Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (ОПЫТ РОССИИ И КАЗАХСТАНА)'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (ОПЫТ РОССИИ И КАЗАХСТАНА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаламова Алиса Наильевна

Проведено сравнительно-правовое исследование теоретических подходов к пониманию явления экстремизма, основанного на этих подходах юридического механизма противодействия экстремизму в Российской Федерации и Республике Казахстан в его нормативно-правовой и властно-организационной составных частях, также определены перспективы сотрудничества двух стран в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM COUNTERACTION AS AN INSTRUMENT OF NATIONAL SECURITY: THE LEGAL ASPECTS (EXPERIENCE OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN)

Conducted a comparative legal study of theoretical approaches to understanding the phenomenon of extremism, and based on these approaches to the legal mechanism of counteraction to extremism in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in its legislative and power-organizational composite parts. Defined the prospects of cooperation between the two countries in this field.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (ОПЫТ РОССИИ И КАЗАХСТАНА)»

УДК 343.3; 323.28

АЛИСА НАИЛЬЕВНА ШАЛАМОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (ОПЫТ РОССИИ И КАЗАХСТАНА)

Проведено сравнительно-правовое исследование теоретических подходов к пониманию явления экстремизма, основанного на этих подходах юридического механизма противодействия экстремизму в Российской Федерации и Республике Казахстан в его нормативно-правовой и властно-организационной составных частях, также определены перспективы сотрудничества двух стран в данной области.

Ключевые слова: сравнительно-правовое исследование, экстремизм, правовая политика, противодействие экстремизму.

А. N. Shalamova, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Department of State and legal disciplines Federal State Public Educational Establishment of Higher Training „East Siberian Institute of the Ministry of the Interior of Russia"; e-mail: alisa.shalamova@yandex.ru, tel.: 8(902) 560-04-59.

Extremism counteraction as an instrument of national security: the legal aspects (experience of Russia and Kazakhstan).

Conducted a comparative legal study of theoretical approaches to understanding the phenomenon of extremism, and based on these approaches to the legal mechanism of counteraction to extremism in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in its legislative and power-organizational composite parts. Defined the prospects of cooperation between the two countries in this field.

Key words: comparative study, extremism, legal policy, counteraction to extremism.

В последние годы среди множества актив- Коллективное противодействие им осущест-но развивающихся направлений сотрудничества вляется как через деятельность специально между Российской Федерацией и Республикой созданных для этого организаций, так и в ка-Казахстан (далее - РФ, РК) можно выделить со- честве одного из направлений работы межго-вместные действия, направленные на обеспече- сударственных организаций универсальной ние национальной безопасности двух стран. компетенции, а также в рамках двусторонних и Угрозы национальной безопасности конкрет- многосторонних целевых контактов: на уровне ных государств зачастую имеют трансграничный, правительств, соответствующих государствен-международный характер, поэтому эффективное ных ведомств и спецслужб. В целях обеспечения противодействие им возможно только совмест- национальной безопасности сотрудничество ными усилиями. имеет несколько векторов: военное и военно-Не случайно сегодня в мире и в отдельных техническое сотрудничество, информационная его регионах сложились обеспеченные между- безопасность, пресечение производства нарконародным правом межгосударственные систе- тиков и наркотрафика и др. мы противодействия распространению ору- Предмет нашего исследования - противо-жия, торговле людьми, «отмыванию» денежных действие экстремизму - составляет одно из таких средств, терроризму, добыче и контрабанде направлений, ставшее особо актуальным и актив-природных ресурсов, производству и распро- но развивающимся в последние годы. странению наркотиков и другим деструктивным Важность данного направления сотрудниче-явлениям, вышедшим за рамки единичных ак- ства определяется геополитическими фактора-тов общеуголовной преступности, угрожающим ми, общностью исторических судеб двух народов, нормальному развитию человечества, опасно схожестью социально-экономической ситуации, посягающим на безопасность разных стран. политико-правовой ролью двух самых крупных го-

сударств на постсоветском пространстве, соседством друг с другом.

Основы двустороннего сотрудничества в деле противодействия экстремизму заложены в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1992 г, действующем в редакции от 7 июня 2012 г [10]. В частности, Высокие Договаривающиеся Стороны установили, что они «будут запрещать и пресекать в соответствии со своим законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций и групп, а также действия отдельных лиц, направленные против независимости, территориальной целостности обоих государств либо на обострение межнациональных отношений» (абз. 2 ст. 10). Стороны договорились принимать эффективные меры для предотвращения и пресечения любых действий, подстрекающих к насилию против лиц или групп, основанному на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости, враждебности или ненависти, а также защиты лиц или групп, которые могут подвергнуться угрозам или актам насилия, дискриминации или враждебности по причинам их этнической, языковой, культурной или религиозной самобытности (абз. 1 ст. 15).

Наряду с двусторонними контактами, наши государства плодотворно сотрудничают в рамках многосторонних межгосударственных организаций и объединений: СНГ, ЕЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства, ОДКБ, ШОС, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Так, по сообщениям казахстанских информационных агентств, 23-25 ноября 2016 г. в Штаб-квартире ШОС в г Пекине прошло очередное заседание правовых экспертов компетентных органов государств - членов ШОС, на котором особое внимание было уделено подготовке Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, призванной содействовать укреплению правовой базы сотрудничества государств - членов ШОС [14]. И, конечно, в контексте борьбы с криминальными проявлениями экстремизма важнейшее значение имеет участие Казахстана и России в деятельности Интерпола.

