Научная статья на тему 'Противоречивость социальных практик успеха в современном российском обществе'

Противоречивость социальных практик успеха в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ / SOCIAL SUCCESS / СОЦИАЛЬНАЯ АНОМИЯ / SOCIAL ANOMY / УСПЕШНОСТЬ / SUCCESS / СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ДОСТИЖЕНИЕ / ACHIEVEMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ УСПЕХА / SOCIAL PRACTICES OF SUCCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якутина Ольга Ивановна

На основании теоретического и фактического материала анализируется сложность такого феномена, как социальный успех, проявляющегося в противоречии между состязательностью, соревновательностью и человечностью. Подчеркивается, что в условиях социальной аномии данное противоречие усиливается, анализируются различные формы проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Contradictive Nature of Social Practices of Success in Modern Russian Society

The article is analyses the theoretical and actual material complexity of such phenomenon as the social success, this is shown on the contradiction between competitiveness and humanity. It is underlined that in the conditions of social anomies the given contradiction amplifies, as we can find it in social practices of success of a modern Russian society. The author analyzes various forms of display of the given contradiction.

Текст научной работы на тему «Противоречивость социальных практик успеха в современном российском обществе»

ЛИТЕРАТУРА

1. Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1954-1957.

2. Герцен А.И. Былое и думы. Части 1-5. М.: Изд-во "Худож. лит-ра", 1969. 868 с. С. 211.

3. Маркс К. Капитал: В 3 т. Т.1. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1953. 794 с. С. 205.

4. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход: избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 486 с.

5. Ленин В.И. О нашей революции (По поводу записок Н. Суханова) // Полн. собр. соч. 5-е изд.: В 55 т. Т. 45. 730 с. С. 380.

11 ноября 2009 г.

ББК 87.6 УДК 316.1

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК УСПЕХА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

О.И. Якушина

Современная социальная практика показывает, что одной из существенных черт современного человека является стремление к успеху. Идея успеха пронизывает собой все стороны индивидуальной и социальной жизни: она наполняет своими смыслами как личные достижения - самореализацию, творчество, карьеру, достижение благополучия и благосостояния, творчество, социальный престиж - так и организационный успех, бизнес-успех, успех в образовании, культуре, искусстве, науке, а также социальные реформы, модернизацию общественных отношений, внедрение различных инноваций, наконец, общественный прогресс в целом.

Понятие "социальный успех", на первый взгляд такое простое, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неопределенным и неоднозначным. В многочисленных дискуссиях на эту тему обнаруживается широчайший спектр мнений, расходящихся до противоположности [1]. И это не случайно: массированная пропаганда в СМИ некоторых стандартов успешности вносит в данный вопрос множество заблуждений, кроме того, сам феномен социального успеха достаточно многогранен. В чем состоит социальный успех? Что является его мерой: материальный достаток, карьерный рост, известность, слава? Всегда ли совпадают индивидуально-личностный и социальный успех? Существуют ли объективные критерии успеха? Что лежит в основании мотивации достижения, мотивации успеха?

Каковы внутренние и внешние детерминанты успеха, каковы его ресурсы? Что является результирующими факторами: индивидуально-личностного или социально-значимого успеха?

В повседневном дискурсе социальный успех - это всегда достижение, победа, преодоление. Эти кластеры наполнены социальным смыслом соперничества, состязательности и конкурентности. Состязательность вообще является социокультурным феноменом, присущим развитой социальности. А применительно к рыночным условиям состязательность выступает родовым понятием, определяющим различные формы социального отбора и формирования базовых социальных ценностей.

Достижение успеха - это почти всегда приоритет в социальном и личном состязании, предпочтение в рыночной конкуренции, приобретение более высоких социальных статусов, победа в жизненном конкурсе. Состязательность - очень важный фактор социального отбора, соответственно, это важный фактор, характеризующий социальные практики успеха. В чем же выражается эта победа в жизненном конкурсе? На наш взгляд, она выражается в обретении особых социальных смыслов, которые наполняют собой достижи-тельность успешного индивида.

