Н.И. Болычев
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ В РАДИКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМУ С ПОМОЩЬЮ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
COUNTERACTION OF YOUTH INVOLVEMENT IN RADICAL ORGANIZATIONS, CARRIED OUT BY THE INTERNET
В статье рассмотрена система противодействия вовлечению молодежи в радикальные организации с помощью сети Интернет. Определены основные направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел в этой сфере.
The article considers the system of prevention youth involvement in radical organizations in the Internet. The paper also defines main activities of the Interior Operational Units in this area.
Результатом разрастания конфликтов в зарубежных странах с высокой террористической активностью и нестабильной политической обстановкой стала активизация деятельности международных террористических и экстремистских организаций по вербовке новых членов. Наибольший интерес для них представляют молодые люди, обучающиеся в высших и средних учебных заведениях. Их социальная позиция и политические и религиозные взгляды не сформированы, что делает данную категорию максимально восприимчивой к пропагандистской работе.
Члены радикальных организаций активно используют сеть Интернет для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых сторонников и координации противоправной деятельности. Такую возможность дают социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Фейсбук», где существует большое количество страниц и сообществ, функционирующих в целях пополнения рядов незаконных вооруженных формирований (НВФ) и их пособников, разворачивается активная пропагандистская работа, в том
числе с помощью распространения информационных материалов, направленных на разжигание национальной и религиозной нетерпимости [14].
Сеть Интернет позволила осуществлять координацию и взаимодействие преступных организаций удаленно, обезличенно и трансгранично, эффективно скрывать следы противоправной деятельности [9].
Особую опасность представляет связь бандформирований, действующих на Северном Кавказе, с международными террористическими организациями и участие жителей России в вооруженном конфликте на территории Сирийской Арабской Республики (САР), куда из Российской Федерации выехали более 1,5 тыс. человек. В ряде случаев эти лица, получив опыт ведения боевых действий и обладая связями с международными террористическими организациями, возвращаясь в Россию, примыкают к действующему бандподполью, участвуют в распространении радикальной идеологии, вербовке новых членов, создании подпольных экстремистских ячеек, подготовке и совершении террористических актов.
Так, 21 октября 2013 года теракт в Волгограде осуществила террористка-смертница Наида Асия-лова, уроженка республики Дагестан, но бомбу для нее изготовил русский, Дмитрий Соколов.
28 августа 2012 года был взорван в собственном доме в Дагестане шейх Афанди Чиркейский. Терракт осуществила террористка-смертница Аминат Курбанова, настоящее имя которой — Алла Сапрыкина. Готовил ее к теракту тоже русский — Алексей Пашинцев. Теракты в Москве в 2004 году, а также серия взрывов в 2003—2005 годах на автобусных остановках в Краснодаре и Воронеже были организованы двумя русскими, принявшими радикальный ислам — Максимом (Муслимом) Панарьиным и Павлом (Мохаммедом) Косолаповым. «Русский ваххабизм» стал опаснейшим для нашей страны явлением. Уже к концу 2000-х появилась новая генерация радикальных русских мусульман, идеология которых сформировалась за счет видеопроповедей Саида Бурятского (Александра Тихомирова) и деятельности ряда русских исламских активистов. По данным экспертов, только каждый десятый из новообращенных мусульман исповедует традиционный ислам, остальные — приверженцы ваххабизма [16 ].
Эмиссары радикальных групп реализуют широкую пропагандистскую программу, размещая в сети большое количество экстремистских материалов. Запрещенная в России организация «Исламское Государство» (ИГ), безусловно, является лидером в этом направлении. В структуру этой группировки входят специальные подразделения, которые формируют имидж боевиков. Причем эта работа реализуется специфически для различных регионов за счет подборки медиаданных, учитывающих особенности местного населения [12]. Масштабное наполнение ИГ российского сегмента Интернета экстремистскими материалами является не чем иным, как массовой пропагандой. После того как человека заинтересовала деятельность ИГ или он каким-либо образом выразил свою солидарность с террористами, вербовщики приступают к персональной работе с неофитом, для чего используют разнообразные методы.