Правовые системы государств имеют свою специфику: неодинаково структурировано законодательство, по-разному определяется структура, система функций и полномочий правоохранительных органов и специальных служб. Поэтому механизмы противодействия одному и тому же деструктивному явлению, состоящие из нормативно-правовых и институциональных элементов, в двух государствах не совпадают. Ментальные

особенности населения, специфичные элементы правовой культуры определяют отличия в оценках того или иного явления со стороны населения и профессиональных сообществ. Могут значительно разниться подходы к определению и характеристикам того или иного явления со стороны ученых, обслуживающих правотворческую и правореализационную практику. К тому же сами деструктивные явления чрезвычайно подвижны, они беспрерывно мимикрируют, стараются приспособиться к социуму, скрыть свою деструктивную сущность, выйти за пределы правового поля. Поэтому для того, чтобы создать эффективную систему взаимодействия, отладить совместную работу по противодействию этим явлениям, нужны соответствующие сравнительно-правовые исследования. Ученым и специалистам-практикам необходимо периодически «сверять часы».

Понимание экстремизма как объективно существующего явления социальной жизни зависит от области знания, к которой принадлежит исследователь. В основном к его изучению обращаются социологи, политологи, психологи и юристы. М. Дакенов и М. Мирхамитов отмечают, что в самом общем виде экстремизм рассматривается как форма радикального отрицания общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. В большинстве случаев предполагается применение экстремистами нелегитимных способов достижения своих целей, в том числе и террора [9, с. 40].

Российские исследователи рассматривают экстремизм как негативное явление, феномен социальной жизни, как социальную проблему и деструктивную форму человеческой активности, строящейся на соответствующей идеологии. Так, В. И. Власов определяет: «экстремизм - негативное явление, исходящее из крайних взглядов, приверженности к крайним мерам, проявляющееся в деятельности радикальных субъектов по планированию, организации, подготовке и совершению запрещенных законом общественно опасных действий или в деяниях аморальных, совершаемых с политическими, националистическими целями или на почве расовой, национальной вражды (ненависти)» [5, с. 8]. По мнению Д. С. Токмакова, «экстремизм - это противоправное, агрессивное поведение, основанное на крайних, радикальных взглядах и направленное против существующих общественных и государственных институтов, нарушающее права, свободы и законные интересы других лиц либо призывающее к осуществлению такого поведения» [42, с. 50].

09

К ^

и а н

и ы

сь

£ а О а а и н

В зависимости от базовой идеологии, заявленных целей и форм проявления можно выделить виды экстремизма. Анализ множества работ по данной теме показывает, что при наличии определенных нюансов и незначительных расхождений в целом авторы из РФиРК демонстрируют схожие подходы к этому вопросу.

Так, Ю. А. Зубок и В. И. Чупров придерживаются традиционной версии и выделяют экстремизм:

«бытовой» - необходимость совершать рискованные поступки в повседневной жизни, а также наличие установки на групповые конфликты, драки. Одно из ярких проявлений этого вида в последние годы - футбольный и иной спортивный фанатизм;

социально-протестный - проявление фанатизма в идеях о борьбе за справедливость, согласие с крайними формами протестных движений, готовность принимать участие в не разрешенных властями акциях протеста;

политический - проявление фанатизма в идеях о борьбе за политические убеждения, в том числе и путем насильственного захвата власти;

национально-этнический - проявление фанатизма в идеях о борьбе за национальные чувства как крайняя форма неприязни по отношению к чужим национальным группам, как согласие с идеологией нацизма, а также установка на крайние формы националистических проявлений (одобрение);

религиозный - проявление фанатизма в идеях о борьбе за религиозные чувства и убеждения, призывы и действия, направленные на подавление «неправильных» религий [11, с. 37-47].

Исследователи разных видов экстремизма дают соответствующие определения, в которых отражена их специфика. «Под религиозным экстремизмом как юридической категорией, - определяет, например, С. Н. Поминов, - понимается феномен общественной жизни, сформированный на базе той или иной религии, характеризующийся приверженностью к крайним взглядам, нетерпимостью к носителям других мировоззрений, жестким противоборством в рамках одной или нескольких конфессий, ведущим к совершению религиозными группами или отдельными верующими общественно опасных противоправных наказуемых деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, общества и государства в целом» [33, с. 7]. Как отмечают казахстанские ученые, «основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через

их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы „своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей „истинный облик"» [3, с. 21].

М. А. Мушинский правильно, на наш взгляд, утверждает, что «в чистом виде» ни одна из форм экстремизма не существует. «Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной „окраски" там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, где политика переплетается с национализмом, религией и т. д.» [37, с. 20]. С этой позицией солидарны и казахстанские ученые.

