Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ'

АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E-LEARNING SYSTEM / LEARNING PLATFORM / RUSSIAN UNIVERSITIES / DIGITAL TRANSFORMATION / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домарацкая М.П.

Трансформация высшего профессионального образования в контексте влияния цифровых технологий, ставит ряд задач перед преподавателями и студентами, которым необходимо адаптироваться в постоянно меняющихся условиях и среде обучения. Актуальность исследования заключается в растущей необходимости развития цифровой грамотности у студентов, ввиду непрерывного развития технологий и образовательных платформ, требующих отдельного освоения и понимания. Основным методом исследования в статье является сравнительный анализ электронных образовательных платформ с точки зрения их потенциальных возможностей в рамках обучения в вузе. Основными источниками анализа выступают российские и зарубежные образовательные платформы, обладающие разным потенциалом и ресурсами. В качестве основных критериев оценивания были выбраны требования и рекомендации, разработанные Министерством науки и высшего образования. В результате проведенного анализа были получены статистические данные, отражающие достоинства и недостатки российских и зарубежных электронных образовательных платформ. В заключении исследования формулируется вывод о том, что на сегодняшний день самой популярной электронной платформой среди российских вузов выступает платформа LMS Moodle, включающая весь необходимый арсенал основных и дополнительных функций, необходимых для успешного обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVALUATION OF ELECTRONIC LEARNING PLATFORMS

The transformation of higher professional education in the context of the digital technologies sets a number of tasks for teachers and students who have to match the constantly changing conditions and learning environment. The relevance of the research poses the growing need to develop digital literacy among University students, due to the permanent evolution of technologies and learning platforms that require separate mastering and understanding. The main research method in the article is a comparative evaluation of electronic learning platforms in terms of their potential opportunities being a part of studying at the University. The main sources of evaluation are Russian and foreign learning platforms with different tools and possibilities. Requirements and recommendations, which developed by the Ministry of Science and Higher Education, were chosen as the main assessment criterion. As a result of the evaluation, statistical data reflecting the advantages and disadvantages of Russian and foreign electronic learning platforms were obtained. In the conclusion of the research, we can say that at present the most popular electronic platform among Russian universities is LMS Moodle platform, which includes all the necessary set of basic and additional functions useful for successful studying at the University.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ»

УДК 378.168(47+57)

М.П. Домарацкая

АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Трансформация высшего профессионального образования в контексте влияния цифровых технологий, ставит ряд задач перед преподавателями и студентами, которым необходимо адаптироваться в постоянно меняющихся условиях и среде обучения. Актуальность исследования заключается в растущей необходимости развития цифровой грамотности у студентов, ввиду непрерывного развития технологий и образовательных платформ, требующих отдельного освоения и понимания.

Основным методом исследования в статье является сравнительный анализ электронных образовательных платформ с точки зрения их потенциальных возможностей в рамках обучения в вузе. Основными источниками анализа выступают российские и зарубежные образовательные платформы, обладающие разным потенциалом и ресурсами. В качестве основных критериев оценивания были выбраны требования и рекомендации, разработанные Министерством науки и высшего образования. В результате проведенного анализа были получены статистические данные, отражающие достоинства и недостатки российских и зарубежных электронных образовательных платформ. В заключении исследования формулируется вывод о том, что на сегодняшний день самой популярной электронной платформой среди российских вузов выступает платформа LMS Moodle, включающая весь необходимый арсенал основных и дополнительных функций, необходимых для успешного обучения в вузе.

Ключевые слова: электронная среда, образовательная платформа, российские вузы, цифровизация, технологии

Margarita P. Domaratskaya THE EVALUATION OF ELECTRONIC LEARNING PLATFORMS

The transformation of higher professional education in the context of the digital technologies sets a number of tasks for teachers and students who have to match the constantly changing conditions and learning environment. The relevance of the research poses the growing need to develop digital literacy among University students, due to the permanent evolution of technologies and learning platforms that require separate mastering and understanding. The main research method in the article is a comparative evaluation of electronic learning platforms in terms of their potential opportunities being a part of studying at the University. The main sources of evaluation are Russian and foreign learning platforms with different tools and possibilities.

Requirements and recommendations, which developed by the Ministry of Science and Higher Education, were chosen as the main assessment criterion. As a result of the evaluation, statistical data reflecting the advantages and disadvantages of Russian and foreign electronic learning platforms were obtained. In the conclusion of the research, we can say that at present the most popular electronic platform among Russian universities is LMS Moodle platform, which includes all the necessary set of basic and additional functions useful for successful studying at the University.

