Научная статья на тему '«ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»'

«ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Олег Вячеславович

В статье рассматривается государственное законодательство Республики Казахстан в сфере религии по предупреждению и противодействию исламскому экстремизму. Анализируются нормативные документы, делаются выводы об эффективности существующих законодательных мер по противодействию распространению идеологии исламского экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филиппов Олег Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING RELIGIOUS EXTREMISM IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: LEGAL ASPECT

The article examines the state legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of religion aimed at the prevention and counteraction of Islamic extremism. Regulatory documents are analyzed, conclusions are drawn about the effectiveness of existing legislative measures to counter the spread of the ideology of Islamic extremism.

Текст научной работы на тему ««ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Филиппов Олег Вячеславович,

магистр теологии, иерей, клирик Свято-Никольского Казачьего собора, г. Омск

Аннотация. В статье рассматривается государственное законодательство Республики Казахстан в сфере религии по предупреждению и противодействию исламскому экстремизму. Анализируются нормативные документы, делаются выводы об эффективности существующих законодательных мер по противодействию распространению идеологии исламского экстремизма. Ключевые слова. Казахстан, религия, ислам, законодательство, экстремизм.

COUNTERING RELIGIOUS EXTREMISM IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: LEGAL ASPECT

Filippov Oleg Vyacheslavovich,

priest,

St. Nicholas Cossack Cathedral, Omsk

Abstract. The article examines the state legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of religion aimed at the prevention and counteraction of Islamic extremism. Regulatory documents are analyzed, conclusions are drawn about the effectiveness of existing legislative measures to counter the spread of the ideology of Islamic extremism.

Keywords: Kazakhstan; religion; Islam; legislation; extremism.

Истоки формирования в Республике Казахстан законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений восходят к началу 1990-х гг., когда некогда бывшая советская республика обрела государственный суверенитет. Еще до появления первой Конституции, принятой 28 января 1993 г., в которой провозглашалась светскость государства [14], был принят Закон РК от 15 января 1992 г. № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» [5]. С этого момента вся религиозная жизнь страны начинает регулироваться именно этим нормативным правовым актом.

В своей первоначальной редакции данный документ фактически никак не препятствовал деятельности в стране религиозных организаций, пропагандировавших идеи религиозного экстремизма. Однако начиная с 1995 г. и на протяжении последующих 10 лет этот закон подвергался корректировке - практически в каждую статью вносились изменения, связанные с появлением новых нормативных правовых актов, регулировавших положение религии и религиозных организаций в Казахстане.

Так, например, лишь в 2005 г. в рассматриваемом законе появилась преамбула, гласившая что «...Республика Казахстан является демократическим, светским госу-

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Иерей Олег Вячеславович Филиппов

«Противодействие религиозному экстремизму в Республике Казахстан: правовой аспект»

дарством, уважающим право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, и важность межконфессионального согласия, религиозную толерантность и уважение религиозных убеждений граждан» [7].

В этом же году были внесены и изменения в Статью 4, запрещавшие пропаганду религиозного экстремизма [8].

Нарастание угрозы полномасштабного распространения религиозного экстремизма (здесь и далее по тексту - исламского - прим. автора) и его более радикальных проявлений - терроризма, привело к тому, что данный закон оказался совершенно не эффективен и, как следствие, утратил силу с выходом нового Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (от 11 октября 2011 г. за № 483-IV), о котором мы поговорим чуть позже.

На республиканском референдуме, состоявшемся 30 августа 1995 г., была принята новая Конституция, по сей день являющаяся основным Законом Республики Казахстан. Состоящая из 98 статей, она подтвердила принцип светскости государства (статья 1) и право на свободу совести (статья 22) [15]. В 2017 г. в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 марта 2017 г. № 51-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» в статью 10 были внесены поправки, предусматривавшие лишение гражданства по решению суда за совершение преступлений, признанных в установленном порядке террористическими [9].

Такие коррективы стали возможными в связи с ужесточением уголовного законодательства Республики Казахстан, предусматривающего в настоящее время ответственность за деяния, предусмотренные статьями 170, 171, 173, 177, 178, 184, 255, 256, 258, 259, 260, 261, 269 и 270 УК РК [18].

