Научная статья на тему 'Противодействие преступлениям, связанным с хищениями бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов'

Противодействие преступлениям, связанным с хищениями бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выявление фактов хищений / преступления при реализации национальных проектов / противодействие преступлениям / хищение бюджетных средств / экономическая преступность / identification of facts of embezzlement / crimes in the implementation of national projects / countering crimes / embezzlement of budget funds / economic crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Динар Минзеферович Фарахиев

Актуальность настоящего исследования обусловлена увеличением количества регистрируемых преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов. Материалами исследования послужили доктринальные источники в области борьбы с преступлениями, совершаемыми в рамках реализации нацио-нальных проектов в России, а также положительный превентивный опыт подразделений эко-номической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Использованы общенауч-ные и частнонаучные методы познания; применялся структурно-логический метод, метод аналогии и обобщения. Проанализированы наиболее распространенные нарушения, связанные с хищениями денежных средств, выделяемых из бюджета для реализации национальных про-ектов. Рассмотрен положительный опыт правоприменительной практики по выявлению и до-кументированию фактов хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию националь-ных проектов. Предложены результаты авторского исследования, выраженные в разработке последовательности совершения действий для повышения эффективности раскрытия и рас-следования преступлений исследуемой категории. Автор указывает на значимость опера-тивно-розыскной деятельности, а именно деятельности подразделений экономической безопас-ности и противодействия коррупции МВД России в процессе противодействия преступлениям, связанным с хищениями бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проек-тов. В заключении предложены методические рекомендации территориальным руководителям подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Динар Минзеферович Фарахиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering crimes related to embezzlement of budget funds allocated for the implementation of national projects

The relevance of this study is due to the increase in the number of registered crimes related to the theft of budget funds allocated for the implementation of national projects. The materials of the study were doctrinal sources in the field of combating crimes committed as part of the implementa-tion of national projects in Russia, as well as the positive preventive experience of the economic secu-rity and anti-corruption departments of the Russian Ministry of Internal Affairs. General scientific and particular scientific methods of cognition were used; the structural-logical method, the method of analogy and generalization were used. Analyzed the most common violations associated with the theft of funds allocated from the budget for the implementation of national projects. The positive experi-ence of law enforcement practice in identifying and documenting the facts of embezzlement of budg-etary funds allocated for the implementation of national projects is considered. The results of the author's research, expressed in the development of a sequence of actions to improve the efficiency of disclosure and investigation of crimes of the category under study, are proposed. The author points out the importance of operational-search activities, namely the activities of the economic security and anti-corruption units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of countering crimes related to the theft of budget funds allocated for the implementation of national projects. In conclu-sion, methodological recommendations are proposed for the territorial heads of the economic secu-rity and anti-corruption departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Противодействие преступлениям, связанным с хищениями бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов»

Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 3. С. 107-116 North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(3):107-116

Проблемы уголовного права и процесса

Научная статья УДК 336.14+343.85

https://doi.org/10.22394/2074-7306-2023-1-3-107-116

Противодействие преступлениям, связанным с хищениями бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов

Динар Минзеферович Фарахиев

Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан, Казань, Россия, dfarakhiev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6419-7701

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена увеличением количества регистрируемых преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов. Материалами исследования послужили доктринальные источники в области борьбы с преступлениями, совершаемыми в рамках реализации национальных проектов в России, а также положительный превентивный опыт подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Использованы общенаучные и частнонаучные методы познания; применялся структурно-логический метод, метод аналогии и обобщения. Проанализированы наиболее распространенные нарушения, связанные с хищениями денежных средств, выделяемых из бюджета для реализации национальных проектов. Рассмотрен положительный опыт правоприменительной практики по выявлению и документированию фактов хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов. Предложены результаты авторского исследования, выраженные в разработке последовательности совершения действий для повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений исследуемой категории. Автор указывает на значимость оперативно-розыскной деятельности, а именно деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России в процессе противодействия преступлениям, связанным с хищениями бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов. В заключении предложены методические рекомендации территориальным руководителям подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Ключевые слова: выявление фактов хищений, преступления при реализации национальных проектов, противодействие преступлениям, хищение бюджетных средств, экономическая преступность

