Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ КАК ПРЕВЕНТИВНАЯ МЕРА В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ КАК ПРЕВЕНТИВНАЯ МЕРА В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ВЗРЫВНЫЕ УСТРОЙСТВА / ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович

Противодействие различного рода экстремистским и террористическим проявлениям остается одним из наиболее острых вопросов, требующих соответствующего комплекса эффективных мер со стороны правоохранительных органов. Один из превентивных способов такой деятельности заключается в пресечении фактов незаконного оборота оружия и других предметов и веществ, используемых правонарушителями при совершении преступлений террористической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING ILLEGAL ARMS TRAFFICKING AS A PREVENTIVE MEASURE IN THE ANTI-TERRORIST LAW ENFORCEMENT

Countering various extremist and terrorist manifestations remains one of the most pressing issues requiring an appropriate set of effective measures on the part of law enforcement agencies. One of the preventive methods of such activities is the suppression of the facts of illegal trafficking in weapons and other items and substances used by offenders in the Commission of terrorist crimes.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ КАК ПРЕВЕНТИВНАЯ МЕРА В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ КАК МЕРА В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Шамаев А. М.

1.38. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ КАК ПРЕВЕНТИВНАЯ МЕРА В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

©Шамаев Артур Мурадинович, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях

Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета

МВД России

Shomik788@mail.ru

Аннотация: противодействие различного рода экстремистским и террористическим проявлениям остается одним из наиболее острых вопросов, требующих соответствующего комплекса эффективных мер со стороны правоохранительных органов. Один из превентивных способов такой деятельности заключается в пресечении фактов незаконного оборота оружия и других предметов и веществ, используемых правонарушителями при совершении преступлений террористической направленности.

Ключевые слова: незаконный оборот оружия, взрывные устройства, терроризм, противодействие, превентивные меры, оперативные подразделения, организованная преступность, взаимодействие, оперативно-розыскная деятельность.

По данным Организации Объединенных Наций преступления в сфере незаконного оборота оружия, наравне с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и торговлей людьми входят в число самых опасных транснациональных форм организованной преступности. Именно поэтому, на сегодняшний день противодействие преступлениям указанной категории является одной из наиболее актуальных проблем международного сообщества.

Периодически возникающие локальные вооруженные конфликты, как в различных уголках планеты, так и на территории нашего государства порождают спрос на различные виды огнестрельного оружия и взрывных устройств, свободный оборот которых юридически запрещен [1, стр.281].

Также, следует отметить, что различные террористические акции чаще всего осуществляются с применением стрелкового оружия либо взрывных устройств.

Известно, что торговля оружием, являясь одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности, привлекла внимание организованных преступных группировок и сообществ, осуществляющих в последующем финансирование различных террористических акций и экстремистских проявлений. Одной из первопричин распространения идей религиозного терроризма является его финансирование извне», и зачастую оно осуществляется преступными синдикатами [2, стр.212].

В начале 2000-х годов, вследствие двух «чеченских» компаний на территории Северного Кавказа осталось большое количество неучтенного оружия и боеприпасов, которые в последующем еще несколько лет использовались при осуществлении террористических актов на территории всего Северного Кавказа.

В декабре 2004 года участниками террористической группировки «Ярмук» было совершено нападение на здание УФСКН по Кабардино-Балкарской Республике в г. Нальчик, когда в руках преступников оказалось 182 пистолета, 79 автоматов различной модификации и большое количество боеприпасов к ним. В последующем в течение нескольких лет следы этого оружия были замечены при совершении ряда террористических акций, в том числе при нападении на г. Нальчик в октябре 2005 года [3].

Следует признать, что к началу 10-х годов нынешнего столетия, правоохранительные органы добились значительных успехов в противодействии незаконному обороту оружия и

боеприпасов, что подтверждается фактами совершения террористических акций с использованием холодного оружия или другими способами [4, стр.123].