Не беря в расчет те изменения, которые произошли в вышеперечисленных документах уже в начале XXI в., было очевидно, что законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений в Казахстане в 1990-е гг. было весьма толерантным и терпимым ко всем без исключения религиозным организациям, группам и движениям, включая те, которые пропагандировали, в том числе, идеологию и ценности радикального ислама.

Как отмечает в своей статье «Современная религиозная ситуация в Казахстане как угроза национальной безопасности России» В.Л. Данилов, демократические вольности в части свободы вероисповедания привели к тому, что в отношении потенциальной угрозы - исламского экстремизма, не было своевременно предпринято никаких законодательных шагов. Причиной этому стала позиция руководства страны, которая отрицала появление на территории Республики Казахстан организаций и движений экстремистского толка.

Такая позиция строилась на ошибочном мнении относительно того, что экстремизм, равно как и терроризм - явления исключительно чуждые и шансов прижиться на казахстанской земле у них нет. Это суждение было основано на уверенности в том, что необходимая социальная база для распространения идей религиозного экстремизма отсутствовала. Однако дальнейшее развитие религиозной ситуации в Казахстане лишь подтвердило ошибочность такой точки зрения [4, с. 203].

1999 г. стал переломным моментом в развитии государственного законодательства о религии в Республике Казахстан. 16 февраля 1999 г. в Ташкенте произошла

№ 1 (12), 2022

серия терактов. Шесть разрушительных взрывных устройств были приведены в действие в разных частях города. Главной целью террористов были выбраны ряд правительственных объектов, в том числе здание кабинета министров, в котором планировалось выступление Президента Узбекистана Ислама Каримова.

В совершении терактов были обвинены радикальные исламисты, а именно группировки «Хизб ут-Тахрир»* и «Исламское движение Узбекистана»*. Начались поиски террористов, которые смогли спокойно покинуть страну. Расследование узбекских правоохранительных органов привело на юг Казахстана, где были обнаружены некоторые подозреваемые в совершении террористических актов в Ташкенте.

Задержание и последующая экстрадиция в Узбекистан непосредственных исполнителей терактов заставила власти Казахстана пересмотреть свою точку зрения относительно невозможности распространения идей исламского экстремизма и терроризма на территории государства. 13 июля 1999 г. был принят закон «О противодействии терроризму».

В этом документе законодатель попытался учесть по возможности все, что было связано с терроризмом. Так, в статье 1 обозначались основные понятия, использовавшиеся в законе. Среди них - заложник, идеология насилия, терроризм, акт терроризма, призыв к совершению акта терроризма, противодействие терроризма, террорист, террористические материалы и т.п.

Статья 7 поясняла, какие государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют противодействие терроризму (органы национальной безопасности и органы внутренних дел, Министерство обороны и т.д.).

Глава 4 была направлена на предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности. В частности, статья 10 запрещала пропаганду терроризма, а статья 10-4 запрещала ввоз, издание, изготовление и (или) распространение террористических материалов на территории Казахстана. Обращает на себя внимание статья 12-1, в которой говорилось об учете террористических организаций и информационных материалов, признанных террористическими.

В соответствии с данной статьей в стране появились список террористических организаций и список информационных материалов, признанных судом террористическими.

Наконец, статьи 20-21 предусматривали ответственность, прежде всего уголовную, для граждан за участие в террористической деятельности [10].

10 февраля 2000 г. в дополнении к вышеупомянутому закону был издан Указ Президента Республики Казахстан за № 322 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма». Этот нормативный правовой документ предписывал Правительству Республики Казахстан рассмотреть вопрос о присоединении к международным конвенциям по борьбе с терроризмом, а также заключении международных договоров о сотрудничестве по борьбе с терроризмом и экстремизмом, обмену опытом и подготовке специалистов со странами, имеющими положительный опыт в данной области; Министерству культуры, информации и общественного согласия - проводить мониторинг деятельности религиозных организаций и осуществлять религиоведческую экспертизу распространяемой в Казахстане литературы. Комитету национальной безопасности было предписано координировать деятельность государственных органов по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Комитету национальной безопасности Республики Казахстан, Министерству вну-

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Иерей Олег Вячеславович Филиппов

«Противодействие религиозному экстремизму в Республике Казахстан: правовой аспект»

тренних дел Республики Казахстан и Службе охраны Президента Республики Казахстан за счет имеющейся штатной численности было предписано укрепить подразделения по борьбе с терроризмом, а также усилить оперативно-розыскную деятельность по предупреждению и пресечению экстремизма и терроризма [20].

