1 См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г № 1026-1 «О милиции» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР - 1991. - № 16. - Ст. 503; 1993. - № 10. - Ст. 360; - № 32. - Ст. 1231; СЗ РФ. - 1999. -№ 14. - Ст. 1666; 2000. - № 46. - Ст. 4537; 2002. - № 18. -Ст. 1721; 2003. - № 2. - Ст. 167; - № 27. - Ст. 2700; - № 28. -Ст. 2880. - № 50. - Ст. 4847; 2005. - № 13. - Ст. 1078; - № 19. -Ст. 1752; 2006. - № 31. - Ст. 3452; 2008. - № 52 (часть I). -Ст. 6248.
2 См.: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503.
3 См.: Закон РФ от 1 июля 1993 г. № 5304-1 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю»» // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 32. - Ст. 1231.
4 См.: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О ми-
лиции» // СЗ РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1666.
5 См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4847.
6 См.: Федеральный закон от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 19. - Ст. 1752.
7 Кроме случаев, например, использования изъятых документов в назначенных и проводимых исследованиях (экспертизах).
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЙДЕРСТВУ В РОССИИ
АЮ. ФЕДОРОВ,
Активизация неизбежных в рыночной экономике процессов перераспределения собственности, усиленная в нашей стране самой природой создания частной собственности в 90-е годы1, развитие процессов слияния и поглощений на фоне пробелов в законодательстве в области регистрации и перерегистрации компаний, в сфере акционерных обществ и банкротства, в условиях процветающей коррупции - вот та среда, в которой стало развиваться с конца 90-х годов рейдерство.
При развале страны в начале 90-х годов прошлого века фактически без работы осталось значительное количество высококвалифицированных специалистов (экономисты, сотрудники по развитию бизнеса, по слияниям и поглощениям, аудиторы, пиарщики, лица, отвечающие за взаимодействие с органами государственной власти), которые организовывали рейдерские группы и стали предлагать свои услуги по найму: как по захвату актива предприятий, так и по защите от захвата (в ряде случаев трудно понять, где заканчивается экономически оправданное поглощение и начинается незаконный захват бизнеса).
Процесс криминального рейдерства был бы невозможен или значительно затруднен без наличия коррупционных связей «захватчиков» с государственными чиновниками. Более того, часто именно люди, отвечающие за соблюдение закона при подобных сделках, а следовательно, знающие различные слабые места потенциального объекта поглощения, сами выступают в роли либо заказчика, либо покровителя незаконных махинаций2.
кандидат юридических наук
В настоящее время проблема недружественного поглощения эффективно функционирующих промышленных предприятий путем использования технологий «рейдерства» и «гринмейлинга», при недостаточной законодательной защите акционеров, продолжает обостряться3.
Слово «рейдерство» стало неотъемлемой частью делового словаря и употребляется практически без дополнительных разъяснений. Тем не менее разъяснения, безусловно, нужны, так как, во-первых, нужно понимать, что за явление скрывается за этим словом, и, во-вторых, предвидеть, чего ожидать в будущем: исчезнет ли это явление или нет.
Аксиомой науковедения является положение, которое гласит, что разработка понятийного аппарата представляет собой начальную ступень научного познания4. С теоретической точки зрения это означает необходимость анализа различных подходов к определенной социальной реальности, которая отражается в понятиях. Обратимся к их рассмотрению.
Рейдерство (Raid в переводе с английского — «налет») — недружественный, вне пределов действия гражданского законодательства, направленный против воли собственника захват чужого имущества в пользу другого лица, установление над имуществом полного контроля нового собственника в юридическом и физическом смысле с использованием коррумпированности чиновников и с применением силы5.
Под рейдерством в широком смысле слова понимается агрессивная атака на компанию для захвата бизнеса или его части, то есть получение контроля над
бизнесом вопреки воле основных собственников. То же самое, но с помощью незаконных, часто криминальных методов — это рейдерство в его узком, сугубо негативном6 смысле.
Рейдерство — это противозаконные действия, направленные на захват какого-либо актива7.
