УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
В.Е. Эминов*
Криминологический долгосрочный прогноз организованной и коррупционной преступности в России и основные направления борьбы с ней**
Аннотация. В статье анализируются проблемы, связанные с организованной преступностью и коррупцией в России. На основе имеющихся официальных данных выделяются основные показатели ее состояния на период до 2020 г., что позволяет определить основные направления развития законодательства и правоприменительной практики в рамках криминологического прогноза. Эти направления определены с учетом благоприятного и неблагоприятного прогноза развития, прежде всего, экономической ситуации в России. В свою очередь, криминологический прогноз (благоприятный или неблагоприятный) позволяет сформулировать базовые модели борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Предлагается реформировать государственный сегмент самой системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Речь идет о создании самостоятельной федеральной службы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией и необходимости реформирования законодательства о борьбе с данными видами преступной деятельностью. Сформулированы основные направления борьбы с организованной и коррупционной преступностью, которая представляет сегодня угрозу национальной безопасности государства. Ключевые слова: организованная преступность, коррупция, криминологический прогноз, долгосрочный прогноз, борьба, интенсивность изменений, мониторинг, политическая система, экономическая ситуация, реформирование.
Криминологический прогноз изменений в организованной и коррупционной преступности в России на период до 2020 г.
базируется на следующих посылках.
1. Организованная и коррупционная преступность практически всегда образуют единое целое — двуединый, взаимосвязанный и взаимообусловленный вид преступности. Даже внешне не согласованные коррупционные действия миллионов граждан и юридических лиц предопределены устойчиво сформированными и навязываемыми преступными группами на всех социальных уровнях и в большинстве социальных институтов правилами и моделями поведения.
2. Точность прогноза организованной и коррупционной преступности на политически зна-
чимый период (свыше 5 лет) в наибольшей степени обусловлена действием факторов сохранения преемственности политического курса (прежде всего в экономике).
3. Интенсивность изменений в уголовном законодательстве, касающихся вопросов борьбы с отдельными видами организованной и коррупционной преступности, с 2008 г. значительно увеличилась по сравнению с предыдущим периодом действия УК РФ. Одновременно значительно возросла активность ряда заинтересованных органов государственной власти (в первую очередь — Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ), общественных объединений (прежде всего Обще-
© Эминов В.Е., 2015
* Эминов Владимир Евгеньевич — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист РФ. [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.
** См. подробно: Эминов В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. М.: Проспект, 2011; Эминов В.Е., Максимов С.В. Концепция борьбы с организованной и коррупционной преступностью. М.: Норма, 2015.
ственной палаты РФ) и научных коллективов, направленная на форсированную разработку концепций и проектов УК РФ.
В связи с этим возникла реальная вероятность принятия до 2020 г. нового, с одной стороны, более либерального, чем сегодня, уголовного закона, разделенного на кодекс уголовных проступков и кодекс собственно преступлений, а с другой — закона, предусматривающего возврат к старой модели конфискации как наказания; закрепление в одной статье нормы об ответственности за создание организованной группы для совершения преступления любой тяжести; института уголовной ответственности юридических лиц.
4. Современная система официального мониторинга организованной и коррупционной преступности, а также коррупции в целом не выдерживает критики с точки зрения инструмента принятия научно обоснованных решений в области формирования и реализации политики борьбы с названным двуединым видом преступности. Вследствие этого трудно рассчитывать на то, что весьма внушительные и продолжающие расти размеры финансирования правоохранительной системы будут правильно распределены с учетом значимости и интенсивности криминальных угроз.
5. Организованная преступность и коррупция в России уже сегодня приобрели такие формы, что их правильная идентификация как системы взаимосвязанных преступлении и иных правонарушений представляет значительную проблему не только для науки, но и для правоприменительной системы. В связи с этим успех борьбы с названными явлениями будет во многом обусловлен качеством аналитических и правоприменительных ресурсов, сосредоточенных в одном специализированном органе государственной власти.
6. При прогнозировании изменений в организованной и коррупционной преступности следует исходить из взаимосвязанности и значимости факторов, определяющих статистическую и реальную картины данных видов преступности.