Несложно заметить, что Указ № 322 стал первым юридическим документом, где наряду с терроризмом в качестве угрозы обозначается экстремизм. Проанализировав религиозную ситуацию в стране, особенно в южной ее части, власти начинают превентивные меры по недопущению распространения идеологии радикального ислама на территории Казахстана.

Однако сколько-нибудь значимых результатов достичь не удалось. Все попытки государственных структур повлиять на ситуацию с распространением идей радикального ислама, особенно на юге, где еще с 1990-х гг. обосновались исламские миссионеры, создававшие повсеместно религиозные ячейки, в которых исповедовался ислам радикального толка, успехов не имели [4, с. 204].

Дальнейшее распространение исламского экстремизма и усиление его влияния сделали необходимым принятие закона, призванного юридическим путем бороться с этим явлением. В данном случае речь идет о Законе Республики Казахстан № 31-111 «О противодействии экстремизму» (от 18 февраля 2005 г.).

Как и в случае с законом о противодействии терроризму, законодатель попытался учесть все, что было связано уже с экстремизмом.

Так, в статье 1 были обозначены такие основные понятия, как экстремизм, противодействие экстремизму, профилактика экстремизма, экстремистские действия, организация экстремистских действий, экстремистские материалы, экстремистская организация, экстремистская группа.

Статья 3 отныне запрещала на территории Казахстана создание и деятельность организаций (филиалов и представительств), цели или действия которых были направлены на осуществление экстремизма.

Статья 8 вводила порядок признания организации экстремистской (исключительно в судебном порядке).

Статья 9 была посвящена вопросам учета экстремистских организаций и информационных материалов, признанных экстремистскими. В соответствии с данной статьей был составлен список экстремистских организаций и список информационных материалов, признанных судом экстремистскими.

Законом предусматривался запрет на ввоз, издание, изготовление и (или) распространение экстремистских материалов на территории Казахстана, а также использование сетей и средств связи для осуществления экстремизма (статья 12).

Наконец, статьи 15 и 16 предусматривали ответственность граждан за участие в экстремистской деятельности [11].

Для практической реализации законодательства по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в 2003 г. при Комитете национальной безопасности Республики Казахстан был создан Антитеррористический центр, а в 2005 г. в составе Министерства юстиции был образован Комитет по делам религий, на который были возложены функции по регистрации религиозных объединений и проведению религиоведческой экспертизы.

Однако по свидетельству Т.Ж. Газизова и А.С. Суиновой, по состоянию на 2011 г. Закон «О противодействии экстремизму» в реальности не нашел своего успешного применения [1].

№ 1 (12), 2022

Столь громкое заявление было сделано не на пустом месте. Вывод казахстанских исследователей подтверждается терактом в Актобе, произошедшим 17 мая 2011 г. В этот день террорист-смертник привел в действие взрывное устройство у здания местного департамента Комитета национальной безопасности.

Как отмечает Н.Н. Рыжичкин, ранее казахстанская модель антитеррора была ориентирована на отражение, в первую очередь, угрозы извне. Однако после теракта в Актобе, совершенного казахстанским гражданином против своего государства, на повестку дня встала проблема формирования эффективной системы предупреждения и пресечения проявлений религиозного радикализма внутри страны [17, с. 138].

Трагическое событие 17 мая заставило власти Казахстана задуматься об ужесточении законодательства в сфере религии. 1 сентября 2011 г. президент страны Нурсултан Назарбаев призвал ужесточить контроль за деятельностью религиозных организаций посредством внесения изменений в действующие нормативные акты. В итоге 11 октября 2011 г. главой государства был подписан закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Появление нового правового документа стало важной вехой в истории государственного законодательства в сфере религии. Одной из главных особенностей нового закона о религии стало то, что впервые в Республике Казахстан законодательно был поддержан ислам ханафитского толка и православное христианство. За ними признавалась их историческая роль в развитии культуры и духовной жизни страны.

Ряд политологов, занимающихся анализом современной религиозной ситуации в Казахстане, склоняются к мысли, что тем самым государство попыталось опереться на традиционные конфессии в своем противостоянии с религиозным экстремизмом и терроризмом. На практике же оказалось, что поддержка со стороны государства традиционных религий оказалось недостаточной, чтобы противостоять распространению идеологии радикального ислама. Тот же традиционный ислам в современных условиях оказался не способен противостоять «нетрадиционному» исламу, в том числе привнесенному большей частью из-за рубежа.

