Научная статья на тему 'Государственная политика по борьбе с организованной преступностью в России: оценка эффективности'

Государственная политика по борьбе с организованной преступностью в России: оценка эффективности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1703
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ORGANIZED CRIME / FIGHT AGAINST ORGANIZED CRIME / NATIONAL SECURITY / CRIMINAL ACTIVITY / STATE POWER / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тишкин Дмитрий Николаевич

В статье рассматривается проблема организованной преступности в современной России, представляющей серьезную угрозу национальной безопасности нашей страны. Автор отмечает, что ее решение представляется достаточно сложным в условиях роста масштабов организованной преступности и допущенных просчетов в борьбе с ней со стороны государства. Считает необходимым воссоздать в МВД России специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, а также проводить постоянный мониторинг ее состояния как на федеральном, так и на региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY FOR COMBATING WITH ORGANIZED CRIME IN RUSSIA: EVALUATION

This article deals with the problem of organized crime in today’s Russia, which represents now a serious threat to the national security of our country. Author notes that its solution is quite complex in terms of organized crime scale, and miscalculations in the fight against it by the state, but from his point of view. Author considers necessary to recreate in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation special units to combat organized crime and to spend conditions of fight against organized crime at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Государственная политика по борьбе с организованной преступностью в России: оценка эффективности»

УДК 343.34 + 323 (470) ББК 67.408

Тишкин Дмитрий Николаевич Tishkin Dmitri Nikolaevich

соискатель Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

competitor of South-Russian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Тел.: 8 (928) 192-33-22.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИИ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

State policy for combating with organized crime in Russia: evaluation

В статье рассматривается проблема организованной преступности в современной России, представляющей серьезную угрозу национальной безопасности нашей страны. Автор отмечает, что ее решение представляется достаточно сложным в условиях роста масштабов организованной преступности и допущенных просчетов в борьбе с ней со стороны государства. Считает необходимым воссоздать в МВД России специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, а также проводить постоянный мониторинг ее состояния как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Ключевые слова: организованная преступность, борьба с организованной преступностью, национальная безопасность, преступная деятельность, государственная власть.

Вследствие ликвидации специальных подразделений, осуществляющих противодействие организованной преступности в России, произошло снижение результативности деятельности правоохранительных органов, осуществляющих уголовное преследование за рассматриваемую деятельность: данное снижение во многом оказалось обусловленным возросшей способностью криминалитета блокировать реакцию государства, осуществлять эффективную нейтрализацию его правоохранительного потенциала и противодействие отправлению правосудия посредством подкупа чиновников и сотрудников органов правопорядка. С целью обеспечить собственную безопасность и противодействие государственным правоохранительным структурам представители организованных преступных формирований практикуют установление широких коррупционных связей в различных государ-

This article deals with the problem of organized crime in today's Russia, which represents now a serious threat to the national security of our country. Author notes that its solution is quite complex in terms of organized crime scale, and miscalculations in the fight against it by the state, but from his point of view. author considers necessary to recreate in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation special units to combat organized crime and to spend conditions of fight against organized crime at the federal and regional levels.

Keywords: organized crime, fight against organized crime, national security, criminal activity, state power.

ственных учреждениях и ведомствах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти и правоохранительных структурах.

Результатом рассматриваемой противозаконной деятельности, осуществляемой организованными преступными структурами и сообществами, является рост латентности совершаемых преступлений: в соответствии с эмпирическими данными, полученными В. В. Меркурьевым, на одно раскрытое преступление, совершенное организованными преступными формированиями, приходится семь нераскрытых - «искусственно латентных (субъектно-латентных) преступлений» [1, с. 36].

