Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
744
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СОВЕТ ЕС / СОВЕТ ЕВРОПЫ / ЕВРОПОЛ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алфёрова Елена Васильевна, Захаров Тимофей Владимирович

Европейские государства в последнее время неоднократно подвергались террористическим атакам. Угрозы, с которыми сталкиваются государства - члены ЕС, разнообразны - от возвращения иностранных боевиков-террористов из зон конфликтов до экстремистской деятельности доморощенных террористов и «одиноких волков». Для предотвращения терактов и борьбы с терроризмом институты ЕС и национальные государства разрабатывают контртеррористическую политику и законодательство. Опираясь на многолетний опыт деятельности ООН в рассматриваемой сфере и на свой собственный, Евросоюз принимает большое количество политических и нормативных правовых документов. Антитеррористическая политика и законодательство ЕС из года в год становятся все более эффективными и реалистичными, вырабатываются межправительственные механизмы сотрудничества в форме международных договоров или политически обязательных рекомендаций и руководящих принципов. В настоящее время разработан ряд новых правовых и иных стандартов, которые вместе с уже существующими международными и региональными стратегиями, конвенциями, рекомендациями и соглашениями формируют основу текущей и будущей работы в области борьбы с терроризмом и предотвращения радикализации и экстремизма, ведущих к терроризму. В статье рассматриваются отдельные ключевые документы ЕС и Совета Европы, принятые после 11 сентября 2001 г., в том числе Контртеррористическая стратегия ЕС 2005 г., обновленная в 2016 г., а также новые направления и меры борьбы с терроризмом в 2018-2020 гг. На основе правовых баз органов ЕС - Совета ЕС, Еврокомиссии, Европейского парламента, а также Совета Европы - произведены количественная выборка и ориентировочный подсчет антитеррористических и смежных с ними нормативных правовых и индивидуальных актов, принятых в 2018-2020 гг. Обобщены предложения ученых и экспертов, в том числе высказанные на форумах по совершенствованию Контртеррористической стратегии ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK OF THE EUROPEAN UNION’S COUNTER-TERRORISM ACTIVITIES

In recent years, European states have been repeatedly subjected to deadly terrorist attacks. The threat faced by EU Member States is multifaceted: from the return of foreign terrorist fighters from conflict zones to the extremist activities of homegrown terrorists and «lone wolves». In order to prevent terrorist attacks and combat terrorism, EU authorities and national states develop counter-terrorism policies and legislation. Based on the long-term activities of the UN in this area and on its own experience, the European Union adopts a large number of political and regulatory legal documents. The EU’s anti-terrorism policy and legislation are becoming more effective and realistic year after year, and intergovernmental cooperation mechanisms are being developed in the form of international treaties or politically binding recommendations and guidelines. In recent years, a number of new legal and other standards have been developed, which, together with existing international and regional strategies, conventions, recommendations and agreements, form the basis for current and future work in the field of combating terrorism and preventing radicalization and extremism leading to terrorism. The article examines some key documents of the EU and the Council of Europe adopted after September 11, 2001, including the EU Counter-Terrorism Strategy of 2005, updated in 2016, as well as new directions and measures to combat terrorism in the last three years (2018-2020). Based on the legal databases of the Council of the EU, the European Commission, the European Parliament, and the Council of Europe, a quantitative sample and an approximate count of anti-terrorist and related regulatory legal and individual acts adopted in 2018-2020 were made. The proposals of scientists and experts, including those expressed at the forums of international organizations, on improving the EU Counter-Terrorism Strategy are summarized.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ»

