в
L-—^ i,
УНИВЕРСИТЕТА Криминология организованной коррупциогенности ^^
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
КРИМИНОЛОГИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ КОРРУПЦИОГЕННОСТИ
Аннотация. В статье показаны главные особенности организованной и коррупционной преступности, которые настоятельно требуют реального и правильного их восприятия, понимания в условиях постоянного роста организованной и коррупционной преступности в современной российской действительности. Автор подчеркивает тесную взаимосвязанность и взаимозависимость организованной и коррупционной преступности. Ввиду того, что происходит неизбежное и органическое слияние и объединение представителей традиционной криминальной и властно-должностной элиты, определены и охарактеризованы основные принципы борьбы и обозначены основные направления борьбы с организованной и коррупционной преступностью.
Ключевые слова: организованная преступность, коррупционная преступность, принципы борьбы, криминальная личность, коррупция, властно-должностная элита, организованный коррупционер, устранение и минимизация факторов, организованные преступные сообщества, судебная практика.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.35.7.019-023
V. E. EMINOV,
Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of Russia, Professor of the Department of Criminology and Penal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
[email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str, 9
CRIMINOLOGY OF ORGANIZED CORRUPTION POTENTIAL
Review. The article highlights the main features of organized and corruption crime that urgently require their real and correct perception and understanding in the context of the constant growth of organized and corruption crime in modern Russian reality. The author emphasizes close intercon-nectedness and interdependence of organized and corruption crime. In view of inevitable and organic merging and consolidation of representatives of traditional criminal and power-official elites, the author defines and describes the basic principles for fighting against organized and corrupt crime; the main areas of the fight against organized and corrupt crime have been identified.
Keywords: organized crime, corruption crime, principles of fight, criminal personality, corruption, power-official elite, organized corrupt person, elimination and minimization of factors, organized criminal communities, jurisprudence.
Владимир Евгеньевич ЭМИНОВ,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ш m к
т □
"о
б р и д и ч m
п к
□ s
науки
© В. Е. Эминов, 2017
>
7/2Q17
20 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
В условиях постоянного роста организованной и коррупционной преступности в современной российской действительности возникает острая потребность в научном и практическом осмыслении наиболее важных и основополагающих понятий этих видов опаснейшей преступной деятельности, а также сущности и особенности самих криминальных личностей.
В этом отношении особый интерес представляет возникшее в последнее время теснейшее сплочение организованной и коррупционной преступности, которые в недавнем прошлом не только действовали, но и рассматривались, изучались и исследовались как относительно самостоятельные виды современной преступной деятельности. Но время постоянно и упорно вносит свои коррективы, без своевременного учета и понимания которых невозможно своевременно разрабатывать и осуществлять эффективные меры и средства специального криминогенного воздействия.
Первое, на что следует обратить внимание, — это порожденная современностью очевидная догма: организованная и коррупционная преступность — взаимосвязанный, взаимообусловленный и взаимозависимый вид преступной деятельности, в которой наибольшего успеха достигают в условиях тесного взаимопонимания и взаимодействия представители «беловоротничковой» и сугубо традиционной, криминально-блатной, преступной общности. В условиях указанных реалий происходят неизбежное и органическое слияние и объединение представителей традиционной криминальной и властно-должностной элиты, что устойчиво обеспечивает льготные условия для самых разнообразных видов преступлений с явно минимизированным риском своевременного разоблачения и наказания.
Об этом наглядно свидетельствуют, например, публикации в центральной прессе и материалы телевизионных передач, в которых уже неоднократно появлялись сенсационные сообщения о том, что в конкретных регионах на протяжении продолжительного времени активно действовали организованные преступные сообщества во главе с губернаторами и т.п.
Естественно, в этих условиях возникает потребность дополнить, в частности, многочисленные научные труды, раздельно характеризующие личности организованных преступников1 и коррупционеров, исследованиями личностей, комплексно ориентированных на организованную и коррупционную преступность как единое целое.
Следует также обратить внимание на тот факт, что на фоне бурно рекламируемой по всем направлениям борьбы с коррупцией упоминание об организованной преступности практически свелись к нулевой отметке. Ярким примером этого явления служит Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 10 июня 2016 г., одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 г), в котором на фоне широкого спектра преступных проявлений нет ни малейшего упоминания об организованной преступности.
1 В частности, наиболее полное и углубленное исследование личности организованного преступника было проведено в Академии Генеральной прокуратуры РФ (см.: Личность организованного преступника : криминологическое исследование / под общ. ред. проф. А. И. Долговой. М. : Норма, 2013).
73
L-—^ Ii
УНИВЕРСИТЕТА Криминология организованной коррупциогенности ^^
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Исходя из изложенного, как нам представляется, организованный коррупционер — это лицо, активно использующее должностные и общественные полномочия, а также устойчивые криминальные связи для масштабной организации и совершения преступлений в сферах оборота финансов, бюджетных средств, иных материальных ценностей, а также сферах, способных быть источником завуалированного противоправного обогащения.
Поскольку особенности и свойства личности коррупционеров и организованных преступников освещены достаточно полно в многочисленных трудах отечественных и зарубежных специалистов, с учетом изложенного представляется целесообразным сосредоточить внимание на основных принципах и направлениях борьбы с этими опаснейшими видами современной преступности, что может реально создать условие для эффективного антикриминального воздействия как на саму преступность, так и на организованных коррупционных преступников.