Для цитирования: Фарахиев Д. М. Противодействие преступлениям, связанным с хищениями бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов / / Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 3. С. 107-116. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2023-1-3-107-116. EDN WMVVEK

Problems of Criminal Law and Process

Original article

Countering crimes related to embezzlement of budget funds allocated for the implementation of national projects

Dinar М. Farakhiev

Economic Security and Anti-Corruption Department of the Ministry of Internal Affairs for the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, dfarakhiev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6419-7701

© Фарахиев Д. М., 2023

EDN WMVVEK

Abstract. The relevance of this study is due to the increase in the number of registered crimes related to the theft of budget funds allocated for the implementation of national projects. The materials of the study were doctrinal sources in the field of combating crimes committed as part of the implementation of national projects in Russia, as well as the positive preventive experience of the economic security and anti-corruption departments of the Russian Ministry of Internal Affairs. General scientific and particular scientific methods of cognition were used; the structural-logical method, the method of analogy and generalization were used. Analyzed the most common violations associated with the theft of funds allocated from the budget for the implementation of national projects. The positive experience of law enforcement practice in identifying and documenting the facts of embezzlement of budgetary funds allocated for the implementation of national projects is considered. The results of the author's research, expressed in the development of a sequence of actions to improve the efficiency of disclosure and investigation of crimes of the category under study, are proposed. The author points out the importance of operational-search activities, namely the activities of the economic security and anti-corruption units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of countering crimes related to the theft of budget funds allocated for the implementation of national projects. In conclusion, methodological recommendations are proposed for the territorial heads of the economic security and anti-corruption departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Keywords: identification of facts of embezzlement, crimes in the implementation of national projects, countering crimes, embezzlement of budget funds, economic crime

For citation: Farakhiev D. M. Countering crimes related to embezzlement of budget funds allocated for the implementation of national projects. North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(3):107-116. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-107-116. EDN WMVVEK

В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека Президент РФ В. В. Путин постановил разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам национальные проекты (программы) по следующим направлениям: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры1.

В настоящее время в условиях геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики национальные проекты в нашей стране - это тот инструмент социально-экономического развития государства, на который выделяются масштабные бюджетные денежные средства. В свою очередь, бюджетные денежные средства выступают в качестве финансового ядра реализации национальных проектов. В связи с выделением больших бюджетных средств на реализацию национальных проектов, возникают коррупционные риски, сопряженные с их хищением. В процессе хищения бюджетных средств ущерб причиняется как имущественным отношениям, так и общественным, которые, в свою очередь, регулируют деятельность органов государственной и муниципальной властей [1, c. 199].

1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

Согласно данным Генеральной прокуратуры России, число зарегистрированных преступлений, связанных с реализацией национального проекта «Демография» за 2022 год составляет более 1790 случаев. В случае с национальным проектом «Жилье и городская среда», число преступлений составляет более 230 случаев, «Образование» - 121 случай, «Здравоохранение» - 100 случаев1.

Председатель Следственного комитета России (далее - СК РФ) А. И. Бастрыкин 4 апреля 2023 г. в режиме видео-конференц-связи провел оперативное совещание по вопросам расследования территориальными следственными органами преступлений, связанных с реализацией национальных проектов. Председатель СК РФ отметил, что всего в минувшем году территориальными следственными органами возбуждено 634 уголовных дела данной категории, что на 8 % превышает показатель 2021 г. Наибольшее их количество связано с демографическими и жилищными программами2.

Таким образом, область бюджетного финансирования является ключевым элементом экономической составляющей страны, характеризующая уровень стабильности финансовой системы. В данном контексте актуализируется оперативно-розыскное сопровождение в рамках реализации национальных проектов, поскольку данная область выступает объектом ее влияния в силу особой привлекательности со стороны криминальных структур.

Особенности предупредительной деятельности, связанной с хищениями бюджетных средств, выделенных в рамках реализации национальных проектов, комплексно исследовались в фундаментальных трудах Ю. Ю. Бражина [1-4], Н. Д. Бут [5], П. И. Иванова [6], Р. А. Мангасарова [7], А. В. Телкова [8] и др.