Метод «инфицирования» чаще всего используется в разного рода группах, индифферентных к какой-либо идеологии, но представляющих интерес для террористов. Аудитория, не придерживающаяся определенного идеологического крена, представляет собой «пустой сосуд», который исламисты стремятся заполнить «правильным» содержимым. Метод применим в силовых
структурах, например, в африканских странах, где военнослужащие слабо знакомы с радикальной исламистской идеологией, не удовлетворены своей службой, но могут быть полезны для проведения операций исламистов.
«Инфицирование» может использоваться также в тюрьмах, где происходит процесс вовлечения в исламистские группировки специалистов по подделке документов, нелегальным поставкам оружия, переправке людей.
Там, где исламисты не могут напрямую привлекать в свои ряды новых членов, используется метод «кристаллических зерен», когда радикальный исламист не ведет непосредственную пропагандистскую работу, однако, проживая среди своих товарищей, начинает вести себя в соответствии с предписаниями норм так называемого «чистого ислама». При этом он никому не навязывает свою точку зрения, чтобы не привлекать внимания. В то же время он разъясняет всем интересующимся основные принципы идеологии истинного ислама. Одни при этом ограничиваются простым любопытством, другие же проявляют устойчивый интерес, в результате появляется группа сторонников радикального ислама. А внешне это выглядит как «радикализация без вмешательства извне» [8]. Данный метод чаще всего применяется вербовщиками в северо -кавказских республиках.
Экстремизм и терроризм во всех своих формах и проявлениях, безусловно, выступают сегодня как одна из самых серьезных угроз безопасности Российской Федерации и всего мирового сообщества.
МВД России является основным субъектом противодействия экстремистской деятельности, который использует для этих целей свои главные силы — органы внутренних дел и внутренние войска. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. №1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 1 марта 2011 г. №254, от 5 сентября 2011 г. №1158) на органы внутренних дел возложена функция головного координатора всей деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности. Этим же указом на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью созданы подразделения по противодействию экстремизму.
Руководство государства осознает всю опасность деятельности экстремистских и террористических организаций, в том числе и вербовки новых членов, и реализует в связи с этим комплексные мероприятия различного уровня по борьбе с ней.
Выступая на расширенном заседании Коллегии МВД России в марте 2015 года, Президент России В.В. Путин выразил озабоченность ростом преступлений экстремистской направленности [13]. В выступлении на «правительственном часе» министр внутренних дел В.А. Колокольцев отметил, что приоритетным направлением деятельности министерства является противодействие экстремизму, в том числе и в сети Интернет [4].
На рост влияния экстремистских и террористических организаций в сети Интернет обращают внимание и за рубежом. Директор Национальной разведки США Джеймс Клэп-пер в одном из своих недавних выступлений заявил, что больше всего беспокойства у него вызывает экстремизм, распространяющийся через Интернет [7].
В Российской Федерации существует многоуровневая система противодействия экстремизму и вовлечению молодежи в радикальные организации.
Первый уровень реализуется за счет принятия новых и внесения изменений в уже существующие федеральные нормативные правовые акты [11].
Так, в 2014 году Президентом был подписан Федеральный закон от 28.06.2014 №179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым статьи 280 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, дополнены квалифицирующим признаком: деяния, совершенные с использованием сети Интернет. Федеральным законом от 03.02.2014 №5-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» была усилена уголовная ответственность за совершение преступлений экстремистского характера.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» установлен порядок досудебного блокирования интернет-ресурсов, содержащих призывы к массовым беспорядкам и экстремистской деятельности.
Необходимо отметить и комплексные нормативные правовые акты, направленные на обеспечение информационной безопасности граждан. Это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [2], «Доктрина информационной безопасности Российской Фе-
дерации» [1], проект Концепции информационной безопасности Российской Федерации, подготовленный Советом безопасности Российской Федерации и Межведомственной комиссией по информационной безопасности Российской Федерации [6].
