Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 4. С. 92-103. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; (4): 92-103.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Научная статья УДК 378.14: 378.16
DOI: 10.21510/1817-3292-2021-94-4- 92-103
ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 2020
Евгений МихайловичДорожкин1, Яна Сергеевна Изюрова2
"^Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3714-6578
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5159-8247
Аннотация. Статья посвящена проблемам, выявленным при переходе на цифровой формат обучения в условиях пандемии. Цель исследования - выявление преимуществ и недостатков дистанционного формата обучения с технической стороны, со стороны готовности профессорско-преподавательского состава и административного персонала, а также со стороны подготовки студентов к цифровой форме обучения. При проведении исследования были использованы теоретические (изучение научной и учебной литературы, систематизация материала, прогнозирование) и эмпирические методы (анализ документации, результатов учебной деятельности студентов, беседа, устный опрос, наблюдение). Научная новизна исследования заключается в выявлении как недостатков, так и преимуществ цифровой формы обучения; определении критериев и показателей успешной реализации основных образовательных программ с использованием дистанционных технологий.
В результате анализа было выявлено, что система высшего образования в целом справилась с резким изменением форматов обучения. Внедрение в образовательный процесс дистанционный формата обучения выявило готовность вузов к цифровизации образовательного процесса, а также готовность общества принять этот формат обучения. При этом выявились недостатки, вытекающие из того, что не все виды работ возможно перевести в онлайн-формат без потери достоинств традиционной формы обучения. Руководители образовательных организаций, профессорско-преподавательский состав и административный персонал достойно преодолели сложности последних двух лет.
Ключевые слова: цифровизация высшего образования, дистанционное образование, пандемия, высшая школа, высшее образование в период пандемии
Для цитирования: Дорожкин Е.М., Изюрова Я.С. Проблемы цифровизации образования в высших учебных заведениях в условиях пандемии 2020 // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. №4(94). С. 92-103.
INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION
Original article.
© Дорожкин E.M., Изюрова Я.С., 2021
PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF THE 2020
PANDEMIC
Evgeny M. Dorozhkin1, Yana S. Izyurova2
1,2 Russian State vocational pedagogical university, Yekaterinburg, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3714-6578
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5159-8247
Abstract. The article is devoted to the conclusion of the problems identified during the transition to the digital format of education in a pandemic. The purpose of the study is to identify the advantages and disadvantages of the distance learning format from the technical side, from the training of the teaching staff and administrative staff, as well as the readiness of students for digital learning. During the research, theoretical methods were used (study of scientific and educational literature, systematization of material, forecasting), empirical methods (analysis of documentation, results of students' educational activities, conversation, oral interview, observation). The scientific novelty of the research is to identify the disadvantages, advantages of the digital form of education, to identify criteria and indicators for the successful implementation of basic educational programs using distance learning technologies.
As a result of the analysis, it was revealed that the higher education system has coped with a sharp change in the formats of education. The introduction of the distance learning format into the educational process has shown the readiness of universities to digitalize the educational process, as well as the willingness of society to accept this format of education. But, at the same time, shortcomings were revealed, since not all types of work can be translated into an online format, thereby showing the dignity of the traditional form of education. Heads of educational organizations, teaching staff and administrative staff have adequately overcome all difficulties over the past two years.
Keywords: digitalization of higher education, distance education, pandemic, higher school, higher education during the pandemic.
For citation: Dorozhkin E.M., Izyurova Ya.S. Problems of digitalization of education institutions in the context of the 2020 pandemic. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana=Pedagogical journal of Bashkortostan. No.4(94): 92-103. ( In Russ)
Введение. В настоящее время многие секторы экономики работают с максимальным применением цифровизации и автоматизации рабочих процессов. Это является необходимой потребностью выполнения качественной и оперативной работы. Внедрение модернизированных технологий стало необходимостью и для высшего образования, что обуславливает актуальность исследования. Сегодня каждый вуз должен быть лидером инновационного развития, чтобы оперативно адаптироваться к условиям современной рыночной экономики [1]
Для полного перехода на дистанционную форму обучения по основным образовательным программам высшего образования требуется многое как с финансовой и технической стороны, так и со стороны моральной готовности преподавателей, административного персонала и студентов. В связи с этим руководство учебных заведений не торопилось
переходить на цифровую платформу обучения. Ситуацию резко изменили условия пандемии.
