Научная статья на тему 'СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА'

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФАКТОРЫ ВНЕДРЕНИЯ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимов Виктор Петрович

В статье приводится обзор систем менеджмента образовательного контента, которые используются в практике современного образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий образования. Представлен обзор примеров систем отечественной и зарубежной разработки, выявлены их перспективные возможности, недостатки и трудности, определены основные факторы развития системы менеджмента образовательного контента. Рассмотрены программные решения для дистанционного обучения, которые позволяют преподавателю создавать и использовать образовательный контент, а образовательной организации управлять процессом образования, выстраивать обучение в групповой и индивидуальной формах. Кроме организационных проблем внедрения электронного обучения и дистанционного образования, анализируются экономические аспекты, возникающие при их внедрении, так как не везде и не всегда учитываются хозяйственные издержки, которые несет организация в процессе внедрения электронного обучения. Статья предназначена для руководителей, внедряющих или собирающихся внедрять электронное обучение и дистанционные технологии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимов Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONTENT MANAGEMENT SYSTEM

The article provides an overview of educational content management systems that are used in the practice of modern education with the use of e-learning and distance education technologies. An overview of examples of systems of domestic and foreign development is presented, their promising opportunities, shortcomings and difficulties are identified, the main factors of the development of the educational content management system are identified. Software solutions for distance learning are considered, which allow the teacher to create and use educational content, and the educational organization to manage the educational process, to build training in group and individual forms. In addition to the organizational problems of the introduction of e-learning and distance education, the economic aspects arising from their implementation are analyzed, since not everywhere and not always the economic costs incurred by the organization in the process of implementing e-learning are taken into account. The article is intended for managers implementing or intending to implement e-learning and distance education technologies.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА»

Система менеджмента образовательного контента

Максимов Виктор Петрович,

д.п.н., профессор, зав. кафедрой электроэнергетики и физики, Сахалинский государственный университет E-mail: maximov@sakhgu.ru

В статье приводится обзор систем менеджмента образовательного контента, которые используются в практике современного образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий образования. Представлен обзор примеров систем отечественной и зарубежной разработки, выявлены их перспективные возможности, недостатки и трудности, определены основные факторы развития системы менеджмента образовательного контента. Рассмотрены программные решения для дистанционного обучения, которые позволяют преподавателю создавать и использовать образовательный контент, а образовательной организации управлять процессом образования, выстраивать обучение в групповой и индивидуальной формах. Кроме организационных проблем внедрения электронного обучения и дистанционного образования, анализируются экономические аспекты, возникающие при их внедрении, так как не везде и не всегда учитываются хозяйственные издержки, которые несет организация в процессе внедрения электронного обучения. Статья предназначена для руководителей, внедряющих или собирающихся внедрять электронное обучение и дистанционные технологии образования.

Ключевые слова: контент, дистанционное обучение, электронное обучение, факторы внедрения, система.

Существуют различные версии образовательных систем менеджмента или как говорят на Западе систем менеджмента образовательного контента.

Хотелось бы остановиться на издержках к при внедрении этих систем в образование, так как не все и не всегда понимают сколько это стоит и на чем можно, скажем так, сэкономить при их внедрении. К сожалению, вся эта история с так называемыми Learning Management System (LMS), которая пришла к нам из Европы, мы поздно включились в эту работу по разработке своих систем. На сегодняшний день у нас есть успешные примеры подобных систем, поэтому есть необходимость разобраться как наших, так и западных подходов, но начать надо с определений и понятий.

LMS - это система менеджмента образовательного контента. Конечно, они делятся на несколько категорий можно принципиально выделить четыре основных (рис. 1).

PPL

Joomla LMS Talent LMS

PPAU

iSpring Litmos LearnUpon

PAYG

Upskill Skillbox

License Free

Moodle

EasyLMS

LearnDash

Рис. 1. LMS система менеджмента образовательного контента

К первой категории следует отнести безусловно платные системы PPL, или так называемые «to pay per License», когда надо платить за одну лицензию. Такими системами являются Joomla и Talent, но они у нас стране как-то не прижились.

У нас прижились система менеджмента образовательного контента, когда надо платить за активного пользователя, так называемый «to pay per active user», то есть платить за активного пользователя. Например, это iSpring, Litmos и LearnUpon.