Б01: 10.31249/аре/2021.04.02 Алфёрова Е.В. , Захаров Т.В.2, 2021

Правовые основы борьбы с терроризмом в Европейском союзе

Аннотация. Европейские государства в последнее время неоднократно подвергались террористическим атакам. Угрозы, с которыми сталкиваются государства - члены ЕС, разнообразны - от возвращения иностранных боевиков-террористов из зон конфликтов до экстремистской деятельности доморощенных террористов и «одиноких волков». Для предотвращения терактов и борьбы с терроризмом институты ЕС и национальные государства разрабатывают контртеррористическую политику и законодательство. Опираясь на многолетний опыт деятельности ООН в рассматриваемой сфере и на свой собственный, Евросоюз принимает большое количество политических и нормативных правовых документов. Антитеррористическая политика и законодательство ЕС из года в год становятся все более эффективными и реалистичными, вырабатываются межправительственные механизмы сотрудничества в форме международных договоров или политически обязательных рекомендаций и руководящих принципов. В настоящее время разработан ряд новых правовых и иных стандартов, которые вместе с уже существующими международными и региональными

1 Алфёрова Елена Васильевна - кандидат юридических наук, зав. Отделом правоведения, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН ([email protected]).

2 Захаров Тимофей Владимирович - научный сотрудник ИНИОН РАН ([email protected]).

28

стратегиями, конвенциями, рекомендациями и соглашениями формируют основу текущей и будущей работы в области борьбы с терроризмом и предотвращения радикализации и экстремизма, ведущих к терроризму.

В статье рассматриваются отдельные ключевые документы ЕС и Совета Европы, принятые после 11 сентября 2001 г., в том числе Контртеррористическая стратегия ЕС 2005 г., обновленная в 2016 г., а также новые направления и меры борьбы с терроризмом в 2018-2020 гг. На основе правовых баз органов ЕС - Совета ЕС, Еврокомиссии, Европейского парламента, а также Совета Европы - произведены количественная выборка и ориентировочный подсчет антитеррористических и смежных с ними нормативных правовых и индивидуальных актов, принятых в 2018-2020 гг. Обобщены предложения ученых и экспертов, в том числе высказанные на форумах по совершенствованию Контртеррористической стратегии ЕС.

Ключевые слова: Европейский союз, Совет ЕС, Совет Европы, Европол, антитеррористическое законодательство, борьба с терроризмом, Контртеррористическая стратегия ЕС.

Борьба с терроризмом в Европе традиционно является обязанностью государств - членов ЕС и Совета Европы, причем безопасность понимается как строго национальная прерогатива. Однако сегодня Европейский союз и Совет Европы стали реальными акторами эффективной политики и правового регулирования борьбы с терроризмом и управления транснациональными угрозами.

Роль Европейского союза в борьбе с терроризмом, развернувшейся после известной трагедии в США 11 сентября 2001 г., возрастала по мере того, как совершались последующие крупные теракты на территории стран - членов ЕС (Мадрид - 2004 г., Лондон - 2005 г., Париж - в январе и ноябре 2015 г., Барселона - 2017 г., Манчестер - 2017 г.). Столкнувшись с феноменом терроризма, Евросоюз на протяжении последних 20 лет целенаправленно оттачивает действенность разнообразных по форме и содержанию многочисленных политических и правовых документов, что позволяет его государствам-членам - основным игрокам в борьбе с терроризмом осуществлять и согласованно следовать контртеррористи-

ческой политике ЕС и, соответственно, издавать на их основе свои национальные законодательные акты. На практике, с учетом того что у каждого государства-члена свои геостратегические интересы и возможности, культурные традиции и правовые системы, до начала 2000-х годов предпочтение в сфере сотрудничества по вопросам обеспечения общественной безопасности отдавалось неофициальным договоренностям, предусматривающим двусторонние или многосторонние обсуждения и переговоры. «Только после событий 11 сентября началось общее неформальное сотрудничество, и напористые заявления быстро переросли в согласованную европейскую антитеррористическую политику» [Abdelsamad, 2018, р. 15]. Иными словами, контртеррористическая политика и законодательство ЕС с каждым годом становятся более реалистичными.