Так, С. К. Амандыкова и С. К. Испергенов пишут: «экстремизм во всех его проявлениях выступает одной из основных проблем, дестабилизирующих устойчивое развитие любого современного общества, в том числе и казахстанского. На практике экстремизм проявляется преимущественно в сфере политических, национальных, конфессиональных, общественных отношений. Как правило, выделяют три основные его формы: политическую, национальную и религиозную, которые переплетены между собой» [3, с. 19]. Тем не менее, классификация в научных исследованиях всегда полезна, поскольку этот прием позволяет вычленить в характеристике исследуемого негативного явления связанные с подобными ему детали, отличительные особенности. Их обнаружение и осознание в отдельных проявлениях экстремизма дают, в свою очередь, необходимую информацию для разработки специальных средств при конструировании социально-правового механизма противодействия. Сравнительный анализ нескольких десятков работ российских и казахстанских ученых, посвященных экстремизму и вопросам противодействия ему, показывает, что большинство из них активно использует классификацию как средство научного познания.

В силу историко-культурных обстоятельств в РК, а также в прилегающих к границе с Казахстаном регионах России чаще и опаснее всего проявляется именно религиозный экстремизм, к которому примыкает экстремальное явление национал-государственного сепаратизма.

Президент РК Н. А. Назарбаев еще в начале 2000-х годов обоснованно предупреждал о возможном развитии рассматриваемого опасного явления: «религиозный экстремизм в Казахстане -явление, которое у нас масштабно не проявилось, но в то же время существует определенная опасность, что процесс конфессиональной дестабилизации, в конце концов, может проявиться и у нас. Если, конечно, вовремя не осознать и не предотвратить эту потенциальную угрозу» [21, с. 87].

В соответствии с установкой Н. А. Назарбаева вскоре были разработаны основы правовой политики и создана современная нормативно-правовая база противодействия экстремизму. Все это было сделано своевременно, поскольку объективные и субъективные факторы как внутреннего, так и внешнего характера (но в большей степени все же внешнего, обусловленные географией Казахстана как части Центрально-Азиатского региона) в конечном счете предопределили предвиденную Н. А. Назарбаевым тенденцию к усилению радикальных настроений в казахстанском обществе, прежде всего в религиозной сфере. Вскоре (к середине 2000-х годов) в регионе активизировалось «Исламское движение Узбекистана». В настоящее время это одна из самых крупных террористических группировок, представляющих опасность для всей Центральной Азии. В 2015 г. она примкнула к «Исламскому государству» (ИГ -запрещенная в России организация) и обретает все большее влияние в регионе, к ней присоединяются мелкие формирования.

Индикатором масштаба и серьезности угрозы стали события, произошедшие в октябре 2015 г., когда пограничные войска Таджикистана на границе с Афганистаном были приведены в полную боевую готовность в связи со взятием штурмом г. Кундуза боевиками-талибами, состоящими в этих террористических организациях. В последние годы усилилась работа агентов международных террористических организаций и в Казахстане. Они осуществляют вербовку и обучение боевиков, работают базы, на которых готовятся диверсии против соседних стран. Граждане Казахстана были замешаны в террористических актах, совершенных в Узбекистане и Киргизии [32].

С учетом новых мировых реалий в ходе выступления на 70-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 2015 г. Президентом РК Н. А. Назарбаевым предложено учредить под эгидой ООН единую мировую сеть противодействия международному терроризму и экстремизму, а также выработать единый перечень террористических организаций. Для реализации этой задачи разра-

ботать и принять всеобъемлющий документ ООН по борьбе с терроризмом [6].

К. С. Мусилимова обращает внимание на то, что Казахстан является не только равноправным субъектом международного права, но и неотъемлемой частью системы международной безопасности. Это обусловливает необходимость совершенствования законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, приведения его в соответствие с международными принципами [19, с. 19-25]. На важность совершенствования правовой базы противодействия экстремизму указывают не только юристы, но и политологи [43, с. 15]. То же самое относится и к «антиэкстремистскому» законодательству России.

Современная правовая политика РФ по противодействию экстремизму, на основе которой развиваются законодательство и правоприменительная практика, сформулирована в Стратегии национальной безопасности РФ [29] (как один из ее элементов) и конкретизирована в Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 г. [40]. Действует также Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 гг. [9]. Нормативно-правовую основу системы противодействия экстремизму образует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [27].

В деле профилактики крайних проявлений экстремизма важную роль играют нормы КоАП РФ, а репрессивно-карательную часть законодательства о борьбе с экстремизмом и терроризмом образуют соответствующие нормы УК РФ. Следует отметить, что в последние годы российское законодательство в данной сфере активно развивается. В качестве примера можно привести неоднозначно воспринятые в российском обществе (прежде всего, в интернет-сообществе) законы, направленные на ужесточение уголовно-правовой борьбы с терроризмом и обеспечение общественной безопасности, а также на создание информационных средств противодействия (так называемый пакет Яровой) [23; 24]. Посредством нескольких десятков постановлений Правительства РФ и ведомственных актов создано необходимое подзаконное нормативно-правовое обеспечение реализации законов. В соответствии с законодательством РФ Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Минюста России.

09

К ^

и а н

и ы

сь

£ а О а а и н

Этот перечень также подлежит опубликованию и в официальных периодических изданиях, определенных Правительством РФ. Кроме этого перечня, в России ведется также Федеральный список экстремистских материалов.

В РК политико-правовую основу противодействия экстремизму образуют Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 г. [41], программные документы, исходящие от Президента Республики, - Послание Главы государства народу Казахстана «Стратегия „Казах-стан-2050": новый политический курс состоявшегося государства»[34] и др.

