Научная статья на тему 'Усиление роли институтов развития в механизме банковского проектного финансирования'

Усиление роли институтов развития в механизме банковского проектного финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
95
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЫНОК ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / МЕЗОНИННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / БРИДЖ-ФИНАНСИРОВАНИЕ / СИНДИЦИРОВАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Езангина Ирина Александровна, Сторожилов Николай Андреевич

Предмет. В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, связанные с расширением объемов финансирования инвестиционных проектов, которые характеризуются высоким уровнем социальной и инфраструктурной значимости для национальной экономики. В перспективе они обеспечат устойчивый экономический рост и диверсификацию экономики. В связи с этим актуализируется значимость институтов развития, деятельность которых направлена на преодоление «провалов рынка», на стимулирование банковского частного инвестирования, развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Цель работы. Раскрыть ключевое значение институтов развития и инструментов проектного финансирования в реализации стратегии промышленного и инновационного развития современного государства. Методология. Для проведения исследования были использованы общенаучные методы и приемы: методы научной абстракции, аналогии, анализа, синтеза и сравнения, системно-структурный подход к анализу предмета исследования. Результаты. В доказательство становления рынка проектного финансирования охарактеризованы в динамике его состояние и структура. Выявлены проблемы, риски, направления развития отечественного рынка с позиции усиления интереса банковских организаций. Наряду с традиционными услугами, предоставляемыми заемщику в рамках проектного финансирования, акцентировано внимание на развитии в российской банковской практике перспективных направлений (синдицированное кредитование, мезонинное и бридж-финансирование). Выводы. Сделан вывод о необходимости актуализации механизма государственно-частного партнерства, в особенности роли институтов развития. Доказана перспективность мероприятий, реализуемых в настоящем Фондом развития промышленности и государственной корпорацией «Внешэкономбанк», а именно: запуска системы «одного окна», формирования государственной информационной системы промышленности, развития модели региональных фондов развития промышленности, организации работы банковских синдикаций и совершенствования базы их регулирования, инициирования работы Фабрики проектного финансирования. Совокупность обозначенных мероприятий обеспечит перманентную модернизацию российской промышленности и вместе с тем развитие банковского сектора, обладающего уникальными технологиями, компетенциями, ликвидными и доходными активами.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Езангина Ирина Александровна, Сторожилов Николай Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Усиление роли институтов развития в механизме банковского проектного финансирования»

• проектное финансирование

DOI 10.26794/2587-5671-2017-21-6-20-33 УДК 336.77.067.22 JEL G18, G24, O38

усиление роли институтов развития в механизме банковского проектного финансирования

И.А. Езангина,

Волгоградский государственный технический университет,

Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0002-9441-4401

НА. Сторожилов,

Волгоградский государственный технический университет,

Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0002-9510-4325

аннотация

Предмет. В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, связанные с расширением объемов финансирования инвестиционных проектов, которые характеризуются высоким уровнем социальной и инфраструктурной значимости для национальной экономики. В перспективе они обеспечат устойчивый экономический рост и диверсификацию экономики. В связи с этим актуализируется значимость институтов развития, деятельность которых направлена на преодоление «провалов рынка», на стимулирование банковского частного инвестирования, развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

цель работы. Раскрыть ключевое значение институтов развития и инструментов проектного финансирования в реализации стратегии промышленного и инновационного развития современного государства. Методология. Для проведения исследования были использованы общенаучные методы и приемы: методы научной абстракции, аналогии, анализа, синтеза и сравнения, системно-структурный подход к анализу предмета исследования.

результаты. В доказательство становления рынка проектного финансирования охарактеризованы в динамике его состояние и структура. Выявлены проблемы, риски, направления развития отечественного рынка с позиции усиления интереса банковских организаций. Наряду с традиционными услугами, предоставляемыми заемщику в рамках проектного финансирования, акцентировано внимание на развитии в российской банковской практике перспективных направлений (синдицированное кредитование, мезонинное и бридж-финансирование). выводы. Сделан вывод о необходимости актуализации механизма государственно-частного партнерства, в особенности роли институтов развития. Доказана перспективность мероприятий, реализуемых в настоящем Фондом развития промышленности и государственной корпорацией «Внешэкономбанк», а именно: запуска системы «одного окна», формирования государственной информационной системы промышленности, развития модели региональных фондов развития промышленности, организации работы банковских синдикаций и совершенствования базы их регулирования, инициирования работы Фабрики проектного финансирования. Совокупность обозначенных мероприятий обеспечит перманентную модернизацию российской промышленности и вместе с тем развитие банковского сектора, обладающего уникальными технологиями, компетенциями, ликвидными и доходными активами.

Ключевые слова: инвестиционный проект; проектное финансирование; рынок проектного финансирования; коммерческий банк; мезонинное финансирование; бридж-финансирование; синдицированное кредитование; государственно-частное партнерство; институт развития

Для цитирования: Езангина И.А., Сторожилов Н.А. Усиление роли институтов развития в механизме банковского проектного финансирования // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6. С. 20-33.