На протяжении последних 20 лет институты Евросоюза совершенствуют свою «вакцину» от терроризма, в качестве которой выступают взаимосвязанные политические, правовые, институциональные и оперативные инструменты противодействия террору. Меры по борьбе с терроризмом в зависимости от сферы их применения можно условно поделить на две группы: общие и специальные. Общие меры нацелены на решение широкого круга задач в правоохранительной или финансовой сферах, включая задачи по борьбе с терроризмом. Специальные меры направлены непосредственно на борьбу с терроризмом. Из совокупности всех специальных мер формируется антитеррористическое законодательство ЕС.

Антитеррористическое законодательство ЕС занимает промежуточное положение между нормами международного и национального права по борьбе с терроризмом. Основное его назначение состоит, во-первых, в обеспечении правильной имплементации международных стандартов в области борьбы с терроризмом и, во-вторых, в разработке собственных механизмов, обеспечивающих противодействие терроризму на уровне ЕС [Войников, 2019, с. 122123].

Ключевыми политическими документами, определяющими цели и главные направления борьбы с терроризмом, а также ос-

новные меры по борьбе с ним, являются Общая позиция Совета ЕС по борьбе с терроризмом 2001/930/PESC [Council common.., 2001], зафиксировавшая программу действий Евросоюза в сфере борьбы с террористической деятельностью и ее субъектами на европейском континенте и в целом на международной арене, а также Контртеррористическая стратегия ЕС по борьбе с терроризмом 2005 г. [The European Union counter-terrorism.., 2005].

Одним из первых законодательных актов ЕС, направленных на противодействие терроризму уголовно-правовыми средствами, было принятое Советом ЕС Рамочное решение о борьбе с терроризмом 2002/475/JHA1 [Рамочное решение.., 2002], которое содержало определение террористического преступления (ст. 1) и критерии для квалификации деяния в качестве террористического акта. Помимо прочего, этот документ обязывал страны - члены ЕС:

- криминализировать как преступления, связанные с террористической деятельностью, определенные действия подготовительного характера (например, кражу, вымогательство или подделку документов с целью совершения террористических преступлений);

- криминализировать как преступления, связанные с террористической деятельностью, покушения на совершение террористических актов, а также подстрекательство к их совершению и пособничество в этом;

- предусмотреть уголовную ответственность для юридических лиц за совершение преступлений, связанных с террористической деятельностью, а также установить правила и пороговые значения штрафов и санкций;

- принимать меры по обеспечению надлежащей помощи семьям потерпевших.

Каждому из государств - членов ЕС следовало принять меры, чтобы отнести к своей юрисдикции террористические преступления в следующих случаях:

1 С шифром JHA (Justice and Home Affairs; фр. JAI) издаются правовые акты ЕС, относящиеся к сфере полицейского и судебного сотрудничества по уголовным делам (так называемой «третьей опоры» ЕС). - Прим. ред.

- если преступление совершено на территории данного государства (в том числе - на борту судна или воздушного судна, зарегистрированного на его территории);

- если правонарушителем является один из его граждан или резидентов;

- если преступление совершено в интересах юридического лица, созданного на территории данной страны;

- если преступление совершено против народа или учреждений данной страны или против учреждения ЕС, базирующегося в данной стране;

- при этом каждое государство - член ЕС должно было отнести к своей юрисдикции террористические преступления даже в тех случаях, когда оно отказывается выдать другому государству-члену или третьей стране лицо, подозреваемое в совершении или осужденное за совершение таких преступлений.

Кроме того, страны - члены ЕС обязались сотрудничать друг с другом и решать, какая страна принимает юрисдикцию, если в деле участвуют несколько стран.

В настоящее время указанное Рамочное решение Совета ЕС не действует. В целях приведения законодательства ЕС о терроризме в соответствие с международно-правовыми нормами и адаптации его к новым угрозам и новым реалиям Европарламент и Совет ЕС утвердили Директиву 2017/541 о борьбе с терроризмом [Directive (EU).., 2017].

