УДК 308(470/571) «20»:316.75 К.М. Ханбабаев
Противодействие религиозно-политическому экстремизму и терроризму в России (антиэкстремистская деятельность международного сообщества, армии,
спецслужб)
В статье даются рекомендации по повышению эффективности антиэкстремистской и антитеррори-стической деятельности международного сообщества, армии, специальных служб в современных условиях. В ней также говорится о необходимости активизации этой работы в экономическом и правовом направлениях.
Ключевые слова: религиозно-политический экстремизм, ислам, радикализация, антиэкстремистская, антитеррористическая деятельность, идеология, международное сообщество, армия, специальные службы, экономическое и правовое противодействие экстремизму и терроризму.
The article contains recommendations for improving anti-extremist and anti-terrorism efforts of the international community, the army and special services in the modern world. It also indicated to increase the effectiveness of this work in the economic and legal areas.
Keywords: religious-political extremism, Islam, radicalization, the anti-extremist, anti-terrorism and the ideology of the international community, army, special services, economic and legal opposition to extremism and terrorism.
Борьба с религиозно-политическим экстремизмом крайне сложна из-за многочисленных разновекторных факторов. Первый всплеск религиозно-политического экстремизма, который вышел за региональные рамки, последовал после введения Советской Армии в Афганистан. Военные кампании США в Ираке и Афганистане стали такими же катализаторами возникновения все новых и новых экстремистских организаций по всему миру. Борьба с религиозно-политическим экстремизмом, исламизмом будет длительной и тяжелой.
В Российской Федерации противодействие радикализации ислама должно носить всеобъемлющий и комплексный характер и развиваться по трем основным направлениям:
- формирование (совершенствование) механизмов защиты информационного пространства и населения от распространения идеологии терроризма и экстремизма;
- формирование (совершенствование) социально-политических, правовых, нравственных и иных основ для эффективного противодействия идеологии экстремизма и терроризма (в том числе просветительская, мобилизующая и инструктирующая составляющая);
- совершенствование системы и активизация информационного противодействия терроризму, реагирование на информационные вызовы путем консолидации усилий государства и институтов гражданского общества, включая научные учреждения, религиозные организации, творческие союзы, СМИ, бизнес-сообщество.
Необходимо принять следующие меры.
На межгосударственном уровне:
1. Действительное, а не мнимое объединение усилий ведущих государств мира по борьбе с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом. При этом интересы этой борьбы необходимо поставить выше национальных интересов того или иного государства.
2. Пресечение деятельности обществ, партий, группировок, всевозможных фондов, которые представляют собой легальное крыло экстремистских организаций, призванное отстаивать их интересы в столицах ведущих государств мира.
3. Постепенная ликвидация зон, не контролируемых центральными властями, в различных регионах мира (Афганистан, Пакистан, Таджикистан, Чечня, Грузия и т. д.).
4. Последовательное и твердое воздействие со стороны объединенного мирового сообщества (антитеррористическая коалиция, ООН, государства «большой восьмерки») на страны, которые в той или иной форме вольно или невольно потворствуют деятельности религиозно-политических экстремистских организаций. В первую очередь это Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Кувейт, Судан, Пакистан, Афганистан и некоторые другие.
Всем россиянам необходимо осознать, что наша страна и общество находятся в состоянии войны с экстремистами и террористами, цель которых - нанести нам поражение и навязать свою волю.
На стратегическом уровне необходимо признать это состояние войны и в соответствии с ним заниматься данной проблемой не время от времени, а постоянно, в комплексе решая вопросы военного, экономического, идеологического, психологического и дипломатического противостояния экстремистам. Это требует полной или частичной мобилизации возможностей государства для перестройки ведущейся борьбы с террористами. Пассивный и вялотекущий этап борьбы должен быть завершен. Необходимо, чтобы война с экстремистами и террористами стала наступательной, инициативной и упреждающей.
Армия
1. Необходимо создание высокопрофессиональных, хорошо обученных подразделений, специально предназначенных для ведения боевых действий в горной и лесистой местности среди враждебно настроенного местного населения, против врага, использующего партизанскую тактику боевых действий. Основой для них могут стать уже получившие боевой опыт части ВДВ и спецназа.
При этом целесообразно изучить опыт тех армий, которым ранее пришлось вести боевые действия в схожих условиях.
2. Необходимо оснастить эти подразделения новыми эффективными видами легкого (стрелкового) и тяжелого (военная техника) оружия, которое должно быть специально создано для ведения боевых действий против террористов. Также необходимо оснастить эти подразделения и армию в целом всеми современными видами связи, средствами защиты и необходимой амуницией.
3. В борьбе против экстремистов, террористов и сепаратистов перейти к тактике проведения упреждающих специальных операций по уничтожению банд боевиков, их лагерей в горах и труднодоступных населенных пунктах, а также их лидеров.