Так, профессор П. И. Иванов справедливо указывает на то, что: «Многолетняя практика убедительно доказала эффективность принимаемых оперативно-розыскных мер по недопущению преступного завладения бюджетными средствами. В этом смысле сфера бюджетного финансирования может быть представлена как специфическая среда, в которой непосредственно находит свое проявление экономическая и коррупционная преступность» [6, с. 124]. Также, автор рассматривает оперативно-розыскные меры, осуществляемые в целях противодействия хищениям средств, выделенных, в нашем случае, на реализацию национальных проектов.

Рассматривая коррупцию в качестве сдерживающего фактора реализации национальных проектов в России, Ю. М. Кравчинко пишет: «Приходится констатировать, что масштабное распространение получили и такие мошеннически-коррупционные схемы, как злоупотребление правом в лице конкурсантов торгов путём подачи заведомо необоснованных жалоб в компетентные органы. Такие инструменты манипуляции создают серьёзные преграды к соблюдению сроков закупок, в результате чего закупка может быть полностью сорвана. Особенно ярко коррупционный аспект проявляется при реализации таких нацпроектов, как «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Здравоохранение»» [9, с. 68].

При реализации национальных проектов зачастую не соблюдаются положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ3, в результате которых выделенные бюджетные средства расходуются неэффективно либо не по назначению. Так, Н. Д. Бут к наиболее распространенным нарушения относит следующее [5, с. 13-14]:

1 Генпрокуратура раскрыла число преступлений при реализации нацпроектов. URL: https://www.rbc.ru/society/10/12/2022/6390a7519a79474abccf588c (дата обращения: 24.04.2023].

2 Председатель Следственного комитета России провел оперативное совещание в режиме видео-кон-ференц-связи. URL: https://sledcom.ru/news/item/1777046/ (дата обращения: 08.04.2023].

3 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023] // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

1) недостаточное нормативно-правовое обеспечение государственных и муниципальных закупок;

2) несоблюдение правовых норм по определению закупочных обязанностей, времени сдачи и содержания план-графиков;

3) заключение договоров с единственным поставщиком (прямые договоры);

4) не исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены договора (НМЦД), неправильное ее определение и завышение цен;

5) дробление контрактов (договоров);

6) нарушения порядка утверждения аукционной, конкурсной и котировочной документации;

7) неправомерное внесение изменений в контракты (договоры);

8) внесение недостоверных сведений в акты выполненных работ (КС-2);

9) отсутствие контроля за исполнением пунктов контракта со стороны куратора в лице заказчика;

10) оплата невыполненных работ, неоказанных услуг, не поставленных товаров, искусственное завышение объемов работ и др., вследствие которых происходит хищение бюджетных средств.

В целях недопущения и противодействия хищениям бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации национальных проектов, свои функциональные обязанности осуществляют сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее - подразделения ЭБиПК). К основным функциям подразделений ЭБиПК, согласно Приказу МВД России от 16.03.2015 № 340, следует относить организацию и участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления в области финансирования целевых программ и национальных проектов, сопровождения крупнейших инвестиционных проектов, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд; в бюджетной сфере и при ограничении конкуренции1. В рамках осуществления данной функции сотрудники исследуемого подразделения осуществляют комплекс оперативно-розыскных и иных мероприятий по выявлению и пресечению фактов хищений бюджетных средств, выделяемых для государственных и муниципальных нужд, на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных целевых программ [7, c. 19].

В условиях финансово-экономической нестабильности, геополитического и санкци-онного давления на развитие российской экономики2 бережливое и рачительное использование бюджетных средств становится поистине общегосударственной задачей. «В ее решении особая роль в системе органов внутренних дел отводится подразделениям ЭБиПК, выступающим головной службой по организации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями, совершаемыми прежде всего в организованной форме», справедливо отмечает профессор П. И. Иванов [6, с. 124]. Также автор предлагает следующий комплекс мер, который необходимо осуществлять сотрудникам подразделений ЭБиПК: «1) меры нормативно-правового характера; 2) меры организационного плана; 3) меры, затрагивающие оперативно-тактический аспект» [6, c. 124].

1 Об утверждении Положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 16.03.2015 № 340 (по состоянию на 01.03.2017) // Справ.-правовая система «Гарант» (дата обращения: 03.04.2023).

2 Об особенностях реализации национальных проектов (программ), федеральных проектов, ведомственных проектов и региональных проектов в условиях геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики: Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 № 628 // СЗ РФ. 2022. № 16. Ст. 2670.