В современном понимании рейдеры — это специалисты по отъему чужой собственности, использующие в своей деятельности не только законные, но и криминальные методы. Рейдерские команды представляют собой что-то вроде «черного экономического спецназа», состоящего из специалистов по экономике, праву, пиар-технологиям, а также профессионалов с опытом оперативно-розыскной и разведывательной работы8.
Отсутствие в понятийном аппарате определения рейдерства исключает возможность закрепить в уголовно-правовом законодательстве норму, предусматривающую наказание за противоправный захват имущественных комплексов. На необходимость существования такой нормы указывает ряд специалистов9. Хотя есть и другая точка зрения10.
По нашему мнению, под криминальным рейдерс-твом следует понимать противоправную деятельность, посягающую на установленный порядок назначения или избрания органов управления юридического лица или (и) порядок его реорганизации, выражающуюся в умышленном совершении противоправных действий, с целью удовлетворения личных корыстных интересов ограниченного круга лиц и приводящих к потере прав другими участниками корпоративных отношений на владение, пользование и распоряжение собственностью.
Таким образом, распространенный в России рейдер-ский захват предприятий направлен на неправомерное завладение собственностью (имущественными правами на собственность) предприятия: денежными средствами, техникой, продукцией предприятия, занятыми предприятием территориями, зданиями и сооружениями, средствами производства, бизнесом в целом.
Рейдерами могут быть:
Ф отдельные лица, использующие коррумпированность определенных структур власти и управления, стремящиеся завладеть чужим жильем и другой собственностью;
# специальные фирмы либо группы людей, объединившиеся с целью профессионального занятия рей-дерством, в том числе группы, специализирующиеся на захвате земель, квартир, предприятий, акций;
Ф отраслевые холдинги, стремящиеся к устранению конкурентов в своей сфере путем их поглощения;
# крупные холдинги и финансово-промышленные группы, находящиеся, как правило, в крупных городах, располагающие большими ресурсами и возможностями, скупающие земли, бизнес в разных отраслях и все ценное для увеличения своих активов;
Ф недобросовестные управленцы, имеющие доступ к особо важным для компании документам, схемам управления и активам;
Ф партнеры по бизнесу или мелкие акционеры.
Криминальное рейдерство основано на незаконных технологиях и сопровождается нарушением целого ряда статей Уголовного кодекса РФ: 159 (мошенничество), 163 (вымогательство), 171 (незаконное предпринимательство), 178 (недопущение, ограничение или устранение конкуренции), 179 (принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения), 197 (фиктивное банкротство), 202 (злоупотребление полномочиями частных нотариусов), 204 (коммерческий подкуп), 285 и 286 (злоупотребление и превышение должностными полномочиями), 292 (служебный подлог), 290 и 291 (дача и получение взятки), 303 (фальсификация доказательств по гражданскому делу), 305 (вынесение заведомо неправосудного приговора), 327 (подделка и использование заведомо подложных документов), 330 (самоуправство) и др.
