УДК 174.4
В.В. Томенко
студент,
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодёжи и туризма»
СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЯТИЯ «УСПЕХ»
Аннотация. В статье представлен обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме успеха. Также статья освещает результаты эмпирического исследования для изучения содержания и специфики понятия успешности.
Ключевые слова: социальный успех, жизненный успех, молодежь, социальные представления, смыс-лообразующие компоненты.
V.V. Tomenko, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism
COMPONENTS OF THE NOTION OF "SUCCESS"
Abstract. The article provides an overview of foreign and domestic studies on the problem of success. This article also highlights the results of empirical research to study the content and the specific concepts of success.
Keywords: social success, success in life, young people, social views, sense-components.
В последнее время можно обратить внимание на то, что такие тренды, как «социальный успех», «жизненный успех» и «успешность», высоко разрекламированы в молодежной среде. Создание социальных лифтов для повышения жизненной успешности молодежи является приоритетным направлением государственной молодежной политики. Для лучшего понимания целей человеческой деятельности и определения ориентиров успешности необходимо определить смыслообразующие компоненты понятия успеха.
В зарубежной науке накоплен большой опыт теоретического обоснования феномена «успех». Обратимся к терминологии данного понятия. Американские философы-прагматисты У. Джеймс, Дж. Дьюи, С. Хук, Ф. Шиллер, Дж. Боулдинг и другие в своих работах затрагивали феномен успешности. Например, Дж. Дьюи связывал успех с понятием счастья как центральной идеей морали [3]. «Счастье, - писал он, - основывается только на успехе, но успех означает достигать цели, идти вперед, двигаться вперед» [4, c. 179].
Социологический аспект исследования успеха представлен в работах М. Вебера, В. Зомбарта, К. Магнейма. Для Вебера «успех» - протестантский проект. Успешность человека была создана Богом и возведена в ранг социальной добродетели. Именно протестантская этика определила американскую жизненную модель: стремление к успеху как к главной ценности. Смыслообразующей компонентой идеи успешности стало слияние духовного и экономического благоденствия [1].
В психологической теории личности и «методологии» З. Фрейда успешность личности определяется гармоничностью преодоления её антагонизма между инстинктами и социальной средой [2]. В психоанализе «успех» - гомеостатическое равновесие в удовлетворении инстинктивных потребностей.
Э. Фромм, говоря о критерии успеха, определял некий рыночный тип человека, для которого принцип частной инициативы является главенствующим и определяет важность успеха в системе его жизненных ценностей. Успех для данного типа личности будет заключаться в умении выгодно «продать» себя обществу [3].
По А. Адеру, люди - изначально социальные существа. Понятие успеха тесно связано со стремлением к превосходству. Это стремление ведет человека на все более высокие стадии развития, к совершенству, при этом здоровое стремление к превосходству имеет социальный контекст. Это проявляется в социальном интересе, который состоит в помощи обществу в достижении цели - совершенства общества [3].
Гуманистическое направление в психологии, прежде всего связанное с именами А. Маслоу и К. Роджерса, отвергало представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды обществу [3]. В работах Маслоу и Роджерса категория «социальной успешности» прослеживается в понятии самоактуализации как главной ценности жизни [2].
Обращаясь к работам отечественных психологов, можно сделать ввод о том, что проблема успешности мало освещена. Ни один из классиков российской психологической школы не рассматривал категорию «социальной успешности» в качестве самостоятельного предмета исследования [2]. Некоторые аспекты, затрагивающие феномен успешности отражены в смыс-ложизненной концепции К. Абульхановой-Славской, И. Вединой, И. Кона и Л. Когана, в которой они представляют успех в контексте такого понятия, как субъектность личности, активная жизненная позиция [3].
