Научная статья на тему 'Противоэпидемические проекты российских финансовых институтов развития: направления и эффекты реализации'

Противоэпидемические проекты российских финансовых институтов развития: направления и эффекты реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовые институты развития / инструменты государственной политики / государственные программы / меры государственной поддержки / противоэпидемические проекты / COVID-19 / financial development institutions / state policy instruments / state programs / state support measures / anti-epidemic projects / COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доржиева В. В., Ильина С. А.

В 2020 г. мир впервые столкнулся с таким вызовом, как пандемия COVID-19, которая вынудила правительственные структуры в срочном порядке вводить новые меры, призванные обеспечить стабилизацию обстановки. Одной из таких мер в России явилась реализация противоэпидемических государственных программ и проектов поддержки отечественных промышленных и инновационных компаний, направленных на изыскание резервных мощностей, диверсификацию производств и скорейший вывод на рынок продукции жизнеобеспечения. Их исполнение было возложено на финансовые институты развития как на инструменты государственной политики. В работе проведен критический обзор реализации Фондом развития промышленности, Российской венчурной компанией и Фондом «Сколково» проектов противодействия эпидемическим заболеваниям в 2020–2021 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-epidemic projects of Russian financial development institutions: directions and effects of implementation

In 2020, the world for the first time faced such a challenge as the COVID-19 pandemic, which forced government agencies to urgently introduce new measures to ensure the stabilization of the situation. One of such measures in Russia was the implementation of anti-epidemic state programs and projects to support domestic industrial and innovative companies, aimed at finding reserve capacities, diversifying production and bringing life-support products to the market as soon as possible. Their implementation was entrusted to the financial development institutions as instruments of state policy. The paper provides a critical review of the implementation of projects to combat epidemic diseases in 2020–2021 by the Industrial Development Fund, the Russian Venture Company and the Skolkovo Foundation.

Текст научной работы на тему «Противоэпидемические проекты российских финансовых институтов развития: направления и эффекты реализации»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2021

В.В. ДОРЖИЕВА

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН

С.А. ИЛЬИНА

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКИХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В 2020 г. мир впервые столкнулся с таким вызовом, как пандемия СОУГО-19, которая вынудила правительственные структуры в срочном порядке вводить новые меры, призванные обеспечить стабилизацию обстановки. Одной из таких мер в России явилась реализация противоэпидемических государственных программ и проектов поддержки отечественных промышленных и инновационных компаний, направленных на изыскание резервных мощностей, диверсификацию производств и скорейший вывод на рынок продукции жизнеобеспечения. Их исполнение было возложено на финансовые институты развития как на инструменты государственной политики. В работе проведен критический обзор реализации Фондом развития промышленности, Российской венчурной компанией и Фондом «Сколково» проектов противодействия эпидемическим заболеваниям в 2020-2021 гг. Ключевые слова: финансовые институты развития, инструменты государственной политики, государственные программы, меры государственной поддержки, противоэпидемические проекты, СОУЮ-19.

1БЬ: С23, С28, Е02.

Э01:10.52180/2073-6487_2021_3_72_87.

Пандемия СОУГО-19 высветила системные проблемы государств в сфере обеспечения мер безопасности и своевременного предоставления медицинской помощи населению. Для правительств стала настоящим экзаменом необходимость принятия решений относительно внезапно возникших проблем в условиях чрезвычайной ситуации. Впервые в таких обстоятельствах действовали и отечественные финансовые институты развития, которые, как инструменты государственной политики, должны были эффективно и в максимально сжатые сроки обеспечить поддержку отечественным промышленникам и разработчикам

системных решений в запуске резервных мощностей, диверсификации производств и в выводе на рынок аналогов продукции, доступ к которой из-за пандемии стал либо закрыт, либо ограничен, что, помимо прочего, сопровождалось существенным ростом цен на импортные товары первой необходимости в условиях повышенного спроса. В настоящее время, когда ситуация с коронавирусом в нашей стране по сравнению с относительно острым периодом весны 2020 г. стабилизировалась, возникает необходимость, а также появилась и возможность проанализировать на основе уже накопленных данных эффективность противоэпидемической деятельности институтов развития как первого опыта осуществления государственной политики в таком формате. Изложенное определило цель настоящей статьи, которая заключается в проведении критического обзора реализации институтами развития противоэпидемических проектов и их участия в государственных программах поддержки в условиях пандемии. Для анализа были использованы данные Фонда развития промышленности, Российской венчурной компании и Фонда «Сколково», размещенные на их официальных сайтах.