Методология исследования. Нами был проведен анализ научной литературы, направленной на изучение перспектив онлайн-образования и цифровой образовательной среды; выявление основных проблем и преимуществ внедрения цифровых технологий, особенностей организации дистанционного обучения в вузе. Мы опирались на публикации М.И. Барабановой [1], С.И. Черных [2], С.Ю. Полянкиной [3], Л.С. Набоковой [4], Ю.С. Рогачевой [4], A.B. Бойковой [5], Н.Б. Стрекаловой [6], P.M. Сафуанова, В.Т. Фархтдинова и Е.А. Колганова [7, 8], М.Ю. Лехмуса [8], Д.С. Дмитриева [10], Т.И.Рудневой [11], О.Ю. Калмыковой, Н.В. Солововой и С.Н. Парфеновой [12], Е.Р. Вершицкой, A.B. Михайловой, С.И. Гильманшиной, Е.М. Дорожкина и В.В. Епанешникова [13], Е.А. Сиволаповой [14], Е.Е. Киреевой и Н.В. Рудыка [17].
Материалы и методы исследования. При проведении исследования были использованы теоретические (изучение научной и учебной литературы, систематизация материала, прогнозирование) и эмпирические методы (анализ документации, результатов учебной деятельности студентов, беседа, устный опрос, наблюдение). Для написания статьи изучалась научная литература по теме внедрения дистанционной формы обучения, был проведен устный опрос сотрудников организаций высшего образования, осуществлен анализ собранных данных.
В статье «Образование как фиктивный капитал» С.И. Черных пишет о фиктивности высшего образования в форме интеллектуального капитала и высказывает «сомнение пользы высшего образования в принципе». Указанное сомнение относится к организации всего образовательного процесса и к «пустой трате времени и денег» [2]. Спорность вопроса об эффективности дистанционной формы обучения декларируется в работе С.Ю. Полянкиной «Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация?». Автор считает, что в цифровом формате обучения происходит «переосмысление выгодополучателей, степени дельности для общества» [3]. И если внутри самого процесса развития онлайн-форматов образования не существует принципиальных противоречий, то глубинная, социальная значимость гносеологической сущности образования в широком смысле явно вступает в конфликт с онтологическим характером субъективизированного онлайн-обучения. Вновь процитируем С.И. Черных: «Как вектор в развитии человеческого капитала и как специфический товар скорее может рассматриваться обучение (программы, люди с определенными навыками как профессионалы, технологии), а образование как таковое (целиком) продано (капитализировано) быть может только поэлементно (например,
продажа лицензии на ведение образовательной деятельности или платное обучение, покупка формы или учебников и т.д.)» [2].
В марте 2020 года, в разгар эпидемии, все учебные заведения страны перешли на дистанционную форму обучения. Пандемия коронавируса, охватившая весь мир, послужила своего рода импульсом к развитию информационных образовательных технологий [5]. Высшие учебные заведения по-разному реализовывали цифровой формат образовательного процесса. «При переносе учебного процесса в глобальную сеть важное значение приобретают средства коммуникационного взаимодействия..., выступающие часто единственным механизмом обратной связи, доносящим до студента важные для обучения сведения...» [6], такие как проведение лекций, отправка задания, проверка и оценка выполненной работы, консультирование и так далее. Значительная часть вузов проводили занятия при помощи вебинаров, используя различные платформы для онлайн-обучения студентов, лишь ннемногие вузы ограничились отправкой учебных материалов и заданий по электронной почте с последующей обратной связью для проверки выполненного задания.
