Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ЖИВОТНЫЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Отбоева Р. Р.

Статья посвящена исследованию проблем теоретического и практического характера в рамках противодействия органов внутренних дел Российской Федерации жестокому обращению с животными. Автор на основе результатов проведенных социологического опроса и интервьюирования сотрудников подразделений дознания и следствия, а также изучения следственно-судебной практики по делам данной категории, приводит наиболее значительные сложности, возникающие в связи с реализацией служебной деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению деяний, предусмотренных ст. 245 УК РФ. На основе результатов проведенного исследования автором предложены направления для оптимизации служебной деятельности в рамках противодействия жестокому обращению с животными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO CRUELTY TO ANIMALS

The article is devoted to the study of theoretical and practical problems in the framework of countering the cruel treatment of animals by the internal affairs bodies of the Russian Federation. The author, based on the results of a sociological survey and interviews with employees of inquiry and investigation units, as well as a study of investigative and judicial practice in cases of this category, cites the most significant difficulties arising in connection with the implementation of official activities for the disclosure, investigation and prevention of acts under Art. 245 of the Criminal Code of the Russian Federation. Based on the results of the study, the author proposes directions for optimizing performance in the framework of combating cruelty to animals.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-181-186 NIION: 2003-0059-2/22-243 MOSURED: 77/27-003-2022-02-442

Противодействие органов внутренних дел Российской Федерации жестокому обращению с животными

Регина Ринатовна Отбоева

Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия, regina3420@yandex.ru Научный руководитель: профессор кафедры уголовного права Казанского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор Ф. Р. Сундуров

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем теоретического и практического характера в рамках противодействия органов внутренних дел Российской Федерации жестокому обращению с животными. Автор на основе результатов проведенных социологического опроса и интервьюирования сотрудников подразделений дознания и следствия, а также изучения следственно-судебной практики по делам данной категории, приводит наиболее значительные сложности, возникающие в связи с реализацией служебной деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению деяний, предусмотренных ст. 245 УК РФ. На основе результатов проведенного исследования автором предложены направления для оптимизации служебной деятельности в рамках противодействия жестокому обращению с животными.

Ключевые слова: органы внутренних дел, жестокое обращение, животные, противодействие Для цитирования: Отбоева Р. Р. Противодействие органов внутренних дел Российской Федерации жестокому обращению с животными // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 181-186. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-181-186.

Original article

Counteraction to cruelty to animals by the internal affairs bodies

of the Russian Federation

Regina R. Otboeva

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Russia, regina3420@yandex.ru Scientific adviser: Professor of the Department of Criminal Law of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor F. R. Sundurov

Abstract. The article is devoted to the study of theoretical and practical problems in the framework of countering the cruel treatment of animals by the internal affairs bodies of the Russian Federation. The author, based on the results of a sociological survey and interviews with employees of inquiry and investigation units, as well as a study of investigative and judicial practice in cases of this category, cites the most significant difficulties arising in connection with the implementation of official activities for the disclosure, investigation and prevention of acts under Art. 245 of the Criminal Code of the Russian Federation. Based on the results of the study, the author proposes directions for optimizing performance in the framework of combating cruelty to animals. Keywords: police, cruel treatment, animals, animal abuse

For citation: Otboeva R. R. Counteraction of the internal affairs bodies of the Russian Federation to cruelty to animals. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):181-186. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-181-186.

Все больше внимания, как общественности, так стокого обращения с ними. Данные правонарушения и органов законодательной власти, обращено на раз- нередко сопряжены со значительным общественным личные аспекты правовой защиты животных от же- резонансом, а также посягают на общественные отно-

© Отбоева Р. Р., 2022

шения в сфере нравственности.

В этой связи, проблема противодействия жестокому обращению с животными является достаточно актуальной для Российской Федерации. Раскрытие, расследование и предупреждение жестокого обращения с животными находится в компетенции органов внутренних дел, что ставит на повестку дня проблему совершенствования служебной деятельности в рамках данного направления.

С целью выявления проблем правоприменительной деятельности по делам данной категории, нами исследованы материалы следственно-судебной практики за период 2017-2021 гг., проведено самостоятельное исследование в форме социологического опроса, а также интервьюирование сотрудников органов дознания и следствия Республики Татарстан, Чувашской Республики, Удмуртской Республики, Республики Мордовия, Республики Башкортостан, Самарской области, Оренбургской области в количестве 58 человек (Анкета указана в Приложении 1).

