Научная статья на тему 'БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЕВРОПЕ'

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЕС / СОВЕТ ЕВРОПЫ / ОБСЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скурко Елена Вячеславовна

В статье рассматриваются актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Европе в контексте защиты прав человека. Вопросы защиты прав человека обрели новое актуальное звучание после актов мегатеррора 11 сентября 2001 г. в США, принципиально изменивших отношение к терроризму и борьбе с ним во всем мире. На сегодняшний день европейская проблематика защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом остается в рамках подходов ООН и в основном разрабатывается в таких международных региональных организациях, как Совет Европы (СЕ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также в системе государств Европейского союза (ЕС). Государства европейского континента взяли на себя обязательства осуществлять все необходимые меры по защите прав и свобод человека, в том числе - и в особенности - по защите от террористических актов. Все меры, которые предпринимаются европейскими государствами в борьбе с терроризмом, должны основываться как на соблюдении прав человека, так и на принципе верховенства закона, в том числе должны исключать любые формы произвола и дискриминации, а также подлежать определенному надзорному порядку. Новейшие стратегии борьбы с терроризмом в Европе основываются на принципах инклюзивности и исходят из того, что в обществе, где в полной мере уважаются права каждого человека, террористическая идеология не сможет укорениться, а потенциальным террористам будет труднее радикализироваться и быть завербованными. Однако в тактическом плане акценты в борьбе с терроризмом зачастую смещаются в сторону усиления контроля над индивидуумами, что вызывает тревогу общественности и правозащитников. Борьба с терроризмом в современных условиях требует дополнительных государственных гарантий, инвестиций в социальную сплоченность, образование, развитие отношений, чтобы в итоге каждый человек мог почувствовать, что общество уважает и полностью принимает его как личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скурко Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHT AGAINST TERRORISM AND HUMAN RIGHTS IN EUROPE

The article analyzes contemporary problems of the fight against terrorism in Europe in the context of human rights protection. The human rights issues acquired a new dimension after the terrorist attacks of September 11, 2001 in the United States, which fundamentally changed the attitude towards terrorism and the fight against it around the world. Today, the European perspective on the protection of human rights in the context of the fight against terrorism remains within the framework of the UN approaches and is mainly developed in such international regional organizations as the Council of Europe (CoE), the Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE), and the European Union (EU) system. The European states have undertaken to implement all necessary measures to protect human rights and freedoms, including - and especially - against terrorist acts. All measures taken in the fight against terrorism in Europe should be based on the observance of human rights, as well as the rule of law, including elimination of all forms of arbitrariness and discrimination, and be subject to supervisory procedures. The latest counter-terrorism strategies in Europe are based on the principles of inclusiveness and assume that a welcoming society in which the rights of everyone are fully respected is a society where terrorism cannot find a place and take root, and it will be more difficult for potential terrorists to be radicalized and recruited. However, in tactical terms, the emphasis in the fight against terrorism is often made on strengthening control over individuals, which causes concerns of the society and human rights activists. In contemporary conditions, the fight against terrorism requires additional state guarantees, investments in social cohesion, education, and the development of relationships, so that everyone can feel that their personality is respected and that the society fully accepts them.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЕВРОПЕ»

Б01: 10.31249/аре/2021.04.11

Скурко Е.В.1, 2021

Борьба с терроризмом и права человека в Европе

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Европе в контексте защиты прав человека.

Вопросы защиты прав человека обрели новое актуальное звучание после актов мегатеррора 11 сентября 2001 г. в США, принципиально изменивших отношение к терроризму и борьбе с ним во всем мире. На сегодняшний день европейская проблематика защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом остается в рамках подходов ООН и в основном разрабатывается в таких международных региональных организациях, как Совет Европы (СЕ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также в системе государств Европейского союза (ЕС).

Государства европейского континента взяли на себя обязательства осуществлять все необходимые меры по защите прав и свобод человека, в том числе - и в особенности -по защите от террористических актов. Все меры, которые предпринимаются европейскими государствами в борьбе с терроризмом, должны основываться как на соблюдении прав человека, так и на принципе верховенства закона, в том числе должны исключать любые формы произвола и дискриминации, а также подлежать определенному надзорному порядку.

Новейшие стратегии борьбы с терроризмом в Европе основываются на принципах инклюзивности и исходят из того, что в обще-

1 Скурко Елена Вячеславовна - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН (e.skurko@mail.ru).