DOI 10.26794/2587-5671-2017-21-6-20-33 UDC 336.77.067.22 JEL G18, G24, O38

Strengthening the Role of Development institutions in the Banking Project Financing

I A. Ezangina,

Volgograd state technical University, Volgograd, Russia https://orcid.org/0000-0002-9441-4401

NA. Storozhilov,

Volgograd state technical University, Volgograd, Russia https://orcid.org/0000-0002-9510-4325

abstract

Topic. Currently, the particular relevance gains questions associated with the expansion of the amount of funding of investment projects, which are characterized by a high level of social and infrastructural importance to the national economy. It will also provide sustainable economic growth and diversification of the economy in the long term. In this regard, it actualizes the importance of development institutions, whose activities are aimed at overcoming 'market failures', to encourage the private investment by banks, and infrastructure development with use of mechanisms of state-private partnership.

Purpose. The purpose of this work is an attempt to reveal the key importance of institutions and instruments of project financing in the implementation of the strategy of industrial and innovative development of the modern state.

Methodology. To conduct the study there were used general scientific methods and techniques: methods of scientific abstraction, analogy, analysis, synthesis and comparison, the system-structural approach to the analysis of the research subject.

Results. In the proof of the formation of the market of project financing, it was described in the dynamics its status and structure. There were identified issues, risks, and directions of development of the domestic market for stimulation of interest of banking organizations. Along with the traditional services provided to the borrower under the project financing, the attention is focused on the development of the Russian banking practice of promising areas (syndicated loans, mezzanine and bridge financing).

conclusions. We state the necessity of actualization of the mechanism of state-private partnership, particularly the role of development institutions. It has been proved the perspectivity of activities carried out at present by Industry Development Fund and State Corporation "Vnesheconombank", namely: run the system of 'one window', the formation of the state information system of industry, development of the model of regional development funds for industry, an organization of banking syndicated loans, improvement of database management, launching operation of the "Factory of project financing". The totality of the identified events will provide a permanent modernization of the Russian industry, and, along with the development of the banking sector with unique technology and knowledge, liquid and profitable assets.

Keywords: investment project; project financing; project financing market; commercial bank; mezzanine financing; bridge financing; syndicated lending; public-private partnerships; development institute

Citation: Ezangina I. A., Storozhilov N. A. Strengthening the role of development institutions in the banking project financing. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice, 2017, vol. 21, no. 6, pp. 20-33. (In Russ.).

проектное финансирование

введение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение инвестиционной привлекательности как одно из у словий обеспечения экономического роста является ключевой задачей большинства современных рыночных макросистем, интегрированных в глобальные хозяйственные отношения. На фоне мирового уровня развития инновационного сектора Россия стоит перед необходимостью выбора и реализации стратегии «инновационного прорыва»: концентрации усилий общества, государства, реального производственного сектора на освоении принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационного обновления морально и физически устаревшего производственного потенциала. Создание благоприятного инвестиционного климата неотъемлемо связано с реализацией эффективных инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется в виде корпоративного, венчурного, государственного финансирования [1, с. 45]. Одна из наиболее востребованных мультиинструменталь-ных форм воспроизводства реальных инвестиций — проектное финансирование, позволяющее на долгосрочной целевой основе аккумулировать значительные финансовые ресурсы из разных источников, а также элиминировать риски инвестиционного проекта путем их перераспределения между участниками, перманентно взаимодействующими на протяжении всего периода реализации проекта [2, с. 48].

институционализация проектного финансирования

Речь идет об инициаторах проекта (инвесторах, заказчиках, спонсорах), проектной компании, эмитентах финансовых инструментов, кредиторах проекта, международных финансовых институтах, генеральном подрядчике, поставщиках активов проекта, исполнителях (оператор, агенты), покупателях проекта, страховых компаниях, консультантах и экспертах, органах государственной власти и пр. [3, с. 19].

Доказательством институционализации модели проектного финансирования выступает примерная схема его структурированной сделки, предлагаемой в части организации подразделением Sberbank С1В (рис. 1).

Вместе с тем ключевой особенностью проектного финансирования является акцент на объекте кредитования — собственно инвестиционном проекте, его эффективности, способности обслуживать кредит, проектных рисках. В качестве основного

источника погашения задолженности и выплаты дохода рассматриваются денежные потоки, генерируемые в результате реализации инвестиционного проекта, а активы проекта при кредитовании становятся залогом.

становление рынка проектного финансирования

Широкое применение проектного финансирования в инфраструктурных, инновационных проектах, реализации глобальных мегапроектов, многообразие источников инвестиций и инвестиционных моделей, усиление роли государства как инвестора и растущая роль нормативного регулирования позволяет сделать вывод о становлении организованного масштабного рынка проектного финансирования в мировых масштабах и границах национальных экономических систем.