Key words: e-learning system, learning platform, Russian universities, digital transformation, technologies

Введение

Современное образование стремительно развивается в сторону дистанционной формы обучения и Российские вузы не являются исключением. Знания и практический опыт в области современных технологий являются одними из ключевых компетенций на рынке труда, поэтому наращивать цифровую грамотность необходимо всем студентам, вне зависимости от места будущей работы.

В рамках расширения информационных возможностей в образовательном процессе педагогам пришлось перестраиваться и переходить на новые формы взаимодействия и активно повышать свою квалификацию. Как пишет Л.М. Бабакова, «в условиях дистанционного образования преподаватель перестает быть только учителем, он становится преподавателем-инженером, постоянно осваивающим и изучающим инновации в сфере компь-

ютерных технологий и коммуникаций» [1, с. 72].

Долгое время образовательные платформы в Российских вузах предоставляли исключительно доступ к видеозаписям лекций профессоров, либо к электронной версии учебника. Следующим этапом было добавление возможности в автоматическом режиме проверять знания в виде тестов и разнообразных заданий к нему. Все эти проекты изначально были нацелены на использование только внутри вуза. Скорее всего, это связано с тем, что почти все существующие российские он-лайн-платформы изначально не претендовали на охват большой аудитории. Проекты, предоставляющие бесплатный доступ к качественным курсам, можно пересчитать по пальцам. Среди российских проектов можно выделить следующие основные группы он-лайн-платформ:

• е-Сибирь;

• Открытое образование;

• UNIWEB;

• Универсариум;

• Eduson.

Однако стоит отметить, что огромную популярность в образовательном процессе в российских вузах получили иностранные он-лайн-сервисы, подходящие для разных форм обучения и работы.

К ним можно отнести следующие образовательные площадки:

• Moodle;

• Ilias;

• Sakai;

• Claroline;

• Coursera;

• iSpring Learn.

В настоящее время практически все российские вузы интегрируют иностранные он-лайн-сервисы в образовательную среду университета либо создают собственные платформы для своих абитуриентов и в поддержку студентам.

Отличительной особенностью этих платформ является нацеленность на закрытый и/или платный доступ к контенту, что дает конкурентоспособную возможность университетам в привлечении новых обучающихся.

Безусловно, представленные выше списки образовательных платформ не являются исчерпывающими и постоянно обновляются новыми разработками. Мировые лидеры в онлайн-обучении также приходят в русскоязычный сегмент и развивают совместную работу с российскими университетами. Таким образом, сложно предугадать возможных лидеров в онлайн- образовании даже на ближайшие 5 лет.

Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа иностранных и российских образовательных платформ, используемых российскими вузами, чтобы определить возможности тех и других в учебном процессе.

Литературный обзор

В России онлайн-образование развивается давно, и в литературе описано множество работ, посвященных самым разнообразным образовательным платформам, которые преподаватели задействуют в своей работе.

По мнению исследователя П. А. Исаевой, дистанционное обучение на основе образовательных платформ позволяет решить следующий ряд учебных задач [2]:

• реализовать личностно-ориентированный подход в обучении с учетом индивидуальных способностей и уровня знаний;

• осуществить контроль и закрепление полученных результатов;

• систематизировать учебный материал и предусмотреть удобный график работы с материалом для каждого отдельного студента.

По мнению Е. В. Луценко: «автоматизированные площадки позволяют каждому обучающемуся чувствовать себя уверенно, и защищено», что очень важно в процессе обучения [4].

Онлайн-образование - это перспективная область, в которой появляются новые платформы, использование которых способствует повышению результатов обучения. Платформа создает курс под каждого желающего получить знания, учитывая его цели и возможности.

Есть специалисты, которые считают, что дистанционное обучение является достойной заменой традиционной форме. О.С. Тарасенко уверен, что дистанционное обучение раскрывает творческий потенциал, индивидуальность и талант личности [6]. Дистанционный формат обучения дает возможность в построении индивидуальной траектории обучения, где студент имеет возможность использовать разный инструментарий для создания своих собственных разработок.

Многие авторы, такие как Д.А Козлова, А.Н. Костиков, Е.П. Ковальская, М.Г. Мухидинов придерживаются мнения Е.С. Полат о том, что дистанционное обучение - это форма обучения, при которой взаимодействие преподавателя и студента осуществляется на расстоянии. В процессе обучения задействованы такие компоненты как цель, содержание, методы, средства обучения, реализуемые средствами интернет-технологий, предусматривающие интерактивность [5]. Интерактивными методами являются игровые технологии и средства мультимедиа.

