Научная статья на тему 'Об элементах финансового механизма отмывания денег'

Об элементах финансового механизма отмывания денег Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1189
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ПОДСТАВНОЕ ЛИЦО / ФИРМА-ОДНОДНЕВКА / АНОНИМНЫЙ / СЧЕТ / ОФШОР / КОНВЕРСИЯ / ОБНАЛИЧИВАНИЕ / ОБЕЗНАЛИЧИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Танющева Н. Ю.

Рост в научной экономической литературе числа работ, посвященных вопросам противодействия отмыванию денег, актуализировал проблему отсутствия научного фундамента в данном направлении. В статье сформулирована классификация элементов финансового механизма отмывания денег, а также характер связей между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об элементах финансового механизма отмывания денег»

13 (55) - 2011

Денежное обращение

УДК 336.7

об элементах финансового механизма

отмывания денег

н. ю. танющева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и финансов E-mail: [email protected] Астраханский государственный университет

Рост в научной экономической литературе числа работ, посвященных вопросам противодействия отмыванию денег, актуализировал проблему отсутствия научного фундамента в данном направлении. В статье сформулирована классификация элементов финансового механизма отмывания денег, а также характер связей между ними.

Ключевые слова: отмывание денег, подставное лицо, фирма-однодневка, анонимный, счет, офшор, конверсия, обналичивание, обезналичивание.

В настоящее время накоплен достаточно обширный практический опыт общемировой борьбы с отмыванием «грязных» денег. Вместе с тем этот опыт формируется в неоднородном правовом поле. И хотя общие положения в этой сфере, сформулированные в форме 40 рекомендаций Международной организации по борьбе с отмыванием доходов едины для всех стран, конкретные меры и процедуры в каждом государстве реализуются в рамках национальных законов, для которых характерно широкое разнообразие [16].

На взгляд автора, именно большим количеством модификаций национальных противолега-лизационных систем и объясняется отсутствие в мировой научной литературе общей, логически завершенной теории противодействия отмыванию денег. Актуальность проблемы видится в необходимости создания научного фундамента для повышения эффективности функционирования как уже существующих, так и вновь появляющихся наци-

ональных противолегализационных механизмов, а также всей мировой системы противодействия отмыванию денег [8].

В современной экономической литературе по изучаемой теме упоминаются один или несколько из четырех элементов, входящих в конструкцию любого «легализационного» механизма:

1) подставные лица;

2) фирмы-однодневки;

3) анонимные счета;

4) финансовые институты офшорных государств или территорий.

В теории противодействия отмыванию денег под подставными лицами предлагается понимать граждан, не причастных к деятельности, в результате которой был сформирован теневой капитал, но участвующих в его отмывании независимо от того, осознают они это участие или нет. На подставных лиц регистрируют фирмы-однодневки, эти лица получают наличные деньги со счетов этих фирм. Зачастую в этой роли выступают родственники или знакомые тех, в пользу кого осуществляется отмывание. Однако в ряде случаев подставными оказываются совершенно посторонние лица, которых интересует только комиссионное вознаграждение за свою услугу.

Под фирмами-однодневками понимаются юридические лица, зарегистрированные для теневого перераспределения финансовых активов; при этом документы, на основании которых осуществляются финансовые операции этих фирм, являются фиктивными и не имеют под собой реальных финансово-хо-

зяйственных отношенийх. По данным Федеральной налоговой службы, в России ежедневно регистрируется около двух тысяч новых юридических лиц. При этом половина создается специально для включения в схемы, направленные на уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, на проведение других незаконных операций.

Как правило, организацией фирм-однодневок, рекламой их услуг и контактами с клиентами занимаются самостоятельные финансовые или инвестиционные компании, тесно связанные с определенным банком. Каждая подобная финансовая компания одновременно опекает не менее 5—6 фирм-однодневок. Необходимое количество последних определяется спросом на обезналичивание или обналичивание со стороны постоянных или потенциальных поставщиков теневых капиталов.