Важнейшей вехой перевода идеологических установок и теоретических разработок в этап пра-вореализации стало утверждение Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК на 2013-2017 гг. [8]. Нормативно-правовую основу системы противодействия экстремизму образует Закон РК от 18 февраля 2005 г. № 31 «О противодействии экстремизму» (далее - Закон РК № 31) [28], соответствующие составы правонарушений и преступлений сформулированы в административно-деликтном и уголовном законодательстве РК. Так же как и в России, казахстанское антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство находится в стадии доработки и совершенствования [22].

В РК ведутся списки экстремистских организаций и экстремистской литературы, похожие на подобные российские учеты: Список экстремистских организаций, который пополняется на основе соответствующих решений судов; Список религиозной литературы и информационных материалов, признанных экстремистскими и запрещенных к ввозу, изданию и распространению на территории РК. Однако в отличие от России, где эта работа осуществляется Министерством юстиции, в Казахстане этим занимается специальное подразделение прокуратуры - Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК [31], действующий на основе Закона от 22 декабря 2003 г № 510 «О государственной правовой статистике и специальных учетах» [25], аналога которому в России нет. Следовательно, важным направлением организации сотрудничества следует признать обеспечение межведомственного взаимодействия (с учетом разной ведомственной принадлежности ответственных за данное направление), оперативного обмена информацией о новых зарегистрированных экстремистских организациях и материалах. Это особо актуально потому, что русский язык

широко распространен в РК наряду с казахским, а это означает, что запрет русскоязычного экстремистского издания в РК, вероятнее всего, актуален и в Казахстане.

Как показывает практика, использование программно-целевого метода в правовой организации противодействия экстремизму в РК показало свою эффективность. К такому выводу приводят не только примеры успешного выявления, пресечения и профилактики фактов экстремизма в Республике, но и то обстоятельство, что программу решено продолжить на следующий 5-летний период.

29 ноября 2016 г. Премьер-Министр РК Б. Сагинтаев провел совещание по вопросам противодействия экстремизму и терроризму. В ходе заседания с участием депутатов Парламента РК, руководителей Совета безопасности Администрации Президента, КНБ и заинтересованных государственных органов состоялась презентация концепции проекта Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК на 2017-2020 гг., разработанной во исполнение поручения главы государства, данного на заседании Совета безопасности РК от 9 сентября 2016 г. [38]. В связи с изложенным можно порекомендовать органам государственной власти РФ внимательно изучить правовой опыт Казахстана по разработке и реализации государственных программ, нацеленных на противодействие экстремизму, определить возможность и целесообразность внедрения этого опыта в российскую практику.

Еще одна рекомендация российским государственно-властным институтам, осуществляющим деятельность по противодействию экстремизму, касается официального определения экстремизма. Многие исследователи совершенно обоснованно критикуют антиэкстремистское законодательство России в связи с отсутствием в нем определения понятия «экстремизм», четко выделенных признаков данного явления. «Законодатель в данном случае применил распространенный, к сожалению, прием юридической (законодательной) техники - вместо четкого определения понятия охарактеризовал явление через обширный перечень возможных проявлений соответствующего явления. Причем этот перечень достаточно эклектичен, далек от идеала с точки зрения логики (как общей, так и юридической) и русского языка» [37, с. 10]. Как представляется, в Законе РК № 31 данный вопрос решен более удачно, хотя и здесь остается пространство для совершенствования. Необходимы универ-

сальные юридическая конструкция и легальная дефиниция экстремизма и смежных с ним явлений. Однако эта объемная проблема имеет самостоятельное значение и выходит за рамки предмета настоящей статьи.

Активно развивающимся в последние годы элементом сотрудничества по противодействию экстремизму и следующему за ним терроризму является взаимное оказание правовой помощи по уголовным делам и выдача преступников, совершивших соответствующие преступления. Хороший пример успешности такого сотрудничества описан в материале Г. М. Какеновой и А. А. Турунтаевой - это задержание в РК и экстрадиция гражданина России Измайлова [12, с. 37].

Основную сложность, т. е. препятствие для эффективного сотрудничества в данной сфере, представляют определенные разногласия в нормах уголовных законов обеих стран, предусматривающих ответственность за преступления экстремистского характера. Безусловно, научные исследования, осуществляемые российскими и казахскими представителями уголовного права, должны, в числе прочего, быть посвящены вопросам сверки уголовной политики в данной сфере, разумной унификации уголовно-правовых норм, взаимного использования опыта конструирования соответствующих составов преступлений. Например, сравнительное исследование уголовных законов, а также анализ иных социально-правовых мер противодействия экстремизму, которые необходимо использовать в сочетании с уголовно-правовыми средствами, осуществила Д. Б. Байсагатова [4, с. 147-154]. В России над этой темой работает ряд представителей науки уголовного права. В частности, Е. П. Сергун дал такое определение: «экстремизм - это приверженность к определенной системе взглядов и идей, основанной на нетерпимости к основополагающим принципам конституционного строя РФ и охраняемым государством демократическим правам и свободам человека и гражданина, характеризующаяся внутренней готовностью к активной деятельности, направленной на претворение в действительность таких воззрений уголовно наказуемыми способами» [39, с. 7-14].

