Научная статья на тему 'Обучающая методика БОС-тренинг. Как научиться противостоять стрессу'

Обучающая методика БОС-тренинг. Как научиться противостоять стрессу Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
815
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АУТОФЕНОМЕН / БОС-ТРЕНИНГ / МОТИВАЦИЯ / БИОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Плыкин Андрей Николаевич

Как работает метод БОС-тренинг. Эффективность работы метода со стрессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Плыкин Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучающая методика БОС-тренинг. Как научиться противостоять стрессу»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика - Талант, 1996г. - 144 стр.

2. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко»: Институт психологии РАН; Москва; 2008- 474 с.

© Мокерова А.В., Перченко Е. Л., 2016

УДК 1

Плыкин Андрей Николаевич

аспиран, психол. наук, МИРЭА г.Москва, РФ E-mail: aplykin8619@mail.ru

ОБУЧАЮЩАЯ МЕТОДИКА БОС-ТРЕНИНГ. КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ СТРЕССУ

Аннотация

Как работает метод БОС-тренинг. Эффективность работы метода со стрессом.

Ключевые слова Аутофеномен, БОС-тренинг, мотивация, биоуправление.

Методика и обучение человека, к стрессоустойчивости внешних раздражителей.

Человек в современном мире постоянно находиться в стрессе, из-за не досыпания, постоянной суеты, с работы на работу, плохого питания и.т.д. Все это приводит к истощению организма, а так-же способствует развитию различных заболеваний. Ну и конечно же заболеваниями связанные с нервной системой.

До недавнего времени, учеными была разработана методика решения этих проблем, с помощью так называемой системой «БОС - трененг»-Биологически Обратная Связь. Эта технология была разработана для повышения устойчивости человека к стрессогенным факторам, а так-же способствует улучшению психофизиологического состояния и формированию навыков саморегуляции.

При возникновении стресса, у человека реагирует не только его психика, но и тело. В этой ситуации возникает закономерность. Появляется стрессор, появляется реакция, как и в психике, так и в теле. Иногда после испытанно сильно стресса, могут возникать так называемые психологические травмы, что несомненно отражается на теле, и в организме человека, а так-же не мало важно заметить, пережитая травма остается в теле. Данная методика и программа была разработана для решения этих возникших проблем. К описанию ее, мы перейдем чуть позже. С помощью этой программы можно, научиться, понимать свое тело, а так же и начать управлять им, справляясь со стрессами и другими проблемами.

Несмотря на значительное количество научных исследований в области биоуправления и доказанную теоретическую значимость метода БОС для профилактики и лечения различных заболеваний человека, его практическое использование в настоящее время имеет ряд ограничений. Одно из наиболее серьезных препятствий на пути превращения этого метода в рутинную клиническую процедуру, выполняемую по назначению врача, подобно, например, физиолечению, состоит в том, что методика БОС-тренинга предполагает проведение ряда повторяющихся однообразных сессий, длящихся в общей сложности до часа и более. Второе по значимости препятствие заключается в значительной отдаленности "конечного" результата, для получения которого необходимо многократное, изо дня в день, повторение тренинга.

Монотонность процедуры, высокие требования, предъявляемые к личностным качествам тренирующихся, снижают уровень мотивации, ограничивают круг людей, желающих освоить этот метод, несмотря на безусловную полезность, а часто и необходимость для них этой процедуры.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Попытки оптимизации и адаптации метода к самому широкому кругу пользователей послужили мотивами разработки новых подходов к методу обучения саморегуляции на основе биологической обратной связи. Из задач, которые нужно было решить можно выделить основные:

• устранение монотонности БОС-процедуры

• повышение мотивации

• доступность и простота использования широким кругом пользователей.

Широкое распространение компьютеров и быстрое развитие средств мультимедиа привели к "поголовному" увлечению их владельцев компьютерными играми. Мотивация к этому занятию настолько велика, что ему отдаются многие часы свободного времени. А стремление к достижению успеха является зачастую таким сильным, что на игры тратятся даже не только свободные часы, но и рабочие дни. Этот факт лег в основу идеи объединения БОС-тренинга и компьютерной игры в рамках одной технологии, что позволило в значительной степени избавиться от таких отрицательных свойств БОС-метода, как монотонность и низкая мотивация. Мы назвали этот метод игровым биоуправлением.