Специальные службы
1. Необходимо на определенное время остановить реформирование специальных служб. В 90-х годах ХХ в. под прикрытием разговоров о реформе на самом деле специальные службы методично разваливали. Поэтому противостоять экстремистам и террористам было некому. Группы «Альфа» и «Вымпел» расформировали после расстрела парламента в октябре 1993 года, агентурную сеть на Северном Кавказе ликвидировали, «реформы» привели к полной дезорганизации спецслужб. Поэтому в конце 1994 года вместо серии специальных операций по уничтожению основных лидеров сепаратистов и их основных вооруженных формирований последовал прямолинейный и кровавый новогодний штурм Грозного. Вместо операций по ликвидации бандформирований, захвативших Первомайск и Буденновск, мы получили печально знаменитый черномырдинский диалог с Басаевым.
Сегодня настало время, когда нужно руководствоваться лозунгом: «Больше спецот-рядов, чем танковых батальонов». Только подразделение специального назначения способно провести грамотную операцию по обезвреживанию банды, захватившей заложников. Примером может служить разгром банды экстремистов 14-15 октября 2005 года в Нальчике. За несколько часов спецназ прибыл в город, уничтожил большую часть отряда боевиков (92 человека) и еще 31 взял в плен.
2. На некоторое время необходимо ограничить критику армии и спецслужб в СМИ. В период военных действий против экстремистских и террористических организаций такая критика играет только на руку бандитам. Дискуссии целесообразно отложить до решающей победы над экстремизмом и терроризмом. В свою очередь, такое ограничение не должно препятствовать конструктивному, позитивному разбору итогов той или иной проведенной антитеррористической операции.
3. Необходимо исходить из того, что без сильных спецслужб не может быть эффективной борьбы как с международным экстремизмом и терроризмом, так и с другими угрозами интересам государства, включая различные виды конфликтов (сепаратистские, религиозные, межнациональные, расовые и другие).
4. Наряду с совершенствованием законодательства и правоприменительной практики могут быть предприняты и иные шаги, касающиеся, в частности, работы правоохранительных органов по борьбе с исламским религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом. С этой целью полезно ввести в программы подготовки и повышения квалификации судей, сотрудников МВД и прокуратуры, работающих в исламских регионах России или занимающихся соответствующей категорией дел, учебные курсы по основам ислама, шариата и мусульманско-правовой культуры. Это особенно актуально для республик Северного Кавказа. Кроме того, в системе учреждений юстиции, правосудия, МВД и прокуратуры полезно создать структуры, осуществляющие религиоведческую экспертизу, в том числе по вопросам ислама.
Координация действий
В деле борьбы с религиозно-политическим терроризмом в нашем государстве создан Национальный антитеррористический комитет, координирующий деятельность специальных служб, различных министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов и центров по борьбе с терроризмом, которые в той или иной степени причастны к борьбе с угрозами государству и обществу.
Экономическое направление
Целью борьбы на данном направлении должны быть пресечение финансовых потоков и ликвидация бизнес-структур, банков, предприятий, преступных сообществ, которые связаны с экстремистскими и террористическими организациями.
Для профилактики экстремизма необходимо проведение таких мероприятий, как осуществление со стороны государства социальной защиты граждан, борьба с бедностью, создание условий для честного труда за достойное материальное вознаграждение, что привело бы к нейтрализации экономических факторов экстремизма.
Правовое направление
Эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования закона:
- запрещающего пропаганду национальной и религиозной ненависти и вражды;
- запрещающего создание и деятельность общественных объединений, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
- запрещающего создание и деятельность общественных объединений, деятельность которых направлена на насильственное изменение основ конституционного строя и на-
рушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований;
- считающего недопустимым установление какой-либо религии в качестве государственной;
- устанавливающего равенство религиозных объединений перед законом.
Соблюдение конституционных норм об отделении религиозных объединений от государства и их равенстве перед законом дает возможность религиозным меньшинствам чувствовать себя защищенными от произвола чиновников, придает им уверенность в цивилизованном отношении к себе со стороны других конфессиональных общностей в будущем.
Отступления от названных норм, допускаемые государственными органами и должностными лицами в интересах доминирующей конфессии, стимулируют ее представителей на выступления за изъятие из Основного закона этих норм, сеют недовольство среди этнорелигиозных меньшинств, побуждая их подниматься на борьбу за равноправие, что может способствовать расширению базы потенциальных сторонников религиозно-политического экстремизма.
Анализ деятельности правоохранительных органов некоторых зарубежных государств также позволяет предложить отдельные мероприятия по противодействию преступности экстремистской направленности, где основное значение должна иметь грамотная и своевременная профилактическая работа, в которой правоохранительным органам большую помощь могут оказать педагогические коллективы школ, техникумов, колледжей и вузов (что способствовало бы нейтрализации образовательных факторов), работники органов местного самоуправления, представители общественных объединений (традиционных религиозных конфессий, спортивных секций и т. д.).
Поступила вредкцию 4 февраля 2011 г.