Рассмотрим состязательность как характеристику социального успеха в границах социального мира современного российского общества. Для определения его специфики

Якутина Ольга Ивановна - кандидат социологических наук, доцент, первый проректор Института управления, бизнеса и права, 344068, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 33-А/47, e-mail: ykytina@iubip.ru, т. 8(863)2924398.

Jakutina Olga - Ph. D. of sociology, the senior lecturer, the first vice-rector in the Institute of Management, Business and Law, 33-A/47 M. Nagibin Avenue, Rostov-on-Don, 344068, e-mail: ykytina@iubip.ru, ph. +7(863)2924398.

будем использовать понятие аномии ("без-нормности"), введенное Э. Дюркгеймом. Это состояние социальной действительности Э. Дюркгейм рассматривал как качество, характерное для современного промышленного общества, которое поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, в то время как большинство людей, лишенных богатства, власти, высокого престижа, оказывается в конфликте с социальными нормами или оценивают свою жизнь как неудавшуюся, т.е. как неуспешную [2].

Социальный мир современного российского общества в условиях аномии ("безнорм-ности") как особого состояния социальной действительности характеризуется теми социальными качествами, которые являются противоречивыми, выражающими конфликт индивидов с социальными нормами и ценностями, а также формированием системы таких ценностей, которые характеризуют их собственную жизнь как неудавшуюся и их собственные достижения как неуспешные, непрестижные и нестатусные [3, 4].

В целом в системе социальных ценностей, социальных чувств и социальных представлений формируется целая совокупность социальных фобий, страхов, чувств социальной и личной неуверенности и незащищенности. Возникает снижение личного и социального самоуважения, эмоциональная и социальная изолированность, социальная фру-стрированность [3, с. 113-114; 5, с. 60].

Данное противоречие лежит в основе типичных конфликтов, часть из которых может стать невротическими (на психологическом уровне социальных практик социального успеха). Это противоречие между соперничеством и успехом - с одной стороны, и братской любовью и человечностью - с другой. Оно также выражакт противоречие между стимуляцией потребности личности в успехе и препятствиями на пути удовлетворения этой потребности личностью [5].

На уровне социальных практик социального успеха данное противоречие характеризуют отношения между декларируемой свободой человека и его фактическими ограничениями. Комплекс социальных последствий этого противоречия характеризуется огромным спектром - от всех форм социального протеста до экстремистских деструктивных устремлений.

Названные выше культурные факторы и противоречия, присущие социальным

практикам в социальной реальности современной России, могут быть охарактеризованы следующим образом.

Это противоречие между состязательностью, соперничеством и чувством человечности, которое включает в себя общие представления о социальном и человеческом равенстве, религиозные представления о том, что "все равны перед Богом" и обобщенное представление о нравственном категорическом императиве типа "Поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили по отношению к тебе самому" и многое другое из этого спектра суждений.

Социальные практики успеха свидетельствуют о том, что в этой противоречивости "прописано" множество социальных "балансиров", которые имеют разные формы презентации на уровне конкретной социальной реальности. Весь спектр тематики социального и личного успеха, успеха индивидуальных достижений звучит все настойчивее в обыденном общении, в социальных чувствах, в социально-гуманитарных науках, в средствах массовой информации и рекламе [6].

Отметим, что все больше внимания жизненному успеху уделяется в дошкольном, школьном и высшем профессиональном образовании и воспитании. Сложилась даже своеобразная педагогика успеха, философия лидерства. Интернет полон предложений о тренингах и коучингах, формирующих успешную личность, культивирующих лидерские качества, дающих в руки обучающимся конкретные методики достижения жизненного и профессионального успеха [7].