Использование в биоуправлении отображения сигнала обратной связи в виде динамических картинок и образов вместо скучных столбиков и графиков используется сегодня достаточно широко и, как правило, авторы называют этот прием игровым БОС-тренингом.

Подход к методам игрового биоуправления принципиально отличается от применяемых ранее. Вместо тренировочной сессии пациенту предлагают компьютерную игру с соревновательным сюжетом. Это соревнование тренирующегося с соперником по преодолению дистанции. Скорость играющего управляется его физиологическими показателями. Победа в этих соревнованиях зависит не от умения пользоваться джойстиком и клавиатурой, а от способности достигать состояния релаксации. Правомочность такого подхода основана на современном понимании метода биоуправления. Так, специфичным только для метода биоуправления, в отличие от других релаксационных методик, является сочетание мышечной релаксации, состояний спокойствия и расслабления с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора. Это позволяет рассматривать БОС-тренинг как соревновательный аутофеномен, способствующий проявлению нереализованного потенциала личностных ресурсов. Сопровождающее процедуру психическое утомление, необходимость проявить волевые качества, внутреннюю дисциплину сопровождается (при эффективном тренинге) чувством удовлетворения, завершенности, осознанием собственных возможностей и формирует положительный эмоциональный фон. Таким образом, введение в процедуру соревновательного игрового сюжета не только не противоречит (как можно расслабиться соревнуясь?!), а подчеркивает и усиливает свойства, характерные именно для биоуправления, помогая успешно осваивать методику.

Ситуация соревнования вызывает у пациента повышение симпатического тонуса, а необходимость расслабиться, повысив парасимпатический тонус, обучает его умению сохранить вегетативный баланс, предупреждать эскалацию стресса в искусственно созданной конфликтной ситуации (борьба за лидерство в соревновании). Таким образом, специфика метода позволяет решить сложную двуединую задачу: сохранить состояние релаксации на фоне стрессирующей ситуации и поддерживать «боеготовность», высокий уровень сознания в состоянии релаксации.

Атмосфера соревнования вносит в метод психоэмоциональную нагрузку: моделируется стрессовая ситуация, которую в процессе тренировки нужно научиться преодолевать. Таким образом, метод не сводится к простой регуляции физиологического параметра, а позволяет научиться контролировать свои вегетативные реакции в ситуации психоэмоционального стресса.

Еще один существенный момент нашего подхода заключается в том, что форма представления компьютерных игр для биоуправления должна быть максимально приближена к привычной, обычно используемой во многих компьютерных играх. Играющий (тренирующийся) должен иметь возможность делать выбор, как в любой другой компьютерной игре. Так, в предложенных нами играх он может выбирать соперника, музыкальное сопровождение, менять места проведения соревнований, уровень сложности игры. Играющему должна быть понятна цель игры. Нужна система поощрений при успешном достижении цели как на промежуточных этапах, так и для всей игры в целом.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Мы адресуем свою компьютерную игру широкому кругу людей, следовательно, игра должна быть понятной и удобной в управлении и доступна обычному рядовому пользователю персонального компьютера, а прибор, используемый для снятия физиологических показателей, должен быть простым в использовании и не требовать каких-либо специальных знаний или навыков.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА «ГРЕБНОЙ КАНАЛ»

Управляющий физиологический параметр.

Наиболее подходящим, как нам кажется, параметром для игр с соревновательным сюжетом является длительность кардиоинтервала. Это быстро меняющийся параметр, значения которого достаточно просто интерпретировать как скорость соревнующегося. Хотя длительность кардиоинтервала не управляется человеком произвольно, но, как известно, посредством БОС-тренинга можно научиться ее направленному изменению в определенных пределах. Такое увеличение показателя, достигаемое в процессе БОС-тренинга, должно не только отражаться на кардио- и гемодинамике тренирующегося, приводя к нормализации ударного и минутного объёмов крови, среднего артериального давления, но и сопровождаться изменением психоэмоционального состояния, значительной мышечной релаксацией. Характерным для этого показателя является его дискретность. При непрерывности сигналов, из которых он вычленяется, новые значения вычисляются примерно один раз в секунду. Поэтому его удобно использовать в качестве «устройства управления» для игр, имитирующих спортивные состязания в сторону преодоления дистанции.

Все вышеизложенные соображения были реализованы в программной системе (ПС) «Гребной Канал».