Фонд развития промышленности (ФРП) в конце марта 2020 г. в экстренном порядке был переориентирован на поддержку производителей продукции, направленной на борьбу с коронавирусной инфекцией. Данный институт развития запустил новую программу «Противодействие эпидемическим заболеваниям», на которую Правительством РФ изначально было выделено 10 млрд руб. Однако затем, с учетом высокого спроса и эффективной работы по доведению средств до промышленников, было принято решение о выделении дополнительного финансирования в объеме 30 млрд руб. В рамках программы предусматривается предоставление льготных займов от 50 до 500 млн руб. под 1% годовых сроком до 2-х лет. При этом заемщик в первый год работы освобожден от уплаты основного долга, сняты обязательства по софинансированию проектов, финансово устойчивые компании освобождены от предоставления «твердых» залогов, проекты рассматриваются в ускоренном режиме и по упрощенной форме, отсутствуют ограничения по числу поданных заявок1.

Всего за 2020-2021 гг. ФРП в рамках программы «Противодействие эпидемическим заболеваниям» профинансировал 97 проектов российских промышленников шести отраслевых сегментов, из которых около 80% пришлось на медбиофарму и легкую промышленность (см. табл. 1). Общий объем предоставленных льготных займов составил почти 28 млрд руб. Суммарный объем выручки от реализации

1 Фонд развития промышленности. frprf.ru/zaymy/protivoepidemicheskie-proekty/; frprf.ru/press-tsentr/novosti/frp-vydal-bolee-10-mlrd-rubley-proizvoditelyam-produktsii-napravlennoy-na-borbu-s-koronavirusom.

проектов превысит 166 млрд руб., налоговых поступлений в бюджеты различных уровней - 9 млрд руб., будет создано 838 новых высокопроизводительных рабочих мест и подано 44 заявки на интеллектуальную собственность. Производственные площадки расположатся на территориях 29 регионов: Москвы и Санкт-Петербурга, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калужской, Кировской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областей, Алтайского, Пермского и Ставропольского краев, республик Коми, Мордовия, Татарстан и Кабардино-Балкарской.

Таблица 1

Отраслевая структура противоэпидемических проектов, поддержанных Фондом развития промышленности в 2020-2021 гг.

Количество проектов В % к итогу Объем

Отраслевые сегменты финансирования, млрд руб.

Медбиофарма 58 59,8 18,3

Легкая промышленность 19 19,6 4,0

Химия 8 8,2 2,6

Электрическое оборудование 5 5,2 1,2

Электроника 5 5,2 1,6

Машиностроение 2 2,0 0,3

Итого: 97 100 28,0

Источник: составлено и рассчитано авторами по: данные ФРП (по состоянию на 16.04.2021). frprf.ru/klienty.

Государственная поддержка и финансирование противоэпидемических проектов, примеры которых представлены в табл. 2 в разрезе отраслевых сегментов, была осуществлена следующим образом: • «Медбиофарма». Сектору медбиофармы ФРП предоставил 58 льготных займов общим объемом 18 305,8 млн руб. В фокусе института развития находилась поддержка фармкомпаний, запускающих и расширяющих производства лекарственных препаратов и вакцин (включая субстанции и реагенты для них), предназначенных для лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, а также экспресс-тестов для диагностики заболеваний. Помимо вышеназванных в портфеле института развития значатся проекты по серийному производству оборудования и различных изделий медицинского назначения. Итогом реа-

лизации проектов сектора медбиофармы должно стать достижение следующих заявленных показателей: создание высокопроизводительных рабочих мест - 501, объем выручки - 101049,7 млн руб., объем будущих налоговых поступлений - 6157,8 млн руб., число поданных заявок на интеллектуальную собственность - 35.

• «Легкая промышленность». В 2020 г. наша страна столкнулась с серьезным дефицитом средств индивидуальной защиты и одноразовых медицинских изделий. С целью импортозамещения и выведения на новый уровень отечественного производства ФРП профинансировал 19 проектов предприятий легкой промышленности на общую сумму 4 016,7 млн руб., предусматривающих закупку сырья, материалов и оборудования, а также оплату дополнительно привлеченного персонала для расширения и освоения серийных производств защитной медицинской одежды и тканей для ее изготовления, средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских расходных материалов. Исполнителями проектов заявлено создание 200 новых рабочих мест, получение выручки в объеме 33236,7 млн руб. и перечисление в бюджеты различных уровней 1954,0 млн руб. налогов.

• «Химия». ФРП профинансировал 8 проектов предприятий химической промышленности на общую сумму 2585,2 млн руб. Средства займов были направлены на приобретение оборудования, модернизацию производственных мощностей, закупку сырья и материалов для расширения и освоения серийных производств антисептических и дезинфицирующих средств, а также медицинских стерильных перчаток. По результатам реализации проектов ожидается получение выручки в объеме 10523,1 млн руб., поступление в бюджет 717,2 млн руб. налоговых платежей и 3 заявки на интеллектуальную собственность.