И еще есть у нас в России системы система менеджмента образовательного контента, где существует плата за время работы пользователя в этой системе, как яркий пример, Upskill и Skillbox.

И есть у нас так называемые свободно распространяемые системы, которые обязательно требуют дополнительного программного конфигурирования. Это существующая система Moodle и приходящие сегодня на рынок система Totara, а также системы EasyLMS, LearnDash, FormaLMS, представленные порталом eLearning Industry. Портал eLearning Industry является не единственным, но крупнейшим. Он собирает в себя все эти системы, делает их аналитику, позволяет обосновать В технические требования, выдвигаемые каждой системой.

сз о со -а

I=i А —i о

сз т; о

m О

от

З

ы

о с

CJ

oj о см

На сегодняшний день число отечественных компаний, которые предлагают программное обеспечение аналогичного назначения, насчитывается большое число, например представленные на сайте журнала «Компетенции [1]:

- Zillion (zillion.net) образовательный медиаре-сурс с большим количеством вебинаров, обучающих статей, реализации идей и личностного роста;

- Портал «Прометей», на котором можно найти готовые образовательные курсы или шаблоны их разработки. Кроме того, на портале есть ресурсы, предназначенные для администрирования учебных предметов;

- Универсариум (universarium.org), проект, который позиционируется как российская MOOC-платформа, запущенный при поддержке Агентства стратегических инициатив и РИА-Новости. На данном портале авторы могут разработать собственные учебные программы, могут получить право выдачи сертификатов государственного образца слушателям;

- Eduson (eduson.tv) платформа для предоставления образовательных курсов по бизнес-тематикам, ориентированная на профессионалов.

Примером широко известной отечественной платформой в сфере применения электронного обучения и дистанционных технологий удаленных ресурсов образования является и информационная система Interneturok.ru. На этой платформе преподаватели и учителя сами могут записать фрагменты занятий или уроков, скомпоновать занятие в целом, спланировать и организовать деятельность обучающихся, привлечь ресурсы других источников.

Проект Lektorium (Lektorium.tv) представляет большой сборник цифровых записей видео и аудио- лекций. Сами материалы записываются топовыми российскими вузами с привлечением известных актеров, ученых и профессоров университетов.

Платформа ИНТУИТ (Intuit.ru) разработана Национальным открытым университетом. Предлагает образовательные программы бакалавриата и магистратуры, а также широкий спектр образовательных программ повышения квалификации. Все программы реализуются дистанционно, но при освоении этих программ выдаются соответствующие документы установленного образца.

На данной платформе любое образовательное учреждение или даже отдельный автор может предложить свои программы. Для этого платформа предлагает технические и программные средства управления электронными ресурсами и технологиями дистанционного обучения; разработкой различных учебных материалов; академическое администрирование и взаимодействие с личными образовательными интересами студентов. Платформа ИНТУИТ позволяет составлять индивидуальные учебные планы, персональные расписания и программное сопровождение для каждого

обучающегося, учет результатов обучающегося от момента зачисления до момента отчисления, а также верификацию обучающихся при осуществлении аттестационных процедур,

Проект Businesslearning (Businesslearning.ru) позиционирован в качестве портала дистанционного образования в сфере бизнеса. Данный проект реализуется совместно «Альянс-Медиа» и Международным институтом менеджмента ЛИНК. Характеристиками этого проекта является создание большого числа отчетов разного вида, которые в достаточно полной мере раскрывают администрирование учебного, воспитательного и научного процессов. Важной особенностью проекта является использование международных стандартов обмена учебными материалами (SCORM), реализация процесса на основе научных отечественных и зарубежных разработок и применение цифровой дидактики. Использование образовательных ботов систем электронного и дистанционного обучения создает условия реализации индивидуальной траектории образования обучающихся.

Министерство просвещения Российской Федерации планирует израсходовать более 2 млрд руб. до 2024 года на создание государственной информационной системы (ГИС) «Моя школа», которая по мнению разработчиков, станет единой платформой для всех учреждений системы общего и среднего профессионального образования. А вот дальнейшее развитие уже существующих платформ, по данным издания «Коммерсант», на которые государство потратило уже как минимум 2,2 млрд руб., будет прекращено.