В продолжение исследования, анализируя крупнейшие мировые сделки проектного финансирования в 2016 г., выделяем Yanbu Aramco Sinopec Refining — совместное предприятие аравийского Yasref и китайского Sinopec по переработке нефти. Последнее обеспечено кредитом 26 местных, региональных и международных финансовых институтов в размере 4,7 млрд долл. на рефинансирование средств акционеров, которые были использованы для строительства.

Liwa Plastics Plant — промышленный проект, знаковый для оманской экономики, был профинансирован в размере 3,8 млрд долл. шестью экспортными кредитными агентствами, представляющими правительства Германии, Италии, Кореи, Нидерландов и Великобритании, а также 19 международными, региональными и местными коммерческими кредиторами. Данный проект является самым крупным из трех стратегических проектов роста, осуществляемых компанией Orpic с целью построения интегрированного оманского нефтеперерабатывающего и нефтехимического бизнеса в регионе Сахары.

В России за период 2013-2017 гг. предпринят ряд знаковых шагов, направленных на развитие нормативно-правового поля регулирования и стимулирования развития рынка проектного финансирования. Он включает в себя установление новых понятий и инструментов в сфере проектного финансирования для российского законодательства, а именно:

• создание специализированных обществ — проектных компаний;

• введение соглашений кредиторов;

• установление механизма уступки обязанностей и прав по договору;

Спонсо

Основной спонсор

)ы проекта

Дополнительные инвесторы

Ключевые контрагенты

Генподрядчик (ЕРС)

Поставщик(и)

Стоимость работ

-H

*-

ЕРС контракт

| Долгосрочные договоры на поставку сырья

Прямые соглашения

Правительство РФ или уполномоченный орган

Госгарантия •4.......>

Проект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Долг

Долгосрочные договоры на продажу ^ продукции ^

Выручка от продажи

Покупатели

Обслуживание долга

Кредиторы

Коммерческие банки

Банк развития

Прямые соглашения

------Поддержка спонсоров ■

Страховое покрытие

Экспортно-кредитные агентства

Рис. 1 /Fig. 1. Примерная схема сложноструктурированной сделки проектного финансирования в ПАО Сбербанк / An approximate scheme for the complex structured transaction of project financing in PJSC

Sberbank

Источник/Source: URL: http://sberbank-cib.ru/rus/getfinance/loans/project_financing.wbp (дата обращения: 23.11.2016).

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Объем сделок (млрд долл.) ■ Число сделок

Рис. 2 / Fig. 2. Динамика объема и количества сделок проектного финансирования в мире в 2008-2016 гг. / Dynamics of the volume and number of transactions of project financing in the world in 2008-2016

Источник/Source: URL: http://ijglobal.com/uploads/Full%20Year%202016%20Global%20Project%20Finance%20League%20Tables. pdf (дата обращения: 25.02.2017).

financetp.fa.ru

23

Таблица 1 / Table 1

Объем и количество сделок проектного финансирования в странах Восточной Европы в 20152016 гг. / The volume and number of transactions of project financing in the countries of Eastern

Europe in 2015-2016

Страна восточной Европы 2016 2015 Изменения, %

Сумма сделок, млрд долл. Количество сделок Сумма сделок, млрд долл. Количество сделок

Восточная Европа всего: 24 309,3 38 13 493,1 32 80,2

Российская Федерация 19 081,2 12 622,9 4 2963,3

Турция 3446,6 17 10 194,5 13 -66,2

Республика Словения 1077,8 1 123,1 1 775,5

Хорватия 284,6 1 - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Джорджия 177,0 2 250,0 1 -29,2

Польша 131,8 2 785,5 7 -83,2

Македония 69,0 1 - - -

Литва 41,3 2 95,4 1 -56,7

Источник/Source: URL: http://dmi.thomsonreuters (дата обращения: 12.02.2017).

• введение новых видов залогов (будущих прав, прав по договору);

• установление института, управляющего залогом.

Следует отметить важность внедрения в 2014 г. Правительством РФ постановления № 1044 об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования в контексте взаимодействия субъектов реального и финансового секторов российской экономики. В Документе обозначены инструменты государственного регулирования, а также функционал инфраструктуры банковского проектного финансирования, в том числе закрепление перечня банков, уполномоченных кредитовать данную область, требования к ним.

В целом рынок проектного финансирования постоянно подвержен колебаниям и зависит от цен на сырье, доступа к финансированию и глобальным политическим изменениям. В 2016 г. было заключено 667 сделок общей стоимостью около 276 млрд долл. (рис. 2).

В 2016 г. в странах Восточной Европы было заключено 38 сделок в области проектного финансирования на сумму 24 309,3 млрд руб., из которых 19 081,2 млрд руб. (78,5%) приходится на 12 сделок России (табл. 1).

отраслевая структура проектного финансирования

Основными отраслями, которые использовали сделки с участием проектного финансирования в 2016 г., выступают энергетическая (48%), нефтегазовая (19,2%) и транспортная (16,5%) (табл. 2). Эти достаточно капиталоемкие сектора составляют существенную часть национальной инфраструктуры, имеют предсказуемые источники доходов, что делает их подходящими для проектного финансирования. С другой стороны, отмечаются снижающиеся объемы проектного финансирования в нефтегазовой отрасли, что, предположительно, вызвано значительным прогрессом в исследованиях и ожидаемому переходу к альтернативным нефти и газу источникам энергии [4, с. 69].