7. Стабильность политической и экономической систем российского государства и общества следует рассматривать в качестве важнейшей предпосылки для реализации любой из моделей борьбы с организованной преступностью. Вместе с тем каждый исследователь должен исходить по меньшей мере из двух типов моделей борьбы со всеми видами преступности: модели, основанной на благоприятном экономическом прогнозе, и модели, основанной на неблагоприятном экономическом прогнозе. Благоприятный прогноз экономической ситуации в стране, прежде всего связанный с увеличением бюджетных ресурсов, ростом числа и размеров
финансирования различных социальных программ,
развитием производства и банковской инфраструктуры, активизацией строительного «бума», ростом кредитования и страхования с точки зрения системы основных факторов, обусловливающих состояние регистрируемой организованной и коррупционной преступности, означает:
- появление значительных дополнительных ресурсов для борьбы с соответствующими видами преступлений, в том числе достаточных для создания самостоятельной федеральной службы по борьбе с особо опасной организованной и коррупционной преступностью;
- снижение средней нормы прибыли до среднемирового уровня в 6—7 % и повышение вероятности возвращения части отмытого капитала;
- повышение уровня жизни населения. Неблагоприятный вариант развития экономической ситуации в России, связанный с ее вступлением в ВТО и с развитием ЕАЭС, неизбежно будет сопровождаться не только ростом деловой активности, но и хорошо спланированными коррупционными атаками организованных групп на органы и организации, являющиеся распорядителями бюджетных средств.
Прогнозируемое на 2020 г. незначительное увеличение числа зарегистрированных преступлений, в том числе коррупционных (на 10—12 % суммарно), совершенных организованными преступными группами, обусловлено прежде всего достижением «потолка» эффективности правоохранительной и судебной систем, основой работы которых является репрессивная модель борьбы с названными явлениями. Вступление России в ВТО, как показывает анализ практики международной торговли, уже привело к росту степени интеграции российской организованной и коррупционной преступности в систему транснациональной организованной преступности и коррупции.
Данный прогноз позволяет сформулировать две базовые модели борьбы с организованной преступностью и коррупцией в России на период до 2020 г.:
- профилактическая, то есть основанная на принципе приоритета мер профилактики правонарушений перед мерами ответственности за правонарушения (модель, основанная на наиболее благоприятном экономическом взаимодействии и, как следствие, на возможности выделения значительных бюджетных ресурсов для финансирования крупных профилактических программ и мероприятий);
- репрессивно-профилактическая (модель, основанная на неблагоприятном прогнозе в отношении тех же объектов). Использование второго подхода, на наш
взгляд, дает возможность разработать и воплотить в жизнь реалистическую программу борьбы с организованной и коррупционной преступностью, которая бы учитывала основные недостатки Национальной стратегии противодействия
коррупции и Концепции МВД России по борьбе с организованной преступностью.
К числу таких недостатков относятся: 1) низкий удельный вес мероприятий общей и специальной профилактики организованной преступности и коррупции, отсутствие реалистичных оценок необходимых затрат на создание и осуществление профилактической модели борьбы с указанными видами социальных отклонений; 2) отсутствие необходимой взаимосвязи между мерами, направленными на борьбу с организованной преступностью и коррупцией на уровне целеполагания, и критериями эффективности соответствующих мер, организационно-правовым обеспечением; 3) существенно различающийся правовой статус этих мер (Концепция МВД России по борьбе с организованной преступностью в большей степени имеет характер внутри ведомственного, «технического», а не политического документа).
Основными целями борьбы с организованной и коррупционной преступностью в России являются:
- минимизация влияния организованной и коррупционной преступности на все сферы социальной жизни до уровня, не представляющего труднопреодолимой угрозы реализации приоритетных реформ, направленных на обеспечение устойчивого роста уровня жизни граждан и поддержание национальной безопасности;
- установление эффективного социального контроля над организованной и коррупционной преступностью, препятствующего стихийному (непредвиденному) росту ее объема и общественной опасности, появлению новых форм соответствующих видов криминальной активности.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи.
1. Всемерно активизировать противодействие системной коррупции в органах государственной власти (прежде всего в бюджетном секторе, правоохранительных органах и судах) и органах местного самоуправления, в том числе внедрить более эффективный, чем сегодня, контроль над имуществом, доходами и расходами государственных и муниципальных служащих.
