Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НОВЫМ ВЫЗОВАМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВНЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ СООБЩЕСТВ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НОВЫМ ВЫЗОВАМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВНЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ СООБЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ СООБЩЕСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бычков Василий Васильевич, Прорвич Владимир Антонович

После начала специальной операции по демилитаризации и денацификации Украины, в информационной среде появилось множество документов и иной информации экстремистского характера, в том числе крайней формы экстремизма - общественно опасных деяний террористического характера, включая призывы к выступлениям против законной государственной власти. С точки зрения обеспечения надлежащей уголовно-правовой защиты граждан, общества и государства в целом, рассматривается ряд проблем, связанных с дифференциацией выявленных по результатам оперативно-разыскных мероприятий признаков преступлений экстремистской направленности и иного характера, а также их совокупностей. Рассмотрены особенности алгоритмов обработки интенсивных потоков электронных документов и иной информации в режиме реального времени, позволяющих контролировать сохранение правового статуса промежуточных и итоговых результатов обработки электронной документации при их практической реализации в рамках интерактивных экспертных систем оперативных сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бычков Василий Васильевич, Прорвич Владимир Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING NEW CHALLENGES OF EXTREMIST ACTIVITY USING INFORMATION AND NETWORK TECHNOLOGIES AT THE LEVEL OF CROSS-BORDER EXTREMIST COMMUNITIES

After the start of the special operation for the demilitarization and denazification of Ukraine, a lot of documents and other information of an extremist nature appeared in the information environment, including extreme forms of extremism - socially dangerous acts of a terrorist nature, including calls for demonstrations against the legitimate state authorities. From the point of view of ensuring adequate criminal legal protection of citizens, society and the state as a whole, a number of problems are considered related to the differentiation of signs of extremist and other crimes identified by the results of operational-search measures, as well as their totalities. The features of algorithms for processing intensive flows of electronic documents and other information in real time, allowing to control the preservation of the legal status of intermediate and final results of processing electronic documentation in their practical implementation within the framework of interactive expert systems of operational employees, are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НОВЫМ ВЫЗОВАМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВНЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ СООБЩЕСТВ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-54-60 NIION: 2003-0059-5/22-416 MOSURED: 77/27-003-2022-05-615

Противодействие новым вызовам экстремистской деятельности с использованием информационно-сетевых технологий на уровне трансграничных экстремистских сообществ

Василий Васильевич Бычков1, Владимир Антонович Прорвич2

'■2 Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. После начала специальной операции по демилитаризации и денацификации Украины, в информационной среде появилось множество документов и иной информации экстремистского характера, в том числе крайней формы экстремизма — общественно опасных деяний террористического характера, включая призывы к выступлениям против законной государственной власти. С точки зрения обеспечения надлежащей уголовно-правовой защиты граждан, общества и государства в целом, рассматривается ряд проблем, связанных с дифференциацией выявленных по результатам оперативно-разыскных мероприятий признаков преступлений экстремистской направленности и иного характера, а также их совокупностей. Рассмотрены особенности алгоритмов обработки интенсивных потоков электронных документов и иной информации в режиме реального времени, позволяющих контролировать сохранение правового статуса промежуточных и итоговых результатов обработки электронной документации при их практической реализации в рамках интерактивных экспертных систем оперативных сотрудников.

Ключевые слова: экстремизм, преступления экстремистской направленности, экстремистские сообщества, электронные документы, информационные технологии, оперативно-разыскные мероприятия, алгоритмы обработки документированной информации

Для цитирования: Бычков В. В., Прорвич В. А. Противодействие новым вызовам экстремистской деятельности с использованием информационно-сетевых технологий на уровне трансграничных экстремистских сообществ // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 54-60. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-54-60.

Original article

Countering new challenges of extremist activity using information and network technologies at the level of cross-border extremist communities

Vasily V. Bychkov1, Vladimir A. Prorvich2

1-2 Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. After the start of the special operation for the demilitarization and denazification of Ukraine, a lot of documents and other information of an extremist nature appeared in the information environment, including extreme forms of extremism — socially dangerous acts of a terrorist nature, including calls for demonstrations against the legitimate state authorities. From the point of view of ensuring adequate criminal legal protection of citizens, society and the state as a whole, a number of problems are considered related to the differentiation of signs of extremist and other crimes identified by the results of operational-search measures, as well as their totalities. The features of algorithms for processing intensive flows of electronic documents and other information in real time, allowing to control the preservation of the legal status of intermediate and final results of processing electronic documentation in their practical implementation within the framework of interactive expert systems of operational employees, are considered.