Изучение справочно-правовой базы документов Евросоюза в сфере борьбы с терроризмом, предотвращения терроризма и террористических угроз [EUR-Lex.., 2021] показывает, что в период с 01.01.2018 г. по 01.01.2021 г. институты ЕС приняли несколько сотен нормативных и индивидуальных правовых и политических актов (в данном случае при подсчете не учитывались национальные правовые акты государств - членов ЕС). Среди них - международные соглашения, заявления, оказывающие влияние на юридические последствия международных соглашений, односторонние заявления, резолюции органов ЕС и др. Если же говорить только о правовых актах, то за этот период их зафиксировано 299, в том числе: международные соглашения - 18, регламенты Европейского парламента -

36, директивы Европейского парламента и Совета ЕС - 14, решения Еврокомиссии - 77.

Назвать общее количество принятых актов, имеющих значение в борьбе с терроризмом, можно лишь условно. Многие из них имеют консолидированное значение, т.е. действуют в сфере борьбы с терроризмом в совокупности с иными, специализированными актами. Более точные результаты можно получить, если отдельно рассматривать выборки принятых актов по определенному параметру, например по борьбе с терроризмом в определенной области (борьба с биотерроризмом, бомбовым терроризмом, борьба с терроризмом на воздушном транспорте и т.п.), или по правовому регулированию отдельных аспектов противодействия терроризму (защита жертв террористических атак и т.п.). В этом случае отраслевые акты, возможно, не посвященные прямо борьбе с терроризмом, также приобретают принципиальное значение, создавая в совокупности с уголовно-правовыми актами основу для борьбы с терроризмом в рассматриваемой области, предопределяя ее условия, средства, методы и т.д.

Так, органы Евросоюза приняли несколько десятков актов, имеющих международное правовое и политическое значение в сфере борьбы с терроризмом, в том числе распространяющих свое действие на территорию государств, не входящих в ЕС (в данном случае не рассматриваются внутренние акты Евросоюза, т.е. юридически обязательные нормы, принятые институтами ЕС). Данные акты имеют разное политико-правовое значение: некоторые из них декларируют намерения, цели ЕС, другие - интегрируют право ЕС в сфере борьбы с терроризмом и создают правовую основу взаимодействия Евросоюза и его государств-членов с иными государствами и международными организациями. Некоторые политические акты рекомендательного характера не имеют общепризнанного международного правового значения, однако являются принципиально важными в деле координирования международной борьбы с терроризмом.

Намерение Евросоюза и его государств-членов осуществлять взаимодействие с иными государствами и международными организациями в области борьбы с терроризмом, предупреждения

терроризма и террористических угроз подтверждают, в частности, следующие политико-правовые акты:

- Соглашение о стратегическом партнерстве ЕС, его государств-членов, с одной стороны, и Японии, с другой стороны, от 17.07.2018 г.;

- Резолюция 2018/С343/01 Парламентской ассамблеи Евро-нест о вызовах безопасности в государствах «Восточного партнерства» и повышении роли ЕС в их преодолении от 26.06.2018 г.;

- Рекомендации 2018/1598 Совета по взаимодействию ЕС и Азербайджана о приоритетах партнерства ЕС и Азербайджана от 28.09. 2018 г.

Право ЕС в сфере борьбы с терроризмом интегрируют (посредством бланкетных норм), в частности, следующие политико-правовые акты:

- Резолюция 2018/С415/04 совместной Парламентской ассамблеи стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) и ЕС о необходимости новых мер борьбы с международным терроризмом от 18.06.2018 г.;

- Соглашение между ЕС и Лихтенштейном о применении отдельных положений решения Совета ЕС 2008/615/ХНА о расширении трансграничного сотрудничества в борьбе с терроризмом и трансграничной преступностью, решения Совета ЕС 2008/616/ЩА об имплементации решения 2008/615/ХНА о расширении трансграничного сотрудничества в борьбе с терроризмом и трансграничной преступностью и приложений к нему, а также рамочного решения Совета ЕС 2009/905/ЩА об аккредитации судебно-экспертных учреждений, осуществляющих лабораторные исследования, заключенное в 2019 г.;