2. Реформировать государственный сегмент системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией в соответствии со стандартами, гарантирующими:
- организационно-структурное обособление функции борьбы с наиболее опасными видами организованной преступности и коррупции, к числу которых относятся в первую очередь создание и руководство преступными сообществами с участием лиц, занимающих государственные должности, государственных и муниципальных служащих, угрожающими национальной безопасности;
- создание самостоятельной федеральной службы по борьбе с наиболее опасными видами организованной преступности и коррупции (организованные, коррупционные преступные формирования, имеющие устойчивые международные, общенациональные и региональные связи). В идеале это должна быть структура (служба) (на начальном этапе) под эгидой Президента РФ (Совета Безопасности), обладающая правом возбуждения и расследования уголовных дел в отношении представителей властных структур, суда, правоохранительных органов (без ограничений), а также правом осуществления профилактической деятельности. В составе этой службы должны функционировать аналитический учебный и научно-исследовательский центры;
- прием на службу в органы государственной власти (подразделения органов), наделенные функциями по борьбе с организованной и коррупционной преступностью лиц, имеющих стойкую профессиональную мотивацию, специальное образование, высокий уровень правовой культуры, готовых подвергаться в любое время проверкам на коррупционную податливость;
- переход к формированию государственной политики борьбы с организованной преступностью и коррупцией на основе утвержденной федеральным законом или указом Президента РФ единой национальной стратегии (концепции);
- принятие адекватного потребностям практики законодательства, ориентированного на профилактику организованной и коррупционной преступности и отдельных их видов;
- реформирование законодательства о борьбе с организованной преступностью и коррупцией на основе полной имплементации всех подписанных Россией антикриминальных и антикоррупционных международно-правовых актов; разработка и принятие единых государственных программ борьбы с организованной преступностью и коррупцией; создание стабильной системы постоянного государственного мониторинга состояния организованной преступности и коррупции и эффективности мер борьбы с ними.
3. Реформировать негосударственный сегмент системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией в соответствии со стандартами, гарантирующими:
- стимулирование создания (в том числе с использованием бюджетных ресурсов) специализированных общественных организаций, основными или одними из основных задач которых являются борьба с коррупцией и отдельными видами организованной преступности, содействие органам государственной власти, наделенным полномочиями в сфере борьбы с организованной преступностью, общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, наделенных такими полномочиями;
- развитие подсистемы негосударственного (не зависящего от государства) мониторинга организованной преступности и коррупции и системы мер борьбы с ними;
- создание дополнительных правовых стимулов активности граждан в сфере профилактики организованной преступности и коррупции;
- стимулирование активности бизнес-сообщества в выдвижении и поддержке инициатив в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией на основе общих соглашений (хартий);
- внедрение в практику технологии педагогической профилактики стереотипов криминального мышления и поведения (включая такие приоритеты, как антикоррупционное воспитание и воспитание в духе непринятия идеи терроризма и экстремизма). Обязательным условием эффективности
борьбы с организованной и коррупционной преступностью является строгое соблюдение следующих основных принципов:
1. Борьба с организованной и коррупционной преступностью является самостоятельной функцией государства, которая:
- осуществляется постоянно на всех уровнях государственного управления;
- основывается на национальной стратегии (концепции) государственной политики борьбы с организованной преступностью и коррупцией, а также на специальном федеральном законодательстве;
- реализуется посредством системы государственных и гражданских институтов, «ядром» которой является самостоятельная федеральная служба по борьбе с наиболее опасными видами организованной преступности и коррупции, подчиненная непосредственно Президенту РФ;
- выполняется на основе обязательных федеральной и региональной программ (разделов программ), бюджетного финансирования комплекса мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией;
- основывается на системе мониторинга организованной преступности и коррупции, ее факторов, последствий и эффективности мер борьбы с ними на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2. Борьба с коррупцией является базовым условием эффективной борьбы с организованной преступностью.
3. Соблюдается равноприоритетность гуманитарных, политических и экономических начал борьбы с организованной преступностью и коррупцией, означающая нормативно закрепленные стандарты равномерного использования уполномоченными правоохранительными органами бюджетных ресурсов в целях защиты интересов граждан, организаций и государства от организованных преступных посягательств.
4. Демократизм борьбы с организованной преступностью предполагает наличие законодательно закрепленных стандартов, гарантирующих реализацию права граждан, общественных и иных негосударственных организаций на участие в выработке мер борьбы с указанными видами социальных отклонений и на контроль за их реализацией уполномоченными органами государственной власти.
5. Поддерживается прозрачность формирования и расходования бюджетных и внебюджетных средств, используемых на цели борьбы с организованной преступностью и коррупцией, ограниченная лишь законом.