В 2020 году перед высшей школой встала задача обеспечения образовательной деятельности в новых условиях без прерывания учебного процесса - проведения сессий, защит выпускных квалификационных работ и диссертаций, организации и проведения приемной кампании и так далее. Имеющийся в Российской Федерации опыт орагнизации дистанционного обучения показал, что система высшего образования стоит перед целым рядом вызовов. Одни из них существовали еще до пандемии и обострились после ее наступления, другие новые, но более они не могут быть оставлены без внимания. Более того, ответы на эти вызовы создают условия роста глобальной конкурентоспособности и лидерства российской системы высшего образования.
Кризис, длящийся на протяжении двух лет, ставит вопрос о глобальном переосмыслении высшими учебными заведениями имеющихся образовательных технологий, в основе которых с момента появления первых университетов заложена очная коммуникация профессорско-преподавательского состава и студентов. Актуализируется анализ эффектов, к которым привел сегодняшний кризис, прорабатываются решения, которые позволяют нивелировать негативные последствия пандемии, гарантируют устойчивое развитие образовательных организаций в современных условиях.
В литературе отмечается, что «современная организация учебного процесса настойчиво требует уменьшения аудиторных форм работы, уделяя больше внимания индивидуализации учебного процесса, организации и рационального использования свободного времени для самостоятельной работы студентов» [7], следовательно, применение
цифровых образовательных технологий в учебном процессе является закономерным. Высшие учебные заведения уже опробовали дистанционный формат обучения, но как правило, это были курсы, проводимые в формате онлайн для привлечения абитуриентов, либо сторонних слушателей, но не направленные на обучение по основным образовательным программам. Цифровизация образовательного процесса в условиях пандемии 2020 года являлась не способом минимизации экономических затрат на обеспечение образовательного процесса, а способом защиты студентов и профессорско-преподавательского состава от возможности инфицироваться вирусом СОУГО-19.
Пандемия 2020 спровоцировала все учебные заведения в кратчайшие сроки перейти на дистанционное обучение при том, что некоторые из них не обладали техническими условиями для реализации программ в дистанционном формате. Все преподаватели обязаны были оперативно обучиться работе на различных платформах, а также грамотно донести до студентов правила, по которым те обязаны обучаться. Сложившаяся ситуация с принудительным применением электронного обучения наглядно показала, как отнеслись студенты и преподаватели к обучению в онлайн-формате. Выявилось, что для внедрения новых образовательных стандартов и экстренного перехода на цифровой формат обучения «необходим инструмент создания учебных материалов, инструмент эффективной доставки контента и знаний студентов для эффективного преподавания» [8].
Результаты эмпирического исследования.
Все учебные заведения в период пандемии перешли на новый формат обучения, что привело к смене привычной системы образования. В личных беседах с представителями административного персонала, преподавателями и студентами различных вузов были выявлены определенные проблемы, с которыми при этом столкнулась каждая сторона. Многие вузы уже ранее дистанционно реализовывали часть курсов, либо обучали по смешанной системе. Но ряд образовательных учреждений не были технически подготовлены к обеспечению образовательного процесса в дистанционной форме. Технические возможности учебного заведения - это наличие активных серверов, возможность максимальной загрузки информации на эти серверы. Выявилась необходимость вузам иметь технический запас серверов для увеличения возможностей обучения в дистанционном формате.
Для полноценной организации учебного процесса преподаватели высшей школы обязаны достаточно хорошо понимать характерные признаки сегодняшних студентов [9], особенно в период тотального дистанционного образования. Стартовым условием применения средств электронного обучения является подготовка преподавателей вуза к их применению в профессиональной деятельности [10]. Препятствие, которое, пожалуй, проявилось ярче остальных, это организационная
составляющая проведения занятий в дистанционной форме. Как правило, профессорско-преподавательский состав состоит из докторов и кандидатов наук достаточно зрелой возрастной категории. Среди них «отмечается сопротивление преподавателей новому виду обучения, в котором доминирует интеллектуальная составляющая с использованием компьютера, снижающая возможности воспитательного воздействия» [11]. Для этой категории преподавателей важна традиционная форма образовательного процесса. Часть из них полностью отрицала переход на дистанционную форму обучения. Во многом такая позиция обусловливается тем, что люди технически не подготовлены к переходу на цифровую платформу обучения. Для них это достаточно сложный процесс, с которым необходимо было знакомиться в самые короткие сроки.