На базе ГИС «Моя школа» вполне могут быть объединены цифровые школьный журнал и дневник обучающегося, журнал учебной группы и цифровая зачетка, удаленное расписание занятий и портфолио обучающихся. Платформа может быть пригодна для проведения родительских собраний в режиме онлайн. Доступ к единой платформе получат учителя, ученики и их представители, а также поставщики образовательных материалов. Вход и регистрация в такой системе будет осуществляться с использование портала государственных услуг.

В связи с запуском ГИС «Моя школа» дальнейшее развитие некоторых проектов в Минпро-свещения сочли нецелесообразным. В их числе «Российская электронная школа», АИС «Маркетплейс образовательного контента и услуг», система «Российское образование» и ГИС «Информационно-аналитическая платформа». Но, как отмечает издание «Коммерсант», на «Российскую электронную школу» было израсходовано уже 1,8 млрд руб. «Маркетплейс образовательного контента и услуг» обошелся бюджету в 193 млн руб., а создание ГИС «Информационно-аналитическая платформа» - еще в 278 млн руб.

С января 2021 г. в России по заказу Минпро-свещения внедряется коммуникационный сервис «Сферум», который, заменит школьникам и преподавателям систему видеоконференцсвязи по-

добные Zoom и Cisco Webex. Проект прошел пилотное внедрение в Подмосковье и по состоянию на конец 2020 г. пилотировался в 15 регионах России. [Сферум: https://sferum.ru/?p=start].

Наличие разных систем зарубежного менеджмента образовательного контента и отечественных образовательных ресурсов существенно влияет на рынок государственных закупок. Так порой возникают ситуации, когда при проведении аукционов, нет логического понимания почему начальная цена контракта была миллион рублей за обучение 100 человек, а в итоге победителем становится лицо, которое обязуется за 20 тысяч рублей обучить это количество, да еще и очень быстро.

Такая же проблема возникла и при внедрении дистанционных технологий образования и использования цифровых ресурсов обучения, выбор которых, конечно же, влияет на качество обучения. А потому затраты образовательной организации и число обученных это и есть переменные составляющие финансовой аналитики влияния систем менеджмента образовательного контента на сегодняшний рынок образовательных услуг и входными условиями, влияющими на качество подготовки обучающихся.

Вполне возможна ситуация, когда создается небольшая посредническая фирма с минимальным числом работников и количеством оборудования, которая покупает минимальную лицензию, либо интегрируется в пользовательскую систему менеджмента образовательного контента, а у разработчиков покупаются лишь курсы по сравнительно недорогим ценам.

Затем пользуясь лазейками в текущей истории законов о контрактной системе ФЗ № 44 и госзакупках и ФЗ № 223 этот продукт продвигается как образовательная программа, но заказчик вместо качества обучения получает проблемы, связанные как с работой в этих системах, так и с контентом, загруженным в эти системы.

Конечно же при внедрении подобных систем нужно обращать внимание на первоначальные затраты или так называемое авансовые расходы. Здесь можно ответить на вопросы если образовательная организация хочет внедрить и самостоятельно обслуживать электронную систему обучения или отдать её в эксплуатацию стороннему подрядчику. То есть возможен формат, когда организация в ней в электронной системе занимается только её использованием, а техническое обслуживание осуществляет какая-то сторонняя компания.

Важным финансовым вопросом является вопрос о том, что нужно ли включать в первоначальные затраты на конвертацию учебных материалов в электронный вид. Практически все преподаватели, которые разрабатывают образовательный контент для дистанционных и электронных программ обучения, задают справедливые вопросы, какую премию либо надбавку к заработной плате они получат за цифровизацию своих учебных программ и дисциплин. Потому что это предполагает написание какого-либо сценария, модульности, пред-

полагает передачу контента в виде Power Point презентации видеозаписей, модули тестирования.

Что будет с основными образовательными программами, кто их адаптирует. Существующие календарные учебные планы, разработанные в шаблоне комплекса программ Лаборатории ММИС, предназначенные для автоматизации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях (www.mmis.ru) не приспособлены под цифровые форматы образования и западную модель. Всё-таки, в России ещё есть определенная демократия в документации и требованиям к содержанию и реализации образовательных программ ВО, ДПО и СПО.