Как отмечают в своих трудах Н.А. Суворова, С.Б. Ступина, интерактивное обучение оказывает благоприятное влияние на совместную деятельность учащихся. Они вовлечены в процесс обучения, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности [7]. Интерактивные формы обучения могут обеспечить высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию обучае-

мых, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, свободу самовыражения, желание совершенствоваться.

Однако помимо положительных эффектов в обучении существует ряд причин, по которым образовательные платформы могут иметь определенные недостатки в работе как для преподавателя, так и для студента.

В литературе представлены работы некоторых авторов, которые считают, что дистанционное обучение имеет больше недостатков, чем преимуществ. К таким авторам относится Л.Н. Рулиене. Он считает, что одним из существенных недостатков дистанционного обучения является искусственное общение. При дистанционном обучении личный контакт студентов друг с другом и с преподавателем сведён к минимуму, а может и вообще отсутствовать [8]. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности и выработки умения работать коллективно. Электронные ресурсы не могут заменить живого общения.

Проблема организации дистанционного обучения является сложной и многоаспектной. Е.С. Кудинова считает, что данный формат взаимодействия участников учебного процесса предполагает наличие качественного интернет-соединения, что является еще одним недостатком [3]. Университет обеспечивает работу платформы, на которой реализуется обучение, а качество интернета зависит от работы провайдеров. Также она выделяет недостаток практических занятий и невозможность проверить устные коммуникативные навыки обучающегося.

Итак, оптимальные результаты при использовании дистанционного формата обучения могут быть получены, если грамотно выстроить учебную программу (с проработанной методологической базой, интерактивным взаимодействием, с использованием разнообразных технологий и т.д.).

Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося. К тому же нужна хорошая техническая оснащенность.

Материалы и методы

Иностранный язык как практико-ориентированный предмет предполагает разные формы работы и обучения. Соответственно, при выборе образовательной платформы, разные аспекты являются важными. Они определяются исходя из целей и задач обучения [9]. При проведении сравнительно-

го анализа мы ориентировались на наиболее распространенные электронные платформы, используемые вузами России. В качестве основных критериев оценивания были выбраны требования и рекомендации, разработанные Министерством науки и высшего образования РФ.

Итак, рассмотрим кратко основное содержание зарубежных образовательных платформ:

• «LMS Moodle» «Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда» - это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, а также поддержки очного обучения. Образовательная платформа Moodle используется в таких известных 4-ёх университетах России как: МГУ, НИЯУ МИФИ, Новосибирский государственный университет, МФТИ.

• LMS Sakai - современная полнофункциональная система открытого доступа, которая с 2003 года активно используется в высшем образовании. Платформа LMS Sakai возникла в результате сотрудничества четырех американских ВУЗов: Стэндфордского университета, Массачусетского технологического института, университетов штатов Мичиган и Индиана. На сегодняшний день система применяется в более чем двухстах университетах по всему миру и используется для ежедневного преподавания и обучения.

В России платформу LMS Sakai используют десятки крупных вузов, среди которых СПбГУ, МГЛУ, СПбГУ ИТМО, СевКавГТУ, КубГУ, ННГУ, ТГГПУ.

• LMS Claroline - платформа для электронного обучения, позволяющая преподавателям создавать эффективные онлайн-курсы и управлять процессом обучения.

Платформа первоначально создана в Бельгии в Институте педагогики и мультимедии католического университета в Лувене в 2001 году. При разработке учитывались пожелания преподавателей, главной задачей при создании были простота использования.

LMS Claroline выпущена на основе лицензии с Открытым Кодом и применяется в сотнях организаций 90 стран мира. Настраивае-мость под конкретные нужды привела к тому, что ОагоНпе используется не только учебными заведениями в России, но и компаниями и

тренинговыми организациями.

Далее рассмотрим Российские образовательные платформы:

• Универсариум - Российская MOOC-платформа. MOOC - massive open online courses (массовые открытые онлайн-курсы) [10]. Платформа онлайн-курсов от лучших вузов России: НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, РЭУ им. Плеханова, МИФИ, ДВФУ, РГГУ, БФУ им. Канта, ВГИК, МАДИ, МАИ, Литинститут, МГУКИ. На платформе можно найти курсы по самым разным направлениям: бизнес и предпринимательство, электроника и робототехника, физика и кибернетика, филология, история, философия, культурология, медиакоммуникации и журналистика, литература, педагогика, нанотехнологии. Обучение добровольное и бесплатное. Платформа рассчитана на широкую публику, начиная со школьников и заканчивая людьми пожилого возраста.

