметили, что существенно не влияет на качество образования; и 10% решили, что цифровизация снижает качество образования.

Свое отношение к данному формату цифрового образовательного ресурса оценили как отлично - 79% респондентов; хорошо - 19%; удовлетворительно - 2%; неудовлетворительно - 0%.

Студентов так же попросили определить

достоинства и недостатки цифрового образо- щение доли аудиторных занятий, сложность вательного ресурса по данной дисциплине. выполнения практических заданий без ком-Так, большинство студентов отметили, что ментариев педагога, временные сбои в работе применение цифрового ресурса дает возмож- портала и отсутствие интернета. ность индивидуальному темпу обучения, воз- Заключение

можность обучаться в режиме 24/7; обеспе- Таким образом, можно сделать вывод, что чивает гибкость учебного процесса, обучение использование цифрового образовательного в комфортной и привычной обстановке, по- ресурса по практическому курсу второго ино-вышение мотивации к обучению, а также спо- странного языка (английский язык) способ-собствует развитию навыков самоорганиза- ствовал индивидуализации и дифференциации и самообразовательной деятельности. ции образовательного процесса; персонали-Использование ЦОР дает доступ к разнооб- зации образовательного процесса, самообуче-разным образовательным ресурсам, исполь- нию и самообразованию студентов, значи-зованию современных информационных тех- тельному повышению мотивации студентов к нологий обучения, учебный материал остает- изучению предмета, а также повышению ся доступен для скачивания. Большинство цифровой грамотности студентов. Результа-студентов отметили достаточно удобную ты исследования показали, что применение электронную информационно- цифрового образовательного ресурса позво-

образовательную среду университета. Из не- лили не только обогатить стандартный учеб-достатков было отмечено сокращение време- ный процесс, но и сделать его познавательнее ни живого общения с преподавателем, сокра- и эффективнее.

Литература:

1. Абросимова Г.А., КондратьеваИ.Г. Эффективные стратегии в процессе освоения иностранного языка //Казанский лингвистический журнал. - 2018. - № 4 (4). - С. 73-81.

2. Айнутдинова И.Н., Айнутдинова К.А. Реализация моделей смешанного обучения в условиях цифровизации экосистемы вуза // Иностранные языки в современном мире: материалы XV Международной научно-практической конференции / под ред. Д.Р. Сабировой, И.Г. Кондратьевой. -Казань: Изд-во Казанского университета, 2022. - С. 99-106.

3. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3. [Электронный ресурс]. -URL: https://edufrn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd 33.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

4. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 49-58. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-illyuzii-i-ozhidaniya(дата обращения: 05.07.2022).

5. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика: монография[Электронный ресурс] - Москва: Эдитус, 2017. - 247 с. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=579043&p=1(дата обращения: 05.08.2022).

6. Трегубова Т.М. Модели профессионального развития педагогов в условиях цифровизации: бенчмаркинг успешных практик[Электронный ресурс] // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 3 (56).

- С. 364-368. - URL: https://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/356/article-356-3134.pdf (дата обращения: 05.08.2022).

7. Юдинцева А.Ф., ФахрутдиноваА.В. Социальное проектирование в условиях цифровизации образовательного пространства вуза [Электронный ресурс] // Воспитание как стратегический национальный приоритет: материалы Международного научно-образовательного форума, 15-16 апреля 2021 г. / Уральский государственный педагогический университет; глав.ред. Б.М. Игошев. -Екатеринбург, 2021. - С. 132-137. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1662285157&tld=ru&lang= ru&name=USPU-sbornik-2-3.pdf&text (дата обращения: 21.08.2022).

8. Harmer, J. The practice of English language teaching.-4th ed.: Pearson Education Limited, 2013. - 448 р.

9. Paul Man-Man. Developing students' listening and speaking skills through ELT podcasts // Educational journal.- 2006. - № 34 (2). - P. 116-134.

10. Sabirova D.R.,Khanipova R.R. Innovative approaches to teaching and learning English as second and English as foreign language in multilingual education // Humanities and Social Sciences Reviews. - 2019. - № 7 (6).

- Р. 45-48.

References:

1. Abrosimova G.A., Kondrat'eval.G. Effektivnye strategii v processe osvoeniya inostrannogo yazyka //Kazanskij lingvisticheskij zhurnal. - 2018. - № 4 (4). - S. 73-81.

