Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / SECURITY PROVISION / FIGHT AGAINST CRIME / ORGANIZED CRIME / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жеребцова А.А.

В данной статье говорится об одной из важных функций государства по обеспечению безопасности - борьбе с преступностью, организованной и коррупционной. В данной статье также затрагивается вопрос о создании единого специализированного органа по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, учитывая исторический аспект в борьбе с данными видами преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жеребцова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING ORGANIZED CRIME AND CORRUPTION

This article describes one of the important functions of the state in ensuring security - the fight against organized crime and corruption. This article also addresses the issue of creating a single specialized body to combat corruption and organized crime, taking into account the historical aspect in the fight against these types of crimes.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КОРРУПЦИИ»

УДК 343.9

Жеребцова А. А.

научный руководитель: Сошникова И.В., к.социол.н.

доцент

кафедра уголовного права и процесса Уральский Институт Управления РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И

КОРРУПЦИИ

Аннотация: В данной статье говорится об одной из важных функций государства по обеспечению безопасности - борьбе с преступностью, организованной и коррупционной. В данной статье также затрагивается вопрос о создании единого специализированного органа по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, учитывая исторический аспект в борьбе с данными видами преступлений.

Ключевые слова: обеспечение безопасности, борьба с преступностью, организованная преступность, коррупция.

Zherebtsova A.A.

scientific adviser: Soshnikova I. V., candidate of sociological sciences

associate professor department of criminal law and procedure Ural Institute of Management, RANEPA Russia, Yekaterinburg

COMBATING ORGANIZED CRIME AND CORRUPTION

Annotation: This article describes one of the important functions of the state in ensuring security - the fight against organized crime and corruption. This article also addresses the issue of creating a single specialized body to combat corruption and organized crime, taking into account the historical aspect in the fight against these types of crimes.

Key words: security provision, the fight against crime, organized crime, corruption.

Обеспечение безопасности является неотъемлемой частью деятельности органов государственной власти, административное управление в данной сфере является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности государства. Составляющей частью обеспечения безопасности, является борьба с преступностью, так как преступность представляет собой одну из наиболее опасных угроз для безопасности личности, общества так и государства в целом. Говоря о преступности, мы в первую очередь вспоминаем уголовное законодательство, ведь само

определение преступления, и какие деяния признаются таковыми, содержатся в Уголовном кодексе. Также на ум приходит уголовно -процессуальное законодательство, в котором закреплены нормы, регулирующие порядок предварительного расследования и уголовного судопроизводства.

Безусловно, вышеперечисленное законодательство является одним из важнейших и фундаментальных в борьбе с преступностью, но тем не менее, не нужно преуменьшать роль административного права. Ведь организация управления в сфере обеспечения безопасности, в контексте борьбы с преступностью, а также регулирование деятельности правоохранительных органов, определение их задач, организационной структуры, роль и место в системе государственных органов, является немаловажным фактором в борьбе с преступностью. Но в данной статье речь пойдёт не о важности самого административного права в борьбе с преступностью, а о роли правоохранительных органов в данной деятельности, и что самое важное, о реформировании и создании правоохранительных органов, деятельность которых будет актуальна на сегодняшний день. Актуальность обуславливается тем, что тенденция развития отдельных видов преступлений, тем самым повышая общественную опасность и угрозу безопасности, требует определённого отклика государства в виде реформировании, а при необходимости и создания такого правоохранительного органа, специфика которого заключалась бы в противодействии определённых видов преступлений, о которых речь пойдёт чуть позже. Данное нововведение поспособствует развитию борьбы с преступностью [5, с. 25-26].

Как известно, к самым опасным видам преступлений, относится организованная преступность. Организованная преступность, представляет огромную угрозу для безопасности общества. Данной формы преступности тяжело противодействовать, в частности из-за коррумпированности правоохранительных органов. Коррупционные преступления являются вторым видом наиболее опасных преступлений. Кстати, мы не зря поставили рядом данные виды преступлений, ведь в связке эти преступления наносят огромный урон безопасности государства, так как, помимо человеческих жертв, и экономического ущерба, они наносят ущерб имиджу, как правоохранительных органов, так и государству в целом, подрывая доверия населения к институтам государственной власти. Ведь факт того, что государственные органы, призванные охранять права и свободы человека и гражданина, покровительствует организованные преступные группировки, вселяет в граждан чувство недоверия и даже ненависти, которое может выражаться как в протестных настроениях по отношению к действующей власти, вооружённых противостояниях с ней, так и эмиграцией населения, в более развитые, на их взгляд, страны [4, с. 74].