Здесь культивируется и эксплуатируется идея "российской мечты", связанной с особым типом ментальности россиян и специфическими параметрами их жизненного успеха. Газетные объявления и даже объявления на столбах уличных фонарей пестрят множеством предложений мгновенного обогащения и моментального развития потенциала личности: от продажи гербалайфа и модифицированых продуктов для самоочищения до открытия каналов связи с космосом, чакр, аур и подобных мистических изысков. Все это можно обозначить как фальшивые фетиши успеха, которые тоже представляют собой элемент социальной реальности современного российского общества, часть социальных практик успеха.

Состязательность как природный и социальный параметр успеха предполагает, что

жить - значит добиваться успехов. А это означает, что нужно быть впереди других, быть сильнее и лучше других. Успех в этом отношении - это важнейшая жизненная ценность, ценность самосохранения и преуспевания. "Выживает сильнейший" - этот принцип знаком всем. Применительно к феномену социального успеха можно сказать так: "преуспевает успешный, неуспешные прозябают". Значит, достижение успеха в императиве состязательности - это та цель, к достижению которой непременно следует стремиться [6].

Какими личными и социальными императивами детерминируются поведенческие стратегии в социальных практиках успеха? Это наступательность, агрессия, энергия и динамизм, стремление "подавить" другого, "спортивная злость", воля к успеху, конкурентность, стремление к лидерству и т.п.

Эти императивы бытия социальных практик успеха на уровне современной социальной реальности стали культивироваться, воспитываться. Им обучаются, их ставят, как раньше ставили голос или произношение, их имплантируют в психику с помощью суггестии внушения, методик нейро-лингви-стического программирования.

Обобщая, отметим, что сложилась особая, несколько деформированная мораль успеха, особая потребительская психология успеха. Не счесть методик успешности: от коммерческих до политических, от профессиональных до эзотерических. В современной социальной действительности сложилась особая идеология успеха: преуспевает успешный; не престижно не быть богатым; "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным" [8].

Идеология успеха - вещная, достижи-тельная, соперничающе-соревновательная, игнорирующая сочувствие, милосердие, добросердечие как проявление человеческих слабостей в жестком мире социального отбора и "отбраковки" неуспешных. С каким бы интеллектуальным снобизмом кто-либо к этому не относился, вздыхая о духовных ценностях и моральных качествах, но все перечисленное -тоже элементы социальных практик успеха в социальной реальности современного российского общества.

Можно сказать, что в таких практиках сложилась установка на личный успех и личное преуспевание. Это можно выделить как характерный феномен индивидуализации социального успеха в социальных практиках

современного российского общества. И в той мере, в какой подобная установка на личный успех и достижения "овладела массами", в той же мере в социальном и профессиональном окружении усиливаются центробежные тенденции - люди все больше соперничают друг с другом, усиливаются взаимные отчужденность и противостояние. И это тоже особенные черты социальных практик успеха.

Установка на успех стала не просто социальным императивом, а инстинктом успеха. Автор вовсе не возвеличивает противоположный императив, "прописанный" в предыдущую эпоху в словах комсомольской песни "Раньше думай о Родине, а потом о себе...", но не готов и абсолютизировать и идеализировать инстинкт и синдром индивидуального успеха в ущерб социальному.

Индивидуализация социального успеха, которую мы назвали инстинктом личного успеха, выражающего современную доминанту социального отбора, имеет рад составляющих ингредиентов. Так уж получается, что все они тоже начинаются на "ин":

- все характеристики инстинкта успеха характеризуются социальной индифферентностью (лат. т^£Гегепп8 - безразличный), т.е. зачастую полной человеческой и социальной безучастностью, равнодушием и безразличием ко всему, что не касается конкретного агента этого параметра;

- инстинкту успеха присуща полная инертность по отношению к таким социальным качествам и отношениям, как гражданственность, социальная солидарность, гражданская позиция, патриотизм;