стве, где в полной мере уважаются права каждого человека, террористическая идеология не сможет укорениться, а потенциальным террористам будет труднее радикализироваться и быть завербованными. Однако в тактическом плане акценты в борьбе с терроризмом зачастую смещаются в сторону усиления контроля над индивидуумами, что вызывает тревогу общественности и правозащитников. Борьба с терроризмом в современных условиях требует дополнительных государственных гарантий, инвестиций в социальную сплоченность, образование, развитие отношений, чтобы в итоге каждый человек мог почувствовать, что общество уважает и полностью принимает его как личность.

Ключевые слова: борьба с терроризмом, права человека, ЕС, Совет Европы, ОБСЕ, международное право в области прав человека.

11 сентября 2021 г. исполняется 20 лет со дня совершения актов мегатеррора в США в 2001 г. - события, которое кардинальным образом изменило отношение к терроризму во всем мире, в том числе на европейском континенте.

За эти 20 лет и на международно-правовом уровне, и в большинстве государств мира стратегии борьбы с терроризмом подверглись значительному переосмыслению и, кроме того, приобрела новое звучание проблематика прав человека. Так, уже 11 июля 2002 г. Комитет министров Совета Европы принял Руководящие принципы по правам человека и борьбе с терроризмом. По словам Т. Дэвиса, занимавшего тогда пост генерального секретаря Совета Европы, «борьба с терроризмом стала главным приоритетом для всех после терактов последних лет. Эти нападения были восприняты как прямое посягательство на фундаментальные ценности прав человека, демократии и верховенства закона, которые являются нашим общим наследием» [Human rights.., 2005, p. 5].

Непосредственное столкновение с угрозами международного терроризма и террористических актов стало причиной того, что в начале века правительства и парламенты большинства стран мира почувствовали искушение немедленно отреагировать на эти угрозы силовыми методами, в том числе - отказаться от правовых гарантий, существующих в демократическом государстве, частично ограничить права человека в отношении своих граждан. Однако, по мнению Совета Европы, необходимость соблюдения прав 284

человека не является препятствием для эффективной борьбы с терроризмом. В этой связи помимо принятия в 2002 г. Руководящих принципов по правам человека и борьбе с терроризмом, направленных на согласование требований общественной безопасности с соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, 2 марта 2005 г. Комитет министров Совета Европы утвердил Руководящие принципы по защите жертв террористических актов - практическое руководство по антитеррористической политике, реализуемой при соблюдении прав человека [Human rights.., 2005, p. 5]. В дополнение к этому 16 мая 2005 г. была принята Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, развивающая обозначенные подходы в борьбе с терроризмом с учетом необходимости защиты прав человека [Council of Europe.., 2005].

Согласно Руководящим принципам по правам человека и борьбе с терроризмом от 11 июля 2002 г., государства - члены Совета Европы обязуются принимать меры, необходимые для защиты основных прав и свобод человека (в особенности - права на жизнь) от террористических актов. Все эти меры должны соответствовать принципам соблюдения прав человека и верховенства закона, исключать любую форму произвола, дискриминационное или расистское обращение, а также подлежать определенному надзорному порядку.

Согласно Руководящим принципам по защите жертв террористических актов от 2 марта 2005 г., государства - члены Совета Европы обязуются создать условия, позволяющие жертвам террористических актов (т.е. в рамках подходов Совета Европы - любому лицу, которому в результате террористического акта был причинен прямой физический или психологический вред, а также, при соответствующих обстоятельствах, его близким родственникам) пользоваться государственными услугами и мерами защиты.

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. направлена на расширение взаимодействия европейских государств по двум направлениям: во-первых, по введению государствами - членами Совета Европы уголовной ответственности за действия, которые могут привести к совершению террори-

стических преступлений (в частности, за публичные провокации, вербовку и подготовку террористов и террористических актов); во-вторых, по развитию сотрудничества по предупреждению террористической активности как в самих государствах - членах Совета Европы (средствами национальной политики предупреждения терроризма), так и в международных отношениях (посредством развития существующих межгосударственных договоренностей и принятия дополнительных мер в области экстрадиции и взаимной помощи). Кроме того, конвенция содержит положения о защите и компенсациях в отношении жертв терроризма.

Таким образом, в формате Совета Европы уже второе десятилетие реализуется подход, согласно которому государства подтверждают свои обязательства обеспечивать защиту от терроризма законными способами. Совет Европы исходит из того, что государства должны исключить произвол в вопросах сбора и обработки персональных данных, неприкосновенности частной жизни, ареста, содержания под стражей, судебного разбирательства, компенсации жертвам и др.

Совет Европы признает, что страдания, причиненные жертвам терроризма, требуют, чтобы пострадавшим была оказана необходимая поддержка. Государства - члены Совета Европы готовы оказывать как чрезвычайную, так и постоянную помощь жертвам террористических актов. Речь идет о таких ключевых вопросах, как необходимость предоставлять жертвам терроризма адекватную компенсацию, облегчать доступ к закону и правосудию, защищать их частную и семейную жизнь, достоинство и безопасность.