проектное финансирование как комплексный банковский продукт

В этих условиях объективно усиливается интерес и роль банковских институтов, для которых идеология проектного финансирования привлекательна с позиции долгосрочной доходности, развития механизмов совместного управления инвестиционными рисками, диверсификации направлений деятельности, прямой и косвенной поддержки

Таблица 2 / Table 2

Мировые сделки проектного финансирования в разрезе отраслей в 2015-2016 гг. / World transactions of project financing in the context of industries in 2015-2016

Сектор экономики 2016 2015 Изменение доли рынка, %

Доходы, млрд долл. Доля рынка, % Количество сделок Доходы, млрд долл. Доля рынка,% Количество сделок

Энергетическая отрасль 110 871,5 48,0 471 106 746,8 38,5 501 9,5

Нефтегазовая отрасль 44 311,6 19,2 61 56 127,1 20,2 71 (1,0)

Транспортная отрасль 38 160,1 16,5 121 62 826,1 22,6 109 (6,1)

Нефтехимия 14 485,2 6,3 10 13 372,1 4,8 10 1,5

Сфера досуга 7683,7 3,3 60 10 413,9 3,8 45 (0,5)

Промышленность 6142,5 2,7 9 12 097,1 4,4 16 (1,7)

Добыча полезных ископаемых 4058,5 1,8 9 8737,3 3,2 20 (1,4)

Водоснабжение и канализация 3371,1 1,5 12 6049,1 2,2 18 (0,7)

Телекоммуникации 995,5 0,4 7 794,5 0,3 4 0,1

Мусоропереработка 851,1 0,4 5 312,00 0,1 5 0,3

Общее по секторам 230 930,9 100,0 765 277 475,9 100,0 799 -

Источник/Source: URL: http://ijglobal.com/uploads/Full%20Year%202016%20Global%20Project%20Finance%20League%20Tables. pdf (дата обращения: 12.02.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государства, использования юридически оправданных инструментов стратегического, оперативного и текущего планирования, в особенности — финансового и налогового [5, с. 171]. Кроме того, практика такова, что инвестиционный цикл проекта часто выступает компетенцией банковского сектора, превращая проектное финансирование в комплексный банковский продукт, включающий шесть последовательных стадий:

• поиск объектов вложений;

• оценка рентабельности и риска проекта;

• разработка схемы кредитования;

• заключение взаимоувязанных соглашений с участниками проектного финансирования;

• выполнение производственной, коммерческой и финансовой программы до полного погашения кредитов;

• оценка финансовых результатов проекта и их сопоставление с запланированными показателями [6, с. 67].

В традиционный портфель банковских кредитных продуктов, предоставляемых заемщику в рамках проектного финансирования, входят: инвестиционный кредит (кредитная линия); межбанковское связанное финансирование импортных поставок оборудования или услуг с участием экспортных кредитных (страховых) агентств стран-поставщиков; финансовый лизинг; торговое финансирование; документарные операции; различные комбинации стандартных кредитных продуктов [7, с. 134]. Среди перспективных инструментов проектного финансирования в настоящем подлежат рассмотрению банковские синдикации, мезонинное и бридж-финансирование (рис. 3) [8, с. 144].

Рис. 3/Fig. 3. Вид банковских кредитных продуктов, доступных в рамках проектного финансирования / Type of bank loan products available under project financing

Таблица 3 / Table 3

Оценка степени участия ПАО Сбербанк в проектном финансировании в 2013-2016 гг. / Evaluation of the degree of participation of PJSC Sberbank in project financing in 2013-2016

Год инструмент проектного финансирования Функция Степень участия

Синдцированный кредит AGROCOR Кредитор 600 млн евро

Бридж-финансирование ООО «Ямал-Развитие» Кредитор 97,556 млрд руб.

2014 Синдицированный кредит для Усольского калийного комбината Кредитор Уполномоченный ведущий организатор 750 млн долл.

Бивалютная синдицированная кредитная линия Московскому кредитному банку Уполномоченный ведущий организатор Букраннер 500 млн долл.

Синдцированный кредит ЕвроХим Уполномоченный ведущий организатор 750 млн долл.

2015 Синдицированный предэкспортный кредит для ТОО «Актюбинская медная компания» Уполномоченный организатор 200 млн долл.

Синдицированный кредит БеларусьКалий Организатор 550 млн евро

Банковское сопровождение проекта «Сооружение АЭС Ханхикиви-1» в Финляндии Финансовый консультант 150 млрд руб.

Финансирование строительства инфраструктуры ТЭЦ в г. Советская Гавань Кредитор 5,6 млрд руб.

2016 Финансирование строительства арктических танкеров Совкомфлот Кредитор 340 млн долл.