• Eduson - ведущий сервис дистанционного обучения. На курсах академии можно получить самые востребованные онлайн-профессии или soft skills, нужные для продвижения по карьерной лестнице [11]. Данная платформа скорее

рассчитана на преподавателей, проходящих повышение квалификации, нежели на студентов.

• ишшеЬ - является одной из популярных образовательных платформ в России. С 2010 года платформа e-learning сотрудничает с ведущими вузами России, таких как МГИМО, Московская школа экономики МГУ им. Ломоносова, Институт бизнеса и делового администрирования, Московская высшая школа социальных и экономических наук, адаптируя их учебные программы для дистанционного обучения [12].

Для вузов сотрудничество с платформой UniWeb бесплатно. Курс включает в себя видеолекции, онлайн-тесты и интерактивные задания. Студент может выбрать подходящий для себя формат обучения -индивидуальные или групповые занятия.

Результаты

Проанализировав все возможности, предоставляемые разными образовательными отечественными и зарубежными платформами, были получены следующие статистические данные, представленные в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Название образовательной платформы

Moodle Sakai Claroline

Основные критерии образовательной платформы

Доступ к платформе открытый открытый открытый

Обратная связь да да нет

Временные рамки да да да

Хранение личной информации да да нет

Система оценивания да да нет

Кол-во слушателей не ограничено не ограничено не ограничено

Система отчетности да да нет

Стоимость высокая средняя средняя

Аудитория студенты школьники, студенты любой возраст

Дополнительные возможности образовательной платформы

Глоссарий да да нет

Лекция да да да

Практические задания да да да

Доп.упражнения да да да

Форум да да нет

Чат да да нет

Опрос да да нет

Домашнее задание да да нет

Тест да да да

Сертификат нет нет нет

Таблица 2

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2022 Анализ зарубежных образовательных платформ

Название образовательной платформы

Универсариум Е^БОП УшШеЬ

Основные критерии образовательной платформы

Доступ к платформе открытый открытый открытый

Функционал (структура) простой простой простой

Обратная связь нет да нет

Временные рамки да нет нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хранение личной информации нет нет нет

Система оценивания нет нет нет

Кол-во слушателей не ограничено не ограничено не ограничено

Система отчетности нет нет нет

Стоимость бесплатно высокая высокая

Аудитория любой возраст любой возраст любой возраст

Дополнительные возможности образовательной платформы

Глоссарий нет нет нет

Лекция видео-лекция да видео-лекция

Практические задания да да да

Доп.упражнения да да да

Форум нет нет нет

Чат нет нет нет

Опрос нет нет нет

Домашнее задание да да да

Тест да да да

Сертификат да да да

Анализ российских образовательных платформ.

Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что наиболее функциональными платформами являются LMS Moodle и LMS Sakai, поскольку они обладают разнообразным набором инструментов для обучения. Популярность той или иной платформы, скорее всего, связана непосредственно с целями вуза, поскольку возможности они предоставляют абсолютно идентичные. Платформа LMS С1агоНпе имеет более простой инструментарий в сравнении с LMS Moodle и LMS Sakai. Для управления и обучения не требуется наличия специальных инструментов, необходимым является только веб-браузер. Система поддерживает не все форматы аудио и видео материалов, что, безусловно, влияет на общий рейтинг платформы среди вузов.

Если сравнивать Российские образовательные платформы, представленные в таблице 2, можно сказать, что платформы абсолютно разные, направлены на разную аудиторию и потребности.

Так, например, обучение в Универсариум построено по принципу прохождения после-

довательных модулей образовательного курса. Это единственная платформа, которая имеет систему отчетности, но уступает Б^-зоп в обратной связи.

Также можно наблюдать, что Универсари-ум обладает открытым доступом к платформе и имеет функцию установления временных рамок для заданий, что является безусловным преимуществом по сравнению с другими двумя платформами.

В целом, можно предположить причину популярности образовательной платформы Универсариум среди Российских вузов. К плюсам можно отнести открытый доступ, систему отчетности и возможность обучения неограниченного количества слушателей. Однако стоит сказать, что не все возможности развиты и интегрированы в полном объеме в работу.