Следует признать, что контрабанда оружия остается актуальной проблемой в мировых масштабах и только консолидация усилий органов правопорядка всех держав, путем эффективного взаимодействия, может позволить успешно противостоять данному негативному явлению. Необходимость такой деятельности уже общепризнана и обеспечивается правовой регламентацией на различных уровнях. Преступления в сфере незаконного оборота оружия относятся к категории транснациональных преступлений, так как большинство оружия производится в ряде государств и в последующем распространяется по всему миру. Общепризнано, что противодействия данной категории преступлений на низшем уровне, когда к уголовной ответственности привлекаются мелкие сбытчики оружия и лица его приобретающие, в перспективе не является достаточно эффективной мерой для достижения цели по искоренению этого недуга в целом. Необходимо пресекать проникновение оружия на территорию Российской Федерации через границу из районов вооруженных конфликтов, а равно факты хищения оружия и боеприпасов с предприятий, осуществляющих его производство внутри страны.

Взаимодействие правоохранительных органов государств -участников СНГ в рассматриваемой сфере осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, вступившим в силу 12 декабря 2009 года [5].

Нельзя недооценивать значимость основных положений данного документа, а равно и ряда других международных договоров и соглашений. При анализе указанной Программы можно выделить ряд основных обозначенных форм взаимодействия в области противодействия контрабанде оружия, боеприпасов и взрывных устройств:

- обмен оперативной, статистической, криминалистической и другой информацией, в том числе данными о совершенных преступлениях и находящихся на стадии подготовки, а также о фактах легализации полученных от них доходов;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании соответствующего запроса;

ISSN 2541-8025

Том XV 3-2019

Проблемы экономики и юридической практики

- осуществление совместных заранее спланированных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий;

- обмен нормативными правовыми актами и научно-методическими рекомендациями, а также практическими наработками в данной сфере;

- взаимодействие в пресечении использования сети Интернет в целях контрабанды оружия и боеприпасов;

- оказание содействия в повышении квалификации и в подготовке новых специалистов в данной сфере.

Значимым следует признать наличие возможности в рамках расследования уголовных дел данной категории, наложения ареста на имущество иностранных граждан.

Достаточно недооцененной является форма непроцессуального взаимодействия - «взаимовыгодный обмен информацией между оперативными службами и следователем», когда последний в ходе следствия может получить оперативно значимые данные о деятельности организованной преступной группы, специализирующейся на контрабанде оружия и боеприпасов из соседнего государства и наоборот [6, стр.141].

Также немаловажно, что данной Программой регламентирован порядок оформления, направления и исполнения запросов об оказании содействия в противодействии незаконному обороту оружия, а также использования его результатов. Также было предусмотрено создание единой базы данных о международных преступных группах и сообществах, их организаторах, пособниках и сообщниках.

Все эти формы взаимодействия на практике должны осуществляться на основе прямых контактов специализированных служб и подразделений через национальные бюро Интерпола.

Особое внимание следует уделять взаимодействию с органами правопорядка соседних государств в приграничных районах. Для этой цели были приняты необходимые двухсторонние соглашения об оказании правовой помощи по уголовным делам. Эффективность таких договоренностей достигается при использование методов контролируемой поставки, когда незаконный груз при обнаружении не задерживается, а информация о нем передается соответствующим службам страны следования.

Субъектами борьбы с торговлей оружием являются оперативные подразделения и органы предварительного следствия в соответствии с их должностными обязанностями (или при наличии Специализированные подразделения по борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов).

Наиболее значимым направлением деятельности подразделений уголовного розыска в указанном направлении является сбор информации о фактах совершения преступлений данной категории. Сбыт оружия относится к преступлениям характеризующимся наибольшим уровнем латентности. Сей факт предполагает осуществление оперативными сотрудниками органов правопорядка инициативного поиска отдельных лиц или организованных групп, замышляющих, подготавливающих либо покушающихся на совершение указанных преступлений [7, стр.510].

