А.И. Глушанкова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ И
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
В статье сформулированы основные задачи и принципы механизма защиты прав человека в противодействии международному терроризму. Анализируются проблемы защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом, актуальные проблемы их защиты, обеспечения и соблюдения. Даются предложения по повышению эффективности международного сотрудничества в области защиты прав человека при борьбе с терроризмом.
Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, защита прав человека, сотрудничество государств, Организация Объединенных Наций.
Такая глобальная проблема как терроризм, не может не отражаться на правах человека. Терроризм может ослабить государства, нарушить функционирование гражданского общества, создать угрозу миру, безопасности и социально-экономическому развитию. Все это не может не отражаться на возможностях осуществления прав человека.
Серьезную озабоченность мирового сообщества вызывают не только сами акты терроризма, но и факты грубого и массового нарушения прав человека, допускаемые государствами в ходе борьбы с международным терроризмом.
Право на безопасность - одно из основных прав человека, а защита людей - обязанность государства. Противодействие терроризму должно осуществляться на основе уважения прав человека и законности.
Республика Беларусь (далее - Беларусь) является неотъемлемой частью международной антитеррористической коалиции и всецело поддерживает деятельность Организации Объединенных Наций в противодействии этому негативному явлению.
Республика Беларусь является участницей более десяти универсальных международных договоров в области противодействия терроризму, заключенных под эгидой ООН [1, с. 134-135].
Проблеме терроризма уделяется значительное внимание в национальном законодательстве. Так, например, эти вопросы затрагиваются в Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.), Концепции информационной безопасности Республики Беларусь от 8 марта 2019 г. № 1., Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь от 25 июля 2013 г. № 658, Законе Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» от 3 января 2002 г. № 77-3, в которых противодействие терроризму определяется как одно из приоритетных направлений политики Республики Беларусь.
Беларусь поддержала принятие в 2006 году Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, единогласно одобренная Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году - это уникальный документ по улучшению национальных, региональных и международных усилий, направленных на борьбу с терроризмом.
Глобальная контртеррористическая стратегия ООН предполагает четыре основных направления: устранение условий, способствующих распространению терроризма; предотвращение терроризма и борьба с ним; укрепление национального потенциала в деле борьбы с терроризмом, укрепление роли системы ООН в этой сфере; отстаивание принципов соблюдения прав человека и верховенства права, как основных, в условиях борьбы с терроризмом [2].
Исходя из этого, следует, что соблюдение прав человека - фундаментальная основа в борьбе с терроризмом. В Стратегии подчеркивается необходимость сотрудничества государств в борьбе с терроризмом, указывается, что терроризм как явление не несет в себе никаких религиозных, этнических, нацио-
© А.И. Глушанкова, 2021.
Научный руководитель: Вежновец Валерьян Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры международного права, Международный университет «МИТСО» (г. Минск), Республика Беларусь.
нальных либо цивилизационных интересов. Терроризм определяется как насильственный акт, не подлежащий оправданию, а лицам, замеченным в террористических действиях, не может быть представлено политическое убежище на территории других государств и они подлежат уголовному суду.
При сотрудничестве государств в данной сфере должен быть соблюден ряд принципов: ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены право на жизнь, свобода мнений и совести; абсолютный запрет пыток и иных бесчеловечных или унижающих достоинство действий, запрет рабства и других видов дискриминации; создание надежного механизма защиты прав человека, основанного на соблюдении общепризнанных принципов международного права и обеспеченного национальным законодательством.
Совету Безопасности ООН, Совету по правам человека ООН и другим надзорным органам необходимо всячески способствовать защите прав человека (следить за состоянием прав человека в мире, проводить исследования и публиковать доклады для принятия необходимых международных документов) [3, с. 99].
Также, вопрос, касающийся соблюдения принципов прав человека, входит в сферу деятельности Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (далее - УВКПЧ). В рамках деятельности Целевой группы по осуществлению мероприятий по борьбе с терроризмом (далее - Целевая группа) УВ-КПЧ возглавляет рабочую группу по вопросам защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом. УВКПЧ ведет активное участие в защите прав человека в ходе борьбы с терроризмом: вырабатывает для государств рекомендации по выполнению их обязательств в области защиты прав человека предоставляет консультации и оказывает помощь в области защиты прав человека; помогает в разработке антитеррористического законодательства, направленного на защиту прав человека [4, с. 100].
Целевой группой была создана рабочая группа по вопросам защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом, цель которой - содействие государствам-членам в обеспечении защиты прав человека в ходе борьбы с терроризмом, разработка практических инструментов и обмен информацией.
В 2005 году была создана специальная процедура по вопросам поощрения и защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом в лице Специального докладчика. Специальная процедура - механизмам для рассмотрения специфических ситуаций в странах. В качестве специального докладчика могут выступать: отдельные лица (представитель, независимый эксперт); рабочие группы (независимые эксперты, которых назначает Совет ООН по правам человека) [5, с. 63-64].