Синдицированный кредит Металлоинвест Ведущий уполномоченный организатор, координатор 400 млн долл.

Источник/Source: URL: http://sberbank-cib.ru/index_rus.jsp (дата обращения: 01.07.2017).

2014 2015 2016

Рис. 4 / Fig. 4. Динамика объема проектного финансирования группы ВТБ в 2014-2016 гг., млрд руб. / Dynamics of the volume of project financing of VTB Group in 2014-2016, billion rubles

Источник/Source: URL: http://file.emitbase.rbc.ru/named/files/91/22/d853118071a7297e5bced1f05c43fc0d.pdf/b0e4ca8dc00d2b4 abd258ff678ea1246402d0bef/4%20KB%202016.pdf (дата обращения: 01.07.2017).

Действительно, несмотря на сложность экономических условий, в настоящее время российские банки принимают участие в проектном финансировании и выполняют многообразные функции: организатора финансирования, кредитора, кредитного агента, агента ЭКСАР, финансового консультанта, банка счета инкассо, распределяя ответственность по различным аспектам деятельности (документация, финансовое моделирование, страхование, инжиниринг и т.д.) (табл. 3).

Вместе с тем специфические условия российской экономики порождают некоторые особенности проектного финансирования. Финансирование проектов под силу лишь крупным банкам и их консорциумам.

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время проектным финансированием занимаются системообразующие банки, имеющие соответствующие департаменты проектного финансирования (Сбербанк, ВТБ, Россельхоз-банк, Газпромбанк, Альфа-Банк и др.). Лидерами в проектном финансировании являются Сбербанк и ВТБ, включенные в 2015 г. в Перечень российских банков, отобранных для участия в программе поддержки инвестиционных проектов на территории России. Так, объемы проектного финансирования группы ВТБ в динамике 2014-2016 гг. представлены на рис. 4.

Согласно данным рис. 4 объем финансирования инвестиционных проектов в группе ВТБ в 2016 г. составил 1553,0 млрд руб. (на 151,7 млрд руб., или на 9% меньше, чем в 2014 г.), что может быть опосредованно связано с нестабильностью

экономической системы России и колебанием валютных курсов.

АО «Газпромбанк» является одним из лидеров российского рынка проектного и структурного финансирования, о чем свидетельствует существенная доля сделок (более 20%) в кредитном портфеле банка. Газпромбанк финансирует инвестиционные проекты в различных отраслях: машиностроении, металлургии, нефтегазовом и агропромышленном секторах, недвижимости, энергетике и др. Занимаясь проектным финансированием уже более 10 лет, АО «Газпромбанк» принял участие в более 122 проектах. Следует отметить, что в 2016 г. АО «Газпромбанк» выступил организатором и кредитором проекта «Ямал СПГ», вошедшего в Топ-10 крупнейших сделок проектного финансирования в мире, и выделил средства в размере 19 млн долл.*

Вместе с тем существует большое количество факторов, препятствующих эффективному развитию проектного финансирования в России:

• неразвитость рыночной и инвестиционной инфраструктур;

• отсутствие единой информационной базы;

• высокий уровень проектных и экологических рисков, неразвитая система управления ими;

• низкий уровень корпоративного управления;

• дефицит источников длинного и дешевого финансирования;

• отсутствие единых методик и практических навыков в системе реализации сделок по проектному финансированию, что увеличивает вероят-

* URL: http://www.gazprombank.ru (дата обращения: 08.07.2017).

Рис. 5/Fig. 5. Планируемые ключевые показатели проектов, курируемых ФРП в 2015-2022 гг. / The planned key indicators of projects supervised by the IDF in 2015-2022

Источник/Source: URL: http://frprf.ru/download/prezentatsiya-fonda-na-russkom-yazyke.pdf (дата обращения: 01.07.2017).

ность возникновения неопределенности и рисков в рамках проектов и ставит в полную зависимость от качества менеджмента банков, их оценивающих [9, с. 374];

• большая инвестиционная фаза проектов, низкое качество прогнозирования рынка из-за длительности проектов и волатильности рынков;

• Disruptive technologies — быстрое устаревание технологий;

• концентрация бюджетных средств в определенных отраслях и вместе с тем слабая отраслевая экспертиза, отсутствие отраслевых компетенций. Речь идет, в частности, о деятельности традиционных инфраструктурных монополий, проекты которых значительны по объему, имеют длительные сроки окупаемости [10, с. 38].

Кроме того, при множественности инструментов реализации проектного финансирования, весомости их преимуществ и перспектив отмечается принципиальный недостаток, касающийся всех ранее рассмотренных позиций, — отсутствие гарантий покрытия кредитных платежей за счет основной деятельности предприятия. Данный недостаток приобрел особое звучание в условиях современной российской экономики: под влиянием санкций значительно возросли препятствия, с которыми сталкиваются российские производственные комплексы в своей зарубежной инвестиционной деятельности. Наложенные технологические ограничения являются причиной приостановки мно-

гих крупномасштабных инвестиционных проектов. В условиях санкций банковский сектор также крайне лимитирован в части финансовых ресурсов. При имеющихся кризисных явлениях в экономике и дефиците бюджетных средств использование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) как формы проектного финансирования при реализации инфраструктурных проектов приобретает все большее значение. При этом функционал государственных структур многообразен: прямое финансирование, обеспечение институциональной среды реализации проекта, организационной структуры, оптимизация рисков путем гарантий.