В целях структурного изложения результатов проведенного исследования, мы дифференцировали проблемы правоприменения на проблемы раскрытия, расследования и предупреждения жестокого обращения с животными.

Как правило, в результате жестокого обращения страдают безнадзорные животные, что затрудняет поиск и выявление деяний, имеющих признаки состава преступления, предусмотренного ст. 245 Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее — УК РФ), поскольку по делам данной категории фактически отсутствует заявитель.

В этой связи, выявление фактов жестокого обращения с животными, как правило, происходит волонтерами зоозащитных организаций, сотрудниками патрульно-постовой службы или участковыми уполномоченными полиции.

Аналогичная практика широко распространена в зарубежных странах. Например, в странах американского и европейского регионов зоозащитные общественные организации занимают важное место в правоохранительной деятельности, поскольку самостоятельно выявляют факты жестокого обращения с животными, передают выявленную информацию в правоохранительные органы, проводят специализированные образовательные программы для сотрудников полиции, а также привлекаются в качестве экспертов2.

Следовательно, в сфере раскрытия и документи-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2 См. например, American Society for the Prevention of Cruelty to Animals. URL: https://www.aspca.org/ (дата обращения: 23.11.2021);

NYPD Partnership. URL: https://www.aspca.org/animal-protection/nypd-partnership (дата обращения: 23.11.2021).

рования фактов жестокого обращения с животными опыт органов внутренних дел Российской Федерации соответствует общемировым тенденциям за исключением значительно меньшего привлечения волонтеров зоозащитных организаций.

Однако наличие значительных сложностей респонденты отметили в рамках расследования фактов жестокого обращения с животными. К аналогичным выводам приходят другие авторы, исследующие данную проблематику. Так, например, по мнению О. М. Алехиной, состав преступления, предусмотренный ст. 245 УК РФ, отличается сложностью в собирании доказательственной базы [1, с. 66].

Проведенное нами исследование позволяет отметить, что около половины уголовных дел, возбуждаемых по ст. 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными», приостанавливается на основании п. 1 ч. 1. ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ)3, в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено.

Действительно, выявление животного с травмами и повреждениями еще не свидетельствует о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ. Дополнительной сложностью характеризуются данные деяния, сопряженные с публичной демонстрацией содеянного в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет. Причиной тому является анонимность автора противоправного контента.

По уголовным делам данной категории, как правило, назначают судебно-ветеринарную экспертизу для установления причин физического вреда или гибели животного, определения степени тяжести причиненного вреда его здоровью, а также иных вопросов. Для установления вида, пола и возраста по частям останков животного производят ветеринарно-биологиче-скую экспертизу. Именно с назначением экспертизы большинство респондентов и отметили наличие сложностей, поскольку лишь экспертизой возможно установить наличие причинно-следственной связи между действиями лица и причиненным животному вредом.

Для наиболее полного и точного описания животного, следов механического или другого воздействия, а в случае его гибели, для освидетельствования, к осмотру места происшествия привлекается специалист — ветеринарный врач или зоотехник.

Дополнительные сложности возникают в связи с особенностями квалификации деяния. В частности, при определении мотивов подозреваемого, поскольку в диспозиции ст. 245 УК РФ указано, что жестокое

3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 12.07.2021 г.) // Российская газета. 2001. № 249.

обращение с животным совершается в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, однако отсутствует указание на возможность совершения данного деяния исходя из других мотивов, или при наличии косвенного умысла. Тогда как отдельные ученые считают, что исследуемое преступное деяние может совершаться и с косвенным умыслом [2, с. 36].

Ряд опрошенных респондентов отметили, что несовершенство актуальной редакции ст. 245 УК РФ препятствует возможности привлечения к ответственности за жестокое обращение с животными, а, следовательно, достижению целей наказания.

Результаты проведенного исследования также позволяют отметить следующее:

• 75 % опрошенных оценили негативно перспективу введения института административной преюдиции относительно ст. 245 УК РФ;

• 63 % респондентов считают необходимым снижение возраста уголовной ответственности по ст. 245 УК РФ;

• 56 % респондентов считают, что необходимо дополнительное ужесточение санкций ст. 245 УК РФ.

Таким образом, одним из ключевых направлений должно стать совершенствование уголовно-правового противодействия жестокому обращению с животными.

Не менее важной задачей органов внутренних дел является профилактика жестокого обращения с животными, однако и данное направление осложняется рядом обстоятельств.

Дознаватель или следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона, что предусмотрено ст. 158 УПК РФ.