В 2007 г. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) выпустила Руководство по противодействию терроризму и защите прав человека. В Руководстве отмечается, что после трагических событий 11 сентября 2001 г. страны - участницы ОБСЕ активизировали усилия по противодействию глобальным угрозам терроризма и насильственного экстремизма. Признавая необходимость взаимного сотрудничества, 56 государств - членов ОБСЕ согласовали совместный подход к борьбе с терроризмом [Countering terrorism.., 2007, p. 13].

ОБСЕ признает, что обострение ситуации, связанной с ростом террористической активности, создает угрозу осуществлению и защите основных прав и свобод человека, в том числе прав на справедливое судебное разбирательство, неприкосновенность частной жизни, свободу ассоциаций, свободу совести и др. Государства - члены ОБСЕ подтверждают свою приверженность соблюдению общих принципов и норм международного права, включая международное право в области прав человека, и готовность руководствоваться этими принципами при разработке и реализации контртеррористической политики.

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ) оказывает государствам техническую помощь и проводит консультации по поводу надлежащего осуществления контртеррористической политики в соответствии с международными обязательствами стран - членов ОБСЕ и их обязательствами в области прав человека, одновременно содействуя сотрудничеству между правительственными учреждениями, национальными экспертами и гражданским обществом в устранении факторов, способствующих возникновению подходящих условий для оказания поддержки терроризму и осуществления вербовки потенциальных террористов. В рамках ОБСЕ все системы противодействия терроризму должны строиться с учетом норм и основных стандартов в области прав человека, которых государства - члены ОБСЕ обязаны придерживаться при разработке мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом [Countering terrorism.., 2007, p. 13].

ОБСЕ исходит из того, что международные стандарты в области прав человека изначально возникли в силу необходимости и обязанности государств контролировать насильственные и экстремистские действия и поведение. Так, стандарты, выработанные Организацией Объединенных Наций в области прав человека, были во многом обусловлены необходимостью борьбы с разрушительными последствиями политического экстремизма, насилия и войн 1930-1940-х годов; международно-правовые принципы и подходы в области прав человека структурировались таким образом, чтобы адекватно реагировать на возникновение конфликтов и обеспечивать работу международных механизмов по установле-

нию мира и стабильности. Следовательно, выработанные ООН универсальные международно-правовые форматы, касающиеся прав человека, полностью применимы в борьбе с террористической угрозой - начиная от действий по устранению причин терроризма и заканчивая непосредственной борьбой с исполнителями террористических актов, защитой жертв терроризма, работой по минимизации последствий террористической деятельности и др.

Международно-правовые принципы и стандарты в области прав человека налагают на государства позитивные обязательства по обеспечению таких прав человека, как право на жизнь, право на защиту от пыток, других прав и свобод. Акты терроризма нарушают эти права человека. Это не означает, что произошедший террористический акт однозначно свидетельствует о неспособности государства защитить себя и своих граждан, обеспечить охрану прав человека. Однако, если государство не принимает адекватных и надлежащих мер для защиты этих прав, оно несет определенную ответственность за их нарушение. Поэтому с точки зрения ОБСЕ эффективная контртеррористическая стратегия является неотъемлемой частью обязательств государства в области прав человека [Countering terrorism.., 2007, p. 15].

Терроризм непосредственно по своей природе противостоит самой идее прав и свобод человека. Неизбирательный характер террористических актов нарушает права человека, разрушает международные рамки прав человека. ОБСЕ, как и другие международные организациии, такие как ООН и Совет Европы, полагает, что даже экстремальные обстоятельства не могут оправдать применение каких бы то ни было актов насилия или угроз применения насилия в отношении гражданских лиц. Даже декларируемое стремление в перспективе построить правовое демократическое общество не может оправдать использование террористических актов для достижения этой цели [Ibid., p. 16].

Однако за десятилетие, прошедшее со времени определения позиций Совета Европы и ОБСЕ в вопросах, касающихся борьбы с терроризмом и соблюдения прав человека, в контртеррористической международно-правовой повестке возник ряд определенных противоречий. Одной из главных проблем является то, что для

большинства современных государств закон, представляющийся ясным и точным в отношении охраны прав человека, оказывается размытым и спорным в отношении терроризма и борьбы с ним [Guild, Bigo, 2018, p. 111].