роль институтов развития в проектном финансировании

Отдельно следует отметить важность актуализации институтов развития в исследуемой области. Среди направлений деятельности в данном ключе выделяем следующие:

• нефинансовая поддержка («Агентство стратегических инициатив»);

• заемное финансирование (ВЭБ, корпорация МСП);

• прямые инвестиции (Российский фонд прямых инвестиций);

• грантовая поддержка (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере);

• венчурное финансирование (РВК);

30 25 20 15 10 5 0

2015

2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017

■ Зарезервировано на одобренные проекты

□ Выделено компаниям на реализацию проекта

Рис. 6 / Fig. 6. Динамика объема средств, направленных на финансирование проектов ФРП в 20152017 гг., млрд руб. / Dynamics of the volume of funds allocated to finance projects of the IDF in 2015-2017,

billion rubles

Источник/Source: URL: http://frprf.ru/press-tsentr/novosti/frp-profinansiroval-150-promyshlennykh-predpriyatiy (дата обращения: 05.07.2017).

• промышленные площадки [Ассоциация индустриальных парков, Российские особые экономические зоны (РосОЭЗ), Ассоциация кластеров и технопарков].

В 2014 г. по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путем преобразования Российского фонда технологического развития создан Фонд развития промышленности (ФРП). Цель деятельности Фонда — развитие инструментов финансирования модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. В настоящее время на базе ФРП запущена система «одного окна» государственной поддержки промышленных предприятий. В контексте решения проблемы отсутствия единой информационной базы важно дальнейшее совершенствование на базе Фонда технологий государственной информационной системы промышленности (ГИСТ) как одного из существенных элементов инфраструктуры обеспечения реализации промышленной политики страны. Система позволяет перейти на новый качественный уровень при планировании, мониторинге реализации промышленной политики, а также скорости, транспарентности и эффективности взаимодействия органов власти и субъектов деятельности в сфере промышленности. В 2016 г. модель ФРП получила развитие в регионах: региональные фонды развития промышленности созданы в 16 субъектах Российской Федерации.

Финансовые меры поддержки Фонда включают: совместные с Банком России программы финансовой поддержки; прямое участие в капитале

промышленных предприятий, в том числе с привлечением стратегических частных и государственных инвесторов; софинансирование предприятий совместно с региональными фондами развития промышленности.

Вместе с тем значимы и нефинансовые меры поддержки: организация работы по заключению специальных инвестиционных контрактов; помощь российским и зарубежным инвесторам в определении оптимальной площадки для размещения производства в России; обеспечение централизованного спроса на продукцию компаний — заемщиков ФРП со стороны крупного бизнеса; запуск ГИСП для автоматизации процессов сбора и обработки информации, что необходимо для корректировки промышленной политики.

В связи с этим планируемые ключевые показатели проектов, финансируемых (курируемых) Фондом в 2015-2022 гг., представлены на рис. 5.

За период активной деятельности ФРП профинансировал проекты российских промышленников на общую сумму займов 38,8 млрд руб., из них 12,9 млрд руб. пришлось на отрасль машиностроения, 6,7 млрд руб.— на медбиофарму, 4 млрд руб.— на металлургию и металлообработку, 3,8 млрд руб.— на электрическое оборудование, 2,8 млрд руб. — на химию и по 2,6 млрд руб. — на отрасли электроники и легкой промышленности. Объем средств, направленных на финансирование проектов ФРП в динамике 2015-2017 гг., представлен на рис. 6.

Способствовать долгосрочному экономическому развитию России за счет поддержки промышленности высоких переделов и проектов в высокотех-

2000 1750 1500 1250 1000 750 500 250 0

□ Объем вложений

2014

2015

2016

Рис. 7 / Fig. 7. Динамика объема вложений Внешэкономбанка в проектное финансирование в 2014-2016 гг., млрд руб. / Dynamics of Vnesheconombank's investment in project financing in 2014-2016,

billion rubles

Источник/Source: URL: http://veb.ru/common/upload/files/veb/msfo/ifrs_2016_ru.pdf (дата обращения: 06.07.2017).

Рис. 8/Fig. 8. Перспективные направления деятельности ВЭБ на рынке проектного финансирования / Vnesheconombank's perspective activities in the project finance market

Источник/Source: URL: http://veb.ru/common/upload/files/veb/news/2017/0424_p1.pdf (дата обращения: 01.07.2017).

нологичной сфере, поддержки экспорта и развития инфраструктуры, обеспечивающей рост экономики,— такова официальная миссия государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк, ВЭБ, Банк), декларируемая в Стратегии развития до 2021 года и бизнес-модели деятельности ВЭБ.