Проведенный анализ литературы и материалов уголовных дел, находящихся в производстве правоохранительных органов, позволяет выделить следующие типичные действия рейдеров по захвату предприятия:
Ф выбор цели для рейдерского захвата;
Ф сбор информации о предприятии (стоимость основных фондов; наличие задолженности; официальные данные об учредителях и распределенных между ними долях участия; состояние защищенности, в том числе внутриобъектового режима; уязвимые в правовом отношении элементы функционирования, в том числе имевшие место налоговые и экономические правонарушения в процессе хозяйственной деятельности; движение денежных средств по счетам; способы обналичивания денег; партнеры и контрагенты; сведения личного характера об акционерах, руководителях, главном бухгалтере);
Ф получение незаконным путем в контролирующих, регистрационных и налоговых органах документов о предприятии, акциях, имуществе и пр.;
Ф размещение в СМИ заказных статей негативного характера о предприятии и его сотрудниках;
Ф инициирование необоснованных проверок контролирующими органами либо возбуждения в отношении руководителей предприятия уголовных дел с целью оказания на них давления;
Ф регистрация подставных фирм («фирм-прокладок») для последующего оформления на них продаж и перепродаж захваченного предприятия и его имущества;
Ф изготовление поддельной печати предприятия;
Ф подделка договора купли-продажи акций и смена регистратора;
Ф изготовление подложных документов о внеочередном собрании акционеров, переизбрании совета
директоров, смене руководителя и передача таких документов в налоговые органы;
® подделка судебного решения об аресте имущества предприятия и реализация этого решения через службу судебных приставов;
Ф понуждение мелких акционеров под угрозой или иными способами вопреки их воле к продаже акций;
Ф проведение в нарушение установленной процедуры общих собраний акционеров, где избираются «параллельные» органы управления обществом и руководители, которые в дальнейшем при внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) могут предпринять меры по отчуждению имущества предприятия;
Ф получение контроля над долгами предприятия путем их скупки либо в результате переуступки прав требования, что дает возможность при предъявлении требований о погашении долгов инициировать в установленном порядке наложение ареста на активы предприятия;
Ф открытие в ассоциированном с рейдерами банке дополнительного счета предприятия и перевод на него денежных средств с других счетов этого предприятия;
Ф распродажа имущества предприятия или продажа предприятия в целом физическим и юридическим лицам, неосведомленным о преступном характере его отчуждения («добросовестному приобретателю»).
Кроме того, существуют определенные особенности реализации планов рейдеров по захвату сельхозпредприятий, жилья и других объектов недвижимости (в том числе коммерческой). Изучение таких явлений заслуживает отдельного внимания.
Статистика, которая бы учитывала факты рей-дерства, правоохранительными органами России не ведется, в силу того, как уже отмечалось, что в уголовно-правовом законодательстве отсутствует норма, предусматривающая ответственность за данное деяние.
Анализируя сведения из различных источников, можно сделать вывод о том, что в настоящее время достоверных данных о количестве рейдерских атак, происходящих ежегодно в стране, не имеется. Приведем лишь некоторые сведения по этому поводу, являющиеся, по нашему мнению, наиболее объективными.
Сотрудник Санкт-Петербургского юридического института Генпрокуратуры РФ Елена Валласк, ссылаясь на данные консалтинговых агентств, констатирует, что в РФ ежегодно совершается 60—70 тысяч рейдерских атак11.
В 2003 г. только в правительство г. Москвы поступило 151 обращение, связанное с корпоративными конфликтами. В 2004 г. — в 177, 2005 г. — 106 обращений. Наиболее активные участники рынка слияний и поглощений — группы компаний «Росбилдинг», «Сфера», «Системный проект», «Нерль», «Московское речное пароходство», «Вектор», «Сигма», «Милком-Инвест», а так-
же ЗАО «Ваш финансовый попечитель», ООО «АНТИ», ИК «ОЛМА», Минфин, Роскомнедвижимость12.
По данным правоохранительных органов, в 2005 г. стоимость российских бизнес-активов, попавших под огонь рейдеров, составила от 120 до 200 млрд руб. В 2006 г. оборот рейдинга вырос на 30—40 процентов. Годовой оборот компаний, специализирующихся на рейдерском бизнесе, по мнению аналитиков, составляет около 4 млрд долл.13 Вместе с тем, согласно исследованию Emst&Young, за второй и третий кварталы 2005 г. сумма сделок слияний и поглощений составила 16 млрд долл., а четвертый квартал стал рекордным с цифрой в 28,8 млрд долл. (для сравнения: в 2003 г. сумма сделок составляла 12,9 млрд долл.)14.
Журнал «Слияния и Поглощения», который следит за развитием ситуации по 107 наиболее крупным корпоративным конфликтам в России, подсчитал, что общая стоимость вовлеченных в эти конфликты активов составляет около 6996 млн долл. За период с 10 марта по 10 апреля 2007 г. было зарегистрировано два новых публичных корпоративных конфликта «стоимостью» 58 млн долл. и объявлено о завершении одного конфликта на сумму 86 млн долл. В лидерах среди конфликтных отраслей по-прежнему остаются пищевой сектор и сельское хозяйство. На втором месте — машиностроение, на третьем — топливно-энергетический комплекс (ТЭК). При этом ТЭК продолжает лидировать по объему вовлеченных в конфликты активов, стоимость которых превысила 2 млрд долл. Среди регионов по количеству корпоративных конфликтов первое место удерживает Центральный федеральный округ. На втором — Приволжский, на третьем — Уральский федеральный округ15.