Объем операций по счетам отдельной фирмы-однодневки в течение ее короткой жизни, как правило, не превышает нескольких десятков миллионов рублей, чтобы не привлекать внимания проверяющих органов. Фирмы-однодневки обычно учреждаются с использованием подставных физических лиц либо утерянных документов. При этом финансовая компания никогда не фигурирует в качестве учредителя однодневки. На должность директора и главного бухгалтера такой фирмы назначаются подставные лица, которым лишь привозят на подпись договоры и платежные поручения и которые получают за это символическую плату. В действительности всю документацию фирмы-однодневки обычно ведет главный бухгалтер финансовой компании [11, с. 3—16].

Анонимные банковские счета (в других источниках — счета на предъявителя или номерные счета) — первый финансовый инструмент, взятый на вооружение преступниками для масштабного отмывания своих доходов. Анонимные счета открываются банками без идентификации лица, открывающего его, а также лиц, которые имеют право вносить средства на счет и распоряжаться ими.

Лицо, открывшее анонимный счет, получает от банка обезличенный документ, например сберегательную книжку (или ему сообщают номер его банковского счета). Любое лицо, предъявившее этот документ (или назвавшее номер счета), получает право распоряжаться средствами на счете. Деньги на счет могут быть внесены преступниками, а дать распоряжение о переводе их на счет не участво-

1 Например, руководителем 124 и учредителем 83 организаций значился гражданин, который подписывал документы, находясь в наркотическом опьянении, не помня при этом, куда его возили и сколько ему за это заплатили [4].

вавшей в преступлении фирмы может дать лицо, не связанное с первоначальным преступлением. Тем самым оказывается разорванной цепочка, связывающая преступление с местом нахождения преступно полученных денег и их фирмой.

Как правило, когда какая-либо страна начинает вводить внутри себя противолегализационные2 меры, одним из первых шагов является введение запрета на открытие анонимных счетов и счетов на предъявителя.

В качестве разновидности анонимных счетов следует признать право банков открывать счета корпорациям, не имеющим ни адреса регистрации, ни адреса местонахождения (так называемым shell corporation — корпорациям прикрытия). Такое право содержалось до 2001 г. в корпоративном праве штата Делавэр (США).

О роли корпораций прикрытия в отмывании денег можно судить по тому, что в этом штате удалось установить около 2 000 корпораций, зарегистрированных при практически полном отсутствии информации об их владельцах. В этом числе два банка (Ситибанк и Коммерческий банк Сан-Франциско) открыли и вели таким корпорациям 236 счетов, через которые из Восточной Европы в США и обратно было осуществлено переводов на 1 млрд долл. [2].

Особое место в формировании основ теории противодействия отмыванию денег следует отвести анализу роли в этом процессе офшорных зон. Как известно, офшорной зоной считается страна или территория, в законодательстве которой разрешено регистрировать компании, которые извлекают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации (офшорные компании) [5, с. 13].

Компании переводят в эти зоны свои доходы, так как там действуют налоговые, таможенные, инвестиционные и другие льготы, максимально облегчены процедуры регистрации компаний-нерезидентов и создана высокоорганизованная финансовая система, не допускающая раскрытия информации о проводимых операциях.

С точки зрения реально действующих компаний, основным аргументом включения офшорной зоны в сферу организации их бизнеса выступают, как правило, налоговые льготы. Поэтому в научной литературе офшорные зоны часто именуют налоговыми гаванями. Однако такая особенность

2 Здесь и далее термины «противолегализационный» и «анти-легализационный» подразумевают определение «направленный на противодействие отмыванию (легализации) теневых капиталов».

Денежное обращение

13 (55) - 2011

законодательства большинства офшорных зон, как неразглашение информации при проведении финансовых операций, привлекла к этим странам и территориям внимание преступников, отмывающих свои теневые капиталы.

Выводя теневые капиталы в офшоры, преступники, во-первых, получают доступ на выгодные финансовые рынки и, во-вторых, проникнув туда, пользуются режимом относительно мягкого регулирования, который предполагает возможность распоряжаться теневыми капиталами, чувствуя себя относительно недосягаемыми для правоохранительных органов.