Keywords: extremism, extremist crimes, extremist communities, electronic documents, information technologies, operational-search measures, algorithms for processing documented information

For citation: Bychkov V. V., Prorvich V. A. Countering new challenges of extremist activity using information and network technologies at the level of cross-border extremist communities. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):54-60. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-54-60.

С началом специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины в мировой прессе началась беспрецедентная кампания с

© Бычков В. В., Прорвич В. А., 2022

призывами экстремистского характера не только против России как государства, против руководства страны, но и против каждого русского. При этом

JURISPRUDENCE

публикации экстремистского характера адресуются не только гражданам России, но и гениальным представителям мировой культуры — Чайковскому, Достоевскому, Толстому и многим другим, исключительно из-за того, что они жили и творили в России. Анализ многих из подобных высказываний показывает, что они носят откровенно нацистский характер.

Многочисленные примеры таких экстремистских проявлений показывают, что данная кампания откровенно поощряется владельцами соответствующих сетевых компаний и сетевых изданий. При этом отмечается полное бездействие надзирающих органов США, Японии, Австралии и европейских государств, несмотря на явные нарушения их национального законодательства. Более того, руководители этих государств постоянно делают откровенно русофобские заявления, фактически призывая к совершению крупномасштабных преступлений экстремистского и террористического характера. К примеру, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий 30 марта 2022 г. сделал заявление о том, что русофобия стала уже европейским мейнстримом [11]; т. е., распространение нацистской и фашистской идеологии посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, стало государственной политикой руководства этих государств [5].

Особенности выявления признаков преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием Интернета, в частности, предусмотренных ст. 280-282 УК РФ, уже рассматривались в ряде наших предыдущих работ [4; 3]. Надлежащее применение соответствующих научно обоснованных криминалистических методик и высокотехнологичного инструментария предопределяет и повышение эффективности следственных действий по раскрытию и расследованию преступлений данного вида.

Вместе с тем, быстро развивающаяся в негативном плане деятельность экстремистских сообществ, направляемых и поддерживаемых руководством западных государств, требует срочной разработки и принятия ряда дополнительных мер. Среди них на одно из первых мест выходят такие проблемы, как идентификация признаков экстремистской деятельности экстремистских сообществ, а также выявление признаков терроризма в деятельности отдельных членов таких формирований [7]. Особую сложность представляет выявление признаков такой деятельности после запрета деятельности в России определенных

сетевых компаний типа Мета, а также входящих в нее социальных сетей: Твиттер, Фэйсбук, Инстаграм и ряда других, с помощью более сложных информационно-сетевых технологий, нацеленных на поиск обходных путей для внедрения экстремистских материалов в действующие российские социальные сети.

В этой связи необходимо обратить внимание на то, что в уголовном праве выделяется несколько видов подобной организованной преступной деятельности. Прежде всего, речь идет о ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)». Законодатель отнес данные преступления к особо тяжким, а в качестве обязательных признаков состава данных преступлений предусмотрел совершение одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

Применительно к преступлениям экстремистской направленности законодатель предусмотрел преступления, связанные с организацией экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) и организацией деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ), которые отнесены к тяжким преступлениям. Здесь важно обратить внимание на оговорку в ч. 1 ст. 282.2 УК РФ, исключающую из состава преступлений данного вида организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими.

Однако, как уже отмечалось выше, многие из экстремистских проявлений, характерных для самого последнего времени, граничат или даже прямо переходят в призывы к приготовлению террористической деятельности, причем многие из них также носят организованный характер на государственном и межгосударственном уровне. Беспрецедентными в этом отношении являются заявления президента США Бай-дена на встрече с его союзниками 28 марта 2022 г. и последующие за этим его же публичные разъяснения 29 марта, связанные со свержением государственной власти и личные выпады в адрес Президента России Владимира Путина [12; 13]. Эти преступные призывы были поддержаны и даже развиты со ссылками на исторические примеры многими государственными деятелями западных стран.