Но современному преподавателю высшего учебного заведения в обязательном порядке «необходимо совершенствовать свою профессиональную компетентность, мобильность и способность реагировать на постоянные изменения .., модернизацию образовательных стратегий» [12]. Это потребовало организации курсов повышения квалификации как на площадках учреждения, где работали преподаватели, так и на площадках других образовательных организаций.
Следующая немаловажная проблема, с которой пришлось столкнуться в период тотального дистанционного обучения, это адаптация студентов к новой форме образовательного процесса [13]. Не каждый студент имел возможность доступа к интернету с подключением к соответствующим образовательным платформам. Возникал вопрос их технической подготовленности к дистанционному формату обучения. Численность студентов, не имеющих технических условий для онлайн-обучения, несущественная, но она требовала решения.
Также была выявлена проблема непонимания студентами того, где скачивать задания, как настроить звук во время онлайн-занятий, как подключиться к лекции и т.д. В этом случае руководство вузов использовало памятку для студентов с пошаговой инструкцией подключения к образовательной платформе и работе с ней.
Основной проблемой для студентов явилось отсутствие регламента в отношении составления расписания лекций, которые проводились с небольшим промежутком времени, и выполнения домашних заданий при помощи компьютера. При проведении занятий в традиционной форме, студент самостоятельно принимал решение, в какое время он будет заниматься за компьютером и сколько времени он на это отведет. Во время дистанционной формы обучения студент обязан присутствовать на занятиях в определенное время. Постоянное нахождение перед компьютером дает серьезную нагрузку на глаза, соответственно, потенциально опасно для здоровья.
Немаловажным минусом цифрового формата обучения является учебная нагрузка, которая значительно увеличилась при дистанционном обучении. Увеличение нагрузки связано с тем, что студентам необходимо изучать гораздо больше материалов для самоподготовки, поскольку преподаватель физически не может выдать полный объем информации в онлайн-режиме. Но, несмотря на это, дистанционный формат обучения значительной части студентов нравится больше, чем очный, поскольку в их распоряжении остается больше времени на сон и иные личные дела.
Сибирским федеральным университетом было проведено анкетирование студентов, которое позволило выявить отношение респондентов к новому формату обучения. Анкетирование проводилось в начале полного перехода на дистанционную форму - в апреле 2020 года. Респондентами явились студенты очных форм обучения по программам магистратуры и бакалавриата первых и вторых курсов. Результаты исследования демонстрируют неудовлетворенность половины студенческой молодежи дистанционным форматом обучения. Проблемы связаны с увеличением объема самостоятельной работы, с дефицитом пользовательских компетенций, с недостатком методического сопровождения и ориентации в повышенном потоке поступающей информации, с психоэмоциональными перегрузками в силу непривычного образа жизни, со снижением мотивации к обучению [4]. Наряду с этим студенты первых и вторых курсов проявляют стремление к образованию в целом; заинтересованность в освоении дополнительных знаний и навыков, в международных контактах в процессе обучения; готовность к самореализации и получению нового социокультурного опыта [4].
С переходом на цифровую форму образовательного процесса, серьезные проблемы возникли в области инженерии, медицины, естественно-научных и иных направлений, требующих коллективных форматов работы. Для обучения по названным направлениям необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение выполнения практических и лабораторных работ, не все части которых можно выполнить дистанционно. Разработанные лабораторные практикумы в основном предполагали перевод в дистанционную форму теоретической части программы, но не практической. Обучающиеся по этим направлениям недополучили определённые практические навыки, требующие очного участия студентов. В связи с этим виды работ, которые невозможно перевести в цифровой формат, были перенесены на начало нового учебного года.