• «Электрическое оборудование». В рамках решения задачи по импор-тозамещению приборов медицинского и бытового назначения ФРП поддержал 5 проектов по направлению «Электрическое оборудование» на сумму 1163,7 млн руб. Средства были направлены на закупку материалов, комплектующих и оборудования для организации и расширения продуктовой линейки, и на увеличение объема серийного производства приборов для очистки и обеззараживания воздуха. При разработке приборов особое внимание уделялось соответствию стандартам безопасности их применения в присутствии людей и животных. Заявленный экономический эффект от реализации проектов: создание 67 новых рабочих мест, совокупный объем выручки - 8195,4 млн руб., будущие налоговые поступления - 267,9 млн руб., 6 заявок на интеллектуальную собственность.

On

Таблица 2

Примеры противоэпидемических проектов, поддержанных Фондом развития промышленности в 2020-2021 гг.

Отрасль Компания Проект Сумма займа, млн руб. Создание новых рабочих мест Объем выручки, млн руб. Объем будущих налоговых поступлений млн руб. Заявок на интеллектуальную собственность будет подано

Медбиофарма ЗАВОД МЕД-СИНТЕЗ (Свердловская область) Организация производства вакцины «Спутник-V» объемом до 1,2 млн доз в год 135 — 2 000 31,5 —

Медбиофарма ИИХР (Московская область) Расширение производства препарата «Авифа-вир» для лечения и профилактики коронави-русной инфекции с 2 млн до 3,5 млн таблеток в год 300 8 494 9,9 —

Медбиофарма ФАРММЕДПО-/ШС РТ (Республика Татарстан) Запуск производства высокотехнологичных медицинских зондов для забора биоматериала из носоглотки и ротоглотки: в 2020 г. - 5,2 млн, 2021 г. - 42 млн, 2022 г. -35 млн шт. 75 6 1100 84,2 1

Легкая промышленность ВДФ АКЦЕПТ (Республика Коми) Запуск производства одноразовых медицинских бахил - 7,5 млн пар (в т. ч. в 2020 г. - 3 млн пар) и шапок-шарлотта - 28 млн шт. (в т. ч. в 2020 г. - 7 млн пар) 50 4 48,4 7,1 —

Легкая промышленность КИМРСКАЯ ФАБРИКА им. ГОРЬКОГО (Тверская область) Запуск крупнейшей в России линии по выпуску медицинских и промышленных респираторов, позволяющей производить 180 тыс. шт. изделий в сутки 81 15 932,4 249,3 —

w

CD

Q

и а

я

S

и

Q

а

4

н

SB

ш я о в о ¡2 а я а

|-а о п п

а а<

п я * о

i gt ^ SB Я

SB

к>

Sfe

i_i fD

Г)

a

K>

VI я

a

.SB

бл а

е и н а ч н о к

О

онеРои хэй£д чхэоннэяхэдоэ сяХнч^еХхяэ^ -^эхни ин яояке£

•дХс! шгю иинэьшХхэои

Х1ЧЯОЛО^ЕН

хи!пХй£д гоэгдо

о

со

ю ГС

гч 00" гч

чО

00 со

•дХс! шгю 'ияьХсЬчя гоэгдо

о о

00 0О гч

о о

00

о о

о о о

хээго хиьодес!

Х1ЧЯОН ЭИНЕ^ЕОЗ

ю со

гч со

со со

•дХс! шгю

о о гч

гч

гН

ю

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ю гч

со о

н и

<ъ о

с

с

ф £

СО [Ч

о ю

и О

ЗОН

я « ^ а ж

ш >8 га ' о с

а «

1-г ^

3 <->

га >.

я м

з 5

з д

Й И

О < < а с

« л

Ю >§ О 3

* 8

«

о

н «

У Он

<и с

X

3 «

и

к 3

и

3 <и

« и

с 3

га ^

3

и «

я 3

к «

Он

о

>3 <и

<и н 3 н и

3 ^

о

о

£

я

о

3 ^

§ О И а о

§ ГЧ Он И

Н 0

«

о

V § 3

га О

Д

га

0

Ш 3

^ н 3 2 40 >а

Д.~ *

1 § 8

0

Д § ш

^ ч °

£ м

н ^ ^

и 3

К «

^ 3

~ а §

о . « ^ У о|

н ^

со со

, ^ О

^ 5 ^

О ^ I га ю „

3° £ (р

° н

ь р ^ «

О Он Ф

Й 3 3

о

Он,

га

м °

3 н ^ з « ^

к Он Я Ш « Ч

Е с § ^

^ « Ч

га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

* £ "