Результатом эффективного практического применения профессиональных навыков явилось возбуждение нескольких уголовных дел по ч. 3 ст. 159, ч. 4 ст. 159 УК РФ в Удмуртской Республике, Калужской, Липецкой и Тульской областях. Кроме того, в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и документирование фактов хищения бюджетных средств в рамках реализации федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов», выявлены факты совершения преступлений коррупционной направленности (ч. 5 ст. 290, ч. 4 ст. 291 УК РФ).

Так, по материалам правоприменительной практики Управления «Р» Главного управления ЭБиПК МВД России и Управления ЭБиПК МВД по Удмуртской Республике следует, что 13.04.2022 СЧ СУ МВД по Удмуртской Республике возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту завышения объема выполненных работ ООО «...» по размещению отходов донных отложений на полигоне «...» ООО «...» на сумму свыше 250 тыс. рублей в рамках исполнения государственного контракта, заключенного между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и ООО «...» на выполнение работ по расчистке русла реки «...» в «...» районе Удмуртской Республики в рамках федерального проекта национального проекта «Экология».

Сотрудниками Управления «Р» Главного управления ЭБиПК МВД России совместно с Управления ЭБиПК УМВД России по Тульской области установлено, что ООО «...» в ходе исполнения государственного контракта, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области и ООО «...» на выполнение работ по расчистке участка реки «...» в п. «...» Тульской области в рамках национального проекта «Экология», совершили хищение денежных средств в сумме более 2,2 млн. рублей. По данному факту 10.06.2022 СУ СК России по Тульской области возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

По материалам Управления «Р» Главного управления ЭБиПК МВД России и Управления ЭБиПК УМВД России по Липецкой области 03.11.2022 СЧ СУ УМВД России по Липецкой области возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения руководителями ООО «...» бюджетных средств в размере более 37,6 млн руб., выделенных в рамках федерального проекта национального проекта «Экология» на экологическую реабилитацию реки «...», путем завышения объема выполненных работ в актах по форме КС-2.

В 2021 г. сотрудниками Управления «Р» Главного управления ЭБиПК МВД России получена информация о возможных фактах хищения бюджетных средств неустановленными лицами из числа руководителей ООО «...» в ходе реализации федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология» на территории Калужской области.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий установлено, что в 2020 г. между Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области и ООО «...» заключен государственный контракт на выполнение работ по экологической реабилитации «...» водохранилища в г. «...» Калужской области на сумму свыше 157 млн руб.

Для установления фактических объемов выполненных работ по данному контракту сотрудниками Главного управления ЭБиПК МВД России совместно с сотрудниками ФГБВУ «Центррегионводхоз», с использованием гидрологического и спутникового оборудования проведен осмотр акватории «...» водохранилища, в ходе которого выявлены грубейшие нарушения и факты невыполнения работ, предусмотренных контрактом. Так, установлено, что работы по дноуглублению и расчистке растительности не проведены, либо выполнены в объеме, меньшем заявленного.

Также из ГК «Роскосмос» получены материалы космической съемки «...» водохранилища за период с 01.01.2018 по 14.12.2020 с целью установления площади береговой растительности.

Организовано взаимодействие с Управлением ЭБиПК Управления МВД России по Калужской области. В результате проведенных совместных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на проверку информации о возможных фактах хищения бюджетных средств неустановленными лицами из числа руководителей ООО «...» в ходе исполнения государственного контракта на выполнение работ по экологической реабилитации «...» водохранилища, получена информация о наличии у одного из руководителей указанной организации умысла на дачу взятки должностному лицу Министерства строительства Калужской области за подтверждение выполнения работ в полном объеме, соответствия их качества и объема условиям контракта, а также за неприменение соответствующих мер при выявлении нарушений при исполнении контракта.

В результате реализации оперативных материалов указанное должностное лицо Министерства строительства Калужской области задержано при получении взятки. По данному факту СУ СК России по Калужской области 20.02.2021 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ. В настоящее время, предварительное следствие по данному уголовному делу окончено и направлено в суд. Обвиняемый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, и приговорен к реальному лишению свободы. 03.03.2021 в отношении лица, из числа руководителей ООО «...», возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ. Данное лицо задержано, а в дальнейшем судебным решением заключено под стражу. Уголовное дело также было направлено в суд, обвиняемый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ, и приговорен к реальному лишению свободы.