Новый 2020/2021 учебный год в период пандемии начался особенно. Большинство вузов начало учебный год 1 сентября, лишь некоторые сдвинули начало образовательного процесса. Но все учебные заведения возобновили очный образовательный процесс, который отличался от формата прошлых лет. Было внедрено большое количество цифровых форматов, которые появились с началом пандемии и переходом
на днстант. Руководство высших учебных заведений старалось максимально использовать удаленное обучение для того, чтобы минимизировать прямой контакт преподавателя и студентов с целью обеспечения взаимной безопасности.
Особое внимание уделялось вопросу защиты здоровья всех работников и студентов вуза. В связи с этим 29 июля 2020 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека были опубликованы методические «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (СО VID-19) в образовательных организациях высшего образования». Главной мерой в рекомендациях назывался масочный режим. В дополнение к масочному режиму было рекомендовано измерение температуры тела на входе в учебное заведение и двукратное измерение в течение дня. Санитарные нормы также прописывали регулярную уборку помещений и поверхностей с применением дезинфицирующих средств, наличие антисептиков на входе, в местах общего пользования, в санузлах и в местах приема пищи. Рекомендовалось исключить проведение очных занятий педагогическими работниками старше 65 лет и педагогическими работниками, имеющими хронические заболевания [15].
Подготовка к новому учебному году в 2021 году также оказалась особенной. В связи с Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 1 апреля 2021 г. № 226 «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2021/22 учебный год», в целях предотвращения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, были сдвинуты сроки приема заявлений на поступление, сроки подачи оригиналов документов, размещение конкурсных списков и приказов на зачисление. Важной частью приказа стала организация взаимодействия образовательного учреждения с поступающими. Так, при подаче абитуриентами документов, необходимых для поступления, внесении изменений в заявление о приеме на обучение, подаче иных заявлений (в том числе апелляции), отзыве поданных заявлений и иных документов, вузы организовывали взаимодействие с поступающими с использованием дистанционных технологий, в том числе посредством суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», а также через операторов почтовой связи общего пользования, а при проведении вступительных испытаний, включая дополнительные вступительные испытания, а также при рассмотрении апелляций, с использованием дистанционных технологий [16].
Заключение. Переход всех образовательных организаций на цифровой формат обучения обострит вопрос доверия к качеству организации учебного процесса и его содержанию. Для того, чтобы
российскому образованию не потерять целевую аудиторию, всем высшим учебным заведениям необходимо провести мониторинг своей цифровой образовательной среды, устранить те недостатки, которые выявились при резком переходе на дистанционный формат и в кратчайшие сроки исправить все недочеты, так как «современное профессиональное образование должно обеспечивать гарантированное овладение необходимыми компетенциями с использованием современных образовательныхтехнологий» [17].
Можно сделать вывод о том, что система высшего образования в целом справилась с резким изменением форматов обучения, связанным с эпидемией коронавируса, дляшейся на протяжении двух последних лет. Тотальный переход на дистанционную форму обучения показал готовность вузов к цифровизации образовательного процесса, готовность общества принять новый формат обучения. При реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в дистанционной форме выявились все достоинства такой формы обучения, а также его недостатки, поскольку не все виды работ возможно перевести в онлайн-формат, что подтвердило достоинства традиционной формы обучения. В процессе перехода и во время обучения в онлайн-формате, руководство вузов увидело собственные «зоны отставания», которые были скрыты ранее. Руководители образовательных организаций, профессорско-преподавательский и административный персонал достойно преодолели все сложности последних двух лет, в результате чего система высшего образования выстояла и четко определила перспективы своего развития.
Список источников
1. БарабановаМ.И. Перспективы высшего образования в условиях перехода к цифровой экономике // Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста. 2017. С. 388-393
2. Черных С.И. Образование как фиктивный капитал // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Том 1, № 1. С. 3400-3408.
3. Полянкина С.Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация? // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Том 10, № 1. С. 3428-3437.