ч ш о о

се га н

^ 3 О га

со 3

¡р К 3 N

ц О а И

и 3®

ф со <и и

3 ^ 3 га Щ н О ^

3 01

Й N Ш

о з о

и ^ ^

-У « ^

О ^ ^

з * ^

О £

Ю 3 « ^ ^

Он« «

я т и

« ^ о>

Рч и Ю

X

3 3

и

^

Он

3 га О га 3 н О

Й {р

^^ в

Л

Ч о а 3 га н "О

3 со

О ■ ■

я « « «

^^ о

со о

«

5

В «

С

^

о

Сн

§

о ¡^ 4 ^

^ о

л

<

г I и

и га ^ О

- 3 «

га

М

н

СО ^н

и

>§ -д

9 н

* и и а

Рч в О

л

и

>§ -д

9 н

* и

X X я о ^

н & о

и

га ^

« ,д

^ н

и и

О л Он ^

и

^ £

о с

л

^

и «

н О

з

3 X

3

^

3 X

о щ

« 3

и ж

5 Й

з о

Он 5

н ^ «

Ш (Э 10

т о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о щ

« 3

и я

к «

5 Й

3 о

Он 5

н ^ «

£ О 10

т о

3 3 о

Он

О Он

н и О 3

3 0

• «Электроника». ФРП профинансировал 5 проектов предприятий электронной промышленности на общую сумму 1653,3 млн руб., что позволило обеспечить разработку высокотехнологичных тепловизионных систем для бесконтактного измерения температуры и освоение их серийного производства, в т. ч. в кооперации с рядом российских предприятий, с использованием отечественных комплектующих и программного обеспечения. Вся линейка приборов приспособлена для работы в автоматическом режиме в местах массового скопления или прохождения большого потока людей. По условиям выполнения проектов предусмотрено создание 53 высокопроизводительных рабочих мест, получение совокупной выручки в объеме 11600,0 млн руб., а объем налоговых поступлений должен составить 449,1 млн руб.

• «Машиностроение». В сфере машиностроения ФРП поддержал 2 проекта на общую сумму 254,0 млн руб., в рамках которых были развернуты дополнительные мощности для производства медицинских кислородных концентраторов АКС для аппаратов ИВЛ, позволяющих получать медицинский кислород из атмосферного воздуха и обеспечивать независимость от закупок кислорода. Также был увеличен объем выпуска ингаляторов и портативных аппаратов ИВЛ, предназначенных для оказания скорой медицинской помощи, противовирусных масок в виде противогазов и респираторов. Исполнителями проектов планируется создание 15 высокопроизводительных рабочих мест, получение совокупной выручки в объеме 1657,0 млн руб. и перечисление налогов в бюджет в размере 234,8 млн руб.

Впоследствии регионы растиражировали практику ФРП на своем уровне и запустили собственные программы, аналогичные по условиям предоставления займов Федеральным институтом развития, но направленные на поддержку проектов со значительно меньшими бюджетами2. Например, в рамках реализации региональных программ «Противодействие эпидемическим заболеваниям» Фондом развития промышленности Республики Башкортостан осуществляется льготное финансирование в диапазоне от 1 до 15 млн руб.3, а Фондом развития промышленности Челябинской области - от 5 до 50 млн руб.4

2 Фонд развития промышленности. frprf.ru/press-tsentr/novosti/14-regionalnykh-frp-zapustili-sobstvennye-programmy-finansirovaniya-protivoepidemicheskikh-proektov/?sphrase_id=32087.

3 Фонд развития промышленности Республики Башкортостан. frprb.ru/programma-protivodejstvie-jepidemicheskim-zabolevanijam.

4 Фонд развития промышленности Челябинской области. frp74.ru/news/nachala-deystvovat-regionalnaya-programma-protivodeystvie-epidemicheskim-zabolevaniyam.

Российская венчурная компания (РВК) в мае 2020 г. запустила антикризисную программу грантовой поддержки технологических проектов, соответствующих «дорожным картам» Национальной технологической инициативы (НТИ) и направленных на борьбу с пандемией СОУГО-19 и ее последствиями. В рамках данной программы предоставлялись гранты (на безвозмездной и невозвратной основе) в размере до 50 млн руб. при условии наличия заказчика, готового предоставить 30% софинансирования, заказа на пилотное внедрение, готовности выйти на пилотные испытания и рынок не позднее 6 месяцев с момента получения финансирования (стадия - прототип и выше). Заявки рассматривались в ускоренном порядке (до 8 недель). Помимо этого, институт развития оказывал грантополучателям поддержку в преодолении административных барьеров5. Программа была закрыта в сентябре 2020 г.