Заключение

Использование цифровой образовательной среды позволяет обеспечить модернизацию образовательного процесса. Внедрить в педа-готическую практику технологии электронного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, форми-

рование у студентов навыков обучения в ется популярной в мире, насчитывает 118 цифровом мире. миллионов пользователей. Большинство рос-

В данной статье нами была предпринята сийских вузов использует именно ее. Исполь-попытка проанализировать инструментарий зование электронных образовательных плат-образовательных платформ, интегрируемых в форм, таких как LMS Moodle, способствует бо-работу Российских вузов. лее эффективному процессу организации са-

На данный момент самой эффективной си- мостоятельной работы, а также формирова-стемой дистанционного обучения является нию профессиональной компетенции обуча-LMS Moodle. С 2020 года эта платформа явля- ющихся.

Литература:

1. Бабакова Л.М. Практическое применение инновационных технологий дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Проблемы современной науки и образования. - 2020. - №6-1 (151). - С. 72-76.

2. Исаева П. А. Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками// Образование и воспитание. - 2020. - № 5 (31). - С. 8184.

3. Кудинова Е.С. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку студентов переводческого факультета // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. - 2019.-Вып. 1 (830).- 145 с.

4. Луценко Е.В. Письмо от руки помогает лучше учиться и запоминать, чем печатание на клавиатуре: исследование [Электронный ресурс]. - URL:https://hromadske.ua/ru/posts/pismo-ot-ruki-pomogaet-luchshe-uchitsya-i-zapominat-chem-pechatanie-na-klaviature-issledovanie (дата обращения: 29.12.2020).

5. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд. -Москва:Юрайт, 2020. - 392 с.

6. Avci U., Ergun E. Online students' LMS activities and their effect on engagement, information literacy and academic performance[Electronic resource]// Interactive learning environments.-2022.-Vol. 30.- Is. 1.-Р. 7184.- URL :https://doi.org/10.1080/10494820.2019.1636088 (датаобращения: 29.12.2020).

7. Dziuban C., Graham C.R., Moskal P.D. et al. Blended learning: the new normal and emerging technologies [Electronic resource] // EducTechnol High Educ.- 2018.-№ 15 (3). - URL :https://doi.org/10.1186/s41239-017-0087-5(датаобращения : 06.07.2022).

8. Glasel, A. 2018. Six Reasons Why Teachers Don't Use Technology in the Classroom: What can EdTech Companies Learn [Electronic resource].- URL : https://medium.com-the-edtech-world ( датаобращения : 23.06.2022).

9. Pei L, Wu H. Does online learning work better than offline learning in undergraduate medical education? A systematic review and meta-analysis[Electronic resource] // Medical Education Online. - 2019.- URL : https://doi.org/10.1080/10872981.2019.1666538 (датаобращения : 23.06.2022).

10. Универсариум :образовательная платформа [Электронный ресурс]. -URL: https://universarium.org/ (дата обращения: 10.06.2022).

11. Eduson :образовательная платформа[Электронный ресурс]. - URL: https://eduson.academy (дата обращения: 10.06.2022).

12. Eduson :образовательная платформа[Электронный ресурс]. - URL: http://uniweb.ru (дата обращения: 10.06.2022).

References:

1. Babakova L.M. Prakticheskoe primenenie innovacionnyh tekhnologij distancionnogo obucheniya in-ostrannomu yazyku v neyazykovom vuze // Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2020. - №6-1 (151). - S. 72-76.

2. Isaeva P. A. Avtomatizirovannye platformy dlya obucheniya anglijskomu yazyku: plyusy i minusy ispol'zovaniya v rabote so vzroslymi uchenikami// Obrazovanie i vospitanie. - 2020. - № 5 (31). - S. 81-84.

3. Kudinova E.S. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v obuchenii inostrannomu yazyku studen-tov perevodcheskogo fakul'teta // Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. - 2019.-Vyp. 1 (830).-145 s.

4. Lucenko E.V. Pis'mo ot ruki pomogaet luchshe uchit'sya i zapominat', chem pechatanie na klaviature: is-sledovanie [Elektronnyj resurs]. - URL:https://hromadske.ua/ru/posts/pismo-ot-ruki-pomogaet-luchshe-uchitsya-i-zapominat-chem-pechatanie-na-klaviature-issledovanie (data obrashcheniya: 29.12.2020).

5. Polat E.S. Pedagogicheskie tekhnologii distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov / pod red. E.S. Polat. - 3-e izd. -Moskva:YUrajt, 2020. - 392 s.