4. Набокова Л.С. Рогачева Ю.С. Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории // Профессиональное образование в современном мире. 2020. № 3. С. 4041-4052. DOI: 10.15372/PEMW20200314
5. Бойкова A.B. Некоторые проблемы перехода на дистанционное обучение в военных вузах в условиях пандемии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4-2 (43). С. 29-31
6. Стрекалова Н.Б. Сетевое взаимодействие студентов и преподавателей // Образование в современном мире: стратегические инициативы. 2017. С. 423-430.
7. Сафуанов P.M., Фархдинов В.Т., Колганов Е.А. Использование электронного обучения и образовательных технологий // Вестник УГНТУ. Серия: «Экономика». 2018. № 1(23). С. 104-108
8. Сафуанов P.M., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования// ВестникУГНТУ. Серия: «Экономика». 2019. №2(28). С. 116-121
9. Изюрова Я.С. Проблемы профессиональной компетентности преподавателя вуза в вопросах взаимоотношения со студентами // Акмеология профессионального образования: материалы 15-й Международной научно-практической конференции (1314 марта 2019). Екатеринбург: РГППУ, 2019. С. 163-166.
10. ДмитриевД.С. Результаты реализации системы формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности II Образование в современном мире: стратегические инициативы. 2017. С. 254-261.
11. Руднева Т.И. Инновационная направленность деятельности преподавателя вуза // Вестник Самарского университета. Серия: История, педагогика, филология. 2020. Том 26, № 2. С. 107-111.
12. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В., Парфенова С.Н. Стратегии управления персоналом современного университета: конфликтологическое консультирование // Образование в современном мире: стратегические инициативы. 2017. С. 401-408.
13. Vershitskaya E.R., Mikhaylova, A.V., Gilmanshina S.I., Dorozhkin E.M. Epaneshnikov V.V. Present-day management of universities in Russia: Prospects and challenges of e-learning // Educ Inf Technol. 2020. - Pp. 611-621. https://doi.org/10.1007/s10639-019-09978.
14. Сиволапова Е.А. Особенности организации дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии // Рубежи истории. 2020. № 2 (8). С. 64-69.
15. Методические рекомендации MP 3.1/2.1.0205-20"Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования": (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 июля 2020 г.) // Министерство юстиции Российской Федерации: официальный сайт. 2021. - URL : https://minjust.consultant.ru (датаобращения: 13.09.2021).
16. Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования-программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2021/22 учебный год: приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.04.2021 № 226 II Министерство юстиции Российской Федерации: официальный сайт. 2021. - URL : https://minjust.consultant.ru (датаобращения: 27.09.2021)
17. Киреева Е.Е., Рудык Н.В. Успех преподавателя как инновационная составляющая процесса обучения II Образование в современном мире: стратегические инициативы. 2017. С. 479-484.