На момент написания данной статьи Российской венчурной компанией не была опубликована статистика по количеству поддержанных проектов и объему финансирования рассматриваемой программы. В числе представленных фондом проектов для борьбы с коронавиру-сом в рамках проектов НТИ значатся только 7, которые могли быть реализованы в соответствии с льготной программой (РВК этот момент не уточняет) (см. табл. 3). Помимо этого, РВК по иным программам было поддержано еще 20 разработок, которые, по мнению института развития, смогут внести свой вклад в борьбу с пандемией6.

Фонд «Сколково» в сентябре 2020 г. запустил конкурсный отбор проектов внедрения отечественных цифровых решений, направленных на преодоление последствий пандемии СОУГО-19. На грантовую поддержку в размере от 20 до 80 млн руб. могли претендовать проекты, имеющие характер пилотного внедрения инновационного технологического решения, обладающие возможностью тиражирования продукта для иных заказчиков, сроком реализации до 3-х лет, обеспеченные 20% внебюджетного софинансирования. Комплексная экспертиза заявок осуществлялась в течение 20 дней (в общем случае). В настоящее время конкурсный отбор завершен7. В табл. 4 представлены промежуточные итоги конкурса. Фондом «Сколково» представлены также еще 194 разработки компаний-резидентов, которые, хотя и выполнялись за рамками специализированных программ, могут быть востребованы в условиях распространения пандемии СОУГО-198.

5 Российская венчурная компания. www.rvc.ru/eco/support_and_acceleration/nti_vs covid_19.

6 Российская венчурная компания. www.rvc.ru/rvc_vs_covid19.

7 Сколково. dtech.sk.ru.

8 Сколково. sk.ru/covid-19.

Таблица 3

Примеры противоэпидемических проектов, поддержанных Российской венчурной компанией в 2020 г.

Область применения Компания Проект

Сервисы и решения для диагностики заболеваний или мониторинга здоровья ХИЛБИ Решение для дистанционного, непрерывного мониторинга параметров здоровья человека и автоматизированного выявления рисков на базе браслета HEALBE

ДАТА МАТРИКС Решение (SaaS платформа MATRIX Cloud EDC и цифровой биомаркер ePRO) для дистанционного мониторинга состояния здоровья людей, находящихся на карантине

Лечение пациентов с СОУГО-19 и хроническими или сопутствующими заболеваниями в условиях стационара или домашних условиях PM&HM Ингаляторы инновационного аэрозольного типа, с цифровым контролем введения препарата

ИНЕРТГАЗ МЕДИКАЛ Гелий-кислородные газовые смеси ГелиОкс, применяемые для уменьшения нагрузки на дыхательные мышцы, и медицинское оборудование для их применения

ТЕЛЕПАТ Облачная платформа COVID REHAB для дистанционной реабилитации переболевших COVID-19 с различными осложнениями

Сервисы и решения для медицинских центров и работников ТЕЛЕПАТ Медицинский мессенджер MedSenger для дистанционного общения пациента с лечащим врачом

Сервисы для населения НЕЙРОБО-ТИКС Антропоморфный робот Betsy с функцией консультирования людей о симптомах коронавируса

Источник: составлено авторами по: данные РВК (по состоянию на 16.04.2021). www. rvc.ru/rvc_vs_covid19.

Таблица 4

Промежуточные итоги конкурсного отбора проектов внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, проведенного Фондом «Сколково» (по состоянию на 29.12.2020)

Компания-победитель Проект Разработчик

Созданные на базе сквозных цифровых технологий

РЖД-ТЕХНОЛОГИИ Облачная фабрика программных роботов РОБИН

КАМАЗ Внедрение системы динамического управления сборочными производственными процессами при производстве автомобильной техники БФГ ГРУПП

ЦЕНТРАЛЬНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА РЖД-МЕДИЦИНА Электронный клинический фармаколог с системой контроля оборота лекарственных средств как инструмент адаптации ЛПУ к работе в условиях пандемии СОУГО-19 СОЦМЕДИКА

СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ АЛТАЙКРАЙ-ЭНЕРГО Внедрение системы интеллектуальной диагностики энергообъектов ДИБИЭЙ

ПОЧТА РОССИИ Гиперлокальная доставка отправлений роботом-курьером ЯНДЕКС БЕСПИЛОТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СКЗ,

САЙБЕРФИЗИКС,

СЕВЕРСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД Цифровой двойник производства СИГНУМ, СКОЛКОВСКИЙ ИНСТИТУТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

ЕВРОХИМ - УКК Цифровая платформа автоматизации поточно-транспортных систем ПРОМТЕХ