Сравнение работ уголовно-правового характера показывает, что в России и в Казахстане ученые проявляют в целом близкие подходы к вопросу о соотношении экстремизма и терроризма: «экстремизм означает идеологию, убежденность в единственно истинном значении ее положений и готовность к действию в соответствии с ней, а

терроризм - это уже активная деятельность, направленная на „претворение в жизнь" выводов и положений экстремистской идеологии с использованием человеконенавистнических средств террора. Однако любое эффективное противодействие негативному явлению предполагает комплекс мер юридического, властно-организационного, информационного, идеологического характера, и борьба уголовно-правовыми средствами - это лишь часть из них» [20, с. 39-40].

Важной сферой приложения совместных усилий правоохранительных органов Казахстана и России в деле противодействия экстремизму должно стать дальнейшее совершенствование миграционного законодательства, нормативных правовых актов о въезде и выезде, о правовом положении и порядке пребывания иностранных граждан и правоприменительной практики в данной сфере. Тем более что членство в ЕАЭС значительно упрощает соответствующие процедуры для граждан стран-участниц. Им, в частности, не требуется патент или разрешение на работу.

События последних лет показывают, что представители экстремистских организаций стремятся проникнуть на территорию другого государства под легальным предлогом, чаще всего под видом трудовых мигрантов, с разными целями: скрываясь от следствия и суда, будучи объявленными в розыск у себя в стране; для своеобразного миссионерства, завлечения в свою организацию граждан соседнего государства; для выхода из-под контроля «своих» спецслужб и подготовки экстремистских акций, сбора средств и закупки материалов; для осуществления терактов и т. д. По мнению А. Чеботарева, присутствие в Казахстане представителей экстремистских организаций из других стран обусловлено относительно мягким визовым режимом Республики и недостатками в работе миграционной полиции. «Как правило, данные лица либо находили здесь временное убежище, скрываясь от правосудия в своих странах, либо вели с территории Республики подрывную деятельность в отношении сопредельных государств (Узбекистан, Китай, Россия) и занимались вербовкой потенциальных сторонников из числа граждан Казахстана. Беспрецедентным событием в связи с этим стала ликвидация в ноябре 2004 г. органами национальной безопасности группы в составе 9 человек, входившей в состав „Джама-ата моджахедов Центральной Азии". Отдельные члены группы во главе с Ахматом Бекмирзаевым являлись гражданами Узбекистана и участвовали в совершении терактов в этой стране весной-летом того же года» [44].

09 £

И

а н

и ы

сь

£ а О а а и н

По наблюдениям А. Чеботарева, пик проявлений экстремизма в Казахстане пришелся на 20112012 гг., когда в разных регионах страны было совершено 14 экстремистских акций и вооруженных столкновений с силами правопорядка. При этом погибли 51 экстремист, 13 сотрудников правоохранительных органов и 6 гражданских лиц.

К сожалению, последние события показали, что этот «пик» до конца еще не пройден, по мнению некоторых исследователей, террористическая угроза даже «приобрела характер устойчивого тренда» [18]. В частности, имеются в виду события, произошедшие 5 июня 2016 г. в г. Актобе (нападения на оружейный магазин и воинскую часть), последующее задержание в г. Алматы троих лиц, готовивших нападение на сотрудников правоохранительных органов, террористический акт, который произошел в г. Алматы 18 июля 2016 г, когда вооруженный автоматом человек убил двоих гражданских лиц и восемь сотрудников правоохранительных органов. По последнему из перечисленных случаев уже вынесен приговор, на этапе следствия и в суде было установлено, что обвиняемый, ранее судимый гр. Кулекбаев, в колонии сошелся с салафитами - представителями одного из радикальных течений в исламе. Террор всегда зиждется на экстремистской идеологии.

Подобные события происходят и в России. В частности, 12 ноября 2016 г. в Москве и Санкт-Петербурге прошла серия задержаний лиц, готовивших теракты. Среди задержанных были установлены граждане Узбекистана, Киргизии и Таджикистана - приверженцы идеологии ИГ [7]. К счастью, представителей Казахстана среди задержанных нет (по крайней мере, информации об этом в доступных источниках нет). В то же время, по разным данным (Росстат, ГУ по вопросам миграции МВД России, а ранее - ФМС, и др.), среднее количество граждан РК, находящихся на территории РФ, за последние пять лет составляет 580-600 тыс. человек. И это только официальная статистика, без учета нелегальных мигрантов. Исключить наличие в этой массе представителей экстремистских воззрений нельзя.

Президент РФ В. В. Путин на заседании Совета Безопасности РФ 31 марта 2016 г., посвященном вопросам миграционной политики и миграционного законодательства, отметил: «нелегальные каналы миграции пытаются использовать в своих интересах преступные группировки, наркоторговцы, зарубежные спецслужбы, а также эмиссары международных экстремистских, террористических организаций» [36].

Таким образом, одним из приоритетных направлений сотрудничества двух стран является совершенствование миграционного законодательства с учетом опыта и взаимных интересов государств и народов, правового положения граждан РФ и РК на территории друг друга. Большое значение имеет последовательная борьба с незаконной миграцией, вопросы выдворения, депортации и реадмиссии.