Истоки масштабного использования офшорных зон в отмывании теневых капиталов лежат в 1970-х гг. На общественных семинарах, в книгах и в крупнейших финансовых периодических изданиях Дж. Шнайдер (США, 1976) и Ш. Мерфи (Ирландия, 1980) открыто пропагандировали технологии отмывания денег через фиктивные банки в офшорных зонах — Науру, Каймановых островах и др.

Суть предлагаемой ими сделки состояла в том, что официально контрольный пакет фиктивного банка оформлялся в пользу подставного лица, и с этого момента владелец теневых капиталов юридически уже не являлся собственником нового банка. Соответственно, по закону с банком его ничего не связывало. Далее банк открывал счет в солидном западном финансовом учреждении, на этот счет зачислялись средства банка, единственным вкладчиком которого являлся собственник теневых капиталов. Затем средства со счета солидного учреждения в виде законных кредитов возвращались к своему владельцу, но уже на вполне легальных основаниях.

В технологии отмывания денег общей задачей регистрации фирмы в офшорной зоне и осуществления операций через счета в офшорном банке является разрыв связи между лицом (или фирмой), направившим деньги в офшорный банк, и лицом (фирмой), получившим деньги из офшорного банка, так как законодательства стран-офшоров содержат запрет на выдачу сведений о происхождении и назначении средств, перемещающихся через офшоры, и о владельцах фирм, через счета которых в офшорных банках осуществляются платежи.

Наиболее заметными фигурами в отмывании теневых капиталов были премьер-министр Антигуа и Барбуды Вере Бёрд и его сын Лестер Бёрд. Начиная с 1981 г. на протяжении полутора десятков лет в стране действовало разрешение на регистрацию и освобождение от налогов сроком на пятьдесят лет любых коммерческих структур. Закрытость ин-

формации о вкладчиках контролировалась самими руководителями этого государства.

Через банки Антигуа проходили расчеты за поставки оружия в Ирак и бывшему правительству апартеида Южной Африки, отмывались капиталы известного финансового мошенника Роберта Веско, обманувшего американских инвесторов на 224 млн долл. и участвовавшего в финансировании предвыборной компании президента Ричарда Никсона, а также доходы от незаконного оборота наркотиков [14].

Громкие разоблачения по поводу участия правительства Антигуа и Барбуды в транзите наркотиков и отмывании наркодоходов вызвали критику со стороны США и ряда влиятельных международных организаций, в том числе Организации экономического сотрудничества и развития и FATF. Частичные меры вроде закрытия четырех российских и одного украинского офшорных банков, отмывавших на территории этой страны капиталы «российской мафии», не защитили страну от противолегализационных санкций. Так, с 1999 г. все банки США провели с банками этой страны только те операции, которые выдержали тщательное расследование. В результате в 2000 г. в банковское и налоговое законодательство Антигуа и Барбуды внесены изменения, значительно расширившие сферы регулирования государством банковской деятельности в части раскрытия информации об участниках операций и владельцах счетов [15, с. 58-59.].

Еще один пример — Республика Науру, карликовое государство располагается на одноименном острове в западной части Тихого океана площадью 21,3 км2 и населением 13,7 тыс. чел. Ее независимость провозглашена в 1968 г. Науру — самая маленькая независимая республика на планете, самое маленькое государство за пределами Европы и единственная в мире республика без официальной столицы. В середине 1980-х годов в Науру велись разработки одного из богатейших в мире месторождений фосфоритов, к 1986 г. валовой национальный продукт на душу населения достигал 20 тыс. долл., что вывело республику в категорию богатейших стран мира.

Быстрое истощение запасов полезных ископаемых потребовало от правительства Науру поиска иного источника развития местной экономики. В 1990-е гг. остров превратился в офшорную зону. Там были зарегистрированы сотни фиктивных банков. Причем в этом числе российских — 600 [7], и в них всего за один год (1998 г.) из РФ было переведено

70 млрд долл. [1, с. 54—57]. Этот показатель сопоставим со стоимостью всего российского экспорта 1998 г. - 74,4 млрд долл. [6].

Под угрозой санкций ФАТФ в 2001 г. Республика Науру была вынуждена ограничить, а в 2003 г. - запретить деятельность офшорных банков, отозвать все банковские лицензии и принять меры против отмывания денег. К 2010 г. значительная часть доходов страны составляла оплата Австралией содержания на территории Науру беженцев, стремящихся попасть в Австралию [12, с. 12-13].