Проанализировав точки зрения зарубежных и отечественных психологов на проблему становления понятия успеха, мы пришли к выводу о том, что подходы к интерпретированию представления успешности сводятся к двум основным константам:
• жизненный успех для индивида достигается тогда, когда он достигает такого положения в обществе, которое высоко ценится другими членами этого общества;
• индивид может достичь своего жизненного успеха даже имея социальный статус, считающийся не престижным в обществе, но являющимся успешным для самого индивида.
В качестве методов эмпирического изучения содержания и специфики понятия успешности нами было проведено социологическое исследование, под руководством Коростелевой Т.В. на тему «Символы успеха и комфорта». В этом исследовании главным методом стало анкетирование. Респондентами были молодые люди в возрасте от 15 до 21 года, учащиеся школы № 922 и педагогического колледжа № 14 г. Москвы: юноши (26 чел.) и девушки (30 чел.).
Анализ результатов (табл. 1) показал, что молодежь возрастной категории, которая была опрошена, в целом имеет представления об успехе. Успешный человек, по мнению опрошенной аудитории, обладает большой крепкой семьей, живет спокойно, размерено и стабильно, а также стремится достичь мастерства в любимом деле. Большинство респондентов затрудняются определить собственную успешность (в силу этапа становления в обществе), однако они предпочитают ориентироваться на ценности достижений для себя, нежели на одобрение общества.
Таблица 1 - Анализ результатов
Вопрос Варианты ответа Итоги
С чем ассоцииру- А. Дорогие заведения, машины, жизнь в роскоши. А - 7%
ется у Вас поня- Б. Большая крепкая семья, спокойная жизнь, ста- Б - 61,4%
тие «успешный бильность. В - 3,5%
человек»? В. Благотворительность, волонтёрство, помощь. Г - 3,5%
Г. Востребованность, творчество, полет мысли. Д - 28%
Д. Достижение мастерства в любимом деле.
Назовите слово, А. Достижение цели А - 27%
которое у Вас ас- Б. Победа Б - 12,5%
социируется с по- В. Удача В - 10,7%
нятием «успех»? Г. Счастье Г - 10%
Д. Деньги Д - 5%
Е. Крепкая семья Е - 5%
Ж. Признание Ж - - 3,5%
З. Труд З - 3,5%
И. Карьера И - 3,5%
130
№ 1 (53) - 2016
Самыми показательными признаками статуса человека были названы манеры и ухоженность, а далее - одежда, обувь и средства передвижения. Из этого можно сделать вывод, что сейчас не атрибутика, а внутреннее состояние человека наиболее показательно.
Предметом нашего исследования, являются социальные представления молодежи об успехе. Для исследования социальных представлений об успехе нами использовался метод опроса - анонимного голосования в социальной сети «ВКонтакте». Респондентами стали 31 человек (24 женщины и 7 мужчин) в возрасте от 17 до 35 лет, все жители России.
Так, по результатам проведенного нами социологического исследования жизненный успех для большинства респондентов - это, прежде всего, самореализация (38,7%) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей. На второй план выходят такие составляющие жизненного успеха, как крепкая семья (35,5%), материальное благополучие (9,7%), стабильность (16,1%) и др.
Мы исследовали феномен «жизненного успеха», опираясь на исследования отечественных и зарубежных психологов, а также изучили понятие «успешность» с помощью проведенного социологического исследования. Мы пришли к выводу, что проблема «изучения смыс-лообразующих компонентов успеха», с учетом новой социокультурной реальности, действительно является злободневной и в ряде аспектов новой.
В системе организации работы с молодежью следует учитывать, что не атрибутика, а такие аспекты, как самореализация и развитие своих личных возможностей, являются наиболее показательными составляющими успеха для молодых людей.
Список литературы:
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гуйденко. М.: Прогресс, 1990.
2. Курдюкова Н.А. Социальная успешность личности в контексте общепсихологического знания. М., 2013.
3. Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе // Вестник ВолГУ, 2003-2004.
4. Сосланд А.И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода. М.: Логос.
1999.
5. Korosteleva T.V. Economic activity and "monetary" behavior of students. C. 2012. P. 608.