Наиболее тяжкие преступления, в том числе и террористической направленности, совершаются с применением незаконно приобретенного оружия. Поэтому сложившаяся практика по принципу «от преступления - к лицу, его совершившему» не эффективна при работе в данном направлении. Преступные группировки, занимающиеся торговлей оружием, характеризуются четкой организацией, осуществляя свою деятельность законспирировано, с тщательной маскировкой подготовительных и преступных мероприятий. Меры конспирации, применя-

емые ими, обеспечивают продолжительную, безнаказанную противоправную деятельность в составе устойчивой преступной группировки, либо сообщества. Все это осложняет процесс выявления преступлений данной категории на стадии замысла либо приготовления. В связи с этим, возникает необходимость в специализации и активизации негласных средств и способов оперативно-розыскной деятельности.

Поэтому следует признать, что с целью получения первичной оперативно-значимой информации по правонарушениям данной категории наиболее эффективными методами ОРД являются наружное наблюдение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и личный сыск.

Эффективность поисковых мероприятий в первую очередь зависит от грамотной расстановки оперативных сил и средств ОРД относительно сложившейся на обслуживаемой территории обстановке [8, стр.101]. Полученные различными способами данные об оперативной обстановке должны постоянно анализироваться. Особенно важно это в регионах, в которых совершение преступлений данной категории наиболее вероятно. К таким следует отнести приграничные территории, через которые осуществляется контрабанда оружия с соседних государств, а также регионы потенциально опасные на предмет совершения террористических акций. Также, следует осуществлять постоянный контроль за оперативной обстановкой в регионах, в которых расположены предприятия по изготовлению оружия и боеприпасов. Получая различную информацию из негласных источников, от представителей общественности и государственных органов, оперативный сотрудник должен проделывать сложную мыслительную работу для отсеивания информации, реально представляющей оперативный интерес.

Профессиональный анализ полученных данных определяет основные направления оперативно-розыскной деятельности, ее направления, необходимые силы и средства.

Несмотря на, в целом, сложную оперативную обстановку, систематические выявления террористических ячеек в различных регионах России, следует признать, что в настоящее время противодействие террористическим проявлением правоохранительными органами осуществляется достаточно эффективно [9, стр.100]. Это достигается за счет целого комплекса действенных мероприятий, среди которых немаловажную роль занимает успешное противодействие незаконному обороту оружия, боеприпасов и взрывных устройств, как превентивная мера в распространении религиозного экстремизма и терроризма. Следует заметить, что работу в данном направлении следует совершенствовать, в том числе за счет более действенного взаимодействия и обмена опытом между правоохранительными органами различных государств.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76,37%.

Список литературы:

1. Гаужаева В.А., Шамаев А.М. Особенности фиксации и упаковки объектов, обнаруженных на месте взрыве // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №6. С.280-282.

2. Шамаев А.М. Контроль над финансированием террористических группировок как превентивная мера в борьбе с терроризмом // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №5. С. 212-214. Нападение на г. Нальчик URL: https://utro.ru/articles/2004/12/14 /386101.shtml (Дата обращения 06.06.2019 г.)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ОРУЖИЯ КАК МЕРА В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Шамаев А. М.

3. Коркмазов А.В. Понятие «Терроризм» и основные принципы противодействия терроризму в России и зарубежных странах // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. С. 123-124.

4. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 902227127 (дата обращения 01.06.2019 г.).

5. Шамаев А.М. Особенности взаимодействия следователя и опера-тивньк служб при расследовании преступлений террористического характера // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 140-142.

6. Тарчоков Б.А. Процесс познания как основа оперативно-розыскной деятельности // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015. №3(5). С. 510.

7. Нагоева М.А. Изучение способов получения данных о личности преступника при расследовании преступлений (на примере образовательных организаций МВД России) // Социально-политические науки. 2017. №3. С.99-101.

8. Коркмазов А.В. Основные принципы противодействия терроризму в России и зарубежный странах // Евразийский юридический журнал. 2017. №8 (111). С.99-100.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Противодействие незаконному обороту оружия как превентивная мера в антитеррористической деятельности правоохранительных органов» Шамаева Артура Мурадиновича, преподавателя кафедры ДОУ Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, майора полиции Торговля оружием, являясь одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности, привлекла внимание организованных преступных группировок и сообществ, осуществляющих в последующем финансирование различных террористических акций и экстремистских проявлений. Одной из первопричин распространения идей религиозного терроризма является его финансирование извне», и зачастую оно осуществляется преступными синдикатами.