Негативная роль офшоров в отмывании денег обратила на них внимание мирового сообщества. В частности, антилегализационное законодательство США содержит прямой запрет для американских банков как на открытие и ведение счетов зарубежных офшорных фантомных банков, так и на управление их корреспондентскими счетами. Кроме того, предусмотрена усиленная процедура контроля в отношении корреспондентских счетов, принадлежащих банкам, работающим по лицензии, выданной в офшорах.

Аналогичные рекомендации, направленные на прекращение отношений и операций с фиктивными банками, вынесла FATF3. Жесткие меры, предпринятые ведущими мировыми державами к государствам, не подчинившимся этим рекомендациям (например к Республике Науру), заставили все остальные страны и территории внести те или иные изменения в свои законы в отношении раскрытия информации о финансовых операциях нерезидентов на своих территориях. В борьбу против финансовых преступлений, включая отмывание денег, включилась Группа органов банковского надзора по офшорам, главной задачей которой является имплементация противолегализационных механизмов в национальные законодательства офшорных государств.

Современные процессы, происходящие в мире в отношении офшоров, характеризуются следующими тенденциями.

1. Промышленно развитые страны прилагают усилия к тому, чтобы все нынешние офшоры приняли законы, согласно которым будет прекращена регистрация офшорных компаний, то есть компаний, не имеющих в офшоре реального присутствия. Регистрация компании будет осуществлена только в том случае, если ее офис с сотрудниками реально расположен по месту регистрации.

Большое внимание уделено изучению причин размещения бизнеса на том или ином острове. Если

3 Рекомендация 18 [16].

эти причины связаны с уходом от налогообложения, такой бизнес не может пользоваться налоговыми льготами. Все эти требования в первую очередь должны относиться к офшорным банкам.

Наконец, в перспективе будет стерта разница между налогообложением местного и нерезидентного бизнеса. Тогда регистрировать офшорную компанию будет целесообразно только в том случае, если налоговая ставка на территории офшора останется более низкой, чем в стране, где компания осуществляет свою основную деятельность. Однако эта ставка в любом случае не будет равняться нулю.

2. Принимаются меры к тому, чтобы в законодательства офшорных государств о банковской тайне были внесены изменения, согласно которым конфиденциальность банковских операций будет отменена. Она сохранится только на уровне запрета доступа гражданских лиц к данным о чужом счете. Налоговые службы и другие государственные органы будут иметь доступ к информации практически из любой страны [13].

Подставные лица, фирмы-однодневки, анонимные счета и финансовые институты офшорных государств и территорий представляют собой элементы, используемые в практике реализации любого механизма или схемы отмывания денег. В свою очередь, международные документы, составляющие правовую основу противодействия отмыванию денег, а также научная литература по этому вопросу разграничивают два отличных друг от друга метода отмывания — конверсию и перевод (см. рисунок).

Конверсия (от лат. conversion — изменять) буквально означает «оборот, превращение» [9, с. 652]. Применительно к денежному обороту этот термин используется в значении «изменять вид денег». Общей задачей любого вида конверсии теневых капиталов является разрыв связи между преступлением и фактом владения деньгами. В экономической литературе описаны три способа конверсии денег:

1) изменение вида финансового актива;

2) обращение наличных денег в безналичные (обезналичивание);

3) обращение безналичных денег в наличные (обналичивание).

Теневые капиталы в зависимости от своего происхождения формируются в определенной форме. В розничном звене любой преступной деятельности (наркоторговля, проституция и т. п.) скапливаются большие суммы в мелких купюрах. Уже сам по себе факт наличия таких денег вызывает интерес правоохранительных органов в любой стране.