За последние три года по фактам недружественного захвата чужой собственности возбуждено свыше 900 уголовных дел. Однако, как заявил корреспонденту «РГ» директор департамента экономической безопасности Торгово-промышленной палаты Николай Гетман, «до суда дошло менее 10 процентов этих дел»16.
Как видим, рейдерство в России приобрело достаточно широкое распространение, тем самым негативно влияя на экономику страны. Как и в любой сфере деятельности, в сфере рейдерства возникли и окрепли специализированные рейдерские команды, работающие как под конкретный заказ, так и под будущую возможную перепродажу компаний с высокой рентабельностью платежеспособному клиенту. Среди таких команд сформировалась и целая прослойка, не гнушающаяся в своей деятельности прямым нарушением закона17.
В 2002—2005 гг. страну буквально захватила волна рейдерских атак. Из Москвы и Санкт-Петербурга процесс начал распространяться в регионы.
В связи с этим начиная с 2004 г. в России стали создаваться специальные антирейдерские органы в составе УВД субъектов Федерации, межведомственные
комиссии при правительствах субъектов Федерации, призванные координировать деятельность различных органов в деле предотвращения и преодоления последствий недружественных захватов предприятий18. В центре внимания оказалась и сфера корпоративных конфликтов - как причины и механизмы недружественных захватов.
При влиятельных ассоциациях бизнеса - Торгово-промышленной палате, Российском союзе промышленников и предпринимателей, Деловой России, Опоре России - были сформированы специальные комиссии и третейские суды19.
По наиболее одиозным фактам рейдерства стали возбуждаться уголовные дела. По данным П. Сычева, старшего следователя по особо важным делам следственного комитета МВД России20, при наказании рейдеров формируется практика применения следующих статей Уголовного кодекса: 330 (самоуправство), 327 (подделка документов), 159, по которой действия рейдеров квалифицируются как хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничества). Пытаются применять и статьи, предусматривающие более тяжелое наказание, например статью 210 (организация преступного сообщества). Однако, если в среднем по «экономическим» делам количество прекращенных дел по отношению к количеству возбужденных составляет 30-40%, то по делам по захвату предприятий этот процент равен 60-70%. И причина этого не только в коррупции, а в сложности и порой субъективности трактовки понятия «захват». «В законодательстве пока еще есть существенные лазейки, а современные рейдеры и гринмейлеры действуют уже с серьезной оглядкой на Уголовный кодекс, отличаясь этим от черных рейдеров конца 90-х - начала 2000-х годов»21.
В 2006-2008 гг. проблему рейдерства озвучили на самом высоком уровне, открыто заговорили о связи рейдерства и коррупции, в том числе в налоговых, правоохранительных и судебных органах, органах государственной власти.
В своем выступлении на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов В.В. Путин говорил о феномене рейдерс-тва как реальной угрозе экономической безопасности страны22. В этой связи противодействие криминальным поглощениям имущественных комплексов должно стать одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов.
В феврале 2008 г., выступая на форуме в Красноярске, Дмитрий Медведев сделал ряд важных заявлений относительно необходимых нашей стране законов по противодействию экономической преступности. Один из таких пакетов законодательных актов должен быть направлен на искоренение рейдерства. «Необходимо скорейшее принятие антирейдерского пакета законов», - отметил он. По его словам, для
предотвращения рейдерства необходимо создать реальный инструмент, который бы эффективно работал23.
11 ноября 2008 г. на встрече с президиумом Торгово-промышленной палаты России президент Дмитрий Медведев заявил: «Действительно, сейчас это зло (рейдерство) существует не только в столицах, оно существует в обычных провинциальных городах, и это показывает, что эта болезнь дала уже метастазы. Это очень опасная болезнь и, может быть, это прозвучит не вполне либерально, но за такого рода действия нужно сажать в тюрьму. Если по крупнейшим инвестиционным банкам разбираются — и по Lehman Brothers, по другим компаниям — и по ипотечным, инвестиционным, по отдельным заемщикам применяют весь арсенал уголовно-процессуальных средств, мы тоже можем относиться к этому по-серьезному. Какие-то вещи, которые можно было бы простить в другой ситуации, в текущей ситуации прощать не-льзя»24.
