Научная статья на тему 'Противодействие транснациональной легализации преступных доходов'

Противодействие транснациональной легализации преступных доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жубрин Р. В.

The tendency of growth of the transnational organized crime and the legalization of criminal incomes connected to it is characteristic today for many countries of the world. Receiving criminal incomes in one country, criminals translate them abroad with the purpose of preservation and giving of a lawful kind of possession by them. Specificity of circuits on washing up of criminal incomes is those, that at them practically always there are foreign contractors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие транснациональной легализации преступных доходов»

Противодействие транснациональной

легализации преступных доходов

ю

Ol

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я <

S I

н

о ф

со

My6puH P.B.*

The tendency of growth of the transnational organized crime and the legalization of criminal incomes connected to it is characteristic today for many countries of the world. Receiving criminal incomes in one country, criminals translate them abroad with the purpose ofpreservation and giving of a lawful kind ofpossession by them. Specificity of circuits on washing up of criminal incomes is those, that at them practically always there are foreign contractors.

Тенденция роста транснациональной организованной преступности и связанной с ней легализацией преступных доходов характерна сегодня для многих стран мира. Получая преступные доходы в одной стране, преступники переводят их за рубеж с целью сохранения и придания правомерного вида обладания ими. Специфика схем по отмыванию преступных доходов такова, что в них практически всегда присутствуют иностранные контрагенты.

В России наиболее распространенными способами совершения легализации преступных доходов по внешнеэкономической деятельности являются перечисление по фиктивным контрактам денежных средств со счетов фирм-однодневок, открытых в банках Российской Федерации, на банковские счета фирм, зарегистрированных за рубежом, а также совершение множества запутанных сделок с ценными бумагами в интересах зарубежных компаний. Особо крупные

денежные переводы осуществляются в пользу зарубежных фирм, зарегистрированных в Великобритании, Кипре, Новой Зеландии, на расчетные счета в банках Латвии, Кипра, Литвы, Эстонии. В результате из России ежегодно нелегально вывозится около 1,5—2 трлн руб.

Впоследствии незаконно вывезенные денежные средства инвестируются в экономику России. Например, по данным Росстата, Кипр, не являющийся экономически развитой державой, занимает первое место по объему инвестиций в Россию (14,5 млрд долл.), опережая Нидерланды (12,3 млрд долл.) и Виргинские острова (5,8 млрд долл.).

Правоохранительными органами России уделяется значительное внимание противодействию преступности во внешнеэкономической сфере, в том числе легализации преступных доходов. Ежегодно регистрируется около нескольких сотен преступлений данного вида (табл.).

Таблица

Количество преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, выявленных

во внешнеэкономической сфере

Статьи УК РФ Годы 2006 2007 2008 2009 2010

174 178 36 22 41 2

174.1 388 408 470 581 131

Анализ статистических показателей свидетельствует о снижении количества зарегистрированных преступлений данного вида в 2010 г. Основной причиной снижения является либерализация уголовного закона. Федеральным законом от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ в шесть раз (с 1 до 6 млн руб.) повышено значение

крупного размера для уголовной ответственности за легализацию преступных доходов (ст. 174, 174.1 УК РФ). При этом указанная сумма является пороговой для привлечения к уголовной ответственности за отмывание лицом полученных им преступных доходов (ст. 174.1 УК РФ).

Ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Кроме того, ст. 174.1 УК РФ дополнена указанием на цель совершения сделок и финансовых операций с преступными доходами: придание правомерности владению, пользованию и распоряжению ими. Указанную новацию следует оценить как положительную. Ранее следователи в качестве отмывания преступных доходов, в том числе во внешнеэкономической деятельности, зачастую рассматривали малозначительные сделки с имуществом или денежными средствами, полученными преступным путем, направленные на различные формы потребления без цели придания правомерности обладанию ими.

Негативное влияние на уровень зарегистрированных преступлений оказывают и недостатки в деятельности правоохранительных органов. При расследовании хищений, корыстных злоупотреблений, связанных с получением значительных преступных доходов, следователи зачастую не выдвигают версий о легализации преступно полученных доходов, не интересуются тем, куда пошли криминальные деньги, иное имущество, какие операции, сделки совершены с ними. Несмотря на распространенность практики криминального вывоза капитала, следователи не всегда обращаются к иностранным государствам за правовой помощью с целью установления и ареста денежных средств, полученных преступным путем. Информация о выводе денежных средств за рубеж, представляемая Росфинмони-торингом по запросам правоохранительных органов, не всегда содержит исчерпывающие сведения о совершенных сделках, финансовых операциях, новых владельцах.

Изучение уголовных дел о преступлениях, связанных с отмыванием преступных доходов в сфере внешней экономики, свидетельствует, что преступлениям данной категории во многом способствуют офшорные фирмы и банки, которые имеют свои представительства и осуществляют предпринимательскую деятельность на территории России. По данным Росстата и Федеральной таможенной службы (ФТС), прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в российскую экономику в 2010 г. из офшорных стран и колониальных территорий составили 35 % от всех ПИИ. В перечне стран и территорий — прямых инвесторов Российской Федерации появились и вовсе экзотические: например, автономные от США Маршал-

ловы острова, Британская территория в Индийском океане, Сейшельские острова, Доминика, Белиз, Британские острова Теркс и Кайкос.