Денежное обращение

13 (55) - 2011

Отмывание

Конверсия

й

« К о

Я о

я й

к о §

к и К к Й I £ й

я к

К

-

ю

ю О

Перевод

й ч в й ю

й £

о

I

и

X

I

Й &

и н и н К

2 Я

э

й а

ё о

и

X

К л о

в

о

Структура процесса отмывания теневых капиталов

Обмен купюр одного достоинства на купюры другого достоинства с дальнейшим обращением наличных денег в безналичные — первый этап, самый важный и одновременно самый трудный для преступников. Это самое слабое звено в цепи отмывания, так как в ходе его преступникам приходится отчуждать большие объемы наличных денег. В специальной литературе встречаются термины «сжимание денег» (обмен мелких купюр на крупные) и «структурирование наличных денег» (разделение крупных сумм наличных на мелкие) [3, с. 82—92].

К традиционным способам конверсии путем изменения вида финансового актива следует отнести приобретение за наличные деньги дорогих вещей: автомобилей, золота, предметов искусства или таких финансовых инструментов, как векселя, обычные и дорожные чеки, акции, облигации, аккредитивы, паи и другие ценные бумаги4. Среди россиян широко распространена практика покупки недвижимости, дорогих автомобилей, ценных бумаг и другого дорогостоящего имущества за наличные. 97 % розничных платежей в России осуществляется в наличной форме (в развитых странах мира - 70 %) [10, с. 3-10].

Другой наиболее широко применяемой формой изменения вида актива является обмен наличной национальной валюты на наличную иностранную валюту Широкая сеть обменных пунктов, открытых на территории Мексики вдоль всей границы США, предоставляет такую возможность преступникам, которые затем посредством платежных систем переводят валюту в другие страны. Тем самым средства, имеющие нелегальное происхождение, растворяются в законных сделках. Обменные пункты являются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 FATF сделала достоянием гласности случай, когда за полтора года физическим лицом были приобретены ювелирные изделия на сумму 2,4 млн долл., причем оплата — наличными. Как выяснилось, у этого лица не было ни постоянного места жительства, ни работы, а доходы ему приносила торговля наркотическими веществами [2].

первой стадией отмывания доходов колумбийских наркокартелей.

Второй способ конверсии теневых капиталов — их обезналичивание. Этот способ востребован в странах с традиционной рыночной экономикой, где теневые капиталы формируются в основном в сфере криминального производства запрещенных товаров и услуг, то есть носят характер организованного бизнеса. Для регулярного обезналичивания теневых капиталов используют схему, в которой обязательно присутствует предприятие, основная деятельность которого связана с интенсивным оборотом наличных денег (например розничная торговля или классическая система прачечных), и фирма-однодневка.

Для России и других стран с менее развитым финансовым контролем характерным является иной способ конверсии теневых капиталов — обналичивание. Это связано с тем, что в РФ основные капиталы, в том числе и криминальные, формируются не в частном секторе, а в сфере перераспределения государственных ресурсов.

На этапе разгосударствления и маркетизации экономики первоначальные наиболее крупные частные накопления сформировались за счет разницы между реальной ценой сырьевых ресурсов, вывезенных из России, и той, которая декларировалась в документах, предъявленных таможенным и налоговым органам.

В начале XXI столетия государственный контроль за ценами на сырьевые ресурсы ужесточился, и теневое перераспределение сместилось в сторону нецелевого расходования бюджетных средств и масштабной коррупции. Это достигается выводом государственных денег из сферы государственного контроля.

В самом общем виде технология такого процесса включает в себя три звена: составление фиктивного контракта на выполнение бюджетного заказа, перевод денег за якобы выполненный контракт на счет фирмы-однодневки, а затем снятие поступивших средств с этого счета в наличной форме.

На этом цепочка обрывается, так как либо лица, зарегистрировавшие фирму и осуществлявшие обналичивание, не существуют, а предъявленные документы подделаны или похищены, либо они являются подставными и никак не связаны с преступниками.

Часть незаконно обналиченных средств расходуется на выплату зарплаты «в конвертах» без уплаты налогов, на подкуп чиновников и менеджеров крупных корпораций в борьбе за наиболее выгодные контракты [11, с. 4—5]. Это может быть как завершающим этапом в мошеннической схеме неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость из федерального бюджета, так и звеном в цепи финансирования терроризма.

К началу 2007 г. объем незаконного обналичивания в России оценивался в 50—80 млрд руб. в мес. [4, с. 3].