В этой связи необходимо обратить внимание на те признаки преступлений, которые предусмотрены ст. 277 УК РФ «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», ст. 278 УК РФ «Насильственный захват власти или насильственное

удержание власти», ст. 279 УК РФ «Вооруженный мятеж», ст. 361 УК РФ «Акт международного терроризма», которые отнесены законодателем к особо тяжким преступлениям, а в качестве меры наказания по некоторым из них предусмотрено даже пожизненное лишение свободы либо смертная казнь.

Нельзя забывать также о ряде признаков «смежных» с перечисленными выше деяниями преступлений, которые предусмотрены ст. 205 УК РФ «Террористический акт», ст. 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности», ч. 2 ст. 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма» с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, сети Интернет. При этом важно также учитывать и возможности выявления в ставших аномально интенсивными потоках информации в информационно-телекоммуникационных сетях признаков таких преступлений, которые предусмотрены ст. 205.4 УК РФ «Организация террористического сообщества и участие в нем», а также ст. 205.5 УК РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации».

Кроме того, в соответствии со ст. 30 УК РФ «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» уголовная ответственность предусмотрена не только за оконченные преступления рассматриваемого вида, но и за приготовление к ним, поскольку они являются тяжкими и особо тяжкими; т. е., подобные преступные призывы, в том числе, распространяемые с помощью социальных сетей, а также иных средств информационно-сетевых коммуникаций, не должны оставаться без внимания правоохранительных органов.

Особая роль в выявлении признаков перечисленных выше преступлений экстремистского и террористического характера принадлежит органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. При этом становится особенно важным оснащение сотрудников, занимающихся конкретными оперативно-разыскными мероприятиями (далее — ОРМ), научно обоснованным и выверенным с правовой точки зрения инструментарием, позволяющим обрабатывать высокоинтенсивные потоки электронной информации в режиме реального времени, и

выявлять все признаки рассматриваемых преступлений [8].

Безусловно, обрабатывать такие потоки информации вручную невозможно, как и использовать для этого достаточно простые компьютерные программы, даже хорошо зарекомендовавшие себя в предшествующие годы. Из-за резко изменившегося характера криминальных проявлений система критериев для выявления признаков экстремизма, заложенных в такие программы, нуждается в существенном обновлении. Вполне очевидно, что возникает необходимость применения для этого элементов искусственного интеллекта, особенности которого также уже обсуждалась в наших публикациях [1; 2].

Однако из-за резкого изменения характера криминальных проявлений в информации, распространяемой в сетевом пространстве, в сторону повышения ее агрессивности, основанной на откровенной лжи и злобной клевете, речь идет уже о выявлении признаков не двух-трех составов преступлений, а более чем двух десятков составов преступлений. Тем более что развязанная западными странами информационная война сопровождается экономической войной, разрушившей уже сами основы современной рыночной экономики — неприкосновенность частной собственности.

В результате во многих случаях уже приходится сталкиваться с различными совокупностями преступлений: экстремистских и террористических, экстремистских и экономических, и т. п. Соответственно, количество возможных признаков составов преступлений, которые должны выявить сотрудники, выполняющие проблемно-ориентированные ОРМ при анализе интенсивных потоков электронной информации в сетевом пространстве, становится настолько большим, что без нового инструментария их надлежащее обнаружение и фиксация становятся просто невозможными. Кроме того, из-за достаточно высокой степени сходства перечисленных выше и иных преступлений рассматриваемого вида, возникает высокий уровень рисков юридических ошибок при идентификации состава определенного преступления и его «отграничения» от другого, «смежного» и весьма схожего по своим признакам преступления. Еще сложнее надлежащим образом выявить и зафиксировать признаки составов определенных совокупностей преступлений рассматриваемого вида.

JURISPRUDENCE

Проведенные исследования показали, что одной из наиболее серьезных проблем, требующих первоочередного внимания и поиска научно обоснованных решений, является бланкетный, ссылочный и смешанный характер уголовно-правовых норм, сформулированных законодателем для криминализации соответствующих деяний. К примеру, в диспозиции ст. 205.4 УК РФ даны ссылки на ст. 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, а в ст. 205.5 УК РФ указано, что речь идет об «организации деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической».