Мы солидарны с точкой зрения тех отечественных ученых, которые считают ликвидацию Департамента по борьбе с организованной преступностью ошибочным решением, которое нуждается в исправлении. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на то, что

многие политики, общественные деятели, бывшие сотрудники правоохранительных органов и эксперты в настоящее время выступают за возрождение соответствующих подразделений по той причине, что имеющиеся ведомства не способны эффективно противостоять организованной преступности, четкое понимание того, нужно ли воссоздавать систему УБОП и в каком виде это делать, на данный момент отсутствует [2]. Некоторые эксперты, к которым относится, в частности, С. В. Алексеев, полагают, что в ходе реформы МВД Российской Федерации необходимо воссоздать в системе министерства подразделения УБОП, которые будут входить в состав службы криминальной полиции на правах самостоятельного управления. Это, по мнению С. В. Алексеева, будет способствовать успешному преодолению негативных последствий децентрализованного противодействия организованной преступной деятельности в нашей стране [3].

В течение последних лет было также сформулировано много предложений о создании подразделений по борьбе с организованной преступностью на базе уже действующих правоохранительных структур. Так, прокурор Республики Татарстан И. С. Нафиков считает возможным воссоздать специализированное оперативно-разыскное подразделение по борьбе с организованной преступностью на базе ФСКН. Такой выбор объясняется тем, что данное ведомство имеет большой опыт проведения и использования результатов оперативно-разыскных, следственных мероприятий в наиболее сложном направлении организованной преступной деятельности (криминальный рынок наркотиков). В настоящее время эта правоохранительная структура раскрывает около половины всех преступлений, которые получают отражение в данных официальной статистики. В то же время рассматриваемое предложение выглядит не совсем удачным, поскольку ФСКН все же имеет достаточно узкую специализацию. Сотрудники этого ведомства, как отмечает С. В. Иванцов, «работают на пределе своих возможностей». Кроме того, в случае практической реализации данной идеи может возникнуть конфликт интересов, способный перерасти в конфронтацию между правоохранительными органами [3]. Другое интересное предложение было сформулировано председателем Следственного коми-

тета РФ А. И. Бастрыкиным, высказавшимся за создание такой структуры, как финансовая полиция: необходимость данного подразделения аргументировалась тем, что осуществляющим противодействие преступности оперативным сотрудникам и следователям не хватает специальных знаний для раскрытия ряда специфических коррупционных преступлений финансового характера.

Необходимость создания специальных подразделений в структуре МВД для борьбы с организованной преступностью в настоящее время является очевидной для многих, поскольку в современной России ситуация складывается таким образом, что борьба с организованной преступностью практически не осуществляется. Отсюда проистекают и обозначенные выше социально негативные явления, связанные с ростом этнической преступности, бандитизма, разбойных нападений, то есть всего того, что в массовом сознании ассоциируется с реалиями 1990-х годов. В то же время деятельность организованных преступных формирований в настоящий период характеризуется значительными отличиями от предыдущих периодов: организованные преступные структуры и сообщества в России сейчас имеют тесные коррупционные связи с государственными институтами, правоохранительными органами (в этой связи возникают закономерные опасения неизбежной криминализации нового подразделения, призванного осуществлять борьбу с организованной преступностью, если последнее будет создано).

Сложности в противодействии организованной преступности обусловлены тесными контактами лидеров отечественного криминалитета с представителями государственных учреждений и ведомств, прочными связями теневого бизнеса со структурами государства, поддержка и покровительство которых являются необходимым условием эффективного его развития. Как отмечает А. И. Гуров, наиболее авторитетных представителей преступного мира, так называемых «воров в законе», значительную часть которых в настоящее время составляют главы этнических преступных группировок, связывают друг с другом государственные структуры и непосредственные исполнители преступлений [4]. В результате сегодня можно наблюдать, с одной стороны, активное вовлечение преступ-

ных структур и сообществ в сферы экономики и политики, а с другой стороны, криминализацию значительного числа отечественных чиновников и бизнесменов. Другая трудноразрешимая проблема, связанная с функционированием современной организованной преступности, обусловлена выходом преступности на транснациональный уровень, активным вовлечением организованных преступных структур во внешнеэкономическую сферу, установлением криминальных связей с зарубежными государствами.