Так, Госдума РФ в ближайшее время рассмотрит законопроект об уголовной ответственности за рей-дерство, в котором предложено за мошенничество с целью незаконного отъема собственности ввести уголовную ответственность от трех до 15 лет, за грабеж с той же целью — от 10 до 20 лет с конфискацией имущества, за фальсификацию доказательств в суде — от двух до пяти лет25. По нашему мнению, в рамках уголовного судопроизводства возможностей для доказывания факта рейдерства значительно больше, чем в арбитражном. Это лишь первые шаги по формированию законодательных мер по борьбе с рейдерством.
В связи с тем, что «рейдерство» и «криминальный захват» предприятий не являются юридическими определениями и в Уголовном кодексе РФ пока нет статей, которые охватывали бы эти понятия, то вопрос о том, какое преступление отнести к понятию «захват предприятий», ведомства решают по-разному.
Свои критерии отношения к недружественным захватам приходится вырабатывать и руководству регионов. Межведомственные комиссии, созданные при правительствах субъектов Федерации, собирают и обобщают информацию о корпоративных конфликтах и недружественных захватах, пытаются координировать деятельность различных ведомств по разрешению конфликтных ситуаций26.
В ходе этой работы приходится четко вырабатывать позицию. В частности, вице-губернатор Санкт-Петербурга М. Осеевский считает: «Если отчуждается собственность с нарушением закона, то это захват. Когда ведется скупка акций предприятия в рамках закона, боремся с тем, чтобы не было агрессивного давления, а также следим за дальнейшей судьбой предприятия»27.
Под влиянием того, что борьба с криминалом усиливается, рейдерство в узком смысле слова постепен-
но, хотя и очень медленно, исчезает28. Большинство рейдерских команд, если остаются существовать, приобретают респектабельный облик инвесторов или инвестиционных брокеров, конечно же, гораздо более агрессивных, чем другие инвесторы, но и только. Или же рейдеры оттачивают свое искусство в направлении пиар-технологий, где грань между шантажом и созданием негативного имиджа компании очень трудно провести. Процесс этот не одномоментный, и, к сожалению, поле для незаконных действий в России еще остается большим.
Само же явление рейдерства в его некриминальном значении свойственно рыночной экономике в целом. Опыт зарубежных стран доказывает это. Например, Кирк Керкорян, агрессивный инвестор, всегда выбирающий для себя амбициозные цели, такие, как компания Даймлер Крайслер, и известный нарушитель спокойствия мажоритарных акционеров Кеннет Дартс.
Важную роль в рейдерских атаках играет административный ресурс. По мнению участников исследования, проведенного «Центром исследования корпоративных отношений», рейдерство не существует как отдельный процесс, в получении контроля над предприятием или собственностью задействован весь необходимый спектр поддержки начиная от административного давления (в том числе и с привлечением правоохранительных органов) и заканчивая «нужными» решениями в судах29. В журнале «Эксперт» отмечается: «Уголовно-правовой и административный ресурсы по-прежнему играют решающую роль в конфликтах. На определенном уровне стоимости активов — от 70 млн долл. — без него практически невозможно ничего добиться даже при наличии абсолютно понятной правовой позиции»30.
Исходя из изложенного к приоритетным мерам по противодействию незаконным захватам предприятий, по нашему мнению, можно отнести следующие.
1. Разработка комплекса превентивных мер индивидуально для каждого предприятия, с учетом его специфики, затрагивающих различные аспекты деятельности — юридической, финансовой, социальной и пр., что позволит исключить или существенным образом снизить вероятность незаконного захвата.
2. Осуществление постоянного внутреннего аудита фирмы с привлечением сторонних юристов с целью тщательного исследования документации предприятия за последние несколько лет, определения пробелов, подлежащих устранению, и разработки мер по укреплению безопасности предприятия.