Прибор для регистрации длительности кардиоинтервалов

Для измерения длительности кардиоинтервалов в Институте медицинской и биологической кибернетики СО РАМН разработан специальный прибор - "Детектор пульса", благодаря которому процесс наложения и фиксации измерительного датчика предельно облегчен и не требует специальных знаний и каких-либо расходных материалов. «Детектор пульса» регистрирует фотоплетизмограмму. Датчик вмонтирован в устройство наподобие кнопки мыши. Во время сеанса БОС-тренинга устройство размещается в ладони так, чтобы датчик оказался прижатым указательным или, если это удобно пользователю, любым другим пальцем руки. При этом замыкается цепь, в которую включена батарейка, и устройство после кратковременного переходного процесса начинает работать.

В устройстве предусмотрена связь с компьютером через последовательный порт, реализованы автоматическое распознавание пульсовой волны и передача в компьютер момента достижения волной датчика. Подсчитываемое программно время между двумя такими событиями является, строго говоря, не длительностью кардиоцикла, а межпульсовым интервалом, величина которого зависит не только от значения кардиоинтервала, но и времени распространения пульсовой волны. Таким образом, регистрируемый с помощью "Детектора пульса" показатель отражает функционирование как сердца, так и сосудистой системы.

Программная система «Гребной канал»

Программная система «Гребной канал», разработанная в ИМБК СО РАМН совместно с Вычислительным центром СО РАН, функционирует под управлением MS DOS фирмы «Microsoft corporation».

Программа имитирует телевизионную трансляцию соревнований по гребле. Тренирующийся считается участником гонок на байдарках. Он управляет скоростью своей лодки с помощью «Детектора пульса». Регистрируемая величина кардиоинтервала преобразуется в скорость лодки тренирующегося. Чем длиннее кардиоинтервал (реже пульс), тем быстрее участник проходит дистанцию. Скорость соперника задается компьютером по специально разработанному алгоритму. Соревнования проводятся по Олимпийской системе и начинаются с 1/32 финала. Цель игры - завоевать Олимпийскую медаль.

Подробно алгоритм, реализованный в ПС «Гребной канал».

Опыт использования ПС «Гребной канал» и анализ результатов

Лабораторные испытания БОС-тренинга с использованием компьютерной игры «Гребной канал» в MS DOS проводились для того, чтобы получить ответ на вопрос о практической возможности обучения человека

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

управлению сердечным ритмом посредством компьютерной игры с соревновательным сюжетом, а также оценить качества используемой программной системы реального времени и, при необходимости, внести в нее изменения.

В испытаниях принимали участие 13 человек. Все испытуемые - здоровые добровольцы в возрасте от 18 до 50 лет. Занятия проходили в обычном рабочем кабинете с нормальной освещенностью. Ничего не делалось для специальной звукоизоляции рабочего помещения, хотя возможность влияния резких звуковых раздражителей (звонок телефона, стук в дверь и т.д.) была исключена. Всех испытуемых просили не пить кофе, крепкий чай, не курить и не иметь физической нагрузки за полчаса до занятия.

Испытуемый удобно располагался в кресле перед экраном монитора. Ему давалась инструкция расслабиться насколько это возможно, и, следя за ходом соревнований, найти такую стратегию поведения, которая позволила бы ему добиться успеха в игре.

Перед началом курса с каждым испытуемым проводилась беседа, объясняющая сущность метода. Каждый испытуемому снабжался письменной инструкцией, в которой предлагались варианты стратегии тренировочного процесса.

Сеанс БОС-тренинга состоял из:

• предтренингового периода, включающего период адаптации испытуемого, измерение артериального давления, беседу о его самочувствии, прикрепление датчика и отслеживания правильности его работы (10-15мин.);

• собственно тренинга. Тренировочная сессия состояла, как правило, из 8-10 попыток или «заплывов» и продолжалась 30-40мин.;

• посттренингового периода, включающего измерение артериального давления, предоставлении испытуемому на экране графика результатов проведенной сессии и их анализ, обсуждение выбранной им стратегии (10-15 мин).

ИНСТРУКЦИЯ для проходящих курс БОС-тренинга С помощью настоящей методики вы можете научится управлять своим психоэмоциональным состоянием.

Скорость лодки, которой вы управляете, тем выше, чем лучше вам удается расслабиться. Ваша задача научиться управлять своим состоянием и таким образом заставлять свою лодку плыть все быстрее, уменьшая с каждым заплывом время прохождения дистанции. Для достижения желаемого результата вы должны:

1. РАССЛАБИТЬСЯ. Постарайтесь максимально расслабить скелетную мускулатуру, мышцы рук, ног, шеи, лица, всего корпуса. Тело становиться легким, как бы невесомым. Появление ощущения отсутствия мышц говорит о хорошей степени расслабления.