В процессе воссоздания в структуре МВД специальных подразделений, осуществляющих противодействие организованной преступности, предстоит решить ряд проблем организационного характера, связанных в первую очередь с подчиненностью данных подразделений. Имеющийся опыт организации правоохранительных структур свидетельствует о необходимости подчинения рассматриваемых подразделений федеральному центру. Ликвидация Департамента по борьбе с организованной преступностью была осуществлена относительно недавно, в 2008 году, поэтому в настоящее время в правоохранительных структурах сохранились действующие сотрудники, имеющие ценный опыт противодействия организованным преступным формированиям: часть из них работает в уголовном розыске, другие - в отделах по борьбе с экстремизмом и экономическими преступлениями. В случае возрождения подразделений по борьбе с организованной преступностью существует вероятность того, что они будут укомплектованы преимущественно сотрудниками-ветеранами и молодыми специалистами, недавно окончившими специализированные учебные заведения МВД. Помимо этого, некоторые опасения вызывает то обстоятельство, что смена вектора в государственной политике в сторону борьбы с организованной преступностью может «оголить» другие направления правоохранительной деятельности государства, а в самих органах произойдет разделение сотрудников на полицейских «первого сорта», занимающихся раскрытием особых преступлений, и полицейских «второго сорта», выполняющих всю остальную повседневную работу. В то же время в случае достижения консенсуса между правоохранительными структурами на федеральном уровне, воссоздания в структуре МВД

подразделений по борьбе с организованной преступностью давление на организованные преступные структуры и сообщества будет неизбежно усилено, что приведет к снижению числа совершаемых ими преступлений.

Принятие государством специальных мер, призванных усилить борьбу с организованной преступностью, представляющей реальную угрозу национальной безопасности страны, предусматривает и разработку комплексного закона о борьбе с организованной преступностью, призванного объединить отдельные правовые нормы, регулирующие данную сферу правоохранительной деятельности, с учетом опыта зарубежных государств, добившихся значительного успеха в противодействии организованной преступной деятельности (например, США). Необходимо отметить, что попытки принять такой закон предпринимались в постсоветской России неоднократно, однако каждый раз они не приводили к желаемому результату. Впервые специальный закон «О борьбе с организованной преступностью» был принят Государственной Думой 22 ноября 1995 года, Совет Федерации его одобрил, однако Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин наложил вето на этот закон. Некоторое время спустя Госдума вновь приняла рассматриваемый закон, но вскоре после этого последовало принятие Уголовного кодекса РФ, имеющего совершенно другую концепцию и не ориентированного на эффективное противодействие организованной преступности. Впоследствии в течение длительного периода российскими парламентариями практически ничего не делалось для совершенствования правовой базы по борьбе с организованными преступными структурами и сообществами. И это несмотря на то, что на протяжении последних лет разрабатывалось большое количество законопроектов, направленных на борьбу с этим негативным явлением, в том числе сотрудниками НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ совместно с МВД России и ФСИН России под руководством профессора А. И. Долговой: данные законопроекты проходили внешнее рецензирование в различных правоохранительных органах. Вместо этого в 2008 году, как уже отмечалось выше, был ликвидирован Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России, что привело к снижению резуль-

тативности противодействия организованной преступности.

В настоящее время, как было отмечено на заседании круглого стола, состоявшегося в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации «Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты», «организованная преступность продолжает крайне негативно влиять на состояние национальной безопасности России» [5, с. 7]. Представители организованных преступных структур и сообществ усиливают свое вмешательство в экономическую сферу жизни российского общества, предпринимают попытки, нередко успешные, делегировать своих членов в органы государственной власти и управления, устанавливают криминальные связи с транснациональными преступными формированиями, а также с экстремистскими организациями внутри страны. Участники данного круглого стола акцентировали внимание на том, что деятельность организованных преступных формирований оказывает крайне негативное воздействие на криминальную обстановку в ряде регионов России, в том числе в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также регионах, входящих в Южный и Дальневосточный федеральные округа (здесь активно действуют криминальные группировки, организованные по этническому принципу). Несмотря на заверения ряда руководителей отечественных правоохранительных органов, как отмечалось на заседании, лидеры организованных преступных структур и сообществ не снижают своей активности в рамках координации организованной преступной деятельности, осуществляемой в ряде регионов России. Все это происходит на фоне недостаточно эффективной деятельности региональных правоохранительных структур, призванных осуществлять противодействие организованной преступности: сотрудники правоохранительных органов, напротив, или проявляют преступное бездействие, или же вовсе вступают в прямое сотрудничество с представителями криминалитета. Участники круглого стола также обратили внимание на низкую результативность взаимодействия различных правоохранительных структур в реализации мер по борьбе с организованной преступностью на федеральном и региональном уровнях: это

проявляется, в частности, в отсутствии совместного мониторинга состояния работы по противодействию организованной преступности, использовании несопоставимого понятийного аппарата и оценок эффективности рассматриваемой деятельности [5, с. 7].