В ходе проведения мероприятий, направленных на проверку информации о возможных фактах хищения бюджетных средств неустановленными лицами из числа руководителей ООО «...» в ходе исполнения государственного контракта на выполнение работ по экологической реабилитации «...» водохранилища, силами отдела документальных проверок и исследований Управления ЭБиПК Управления МВД России по Калужской области проведено исследование документов, в результате чего установлено, что разница между утилизацией водной растительности, грунта из геотубов на специальное предприятие ООО «...» - полигон утилизации «...», расположенное на территории Брянской области, согласно актам ООО «...» и по итогам исследования ФГБВУ «Центррегионводхоз», составила более 140 000 куб. м, в сумме более 37 млн руб.

Проведен осмотр места происшествия, а именно офиса ООО «...», в ходе которого изъяты талоны на утилизацию и опрошены сотрудники полигона по интересующим обстоятельствам. Кроме того, из ГИБДД получены данные в отношении автомашин, предоставленных по договору аренды, якобы осуществлявших доставку грунта от площадок хранения в г. «...» до полигона в Брянской области. Установлено, что в проверяемый период времени данные автомашины находились на территории Московской области. Проведены опросы сотрудников ООО «...», Министерством природных ресурсов и экологии Калужской области и Министерства строительства Калужской области.

В результате совместных оперативно-розыскных мероприятий Управления «Р» Главного управления ЭБиПК МВД России и Управления ЭБиПК Управления МВД России по Калужской области установлено, что неустановленное лицо из числа руководства ООО «...», имея умысел на завладение бюджетными средствами, предоставил в подведомственную Министерству строительства Калужской области организацию акты выполненных работ по форме КС-2, КС-3, содержащие заведомо ложные сведения о выполненных работах в рамках государственного контракта на выполнение работ по экологической реабилитации «...» водохранилища в г. «...» Калужской области, похитило бюджетные денежные средства в размере свыше 37 млн руб. По данному факту 21.06.2021 СЧ СУ УМВД России по г. Калуге

возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Проанализировав весьма интересный положительных опыт Главного управления ЭБиПК МВД России, подразделений ЭБиПК МВД по Удмуртской Республике, Управления МВД России по Калужской, Липецкой, Тульской областей, целесообразно обратиться к мнению П.И. Иванова, который, рассматривая оперативно-розыскной аспект выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств, учитывая большие средства, выделяемые из консолидированного бюджета страны, со своей стороны предлагает принять на региональном и муниципальном уровнях целевые программы по защите бюджетных средств, предназначенных для реализации национальных проектов (программ), в частности, «Развитие АПК», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт» [10, с. 126].

На наш взгляд, для повышения эффективного выявления и документирования фактов хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:

1. Истребовать из контрольных органов либо получить из открытых источников (www.zakupki.gov) сведения о контракте на выполнение работ, оказание услуг.

2. Наведение справок в налоговом органе по месту налогового учета исполнителя контракта с целью получения сведений о руководителях, учредителях, банках обслуживания и счетах.

3. Наведение справок по отношению к подрядной организации в целях получения заверенных копий документов по взаимоотношениям с заказчиком и субподрядчиком (при наличии). Выявлять должностных лиц подрядных организаций и осуществлять их опрос по обстоятельствам заключения государственных и муниципальных контрактов, их исполнения, сдачи-приемки работ, оплаты и прочее.

4. Наведение справок по отношению к заказчику в целях получения заверенных копий документов по взаимоотношениям с подрядными организациями (получение контрактов, счетов-фактур, платежных документов, актов сверки и выполненных работ и т.д.). Выявлять должностных лиц заказчика и осуществлять их опрос по обстоятельствам заключения контрактов, их исполнения, сдачи-приемки работ и прочее.

5. Определять, в каком из территориальных контрольных надзорных органов либо филиале имеются возможности (необходимая техника, специалисты) для проведения обследования.

6. Установить сотрудников организации-подрядчиков и субподрядчиков, водителей автомобилей (спецтехники), работавших на объекте, опросить их по обстоятельствах их работы на данном объекте, в том числе об объеме выполненных работ, лиц, руководивших ими, и осуществлявших контроль за ведением работ и прочее.