2. ДЫШАТЬ РОВНО И СПОКОЙНО. Контролируйте дыхание, оно должно быть ровным, спокойным, ритмичным. Последив за графиком на экране, вы заметите, что он напоминает синусоиду - это влияние дыхания на сердечную деятельность. Не надо использовать эту зависимость во время тренинга, задерживать дыхание или глубоко дышать.

3. СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ТРЕНИНГЕ. Вы не должны думать ни о чем постороннем. Все ваше внимание должно быть направлено только на себя, на контроль за своим состоянием. Это, пожалуй, самый трудный, но и самый важный момент.

4. ОБРАТИТЕСЬ К СВОЕМУ СЕРДЦУ. Мысленно представьте себе, как работает ваше сердце. Говорите про себя слова : "Мое сердце бьется спокойно, ровно, медленно ... "

5. НАГРЕЙТЕ СВОИ РУКИ. Руки должны быть теплыми (лучше горячими). Вы должны ощущать пульсацию на кончиках пальцев. Используйте словесную формулу : "Моируки горячие ...". Представьте себе как кровь течет по сосудам, донося свое тепло до самых кончиков пальцев. Попробуйте работать с образами, представьте себе, что вы погружаете руки в горячую воду или загораете на пляже и т.д.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

6) ПОЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ. Попробуйте использовать другие приемы для тренинга, если вы считаете, что это может привести к успеху.

Вы можете смотреть на экран или сидеть, прикрыв глаза, иногда поглядывая на монитор. Важно не игнорировать экран совсем. Вы должны активно работать, видеть и анализировать результаты этой работы.

Используйте перерывы между сессиями для "отдыха", слегка подвигайтесь, пошевелите пальцами, смените позу.

Все испытуемые принимали участие в десяти сеансах тренинга. Длительность курса составляла 14-17 дней. Перерывы между сеансами не превышали 2-х дней.

Сеанс (сессия) считался успешным, если длительность кардиоинтервала значимо увеличивалась в процессе тренинга.

Для каждого испытуемого строились графики динамики средних значений длительностей кардиоинтервалов от сессии к сессии, полученных путем усреднения по всем сеансам. Рисуются графики и, приведенные на рисунках графики отражают динамику длительностей кардиоинтервалов от сессии к сессии и от начальных сеансов к конечным для всей исследуемой группы.

Анализ графиков убедительно свидетельствует, что все испытуемые успешно справлялись с поставленной перед ними задачей - увеличением длительности кардиоинтервалов во время сеанса тренинга. На начальном этапе у большей части испытуемых не происходит плавного увеличения этого показателя от сессии к сессии, на конечном этапе такое увеличение составляет от 5 до 12%

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что успешные сессии делятся на два типа:

• тренирующийся увеличивает длительность кардиоинтервала в течении тренинга и удерживает его высоким до конца сеанса повышение длительности кардиоинтервала не удерживается до конца сессии, после пика идет снижение этого параметра.

Первый тип можно определить, как безусловно успешный тренинг, второй, при котором наблюдается последовательное «ухудшение» результатов, можно определить как частично успешный.

Причиной уменьшения длительности кардиоинтервала может быть или наступившее утомление, или недостаточное освоение метода, а ухудшение результатов к концу занятия связано с недостаточным умением контролировать свое психоэмоциональное состояние (человек научился увеличивать кардиоинтервал, но не владеет своими эмоциями). По-видимому, 10 сеансов не всегда достаточно для овладения методикой. Распределение испытуемых по этим типам было одинаковым.

Интересно отметить, что у одного испытуемого наблюдалось снижение артериального давления (АД) со 130/90 до 120/80 в двух случаях, когда давление перед тренировкой было повышенным. У всех остальных тренирующихся не наблюдалось изменений АД, оно оставалось в пределах нормы как до тренировочной сессии, так и после нее.