В связи с этим участниками круглого стола «Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты» был дан ряд рекомендаций депутатам Государственной Думы РФ, предусматривающих в первую очередь разработку и принятие федерального закона «О противодействии организованной преступности в Российской Федерации», в котором должны быть четко прописаны положения, содержащие понятийный аппарат, определяющие систему субъектов борьбы с организованной преступностью, предусматривающие комплекс специальных мер по ее предупреждению, а также механизмы возмещения убытков и устранения других негативных последствий противоправной деятельности организованных преступных структур и сообществ, принципы и содержание международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью, а также правовой статус, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности правоохранительных структур и других субъектов, осуществляющих противодействие организованным преступным формированиям [5, с. 7].

На наш взгляд, в настоящее время государству следует в целях усиления борьбы с организованной преступностью использовать широкий арсенал средств, к числу которых можно отнести институты конфискации имущества, ответственности юридических лиц. Применительно к последнему речь идет о расширении понятия субъекта преступления, предусматривающем включение в него юридических лиц, к которым могут быть отнесены в том числе и преступные объединения, различные организованные преступные структуры и сообщества. В том случае, если юридическое лицо будет признано субъектом преступления (в настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации), правоохранительные органы получат возможность применять к организованным преступным формированиям различные

виды наказаний, включающие ликвидацию юридического лица с признанием его преступным, ограничение видов и территории его деятельности в сочетании со штрафами, а также конфискацией имущества. С точки зрения ряда экспертов, данные наказания могли бы выступить эффективным средством противодействия организованной и коррупционной преступности [6].

В завершение следует отметить, что усилий одного государства в настоящее время явно недостаточно для эффективного противодействия организованным преступным формированиям, деятельность которых угрожает национальной безопасности страны. В сложившейся в современной России ситуации, характеризующейся расширением масштабов организованной преступной деятельности, даже самые радикальные меры, которые могут быть использованы государством для борьбы с орг-преступностью, в том числе ужесточение наказания, введение специальных подразделений для противодействия организованным криминальным структурам и сообществам с широкими полномочиями, могут не привести к радикальному улучшению положения в этой сфере. При этом не стоит, как справедливо полагает председатель Конституционного Суда РФ В. Я. Зорькин, «поддаваться панике» из-за того, что организованную преступность якобы невозможно побороть обычными законными средствами, используемыми в рамках правового демократического государства, Россия якобы уже прошла «криминальную точку невозврата, и с преступностью теперь можно бороться исключительно диктаторскими методами» [7, с. 73-85]. Очевидно, что институты гражданского общества, которые постепенно появляются в нашей стране, могли бы выступить в качестве гаранта от возможных злоупотреблений со стороны государственных учреждений и ведомств. Здесь следует согласиться с точкой зрения С. С. Босходо-ва, согласно которой «без опоры на общество, в первую очередь на гражданское общество, активизации его институтов одному государству достичь сколько-нибудь заметных успехов в борьбе с коррупцией никогда не удастся» [8, с. 56].