Перечислим основные принципы борьбы с организованной и коррупционной преступностью:
1. Борьба с организованной и коррупционной преступностью является самостоятельной функцией государства, которая:
— осуществляется постоянно на всех уровнях государственного управления;
— основывается на национальной стратегии (концепции) государственной политики борьбы с организованной преступностью и коррупцией, а также на специальном федеральном законодательстве;
— реализуется посредством системы государственных и гражданских институтов, «ядром» которой является самостоятельная федеральная служба по борьбе с наиболее опасными видами организованной преступности и коррупции, подчиненная непосредственно Президенту РФ;
— выполняется на основе обязательных федеральной и региональной программ (разделов программ), бюджетного финансирования комплекса мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией;
— основывается на системе мониторинга организованной преступности и коррупции, ее факторов, последствий и эффективности мер борьбы с ними на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2. Борьба с коррупцией является базовым условием эффективной борьбы с организованной преступностью.
3. Соблюдается равноприоритетность гуманитарных, политических и экономических начал борьбы с организованной преступностью и коррупцией, озна- ш чающая нормативно закрепленные стандарты равномерного использования д уполномоченными правоохранительными органами бюджетных ресурсов °
~о б
в целях зашиты интересов граждан, организаций и государства от организованных преступных посягательств.
Демократизм борьбы с организованной и коррупционной преступностью предполагает наличие законодательно закрепленных стандартов, гарантирующих реализацию права граждан, общественных и иных негосударственных организаций на участие в выработке мер борьбы с указанными видами социаль- Д ных отклонений и контроль за их реализацией уполномоченными органами □ государственной власти. науки
~о
и д и ч
>
4
22 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
5. Поддерживается прозрачность формирования и расходования бюджетных и внебюджетных средств, используемых на цели борьбы с организованной преступностью и коррупцией, ограниченная лишь законом.
6. Соблюдается приоритет бюджетного финансирования мер предупреждения (в том числе оперативными средствами) по отношению к финансированию иных мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Назовем основные направления борьбы с организованной и коррупционной
преступностью:
1) предупреждение факторов появления новых и распространения существующих видов и форм организованной и коррупционной преступности посредством устранения, минимизации и компенсации экономических, политических, правовых, нравственных, культурных и духовных факторов терроризма, политического и религиозного экстремизма; обеспечение необратимости ответственности участников террористических и экстремистских организованных групп;
2) устранение и минимизация факторов, способствующих росту объемов и общественной опасности организованной коррупции в высших органах государственной власти, правоохранительных и судебных органах, агентствах и службах, занимающихся распределением бюджетных средств в сфере здравоохранения, образования, науки и культуры; обеспечение неотвратимости ответственности участников ОПФ, имеющих в своем составе лиц, занимающих должности, которые предусмотрены Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;
3) устранение и минимизация факторов, способствующих росту объемов и общественной опасности кадровой коррупции в аппаратах высших органов государственной власти;
4) исключение и минимизация факторов, способствующих незаконному обороту ядерных материалов и технологий;
5) устранение и минимизация факторов, содействующих росту объемов и общественной опасности, организованного преступного оборота предметов, изъятых из свободного обращения, включая незаконный оборот оружия, наркотических средств и психотропных веществ;
6) предотвращение и минимизация факторов, способствующих появлению новых форм криминального обмана в кредитно-финансовой сфере; обеспечение неотвратимости ответственности участников организованных преступных формирований, совершающих преступления в финансовой сфере;
7) устранение и минимизация факторов, влияющих на рост объемов и общественной опасности незаконного завладения доступом к использованию не-возобновленных природных ресурсов;
8) устранение и минимизация факторов, способствующих появлению новых видов, росту объемов и общественной опасности организованных форм незаконного оборота интеллектуальной собственности;
9) совершенствование мер уголовной ответственности за отдельные виды организованной и коррупционной преступной деятельности с участием должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях;
73
L-—^ Ii
УНИВЕРСИТЕТА Криминология организованной коррупциогенности ^^ ^^
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
10) совершенствование методов выявления и обеспечение контроля и надзора за организованными традиционными преступными сообществами, их лидерами с целью своевременного выявления их связей, контактов с представителями должностных коррупционно ориентированных групп и персоналий;
11) совершенствование правоприменительной, в том числе судебной, практики по делам о преступлениях, совершенных организованными группами;
12) совершенствование организационно-структурного обеспечения борьбы с организованной и коррупционной преступностью;
13) устранение и минимизация укоренившихся проявления в государственной, политической и правоохранительной деятельности двойных стандартов, двойной морали, одного из опаснейших нравственно-психологических воздействий, кардинально деформирующих общественное и индивидуальное сознание;
14) совершенствование правовых механизмов защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, совершенных организованными группами с участием коррупционеров — должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях2.
См. подробнее: Эминов В. Е., Максимов С. В. Концепция борьбы с организованной и коррупционной преступностью в России. М. : Норма-ИНФРА-М, 2015. В работе содержится также подробный список литературы по основным вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и список нормативных правовых актов и иных официальных документов.
ш m к
т □
"о
б р и д и ч
науки
>
2