Таким образом, для раскрытия особенностей диспозиций соответствующих уголовно-правовых норм и формирования развернутой и однозначно определенной уголовно-правовой характеристики преступлений рассматриваемого вида необходимо применение многочисленных положений не только уголовного, но и гражданского и специального законодательства. При этом речь идет не только и не столько об определенных проблемах юридического и информационно-технологического характера. Не менее, если не более, важно организовать при этом надлежащий контроль за тем, чтобы при раскрытии диспозиций соответствующих уголовно-правовых норм не выйти за рамки уголовного права. Это особенно актуально при обеспечении надлежащей идентификации признаков определенных совокупностей преступлений, которые рассматривались выше.

Понятно, что оставлять сотрудников, выполняющих конкретные ОРМ по выявлению и фиксации признаков преступлений рассматриваемого вида, один на один с данными проблемами нельзя. В противном случае придется столкнуться с высоким уровнем рисков юридических ошибок, которые в современных условиях развернутой западом гибридной войны против России, в общем, и русских, в частности, недопустимы.

Поэтому обсуждаемые проблемы требуют не только повышенного внимания со стороны ученых, уже занимающихся их разработкой. Важно организовать комплексную, системную разработку данных проблем, нацеленную на создание в кратчайшие сроки высокотехнологичного инструментария, позволяющего оперативно выявлять и фиксировать признаки преступлений рассматриваемого вида и их совокупностей при обработке электронной докумен-

тации в режиме реального времени. Здесь возможно использование и проблемно-ориентированных информационных технологий с элементами искусственного интеллекта.

Вместе с тем, при организации соответствующих научных исследований и разработок важно избегать ошибок, риски совершения которых далеко не всегда учитываются из-за своей «неочевидности». Как правило, разработкой соответствующих информационных технологий и компьютерных программ занимаются крупные компьютерные фирмы, обладающие штатом высококвалифицированных программистов. В последнее время многие руководители таких фирм публично заявляли о создании «компьютерной криминалистики» как точной науки, и даже о ее практическом применении для возмещения ущерба, причиненного компьютерными преступлениями, в размере десятков миллиардов рублей. Поэтому важно организовать рассматриваемые исследования и разработки таким образом, чтобы не допустить подмены компетенций, которыми государство наделило исключительно правоохранительные органы [9].

Анализ особенностей организации таких работ показывает, что особого внимания требуют научные исследования и разработки на уровне алгоритмов выполнения ОРМ, нацеленных на выявление и фиксацию признаков преступлений рассматриваемого вида. Необходимо подчеркнуть, что поскольку речь идет о выполнении ОРМ различного вида, которое регламентируется действующим законодательством, включающим не только положения УПК РФ, ряда федеральных законов, но и ведомственных нормативных актов, то разработку таких алгоритмов должны выполнять юристы высшей квалификации, обладающие необходимыми специальными знаниями и профессиональными компетенциями. Безусловно, что при этом консультационную помощь им могут оказывать и специалисты по информатике [6].

Подобные разработки «юридических» алгоритмов, позволяющих сформировать развернутые уголовно-правовые характеристики преступлений определенного вида, были описаны в недавно опубликованной монографии 10]. Соответствующие подходы возможно использовать и для раскрытия бланкетных, ссылочных и смешанных диспозиций уголовно-правовых норм при формировании развернутых уголовно-правовых характеристик преступлений экстремистской направленности, а также их совокупностей,

обозначенных выше. При этом фактически в короткие сроки может быть создан научный фундамент для таких исследований и разработок, который было предложено называть «правовой информатикой».

При всех особенностях организации описываемых исследований и разработок необходимо подчеркнуть главное. Научная основа соответствующих алгоритмов и информационных технологий должна создаваться исключительно юристами, без какого-либо вмешательства представителей компьютерных фирм. Только после того, как разработанные алгоритмы будут юридически выверены с участием представителей всех наук уголовно-правового блока, они могут быть сориентированы на надлежащее информационно-технологическое обеспечение всего комплекса ОРМ.