Существующая на данный момент система правоохранительных органов, не способна в должной мере ответить на вышеперечисленные угрозы безопасности общества. На наш взгляд, необходимо создать

специализированный орган по борьбе с коррупционными преступлениями и организованной преступностью. Назвать его можно «Федеральная служба по борьбе с организованной преступностью и противодействию коррупции». Образоваться данное ведомство должно путём слияния подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и подразделений по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики, подразделений по расследованию преступлений, должностными лицами правоохранительных органов следственного комитета РФ. На базе данных подразделений, будет создано новое силовое ведомство с правом на ведение предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности. Создание независимого органа по борьбе с организованной преступностью, и коррупцией, повысит эффективность борьбы с данными проявлениями преступности. Существующая система борьбы с организованной преступностью и коррупцией, является малоэффективной так как, во первых: подразделения непосредственно борющиеся с коррупцией находятся в ведомственной принадлежности к МВД, а следственные подразделения относятся к следственному комитету РФ, тем самым находятся в зависимости от данных органов.

Статистические данные тревожны: в 2018 г. организованными группами и преступными сообществами совершено 12 873 тяжких и особо тяжких преступления, что на 6,5 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В целом по России вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе всех зарегистрированных преступлений составляет 21,2 %. Число зарегистрированных в 2018 г. особо тяжких преступлений по сравнению с

2017 г. увеличилось на 5,9 %. Если учесть, что остались нераскрытыми 88 6786 преступлений из числа находившихся в производстве и что из них 21,7 % приходится на тяжкие и особо тяжкие преступления, то общая картина преступности становится удручающей.

Некоторые исследователи высказывали предположения о том, что «самодетерминация... влияет на структуру преступности, увеличивая долю наиболее тяжких и общественно опасных преступлений, повышая устойчивость преступности за счет рецидивных и профессиональных преступлений, а также организованных, террористических, экстремистских и коррупционных, т.е. негативно влияет на свои качественные параметры».

Приведенные статистические данные подтверждают обоснованность высказанного предположения и в части увеличения доли тяжких и особо тяжких преступлений, и в части профессионализации преступности.

Отметим, что более половины преступлений (650 565) совершено лицами, ранее совершавшими преступления. Удельный вес таких преступлений составляет 58,2 % от всех предварительно расследованных в

2018 г. преступлений (в 2017 г. - 56,7 %). Рост рецидивоопасности наблюдается в течение многих лет. В 2014 г. впервые было зафиксировано превышение количества рецидивных преступлений в общем числе зарегистрированных преступлений - 53,7 %. С 2000 г. по 2018 г. удельный

вес рецидивистов среди всех преступников увеличился более чем вдвое (с 2 5 до 58,2 %).[б]

Структура судимости по социальному составу общего числа осужденных на протяжении 2012-2016 гг. также изменилась не в лучшую сторону: в 2016 г. трудоспособные лица без определенных занятий составляли 63,3 % (468,7 тыс.), в 2012 г. - 61,8 % (456,8 тыс.).

Статистические данные наталкивают на мысль о том, что произошедшее в 2016-2018 гг. усиление борьбы с отдельными видами преступности (в частности, с коррупционной преступностью) происходило одновременно с ослаблением противодействия организованной преступности, что повлекло за собой ухудшение многих показателей последней.