Следует признать, что контрабанда оружия остается актуальной проблемой в мировых масштабах и только консолидация усилий органов правопорядка всех держав, путем эффективного взаимодействия, может позволить успешно противостоять данному негативному явлению. Необходимость такой деятельности уже общепризнанна и обеспечивается правовой регламентацией на различных уровнях. Преступления в сфере незаконного оборота оружия относятся к категории транснациональных преступлений, так как большинство оружия производится в ряде государств и в последующем распространяется по всему миру. Общепризнано, что противодействия данной категории преступлений на низшем уровне, когда к уголовной ответственности привлекаются мелкие сбытчики оружия и лица его приобретающие, в перспективе не является достаточно эффективной мерой для достижения цели по искоренению этого недуга в целом. Необходимо пресекать проникновение оружия на территорию Российской Федерации через границу из районов вооруженных конфликтов, а равно факты хищения оружия и боеприпасов с предприятий, осуществляющих его производство внутри страны.

В этой связи значимость и актуальность представленной для рецензирования статьи не вызывает сомнения.

При этом автор справедливо полагает, что особое внимание следует уделять взаимодействию с органами правопорядка соседних государств в приграничных районах. Для этой цели были приняты необходимые двухсторонние соглашения об оказании правовой помощи по уголовным делам. Эффективность таких договоренностей достигается при использование методов контролируемой поставки, когда незаконный груз при обнаружении не задерживается, а информация о нем передается соответствующим службам страны следования.

Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.

преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, старший лейтенант полиции

Геляхова Л.А.

COMBATING ILLEGAL ARMS TRAFFICKING AS A PREVENTIVE MEASURE IN THE ANTI-TERRORIST LAW ENFORCEMENT

©Shamaev Artur M., Senior lecturer Department of activity of law-enforcement bodies in special conditions

Work place: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Shomik788@mail. ru

Annotation: countering various extremist and terrorist manifestations remains one of the most pressing issues requiring an appropriate set of effective measures on the part of law enforcement agencies. One of the preventive methods of such activities is the suppression of the facts of illegal trafficking in weapons and other items and substances used by offenders in the Commission of terrorist crimes.

Keywords: illegal arms trafficking, explosive devices, terrorism, counteraction, preventive measures, operational units, organized crime, interaction, operational investigative activities.

Reference list:

1. Gauzhaeva V. A., Shamaev A. M. Features of fixation and packing of objects found at the site of the explosion // Gaps in Russian legislation. 2018. No. 6. P. 280-282.

2. Shamaev A. M. the Control of financing of terrorist groups as a preventive measure in the fight against terrorism // Gaps in Russian legislation. 2018. No. 5. P. 212-214.

3. The attack on Nalchik URL: https://utro.ru/articles/2004/12/14/ 386101.shtml (accessed 06.06.2019.)

4. Korkmazov A.V. the Concept of «Terrorism» and the basic principles of combating terrorism in Russia and foreign countries // Gaps in Russian legislation. 2017. No. 3. P. 123-124.

5. Agreement on cooperation between the States members of the Commonwealth of Independent States in combating the illicit manufacturing

of and trafficking in firearms, ammunition, explosives and explosive devices. URL: http://docs.cntd.ru/document/902227127 (accessed 01.06.2019).

6. Shamaev A. M. Peculiarities of interaction of investigator and operational services in the investigation of crimes of a terrorist character // Theory and practice of social development. 2014. No. 16. P. 140-142.

7. Tarchokov B. A. the cognitive Process as the basis of operational investigative activity // Actual directions of scientific researches: from theory to practice. 2015. №3(5). P. 510.

8. Nagoeva M.A. Study of ways to obtain data on the identity of the offender in the investigation of crimes (for example, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia) // Socio-political Sciences. 2017. No. 3. P. 99-101.

9. Korkmazov A.V. Basic principles of counter-terrorism in Russia and foreign countries // Eurasian legal journal. 2017. №8 (111). Pp. 99-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.