Научная статья на тему 'Противодействие терроризму: размышления о Российской политике'

Противодействие терроризму: размышления о Российской политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
315
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПЕРЕНЖИЕВ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / PERENDGIEV / ANTITERRORIST POLICY / STRUGGLE WITH TERRORISM / COUNTERACTION TO TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бербекова Тамара Хатутовна, Микрюков Владимир Олегович

Данная работа представляет собой рецензию на монографию А.Н. Перенджиева «Антитеррористическая политика современного Российского государства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бербекова Тамара Хатутовна, Микрюков Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article is the review on the monograph «Antiterrorist policy of the modern Russian state» by A. Perendgiev.

Текст научной работы на тему «Противодействие терроризму: размышления о Российской политике»

Тамара БЕРБЕКОВА, Владимир МИКРЮКОВ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Данная работа представляет собой рецензию на монографию АН. Перенджиева «Антитеррористическая политика современного Российского государства».

The given article is а review on the monograph «Antiterrorist policy of the modern Russian state» by A. Perendgiev.

Ключевые слова:

Перенжиев, антитеррористическая политика, борьба с терроризмом, противодействие терроризму; Perendgiev, antiterrorist policy, struggle with terrorism, counteraction to terrorism.

БЕРБЕКОВА Тамара Хатутовна — д.полит.н., профессор; профессор кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России 5518550@mail.ru

МИКРЮКОВ

Владимир Олегович — к.филос.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Академии гражданской защиты МЧС России vm83urals@mail.ru

Среди многочисленных научных исследований проблем про -тиводействия террористической угрозе следует обратить внимание на монографию Александра Перенджиева1. В ней не только исследуется антитеррористическая политика современ ного российского государства, но постулируется важная для поли -тической науки мысль. Обобщенно она звучит следующим образом: не будет осмысленной политики — не будет эффективной деятель -ности. И автор старательно доказывает эту мысль на примерах про -тиводействия терроризму.

Несмотря на то что термин «антитеррористическая политика» часто встречается в научных работах и в СМИ, А.Н. Перенджиев, похоже, приписывает себе первенство в определении сущности и структуры этого вида политики. Некоторый смысл в этом есть, ведь в общественном сознании такие дефиниции, как «борьба с тер -роризмом», «противодействие терроризму» и «антитеррористиче -ская политика» практически не разделены и представляются одной системой действий органов государственной власти. Однако автор монографии наглядно доказывает наличие серьезных различий между этими понятиями и между этими системами.

Так, при исследовании антитеррористической деятельности государственных органов и силовых структур автору удалось доказать, что антитеррористическая политика — наиболее широкое понятие, которое включает в себя антитеррористическую деятельность. При этом антитеррористическая деятельность органов государственной власти, силовых структур и спецслужб становится составной частью политики в случае, когда со стороны высшей власти (политической элиты) проводится политическое обеспечение данного вида дея -тельности.

Большой интерес вызывает параграф, посвященный роли гражданского общества в антитеррористической политике. Как пока -зано в монографии, потенциал негосударственных структур в этой политике используется неэффективно. Возможно, потому, что антитеррористическая политика в нашей стране подменяется борь бой с терроризмом, где главенствующая роль принадлежит как раз спецслужбам и силовым структурам.

Идеи А.Н. Перенджиева в этой области близки к взглядам таких российских ученых, как В.В. Луков., С.Н. Соколова, С.А. Шляков.

1 Перенджиев A.H. Aнтитеррористическая политика современного Российс -кого государства : монография. Herstellung in Deutschland: Schaltungsdienst Lange o.H.G., Berlin Books on Demand GmbH, Norderstedt Reha GmbH, Saarbrücken Amazon Distribution GmbH, Leipzig, 2012.

Основными причинами роста терро -ризма в России, по мнению А.Н. Пе -ренджиева, являются внутренние при -чины: бюрократизация государственного аппарата; криминализация российского общества; наличие различных социаль -ных конфликтов как внутри российского общества, так и в отношениях между обществом и властью. Поэтому логично, что в книге автор многократно возвра -щается к мысли о том, что только анти -террористическая политика, а не борьба с терроризмом способна минимизировать террористическую угрозу.

Фактически речь идет о необходимо -сти изменения отношений между обще ством и властью как в сфере безопасности вообще, так и в области противодействия терроризму в частности. Мы согласны с автором в том, что российская власть нуждается не только в эффективных действиях спецслужб и других силовых структур по уничтожению террористов, но и в иннова -ционных идеях со стороны экспертного и научного сообщества. Впрочем, сегодня с этим почти никто не спорит.

В монографии определены конкретные механизмы и мероприятия по формиро -ванию и совершенствованию отечествен -ной антитеррористической политики. Важным, по нашему мнению, является предложение принять в нашей стране антитеррористическую доктрину, которая должна определить основные направле ния антитеррористической политики. Возникает вопрос, нужна ли сейчас такая доктрина? Ведь вопросы противодействия терроризму уже отражены в федераль -ных законах «О борьбе с терроризмом» и «О противодействии терроризму», в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (далее — Стратегия 2020) и в Концепции противодействия терро -ризму. Но проблема заключается в том, что между этими правовыми актами суще ствуют определенные противоречия.

Так, в ст. 6 федерального закона «О борьбе с терроризмом» определено, что основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необхо -димыми силами, средствами и ресурсами является правительство РФ. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федераль -

ными законами и иными нормативными актами РФ. Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: ФСБ, МВД, СВР, ФСО и Минобороны1. В ст. 5 федерального закона «О противодей -ствии терроризму» закреплено, что пре зидент РФ определяет основные направ -ления госполитики противодействия тер -роризму2. В ст. 104 Стратегии 2020 опре -делено, что государственная политика в области противодействия терроризму фор -мируется Национальным антитеррористи -ческим комитетом — межведомственным органом, обеспечивающим координацию ФОИВ и органов государственной власти субъектов РФ в этой сфере3.

Однако ст. 7 Концепции противодействия терроризму устанавливает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы госу дарственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию кото рых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосудар ственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и орга нам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприя тий4.

Так кто же в конечном итоге является субъектом политики противодействия терроризму?

Возможно, что основные идеи моногра фии А.Н. Перенджиева войдут в доктри -нальный документ, определяющий идео -логию и механизмы антитеррористиче -ской политики. А его монография, на наш взгляд, сможет способствовать совершен -ствованию государственной политики в сфере противодействия терроризму.

1 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»; Федеральный закон «О противодействии экстремистской дея -тельности. — М., 2005, с. 6—7.

2 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О противодействии терроризму». — М., 2006, с. 7.

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // www.scrf. gov.ru/documents/99.html (дата обращения 29 апреля 2012).

4 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // www.rg.ru/2009/10/20/ zakon- dok.html (дата обращения 30.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.