РУССКИЙ ПРОДУКТ Цифровая платформа производственного предприятия РТК АВТОМАТИКА

Окончание табл. 4

Компания-победитель Проект Разработчик

БАШКИРСКАЯ БАШИНФОРМ-СВЯЗЬ

МЯСНАЯ КОМПАНИЯ Цифровой свинокомплекс

Направленные на развитие дистанционных сервисов

ЛИМ Центр интеллектуального анализа медицинских изображений ИНТЕЛЛОДЖИК

ПЕРВЫЙ МГМУ ИМ. СЕЧЕНОВА МИНЗДРАВА РОССИИ ХИ-центр обучения противодействию особо опасным инфекциям ВИАРСИМ

МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК Дистанционный мониторинг, ведение и консультирование пациентов их лечащими врачами ТЕЛЕПАТ

Источник: составлено авторами по: данные Фонда «Сколково» (по состоянию на 16.04.2021). dtech.sk.ru.

Проведенный обзор реализации противоэпидемических государственных программ поддержки, осуществляемых финансовыми институтами развития, оставляет неоднозначное впечатление. Если рассматривать вопрос с точки зрения страны в целом, то поддержка отечественного бизнеса, несомненно, оказала не только положительное влияние на развитие сектора промышленного производства и инноваций, на восстановление экономики, но и стимулировала процесс импортозамещения. Застарелые проблемы, связанные с недостаточным развитием или полным отсутствием отечественных производств и технологий, обеспечивающих выпуск жизненно необходимой продукции, и представляющие собой угрозу национальной безопасности, наконец, оказались в фокусе внимания властей. Стоит отдать должное правительству РФ, которое в сжатые сроки смогло саккуму-лировать дополнительные ресурсы и довести их в срочном порядке до институтов развития. Если же вникать в суть процедур поддержки и полученных на выходе результатов, то обращает на себя внимание ряд спорных моментов.

Первый из них - своевременность мер государственной поддержки (удовлетворения потребностей населения и медицинского сообщества). Например, проблема нехватки одноразовых средств защиты, ингаляторов и аппаратов ИВЛ возникла с самого начала пандемии -

весной 2020 г. Антиковидные программы поддержки были запущены институтами развития в марте (ФРП), мае (РВК) и сентябре (Фондом «Сколково») 2020 г. Если к этим датам добавить временной интервал прохождения конкурсных процедур (даже с учетом ускоренных порядков их прохождения), период оснащения или переформатирования производств/технологических процессов предприятий, а также учесть установленные сроки реализации проектов - до 6 мес. (РВК), до 2-х (ФРП) и 3-х (Фонд «Сколково») лет, то поставку первой партии продукции (готовых к запуску решений) стоило ожидать в лучшем случае во второй половине или даже ближе к концу 2020 г., а последующие - в течение 2021-2022 гг. (см. табл. 2). В этой связи возникает ряд вопросов: будет ли востребована продукция, поддержанная институтами развития и произведенная в заявленных объемах по прошествии времени, тем более через 2 года? Ставилась ли задача проведения маркетингового анализа рынка как основа для одобрения конкурсных заявок? Есть ли потенциал экспорта в данном секторе? Как Правительство РФ в случае возникновения переизбытка однотипных товаров на рынке планирует решать эту проблему?

Вопросы эти возникают не на пустом месте. Например, проблема нехватки медицинских расходных материалов, в частности масок, остро стояла несколько первых месяцев пандемии. Начиная с весны 2020 г. отмечалось практически полное отсутствие средств защиты на отечественном рынке, что, помимо прочего, сопровождалось многократным ростом цен. В первых числах апреля 2020 г. Минпромторг России поручил регионам организовать производство медицинских масок, подключив к этому местные предприятия, чтобы покрыть образовавшийся дефицит изделий9. Местные власти с поставленной задачей справились - практически ежедневно запускались новые мощности. Но уже к концу лета можно было наблюдать избыточное предложение данного товара. В начале ноября 2020 г. Минпромторг России инициировал запрет госзакупок импортных медицинских масок в связи с тем, что некоторые предприятия уже были вынуждены прекратить их производство из-за отсутствия спроса10. К 1 декабря 2020 г. объемы производства медицинских масок выросли с начала пандемии более чем в 20 раз (с 600 тыс. до 19 млн шт. в сутки), а созданный резерв мощностей позволял обеспечить выпуск более 30 млн шт.11 При этом

9 Письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 30.03.2020 № ЦС-22040/15 «О производстве и реализации масок гигиенических». Гарант. internet.garant.ru.

10 Манукиян Е., Ментюкова С. Защита на лицо // Российская газета. Федеральный выпуск № 275 (8329). 2020. 7 дек. rg.ru/2020/12/07/obem-proizvodstva-masok-v-rossii-vyros-v-20-raz.html.