И вот здесь также возникает вопрос, кто адаптирует учебные планы под систему электронного и дистанционного обучения и, конечно же, какая правовая основа это учебно-методической работы, как происходит зачисления, как человек обучается и так далее.

Все эти вопросы они влияют на первоначальные затраты при внедрении такой системы. Западный подход сегодня говорит о том, что нужно считать затраты за минуту обучения пользователя, то есть предлагается посчитать затраты сколько стоит одна минута обучения обучающегося организации СПО, студента вуза или слушателя программы повышения квалификации в системе дистанционного обучения.

На сегодняшний день рынок госзакупок в 2021 году представлен запросами предложений на внедрение систем электронного и дистанционного обучения как в корпоративном сегменте, так и в государственном.

Здесь следует остановиться на котировках, которые уже прошли весной 2021 года. В качестве примера рассмотрим выполнение работ по внедрению системы электронного и дистанционного обучения для публичного акционерного общества «Россети Московский регион» [Группа компаний BiCo https:// www.bicotender.ru/tender185270804.html].

Заказчик предложил свой вариант закупок. Дело в том, что эта закупка была разделена на два лота и заказчик посчитал, что одни расходы он несет на приобретение лицензии системы электронного и дистанционного обучения, а вторые расходы будут отнесены на выполнение работ по расширению функционала самой системы, иными словами, есть подрядчик, который поставляет лицензию, и есть подрядчик, который обслуживает эту систему.

В принципе на сегодняшний день решение ПАО «Россети Московский регион» можно считать наиболее логичным в широком спектре историй, связанных с проведением подобных закупок государственными учреждениями и учреждениями, которые имеют в своем составе государственное участие. Вот именно эту конкретную закупку можно считать разумной. Заказчик разделил свою потребность две части и тем самым облегчил без тебя жизнь и при написании технического задания и при осуществлении закупки.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

oj о см

Но не всегда так бывает. Всегда существует ряд проблем, с которыми сталкивается заказчик системы электронных и дистанционных технологий обучения:

а) сложность при определении начальной цены и отсутствия понимания затрат на её внедрение;

б) возможность деления на лоты закупок по приобретению, внедрению и эксплуатации;

в) введение своих собственных показателей и единиц измерения результатов обучения;

г) привязка результатов обучения к возможным будущим потребностям;

д) не понимание архитектуры совокупности системы электронного и дистанционного обучения (купим весь пакет сразу, чтобы не докупать потом);

е) резервирование системы электронных и дистанционных технологий обучения дополнительными компонентами и ресурсами.

Вообще расширенная поставка инструментов системы электронных и дистанционных технологий обучения, как правило, не обоснованная, как некая подстраховка является признаком многих подобных закупок.

Анализ следующей закупки, которую осуществил Поволжский государственный университет, показал, что приобретает отдельно программное обеспечение Moodle, точнее так называемый «Русский Moodle 3KL Norm» для реализации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. Закупка была осуществлена проще, потому что была привязана к существующей системе, уже существующей в вузе, но в то же время в заявке отсутствует схемы эксплуатации системы и развития её функционала. Отсутствует достаточное количество электронного учебного материала для полнофункционального использования, то есть загружаемых учебных модулей и дисциплин [4].

Особое место в реализации проектов и программ развития систем электронного и дистанционного обучения играют процессы сопровождения. Инерция внедрения уже приобретенных программ, их расширение создает условие не функциональных затрат, увеличивая сроки окупаемости первоначальных вложений. Порой даже поставщики программного обеспечения даже не знают, внедрена ли система в полном объеме, полностью или частично не работает.

Проведенный анализ системы менеджмента образовательного контента позволяет охарактеризовать факторы внедрения систем электронного и дистанционного обучения, в том числе основные факторы:

а) стоимость покупки программного обеспечения или приобретения лицензии на её использование в течение 3 лет (руб./год);

б) стоимость адаптации одной образовательной программы в формат системы электронного и дистанционного обучения (руб./ед.);

в) стоимость технической эксплуатации и обслуживания в течение 3 лет (руб.);

г) стоимость обучения персонала и повышение его квалификации (руб./чел.);

д) расходы на оплату труда работников, занятых создании электронных учебных материалов (руб./ед.).