6. Avci U., Ergun E. Online students' LMS activities and their effect on engagement, information literacy and academic performance[Electronic resource]// Interactive learning environments.-2022.-Vol. 30.- Is. 1.-R. 7184.- URL :https://doi.org/10.1080/10494820.2019.1636088 (dataobrashcheniya: 29.12.2020).

7. Dziuban C., Graham C.R., Moskal P.D. et al. Blended learning: the new normal and emerging technologies [Electronic resource] // EducTechnol High Educ.- 2018.-№ 15 (3). - URL :https://doi.org/10.1186/s41239-017-0087-5(dataobrashcheniya : 06.07.2022).

8. Glasel, A. 2018. Six Reasons Why Teachers Don't Use Technology in the Classroom: What can EdTech Companies Learn [Electronic resource].- URL : https://medium.com-the-edtech-world ( dataobrashcheniya : 23.06.2022).

9. Pei L, Wu H. Does online learning work better than offline learning in undergraduate medical education? A systematic review and meta-analysis[Electronic resource] // Medical Education Online. - 2019.- URL : https://doi.org/10.1080/10872981.2019.1666538 (dataobrashcheniya : 23.06.2022).

10. Universarium :obrazovatel'naya platforma [Elektronnyj resurs]. -URL: https://universarium.org/ (data obrashcheniya: 10.06.2022).

11. Eduson :obrazovatel'naya platforma[Elektronnyj resurs]. - URL: https://eduson.academy (data obrashcheniya: 10.06.2022).

12. Eduson :obrazovatel'naya platforma[Elektronnyj resurs]. - URL: http://uniweb.ru (data obrashcheniya: 10.06.2022).

УДК 378

Р.Р. Сагитова, Ю.О. Тигина, А.А. Шакирова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Сегодня образование является одним из стратегических национальных приоритетов государственной политики, основной целью которой определяется доступность качественного образования, соответствующего требованиям современного развития экономики и потребностям общества. Конкурентоспособный специалист на рынке труда предполагает не только получение качественного образования, но и готовность и умение постоянно учиться, переучиваться, самообразовываться. Следовательно, значительную роль в решении данной задачи играет развитие самообразовательной деятельности студентов вуза, воспитание у выпускника самостоятельности и инициативности. Интеграция цифровых образовательных технологий и цифровых инструментов в процессе обучения иностранному языку (ИЯ) способствует повышению качества высшего образования в целом, а также расширяет доступность и возможности для самообучения, самообразования. Данная статья посвящена проблеме использования цифровых образовательных технологий и инструментов в развитии самообразовательной деятельности студентов в процессе обучения ИЯ. В статье представлен небольшой обзор наиболее популярных цифровых ресурсов, применяемых в процессе изучения ИЯ; раскрыта сущность и содержание цифрового образовательного ресурса по практическому курсу второго иностранного языка (английский язык), разработанный для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по освоению данной дисциплины; определены особенности применения данного цифрового образовательного ресурса. В статье также приведены результаты опроса среди студентов по окончанию использования цифрового образовательного ресурса по данному предмету, выявлены достоинства и недостатки использования данного цифрового образовательного ресурса.

Ключевые слова: студент, самообразовательная деятельность, иностранный язык, цифровые технологии, цифровой образовательный ресурс

Rimma R. Sagitova, Yulia O. Tigina, Alina A. Shakirova THE USE OF DIGITAL TOOLS IN STUDENTS' SELF-EDUCATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Today, education is one of the strategic national priorities of state policy, the main goal of which is determined by the availability of quality education that meets the requirements of modern economic development and the needs of society. Competitive specialist on the labor market assumes not only quality education, but also readiness and ability to constantly learn, retrain and self-educate. Consequently, a significant role in solving this problem is the development of self-educational activity of university students, fostering the graduate's independence and initiative. The integration of digital educational technologies and digital tools in the process of foreign language learning improves the quality of higher education in general, as well as increasing the availability and opportunities for self-study and self-education. This article is devoted to the problem of using digital educational technologies and tools in the development of self-educational activities of students in the process of foreign language learning. The article gives a brief overview of the most popular digital resources used in the process of foreign language learning, reveals the essence and content of a digital educational resource for the practical course of a second foreign language (English), designed for practical classes and independent work of students to master this discipline. The peculiarities of the application of this digital educational resource are determined. The article also presents the results of a survey among students at the end of the using a digital educa-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.