- агенты инстинкта успеха, распространяют вокруг себя своеобразное "облучение" всех окружающих своими ценностями и качествами;

- указанные качества инстинкта успеха характеризуются инверсией (лат. туегао -переворачивание), изменением порядка, перестановкой акцентов, доминант от социального и общезначимого до индивидуально выгодного, личного;

- в социальных практиках социальной реальности современного российского общества создаются сообщества, для которых подобная идеология успеха является базовой, соответствующей их духу, образу жизни, способу извлечения прибыли, ментальности, моральному кодексу, обыденным привычкам и характеру. Они инкорпорируются в

специальные, пока еще закрытые сообщества, претендуя на роль современной элиты российского общества, начиная определять нравственный климат, правовое и политическое устройство социальной реальности современного российского общества. Развитие данных сообществ, как и развитие социальной реальности современного российского общества, характеризуется инволюцией, т.е. обратным развитием, деградацией базисных социальных ценностей, редукцией к простым и зримым показателям, индикаторам успеха: богатству, избранности, богемности, престижу.

Социальные практики успеха, хотя и характеризуются тенденцией развития указанных выше ценностей, тем не менее являются противоречивыми, ибо указанным ценностям и практическим императивам противостоят идеалы общечеловеческих ценностей, российской общинности, обычного человеческого добра, сострадания, милосердия, взаимной поддержки, коллективистские ценности, которые по-прежнему в нашем обществе весьма сильны [4].

Нужно сказать, что и государство в своих федеральных программах, опомнившись от экстремизма приватизации и насаждения прозападных ценностей, стало активно пропагандировать доминанты общечеловеческих ценностей в презентациях программ материнства, семьи, национального уклада жизни, образования и т.д.

В профессиональной сфере кооперативные установки выражаются в поддержке идей партисипативного управления, в культивировании командной работы, в привлечении персонала к решению стратегических и тактических задач организации. Большую роль в утверждении нравственных и общекультурных норм играет православная церковь и вообще христианская мораль. Кроме того, к традиционным для России ценностям в последнее время стали осмыслено добавлять неизменные западные "демократические ценности": уважение личности и частной собственности, приоритет закона, плюрализм мнений, политический и гражданский консенсус, диалог, эмпатию, толерантность и т.п. [9].

Надо полагать, что эта стратегическая линия культурных императивов побуждает человека быть более мягким, уступчивым, сочувствующим, отзывчивым. Сейчас для развития этих качеств начала формироваться целая психологическая "индустрия": большим

спросом пользуются разнообразные тренинги сотрудничества и переговоров, программы развития эмпатии и конфликтологический компетентности. И это тоже социальные практики успеха в социальной реальности современного российского общества.

Итак, можно зафиксировать, что социальные практики успеха в социальной реальности современного российского общества характеризуются явным противоречием: каждый гражданин современной России сегодня испытывает мощнейшее социокультурное воздействие норм и ценностей, имеющих диаметрально противоположную направленность: ему одновременно предписывается быть впереди других, опережать всех и вместе с тем дружить с этими другими; побеждать их, быть лидером и быть вместе с тем ими любимым, уважаемым; лидировать и сопереживать, быть жестким, безразличным и вместе с тем мягким и добросердечным. Такого формально -го противоречия не смогла бы выдержать ни одна жестко центрированная система; на это способен только человек, да и то не каждый и не всегда.

Нужно заметить, что статистически большая часть людей не сумела совместить несовместимое и выбрала ориентацию на один из полюсов данного противоречия. Социологи и социальные психологи отмечают, что ориентация идет в сторону первой части императивности. Социальные философы подтверждают это, приводя примеры и указывая на причины: разрушение государственной идеологии, полное исчезновение социальных институтов воспитания и социализации, зримое разрушение института семьи, трудности и проблемы в становлении профессиональных сообществ и т.д.