Кроме того, к дополнительным факторам, влияющим на развитие систем электронного и дистанционного обучения следует отнести:

- расходы по обеспечению защиты персональных данных пользователей системы (руб./год);

- расходы на отладку отчетов внутри системы (руб./год);

- сокращение расходов на оплату труда (руб./ ед.);

- доходы от реализации программ дополнительного образования, которые получены с использованием системы электронного и дистанционного обучения (руб./чел.);

- расходы на обслуживание входящих платежей (% от входящего платежа).

Проблема электронного обучения и дистанционных технологий образования является ключевой в процессе реформирования образовательного процесса. Для их успешного внедрения необходимо очень внимательнейшим образом рассмотреть все элементы, задействованные в этом процессе, от выбора программного обеспечения до разработки методических материалов и практической организации процесса обучения.

Но, главное, необходимо учитывать, что электронное обучение и дистанционные технологии образования не могут полностью заменить контактные формы обучения. Лишь разумное сочетание форм обучения позволяет успешно решить важнейшую задачу образования - задачу разностороннего развития обучающихся, формирование их компетенций, знаний, умений и навыков, способностей личности.

Литература

1. 19 крупнейших российских онлайн-образовательных проектов // Компетенции: Об управлении персоналом, карьере и эффективности сотрудников: [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://hr-media.ru/podpiska-na-zhurnal-1: https://hr-media.ru/19-krupnejshih-rossijskih-onlajn-obrazovatelnyh-proektov (дата обращения: 20.09.2021).

2. Сферум: [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://sferum.ru/?p=start (дата обращения: 20.09.2021).

3. Для российских школ создадут единую ИТ-платформу, сдав в утиль действующие миллиардные разработки [Интернет-издание CNews [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-03-30_vlasti_sozdadut_edinuyu_platformu] (дата обращения: 20.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Открытые технологии. Среда электронного обучения 3KL. Русский Moodle [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://

opentechnology.ru/products/russianmoodle/ (дата обращения: 20.09.2021). 5. Полевая Н.М. Дистанционная форма обучения в вузе: факторы развития и внедрения, проблемы реализации //Вестник АмГУ. 2020. Выпуск 90. С. 48-50.

EDUCATIONAL CONTENT MANAGEMENT SYSTEM

Maksimov V.P.

Sakhalin State University

The article provides an overview of educational content management systems that are used in the practice of modern education with the use of e-learning and distance education technologies. An overview of examples of systems of domestic and foreign development is presented, their promising opportunities, shortcomings and difficulties are identified, the main factors of the development of the educational content management system are identified. Software solutions for distance learning are considered, which allow the teacher to create and use educational content, and the educational organization to manage the educational process, to build training in group and individual forms. In addition to the organizational problems of the introduction of e-learning and distance education, the economic aspects arising from their implementation are analyzed, since not everywhere and not always the economic costs incurred by the organization in the process of implementing e-learning are

taken into account. The article is intended for managers implementing or intending to implement e-learning and distance education technologies.

Keywords: content, distance learning, e-learning, implementation factors, system.

References

1. 19 largest Russian online educational projects // Competences: On personnel management, career and employee efficiency: [Electronic resource] - Access mode. - URL: https://hr-media. ru/podpiska-na-zhurnal-1: https://hr-media.ru/19-krupnejshih-rossijskih-onlajn-obrazovatelnyh-proektov (date accessed: 20.09.2021) ...

2. Spherum: [Electronic resource] - Access mode. - URL: https:// sferum.ru/?p=start (date of access: 20.09.2021).

3. A unified IT platform will be created for Russian schools, having scrapped the existing billion-dollar developments [Internet edition CNews [Electronic resource] - Access mode. - URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-03-30_vlasti_sozdadut_ edinuyu_platformu] (date accessed: 20.09.2021).

4. Open technologies. 3KL e-learning environment. Russian Moodle [Electronic resource] - Access mode. - URL: https:// opentechnology.ru/products/russianmoodle/ (date accessed: 20.09.2021).

5. Polevaya NM Distance learning at the university: factors of development and implementation, implementation problems // Bulletin of the AmSU. 2020. Issue 90. S. 48-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.