Однако приоритетным направлением в профилактической работе является проведение индивидуальных профилактических бесед, информирование населения, просвещение в области защиты животных с привлечением средств массовой информации, общественными зоозащитными структурами и организациями.

Причиной тому является тот факт, что органы внутренних дел не уполномочены к осуществлению государственного надзора в области обращения с животными. Данными правомочиями наделены федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также соответствующие

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Безусловно, реализация мер превентивного реагирования должна осуществляться, в том числе в рамках привлечения виновных лиц к административной ответственности, что соответствует принципам системного подхода.

В настоящее время административная ответственность за нарушение требований и правил содержания животных регламентируется законодательством субъектов Российской Федерации. При этом, составы административных правонарушений значительно отличаются по юридической технике, охватывают различные обстоятельства. В административном законодательстве ряда регионов подобные составы правонарушений отсутствуют вовсе. Однако в связи с принятием Федерального закона «Об ответственном обращении с животными»1, возникла необходимость внесения изменения в административное законодательство Российской Федерации в целях приведения к единообразию правоприменительной практики.

Безусловно, развитие административного законодательства путем интеграции соответствующих норм в сфере защиты животных от жестокого обращения является необходимой мерой, отвечающей принципу системности и сбалансированности законодательства, однако мы считаем, что необходимо наделить соответствующим правом возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях по делам данной категории и органы внутренних дел, поскольку в сфере предупреждения правонарушений они занимают одно из центральных мест, что предопределяется их законодательными задачами и структурой взаимодействия с другими субъектами.

Мы считаем, что развитие административного законодательства путем интеграции составов, предусматривающих ответственность за жестокое обращение с животными, при условии отсутствия признаков состава преступления, положительно скажется на системности отечественного законодательства, а наделение органов внутренних дел правом рассмотрения правонарушений данной категории позволит своевременно принимать меры предупредительного характера в отношении лиц, склонных к насилию в отношении животных.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Значительный общественный резонанс, а также современные тенденции, характеризующие преступ-

1 Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. 2018. 29 декабря.

ность, сопряженную с жестоким обращением с животными, ставят на повестку дня проблему совершенствования служебной деятельности органов внутренних дел в части противодействия данному деянию.

Исходя из данных проведенных нами социологического опроса и интервьюирования сотрудников органов дознания и следствия, имеются проблемы в правоприменительной деятельности как на этапе предупреждения жестокого обращения с животными, так и на этапах его раскрытия и расследования.

Так, в целях оптимизации практики раскрытия фактов жестокого обращения с животными, считаем необходимым рекомендовать привлечение волонтеров зоозащитных организаций, обеспечить оперативное взаимодействие с приютами для животных и ветеринарными учреждениями, что позволит своевременно получать необходимые первичные сведения о возможных фактах, имеющих признаки состава преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ для их оперативной проверки.

Этап расследования факта жестокого обращения с животными, по мнению респондентов, характеризуется наибольшей сложностью, что косвенно подтверждается статистикой направления дел данной категории в суд. В этой связи считаем, что необходимо современное научно-методическое сопровождение практики расследования жестокого обращения с животными, например, путем издания методических рекомендаций, в частности, по производству судебно-ветеринарной и биологической экспертиз.

Предупреждение жестокого обращения с животными осуществляется, как правило, путем проведения индивидуальной профилактической беседы. Однако в настоящее время своевременное предупреждение жестокого обращения с животными осложнено в связи с отсутствием в КоАП РФ составов, предусматривающих нарушение правил обращения и содержания животных, при отсутствии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ. Безусловно, интеграция данных составов в российское административное законодательство положительно скажется на обеспечении охраны животных от жестокого обращения, а также на состоянии законности правопорядка в обществе.

Список источников

1. Алехина О. М. Животные как предмет правовой охраны : вопросы законодательства и практики его применения // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 6. С. 64-68.

2. Уголовное право России. Части Общая и Особенная : учебник / М. П. Журавлев, А. В. Наумов, С. И. Никулин, Т. Г. Понятовская, А. И.

Рарог, Б. В. Янеленко : под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д. ю. н., проф. А. И. Рарога. Изд. 10-е, перераб. и доп. М. : Проспект, 2018. 882 с.

References

1. Alekhina O. M. Animals as a subject of legal protection : issues of legislation and practice of its application // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 6. P. 64-68.

2. Criminal law of Russia. Parts General and Special : textbook / M. P. Zhuravlev, A. V. Naumov, S. I. Nikulin, T. G. Ponyatovskaya, A. I. Rarog, B. V. Yanelenko : ed. Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Law, prof. A. I. Rarog. Ed. 10th rev. and add. M. : Prospect, 2018. 882 p.