Являясь налоговыми убежищами, офшоры стимулируют приток капиталов, в том числе и криминальных. В надежде на строжайшую секретность коррупционеры и экономические преступники активизируют деятельность по сколачиванию капиталов и вывозу их за рубеж, на счета офшоров, откуда они могут быть переброшены в любое место на карте мира. Например, Т. совместно с Г. совершили хищение имущества ОАО «Газпром» путем мошенничества. Полученные в результате хищения денежные средства в сумме 46 млн долл. Т. перевел с расчетного счета ЗАО «Медиа-Мост» в пользу КБ «Мост-Банк», после чего денежные средства зачислены на валютные счета иностранных компаний АКОО «Медиа-Мост ЛТД» и АКОО «Медиа-Мост БИ ВИ», открытые в этом же банке. Затем по платежным поручениям денежные средства переведены с валютного счета в ОАО «КБ «Мост-Банк» в Лойдс Банк (Гибралтар) на счета АКОО «Медиа-Мост ЛТД».

Затем, приобретя за счет этих денежных средств телевизионное оборудование на сумму 20 млн долл., что было эквивалентно 340 млн руб., Т. и Г. использовали его в качестве взноса компании НТТ в уставный капитал ЗАО «НТВ-Плюс», выкупив 34 млн его акций. Другую часть телевизионного оборудования, приобретенного за счет похищенных денежных средств на сумму 785 315 английских фунтов стерлингов, эквивалентную 28 539 360 руб., Т. и Г. от имени компании НТТ внесли в качестве взносов в уставный капитал ЗАО «ТНТ-Телесеть», выкупив 3 141 260 акций. Часть денежных средств, полученных от ОАО «Газпром» и обращенных незаконно в свою собственность, Г. по предварительному сговору с Т. использовал в сумме 12,5 млн долл. для перевода в Израиль. Таким образом, Т. совместно с Г. совершили легализацию имущества, полученного преступным путем.

Офшорные компании используются также для сокрытия личности реального владельца долей и паев юридических лиц, что позволяет избежать ответственности за совершенные правонарушения. Например, руководство организацией осуществляется управляющей компанией в интересах третьей компании, находящейся в офшоре, или офшорная компания

ю

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я <

S I

н

о ф

со

владеет контрольным пакетом акции второй компании, которая, в свою очередь, владеет контрольным пакетом акций третьей компании, и т.д.

По разным оценкам, в офшорах действует от 80 до 100 тыс. российских структур1. Большинство из них временные, регистрируемые на одну-две сделки, для серьезных проектов создаются цепочки фирм. Характерно, что в связи с процессом ликвидации офшоров в Западной Европе российские предприниматели активно переходят в азиатские или латиноамериканские офшоры.

Значительное негативное влияние легализации преступных доходов на экономику России требует соответствующих мер противодействия. В этих целях предусмотрены существенные ограничения для участия офшорных компаний в предпринимательской деятельности на территории России. В ряде случаев предпринимательская деятельность таких компаний, установление с ними деловых отношений запрещаются. Так, офшорные компании не могут быть акционерами (участниками) специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг с фондом, осуществляющим формирование накопительной части трудовой пенсии, и управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений2. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»3 кредитным организациям запрещается устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

В других случаях установление отношений с офшорными организациями должно отвечать ряду условий. Так, согласно ст. 28 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»,4 уполномоченные банки вправе устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах, при соблюдении одного из следующих условий:

1) банк-нерезидент имеет размер собственных средств (капитала) не менее суммы, эквивалентной 100 млн евро, и представил копии аудиторских за-

ключений о достоверности своей финансовой отчетности с ее приложением за последние три года деятельности, документы, подтверждающие наличие у банка-нерезидента постоянного офиса в государстве, где он зарегистрирован; 2) банк-нерезидент имеет высокий международный рейтинг5. При этом кредитные организации формируют резерв на возможные потери под операции с резидентами офшорных зон6. Противодействие нарушениям закона, в частности — преступлениям, совершаемым с использованием офшорных компаний, требует повышения прозрачности финансового рынка, для чего устанавливаются законодательные требования о раскрытии истинных владельцев имущества и компаний. Например, в соответствии со ст. 84.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» 7 в добровольном предложении юридического лица о приобретении более 30 % акций открытого общества дополнительно указываются сведения обо всех лицах, которые имеют 10 и более процентов голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в офшорных зонах. При этом представляется также информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями (долями) юридического лица, зарегистрированного на территории офшорной зоны.

Однако указанные положения законов, хотя и способствуют раскрытию информации, не позволяют в полной мере устанавливать реальных владельцев компаний и противодействовать незаконному использованию офшоров. В целях выявления незаконных операций офшорных компаний представляется необходимым дополнить Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» положением об обязательном контроле операций и сделок, стороной по которым является лицо, проживающее или зарегистрированное в офшорной юрисдикции. В целях противодействия незаконному вывозу капитала в перечень сделок, подпадающих под обязательный контроль, могут быть включены операции по возврату резидентами на свои банковские счета экспортной выручки, а также по возврату средств, уплаченных за неввезенные на таможен-

ную территорию России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты.