Такая ситуация на наш взгляд, не способствует объективному расследованию и борьбе с коррупционными преступлениями, так как в случае совершения коррупционного преступления сотрудником органов внутренних дел, либо же следственного комитета, предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность осуществляют их «коллеги», что влекут за собой определённые коррупционные риски. Во вторых: специальных подразделений по борьбе с организованной преступности не существует, они были ликвидированы в 2008 году, тем самым ослабел механизм борьбы с данным видом преступлений. Но тем не менее, у данных подразделений имеется определённая история, к которой мы обратимся, для того, чтобы проанализировать и понять, каким образом, и в какой форме нужно создать данный правоохранительный орган. Если говорить о современной России, то есть с 1991 года, то в качестве подразделения для борьбы с организованной преступностью, выступало Главное управление по организованной преступности МВД России, которое к слову, досталось «по наследству» от СССР в виде шестого главного управления МВД СССР. В 1993 году были образованы 15 региональных управлений по организованной преступности. Также необходимо отметить, указы Президента РФ Б.Н. Ельцина, которые касались борьбы с организованной преступностью, в частности Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. N 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности" и выделить положения касающихся непосредственно правоохранительных органов а именно: «рекомендовать министерствам, управлениям внутренних дел, управлениям федеральной службы контрразведки переводить личный состав органов внутренних дел и органов контрразведки этих городов и отдельных местностей на усиленный вариант оперативно-служебной деятельности для проведения специальных операций по борьбе с бандитизмом и иными проявлениями организованной преступности» [1]. «Уполномоченные представители органов внутренних дел и контрразведки имеют право осматривать здания и помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, знакомиться с документацией,

характеризующей их деятельность, а также досматривать транспортные средства, их водителей и пассажиров» и т.д.

Несмотря на это организованная преступность продолжала расти, особенно в Москве и Московской области. В связи с этим, Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ от 10.07.1996 N 1025 "О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и Московской области" которые содержал в себе следующие положения: «В целях усиления защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств, укрепления правопорядка, повышения эффективности деятельности органов государственной власти, в том числе правоохранительных и судебных органов г. Москвы и Московской области, принимая во внимание высокий уровень организованной преступности в г. Москве и Московской области, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю: Министерству внутренних дел Российской Федерации сформировать в 1997 году в составе главных управлений внутренних дел г. Москвы и Московской области специальные подразделения по охране судей, свидетелей, потерпевших, экспертов и других участников уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группами» [2]. Подразделения по борьбе с организованной преступностью вплоть до её упразднения подвергались реорганизации. Самой важной из них несомненно являлась то, что региональные управления по борьбе с организованной преступностью, подчинялись непосредственно ГУБОПу, а не территориальным управлениям МВД, что способствовало эффективному противостоянию с организованной преступностью. После ликвидации ГУБОПа функции борьбы с организованной преступностью, были переданы Главному управления уголовного розыска МВД РФ, и его территориальным подразделениям. Об этом сказано в Положении о Главном управлении уголовного розыска МВД России в частности в п. 10.23. «Пресечение деятельности транснациональных и межрегиональных (осуществляющих преступную деятельность на территории двух и более федеральных округов) преступных групп, в том числе этнической направленности, совершающих имущественные преступления», а также в п. 10.25 и 10.27 [3]. Феномен коррупции существует с древнейших времен.

Мы предлагаем создать Федеральную службу по борьбе с организованной преступностью и противодействию коррупции, которая будет включать в себя 8 окружных департаментов (по федеральным округам) и 22 межрегиональных управления. В межрегиональных управлениях будут отдельно подразделения по борьбе с организованной преступностью, и по борьбе с коррупцией.

Использованные источники:

1. Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. N 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности" // kremlin.ru - http://www.kremlin.ru/acts/bank/6321 (дата обращения 10.12.2019).

2. Указ Президента РФ от 10.07.1996 N 1025 "О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и Московской области" // kremlin.ru -http://www.kremlin.ru/acts/bank/9707 (дата обращения 10.12.2019).

3. Положение о Главном управлении уголовного розыска МВД РФ // Приказ МВД России от 11 июля 2011 г. № 823 «Об утверждении положения о Главном управлении уголовного розыска Министерства внутренних дел Российской Федерации». - https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure 1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_ugolovnogo_rozisk a/Polozhenie (дата обращения 10.12.2019).

4. Королева М. В. Коррупция как фактор самодетерминации преступности // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. - М., 2017. - С. 71-78.

5. Меркурьев В.В. Коррупция, организованная преступность и правоохранительные органы // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. - М., 2015. - С. 24-30.

6. Статистический сборник «Состояние преступности в России за январь - декабрь 2018 г.» - Ы^://мвд.рф > reports > item (дата обращения 26.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.