6. Соблюдается приоритет бюджетного финансирования мер предупреждения (в том числе оперативными средствами) по отношению к финансированию иных мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
В заключение сформулируем основные направления борьбы с организованной и коррупционной преступностью:
1. Предупреждение факторов появления новых и распространения существующих видов и форм организованной и коррупционной преступности посредством устранения, минимизации и компенсации экономических, политических, правовых, нравственных, культурных и духовных факторов терроризма, политического и религиозного экстремизма; обеспечение необратимости ответственности участников террористических и экстремистских организованных групп.
2. Устранение и минимизация факторов, способствующих росту объемов и общественной опасности организованной коррупции в высших органах государственной власти, правоохранительных и судебных органах, агентствах и службах, занимающихся распределением бюджетных средств в сфере здравоохранения, образования, науки и культуры; обеспечение неотвратимости ответственности участников ОПФ, имеющих в своем составе лиц, занимающих должности, которые предусмотрены Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ.
3. Устранение и минимизация факторов, способствующих росту объемов и общественной опасности кадровой коррупции в аппаратах высших органов государственной власти, незаконному обороту ядерных материалов и технологий.
4. Исключение и минимизация факторов, способствующих незаконному обороту ядерных материалов и технологий.
5. Устранение и минимизация факторов, содействующих росту объемов и общественной опасности организованного преступного оборота предметов, изъятых из свободного обращения, включая незаконный оборот оружия, наркотических средств и психотропных веществ.
6. Предотвращение и минимизация факторов, способствующих появлению новых форм криминального обмана в кредитно-финансовой сфере; обеспечение неотвратимости ответственности участников ОПФ, совершающих преступления в финансовой сфере.
7. Устранение и минимизация факторов, влияющих на рост объемов и общественной опасности организованного незаконного завладения доступом к использованию невозобнов-ляемых природных ресурсов.
8. Устранение и минимизация факторов, способствующих появлению новых видов, росту объемов и общественной опасности организованных форм незаконного оборота интеллектуальной собственности.
9. Совершенствование мер уголовной ответственности за отдельные виды организованной и коррупционной преступной деятельности с участием должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.
Библиография:
1. Эминов В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. М.: Проспект, 2011. 46 с.
2. Эминов В.Е., Максимов С.В. Концепция борьбы с организованной и коррупционной преступностью. М.: Норма, 2015. 80 с.
References (transliteration):
1. Eminov V.E. Koncepcija bor'by s organizovannoj prestupnost'ju v Rossii. M.: Prospekt, 2011. 46 s.
2. Eminov YE., Maksimov S.V Koncepcija bor'by s organizovannoj i korrupcionnoj prestupnost'ju. M.: Norma, 2015. 80 s.
Материал поступил в редакцию 6 февраля 2015 г.
Criminological long-term forecast of organized and corruption crime in Russia and the main directions in the sphere of fighting crime
EMINOV, Vladimir Evgenievich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Criminology and Criminal Penal Law of the Kutafin Moscow State Law, Merited Lawyer of the Russian Federation. [[email protected]]
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
Review. The article provides analysis of the problems regarding organized crime and corruption in Russia. Based upon the official data, the author singles out the main markers of the criminal situation till 2020, allowing to establish the main directions in the development of legislation and legal practice within the framework of criminological forecast. These directions are defined with due consideration of favorable and unfavorable development forecast, first of all, in the economic situation in Russia. Accordingly the criminological forecast (favorable or unfavorable) allows to formulate the basic models for fighting crime and corruption. It is offered to reform the state segment of the system in the sphere of fighting organized crime and corruption. The matter concerns the formation of an independent federal service for fighting organized crime and corruption and the need to reform the legislation on fighting these types of crime. The author formulates the main directions for fighting these types of criminal activities, which are currently posing a threat to national security of the state.
Keywords: organized crime, corruption, criminological forecast, long-term forecast, fight, intensity of change, monitoring, political system, economic situation, reforming.
10. Совершенствование правоприменительной, в том числе судебной, практики по делам о преступлениях, совершенных организованными группами.
11. Совершенствование организационно-структурного обеспечения борьбы с организованной и коррупционной преступностью.
12. Устранение и минимизация укоренившихся проявлений в государственной, политической и правоохранительной деятельности двойных стандартов, двойной морали, одного из опаснейших нравственно-психологических воздействий, кардинально деформирующих общественное и индивидуальное сознание.
13. Совершенствование правовых механизмов защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, совершенных организованными группами с участием коррупционеров — должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.