Как отмечается в литературе, осложнение ситуации с экстремизмом в последние годы связано с изменениями в структуре социальных коммуникаций, со становлением глобального информационного общества на основе компьютерных и информационных технологий, упрощением доступа к деструктивной информации, в том числе и экстремистского содержания. В интернет-пространстве проявления экстремизма приобретают новые, мало знакомые исследователям черты. Контроль за ними сложен чисто технически [37, с. 4]. Р. Л. Лашин и С. А. Чурилов утверждают: «в 2015 г. мировое сообщество столкнулось с массовой информационной угрозой со стороны экстремистских и террористических организаций. Это связано с молниеносным распространением радикальных идеологий, всеобщей компьютеризацией и информатизацией общественных процессов. Источниками массовой экстремистской и террористической пропаганды стали интернет-ресурсы, поддерживающие идеологию ИГ. Для вербовки и создания привлекательного образа террористических организаций используются практически все популярные социальные сети и ресурсы, все их технические, информационные возможности» [16].

Тревогу разделяет и Е. О. Кубякин: «Очевидно, что глобализация информационно-коммуникационной среды не препятствует, а в ряде случаев способствует возникновению условий для экстремистской экспансии. Глобализация и информатизация социума, сопровождающиеся минимизацией контроля и управления информационными потоками, расширяют возможности для самоорганизации молодежи на основе экстремизма, формирования молодежных экстремистских движений ...Под видом обмена мнениями в Интернете экстремисты получили возможность вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество „сочувствующих", используя в своих целях несформировавшееся молодежное сознание» [15, с. 4]. В социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и других создаются закрытые сообщества, в которых распространяются материалы экстремистской направленно-

сти, участникам сообщаются сведения о месте и времени проведения акций и осуществляется координация деятельности экстремистских группировок [1]. С учетом того, что интернет-пространство фактически не имеет национальных границ, противодействие экстремизму в Интернете должно стать приоритетным направлением для сотрудничества органов власти, вырабатывающих государственную политику в сфере информации, осуществляющих государственный надзор и контроль в данной сфере, информационных сообществ, специальных служб, средств массовой информации и других институтов гражданского общества России и Казахстана.

В последние годы в РК принимаются достаточно активные и эффективные меры по противодействию экстремизму в сети Интернет. Так, в июле 2016 г. суд Есильского района г. Астаны рассмотрел и полностью удовлетворил исковые заявления, поданные Комитетом государственного контроля в области связи, информатизации и средств массовой информации Министерства информации и коммуникаций Казахстана, о признании продукции, размещенной в иностранных СМИ и на интернет-ресурсах, незаконной и прекращении ее распространения на территории Республики. По решению суда были заблокированы 94 интернет-сайта, где было отмечено наличие пропаганды терроризма, экстремизма и сепаратизма в любых формах, которые подрывают национальную безопасность Казахстана. Информагентства отмечают, что блокировка интернет-ресурсов в Казахстане проводится регулярно, причем под запреты попадают не только сайты, но и сообщества в социальных сетях (в Казахстане закрыты 94 сайта за пропаганду терроризма и экстремизма) [45].

Как в Казахстане, так и в России имеются многочисленные примеры раскрытия и расследования фактов распространения в Интернете экстремистских материалов, вынесения обвинительных приговоров по делам данной категории. Остается пожелать тесного сотрудничества и взаимопонимания соответствующим спецслужбам. С российской стороны - это Главное управление по противодействию экстремизму МВД России и подчиненные ему подразделения полиции в субъектах РФ. С казахстанской - Управление по борьбе с экстремизмом Департамента криминальной полиции МВД РК.

Помимо названных спецслужб, входящих в системы МВД двух стран, и органов государственной (национальной) безопасности, участвующих в деле противодействия экстремизму в

рамках выполнения функции по борьбе с терроризмом (ФСБ России и КНБ РК), в разных направлениях и формах работы по противодействию экстремизму участвуют иные государственные органы. В контексте рассмотренного выше понимания категории «противодействие» прежде всего необходимо выделить те органы, которые в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества и с профессиональным педагогическим сообществом осуществляют профилактику, работают с молодежью, занимаются правовым просвещением в контексте национального вопроса, укрепляют межнациональный мир и согласие, формируют толерантность. С учетом того, что в последние годы конфигурация этой части государственного аппарата значительно изменилась как в России, так и в Казахстане, нужно внести соответствующие коррективы в систему взаимодействия. Вновь нужно «сверить часы».

Так, например, в марте 2015 г. Указом Президента РФ было создано Федеральное агентство по делам национальностей [30]. В структуру Агентства входит, наряду с другими подразделениями, Управление по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве. В сентябре 2016 г. Указом Президента РК образовано Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан [26].

Как абсолютно верно указывают А. С. Аб-дирайымова и Р. С. Жаркынбаев, необходима консолидация усилий экспертного сообщества, неправительственного сектора, научных и образовательных институтов, государственных органов, религиозных объединений для создания эффективного механизма противодействия экстремистской угрозе. Эффективной стратегией профилактики религиозно-экстремистских проявлений является просвещение молодежи в вопросах культурного и конфессионального многообразия в мире, гуманистического содержания и интеграционных возможностей религии и истории, последствий религиозной нетерпимости [2, с. 7].