Кроме того, с учетом специфики ОРМ по преступлениям рассматриваемого вида, разрабатываемые алгоритмы должны быть нацелены не только на выявление и фиксацию «первичных» признаков данных преступлений. Во многих случаях оказывается необходимость дополнительного «просеивания» сведений в электронных документах для обнаружения определенных совокупностей таких признаков, а также более детального анализа подозрительных сведений; т. е., речь идет о разработке алгоритмов своеобразного «юридического трансфокатора», позволяющего как осуществлять более детальную обработку электронных документов для выявления в них определенных совокупностей признаков преступлений, так и выполнять более широкий обзор таких документов, в которых также могут быть обнаружены признаки тех же преступлений, но рассеянные по различным документам.

Важно также обратить внимание на необходимость неоднократной повторной обработки определенных групп электронных документов оперативными сотрудниками, чтобы надлежащим образом выявить и зафиксировать признаки преступлений как в отдельных документах, так и в их определенных совокупностях. Для этого соответствующие информационные технологии и программные средства, создаваемые на основе разрабатываемых «юридических» алгоритмов, должны обеспечивать возможность работы оперативных сотрудников с электронной документацией в интерактивном режиме; т. е., оперативный сотрудник в рамках диалога со своим компьютером, оснащенным данным программным обеспечением,

сможет осуществлять необходимые действия по детализации получаемых сведений и уточнению предварительно формируемых выводов.

Еще одной функцией соответствующих интерактивных экспертных систем для выполнения ОРМ, связанным с обработкой электронной информации для выявления и фиксации признаков преступлений рассматриваемого вида, должен стать контроль за сохранением правового статуса промежуточных и итоговых результатов обработки электронных документов. Для этого в рамках диалога необходимо предусмотреть возможности осуществления контроля оперативным сотрудником соответствующих промежуточных и итоговых результатов на основе специально разработанной системы критериев. Кроме этого, необходимо предоставить ему право электронной подписи, чтобы заверить те результаты, которые прошли надлежащую проверку.

При практической реализации соответствующих информационных технологий в виде интерактивных экспертных систем оперативных сотрудников важно также обратить внимание и на те новые положения действующего законодательства, которые связаны с введением цифровых прав. Законодатель связал их с правилами определенных информационных систем, установленных обладателями этих систем. При этом правовой статус этих информационных систем, их обладателей и установленных ими правил не раскрыт в необходимой для правоприменения степени.

Соответственно, для практической реализации разрабатываемых информационных технологий возможно также провести ряд исследований по разработке проектов нормативных документов ведомственного уровня, обеспечивающих возможность контроля правового статуса тех информационных систем, в которых были обнаружены электронные документы либо иная информация, имеющая признаки преступлений экстремистского характера. Это позволит также упростить установление личности обладателя соответствующей информационной системы и выявить особенности установленных им правил. При этом возможно также выявить его отношение к содержанию той информации, для создания, хранения или распространения которой и была использована контролируемая им информационная система.

Приглашаем заинтересованных специалистов к обсуждению и дальнейшей разработке обсуждаемых проблем и способов их решения.

JURISPRUDENCE

Список источников

1. Бычков В. В., Прорвич В. А. Искусственный интеллект в борьбе с экстремизмом // Российский журнал правовых исследований. 2020. Т. 7. № 4. С. 9-18.

2. Бычков В. В., Прорвич В. А. Искусственный интеллект как средство противодействия преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 4. С. 47-52.

3. Бычков В. В., Прорвич В. А. Особенности организационного и научно-методического обеспечения оперативно-розыскной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений экстремистского характера, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 4. С. 149-155.

4. Бычков В. В., Прорвич В. А. Особенности формирования алгоритмов выявления, раскрытия и расследования «высокотехнологичных» преступлений экстремистского характера, совершенных с использованием сети «Интернет» // Российский журнал правовых исследований. 2021. Т. 7. № 1. С. 1-8.

5. Бычков В. В., Прорвич В. А. Проблемы выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистского характера, совершенных с исполь-зов анием информ ационно -телекоммуникационной сети «Интернет», и их решение // Российский следователь. 2021. № 2. С. 3-6.

6. Бычков В. В., Прорвич В. А. Алгоритмы взаимодействия следователей с искусственным интеллектом в ходе раскрытия и расследования преступлений экстремистского характера, совершенных с использованием Интернета // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 2(29). С. 92-97.

7. Бычков В. В., Харченко С. В. Некоторые вопросы деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия информационной активности участников террористических и экстремистских действий // Военное право. 2021. № 3(67). С. 9-16.

