конкуренции в условиях современной экономики\\ Человеческий капитал 2014. №12 (72). С.93-96.
3. Деркач А.А., Секач М.Ф. Психология безопасности. - М.: «Народный учитель»,2002.
4. Гайдамашко И.В., Кандыбович С.Л. Психологическое здоровье человека: Учебное пособие.-М.:изд-во ООО "ПКЦ Альтекс", 2014.-284 с.
5. Гайдамашко И.В., Жемерикина Ю.И., Жемерикин О.И. Положительные и отрицательные аспекты конкуренции в условиях современной экономики\\ Человеческий капитал 2014. №12 (72). С.93-96.
6. Деркач А.А., Секач М.Ф. Психология безопасности. - М.: «Народный учитель»,2002.
© Плыкин А Н., 2015
УДК 159.96
Сёмина Марина Викторовна
канд.пед.наук.,доцент ЗабГУ, г.Чита, РФ, Чинчикова Анна Ивановна студентка 4 курса ЗабГУ, г.Чита, РФ E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Аннотация
В статье представлено описание симптомокомплекса синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Рассматриваются основные проблемы обучения в школе детей с СДВГ, предлагаются некоторые коррекционно-развивающие упражнения.
Ключевые слова
СДВГ, внимание, импульсивность, гиперактивность, образовательный процесс.
Президент Всемирной Ассоциации психиатрии Ахмед Окаша говорил, что будущее нашего общества зависит от того, какое внимание мы уделяем проблеме психического здоровья наших детей сегодня. Актуальность проблемы, рассматриваемой в данной статье, вызвана тем, что процент детей с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ежегодно значительно увеличивается. Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) - психофизиологическое расстройство, чаще проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Известно, что таким детям тяжело контролировать свое поведение и концентрировать внимание. Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.
Стратегия инклюзивного образования, реализуемого сегодня в развитых странах, в том числе, и в России, подразумевает обучение таких детей на общих основаниях в массовой школе. Педагоги и психологи задаются вопросом, как выстроить образовательный процесс и обеспечить приемлемый уровень обученности и воспитанности такого ребенка.
Данной проблематикой в нашей стране занимаются такие исследователи как А.М. Радаев, В.М.Трошин, Л.А. Ясюкова, А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева, И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, Ю.С.Шевченко. В своей книге «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» О.И. Романчук приводит диагностические критерии гиперактивного расстройства с дефицитом внимания по диагностической системе DSM-IV, через проявление в психике тройного симптомокомплекса (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность). Нарушение внимания проявляется в возникновении проблем с удержанием внимания на игре или задании, проблем с организацией деятельности и выполнении поручений, легкой отвлекаемости на постоянные раздражители, игнорировании обращения взрослых и т.д.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Импульсивность просматривается в преждевременности речи, ответах при недослушанном вопросе, перебивании взрослых и вмешательстве в разговор. Гиперактивность заявляет себя следующим: ребенок постоянно двигается, не может усидеть на месте, не способен тихо сидеть и спокойно играть, слишком много говорит и т.д. [1, с. 8].
По мнению специалистов, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются дети с СДВГ в процессе обучения. Во-первых, стандартизированная продолжительность урока в обычной школе становится слишком большой для ребенка с СДВГ. Такой ребенок может концентрировать свое внимание лишь 10 -15 минут; после 10-15 минут у ребенка теряется работоспособность. У гиперактивных детей страдают такие характеристики внимания как переключаемость, распределение и устойчивость. Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим у данной категории детей прогнозируется дефицит внимания в следующих видах: сенсорном, интеллектуальном, моторном, преднамеренном и непреднамеренном внимании. Подобные негативные тенденции резко снижают эффективность учебной деятельности. Педагоги отмечают, что ребенок не в силах сконцентрироваться, ошибки в заданиях обусловлены по большей мере именно легкомысленностью и невнимательностью. Когда младший школьник выполняет поставленное задание, ему трудно долго удерживать внимание на том или ином предмете; складывается мнение, что ребенок «совершенно не слышит, о чем ему говорят». В качестве профилактических методических приемов учителя применяют на уроках физкультурные минутки, обеспечивают смену видов деятельности обучающихся.
Второй проблемой является неумение детей с СДВГ сотрудничать со сверстниками. Детям данной категории трудно установить полноценный эмоциональный контакт, обычно их не любят сверстники. Причина в склонности к агрессии, тревожности в связи с клинически констатируемыми нарушениями эмоционально-волевой сферы [2, с. 188]. Ребенку с синдромом дефицита внимания сложно следовать установленным в группе правилам или инструкциям. Такому школьнику не под силу рационально организовать порученную работу, дети с синдромом дефицита внимания не хотят заниматься видами работ, требующих длительного умственного напряжения или усидчивости [3, с. 144].
Исходя из сказанного, организация психолого-педагогических коррекционных мероприятий для детей с СДВГ должна осуществляться во внеучебное время, проводиться в микрогруппах, включающих и детей с СДВГ, и детей возрастной нормы, без акцентирования внимания на их психолого-медицинском статусе. Такая комплектация групп создаст для их участников оптимальные условия для успешной социализации: дети с СДВГ получат от сверстников эталон поведения и деятельности, а также психологическую поддержку в решении групповых задач. Остальные участники группы расширят сложившиеся коммуникативные навыки, стимулируют социальный интеллект.
Целесообразно включение в программу работы следующих упражнений:
1.Давай поговорим (автор — Е. Лютова). Цель: развитие коммуникативных навыков. Количество играющих: 2 или больше человек. Игра начинается словами одного участника: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, котенком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе. Эта игра полезна для неусидчивых, а также замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт и слушания другого человека [4, с. 168].
2.Сиамские близнецы (автор — К. Фопель). Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков. Количество играющих кратно двум. Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки. Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на
рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего». На первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало [4, с. 179].
Таким образом, психолого-педагогическая организация образовательного процесса для ребенка с СДВГ может создавать условия для снижения проявлений основного симптомокомплекса этого симптома и оптимизировать его школьную и личностную успешность. Список использованной литературы:
1.Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей /пер. с украинского. - М.: Генезис, 2010.С. 8
2.Семина М.В.,Чинчикова А.И. Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии // Исследование внимание у детей СДВГ: сб. статей. - Омск, 2015. С. 188-190.
3.Семина М.В.,Чинчикова А.И. Сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: ежемесячный журнал Национальной ассоциации ученых (НАУ). - Екатеринбург. №2(7), 2015, ч.8. С.144-146.
4.Широкова Г.А., Жадько Е.Г Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 168-179.
© Семина М.В., Чинчикова А.И., 2015
УДК 159.9
Черникова Кристина Сергеевна
Магистрант 2 курса Центра Магистерской Подготовки Программа «Дошкольное образование» Омский государственный педагогический университет Г. Омск, Российская Федерация, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Аннотация
В статье рассматривается важность профессиональной деятельности психолога, ее специфика, особенности, а также виды психологической помощи, такие как консультирование, психологическая реабилитация, коррекция, психотерапия, обучение, просвещение и профилактика.
Ключевые слова
Деятельность психолога, психологическая помощь, ее виды
От качества работы психолога зависят изменения в жизни людей. Психолог может оказать как большую помощь, так и нанести огромный вред. Успешная работа психолога зависит от его профессиональных навыков. В отечественной и зарубежной психологии исследованием профессиональной деятельности психолога занимались такие ученые, как Б.П. Бархаев, Ф.Е. Василюк, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, и др [1].
Профессиональная деятельность психолога - это весьма сложная и ответственная область деятельности. Эта деятельность требует соответствующего образования, определенного профессионального