7. Проводить встречную проверку на указанных предприятиях, в ходе которой истребовать необходимые видеозаписи, талоны и пропуски на территорию, а также провести опрос сотрудников по вопросам доставки и разгрузки интересующих отходов.

8. С использованием данных системы «Поток», систем видеонаблюдения «Росавто-дор», а также операторов системы «Глонасс» установить перемещались ли автомобили исполнителя контракта, подрядных организаций, субподрядчика на территории объекта.

9. Организовать исследование документов либо проведение экспертизы с целью установления суммы ущерба, причиненного бюджету, а также целей расходования подрядной организацией денежных средств, полученных в качестве оплаты по контракту.

10. В случае установления нарушений законодательства, материал проверки необходимо направить в следственное подразделение. При наличии достаточных данных возбуждается уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

11. В рамках предварительного расследования уголовного дела необходимо провести экспертизу с целью установления истинного объема выполненных работ.

Проведенное исследование приводит автора к следующим выводам:

Во-первых, обеспечение безопасности бюджетных средств, направляемых на реализацию национальных проектов, в первую очередь включает в себя разработку научно-обоснованного комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности, связанных с хищением бюджетных средств.

Во-вторых, оперативно-розыскное обеспечение исследуемой нами деятельности стремится достичь две цели: декриминализовать область незаконного освоения бюджетных средств и минимизировать воздействие на нее отрицательных факторов.

В-третьих, в целях обеспечения стабильного мониторинга за состоянием криминогенной ситуации в исследуемой области, следует сформировать организационно-правовой механизм, который позволит отслеживать движения бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов.

В-четвертых, в процессе противодействия преступлениям, связанным с хищением бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, необходимо соблюдать определенный алгоритм осуществления оперативно-розыскных и иных мероприятий, который рассмотрен нами в описательной части исследования.

В-пятых, рассматривая положительный опыт противодействия преступлениям, связанным с хищениями бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, отмечается слаженное взаимодействие территориальных подразделений ЭБиПК с Главным управлением ЭБиПК МВД России. В данном направлении предлагается также активно взаимодействовать с Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг), в функции которой входит противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Росфинмониторинг также осуществляет функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами1.

В заключении также предлагается руководителям территориальных подразделений ЭБиПК осуществлять:

- организованную систему оперативного отслеживания бюджетных средств, т.е. движение денежных средств от распорядителя до подрядных и субподрядных организаций, принимая во внимание особенности территории обслуживания и объемов финансирования; здесь же предлагается рассмотреть вопрос о предоставлении доступа к системе «Электронный бюджет»;

- оценку коррупционных рисков в области закупок для государственных (муниципальных) нужд и закупок отдельными юридическими лицам; определять вероятные угрозы, которые требуют повышенного внимания со стороны правоохранительных органов. На наш взгляд, это позволить оперативно пресекать преступления, связанные с хищением бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (например, выявление совершения подозрительных финансовых операций, отсутствие капитала у подрядной организации, малочисленность сотрудников и прочее);

1 Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 (ред. от 27.03.2023) // СЗ РФ. 2012. № 25. Ст. 3314.

- внедрение в деятельность сотрудников сервиса «Личный кабинет правоохранительного органа», который разработан Росминмониторингом;

- высококвалифицированную подготовку сотрудников подразделений ЭБиПК в области выявления и документирования фактов хищения бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов; в области контроля за выполнение соответствующих работ в рамках реализации национальных проектов;

- планирование и прогнозирование динамики преступности в рамках реализации национальных проектов; разработку схем и механизмов хищения бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов; организовать взаимодействие с налоговой службой, Росфинмониторингом и соседними региональными подразделениями ЭБиПК при проверке фактов хищения бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов.

Список источников

1. Бражин Ю. Ю. Актуальные проблемы противодействия хищениям бюджетных средств в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : Материалы XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Красноярск, 02-03 апреля 2020 года / Отв. ред. Д.В. Ким. Часть 2. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2020. С. 199-201.

2. Бражин Ю. Ю. Правовая оценка признаков субъективной стороны служебно-экономиче-ских преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 4(56). С. 152-157. DOI 10.36511/2078-5356-2021-4-152-157.

3. Бражин Ю. Ю. Теоретико-прикладное исследование критериев социальной обусловленности уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение» // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2021. № 2(30). С. 130-137.