Действительно, права человека в современной Европе - это совокупность национальных и наднациональных норм, которым европейские государства добровольно обязались следовать и в отношении которых существуют эффективные судебные и правоприменительные механизмы; права человека закреплены в законодательстве, которое гарантирует доступ граждан к правосудию, а при наличии нарушений - к средствам правовой защиты. По общепринятым нормам, право в области прав человека требует, чтобы любое действие государства, которое можно рассматривать как нарушающее права человека, было оговорено в законодательстве. Соответствующее законодательство должно быть доступным для человека, в том числе должно быть достаточно точным, чтобы лица, которые подпадают под его действие, могли понять сферу его применения и соответствующие процедуры. Однако ряд европейских экспертов считают, что сегодня в большинстве государств Европы непрофессионал не в состоянии понять нормы действующего законодательства, включая вопросы, касающиеся прав человека и борьбы с терроризмом; такое положение дел указывает на очевидный провал правовых подходов, реализуемых в контртеррористическом законодательстве европейских стран [Ibid., p. 111].

Еще один фактор, способствующий возникновению и развитию противоречий в сфере противодействия терроризму и защиты прав человека, - подходы, воплощенные в практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). ЕСПЧ применяет нормы о правах человека в отношении государств, в том числе и в тех случаях, когда, как утверждает то или иное государство, применение с его стороны тех или иных мер было необходимо для борьбы с терроризмом. Поэтому государства, заявляющие, что им необходима свобода действий для борьбы с терроризмом, обычно выбирают один из трех возможных подходов, а именно: 1) декларируют, что государство вправе по своему усмотрению следить за тем, как на его территории осуществляются права человека; 2) декларируют,

что государство вправе определенным образом ограничивать некоторые права человека в связи с осуществлением контртеррористической деятельности; 3) декларируют, что в чрезвычайной ситуации государство вправе отступать от гарантий осуществления некоторых прав человека. При этом каждый из обозначенных подходов также подвержен судебному толкованию, а именно: государство не может безосновательно утверждать, что у него есть (или появилась) свобода действовать по своему усмотрению при осуществлении контртеррористической деятельности; поэтому соответствующая деятельность может быть оспорена в суде с требованием расследовать ее правомерность в свете осуществления прав человека. В этом случае национальные суды и в конечном счете ЕСПЧ должны будут установить правомерную область применения обозначенных исключений. Например, судебное расследование может проводиться, чтобы установить, действительно ли действия государства были необходимы или цель контртеррористической деятельности могла быть достигнута применением более умеренных средств и т.д. Отдельную проблему представляет собой судебное расследование действий государства в свете его обязательств по осуществлению прав человека, когда нарушения совершаются вне территории данного государства или когда третьи страны совершают правонарушения на территории данного государства [Guild, Bigo, 2018, p. 112].

В данном контексте ключевое политико-правовое значение приобретает общее определение терроризма. Так, преамбула Всеобщей декларации прав человека подтверждает, что человек может быть вынужден прибегнуть, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения [Universal declaration.., 1948]. В этой связи в юридическом плане возникает вопрос, в какой момент восстание становится терроризмом. Несмотря на то что Всеобщая декларация прав человека указывает, что «разделительная линия» появляется, когда государство перестает защищать права человека посредством верховенства закона, ООН до сих пор не достигла консенсуса по вопросу об общем определении терроризма, хотя были достигнуты договоренности об отнесении к террористической деятельности определенных действий (угон само-

летов, вмешательство в работу морских платформ), в том числе для случаев, когда эти действия политически мотивированы.

В последнее время характерной особенностью борьбы с терроризмом на европейском континенте является необходимость противодействовать террористическим актам, совершаемым мигрантами и беженцами.

Как отмечают специалисты, после терактов 13 ноября 2015 г. в Париже в борьбе с терроризмом в Европе наступил новый этап, что, в свою очередь, повлекло за собой определенные последствия для осуществления прав человека. В рамках нового подхода к борьбе с терроризмом, согласованного лидерами Европейского союза после терактов 13 ноября 2015 г., все основные базы данных, содержащие персональные данные граждан ЕС и граждан третьих стран, включая конфиденциальные данные, было решено сделать общими для всех государств - членов ЕС и совместимыми друг с другом, чтобы поиск, осуществляющийся в одной из баз данных, выявлял бы соответствующие сведения и информацию во всех прочих базах данных в юрисдикции ЕС. Критики такого подхода выражали сомнения в том, что развивающееся в его рамках нецелевое использование персональных данных можно признать законным. Например, база данных Eurodac, созданная, чтобы распределять обязанности по предоставлению убежища между государствами - членами ЕС, содержит отпечатки пальцев всех просителей убежища. Институты ЕС, ответственные за соблюдение прав человека, решительно осудили идею и логику объединения баз данных, но их позицию проигнорировали. Разумеется, эффективность надзора за соблюдением прав человека в Европе при этом вызывает определенные вопросы [Guild, Bigo, 2018, p. 113].