Библиографический список

1. Волкова Г. П. Применение садистских методов как один из способов жестокого обращения с животными // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 1. С. 80-82.

2. Данилова С. И. Жестокое обращение с животными : особенности квалификации и производства неотложных следственных действий // Проблемы предварительного следствия и дознания : сборник научных трудов. М. : ВНИИ МВД России, 2008. С. 87-99.

3. Китаева В. Н. Жестокое обращение с животными как способ психического насилия // Уголовное право. 2011. № 3. С. 39-42.

4. Косолапова Н. А. Предупреждение преступлений, связанных с жестоким обращением с животными, с использованием Интернет-ресурсов // Проблемы законодательного регулирования Интернет-ресурсов и правового разрешения конфликтов с участием субъектов интернет-сообщества : материалы Международной научно-практической конференции в рамках проекта «Российско-украинские криминалистические чтения на Слобожанщине». Белгород : НИУ БелГУ, 2013. С. 107-109.

5. Мирошниченко В. С. Некоторые вопросы квалификации жестокого обращения с животными (статья 245 УК РФ) // Законы России : опыт, анализ, практика. 2011. № 12. С. 120-122.

6. Шалагин А. Е. Ответственность за жестокое обращение с животными по законодательству Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 6-1. С. 202-205.

JURISPRUDENCE

Bibliographic list

Resources and Legal Resolution of Conflicts with the Participation of Subjects of the Internet Community : Materials of the International Scientific and Practical Conference within the Project «Russian-Ukrainian Forensic Readings on Slobozhanshchina». Belgorod : NRU BelGU, 2013. P. 107-109.

1. Volkova G. P. The use of sadistic methods as one of the methods of cruelty to animals // Education. The science. Scientific personnel. 2014. № 1. P.

80-82.

2. Danilova S. I. Cruelty to animals : peculiarities of qualification and production of urgent investigative actions // Problems of preliminary investigation and inquiry: collection of scientific papers. Moscow : All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. P. 87-99.

5. Miroshnichenko V. S. Some questions of qualification of cruelty to animals (Article 245 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Laws of Russia : experience, analysis, practice.

2011. № 12. P. 120-122.

3. Kitaeva V. N. Cruelty to animals as a method of

6. Shalagin A. E. Responsibility for cruelty to animals under the legislation of the Russian Federation // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2013. № 6-1. P.

mental violence // Criminal law. 2011. № 3. P.

39-42.

4. Kosolapova N.A. Prevention of Crimes Related to Cruelty to Animals Using Internet Resources // Problems of Legislative Regulation of Internet

202-205.

Информация об авторе

Р. Р. Отбоева — старший инспектор учебного отдела Казанского юридического института МВД России.

Information about the author R. R. Otboeva — Senior Inspector of the Training Department of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 02.12.2021; одобрена после рецензирования 01.02.2022; принята к публикации

The article was submitted 02.12.2021; approved after reviewing 01.02.2022; accepted for publication 21.02.2022.

Целью настоящего исследования является установление типичных проблем при применении ст. 245 УК РФ для ее дальнейшего совершенствования и оптимизации правоприменительной практики.

Отметьте тот вариант ответа, с которым Вы согласны в большей мере, в соответствующей графе или сформулируйте ваше мнение более подробно.

1. Ваша должность:

2. Стаж работы в ОВД:

3. В своей профессиональной деятельности сталкивались ли Вы с расследованием преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ (жестокое обращение с животными)?

21.02.2022.

Приложение 1

АНКЕТА ЭКСПЕРТА (следователя, дознавателя) «Предупреждение жестокого обращения с животными (ст. 245 УК РФ)»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да

Нет

4. Какие проблемы существуют при применении ст. 245 УК РФ?

5. Считаете ли Вы, что применительно к ст. 245 УК РФ необходимо применение административной преюдиции?

Да

Нет

6. Считаете ли Вы необходимым снижение возраста привлечения к уголовной ответственности по ст. 245 УК РФ до 14 лет?

Да

Нет

7. Считаете ли Вы необходимым ужесточение санкции по ст. 245 УК РФ?

Да

Нет

8. Какие меры уголовно-правового и криминологического характера, по Вашему мнению, являются наиболее эффективными для предупреждения жестокого обращения с животными?

Криминология. Учеб. пособие. Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антонян [Я.Л. Алиев и др.] 6-е изд. 391 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. ГРИФ МНИЦ судебной экспертизы и исследований.

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, подробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.