Исследователи отмечают, что все попытки одновременно следовать и тем, и другим нормам и ценностям без индивидуальной и социальной интроспекции и рефлексии - это верный путь к неврозам и фрустрациям на психическом уровне и к депрессиям и различным социальным комплексам на социальном уровне. И это тоже элементы социальных практик успеха в социальной реальности современного российского общества.

Следующее противоречие, характерное для таких практик, - это противоречие между стимуляцией потребностей успеха и препятствиями в их удовлетворении. Исследователи отмечают, что в последние годы эта проблема

для России приобретает глобальные размеры и остроту.

Очевидно, что кроме экономических причин призывать людей как можно более интенсивно удовлетворять свои потребности в ориентации на благосостостояние [3, с. 94], есть много причин и внеэкономического характера. Например, специалисты по предвыборному пиару знают, что особенно ярко это видно в ходе избирательных кампаний, поскольку практически все претендующие на избрание эксплуатируют всю "пирамиду потребностей", различаясь лишь в приоритетах и акцентах. В управлении организациями опора на стимулирование базовых потребностей также является основополагающей.

К этому добавляется и сильнейшая "внешняя стимуляция". В частности, экономически развитые страны посредством рекламной индустрии и масс-медиа разворачивают перед жителями России возможности "современной цивилизации", огромный арсенал предметов потребления и услуг, демонстрируя преимущества благополучного, сытого и комфортного образа жизни.

Данное противоречие обостряется еще и тем фактом, что сила стимуляции потребностей многократно превышает реальные возможности их удовлетворения, во всяком случае, обычными жителями современной России. Но даже если для значительной части жителей западного мира также доступно далеко не все из рекламируемых проспектов, то для подавляющего большинство россиян все это - фантом, мечта и источник напряжения.

Это усиливает синдром достижительно-го фрустрирования. Этот синдром сегодня распространяется практически на все: от потребностей в образовании до потребностей в благосостоянии, от быта до работы, от отдыха до предпринимательства. Фрустрированны-ми сегодня оказались даже потребности в безопасности и связанное с ним стремление к стабильности и определенности. Чем больше опасностей - тем больше актуализируются эти потребности и тем меньше они удовлетворяются.

Соответственно, одна из характерных особенностей психологии успеха современного россиянина - это фрустрированность большинства потребностей и острая неудовлетворенность. Причем неудовлетворенность не всегда реальная, объективная, во многих случаях существующая на уровне

психологического недовольства результатом удовлетворения потребности или достигнутого успеха. Данная особенность объясняется во многом тем, что задаются единые для всех социальных субъектов стандарты успешности и критерии достижения успеха, не зависящие от их принадлежности к определенным социальным группам, от сферы профессиональной деятельности, в которой они заняты. Иначе говоря, в ситуации плюрализации социальных практик происходит унификация критериев оценки успеха личности, которые все больше смещаются в сферу потребления материальных благ, уровня материального благосостояния социальных субъектов и обладания его символами. Представляется, что для обозначения состояния неудовлетворенности успехом можно ввести понятие "депривация успеха".

Подводя итог сказанному, еще раз отметим, что социальные практики успеха весьма противоречивы и многообразны. Однако, что бы ни являлось основой стремления к успеху - "мотив избегания неудач" или "мотив достижения", личное преуспевание или достижение высокого социального статуса - успех всегда представляет собой сложный многоплановый феномен социальной реальности, имеет целевой характер, результирующую природу, является следствием реализации социально одобряемых и личностно значимых целей, в значительной степени определяет поведение социальных субъектов и структурирует современную социальную реальность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чури-лов В.А. Этика политического успеха: Научно-публицистическая монография. Тюмень-М.: Центр прикладной этики, 1997. 314 с.; Джемс У. Психология: Пер. с анг. М.: Педагогика, 1991. 368 с.; Мольц М. Я - это Я, или Как стать счастливым?: Пер. с англ. / Предисл. В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова. М.: Прогресс, 1994. 336 с.; Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. 3. М.: Голос, 1992. 416 с.; Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 328 с.