Таким образом, принципиальной задачей современного государства является разработка оптимальной контртеррористической политики - одновременно эффективной и уважающей права человека. Для европейских стран основной проблемой на международно-правовом уровне при этом оказывается возможность отступления - в рамках современной борьбы с терроризмом - от Европейской конвенции по правам человека на основании ст. 15 [Fenwick, Fenwick, 2019, p. 287].

Нормы ст. 15 об отступлении от Европейской конвенции по правам человека были разработаны после Второй мировой войны, чтобы позволить договаривающимся государствам оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, к числу которых сегодня можно отнести ситуации, возникающие в связи с борьбой с терроризмом. По сути, отступление от Европейской конвенции по правам человека по ст. 15 позволяет государству оставаться членом этой конвенции, временно приостанавливая соблюдение некоторых ее норм.

Некоторые эксперты предупреждали, что поскольку ст. 15 позволяет государствам прекращать соблюдение ряда конвенционных норм в период чрезвычайного положения, то в современных условиях такого рода отступления могут стать общим местом в политико-правовой практике европейских стран. Тем не менее, несмотря на весьма значительный рост террористической активности на европейском континенте, требований об отступлении от Европейской конвенции по правам человека на основании ст. 15 практически не поступает.

На практике в настоящее время европейские государства вместо того, чтобы открыто использовать свое право на отступление от Европейской конвенции по правам человека по ст. 15, предпочитают применять различные косвенные способы уклонения от обязательств по соблюдению прав человека. Специалисты подчеркивают, что сегодня ст. 15 не исполняет той роли, которую некогда была призвана играть. В этой связи возникает закономерный вопрос: не являются ли меры, принимаемые в обход ст. 15 Европейской конвенции по правам человека, а также иных норм по соблюдению прав человека, установленных на международном уровне, несоразмерными террористической угрозе? Не способствуют ли они необоснованному нарушению прав человека в странах Европы? [Fenwick, Fenwick, 2019, р. 287].

Для ответа на эти вопросы обратимся к анализу подходов, практикуемых отдельными странами континента, и в частности неформальными лидерами ЕС - Францией и Германией.

Франция

Со второй половины XX в. на территории Франции на протяжении многих лет действовали различного рода террористические организации, в том числе международные террористические группы, идеологические группы (в основном, леворадикальные), сепаратистские движения. Правовая реакция на террористические нападения с конца 1980-х годов формировалась в основном под воздействием растущей угрозы международного терроризма. Разработка специальных кодифицированных актов в области борьбы с терроризмом велась главным образом с целью создания законодательной базы, определяющей условия для введения антитеррористического режима [Galli, 2019, p. 365].

Теракты 11 сентября 2001 г. в США послужили толчком к реформе французского законодательства о борьбе с терроризмом: в рамках действующего законодательства были дополнительно разработаны и приняты новые законодательные акты.

Одним из важных аспектов развития законодательства по борьбе с терроризмом во Франции является то, что в правовой сфере понятие «терроризм» до сих пор присутствует на уровне концепции, а не как отдельное уголовное преступление. Новеллы в законодательстве в основном ориентированы на развитие специальных процессуальных мер, тогда как само понятие «терроризм» трактуется весьма широко и остается крайне расплывчатым. По сути, сфера, относимая к терроризму, законодательно определяется перечнем деяний (actus reus), т.е. перечнем соответствующих уголовных преступлений. Другая значимая тенденция в развитии законодательства о борьбе с терроризмом во Франции - стремление к криминализации всех видов подготовительных действий, сопряженных с террористическими актами. Такие законодательные нормы, ориентированные на решение задач общей превенции, в сочетании с расплывчатым и неясным определением терроризма потенциально способны обеспечить состав для осуждения и сурового наказания подозреваемых лиц независимо от того, причинили ли они какой-либо действительный вред.

Развитие подобных тенденций в законодательстве о борьбе с терроризмом приводит к тому, что границы уголовной ответ-

ственности за терроризм в одних случаях оказываются расплывчатыми, чрезмерно гибкими, а в других - неочевидными, пробельными. Иными словами, с одной стороны, новые нормы уголовного законодательства выходят за рамки того, что обычно предусматривает уголовное право, а с другой стороны, санкции оказываются более суровыми, чем обычно. По мнению французских специалистов, современное законодательство о борьбе с терроризмом во Франции реализует ряд не вполне удовлетворительных для целей борьбы с терроризмом подходов. Требуется конкретизировать определения террористических преступлений и следовать принципу соразмерности при определении наказания за террористические деяния ^аШ, 2019, р. 381].