3. Реализация следующих «оборонных» мер: четкая налоговая и финансовая отчетность; консолидация пакета акций или долей, обременение активов, регулярное внесение изменений в учредительные документы акционерного общества; разъяснитель-
ная работа с трудовым коллективом, профсоюзами, пенсионерами организации, обладающими акциями предприятия; надежная и эффективная охрана здания и др.31
4. Выстраивание четкой схемы управления предприятием, регулярный мониторинг текущего состояния документов, формирование позитивного имиджа организации, работа со СМИ, укрепление связей с местными регистрирующими органами (рейдеры не смогут осуществить захват объекта, если его корпоративная история безупречна и нет ни малейшего повода для судебного иска).
5. Принятие соответствующих мер по снижению нормы прибыли от рейдерских захватов (сейчас в России, по экспертным оценкам, она нередко составляет более 1000%, поэтому, если снизить ее хотя бы до 100%, — это уже само по себе резко ограничит незаконные захваты).
6. Ведение бизнеса на основе прозрачности собственности и адекватной капитализации стоимости актива предприятия (так как рейдеры «идут» на захват тех организаций, которые можно задешево купить, а затем задорого продать).
7. Использование возможностей системы страхования применительно к защите прав собственности, приняв угрозу рейдерства за потенциальный предпринимательский риск. Так, в соответствии со статьей 933 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей страхование предпринимательского риска, это будет правовой гарантией от угрозы потери доходности бизнеса, в данном случае — возможности лишения части долей на предприятии.
8. Разработка системы мер по тщательной проверке документов по факту смены владельцев бизнеса, поступающих на регистрацию в Федеральную регистрационную службу РФ и Федеральную налоговую службу РФ.
9. Создание специальных служб при управлениях по экономической политике администраций различных территориальных формирований (такие структуры сегодня функционируют в Москве, Санкт-Петербурге), которые будут заниматься оперативными расследованиями фактов криминальных поглощений.
10. Рассмотрение вопроса о расширении квалифицирующих признаков и увеличении сроков наказания по ряду статей УК РФ, непосредственно связанных с регулированием деятельности рейдеров.
11. Совершенствование деятельности созданной в 2006 г. Всероссийской антирейдеровской лиги (ВАЛ), в которую вошли юристы, депутаты, журналисты, предприниматели с целью эффективного осуществления экспертиз случаев незаконного рейдерства, консультаций представителей бизнеса, оказания информационной поддержки и т.д.
Предложенные меры по борьбе с рейдерством не являются исчерпывающими, но они смогут сыграть
позитивную роль в дальнейшем развитии в России нормативных правовых цивилизованных способов получения и перераспределения контроля над предприятиями.
Литература
1. Алексеев Ю. Рейдеры атакуют // Финансовый контроль. - 2005. - № 11 (48).
2. Белых И. Рейдерство: «за» или «против» // Мясной Рынок. — 2006. — 11 июня.
3. Давыдова С. Рейдерам противостоять нужно // Аргументы и факты в Кузбассе. — 2006. — № 30 (506). — 26 июля.
4. Метелев С.Е., Храмцов К.В. Экономическая безопасность предприятия (правовая защита от недобросовестного перехвата корпоративного контроля): Учеб. пособие. Омск: Типография ИП Долгов Р.Н., 2006.
5. Павлова Е. Берегите свой бизнес от захватчиков // Новое обозрение. — 2007. — № 24 (457). — 20 июня.
6. Пепеляева Л. Предотвращение незаконных захватов предприятий: законодательная инициатива // Корпоративный юрист. — 2006. — № 3.
7. Федоров Л. Полутона рейдерства // Российская газета. — 2006. — 12 дек.
1 См.: Клейменов М.П., Федоров А.Ю. Криминальное манипулирование в сфере экономической деятельности: криминологическая характеристика и предупреждение: Монография. — Омск: ГП Омская областная типография, 2008. — С. 4, 47.
2 См.: Павлова Е. Берегите свой бизнес от захватчиков // Новое обозрение. — 2007. — № 24 (457). — 20 июня.