References
1. Barabanova M.I. Prospects of higher education in the conditions of transition to the digital economy. Technological perspective within the Eurasian Space: new markets and points of economic growth. 2017. Pp. 388-393. (In Russ)
2. Chernykh S.I. Education as fictitious capital. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire=Vocational education in the modern world. 2020; 1(1): 3400-3408. (In Russ)
3. Polyankina S.Yu. Online education: reontologization or deontologization? Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire=Vocational education in the modern world. 2020; 10(1): 3428-3437. 10.15372/PEMW20 200105. DOI: 10.15372/PEMW20200105. (In Russ)
4. Nabokova L.S. Rogacheva Y.S. Digital educational environment in a pandemic: intentions of the student audience. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire= Vocational education in the modern world. 2020; ( 3): 4041-4052. DOI: 10.15372/PEMW20200314. (In Russ)
5. BoikovaA.V. Some problems of transition to distance learning in military universities in a pandemic. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk=International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020; 43(4-2): 29-31. (In Russ)
6. Strekalova N.B. Network interaction of students and teachers. Obrazovanie v sovremennom mire: strategicheskie iniciativy=Education in the modern world: strategic initiatives. 2017. Pp. 423-430. (In Russ)
7. SafuanovR.M., Farkhtdinov V.T., Kolganov E.A. The use of e-learning and educational technologies. Vestnik UGNTU. Seriya: «Ekonomika»=Bulletin of USNTU. Series: "Economics". 2018; 23(1): 104-108. (In Russ)
8. SafuanovR.M., Lehmus M.Yu., Kolganov E.A. Digitalization of the education system. Vestnik UGNTU. Seriya: «Ekonomika»=Bulletin of USNTU. Series: "Economics". 2019; 28(2): 116-121. (In Russ)
9. Izyurova Ya.S. Problems of professional competence of a university teacher in matters of relationship with students. Acmeology of Vocational Education: materials of the 15th International Scientific and Practical Conference (March 13-14, 2019. Yekaterinburg: RGPPU, 2019. Pp. 163-166. (In Russ)
10. Dmitriev D.S. Results of the implementation of the system of formation of readiness of a university teacher for the use of e-learning tools in professional activity. Obrazovanie v sovremennom mire: strategicheskie iniciativy=Education in the modern world: strategic initiatives. 2017. Pp. 254-261. (In Russ)
11. Rudneva T.I. Innovative orientation of the activity of a university teacher. Vestnik Samarskogo universiteta. Seriya: Istoriya, pedagogika, filologi=Bulletin of Samara University. Series: history, pedagogy, philology. 2020; 26(2): 107-111. (In Russ)
12. Kalmykova O.Y., Solovova N.V., Parfenova S.N. Strategies of personnel management of a modern university: conflictological consulting. Obrazovanie v sovremennom mire: strategicheskie iniciativy=Education in the modern world: strategic initiatives. 2017. Pp. 401-408. (In Russ)
13. Vershitskaya E.R., Mikhaylova A.V., Gilmanshina S.I., Dorozhkin E.M., Epaneshnikov V.V. Present-day management of universities in Russia: Prospects and challenges of e-learning. Educ Inf Technol. 2020. Pp. 611-621. https://doi.org/10.1007/s10639-019-09978
14. Sivolapova E.A. Features of the organization of distance learning at a university in a pandemic. Rubezhi istorii=Frontiers of History. 2020; 8(2 ): 64-69. (In Russ)
15. MP guidelines 3.1/2.1.0205-20 "Recommendations for the prevention of new coronavirus infection (COVID-19) in educational institutions of higher education" (approved by the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Well-Being on July 29, 2020). Ministry of Justice of the Russian Federation: official website. 2021. - URL : https://minjust.consultant.ru (accessed 13.09.2021). (In Russ)
16. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 226 dated 01.04.2021 "On the specifics of admission to higher education educational programs-bachelor's degree programs, specialty programs, master's degree programs, postgraduate training programs for 2021/22 academic year". Ministry of Justice of the Russian Federation: official website. 2021. - URL : https://minjust.consultant.ru (accessed 27.09.2021). (In Russ)
17. Kireeva E.E., Rudyk N.V. Teacher's success as an innovative component of the learning process. Obrazovanie v sovremennom mire: strategicheskie iniciativy=Education in the modern world: strategic initiatives. 2017. Pp. 479-484. (In Russ)
Заявленный вклад авторов статьи:
Евгений Михайлович Дорожкин - научное руководство, критический анализ текста, обеспечениересурсами.
Яна Сергеевна Изюрова - подбор диагностического инструментария и разработка авторской опросной методики, теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.
The stated contribution of the authors of the article:
Evgeny M. Dorozhkin - scientific guidance, critical analysis of the text, provision of resources.
Yana S. Izyurova - selection of diagnostic tools and development of the author's survey methodology, theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, design of the article.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариантрукописи.
Authors read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 27.10.2021; одобрена после рецензирования 19.11.2021; принятакпубликации 14.12.2021.
The article was submitted 27.10.2021; approved after reviewing 19.11.2021; accepted for publication 14.12.2021.