Итак, проблема организованной преступности в современной России, представляющей в настоящее время серьезную угрозу для на-

циональной безопасности нашей страны, не имеет простого решения. В первую очередь необходимо в процессе реформирования МВД Российской Федерации воссоздать в системе министерства специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, а также проводить совместный мониторинг состояния борьбы с организованной преступностью как на федеральном, так и на региональном уровнях, в рамках различных отраслей экономики и сфер проявления организованной преступной деятельности. Данный мониторинг должен быть осуществлен на основе единого понятийного аппарата и скоординированных критериев оценки правоохранительной деятельности. Мы солидарны с выводами участников круглого стола, прошедшего в Государственной Думе Российской Федерации, «Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты», указывающими на целесообразность разработки Национального плана противодействия организованной преступности в России для последующего представления его Президенту РФ и Федеральному Собранию РФ [5, с. 8]. Очевидно, что борьба с организованной преступной деятельностью в современной России, имеющая целью обеспечение национальной безопасности нашей страны, должна иметь комплексный характер и включать в себя как меры уголовно-правового воздействия, так и другие способы борьбы с данным социально негативным явлением, в том числе использование механизмов противодействия основным источникам преступных доходов, нейтрализации международных связей отечественных преступных группировок, а также усилия общества и государства, связанные с формированием в массовом сознании граждан устойчивого негативного отношения к преступности и деятельности соответствующих криминальных структур. Граждане России должны четко осознавать, что от их отношения к преступной деятельности, уровня правовой культуры зависит благополучие как общества, так и каждого из них, так как организованная преступность, масштабы которой значительно расширяются в эпоху экономической глобализации [9, с. 169-177], угрожает экономической безопасности России и ее национальной целостности.

Литература

1. Меркурьев В. В. Состояние, тенденции организованной преступности и правовая основа борьбы с ней // Противодействие организованной преступности: законодательный и ; практический аспекты: материалы круглого стола. М., 2013.

2. Иванцов С. В. Актуальные вопросы развития системы субъектов предупреждения организованной преступности: состояние и перспективы совершенствования // Вопросы управления. 2014. № 5.

3. Алексеев С. В. Динамика групповой преступности в России: статистика и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. Вып. 29.

4. Гуров А. И. Об оргпреступности: «наша ; мафия уже построила развитой капитализм. Мы - еще нет, а они - уже да» // Комсомольская правда. 2013. 5 февраля. ;

5. Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты. Рекомендации круглого стола в Государственной Думе Российской Федерации // Право и безопасность. 2013. № 1-2 (44).

6. Миненок М. Г. Борьба с организованной и коррупционной преступностью в России: реальность и перспективы // Ве стник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 9. ;

7. Зорькин В. Я. Конституция против криминала // Российская газета. 2010. 10 декабря.

8. Босхолов С. С. Борьба с коррупцией: < мифы и реальность, надежды и перспективы // Криминологический журнал. 2010. № 2. :

9. Самыгин С. И., Верещагина А. В., Рачи- ; па А. В. Финансовая безопасность государства в условиях экономической глобализации: специфика рисков и угроз // Гуманитарий Юга России. 2016. № 1.

Bibliography

1. Merkurev V. V. Status and trends of organized crime, and the legal framework to combat it // Combating organized crime: the legislative and practical aspects: materials of the round table. Moscow, 2013.

2. Ivantsov S. V. Topical issues of development of the system of organized crime prevention entities: state and prospects for improving the management // Questions of managementt. 2014. № 5.

3. Alekseev S. V. The dynamics of group crime in Russia: prospects and reality // Bulletin of South Ural state university. Series: Right. 2012. Vol. 29.

4. Gurov A. I. On organized crime: «we have built a Mafia capitalism developed. We - not yet, as they are - is yes» // Komsomolskaya Pravda. 2013. February 5.

5. Combating organized crime: the legislative and practical aspects. Recommendations of the round table in the Russian Federation State Duma, 05.03. 2013 // Law and security. 2013. № 1-2 (44).

6. Minenok M. G. The fight against organized crime and corruption crime in Russia: reality and prospects // Vestnik Baltic federal university after I. Kant. 2011. № 9.

7. Zorkin V. Ya. Constitution against criminality // Russian newspaper. 2010. December 10.

8. Boskholov S.S. Fighting corruption: myths and reality, hope and prospects // Kriminolog-ichesky magazine. 2010. № 2.

9. Samygin S. I., Vereshchagina A. V., Ra-chipa A. V. The financial security of the state in the conditions of economic globalization: the specificity of the risks and threats // Humanitarians South of Russia. 2016. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.