Германия

С конца 1970-х годов в Германии сохранялся высокий уровень террористических угроз, в особенности со стороны левых группировок. В ответ на это в стране была разработана соответствующая правовая база для борьбы с внутренним терроризмом, но до 2001 г. немецкое законодательство не охватывало международный терроризм. В результате сложилась парадоксальная ситуация: с конца 1990-х годов до начала 2000-х годов Германия фактически служила убежищем для транснациональных террористических ячеек. Например, план теракта 11 сентября 2001 г. в США частично был составлен в немецком Гамбурге.

В 2006 г. впервые стало известно о попытке приверженцев исламистской идеологии осуществить теракт на территории ФРГ. В ответ на это был принят ряд законодательных мер, в значительной степени реализованных в существующих рамках принципа верховенства закона и дополняющих актуальное законодательство: были ослаблены ограничения на прослушивание телефонных разговоров, расширены законные основания для проведения внешнего наблюдения и сбора данных [Wiegand, 2019, р. 404].

Таким образом, в настоящее время в Германии законодательные акты, принятые в 1970-е годы, все еще являются основой для антитеррористического законодательства в целом, однако события «9/11» привели к смещению акцентов в законодательстве и

правовой политике страны в сторону профилактики и превенции террористической активности.

На сегодняшний день вопросы, касающиеся защиты данных, сбора и обмена данными, являются весьма чувствительной сферой, поскольку на практике при их решении может возникнуть коллизия между требованиями борьбы с терроризмом и защиты прав человека. Вместе с тем в Германии риски такой коллизии существенно ниже, чем в других странах, по двум причинам: во-первых, Конституционный суд ФРГ, который исторически, в силу необходимости преодоления наследия нацистского прошлого, традиционно обладает широкими полномочиями, всякий раз решительно встает на защиту прав и свобод человека; во-вторых, Германия строго следует принципу разделения полномочий и компетенции различных институтов, работающих в сфере безопасности.

Тем не менее события 11 сентября 2001 г. инициировали развитие координации в деятельности различных государственных (в том числе силовых) ведомств. На практике это привело к участившемуся применению более репрессивных мер, что ранее не представлялось возможным. Кроме того, в национальное законодательство был имплементирован широкий спектр норм европейского законодательства, которые прежде были весьма ограниченно представлены в немецком законодательстве и правовой политике. В результате Германия догнала другие государства Европы, такие как Франция или Испания, давно включившие в законодательство многие положения наднационального европейского права [Wiegand, 2019, р. 404].

Новые подходы к защите прав человека в условиях борьбы с терроризмом в Европе связаны с развитием координации в деятельности государств, международных региональных организаций и учреждений (в основном в рамках ЕС), а также с новым пониманием проблематики прав человека и борьбы с терроризмом в целом.

Программа борьбы с терроризмом, принятая Европейской комиссией в декабре 2020 г., базируется на развитии четырех направлений: «предвидеть, предотвращать, защищать, реагировать» [A counter-terrorism.., 2020, p. 24].

Европейский союз позиционирует себя как уникальную «область свободы, безопасности и справедливости, где каждый человек должен быть уверен в том, что его свобода и безопасность гарантированы и хорошо защищены. Демократия, верховенство закона, уважение основных прав, в частности права на неприкосновенность частной жизни, свободу выражения мнений, свободу вероисповедания и уважение разнообразия, являются основой Европейского союза» [Ibid., p. 1].

Вместе с тем череда террористических атак, осуществленных на европейском континенте в последние годы, послужила суровым напоминанием о том, что терроризм остается реальной угрозой и опасностью, в том числе и в Европе. Транснациональный характер террористических сетей требует от европейских государств развивать коллективный подход в борьбе с терроризмом, в том числе чтобы обеспечить защиту плюралистического общества, «европейских ценностей» и «европейского образа жизни», как их представляет ЕС. Главной опасностью остается террористическая угроза джихадизма, а также угрозы со стороны как правых, так и левых экстремистов.

В последнее время характер террористических атак в Европе существенно изменился: подавляющее большинство нападений были совершены лицами, действовавшими в одиночку; такого рода нападения не требовали длительной подготовки и существенных ресурсов; объектами нападений были многолюдные или имеющие символическое значение общественные пространства. Вместе с тем по-прежнему невозможно полностью исключить угрозу более сложных, масштабных и подготовленных террористических атак в Европе.