2. Дюркгейм Э. Метод социологии // Западноевропейская социология Х1Х - начала ХХ веков. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 256-309.

3. Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2001. 320 с.

4. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХ1 в. // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 43-45; Лихачев Д.С. О национальном

характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-6.

5. Дудченко В.С. Онтосинтез конфликта (к методологии исследования) // Социологические исследования. 1996. № 10. С. 50-63.

6. Согомонов А.Ю. Генеалогия успеха и неудач. М.: Солтэкс, 2005. 384 с.

7. Кроль Л., Пурова Е. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. М.: Класс, 2001. 464 с.; Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга (руководство для ведущего). Ярославль: НЦП Психодиагностика, 1987. 112 с.; Клюева Н.В.

Эффективность деятельности консультанта и факторы, влияющие на нее. Деп. ИНИОН РАН. № 55011. 1997. 24 с.

8. Алберти Р., Эммонс М. Умейте постоять за себя. М.: Горбунок, 1992. 106 с.; Грейсон С. Десять условий преуспевания. М.: Фонд Новое поколение, 1994. 147 с.; Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 74-81.

9. Хубер Р. От "Этики характера" к "этике личности" // Этика успеха. Тюмень-М.: Центр Прикладной этики, 1994. Вып. 1. С. 66-71.

25 января 2010 г.

ББК 87 УДК 100.7

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ ПРОЦЕССОВ В СЛОЖНЫХ СИСТЕМАХ

Э.Н. Богданова

Большое значение для ученых-теоретиков имеет философско-методологическое осмысление сложившихся познавательных традиций, рассмотрение изучаемой реальности в контексте общей картины мира. Это особенно актуально для обеспечения интеграции научного познания, развития понятийного аппарата междисциплинарных, комплексных исследований. "Философия решает очень важную задачу: выявление всего многообразия взаимосвязей в природе и обществе (в том числе и всеобщих связей), изучение их видов, типов и уровней с опорой на результаты конкретных наук" [1, с. 45].

Ориентируясь на понимание не только частных, но и общих проблем в исследовании объективной действительности, ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь философия, опираясь на результаты исследований конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их, предсказав многие фундаментальные научные открытия (атомистическая теория, проблема бесконечности мира, теория отражения, теория относительности и др.).

Богданова Элина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе Института экономики и управления, 357500, г. Пятигорск, ул. Московская, 51, e-mail: elina-bog@ya.ru, т. 8(8793)326687.

История развития духовной жизни человечества располагает большим количеством примеров, когда философия опережала в своем развитии конкретные науки. Великие научные достижения всегда были связаны с выдвижением философских обобщений. Философия содействует эффективному описанию и объяснению физической реальности. Можно согласиться с утверждением В.С. Степина, что философия как органическое единство двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - пронизывает все современное естествознание [2].

Образ современной постнеклассической науки определяет совокупность исследований в разных областях знания - это и теория диссипативных структур (И. Пригожин), и синергетика (Г. Хакен), и теория автопоэзиса (Ф. Варель и У. Матуран), и наука о сложности и взаимопереходах типа "порядок-хаос" (Р. Том, И. Арнольд, Я. Синай, Ю.Л. Климон-тович), и математические разработки, связанные с построением фрактальных геометрий (Б. Мандельброт).

Объектом изучения постнеклассической науки являются системы, характеризующиеся нелинейностью, открытостью, когерентностью, адаптивностью и саморазвитием. В нелинейной Вселенной законы природы выражают не определенность, а возможность и вероятность.

Bogdanova Elina - Ph. D. of economy, associate professor, prorector of educational work in the Institute of Economies and Management, 51 Moscovskaya Street, Pyatigorsk, 357500, e-mail: elina-bog@ya.ru, ph. +7(8793)326687.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.