2. Ajnutdinova I.N., Ajnutdinova K.A. Realizaciya modelej smeshannogo obucheniya v usloviyah cifrovizacii ekosistemy vuza // Inostrannye yazyki v sovremennom mire: materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-

prakticheskoj konferencii / pod red. D.R. Sabirovoj, I.G. Kondrat'evoj. - Kazan': Izd-vo Kazanskogo universiteta, 2022. - S. 99-106.

3. Pasport federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda»: Prilozhenie k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07 dekabrya 2018 g. № 3. [Elektronnyj resurs]. -URL: https://edufrn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf(data obrashcheniya: 20.04.2022).

4. Starichenko B.E. Cifrovizaciya obrazovaniya: illyuzii i ozhidaniya [Elektronnyj resurs] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2020. - № 3. - S. 49-58. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-illyuzii-i-ozhidaniya(data obrashcheniya: 05.07.2022).

5. Titova S.V. Cifrovye tekhnologii v yazykovom obuchenii: teoriya i praktika: monografiya[Elektronnyj resurs] - Moskva: Editus, 2017. - 247 s. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=579043&p=1(data obrashcheniya: 05.08.2022).

6. Tregubova T.M. Modeli professional'nogo razvitiya pedagogov v usloviyah rifrovizacii: benchmarking uspeshnyh praktik[Elektronnyj resurs] // Biznes. Obrazovanie. Pravo. - 2021. - № 3 (56). - S. 364-368. - URL:

https://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/356/article-356-3134.pdf(data obrashcheniya: 05.08.2022).

7. YUdinceva A.F., FahrutdinovaA.V. Social'noe proektirovanie v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'nogo prostranstva vuza [Elektronnyj resurs] // Vospitanie kak strategicheskij nacional'nyj prioritet: materialy Mezh-dunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma, 15-16 aprelya 2021 g. / Ural'skij gosudarstvennyj pedago-gicheskij universitet; glav.red. B.M. Igoshev. - Ekaterinburg, 2021. - S. 132-137. - URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1662285157&tld=ru&lang=ru&name=USPU-sbornik-2-3.pdf&text (data obrashcheniya: 21.08.2022).

8. Harmer, J. The practice of English language teaching.-4th ed.: Pearson Education Limited, 2013. - 448 r.

9. Paul Man-Man. Developing students' listening and speaking skills through ELT podcasts // Educational journal.- 2006. - № 34 (2). - P. 116-134.

10. Sabirova D.R.,Khanipova R.R. Innovative approaches to teaching and learning English as second and English as foreign language in multilingual education // Humanities and Social Sciences Reviews. - 2019. - № 7 (6). - R. 45-48.

УДК 378

Е.А. Андреева, Э.И. Назмиева, К.А. Сахибуллина, Г.Р. Чумарина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

В статье анализируется эффективность использования современных мультимедийных технологий для овладения иноязычной коммуникацией. На современном этапе развитие мультимедийных технологий становится одним из основных направлений совершенствования вузов и системы образования в целом. Развитие и внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является важным условием повышения эффективности преподавания в вузе.

Результаты исследования подтверждают, что использование мультимедийных технологий повышает эффективность обучения иностранному языку, способствуя овладению иноязычным общением.

Ключевые слова: образование, иностранный язык, иноязычное общение, мультимедийные технологии, электронная обучающая программа, мультимедийный справочник-тренажер, электронный учебник, электронный образовательный ресурс

Elena A. Andreeva., Elmira I. Nazmieva, Kadriya A. Sakhibullina, Gulnara R. Chumarina THE USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY

The article analyzes the effectiveness of using modern multimedia technologies for mastering foreign language communication. At the present stage, the development of multimedia technologies is becoming one of the main directions for improving universities and the education system as a whole. The development and implementation of computer technologies in the educational process is an important condition for improving the effectiveness of teaching at the university.

The results of the study confirm that the use of multimedia technologies increases the effectiveness of teaching a foreign language, contributing to the mastery of foreign language communication.

Key words: education, foreign language, foreign communication, multimedia technology, e-learning program, multimedia reference book-simulator, electronic textbook, electronic educational resource

Введение мационные технологии во многих сферах

Современное общество использует инфор- жизни, в том числе и в образовании. Задача

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.