Второй элемент любой технологии отмывания денег — перевод теневых капиталов. В финансах денежный перевод трактуется как одна из форм безналичных расчетов. Денежные переводы проводят через кредитные учреждения или предприятия связи. В технологии отмывания перевод используется для удаления денег от места преступления. Общей задачей перевода в отмывании денег является разрыв связи между фактом преступления и местом нахождения преступных доходов.

Перевод теневых капиталов осуществляется четырьмя основными способами:

1) контрабандой наличных денег;

2) телеграфным переводом или переводом с использованием международных платежных систем;

3) покупкой чеков с последующим обналичиванием их в другой стране. Например, чеки, выписанные мексиканским банком, принимаются к оплате банком США, в котором мексиканский банк имеет корреспондентский счет;

4) переводом денег на счета иностранных компаний, зарегистрированных, как правило, в офшорных зонах. Эти счета открыты либо в российских банках, либо в банках «не очень дальнего зарубежья». В качестве назначения платежей указываются, например, оплата маркетинговых услуг, оплата ценных бумаг российских эмитентов, оплата товаров без пересечения ими таможенной границы. Иными словами, преследуются цели, которые

не подпадают под действие механизма таможенно-банковского контроля. Обязательно в подобных случаях участие фирм-однодневок. На их счета организаторы отмывочных схем переводят основную массу налоговых обязательств, которые не исполняются и «умирают» вместе с самими фирмами-однодневками. Объем переводов теневых капиталов на счета нерезидентов на начало 2007 г. составлял 3—4 млрд руб. в мес. [4, с. 3—6].

На практике отмывание денег осуществляется путем многочисленных комбинаций разных типов конверсий и переводов. В совокупности это решает комплексную задачу — разорвать связь между фактом преступления и фактом владения преступным доходом в месте его нового нахождения.

Список литературы

1. Вахания В. Деятельность Группы органов банковского надзора по офшорам (ОГБС), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Форума финансовой стабильности (ФФС) в борьбе против преступности в сфере финансов // Право и экономика. 2004. № 8.

2. Выполнение установленных требований по противодействию преступлениям в финансовой сфере: зарубежный опыт / Центральный банк Российской Федерации, Центр подготовки персонала. М., 2005. 37 с.

3. Житкова Е. Л. Способы легализации имущества, добытого заведомо незаконным путем / / Гражданин и право. 2006. № 3.

4. Игнатьев С. М. Выступление на парламентских слушаниях на тему: «Соответствие нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства» // Вестник Банка России. 2007. № 11.

5. Кабир Л. С. Организация офшорного бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2002. 144 с.

6. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации. 2009 г. // Вестник Банка России. 2010. № 27-28. 134 с.

7. Смирнов Е. И. На переднем крае борьбы с «отмыванием» денег // Управление в кредитной организации.

2007. № 2.

8. Танющева Н. Ю. Теория финансового мониторинга. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2010. 243 с.

9. Толковый словарь русского языка в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. Т 1. 824 с.

10. ЮровА. В. Пути развития наличного денежного обращения в Российской Федерации // Деньги и кредит.

2008. № 7.

11. Яковлев А. А. Экономика «черного нала» в России: специфика и масштабы явления, оценка общественных потерь // Вопросы статистики. 2007. № 8.

12. Anderson, I. Can Nauru clean up after the colonialist? // New Scientist. 1992. Vol. 135, № 1830.

13. FATF targets Cross-Border cash movements by terrorists and criminals. URL: http://www.fatf-gafi.org/ dataoecd/8/5/34301987.pdf.

14. Roopnarine, L. A. Dual legacy of Antigua's first prime minister Vere Cornwall Bird (1909-1999) // Inter American University of P. R., San German, Puerto Rico. 2000. Vol. 30. URL: http//www.sg.inter.edu/revista-cisclai/volume30 / roopnarine.pdf.

15. South America, Central America and the Caribbean 2002 / Regional surveys of the world; Europe publications. London, UK, 2002. URL: http//www.books.google.ru/ books?isbn.

16. The 40 Recommendations. FATF-GAFI. URL: http//www. fatf-gafi. org/document/28/html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.