Минкомсвязи России разработан законопроект о государственном контроле сети Интернет, подразумевающем наблюдение за трансграничными каналами связи и магистральными провайдерами [5].
Второй уровень представлен деятельностью региональных органов власти.
Так, Правительством Воронежской области реализуется государственная программа Воронежской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на период до 2020 года. В качестве одного из приоритетов работы правительства указанным нормативным правовым актом определена профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В условиях роста социальной активности граждан, активизации деятельности политических партий и общественных объединений, на фоне сокращения штатной численности сотрудников органов внутренних дел повышаются требования к организации работы по профилактике правонарушений среди населения.
Администрацией городского округа город Воронеж ранее реализовывались долгосрочные муниципальные целевые программы по профилактике правонарушений экстремистской направленности на территории городского округа на период 2008—2013 годов.
В ходе реализации вышеуказанных программ выработана система профилактики правонарушений террористической и экстремистской направленности, наработан опыт взаимодействия между структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж, а также взаимодействия администрации городского округа город Воронеж с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти Воронежской области, правоохранительными органами, органами территориального общественного самоуправления, общественными объединениями [3].
Реализация указанных нормативных правовых актов и межведомственное взаимодействие, направленное на недопущение совершения преступлений экстремистского характера в сети Интернет, оказывают положительное влияние на результативность
борьбы оперативных подразделений органов внутренних дел с радикальными группировками в целом и их вербовщиками в частности.
Третий уровень противодействия вовлечению молодежи в радикальные организации с помощью сети Интернет реализуется за счет административно-правовой работы и заключается в выявлении лиц, совершающих административные правонарушения экстремистской направленности в сети Интернет. Привлечение их к административной ответственности положительно сказывается на состоянии преступности экстремистской направленности в целом, в чем можно убедиться на примере Воронежской области.
Так, в 2015 году Главным управлением МВД России по Воронежской области пресечено 68 правонарушений рассматриваемой направленнос ти (2013 год — 46, 2014 — 51), из которых 18 связаны с пропагандой и публичным демонстрированием нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ) и 50 — с производством и распространением экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).
Следствием повышения эффективности профилактической работы является уменьшение количества преступлений данного вида. Так, в 2015 году зарегистрировано 2 преступления экстремистской направленности, за аналогичный период 2014 года — 3, в 2013 году — 4.
Четвертый уровень — блокировка интернет-ресурсов, содержащих экстремистские материалы. Этот правовой механизм реализуется на основании Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» во взаимодействии с органами прокуратуры, однако процедура правоприменения затруднена в связи с тем, что предусмотренный законом порядок внесудебного блокирования ресурса в сети возможен только по решению Генерального прокурора Российской Федерации. Предварительно инициаторам блокировки необходимо собрать пакет документов, провести исследование материалов сайта на предмет наличия в них признаков экстремизма, после чего передать собранные данные в региональную прокуратуру для согласования и направления Генеральному прокурору.
Пятый уровень — выявление и раскрытие преступлений экстремистского характера в сети Интернет. Эта деятельность является одним из наиболее эффективных направлений противодействия вовлечению молодежи в радикальные организации с помощью сети Интернет, позволяющих сократить количество материалов экстремистской направленности в сети и привлечь к ответственности наиболее одиозных
радикалов [10]. Результаты работы правоохранительных органов по выявлению, пресечению и раскрытию экстремистских преступлений в значительной степени зависят от эффективности оперативно-розыскной деятельности. Данное утверждение подтверждают и итоги проведенного И.В. Цивенко исследования, согласно которым в 80% изученных уголовных дел факты экстремизма установлены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий [15]. Оперативно-розыскная деятельность, реализуемая в специфическом пространстве глобальной сети, осложнена многими факторами, среди которых недостаточно наработанная практика правоприменения, трудности документирования противоправных действий, зачастую неоднозначное отношение к полученным доказательствам следователей, прокуроров и судей.