Безусловно, исходя из будущих стратегических задач основными средствами противодействия экстремизму являются устранение социального неравенства и несправедливости, повышение качества жизни всего населения, реализация доктрины социального государства в политико-правовой практике России и Казахстана, преодоление безработицы, повышение культурного уровня и просвещение граждан двух государств в вопросах национального и религиозного многообразия. Наряду с социально-эко-

09

К ^

и а н

и ы

сь

£ а О а а и н

номической, идеологическая составляющая тоже очень важна. Во многом именно провалы на идеологическом фронте последних десятилетий стали причиной того, что экстремистские идеи получили возможность завладеть умами многих россиян и казахстанцев. Нужно возрождать основы национального самосознания. Как сказал Президент РФ В. В. Путин: «Сила России - в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии и культур, и языков, и традиций наших, во взаимном уважении, диалоге и православных, и мусульман, последователей иудаизма и буддизма. Мы обязаны жестко противодействовать любым проявлениям экстремизма и ксенофобии, беречь межнациональное и межрелигиозное согласие. Это историческая основа нашего общества и российской государственности»[35].

Названные масштабные направления противодействия должны сочетаться с ежедневной кропотливой работой педагогов, психологов, юристов по каждому выявленному факту молодежной агрессии, национальной вражды, в отношении попавших в группы риска конкретных молодых людей и молодежных группировок. Необходима психолого-педагогическая коррекция. Нужно умело, корректно перенаправлять гиперактивность молодых людей в мирное русло, в том числе используя для этого неагрессивные неформальные идеологии и построенные на них объединения.

Для осуществления названных мер как в Казахстане, так и в России необходимо сформировать внутренне согласованное, рационально сочетающее запреты и ограничения, административные и уголовно-правовые меры в отношении экстремистов со стимулами и поощрениями эффективное законодательство о противодействии экстремизму, а также институциональный механизм его реализации. Решение этой задачи могут существенно облегчить сравнительно-правовые исследования, обмен опытом на научно-практических форумах и в процессе рабочих встреч, взаимных стажировок представителей органов государственной власти, некоммерческого сектора, ученых и педагогов.

Список использованной литературы

1. Абалов, И. Ю. Об использовании молодежными объединениями сети Интернет в экстремистских целях [Текст] / И. Ю. Абалов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Государственное и муниципальное управление. - 2015. - № 4.

2. Абдирайымова, А. С. Роль системы образования в предотвращении проявлений религиозного экстремизма в Центральной Азии [Текст] /

A. С. Абдирайымова, Р. С. Жаркынбаева // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия : Исторические и социально-политические науки. - 2013. - № 2 (37).

3. Амандыкова, С. К. Формирование правовых основ противодействия терроризму и религиозному экстремизму - залог обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан [Текст] / С. К. Амандыкова, С. К. Испергенов // Вестник Карагандинского государственного университета. Серия : Право. - 2011. - № 4 (64).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Байсагатова, Д. Б. Комплекс мер по дальнейшей разработке уголовного законодательства Республики Казахстан в сфере противодействия терроризму и экстремизму [Текст] / Д. Б. Байсагатова // Вестник Карагандинского университета. Серия : Право. - 2015. - № 1 (77).

5. Власов, В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика [Текст] : учеб.-метод. пособие /

B. И. Власов ; под ред. Р Г. Абдулатипова. - М., 2003.

6. Выступление Президента РК Н. Назарбаева на Общих дебатах 70-й сессии Генассамблеи ООН (г Нью-Йорк, 28 сентября 2015 г) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Шрэ://1-news.kz/news/2015/09/29/8134769-vystuplenie_ prezidenta_rk_n_nazarbaeva_n.html

7. Выученные уроки французского. В Петербурге и Москве предотвращены страшные теракты по парижскому сценарию // Московский комсомолец. - 2016. - 14 нояб.

8. Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК на 2013-2017 годы [Электронный ресурс] : [Указ Президента РК от 24 сент. 2013 г. № 648]. - Режим доступа : http://akorda.kz/

9. Дакенов, М. Религиозные аспекты экстремизма и терроризма в Казахстане [Текст] / М. Дакенов, М. Мирхамитов // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия : Международная жизнь и политика. - 2013. - № 2 (33).

10. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан [Текст] : [ратифицирован постановлением Верховного Совета Рос. Федерации от 16 июля 1992 г. № 3319-1] // Ведомости Съезда НД Рос. Федерации и ВС Рос. Федерации. - 1992. - № 32.

12. Какенова, Г. М. Участие Казахстана в борьбе против терроризма и религиозного экстремизма [Текст] / Г. М. Какенова, А. А. Турунтаева // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия : Исторические и социально-политические науки. - 2013. - № 2 (37).

13. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 гг. [Текст] : [утв. Президентом Рос. Федерации 26 апр. 2013 г № Пр-1069]. -М., 2013.

14. Конвенцию по противодействию экстремизму обсудили в ШОС [Электронный ресурс] // Ка21^огт : международное информационное агентство. - Режим доступа : http://www.inform. к2/ги/копуепс1уи-ро-ргойуоЬеу8Муи-ек8^ет12ти-оЬви^И-у-8Ио8_а2973973

15. Кубякин, Е. О. Молодежный экстремизм в условиях глобализации информационно-коммуникационной среды общественной жизни [Текст] : автореф. дис. ... д-ра соц. наук : 22.00.04 / Кубякин Евгений Олегович. - Краснодар, 2012.

16. Лашин, Р. Л. Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет и образовательной среде [Текст] / Р. Л. Лашин, С. А. Чурилов // Обзор НЦПТИ. - 2016. - № 7.

