МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
самостоятельности. Будет разумно, если взрослые научат малыша нести личную ответственность, соответствующую его возрасту.
Список использованной литературы:
1. А.А.Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319-396. — 656 с.
2. Д.Б.Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
3. Д.А.Уста-Азизова. Личность как феномен в процессе формирования. Научно-практический журнал «Современная педагогика» №2. - Москва. - 2014. ISSN - 3-6 С.
4. О.А.Карабанова. Возрастная психология. Конспект лекций.. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
5. Л.Ф.Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359-390. — 460 с.
© Ортикбаев Д.О., 2015
УДК 1
Плыкин Андрей Николаевич
аспиран, психол. наук, МИРЭА г.Москва, РФ E-mail: [email protected]
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СТРЕССУ, И НАХОЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ И БЫСТРЫХ МЕТОДОВ
СНЯТИЯ СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация
Понятия стресса и его виды. Описания методик снятия стресса в современном мире.
Ключевые слова
Внутренний стресс, Кратковременный стресс, Длительный стресс, интрапсихической адаптации.
«Могу сказать, что в моей жизни все происходит именно так. Изменения внутренние приводят к очень колоссальным переменам в окружающем меня мире».
Ганс Селье.
Как говорил Ганс Селье, человек, впервые давший миру такое понятие - Это неспецифические, физиологические и психологические реакции организма на резкие, экстремальные воздействия, вызывающие в организме сильные проявления адаптационной активности. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения - приятна или неприятна ситуация с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в адаптации или перестройки.
Поэтому в легкой степени стресс даже полезен, т.к. он мобилизует организм, просыпаются спящие до того участки мозга, в теле проходят оживляющие физиологические реакции. Мы рассмотрим стресс с негативной стороны. Стресс возникает, как правило, при встрече с чем-то новым.
• новая обстановка
• новая работа
• новые друзья
• участие в конференциях
• сдача экзаменов
• общение в кругу новых людей.
Однако, обратную реакцию имеет долго непреходящий стресс как, при котором могут уже возникать
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
различные заболевания желудочного тракта, сердечной системы и самой главное это заболевание нервной системы.
Рассмотрим виды стресса:
1. Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.
2. Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
3. Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.
4. Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий - загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.
5. Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса
Стресс - это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это - приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз-действие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома (ОАС).
Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В связи с этим процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе "организм -среда". Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе "организм-среда" возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Основные механизмы стресса - гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка. Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.
Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. 1 -ая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет 2-ой - «глубокой». Последняя - мобилизуется путем адаптационной перестройки механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье, и ведет к гибели или к старению и гибели. Предположение о существовании 2 -х мобилизационных уровней адаптации поддерживается многими исследователями.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся "триады стресса" изменяются по интенсивности.
Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда "наготове", и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.
При кратковременно сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса.
Кратковременный стресс - это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс - бурное расходование "поверхностных" адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации "глубоких". Если "поверхностных" резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации "глубоких" недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных "глубоких" адаптационных резервах.
Длительный стресс - постепенная мобилизация и расходование и "поверхностных" и "глубоких" адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, "подстраиваться" к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно "отключаются" процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.
Возникновение стресса в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.
Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе "человек-среда" уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.
При любом нарушении сбалансированности "человек-среда" недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как:
- ощущение неопределенной угрозы;
- чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
- неопределенное беспокойство,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое, в свою очередь, представляет собой центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.
Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.
В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:
1) ощущение внутренней напряженности -- не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
2) гиперестезические реакции -- тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;
3) собственно тревога -- центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из -за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
4) страх -- тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;
5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
6) тревожно-боязливое возбуждение -- вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.
Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе "человек-среда", она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем, при значительной интенсивности, лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать пинеадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего -- с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Рассмотрев стресс со все сторон мы приходим к следующей стадии, это решение и преодоления стресса;
1) метод релаксации.
Этот метод, с помощью которого человек может частично или полностью избавляться от физического напряжения. Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четно уяснить, что освоив релаксацию, человек может научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Смысл упражнения является полное расслабление мышц. В результате чего наступает полная расслабленность, которая оказывает положительную реакцию на психику и нормализует душевное равновесие. Психическая ауторелаксация вызывает состояние «идейной пустоты». Это дает возможность рассоединить психические и мыслительные связи с окружающим миром, в следствии чего дает мозгу отдохнуть. И погрузиться во внутренний мир. Здесь главное не переусердствовать с отрешением от мира.
Метод релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было противостоять раздражению и психической усталости. При постоянном использовании метода релаксации, вырабатывается привычка. Но для всего этого, на начальном этапе, необходимо терпение и упорство.
2) Второй метод, в отличии от первого метода, это метод концентрации или так называемый, метод сосредоточивания. Он заключается в том, что бы уметь не распыляться на различные не нужные вещи. В случае чего возникает не успевание выполнить основную задачу, в последствии чего возникает раздражительность преходящая в стресс. В этом случаем, если все же не удается справиться, помогает составления план на бумаге. Что не дает возможности, ну хотя бы, ненадолго отвлекаться от намеченного плана.