Шестой уровень — проведение оперативными сотрудниками региональных подразделений по противодействию экстремизму профилактических лекций и семинаров на базе образовательных организаций среднего и высшего образования. Примером такой работы являются разъяснительные беседы с профессорско-преподавательским составом и учащимися образовательных организаций, организуемые сотрудниками Центра по противодействию экстремизму Главного управления МВД России по Воронежской области совместно с представителями департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. В результате такого взаимодействия в 2015 году в трех вузах Воронежа выявлены студенты из республик Средней Азии и Северного Кавказа, которые, являясь приверженцами радикальных течений ислама, не прибыли в учебное заведение к началу учебного года и, по имеющейся информации, выехали в зарубежные страны с повышенной террористической активностью для участия в вооруженных конфликтах.
Таким образом, для эффективного противодействия экстремистской и террористической деятельности и вовлечению молодежи в радикальные организации, осуществляемому с помощью сети Интернет, оперативным подразделениям органов внутренних дел необходимо активно взаимодействовать с органами государственной власти и местного самоуправления, другими ведомствами и правоохранительными органами. Создавая же позитивную социальную и информационную среду, последовательно на законодательном уровне закрепляя механизмы правильного
воспитания молодежи, можно добиться значительного снижения уровня преступлений экстремистской направленности и эффективно противостоять вербовке молодых людей в радикальные организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утверждена Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. — 2000. — 28 сент.
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : утверждена Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // Российская газета. — 2008. — 16 февр.
3. Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение общественного порядка» : постановление Администрации городского округа город Воронеж от 30.12.2014 №2665 (ред. от 21.08.2015) // Информационный ресурс справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: http:// www.consultant.ru/law/hotdocs/4587html.
4. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Владимира Колокольцева в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://mvd.ru/docu-ment/3362827 (дата обращения: 29.01.2016).
5. Если завтра Рунет. Хотят ли власти превратить российский Интернет в изолированную сеть [Электронный ресурс]. — URL: http://lenta.ru/articles/2016/02/12/runetcontrol (дата обращения: 12.02.2016).
6. Информационное общество [Электронный ресурс]. — URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc /emag.nsf.
7. «Исламское государство» завлекает молодежь через соцсети [Электронный ресурс]. — URL: http://mnenia.zahav.ru/Articles/5724 (дата обраще-ния: 01.02.2016).
8. Нечитайло Д. А. Идеология и практика современного радикального исламизма. — М. : Полиграфист, 2013. — 418 с.
9. Осипенко А. Л. Организованная преступность в сети Интернет // Вестник Воронежского института МВД России. — 2012. — № 3. — С. 10—16.
10. Осипенко А. Л. Оперативно-розыскная деятельность в киберпространстве: ответы на новые вызовы // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2010. — № 2. — С. 38—43.
11. Осипенко А. Л. Уголовная ответственность за неправомерный доступ к конфиденци-
альной компьютерной информации // Уголовное право. - 2007. — № 3. — С. 43—47.
12. Почему европейские девушки-подростки присоединяются к ИГИЛ? [Электронный ресурс]. — URL: http://inosmi.ru/world/20141028 (дата обращения: 01.02.2016).
13. Расширенное заседание Коллегии МВД России [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47776 (дата обращения: 29.01.2016).
14. Хохлов Ю. П. Этот опасный Интернет. Генеральная прокуратура Российской Федерации реализует комплекс мер, направленных на обеспечение профилактики экстремизма и терроризма // Прокурор. — 2015. — № 3. — С. 15—19.
15. Цивенко И. В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для возбуждения уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности // Адвокат. — 2015.
— №11. — С. 33—37.
16. Чернова И. Современная вербовка. Осторожно — зомби! [Электронный ресурс]. — URL: http ://russia.tv/brand/show/brand_id/58715 (дата обращения: 29.01.2016).
REFERENCES
1. Doktrina informatsionnoy bezopasnosti Ros-siyskoy Federatsii : utverjdena Prezidentom RF 09.09.2000 № Pr-1895) // Rossiy-skaya gazeta. — 2000. — 28 sent.