ЕС исходит из того, что странам европейского континента следует быть готовыми к противодействию новым террористическим угрозам с применением новых и появляющихся технологий, в том числе беспилотных летательных аппаратов, химических,

биологических, радиологических, ядерных материалов, искусственного интеллекта и др. Распространение радикальных идеологий, а также информационных материалов, содержащих инструкции или руководства для потенциальных террористов, в настоящее время происходит значительно быстрее за счет использования онлайн-пропаганды и социальных сетей, которые зачастую становятся неотъемлемой частью самой террористической атаки [A counter-terrorism.., 2020, p. 1].

В последние два десятилетия противодействие терроризму в Европе стало гораздо более эффективным, сотрудничество европейских государств в борьбе с терроризмом существенно укрепилось. Сформированы обширные сети обмена информацией, в том числе на основе совместимых баз данных ЕС, получили развитие новые подходы и инструменты, направленные на то, чтобы пресечь финансирование терроризма, а также устранить возможность получения террористами доступа к огнестрельному оружию и прекурсорам взрывчатых веществ. Разработана правовая база, криминализирующая поездки, осуществляемые в террористических целях. По-прежнему актуальными остаются вопросы, связанные с противодействием распространению экстремистских идеологий, а также с защитой общественных пространств, которые являются потенциальными мишенями террористов. Требуют решения проблемы, касающиеся преодоления различий между «онлайн» и «офлайн» режимами деятельности правоохранительных и судебных органов при сохранении гарантий законности в соответствующих ситуациях [A counter-terrorism.., 2020, p. 2].

С учетом достижений последних лет в борьбе с терроризмом современная повестка антитеррористической деятельности в ЕС может быть представлена комплексом мер, которые должны быть предприняты на национальном, европейском и международном уровнях по четырем направлениям.

Во-первых, следует постоянно оценивать опасность как уже существующих, так и возможных будущих угроз терроризма в Европе. Информационный обмен и культура сотрудничества остаются ключевыми факторами для надежной оценки потенциальных террористических угроз и для формирования основ государственной и региональной политики по борьбе с терроризмом.

Во-вторых, следует предотвращать террористические нападения, активно противодействуя радикализации и распространению экстремистских идеологий в обществе и настаивая на том, что уважение к европейскому образу жизни и демократическим ценностям является обязательным для всех лиц, пребывающих на территории Европейского союза [A counter-terrorism.., 2020, p. 10]. При этом государственные органы и учреждения ЕС должны уделять особое внимание поддержке местных общин и локальных субъектов и сообществ, поскольку целый ряд террористических нападений последних лет был совершен гражданами государств Европейского союза, в том числе - родившимися и воспитанными в европейских странах, которые, однако, были радикализированы, несмотря на то что не бывали в зонах конфликтов.

В-третьих, следует разработать эффективные меры для защиты общественных мест и критических инфраструктур, а также провести дополнительную модернизацию управления внешними границами ЕС посредством внедрения новейших информационных систем. Для устранения пробелов в безопасности следует проводить систематические проверки на внешних границах ЕС, особенно в целях выявления возвращающихся в Европу иностранных боевиков-террористов [A counter-terrorism.., 2020, p. 16].

В-четвертых, следует обеспечить своевременное и быстрое реагирование на нападения террористического характера в оперативном плане, привлечь к решению данной задачи агентства ЕС, Европол и Евроюст, укрепить юридическую базу и правовые основания для привлечения виновных к ответственности, а также создать гарантии помощи, поддержки и защиты для жертв терроризма [A counter-terrorism.., 2020, p. 22].

Государства - члены Евросоюза рассчитывают, что в ближайшее время политика Европейского союза по всем указанным направлениям существенно активизируется.

Литература

A counter-terrorism agenda for the EU : anticipate, prevent, protect, respond : communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions / European Commission. - Brussels, 2020. -

09.12. - 24 p. - (COM (2020) 795 final). - URL: https://ec.europa.eu/home-af fairs/sites/default/files/pdf/09122020_communication_commission_europe an_parliament_the_council_eu_agenda_counter_terrorism_po-2020-9031_com-2020_795_en.pdf (date of access: 03.07.2021).

Council of Europe convention on the prevention of terrorism / Council of Europe. - Warsaw, 2005. - 16.05. - URL: https://rm.coe.int/CoERMPublic CommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=09000016808c3f55 (date of access: 03.07.2021).

Countering terrorism, protecting human rights : a manual / OSCE. -Warsaw, 2007. - 264 p.

Fenwick H., Fenwick D. The role of derogations from the ECHR in the current «War on terror» / / International human rights and counter-terrorism / E. Shor, S. Hoadley (Eds.). - Singapore : Springer, 2019. - P. 259-290.