Необходимо внести также изменения в федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ8 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ9 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», предусмотрев обязанность юридического лица — резидента офшорных государств и территорий раскрывать информацию о своих реальных владельцах при регистрации на территории Российской Федерации с предоставлением регистрирующему органу права отказывать в государственной регистрации в случае непредоставления такой информации.

Деятельности офшорных компаний, связанных с легализацией преступных доходов, способствует также отсутствие в российском законодательстве обязанности для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, устанавливать структуру собственности юридических лиц-клиентов и лиц, их контролирующих. Указанный недостаток отмечается экспертами ФАТФ как нарушение пятой рекомендации ФАТФ.

В соответствии с международными рекомендациями определение выгодоприобретателя (бенефициара) в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» требует расширения. В нем необходимо указать, что выгодоприобретателем является любое лицо, к выгоде которого действует профессиональный посредник (владельцы инвестиционных паев, доверяемого имущества и т.п.), а также лицо, контролирующее юридическое лицо-клиента (владельцы акций, долей).

Совершенствованию законодательства о противодействии легализации преступных доходов во внешнеэкономической деятельности, будет способствовать ратификация Россией Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (заключена 16 мая 2005 г. в Варшаве), а также имплементация ее положений в российское законодательство. В соответствии со ст. 14 Конвенции по-

дозрительная операция может быть приостановлена для проверки ее связи с легализацией преступных доходов. Импле-ментация данного положения позволит расширить основания приостановления подозрительных операций в российском законодательстве. В настоящее время приостановлению подлежат операции только тех субъектов, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности.

Помимо законодательных мер усилению борьбы с транснациональной легализацией преступных доходов будет способствовать совершенствование деятельности правоохранительных органов. Правоохранительным и государственным контролирующим органам России в общих чертах известны каналы легализации значительных денежных средств, полученных преступным путем, в том числе связанные с незаконным вывозом капитала. Однако деятельность по выявлению организаторов и участников подобных схем осуществляется слабо, чем в значительной степени пользуются недобросовестные работники финансовых организаций, в том числе из стран ближнего зарубежья. Необходима организация из сотрудников Следственного комитета, ФСБ России, МВД России, ФТС России, следственно-оперативной группы, которая бы во взаимодействии с Росфинмониторингом на постоянной основе осуществляла выявление и расследование легализации преступных доходов международного характера. Последовательная работа этой группы в течение нескольких лет позволила бы принять меры к выявлению предикатных преступлений и пресечению установленных каналов отмывания, в том числе посредством ликвидации недобросовестных финансовых компаний, устранения недостатков законодательства и иных факторов, способствующих легализации преступных доходов. Значительную пользу деятельность такой группы принесла бы для борьбы с организованной преступностью, коррупцией.

Важное значение в организации борьбы с легализацией преступных доходов имеет координационная деятельность прокуратуры. Наиболее актуальные проблемы организации работы по противодействию легализации преступных доходов необходимо рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, разра-

ю

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

2 Ф d

я *

< s

I I-

о

Ф CQ

батывать и осуществлять мероприятия по повышению эффективности взаимодействия в этой сфере. Для участия в координационных совещаниях целесообразно привлекать представителей государственных органов, осуществляющих контроль исполнения законов о противодействии легализации преступных доходов.

Опыт работы прокуратуры Российской Федерации свидетельствует о высокой эффективности деятельности постоянных межведомственных рабочих групп, состоящих из сотрудников прокуратуры, правоохранительных и государственных контролирующих органов. Подобные группы обеспечивают слаженное и после-

довательное взаимодействие различных государственных органов, способствуют выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок, нарушений закона в кредитно-финансовой, внешнеэкономической сфере, в том легализации преступных доходов. Успех межведомственных групп объясняется использованием комплекса средств, включающих прокурорский надзор, государственный контроль, оперативно-разыскную деятельность и следствие. Основываясь на имеющемся опыте, возможно принятие нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность таких групп, которая координировалась бы на федеральном уровне.

ю

Ol

О CJ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

Литература и примечания

1. Л. Левицкий. Офшоризация всей страны перевела российскую экономику под чужую юрисдикцию. Российская Федерация сегодня. Июнь 2004 г. № 11. С. 45—47.

2. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. 11 мая 1998 г. № 19. Ст. 2071.

3. Российская газета. 9 августа 2001 г.

4. Собрание законодательства РФ. 5 февраля 1996 г. № 6. Ст. 492.

5. Указание Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» // Вестник Банка России. 17 сентября 2003 г. № 51.

6. Указание Банка России от 22 июня 2005 г. № 1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон» // Вестник Банка России. 27 июля 2005 г. № 38.

7. Собрание законодательства РФ. 1 января 1996 г. № 1. Ст. 1.

8. Собрание законодательства РФ. 13 августа 2001 г. № 33 (ч. 1). Ст. 3431.

9. Собрание законодательства РФ. 12 июля 1999 г. № 28. Ст. 3493.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.