Знакомство с текстом закона и анализ его последующей реализации оставили двоякое впечатление. С одной стороны, были провозглашены постулаты, которые не стали чем-то новым для общества и религиозных организаций - отделение государства от религии и религиозных объединений, признание того факта, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью. Более строже были прописаны условия осуществления миссионерской деятельности. Например, обязательная регистрация миссионеров местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы; обязательное предоставление религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения, предназначенных для миссионерской деятельности, для последующей религиоведческой экспертизы. Использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения допускалось только после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы.

Распространение религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения допускалось

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Иерей Олег Вячеславович Филиппов

«Противодействие религиозному экстремизму в Республике Казахстан: правовой аспект»

только в культовых зданиях (сооружениях), духовных (религиозных) организациях образования, а также в специально определенных местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, стационарных помещениях. Изготовление, выпуск и распространение религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания допускалось после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы [6].

Налицо явное ужесточение законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений по сравнению с предыдущими годами.

Однако, с другой стороны, эффективность применения данного правового документа на практике оказалась невысока. Да, государство сделало еще один шаг на пути своего противостояния с религиозным экстремизмом и терроризмом в республике. Но ответным шагом со стороны исламских радикалов стала серия новых терактов.

С ростом напряженности в религиозной сфере и нарастанием угрозы дальнейшего распространения религиозного экстремизма и терроризма на территории Казахстана, согласно Указу Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 года за № 648 была разработана и принята Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 20132017 гг. [12, с. 38].

Ее главной целью явилось обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма. Были выделены три основные задачи Программы:

- совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе толерантного религиозного сознания и иммунитета к радикальной идеологии;

- повышение эффективности выявления и пресечения проявлений религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов;

- совершенствование системы мер минимизации и ликвидации последствий экстремистской и террористической деятельности.

Знакомство с Программой позволяет сделать вывод о том, что власти Казахстана признали, что предпринимаемых усилий в борьбе с экстремистской и террористической угрозами ранее было недостаточно.

Международные организации радикального толка, прикрывающиеся религиозной идеологией, предпринимают попытки сформировать в казахском обществе радикальные взгляды и убеждения. Их целенаправленное влияние на сознание отдельных индивидов приводит к утрате ими чувства патриотизма и национального самосознания, культурно-нравственных, семейных ценностей.

Для подрыва основ конституционного строя международные экстремистские и террористические организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, вынашивают планы и замыслы по совершению актов терроризма на территории Казахстана [2].

Выделяя внешние причины, способствующие нарастанию экстремизма и терроризма в обществе, законодатель указывал на близость Казахстана к очагам вооруженных конфликтов, в том числе, и на религиозной почве, проблемы миграционного

№ 1 (12), 2022

характера и активную пропаганду идей радикального ислама посредством глобальной сети Интернет.

Говоря же о внутренних причинах, документ упоминает имеющиеся нерешенные проблемы социально-экономического характера, низкий уровень религиозной грамотности населения, а также недоверие к власти, вызванное излишней бюрократией на местах и коррупцией. Не остались без внимания и священнослужители, чей уровень профессиональной подготовки был признан низким, что отразилось на качестве проводимой профилактической работы. Как следствие, в Программе в качестве слабой стороны в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму был обозначен недостаточный уровень развития и неконкурентоспособность системы теологического образования в Казахстане.

Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. предполагала, что достижение цели можно будет оценить посредством ряда целевых индикаторов. Таковых в Программе было обозначено три. Из них обращает на себя внимание самый первый индикатор, согласно которому к 2017 г. население страны, в том числе 100% молодежи, будут охвачены комплексной профилактической работой, направленной на отрицание идеологии религиозного экстремизма и терроризма [4, с. 206].

Своеобразной лакмусовой бумажкой применения Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и реализации вышеупомянутой Программы стали теракты, произошедшие 5 июня 2016 г. в Актобе и 18 июля этого же года в Алматы. Стало очевидно, что государственная политика по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом оказалась несостоятельной.