3 См.: Котырев Е.Н. Повышение эффективности управления акционерным промышленным предприятием с использованием результатов внешнего аудита: Автореф. дис... канд. экон. наук. — М., Московский гуманитарный университет, 2006. — С. 3.
4 См.: Мансуров Н.С. Вступительная статья // Рихтар-жик К. Социология на путях познания. — М.: Прогресс, 1981. — С. 9.
5 См.: Рейдерство. Предупредить и противостоять // Памятка. — Нальчик: Совет по экономической и общественной безопасности Кабардино-Балкарской Республики, 2007. — С. 3.
6 См.: Это страшное слово «рейдерство» // http://www. vkursedela.ru/print/1179. — 25.03.2008.
7 См.: ЧуясовА. Механизмы незаконного поглощения предприятий // Право и экономика. — 2007. — № 3. — С. 7—10.
8 См.: Рейдерство уровняют с разбоем // http://www.plin. ru/sr/?vm=info. — 25.03.2008.
9 См.: АлексеевЮ. Рейдеры атакуют // Финансовый контроль. — 2005. — № 11 (48).
10 См.: Незаконные захваты имущественных комплексов юридических лиц. Вопросы раскрытия и расследования // Материалы семинара сотрудников органов предваритель-
ного следствия и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями ОВД УрФО Российской Федерации. — Екатеринбург, 28 ноября 2006 г.
11 См.: Рассуждение о рейдерстве по методу барона Кювье //http://wwwaferizm.ru/bb/zakhvat/bb_raider-krisha.ht — 25.03.2008.
12 См.: Из сотен захватов только один завершился тюремным заключением рейдеров // http://www.aferizm.ru/bb/ zakhvat/bb_texnika_zaxvata.htm. — 27.02.2008.
13 См.: Годовой оборот компаний, специализирующихся на рейдерском бизнесе, составляет порядка четырех миллиардов долларов // http://www.aferizm.ru/bb/zakhvat/bb_ raider-oborot.htm. — 19.03.2008.
14 См.: Котырев Е.Н. Указ. соч. — С. 3.
15 См.: Рейдерство. Что делать с этим разбоем? // http://www.russia-today.ru/2007/no_17/~17_content.htm. — 08.01.2008.
16 См.: Рейдерство уровняют с разбоем // http://www.plin. ru/sr/?vm=info. — 16.03.2008.
17 См.: Рейдерство — это купить на грош пятаков // http:// www.izvestia.ru/article/?docID=3094815. — 20.07.2007.
18 См.: Из сотен захватов только один завершился тюремным заключением рейдеров // http://www.aferizm.ru/bb/ zakhvat/bb_texnika_zaxvata.htm. — 27.12.2007.
19 Рейдерство уровняют с разбоем // http://www.plin.ru/ sr/?vm=info. — 16.03.2008.
20 См.: Сычев П.Г. Рейдеры получают по заслугам // Слияния и Поглощения. — 2007. — № 1—2 (47—48). — С. 104.
21 См.: Это страшное слово «рейдерство» // http://www. vkursedela.ru/print/1179. — 25.03.2008.
22 См.: Выступление В.В. Путина. Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов 21 ноября 2006 г.
23 См.: Медведев указал на важность скорейшего принятия антирейдерских законов // http://www.pravda.ru. — 15.02.2008.
24 См.: Медведев: Рейдеров нужно сажать в тюрьму // http://kp.ru/online/news/163464/. — 12.11.2008.
25 См.: Рейдерство отнесено к уголовному преступлению // http://oborudka.ru/p5/index.htm. — 17.11.2008.
26 См.: Это страшное слово «рейдерство» // http://www. vkursedela.ru/print/1179. — 25.03.2008; Рейдерство. Предупредить и противостоять // Памятка. — Нальчик: Совет по экономической и общественной безопасности Кабардино-Балкарской Республики, 2007.
27 См.: Слияния и поглощения. — 2006. — № 10. — С. 79.
28 См.: Это страшное слово «рейдерство»//http://www. vkursedela.ru/print/1179. — 25.03.2008.