Для определения специфичности динамики длительности кардиоинтервала как сигнала обратной связи и формы его представления в виде спортивного состязания была проведена контрольная серия исследований с шестью испытуемыми. В этой серии в качестве сигнала обратной связи использовали величину дыхательной аритмии сердечного ритма, а в качестве формы представления - вертикальные столбцы, высота которых была пропорциональна вычисляемым значения этой физиологической характеристики. Методика исследований в точности повторяла таковую для основной серии. Трем из шести испытуемых удалось научиться увеличивать дыхательную аритмию, а динамика длительностей кардиоинтервалов показала их увеличение в процессе тренинга лишь у двух испытуемых, у остальных этот показатель не изменялся или даже незначительно уменьшался.

Таким образом, проведенные исследования говорят о том, что все 13 испытуемых в процессе игрового БОС-тренинга научились увеличивать длительность кардиоинтервалов. Такой результат, как показывает контрольная серия, обеспечивается использованием этого показателя в качестве сигнала обратной связи и формой его представления ( в виде скорости одного из соревнующихся )на экране монитора.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Алгоритм подбора скорости соперника

В процессе проведения испытаний достаточно быстро выяснилось, что специально разработанный алгоритм подбора скорости соперника не подходит для организации успешного тренировочного процесса. Тренирующиеся легко догадывались, как работает этот алгоритм (без подсказки экспериментатора) и как можно, используя особенности алгоритма, путем подбора «нужного соперника», в начале соревнования, и манипулируя дыханием, в конце соревнования, выигрывать, не увеличивая при этом заметно величину кардиоинтервала.

Поэтому было решено изменить алгоритм подбора скорости соперника, что и было сделано приблизительно в середине серии испытаний, в первой половине испытаний экспериментатор сам подбирал соперников из таблицы, обеспечивая необходимый тренирующий эффект.

Обучающий алгоритм игры должен быть построен таким образом, что для победы необходимо улучшить свой результат предыдущего сеанса. Поэтому было решено приравнивать скорость соперника к средней скорости играющего на предыдущем этапе соревнования. Скорость соперника на первом этапе выводится из усредненого предтренингового значения показателя тренирующегося за 30сек. Этот простой алгоритм полностью оправдал себя, обеспечивая механизм совершенствования навыков саморегуляции.

Отношение испытуемых к процедуре

По результатам бесед с испытуемыми после сеансов БОС-тренинга можно сделать следующие заключения:

- отмечена более высокая, по сравнению с обычной БОС-процедурой, заинтересованность обучающихся. Это выражалось в желании тренироваться до "победы", не обращая внимания на увеличение времени тренировки и утомление, чего не бывает при использовании обычной схемы неигровой БОС-процедуры;

- присутствие в сюжете соревновательного элемента, удачно подобранный видеоряд для реализации игры заставляет человека сосредоточиться на тренировке, следить за происходящими на экране событиями, а желание победить мотивирует тренирующегося анализировать свои действия и корректировать их после каждого этапа тренинга (соревнования), подбирая подходящую для себя стратегию поведения. Этим, по-видимому, можно объяснить высокую эффективность метода игрового биоуправления. Полученные результаты позволяют полагать, что примененная в проведенных лабораторных испытаниях программная система "Гребной канал" вместе с прибором "Детектор пульса" может быть рекомендована в качестве новой методики БОС-тренинга как для специалистов, так и для использования в домашних условиях.

Используя эту методику, мы можем решить многочисленные проблемы, связанные с психикой человека. Так же предупредить различные заболевания, вызываемые расстройствами нервной системы. Во многих случаях используемая методика, подходит для решения различных расстройств человека, с помощью индивидуального подбора эффективных образов и содержаний игр. Самое главное у этой методики отсутствует побочная реакция, что не могут гарантировать различные таблетки и препараты. И самое главное поможет повысить стрессоустойчивость к различным раздражителям, в добавлении появится уравновешенность, что способствует улучшению взаимоотношений в семье и в коллективе.

Список использованной литературы:

1. Гайдамашко И.В., Кандыбович С.Л. Психологическое здоровье человека: Учебное пособие.-М.:изд-во ООО "ПКЦ Альтекс", 2014.-284 с.

2. Гайдамашко И.В., Жемерикина Ю.И., Жемерикин О.И. Положительные и отрицательные аспекты конкуренции в условиях современной экономики\\ Человеческий капитал 2014. №12 (72). С.93-96.

3. Деркач А.А., Секач М.Ф. Психология безопасности. - М.: «Народный учитель»,2002.

4. Биоуправление - 2. Теория и практика (ред. М.Б.Штарка и Р.Колла). Новосибирск. ИМБК СО РАМН. 1993.

© Плыкин А Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.