проектное финансирование в реализации стратегии гк «внешэкономбанк»

Деятельность ВЭБ дополняет работу коммерческих банков в рамках инвестиционной деятельности, при этом ВЭБ может входить в проекты с коммерческими банками на принципах

Бизнес-идея От бизнесу к бизнес-плану Структурирование Финансирование

Рис. 9/Fig. 9. Схема работы «Фабрики проектного финансирования» как нового продукта ВЭБ / Scheme of work of the "Project Finance Factory" as a new product of Vnesheconombank

Источник/Source: URL: http://veb.ru/common/upload/files/veb/news/2017/0424_p1.pdf (дата обращения: 01.07.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

софинансирования. Общий объем средств, направленных ВЭБ в проектное финансирование в динамике 2014-2016 гг., представлен на рис. 7.

Так, в Стратегии развития до 2021 года ВЭБ видит возможности привлечения синдицирова-ния от коммерческих банков в реализуемые им проекты, работая в двух направлениях: создание синдикатов и совершенствование регулирования синдикаций. Синдикация позволяет участникам рынка получить достаточный объем средств в проектное финансирование. Важен также механизм субсидирования ставки, качественный отбор проектов на самом входе и квалифицированная отраслевая экспертиза, реализуемые ВЭБ. В настоящем предлагаемая ВЭБ схема финансирования проектов предусматривает синдикацию 80/20, где 20% — акционерный капитал, 80% — заемные средства, синдицированные через транши для снижения рисков участников проекта. На рис. 8 обобщены пути решения ВЭБ проблем проектного финансирования.

Положительным моментом для реализации проектного финансирования является и утвержденная в ВЭБ новая структура корпоративно-инвестиционного блока (КИБ), и разработка плана внедрения нового инвестиционного процесса. Работа блока будет построена с использованием модели гибкого управления проектами — agile-подход, ориентированного на сокращение срока рассмотрения заявок вдвое до 120 дней и отсле-

живание реализации проектов. Структура КИБа предполагает формирование проектных команд и персональную ответственность менеджеров среднего звена за проект. Менеджмент будут иметь отраслевые компетенции, опыт структурирования и сопровождения проектов. Доказательством усиления горизонтального взаимодействия выступает тот факт, что при работе с проектами КИБ будет тесно взаимодействовать с блоком «Отраслевые бизнес-решения», основной задачей которого является координация процесса формирования пула проектов для финансирования, их предварительная экспертиза и оценка бизнес-моделей. Расширение деятельности новой структуры особенно значимо в условиях сложившихся проблем в области качества управления проектами на соответствующем рынке проектного финансирования, а именно: дефицит квалифицированных управленческих команд, низкое качество проработки проектов, неучастие кредиторов в управлении, недооценка рисков, срыв сроков реализации проектов, превышение затрат.

Кроме того, новая структура и компетенции бизнес-блока поддерживают реализацию нового решения института — «Фабрики проектного финансирования», схема которого предполагает несколько этапов:

• центр компетенции проводит маркетинговый анализ и помогает в создании бизнес-модели;

• центр структурирования формирует оптимальную структуру сделки и механизм син-дикации. Предполагается, что ставка для заемщика будет рассчитываться как инфляция в 4% плюс доходность ОФЗи премия (не более 3,5%). В итоге ставка не должна превысить 10% годовых. В рамках финансирования проектов «Фабрики проектного финансирования» 20% будет составлять акционерный капитал (доля ВЭБ в нем не превысит треть, остальные средства предоставляют инициаторы проекта), 80% — заемные средства, синдицированные через транши для снижения рисков участников проекта. При этом ВЭБ ориентирован на актуализацию госгарантий для повышения надежности инвестиций по одному из траншей, а также в случае возможного изменения процентной ставки в рамках «Фабрики проектного финансирования»;

• центр мониторинга следит за исполнением кредитного соглашения и ситуацией на рынке, помогает в актуализации финансовой модели и бизнес-плана (рис. 9).

Наконец, ВЭБ формирует новую модель работы с регионами. Речь идет об обучении сертифицированных менеджеров (в 23 пилотных регионах России), которые ориентированы на поиск и первичную оценку инвестпроектов в регионах, агрегировать все возможные инструменты региональной господдержки или инструменты региональных корпораций развития, чтобы сделать

финансовую модель привлекательнее, а также сопровождать проект на этапе прохождения более глубокой экспертизы совместно с КИБ Банка.

выводы

Таким образом, для увеличения объемов проектного финансирования необходимо увеличение объема привлеченных средств и прибыли кредитных организаций при неизменных прочих условиях. Подобные меры позволят ускорить развитие проектного финансирования, но качественный скачок в условиях ограниченности ресурсов коммерческих банков данные методы совершить не позволят. В связи с этим для полноценного внедрения проектного финансирования в российскую банковскую практику необходимо его комплексное институциональное обеспечение со стороны государства на принципах привлечения рыночного фондирования и софинансирования, развития нормативно-правового сопровождения, оказания консультационной, аналитической поддержки при разработке документов стратегического планирования и определении приоритетов пространственного развития. Деятельность институтов развития, тем самым, означает продвижение новой бизнес-модели, ориентированной на многостороннюю реализацию интересов и задач участников: государства, производственного сектора, банковского сообщества, страхового бизнеса, частных инвесторов и пр.