В качестве доказательства правильности такого вывода можно привести слова эксперта-практика Алибека Киманова, который заявил, что все произошедшие события явились следствие попустительства властей в остром вопросе контроля религиозных сект [13].

Не дожидаясь гневной реакции общественности, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже на второй день после первого теракта поручил Правительству Республики в срочном порядке подготовить и представить на утверждение комплекс инициатив, в том числе и законодательных, способствующих более эффективному противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Это был правильный шаг, ведь под сомнение была поставлена эффективность принятой в 2013 г. государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что с лета 2016 г. в Республике Казахстан начинается новый этап совершенствования законодательства по противодействию распространению религиозного экстремизма и терроризма.

Работа в этой области привела к тому, что ровно через год, летом 2017 г., была принята Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 гг. Данный документ отразил понимание и осознание властями республики тех вызовов и угроз как внутренних, так и внешних, с которыми столкнулось государство на протяжении последних нескольких лет. Было отмечено, что государством принимаются меры по сохранению стабильности в религиозной сфере, укреплению межконфессионального согласия и толерантности в обществе, формированию иммунитета населения к идеологии религиозного экстремизма и радикализма в любых формах и проявлениях.

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Иерей Олег Вячеславович Филиппов

«Противодействие религиозному экстремизму в Республике Казахстан: правовой аспект»

Обращает на себя особое внимание то обстоятельство, что, пожалуй, впервые за многие годы, в Концепции был представлен анализ состояния религиозной сферы и выделены тенденции, требующие решения.

Так, было признано, что Казахстан испытывает риски роста активности радикальных, прежде всего, исламских групп и течений, проникающих в регион из Центральной Азии. Исламский экстремизм и терроризм становится угрозой национальной безопасности. Учитывая динамичность религиозных процессов и событий, происходящий в казахском обществе, в Концепции утверждается необходимость пересмотра и обновления действующего законодательства о религии. По сути, признавая провал государственной политики в сфере религии в предыдущие годы, законодатель говорит о том, что предстоит выбрать новые правовые нормы, не допускающие распространение на территории соседнего государства идеологии религиозного радикализма и экстремизма [19].

Помимо Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 гг. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 г. за № 124 была утверждена новая Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 - 2022 гг. [3]

Во введении к Программе указано, что принятый документ является логическим продолжением предыдущей (так и не завершенной официально до конца - прим. автора) государственной программы в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Совершенно очевидно, что власти Республики Казахстан проанализировали опыт реализации предыдущей Программы и на этот раз установили реально достижимые коэффициенты целевых индикаторов, по которым через пять лет будут судить о выполнении программы.

Еще одним доказательством серьезного анализа результатов предыдущей программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму со стороны государства может служить не только осознание причин, по которым распространение данной идеологии идет быстрыми темпами, но и принятие и реализация государственных программ, направленных на искоренение причин дальнейшего развития идей радикального ислама. Так, в частности, на решение социально-экономических проблем уже нацелены государственные программы инфраструктурного развития «Нурлы жол», индустриально-инновационного развития на 2015-2019 гг., Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» [4, с. 207].

Несмотря на некоторые успехи в части реализации предыдущей государственной программы, власти Казахстана признают, что проблема распространения религиозного экстремизма и терроризма остается реальной угрозой национальной безопасности республики.

В этой связи есть все основания полагать, что в течение ближайших нескольких лет законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений, с большей вероятностью, вновь подвергнется изменениям. Свидетельством этого является Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2017 г. за № 907 «О проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Этот документ был внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан в 2018 г.

№ 1 (12), 2022

Проект предполагал, в частности, внесение изменений в закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11.10.2011 г., а именно в статью 1, куда должны были быть добавлены такие новые понятия, как «деструктивное религиозное течение», «религиозный радикализм». Статья 10 должна была пополниться новым пунктом, гласящим что «запрещается физическим и юридическим лицам распространять идеологию деструктивных религиозных течений, в том числе через средства массовой информации» [16].

Однако данные поправки в главный религиозный закон на сегодняшний день так и не внесены.