Согласно резолюции 2005/80 в деятельность Специального докладчика входит: представление рекомендаций по поощрению и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом; обмен и сбор информацией с соответствующими источниками (правительствами, заинтересованными лицами, их семьями или представителями) для проверки утверждений о нарушениях прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом; обмен методами, которые не нанесут ущерба правам человека и основным свободам, в области борьбы с терроризмом; сотрудничество со всеми сторонами, включая правительства, соответствующие органы, специализированные учреждения и программы [6].
Осуществляя свою деятельность, специальные процедуры получают информацию о нарушениях прав человека при конкретных заявлениях и направляют правительствам призывы к принятию незамедлительных мер с указанием предполагаемых нарушений и просьбой разъяснить те или иные действия государственных органов) [5, с. 65].
В 2019 году на семьдесят четвертой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в докладе Генерального секретаря ООН по защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом рассматривались такие проблемы как:
1.Последствия для права на жизнь. Осуществлением права на жизнь, возникающим в контексте борьбы с терроризмом, является возобновление практики смертной казни. Вопреки наблюдающейся во всем мире тенденции к отмене смертной казни, некоторые правительства применяют высшую меру наказания за связанные с терроризмом преступления даже в случаях, которые не соответствуют определению «преднамеренное убийство», или применяют эту меру в отношении обвиняемых, не достигших 18 лет.
2.Верховенство права и права человека. Некоторые государства по-прежнему допускают задействование в контексте борьбы с терроризмом военных судов. Верховный комиссар по правам человека в своих вступительных заявлениях на сессиях Совета по правам человека в 2018 и 2019 года выразила озабоченность по поводу отсутствия надлежащей правовой процедуры и гарантий справедливого судебного разбирательства по делам, связанным с терроризмом.
3.Гендерные и возрастные соображения. В связи с принятием мер по борьбе с терроризмом возник ряд проблем гендерного характера в области прав человека, в том числе после массовых арестов и помещения под стражу женщин военными и правоохранительными органами по обвинениям в связи с террористическими группами. Органы Организации Объединенных Наций по правам человека выразили обеспокоенность по поводу неправомерного применения государствами стратегий по борьбе с терроризмом с целью помешать женщинам-правозащитникам отстаивать свои права [7].
Таким образом, следует отметить, что такую проблему как нарушение прав и свобод человека в борьбе с терроризмом, необходимо решать совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Для решения этой проблемы требуется применение комплексного и всеохватного подхода с участием всех соответствующих сторон: от государств-членов и до национальных и региональных организаций и даже гражданского общества: регулярное проведение углубленного обзора своего контртеррористического законодательства, стратегий и практики, включая оценку их воздействия на права человека; обеспечение уважения прав жертв на компенсацию, установление истины и справедливость в соответствии с международными стандартами в области прав человека; проведение оперативных, независимых и эффективных расследований всех нарушений; пресечение нарушения международного права прав человека и международного гуманитарного права в условиях борьбы с терроризмом; государствам, в которых сохраняется практика смертной казни, рекомендуется ввести мораторий на применение смертной казни и тем временем провести всеобъемлющий обзор всех соответствующих законов, чтобы привести их в соответствие с международными нормами и стандартами в области прав человека.
Библиографический список
1. Довгань, Е. Ф. Международные организации и поддержание международного мира и безопасности: моногр. / Е. Ф. Довгань. - Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2016. - 262 с.
2.Глобальная контртеррористическая стратегия ООН [Электронный ресурс]: [принятая Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2006 года] // Организация Объединенных Наций. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902114207. - Дата доступа: 15.02.2021.
3.Кузнецова, И. А. Проблемы нарушения прав человека в контексте антитеррористических операций / И.А. Кузнецова // Веснк БДУ. - 2014. - № 3. - С. 97-100.
4.Права человека, терроризм и борьба с терроризмом [Электронный ресурс]: // Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. - Режим доступа: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/Factsheet32ru.pdf. - Дата доступа: 15.02.2021.
5.Ляпичев, С.А. Деятельность ООН в сфере защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом / С.А. Ляпичев // Вест. Моск. ун-та. Сер 25. Международные отношения и мировая политика. - 2011. -№ 3. - С. 59-80.
6.Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms while Countering Terrorism: Commission on Human Rights Resolution E/CN.4/RES/2005/ [Электронный ресурс]: // Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. - Режим доступа: http://ap.ohchr.org/documents/E/CHR/resolutions/E-CN_4-RES-2005-80.doc. - Дата доступа: 17.02.2021.
7.Доклад Генерального секретаря ООН по защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом [Электронный ресурс]: // Организация Объединенных Наций. - Режим доступа: https://www.undocs.org/ru/A/74/270. - Дата доступа: 17.02.2021.
ГЛУШАНКОВА АНГЕЛИНА ИГОРЕВНА - магистрант, Международный университет «МИТСО» (г. Минск), Республика Беларусь.