Galli F. Case studies of national counter-terrorism policies : case study of France / / International human rights and counter-terrorism / E. Shor, S. Hoadley (Eds.). - Singapore : Springer, 2019. - P. 365-384.

Guild E., Bigo D. Anti- and counter- terrorism and human rights in Europe : 5 snapshots of current controversies / Queen Mary Univ. of London School of Law. - London, 2018. - 132 p.

Human rights and the fight against terrorism : the Council of Europe guidelines / Council of Europe. - Strasbourg, 2005. - 72 p.

Universal declaration of human rights / UN. - Paris, 1948. - 10.12. -URL: https://www.un.org/en/about-us/universal-declaration-of-human-rights (date of access: 03.07.2021).

Wiegand I. National counter-terrorism (C-T) policies and challenges to human rights and civil liberties : case study of Germany // International human rights and counter-terrorism / E. Shor, S. Hoadley (Eds.). - Singapore : Springer, 2019. - P. 385-408.

DOI: 10.31249/ape/2021.04.11

Skurko E.V.1, 2021 Fight against terrorism and human rights in Europe

Abstract. The article analyzes contemporary problems of the fight against terrorism in Europe in the context of human rights protection.

1 Skurko Elena Vyacheslavovna - Ph.D. in Law, Senior Researcher INION RAS (e.skurko@mail.ru).

The human rights issues acquired a new dimension after the terrorist attacks of September 11, 2001 in the United States, which fundamentally changed the attitude towards terrorism and the fight against it around the world. Today, the European perspective on the protection of human rights in the context of the fight against terrorism remains within the framework of the UN approaches and is mainly developed in such international regional organizations as the Council of Europe (CoE), the Organization for Security and Cooperation in Europe (OSCE), and the European Union (EU) system.

The European states have undertaken to implement all necessary measures to protect human rights and freedoms, including - and especially -against terrorist acts. All measures taken in the fight against terrorism in Europe should be based on the observance of human rights, as well as the rule of law, including elimination of all forms of arbitrariness and discrimination, and be subject to supervisory procedures.

The latest counter-terrorism strategies in Europe are based on the principles of inclusiveness and assume that a welcoming society in which the rights of everyone are fully respected is a society where terrorism cannot find a place and take root, and it will be more difficult for potential terrorists to be radicalized and recruited. However, in tactical terms, the emphasis in the fight against terrorism is often made on strengthening control over individuals, which causes concerns of the society and human rights activists. In contemporary conditions, the fight against terrorism requires additional state guarantees, investments in social cohesion, education, and the development of relationships, so that everyone can feel that their personality is respected and that the society fully accepts them.

Keywords: fight against terrorism, human rights, European Union, Council of Europe, OSCE, international law of human rights.

References

A counter-terrorism agenda for the EU : anticipate, prevent, protect, respond : communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. (2020) / European Commission. - Brussels. -09.12. - 24 p. - (COM (2020) 795 final). - URL: https://ec.europa. eu/home-affairs/sites/default/files/pdf/09122020_communication_commissi on_european_parliament_the_council_eu_agenda_counter_terrorism_po-2020-9031_com-2020_795_en.pdf (date of access: 03.07.2021).

Council of Europe convention on the prevention of terrorism. (2005) / Council of Europe. - Warsaw. - 16.05. - URL: https://rm.coe.int/CoERMPub licCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=09000016808c 3f55 (date of access: 03.07.2021).

Countering terrorism, protecting human rights : a manual. (2007) / OSCE. - Warsaw. - 264 p.

Fenwick H., Fenwick D. (2019). The role of derogations from the ECHR in the current «War on terror» / / International human rights and counter-terrorism / E. Shor, S. Hoadley (Eds.). - Singapore : Springer. - P. 259-290.

Galli F. (2019). Case studies of national counter-terrorism policies : case study of France // International human rights and counter-terrorism / E. Shor, S. Hoadley (Eds.). - Singapore : Springer. - P. 365-384.

Guild E., Bigo D. (2018). Anti- and counter- terrorism and human rights in Europe : 5 snapshots of current controversies / Queen Mary Univ. of London School of Law. - London. - 132 p.

Human rights and the fight against terrorism : the Council of Europe guidelines. (2005) / Council of Europe. - Strasbourg. - 72 p.

Universal declaration of human rights. (1948) / UN. - Paris. - 10.12. -URL: https://www.un.org/en/ about-us/universal-declaration-of-human-rights (date of access: 03.07.2021).

Wiegand I. (2019). National counter-terrorism (C-T) policies and challenges to human rights and civil liberties : case study of Germany // International human rights and counter-terrorism / E. Shor, S. Hoadley (Eds.). - Singapore : Springer. - P. 385-408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.