Резюмируя все вышесказанное, хочется не согласиться с теми исследователями, которые заявляют о наличии в стране в настоящее время эффективного законодательства в сфере религии, способного в обозримом будущем покончить с любыми проявлениями религиозного экстремизма. Детально проанализировав нормативно-правовую систему Казахстана в части взаимоотношений государства с религиозными объединениями и соотнеся ход ее реализации с полученными результатами, можно сделать следующие выводы:

1. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственно-конфессиональных отношений продолжит изменяться в соответствии с теми угрозами, которые на сегодняшний день исходят от экстремистских и террористических сил. Следовательно, говорить об окончательной сформированности законодательства в рассматриваемой нами сфере пока преждевременно;

2. Исходя из изложенного выше, можно и нужно опровергнуть высказывания об эффективности действующего законодательства о религии в части противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Анализ современной религиозной ситуации на территории сопредельного государства позволит утверждать, что особых успехов в преодолении вышеназванных угроз пока не достигнуто. Распространение радикального ислама продолжается, что как раз свидетельствует не об эффективности законодательства, а о необходимости его дальнейшей корректировки для выработки более действенных механизмов, в том числе правовых, по противодействию распространению идей религиозного экстремизма.

ПРИМЕЧАНИЯ

* Организации признаны террористическими, и их деятельность запрещена на территории России.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Газизов Т.Ж., Суинова А.С. Религиозный экстремизм и терроризм в Республике Казахстан: Ивент-анализ 2011 г. // Вестник КарГУ, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://articlekz.com/article/5950, (дата обращения: 14.01.2022).

2. Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. URL: https://massaget.kz/ laws/rus/docs/U1300000648 (дата обращения: 15.01.2022)

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Иерей Олег Вячеславович Филиппов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Противодействие религиозному экстремизму в Республике Казахстан: правовой аспект»

3. Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 гг. URL: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/P1800000124 (дата обращения: 16.01.2022)

4. Данилов В.Л. Современная религиозная ситуация в Казахстане как угроза национальной безопасности России // Вестник Омской Православной духовной семинарии. - 2018. - № 2 (5). - С. 202-209.

5. Закон РК от 15 января 1992 г. № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». URL: http://online.zakon.kz/document/7doc_ id=1000934#pos=5;-160&sel_link=1002136916 (дата обращения: 15.01.2022)

6. Закон РК от 11 октября 2011 г. № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690 (дата обращения: 16.01.2022)

7. Закон РК от 8 июля 2005 г. № 67-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000067_ (дата обращения: 15.01.2022)

8. Закон РК от 23 февраля 2005 г. № 33 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму. URL: http://www.knb.kz/ru/article/zakon-respubliki-kazahstan-ot-23-fevrala-2005-goda-n-33 (дата обращения: 15.01.2022)

9. Закон РК от 10 марта 2017 г. № 51-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». URL: http://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=32937557#pos=13;-18 (дата обращения: 15.01.2022)

10. Закон РК от 13 июля 1999 г. № 416-I «О противодействии терроризму». URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013957 (дата обращения: 16.01.2022)

11. Закон РК от 18 февраля 2005 г. № 31-III «О противодействии экстремизму». URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30004865 (дата обращения: 16.01.2022)

12. Касымова А.С. О государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 гг. // Сборник трудов научно-практической конференции «Профилактика экстремистской деятельности: проблемы и перспективы. - М., 2014. - С. 38-43.

13. Киманов А. В Актобе произошло то, что назревало уже два года. URL: http:// www.zakon.kz/4798891-alibek-kimanov-v-aktobe-proizoshlo-to.html (дата обращения: 18.01.2022)

14. Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 г. URL: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=1010212#pos=0;0 (дата обращения: 15.01.2022)

15. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. URL: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=1005029#pos=109;-49 (дата обращения: 15.01.2022)

16. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2017 г. № 907 «О проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений»». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1700000907 (дата обращения: 17.01.2022).

17. Рыжичкин Н.Н. Казахстанская модель противодействия религиозному экстремизму и терроризму // Россия и новые государства Евразии. - 2018. - №1 (38). -С. 134-149.

№ 1 (12), 2022

18. Уголовный кодекс РК от 3 июля 2014 г. № 226-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2021 г.). URL: http://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=31575252#pos=5;-160 (дата обращения: 15.01.2022)

19. Указ Президента РК от 20 июня 2017 г. № 500 «Об утверждении Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1700000500 (дата обращения: 17.01.2022)

20. Указ Президента РК от 10 февраля 2000 г. № 322 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма». URL: http://adilet.zan.kz/ rus/docs/U000000332_ (дата обращения: 11.10.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.