11 Минпромторг России. minpromtorg.gov.rU/press-centre/news/#l1_dekabrya_ otechestvennye_ proizvoditeli_vypustili_dvuhmilliardnuyu_medicinskuyu_masku.

суточная потребность населения в данном средстве защиты составляла всего 10,89 млн шт.12 Вовлеченный в преодоление дефицита защитных масок малый и средний бизнес (например, в Татарстане насчитывалось более 70 таких предприятий и несколько десятков тысяч предпринимателей), взявший на себя либо кредитные обязательства, либо вложивший дополнительно собственные средства, оказался на грани банкротства в связи с тем, что крупный бизнес, который, в т. ч. благодаря господдержке, приобрел современные автоматические линии по серийному производству средств защиты и, естественно, фактически полностью вытеснил из этой ниши малые предприятия. Аналогичная ситуация сейчас наблюдается и в сфере производства бактерицидных рециркуляторов13.

Из вышесказанного вытекает и второй момент - отсутствие системного подхода в реализации мер государственной поддержки. Во-первых, это проявляется как несоблюдение баланса интересов участников экономической деятельности. Весной 2020 г. Правительством РФ был принят ряд мер, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в период пандемии, которые довольно подробно рассмотрены в экономической литературе (например, [2; 3]), ориентированных по большей части на реализацию малым и средним бизнесом социальной функции - удержание роста открытой безработицы, а не на стимулирование проявления гибкости и скорости адаптации к возникшим потребностям рынка, что, собственно, и является основным предназначением МСП в экономике. Например, выпуск некоторых медицинских расходников вполне мог быть передан на откуп малому бизнесу, который, вполне вероятно, мог бы с этим справиться даже без господдержки. Кто-нибудь просчитал существовавший весной 2020 г. резерв мощностей в этой сфере до предоставления государственной помощи? Теперь же мы наблюдаем очередное вытеснение с рынка производственного сектора МСП. Во-вторых, это реализация институтами развития противоэпидемических программ с дополнительным финансированием, в то время как аналогичная продукция разрабатывается в рамках других программ поддержки (неспециализированных). И в-третьих, это финансирование институтами развития с разной целевой ориентацией (специализацией) выпуска однотипной продукции.

12 Минпромторг предложил ограничить госзакупки импортных масок // Ведомости. 2020, 02 ноя. www.vedomosti.ru/economics/news/2020/11/02/845523-minpromtorg-predlozhil-ogranichit-goszakupki-importnih-masok.

13 Легковерие подвело: отечественные производители антиковидных средств считают убытки // Новые известия. 2021. 1 апр. newizv.ru/article/general/01-04-2021/legkoverie-podvelo-otechestvennye-proizvoditeli-antikovidnyh-sredstv-schitayut-ubytki.

Следующим моментом, касающимся самих институтов развития в целом, являются уже многократно отмеченные ранее их хронические проблемы в части системности решаемых задач и закрытости данных [4; 6, с. 155-156]. Как видно из приведенного обзора, в открытом доступе отсутствует большая часть важных показателей (например, стоимость профинансированного проекта, экономический эффект от его реализации и др.), не принят единый формат представления отчетности, что затрудняет проведение сравнительного анализа и т. д.

Пандемия СОУГО-19, создав экстремальные условия жизнедеятельности, высветила «белые пятна» в сферах национальной безопасности всех стран. Стоит отдать должное Правительству РФ, которому за счет оперативных мер удалось в кратчайшие сроки хотя бы относительно стабилизировать обстановку в стране. Однако ситуация в экономике, сложившаяся до пандемии в большинстве развитых и части развивающихся стран и определяемая как «новая нормальность», осталась в прошлом [1]. Сейчас пришло время проанализировать результаты правительственных инициатив и, с одной стороны, взять на вооружение эффективные практики, с другой - проделать работу над ошибками.

Проведенное исследование показало, что реализуемые через институты развития противоэпидемические меры государственной поддержки достигли определенного положительного эффекта, доведя в максимально сжатые сроки финансирование до предпринимательского сектора и обеспечив запуск новых и диверсификацию действующих производств, резервных мощностей, что позволило вывести на отечественный рынок специализированные препараты и вакцины для лечения и профилактики СОУГО-19, а также различные изделия медицинского назначения в условиях их дефицита. Стоит отметить, что это стало возможно во многом благодаря уже имеющемуся технологическому заделу. Однако при этом наблюдались и проблемные моменты, возникающие в процессе практического осуществления помощи, вызванные по большей части отсутствием системного подхода в реализации мер государственной поддержки.