3)Третий метод заключается в регуляции дыхания и называется ауторегуляция дыхания. В нормальных условиях о дыхании и никто не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становиться трудно дышать. Дыхание становиться затрудненным и тяжелым при возникновении стрессовых ситуаций. И наоборот при сильном испуге, например при ожидании чего то страшного и не предсказуемого, человек невольно задерживает дыхание (затаивать дыхание ). И благодаря этой реакции, мы заметили, что организм начинает успокаиваться, мышцы расслабляются, а и затем снимается психическое напряжение. В связи с этим ауторегуляция дыхания, может ничем не уступать на ряду с первым и вторым методами. Ко всему этому, с помощью глубокого и спокойного дыхания, можно предупредить перепады настроения. Было еще замечено, что при изменении ритма дыхания наступает полная релаксация, успокаивая нервы и психику. Продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения -важен ритм. Так же учеными было доказано, от правильно дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным рефлексов, его можно осознанно регулировать.
Таким образом, разобрав, и изучив стресс со всех сторон, можно прийти к заключению, что стресс можно контролировать, и его главной причины возникновения, является не умение расслабляться. Врачи, психологи всего мира сходятся в едином мнении, что человек для физического и психологического здоровья необходим полноценный отдых, и прежде всего, зависит от образа жизни. Именно от человека зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же не здоровым, пассивным. Если людям удастся взять под контроль свои жизненные эмоции, жизненные принципы, и добиться того, чтобы релаксация и концентрация и ауторегуляция дыхания стали составной частью его образа жизни, то он станет уравновешенней и будет спокойно реагировать на стрессовые факторы. Так же нужно осознать, сто стресс только лишь замедляет работу и увеличивает время ее выполнения. И то что в спокойном состоянии, организму нет необходимости затрачивать большое количество сил и энергии, а сила и энергии имеет свойство иссекать.
Список использованной литературы:
1. Гайдамашко И.В., Кандыбович С.Л. Психологическое здоровье человека: Учебное пособие.-М.:изд-во ООО "ПКЦ Альтекс", 2014.-284 с.
2. Гайдамашко И.В., Жемерикина Ю.И., Жемерикин О.И. Положительные и отрицательные аспекты
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
конкуренции в условиях современной экономики\\ Человеческий капитал 2014. №12 (72). С.93-96.
3. Деркач А.А., Секач М.Ф. Психология безопасности. - М.: «Народный учитель»,2002.
4. Гайдамашко И.В., Кандыбович С.Л. Психологическое здоровье человека: Учебное пособие.-М.:изд-во ООО "ПКЦ Альтекс", 2014.-284 с.
5. Гайдамашко И.В., Жемерикина Ю.И., Жемерикин О.И. Положительные и отрицательные аспекты конкуренции в условиях современной экономики\\ Человеческий капитал 2014. №12 (72). С.93-96.
6. Деркач А.А., Секач М.Ф. Психология безопасности. - М.: «Народный учитель»,2002.
© Плыкин А Н., 2015
УДК 159.96
Сёмина Марина Викторовна
канд.пед.наук.,доцент ЗабГУ, г.Чита, РФ, Чинчикова Анна Ивановна студентка 4 курса ЗабГУ, г.Чита, РФ E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Аннотация
В статье представлено описание симптомокомплекса синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Рассматриваются основные проблемы обучения в школе детей с СДВГ, предлагаются некоторые коррекционно-развивающие упражнения.
Ключевые слова
СДВГ, внимание, импульсивность, гиперактивность, образовательный процесс.
Президент Всемирной Ассоциации психиатрии Ахмед Окаша говорил, что будущее нашего общества зависит от того, какое внимание мы уделяем проблеме психического здоровья наших детей сегодня. Актуальность проблемы, рассматриваемой в данной статье, вызвана тем, что процент детей с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ежегодно значительно увеличивается. Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) - психофизиологическое расстройство, чаще проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Известно, что таким детям тяжело контролировать свое поведение и концентрировать внимание. Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.
Стратегия инклюзивного образования, реализуемого сегодня в развитых странах, в том числе, и в России, подразумевает обучение таких детей на общих основаниях в массовой школе. Педагоги и психологи задаются вопросом, как выстроить образовательный процесс и обеспечить приемлемый уровень обученности и воспитанности такого ребенка.
Данной проблематикой в нашей стране занимаются такие исследователи как А.М. Радаев, В.М.Трошин, Л.А. Ясюкова, А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева, И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, Ю.С.Шевченко. В своей книге «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» О.И. Романчук приводит диагностические критерии гиперактивного расстройства с дефицитом внимания по диагностической системе DSM-IV, через проявление в психике тройного симптомокомплекса (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность). Нарушение внимания проявляется в возникновении проблем с удержанием внимания на игре или задании, проблем с организацией деятельности и выполнении поручений, легкой отвлекаемости на постоянные раздражители, игнорировании обращения взрослых и т.д.