Тамара БЕРБЕКОВА, Владимир МИКРЮКОВ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Данная работа представляет собой рецензию на монографию АН. Перенджиева «Антитеррористическая политика современного Российского государства».
The given article is а review on the monograph «Antiterrorist policy of the modern Russian state» by A. Perendgiev.
Ключевые слова:
Перенжиев, антитеррористическая политика, борьба с терроризмом, противодействие терроризму; Perendgiev, antiterrorist policy, struggle with terrorism, counteraction to terrorism.
БЕРБЕКОВА Тамара Хатутовна — д.полит.н., профессор; профессор кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России [email protected]
МИКРЮКОВ
Владимир Олегович — к.филос.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Академии гражданской защиты МЧС России [email protected]
Среди многочисленных научных исследований проблем про -тиводействия террористической угрозе следует обратить внимание на монографию Александра Перенджиева1. В ней не только исследуется антитеррористическая политика современ ного российского государства, но постулируется важная для поли -тической науки мысль. Обобщенно она звучит следующим образом: не будет осмысленной политики — не будет эффективной деятель -ности. И автор старательно доказывает эту мысль на примерах про -тиводействия терроризму.
Несмотря на то что термин «антитеррористическая политика» часто встречается в научных работах и в СМИ, А.Н. Перенджиев, похоже, приписывает себе первенство в определении сущности и структуры этого вида политики. Некоторый смысл в этом есть, ведь в общественном сознании такие дефиниции, как «борьба с тер -роризмом», «противодействие терроризму» и «антитеррористиче -ская политика» практически не разделены и представляются одной системой действий органов государственной власти. Однако автор монографии наглядно доказывает наличие серьезных различий между этими понятиями и между этими системами.
Так, при исследовании антитеррористической деятельности государственных органов и силовых структур автору удалось доказать, что антитеррористическая политика — наиболее широкое понятие, которое включает в себя антитеррористическую деятельность. При этом антитеррористическая деятельность органов государственной власти, силовых структур и спецслужб становится составной частью политики в случае, когда со стороны высшей власти (политической элиты) проводится политическое обеспечение данного вида дея -тельности.
Большой интерес вызывает параграф, посвященный роли гражданского общества в антитеррористической политике. Как пока -зано в монографии, потенциал негосударственных структур в этой политике используется неэффективно. Возможно, потому, что антитеррористическая политика в нашей стране подменяется борь бой с терроризмом, где главенствующая роль принадлежит как раз спецслужбам и силовым структурам.
Идеи А.Н. Перенджиева в этой области близки к взглядам таких российских ученых, как В.В. Луков., С.Н. Соколова, С.А. Шляков.
1 Перенджиев A.H. Aнтитеррористическая политика современного Российс -кого государства : монография. Herstellung in Deutschland: Schaltungsdienst Lange o.H.G., Berlin Books on Demand GmbH, Norderstedt Reha GmbH, Saarbrücken Amazon Distribution GmbH, Leipzig, 2012.
Основными причинами роста терро -ризма в России, по мнению А.Н. Пе -ренджиева, являются внутренние при -чины: бюрократизация государственного аппарата; криминализация российского общества; наличие различных социаль -ных конфликтов как внутри российского общества, так и в отношениях между обществом и властью. Поэтому логично, что в книге автор многократно возвра -щается к мысли о том, что только анти -террористическая политика, а не борьба с терроризмом способна минимизировать террористическую угрозу.
Фактически речь идет о необходимо -сти изменения отношений между обще ством и властью как в сфере безопасности вообще, так и в области противодействия терроризму в частности. Мы согласны с автором в том, что российская власть нуждается не только в эффективных действиях спецслужб и других силовых структур по уничтожению террористов, но и в иннова -ционных идеях со стороны экспертного и научного сообщества. Впрочем, сегодня с этим почти никто не спорит.
В монографии определены конкретные механизмы и мероприятия по формиро -ванию и совершенствованию отечествен -ной антитеррористической политики. Важным, по нашему мнению, является предложение принять в нашей стране антитеррористическую доктрину, которая должна определить основные направле ния антитеррористической политики. Возникает вопрос, нужна ли сейчас такая доктрина? Ведь вопросы противодействия терроризму уже отражены в федераль -ных законах «О борьбе с терроризмом» и «О противодействии терроризму», в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (далее — Стратегия 2020) и в Концепции противодействия терро -ризму. Но проблема заключается в том, что между этими правовыми актами суще ствуют определенные противоречия.
Так, в ст. 6 федерального закона «О борьбе с терроризмом» определено, что основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необхо -димыми силами, средствами и ресурсами является правительство РФ. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федераль -
ными законами и иными нормативными актами РФ. Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: ФСБ, МВД, СВР, ФСО и Минобороны1. В ст. 5 федерального закона «О противодей -ствии терроризму» закреплено, что пре зидент РФ определяет основные направ -ления госполитики противодействия тер -роризму2. В ст. 104 Стратегии 2020 опре -делено, что государственная политика в области противодействия терроризму фор -мируется Национальным антитеррористи -ческим комитетом — межведомственным органом, обеспечивающим координацию ФОИВ и органов государственной власти субъектов РФ в этой сфере3.
Однако ст. 7 Концепции противодействия терроризму устанавливает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы госу дарственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию кото рых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосудар ственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и орга нам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприя тий4.
Так кто же в конечном итоге является субъектом политики противодействия терроризму?
Возможно, что основные идеи моногра фии А.Н. Перенджиева войдут в доктри -нальный документ, определяющий идео -логию и механизмы антитеррористиче -ской политики. А его монография, на наш взгляд, сможет способствовать совершен -ствованию государственной политики в сфере противодействия терроризму.
1 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»; Федеральный закон «О противодействии экстремистской дея -тельности. — М., 2005, с. 6—7.
2 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О противодействии терроризму». — М., 2006, с. 7.
3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // www.scrf. gov.ru/documents/99.html (дата обращения 29 апреля 2012).
4 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // www.rg.ru/2009/10/20/ zakon- dok.html (дата обращения 30.04.2012).