29 См.: Рейдерство невозможно без поддержки судов, прокуратуры, милиции // http://e-news.com.ua. — 25.03.2008.
30 См.: Эксперт. — 2007. — № 15.
31 См.: Давыдова С. Рейдерам противостоять нужно. // Аргументы и факты в Кузбассе. — 2006. — № 30 (506). — 26 июля; Федоров Л. Полутона рейдерства // Российская газета. — 2006. — 12 дек; Белых И. Рейдерство: «за» или «против». // Мясной Рынок. — 2006. — 11 июнь; Метелев С.Е,
Храмцов К.В. Экономическая безопасность предприятия (правовая защита от недобросовестного перехвата корпоративного контроля): Учеб. пособие. — Омск: Типография
ИП Долгов Р.Н., 2006; Пепеляева Л. Предотвращение незаконных захватов предприятий: законодательная инициатива. // Корпоративный юрист. — 2006. — № 3. — С. 20 и др.
К ВОПРОСУ ОБ УГРОЗАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Б.Т. ХАМХОЕВ, кандидат юридических наук
Научный консультант - доктор юридических наук, профессор С.А. СТАРОСТИН
Главной целью обеспечения общественной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание такого политического, экономического и социального положения государства, при котором бы существовали благоприятные и безопасные условия для жизни и деятельности его граждан и устойчивого развития всего общества.
Важными целями, реализующими главную, являются цели, обеспечивающие такое политическое и социально-экономическое положение Российской Федерации, при котором достигнуто и обеспечивается:
Ф обязательное соблюдение прав и свобод граждан;
Ф высокий уровень личной безопасности граждан;
Ф такой уровень правопорядка, который предполагает низкий уровень преступности, прежде всего коррупции, преступности в экономической сфере, высокий уровень противодействия терроризму;
Ф устойчивый рост и высокий уровень промышленного производства;
Ф высокие уровень и качество жизни всех категорий граждан;
Ф приемлемый уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Среди основных принципов, лежащих в основе достижения обозначенных целей, следует назвать некоторые, на наш взгляд, наиболее важные.
Это принципы законности и правовой обусловленности: обеспечение общественной безопасности должно осуществляться на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации и действующего законодательства.
Это принципы превентивности и достаточности: обеспечение общественной безопасности должно быть направлено, прежде всего, на предупреждение угроз, а в случае ликвидации последствий их наступления адекватное использование сил и средств для минимизации и ликвидации последствий.
Это принципы обязательности и дифференциро-ванности: обеспечение общественной безопасности должно являться не только обязательной функцией органов государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, организаций и учреждений различных организационно-правовых форм, но и степень их участия должна соответствовать их административно-правовому статусу.
Социальная политика государства в последние годы обусловила рост промышленного производства страны, стабилизацию общественных отношений, снижение количества и тяжести преступлений. Достаточно эффективно функционирует российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Таким образом, можно говорить о некотором снижении угроз общественной безопасности.
Тем не менее эти угрозы остаются, а некоторые из них приобрели еще большую, чем раньше, опасность общественной безопасности. Экономический кризис обусловил нестабильность в стране, что, несомненно, приведет к снижению жизненного уровня населения, а следовательно, к социальной напряженности.
Весь спектр угроз общественной безопасности можно разделить на несколько блоков: экономические, социально-политические, криминальные, природные, техногенные, экологические и иные. Степень опасности угроз определяется стабильностью социально-экономического развития России, зависит от политической обстановки, возможностей органов государственной власти их эффективному противодействию.
К экономическим угрозам следует отнести спад промышленного и сельскохозяйственного производства и увеличение зависимости от экспорта, криминализацию экономики,
Среди социально-политических угроз наиболее важными являются расслоение общества на бедных и богатых, конфликты на межнациональной и межэтнической почве, рост уровня безработицы, снижение уровня образования и интеллектуального потенциала и культуры граждан, деятельность общественных и политических организаций экстремистского характера и др.
К основным криминальным угрозам относятся следующие: высокий уровень коррупции, проникновение преступных элементов в органы государственной власти, в том числе в правоохранительные органы, переход под контроль криминальных групп