2. Strategiya razvitiya informatsionnogo obsch-estva v Rossiyskoy Federatsii : utverjde-na Prezidentom RF 07.02.2008 № Pr-212 // Rossiyskaya gazeta. — 2008. — 16 fevr.
3. Ob utverjdenii munitsipalnoy program-myi gorodskogo okruga gorod Voronej «Obespechenie obschestvennogo poryadka» : postanovlenie Administratsii gorodskogo okruga gorod Voronej ot 30.12.2014 №2665 (red. ot 21.08.2015) // Informatsionnyiy resurs spravochno-pravovoy sistemyi «Ko nsultant-Plyus». — URL: http://www.consul-tant.ru/law/hotdocs/4 587html.
4. Vyistuplenie Ministra vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii Vladimira Kolokoltseva v ramkah «pravitelstvennogo chasa» v Gosudarstvennoy Dume Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyiy resurs].
— URL: https://mvd.ru/docu-ment/3362827 (data obrasche-niya: 29.01.2016).
5. Esli zavtra Runet. Hotyat li vlasti prevratit rossiyskiy Internet v izolirovannuyu set [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://lenta.ru/articles/2016/02/12/runetcontrol (data obrascheniya: 12.02.2016).
6. Informatsionnoe obschestvo [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc /emag.nsf.
7. «Islamskoe gosudarstvo» zavlekaet molodej cherez sotsseti [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://mnenia.zahav.ru/Articles/5724 (data obrasche-niya: 01.02.2016).
8. Nechitaylo D. A. Ideologiya i praktika sov-remennogo radikalnogo islamizma. — M. : Poligra-fist, 2013. — 418 s.
9. Osipenko A. L. Organizovannaya prestup-nost v seti Internet // Vestnik Voronejskogo instituta MVD Rossii. — 2012. — № 3. — S. 10—16.
10. Osipenko A. L. Operativno-rozyisknaya deyatelnost v kiberprostranstve: otvetyi na no-vyie vyizovyi // Nauchnyiy vestnik Omskoy aka-demii MVD Rossii. — 2010. — № 2. — S. 38—43.
11. Osipenko A. L. Ugolovnaya otvetstven-nost za nepravomernyiy dostup k konfidentsi-alnoy kompyuternoy informatsii // Ugolov-noe pravo. -2007. — № 3. — S. 43—47.
12. Pochemu evropeyskie devushki-podrostki prisoedinyayutsya k IGIL? [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://inosmi.ru/world/20141028 (data obrasche-niya: 01.02.2016).
13. Rasshirennoe zasedanie Kollegii MVD Rossii [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47776 (data obrascheniya: 29.01.2016).
14. Hohlov YU. P. Etot opasnyiy Internet. Gen-eralnaya prokuratura Rossiyskoy Federatsii realizuet kompleks mer, napravlennyih na obespechenie pro-filaktiki ekstremizma i terrorizma // Prokuror. — 2015. — № 3. — S. 15—19.
15. TSivenko I. V. Ispolzovanie rezulta-tov op-erativno-rozyisknoy deyatelnosti dlya vozbujdeniya ugolovnyih del o prestupleniyah ekstremistskoy napravlennosti // Advokat. — 2015. — №11. — S. 33—37.
16. CHernova I. Sovremennaya verbovka. Os-torojno — zombi! [Elektronnyiy resurs]. — URL: http ://russia.tv/brand/show/brand_id/58715 (data obrascheniya: 29.01.2016).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Болычев Никита Игоревич. Адъюнкт кафедры оперативно-разыскной деятельности. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 231-53-23.
Bolychev Nikita Igorevich. Post-graduate cadet of the chair of Operational and Investigative Activities. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 231-53-23.
Ключевые слова: экстремизм; вербовка; Интернет; социальные сети; молодежь; оперативные подразделения.
Key words: extremism; recruitment; Internet; social networks; youth; operational units. УДК 343.2