Применение системного подхода в отношении организации государственных программ поддержки в чрезвычайных ситуациях представляется наиболее эффективным. Уже сегодня имеет смысл создать реестр отечественных предприятий, выпускающих продукцию повышенного спроса (обеспечения жизнедеятельности) в период кризисных ситуаций, выявить их производственный потенциал и возможности диверсификации. В чрезвычайных ситуациях необходимо создание специального экспертного совета, в который входили бы видные специалисты таких областей, как медицина, экономика, юриспруденция, а также ряда отраслей промышленности, который коллегиально будет распределять (квотировать) доступное финансирование по отраслям

и заниматься одобрением проектов [5]. Весь кризисный период необходимо проводить мониторинг ситуации в целом по стране, чтобы оперативно регулировать возникающие дисбалансы (через госзаказы, поддержку экспорта и др.). Следует ввести единые требования к формированию институтами развития отчетности по специальным программам (таким как противоэпидемические) и обеспечить полную прозрачность данных - их публикацию в открытом доступе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахапкин Н.Ю. Российский рынок труда в условиях пандемии СОУГО-19: динамика и структурные изменения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 6. С. 52-65. БО1: 10.24411/2073-6487-2020-10069.

2. Бухвальд Е.М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 5. С. 1319-1336. БО1: 10.18334/ ерр.10.5.110134.

3. Виленский А.В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коронавирусного кризиса: федеральный и региональный аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 4. С. 46-57.

БО1: 10.24411/2073-6487-2020-10041.

4. Вологова Ю.В. Финансовые институты инновационного развития в стратегии перехода России к технологическому лидерству // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 168-181. БО1: 10.24411/2073-6487-201910039.

5. Доржиева В.В., Ильина С.А. Финансовые институты развития как фактор структурной модернизации экономики: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2020.

6. Оценка эффективности деятельности российских и зарубежных институтов развития / Под ред. И.Н. Рыковой Научный доклад. М.: Научно-исследовательский финансовый институт, 2016. nifi.ru/images/HLES/Reports/ doklad_DI.pdf.

REFERENCES

1. Akhapkin N.Yu. Russian labor market in the context of the COVID-19 pandemic: dynamics and structural changes // Vestnik Instituta Economiki Rossiyskoy Academii Nauk. 2020. No. 6. Pp. 52-65. (In Russ.). DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10069.

2. Bukhvald E.M. Will Russia's small business survive the shock of 2020? // Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 2020. Vol. 10. No. 5. Pp. 1319-1336. (In Russ.). DOI: 10.18334/epp.10.5.110134.

3. Vilenskiy A. V. Russian small and medium-sized businesses at the beginning of the coronavirus crisis: federal and regional aspects // Vestnik Instituta Economiki Rossiyskoy Academii Nauk. 2020. No. 4. Pp. 46-57. (In Russ.). DOI: 10.24411/20736487-2020-10041.

4. Vologova Yu.V. Financial institutions of innovative development in the strategy of Russia's transition to technological leadership // Vestnik Instituta Economiki

Rossiyskoy Academii Nauk. 2019. No. 3. Pp. 168-181. (In Russ.). DOI: 10.24411/20736487-2019-10039.

5. Dorzhieva V.V., Ilyina S.A. Development financial institutions as a factor of the structural modernization of economy: Scientific report. Moscow: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2020. (In Russ.).

6. Evaluation of the effectiveness of the activities of Russian and foreign development institutions: Scientific report / Edited by I.N. Rykova. Moscow: Financial Research Institute, 2016. (In Russ.). URL: https://nifi.ru/images/FILES/Reports/doklad_DI.pdf.

ABOUT THE AUTHORS

Dorzhieva Valentina Vasilyevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Leading Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Science - Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia. [email protected]

Ilyina Svetlana Aleksandrovna - Candidate of Economic Sciences, Senior Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Science - Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia. [email protected]

ANTI-EPIDEMIC PROJECTS OF RUSSIAN FINANCIAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS: DIRECTIONS AND EFFECTS OF IMPLEMENTATION In 2020, the world for the first time faced such a challenge as the COVID-19 pandemic, which forced government agencies to urgently introduce new measures to ensure the stabilization of the situation. One of such measures in Russia was the implementation of anti-epidemic state programs and projects to support domestic industrial and innovative companies, aimed at finding reserve capacities, diversifying production and bringing lifesupport products to the market as soon as possible. Their implementation was entrusted to the financial development institutions as instruments of state policy. The paper provides a critical review of the implementation of projects to combat epidemic diseases in 2020-2021 by the Industrial Development Fund, the Russian Venture Company and the Skolkovo Foundation.

Keywords: financial development institutions, state policy instruments, state programs, state support measures, anti-epidemic projects, COVID-19. JEL: G23, G28, E02.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.