Научная статья на тему 'Выраженность информационного стресса и способы его оптимизации'

Выраженность информационного стресса и способы его оптимизации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3706
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР / ОПТИМИЗАЦИЯ СТРЕССА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухамедьянова А.Р., Ширяев В.Б.

В статье актуализируются особенности информационного стресса и способы его оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выраженность информационного стресса и способы его оптимизации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

самостоятельно выстраивать свою жизни и копинг-стратегия планирование решения проблем. А вот низкая результативность жизни приводит к фатализму, что снижает направленность на здоровый образ жизни и формирует неверие в возможность заботиться о своем здоровье. Основными личностными детерминантами отношения к здоровью у женщин среднего возраста являются тревожность, настроение, наличие жизненных целей, уверенность в себе и возможности управлять своей жизнью, удовлетворенность процессом жизни, принятие ответственности за свою жизнь и копинг-стратегия положительная переоценка.

Основными личностными детерминантами отношения к здоровью у пожилых мужчин являются тревожность, самочувствие, низкая активность, неудовлетворенность процессом жизни, неверие в управляемость жизни. И противостоять этим детерминантам не могут наличие целей в жизни и копинг-стратегия планирование решения проблем, а у женщин этого возраста такими детерминантами являются высокая тревожность, отсутствие целей, неудовлетворенность процессом жизни, неверие в возможность управлять собой и влиять на свою жизнь и поиск социальной поддержки. А высокая активность здесь отрицательно связана с отношением к здоровью.

Обобщая все результаты, можно выделить общие и частные детерминанты отношения к здоровью. К общим можно отнести осмысленность жизни, делающую здоровье одной из ведущих ценностей человека, активность и копинг-стратегии, причем разные у мужчин и женщин, но играющие при этом одинаковую роль. Частные детерминанты зависят от возраста. В молодом возрасте это наличие целей в жизни, удовлетворенность ее процессом, уверенность в свободе выбора. В среднем возрасте появляется неудовлетворенность результатами жизни у мужчин и возрастает тревожность у женщин, но наличие целей, свобода выбора, удовлетворенность процессом жизни продолжают оставаться важными детерминантами отношения к здоровью. В пожилом возрасте усиливается тревожность, снижается настроение, появляется неудовлетворенность жизнью, усиливаются фатализм и неверие в собственные силы. Собирая информацию о здоровье, здоровом образе жизни, пожилые люди не придерживаются его, поскольку не верят, что это даст результаты. Женщины раньше начинают обращаться к врачам, больше нуждаются в поддержке окружающих для поддержания своего здоровья. Мужчины убеждают себя, что могут справиться и сами, но не предпринимают никаких конкретных действий.

Таким образом, пропаганда здорового образа жизни приносит свои результаты на когнитивном уровне у людей всех возрастов, но на поведенческом она работает только у молодых людей. Чем старше человек, тем больше он находит личностных оправданий, чтобы не вести этот здоровый образ жизни и относится к ухудшению своего здоровья как данности, хотя и расстраивается по этому поводу.

© Демидова И.Ф., 2017

УДК 30:004.001.26

А.Р. Мухамедьянова, В.Б. Ширяев

Студенты, Башкирский государственный аграрный университет

г. Уфа, Российская Федерация

ВЫРАЖЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА И СПОСОБЫ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ

Аннотация

В статье актуализируются особенности информационного стресса и способы его оптимизации.

Ключевые слова

Информационный стресс, информационная перегрузка, информационный фактор, оптимизация стресса.

Стремительно меняющиеся социально-экономические, психологические и технологические изменения условий жизни и деятельности требуют профессиональной адаптации специалиста. Наиболее

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

важным психическим состоянием, оказывающим влияние на процесс адаптации личности, выступает информационный стресс, рассматриваемый как один из видов профессионального стресса психологической природы.

В связи с этим одной из важных проблем подготовки специалистов является формирование у студентов способности преодолевать стресс.

Термин «стресс» был введен канадским физиологом Гансом Селье для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Он может быть - личностным, межличностным, семейным, профессиональным и т.д. Но любая его разновидность является в своей основе информационной. Это так называемый информационный стресс. В современной психологии информационный стресс определяется как состояние, формирующееся под воздействием экстремальных значений информационных факторов [1; 98 ].

Проведённое исследование позволяет выделить несколько причин появления информационного стресса: большое поступление сообщений от внешнего мира; доступность информационной среды и легкость получения различных сведений; большое количество информации, связанной с чрезмерной политизацией жизни; огромный объём негативной информации; недостаток информации, при котором нет чёткой определённости. Очевидно, что существуют и другие причины возникновения этой категории стресса [2; 232].

Источниками информационных факторов являются: печать, радио, телевидение, реклама, музыка, компьютерные и информационные технологии.

Следует отметить, что признаки информационного стресса проявляются на трёх уровнях: физиологическом, эмоциональном и поведенческом. Физиологические признаки информационного стресса: тошнота, изжога, сухость во рту, повышенное давление. Эмоциональные признаки информационной перегрузки: опустошенность, усталость; напряжение, беспокойство, а также страх от негативных новостей. Признаки стресса на поведенческом уровне: рассеянность, безразличие к поведению окружающих людей; затруднения сосредоточиться на важных вещах; невозможность объективно оценивать себя и окружающих; тяга к вредным привычкам; скованность движений. В условиях информационного перенапряжения трудно сконцентрироваться и принять правильное решение [3; 141].

Исследование позволяет выделить ряд способов защиты от перегрузки информацией: сконцентрироваться на необходимой информации; контролировать свои эмоции и реакции при просмотре информации с трагическими событиями и с негативным оттенком; обеспечить себе щадящий режим, отдыхать в перерывах от информационной перегрузки; заменять время перед компьютером и телевизором на активные формы отдыха и техники релаксации, общение с приятными людьми; оставить только те профили в различных социальных сетях, форумах, сообществах, которые необходимы; не вступать в интернет диалоги по каждому поводу, отвечать на бессмысленные сообщения и комментировать все фотографии; не лишайте себя сна в пользу просмотра ненужной информации; ориентироваться на качество потребляемой информации, а не на количество; устраивать разгрузочные дни без современных компьютерных средств; использовать рациональные приёмы запоминания информации [4; 344].

Исследование показало, что существует много способов защиты от информационного стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой - реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.

Таким образом, исследование особенностей информационного стресса и способов его оптимизации позволит, на наш взгляд, уменьшить вероятность перерастания стресса в дистресс.

Список использованной литературы:

1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.А.Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.

2.Мухамадеев И.Г. Персональная психодиагностика стрессоустойчивости студентов Башкирского государственного аграрного университета [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Российский электронный научный журнал. ФГБОУ ВО БГАУ. № 4. 2016. - С. 230-236.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

3. Мухамадеев И.Г. Современные учебно-методические пособия [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Современный мир: экономика, история, образование, культура: Сборник научных трудов. - Уфа, 2009. - С. 140-142.

4. Мударисова З.Р., Мухамадеев И.Г. Изучение личностной и ситуативной тревожности студентов по специальности «Продукты питания из растительного сырья» [Текст] / З.Р.Мударисова, И.Г.Мухамадеев // Социально-экономические и гуманитарные аспекты развития современного общества. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (29 ноября 2016 г.). - Уфа: Мир печати, 2016. - С.343-345.

© Мухамедьянова А.Р., Ширяев В.Б., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.