4. Бражин Ю. Ю. Теоретико-прикладное исследование служебно-экономических преступлений в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение»: сущность и содержание // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 2(94). С. 95-100. DOI 10.35750/2071-8284-2022-2-95-100.

5. Данилов Д. Ю., Бут Н. Д. Обеспечение законности в сфере реализации национальных проектов средствами прокурорского надзора // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 1(81). С. 12-18.

6. Иванов П. И. Криминальные проявления в сфере реализации национальных проектов (программ): меры оперативно-розыскного противодействия // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2022. № 3(60). С. 121-127.

7. Мангасаров Р. А. Борьба с преступлениями экономической и коррупционной направленности, связанными с распределением и использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов и федеральных целевых программ // Полицейская и следственная деятельность. 2022. № 1. С. 17-29.

8. Телков А. В. Некоторые аспекты защиты национальных проектов посредством оперативно-розыскной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2021. № 3. С. 117-125. DOI 10.24412/2071-6184-2021-3-117-125.

9. Кравченко Ю. М. Коррупция как сдерживающий фактор реализации национальных проектов в России // Актуальные проблемы противодействия коррупции в современных условиях: теория и практика : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 22 декабря 2021 года. Нижний Новгород: Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. С. 67-71.

10. Иванов П. И. Об особенностях выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств (оперативно-розыскной аспект) // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3(59). С. 123-131. DOI 10.24412/20729391-2021-359-123-131.

References

1. Brazhin Yu. Yu. Actual problems of countering the theft of budget funds in the implementation of the national project "Health". In: Actual problems of combating crime: issues of theory and practice: Proceedings of the XXIII International Scientific and Practical Conference. In 2 parts, Krasnoyarsk, April 02-03, 2020 / Managing editor D.V. Kim. Part 2. Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020: P. 199-201. (In Russ.)

2. Brazhin Yu.Yu. Legal assessment of the signs of the subjective side of service and economic crimes in the implementation of the national project "Health". Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;4(56):152-157. DOI 10.36511/20785356-2021-4-152-157. (In Russ.)

3. Brazhin Yu. Yu. Theoretical and applied research of the criteria of social conditionality of the criminal law protection of public relations in the sphere of the implementation of the national project "Healthcare". Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;2(30):130-137. (In Russ.)

4. Brazhin Yu. Yu. Theoretical and applied research of service and economic crimes in the sphere of the implementation of the national project "Healthcare": essence and content. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;2(94):95-100. DOI 10.35750/2071-8284-2022-2-95100 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Danilov D. Yu., But N. D. Ensuring the rule of law in the implementation of national projects by means of prosecutorial supervision. Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2021;1(81):12-18. (In Russ.)

6. Ivanov P. I. Criminal manifestations in the sphere of implementation of national projects (programs): measures of operational-search countermeasures. Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;3(60):121-127. (In Russ.)

7. Mangasarov R. A. Combating economic and corruption crimes related to the distribution and use of budgetary funds allocated for the implementation of national projects and federal targeted programs. Police and Investigative Activities. 2022;(1):17-29. (In Russ.)

8. Telkov A. V. Some aspects of the protection of national projects through operational-search activities. News of the Tula State University. Economic and legal sciences. 2021;(3):117-125. DOI 10.24412/2071-61842021-3-117-125 (In Russ.)

9. Kravchenko Yu.M. Corruption as a deterrent to the implementation of national projects in Russia. In: Actual problems of combating corruption in modern conditions: theory and practice: a collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Nizhny Novgorod, December 22, 2021. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of RANEPA, 2022:67 71. (In Russ.)

10. Ivanov P. I. On the features of identifying and disclosing economic and corruption crimes committed during the development of budgetary funds (operational-search aspect). Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;3(59):123-131. DOI 10.24412/2072-9391-2021359-123-131 (In Russ.)

Информация об авторе

Д. М. Фарахиев - оперуполномоченный Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан.

Information about the author

D. M. Farakhiev - Detective of the Department of Economic Security and Anti-Corruption of the MIA for the Republic of Tatarstan.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest

Статья поступила в редакцию 10.07.2023; одобрена после рецензирования 28.08.2023; принята к публикации 29.08.2023.

The article was submitted 10.07.2023; approved after reviewing 28.08.2023; accepted for publication 29.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.