8. Бычков В. В., Харченко С. В. О некоторых проблемах использования результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности // Современное уголовно-процессуальное право — уроки истории и проблемы дальнейшего реформирова-

ния. В 2 т. Т. 1(2). Орел : Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2020. С. 49-57.

9. Волынский А. Ф., Прорвич В. А. Компьютерная криминалистика в системе уголовно-правовой защиты «традиционной» и цифровой экономики: моногр. М. : Экономика, 2020.

10. Волынский А. Ф., Прорвич В. А. Электронное судопроизводство по преступлениям в сфере экономики (научно-практические аспекты): моногр. М. : Экономика, 2019.

11. Русофобия стала мейнстримом, заявил польский премьер Матеуш Моравецкий // URL://https:// www.1tv.ru/news/2022-03-30.

12. В Кремле ответили на заявление Байдена о смене власти в России // URL://https://iz.ru/1311571/ 2022-03-28.

13. Президент США Джо Байден пожаловался на то, что его неверно понимают // URL://https:// www.1tv.ru/news/2022-03-29.

References

1. Bychkov V. V., Prorvich V. A. Artificial intelligence in the fight against extremism // Russian Journal of Legal Studies. 2020. Vol. 7. No. 4. Р. 9-18.

2. Bychkov V. V., Prorvich V. A. Artificial intelligence as a means of countering extremist crimes committed using information and telecommunication networks, including the Internet // Bulletin of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2020. No. 4. Р. 47-52.

3. Bychkov V. V., Prorvich V. A. Features of organizational and scientific and methodological support of operational investigative activities in the disclosure and investigation of extremist crimes committed using information and telecommunication networks, including the Internet // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 4. Р. 149-155.

4. Bychkov V. V., Prorvich V. A. Features of the formation of algorithms for the identification, disclosure and investigation of «high-tech» extremist crimes committed using the Internet // Russian Journal of Legal Research. 2021. Vol. 7. No. 1. Р. 1-8.

5. Bychkov V. V., Prorvich V. A. Problems of detection, disclosure and investigation of extremist crimes committed using the Internet information and telecommunications network, and their solution // Russian Investigator. 2021. No. 2. Р. 3-6.

6. Bychkov V. V., Prorvich V. A. Algorithms of interaction of investigators with artificial intelligence in the course of disclosure and investigation of extremist crimes committed using the Internet // Law and order: history, theory, practice. 2021. No. 2(29). P. 92-97.

7. Bychkov V. V., Kharchenko S. V. Some issues of the activities of law enforcement agencies in the field of countering the information activity of participants in terrorist and extremist actions // Military law. 2021. No. 3(67). P. 9-16.

8. Bychkov V. V., Kharchenko S. V. On some problems of using the results of operational investigative activities in the disclosure and investigation of extremist crimes // Modern criminal procedural law — lessons of his tory and problems of further reform. In 2 t. t. 1(2). Orel : Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2020. P. 49-57.

9. Volynsky A. F., Prorvich V. A. Computer criminalistics in the system of criminal legal protection of the «traditional» and digital economy: monogr. M. : Economics, 2020.

10. Volynsky A. F., Prorvich V. A. Electronic legal proceedings on crimes in the field of economics (scientific and practical aspects): monogr. M. : Economics, 2019.

11. Russophobia has become mainstream, said Polish Prime Minister Mateusz Morawiecki // URL:// https://www.1tv.ru/news/2022-03-30.

12. The Kremlin responded to Biden's statement about the change of power in Russia // URL://https:// iz.ru/1311571/2022-03-28.

13. US President Joe Biden complained that he was misunderstood // URL://https://www. 1tv.ru/news/ 2022-03-29.

Информация об авторах

В. В. Бычков — декан факультета повышения квалификации Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент;

В. А. Прорвич — профессор кафедры уголовного процесса Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, доктор юридических наук, доктор технических наук, профессор.

Information about the authors

V. V. Bychkov — Dean of the Faculty of Advanced Training of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

V. A. Prorvich — Professor of the Department of Criminal Procedure of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Doctor of Technical Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 08.08.2022.

The article was submitted 07.04.2022; approved after reviewing10.06.2022; accepted for publication 08.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.