17. Международный протокол от 7 июня 2012 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:www.pravo.gov.ru (дата обращения : 23.10.2013).

18. Морозов, А. Противодействие терроризму в Казахстане : решения предсказуемые, но необходимые [Электронный ресурс] // Ритм Азии : экспертно-информационная площадка. - Режим доступа : http://www.ritmeurasia.org/articles--o-ргое^е-167

19. Мусилимова, К. С. Правовое регулирование международных отношений Республики Казахстан с зарубежными государствами по вопросам государственной и общественной безопасности [Текст] / К. С. Мусилимова // Вестник Карагандинского университета. - 2015. - № 3.

20. Мушинский, М. А. Эффективность организационно-правового противодействия [Текст] / М. А. Мушинский // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2003. - № 2 (25).

21. Назарбаев, Н. А. Критическое десятилетие [Текст] / Н. А. Назарбаев. - Алматы ; Атамура, 2003.

22. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму [Электронный ресурс] : [Закон Республики Казахстан от 3 нояб. 2014 г. № 244-У ЗРК] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. - Режим доступа : http://adilet.zan.kz/ О^/С^^1400000244#247

23. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и от-

дельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности [Текст] : [Федер. закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 28, ст. 4558.

24. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности [Текст] : [Федер. закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 28, ст. 4559.

25. О государственной правовой статистике и специальных учетах [Электронный ресурс] : [Закон Республики Казахстан от 22 дек. 2003 г. № 510] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. - Режим доступа : http://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z030000510_

26. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан [Электронный ресурс] : [Указ Президента РК от 13 сен. 2016 г.] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - Режим доступа : http://www.akorda.kz/

27. О противодействии экстремистской деятельности [Текст] : [Федер. закон от 25 июля 2002 г № 114-ФЗ] : [в ред. от 23 нояб. 2015 г. ] // Собр. законодательства Рос. Федерации -2002. - № 30, ст. 3031.

28. О противодействии экстремизму [Электронный ресурс] : [Закон Республики Казахстан от 18 февр. 2005 г. № 31] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. - Режим доступа : http:// adilet.zan.kz/ms/docs/Z050000031_

29. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Текст] : [Указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683] // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2016. - № 1 (ч. II), ст. 212.

30. О Федеральном агентстве по делам национальностей [Текст] : [Указ Президента Рос. Федерации от 31 марта 2015 г. № 168] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 14, ст. 2106.

31. Об образовании Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан [Электронный ресурс] : [Указ Президента Республики Казахстан от 28 марта 2003 г. № 1050] // Информа-

09

К ^

и а н

и ы

сь

£ а О а а и н

ционно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. - Режим доступа : http://adilet.zan.kz/rus/docs/U030001050_#z1

32. Пале, С. Угроза терроризма в Центральной Азии [Электронный ресурс] // NEO. Новое Восточное Обозрение. - Режим доступа : http:// ru.journal-neo.org/2015/10/10/ugroza-terrorizma-v-tsentral-noj-azii/

33. Поминов, С. Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / Поминов Сергей Николаевич. - М., 2007.

34. Послание Президента РК - Лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия „Казахстан-2050" : новый политический курс состоявшегося государства» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - Режим доступа : http://akorda.kz/

35. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant. ru/71265528/#ixzz4RkTdYVzF

36. Президент провел заседание Совета Безопасности Российской Федерации, посвященное вопросам совершенствования государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности. 31 марта 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета Безопасности РФ. - Режим доступа : http://www.scrf.gov.ru/news/1052.html

37. Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде [Текст] : учеб. пособие / под ред. М. А. Мушинского. -Иркутск : ИРНИТУ, 2016.

38. Сагинтаев провел совещание по вопросам противодействия экстремизму и терроризму // Се-

тевое издание Zakon.kz [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://www.zakon.kz/4831869-sagintaev-provel-soveshhanie-po.html

39. Сергун, Е. П. Экстремизм в российском уголовном праве [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Сергун Евгений Петрович. -Тамбов, 2009.

40. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] : [утв. Президентом Рос Федерации 28 нояб. 2014 г. № Пр-2753] // Сайт Совета Безопасности РФ. - Режим доступа : http://www.scrf. gov.ru/documents/16/130.html

41. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 г. [Электронный ресурс] : [Указ Президента Республики Казахстан от 1 февр. 2010 г. № 922]. - Режим доступа : http://akorda.kz/

42. Токмаков, Д. С. Подходы к определению понятия экстремизм [Текст] / Д. С. Токмаков // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом : мат. науч.-практ. конф. - М. ; Ставрополь, 2015.

43. Тохтаров, А. А. Роль религиозного фактора в политике обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан [Текст] : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Тохтаров Аза-мат Аманович. - Алматы, 2010.

44. Чеботарев, А. Экстремизм в Казахстане: современное состояние и вопросы противодействия / Центральноазиатское бюро аналитической журналистики (САВАЯ). [Электронный ресурс] // - Режим доступа : http:// cabar.asia/ru/andrej-chebotarev-ekstremizm-v-kazahstane-sovremennoe-sostoyanie-i-voprosy-protivodejstviya///

45. Электронный ресурс. - Режим доступа : https://regnum.ru/news/society/2160667.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.