список источников

1. Сысоева А. А., Смулов А. М. Развитие системы банковского проектного финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации: монография. М.: Издательство «Перо», 2016. 162 с.

2. Булатова Э. И. Проектное финансирование: проблемы и перспективы развития в России // Казанский экономический вестник. 2016. № 4 (24). С. 48-52.

3. Езангина И. А., Хмурова Т. В. Перспективные инструменты проектного финансирования: современный взгляд // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 20. C. 18-32.

4. Трушина И. А. Ретроспективный анализ проектного финансирования // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 2 (25). С. 66-72.

5. Никулина О. В., Баклажкова К. В. Специфика банковского проектного финансирования инвестиционной деятельности предприятий различных отраслей экономики России // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2016. № 4 (31). С. 164-175.

6. Никонов И. А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альпина Паблишер, 2012, 154 с.

7. Руденко С. А. Проблемы и перспективы развития банковского проектного финансирования // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2015. № 12. С. 133-136.

8. Sazonov S. P., Ezangina I. A., Vaysbeyn K. D., Gorshkova N. V., Makarova E. A. Alternative sources of Business Development: Mezzanine Financing // Scientific Papers of the University of Pardubice. Series D: Faculty of Economics and Administration. 2016. Т. 23. № 37. С. 143-155.

9. Хмурова Т. В., Езангина И. А. Анализ особенностей развития проектного финансирования в России / В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых — 2015. Сборник научных ста-

тей 4-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах / отв. редактор А. А. Горохов. Курск, 2015. С. 372-375.

10. Сильвестров С. Н., Кузнецов Н. В., Шестак В. П. Проектное финансирование инфраструктурных монополий в новой модели экономики России: монография. М.: Издательство «Когито-Центр», 2017. 174 с.

REFERENCES

1. Sysoeva A. A., Smulov A. M. Development of the system of banking project financing of innovation activities in the Russian Federation. Monograph. Moscow: Publishing House "Pero", 2016. 162 p. (In Russ.).

2. Bulatova E. I. Project Financing: problems and perspectives of development in Russia. Kazanskii ekonomicheskii vestnik = Kazan economic bulletin, 2016, no. 4(24), pp. 48-52. (In Russ.).

3. Ezangina I. A., Khmurova T. V. Promising tools for project financing: a modern view. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: problems and solutions, 2016, no. 20, pp. 18-32. (In Russ.).

4. Trushina I. A. Retrospective analysis of the project financing. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie = Vector of the science of Togliatti State University. Series: Economy and management, 2016, no. 2 (25), pp. 66-72. (In Russ.).

5. Nikulina O. V., Baklazhkova K. V. The specifics of the banking project financing of investment activities of enterprises in various sectors of the Russian economy. Vestnik Permskogo universiteta = Perm University Bulletin. Series: Economics, 2016, no. 4 (31), pp. 164-175. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Nikonov I. A. Project analysis and project financing. Moscow: Alpina Publisher, 2012. 154 p. (In Russ.).

7. Rudenko S. A. Problems and prospects of development of bank project financing. Trudy molodykh uchenykh Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta = Works of young scientists of the Altai State University, 2015, no. 12, pp. 133-136. (In Russ.).

8. Sazonov S. P., Ezangina I. A., Vaysbeyn K. D., Gorshkova N. V., Makarova E. A. Alternative sources of Business Development: Mezzanine Financing. Scientific Papers of the University of Pardubice. Series D: Faculty of Economics and Administration, 2016, vol. 23, no. 37, pp. 143-155.

9. Khmurova T. V., Ezangina I. A. The analysis of features of the development of project financing in Russia. In A. A. Gorokhov (Ed.) The Generation of the future: a view of young scientists — 2015. Collection of scientific articles of the 4th International youth scientific conference. 1-4 vol. Kursk, 2015, pp. 372375. (In Russ.).

10. Silvestrov S. N., Kuznetsov N. V., Shestak V. P. Project financing of infrastructure monopolies in the new model of the Russian economy. Monograph. Moscow: Publishing House "Kogito-Center", 2017. 174 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ирина Александровна Езангина — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и финансов производственных систем и технологического предпринимательства, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия ezangirina@rambler.ru

Николай Андреевич Сторожилов — магистрант, Волгоградский государственный технический

университет, Волгоград, Россия

n.lopuhow@gmail.com

ABOUT THE AUTHORS

Irina A. Ezangina — Can. Sci. (Econ.), Associate Professor of management and finance, production systems and technological entrepreneurship, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia ezangirina@rambler.ru

Nikolai A. Storozhilov — graduate student, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia n.lopuhow@gmail.com