- Соглашение между ЕС и Швейцарией о применении отдельных положений решения Совета ЕС 2008/615/ХНА о расширении трансграничного сотрудничества в борьбе с терроризмом и трансграничной преступностью, решения Совета ЕС 2008/616/ЩА об имплементации решения 2008/615/ХНА о расширении трансграничного сотрудничества в борьбе с терроризмом и трансграничной преступностью и приложений к нему, а также рамочного решения Совета ЕС 2009/905/ЩА об аккредитации судебно-

экспертных учреждений, осуществляющих лабораторные исследования, заключенное в 2019 г.

В соглашениях, которые Евросоюз заключил в 2019 г. с Лихтенштейном, Швейцарией, Исландией, Норвегией, Данией, устанавливаются нормы ЕС, касающиеся порядка рассмотрения заявлений о предоставлении убежища и оборота дактилоскопических данных. В опубликованной в 2020 г. совместной политической декларации ЕС и Великобритании о временном применении норм Соглашения о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией, касающихся процедур обеспечения безопасности обмена и защиты информации, не подлежащей разглашению, определяется порядок предоставления информации из учетных записей пассажиров авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта для борьбы с терроризмом, предупреждения терроризма и террористических угроз.

За рассматриваемый период институты Евросоюза приняли большое количество актов, относящихся к внутреннему праву ЕС.

Европейский парламент разработал и утвердил около 20 регламентов, регулирующих вопросы, касающиеся стандартов безопасности идентификационных документов ЕС, оборота въездных и выездных данных лиц, пересекающих внешние границы ЕС, обеспечения законности пребывания лиц на территории ЕС, взаимодействия информационных систем ЕС, оборота взрывчатых веществ и их компонентов, контроля ввоза на территорию и вывоза с территории ЕС наличных денежных средств, контроля инвестиций и банковских переводов, сервисов массового сбора материальных средств, взаимного признания актов об аресте имущества и денежных средств и актов о конфискации.

В 2018 г. в соответствии с регламентами Европейского парламента были реорганизованы Европейское агентство по операционному управлению крупномасштабными ИТ-системами в области свободы, безопасности и правосудия (European agency for the operational management of large-scale IT systems in the area of freedom, security and justice (EU-LISA)), Агентство ЕС по сотрудничеству в области уголовного правосудия (European Union agency for criminal justice cooperation (Eurojust)), учреждены Европейская

система информации и авторизации перемещения (European travel information and authorisation system (ETIAS)), Шенгенская информационная система (Schengen information system (SIS)).

В 2019 г. в соответствии с регламентами Европейского парламента были учреждены новая централизованная система идентификации государств - членов ЕС, владеющих информацией об осужденных лицах - гражданах третьих государств и лицах без гражданства (Centralised system for the identification of Member States holding conviction information on third-country nationals and stateless persons (ECRIS-TCN)), новая онлайн-система информации о подложных и подлинных документах (False and authentic documents online system (FADO)).

Большинство директив Европейского парламента за рассматриваемый период затрагивали проблемы, касающиеся противодействия финансированию терроризма. В 2018 г. была принята Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2018/1673 об уголовно-правовых мерах борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств. В 2018-2019 гг. в Директиву Европейского парламента и Совета ЕС 2015/849 о предотвращении использования финансовой системы для целей легализации (отмывания) денежных средств или финансирования терроризма были внесены изменения и дополнения (в ряд статей и в приложения II, III), а также добавлены новые статьи (18а, 20а, 31а, 32а, 32b, 50а, 57a, 57b, 64а и подсекции в секцию 3 гл. VI); нормы Директивы 2015/849 были интегрированы в директивы Европейского парламента и Совета ЕС о надзоре за инвестиционными организациями, об использовании финансовой и банковской информации в целях предупреждения, выявления, расследования преступлений и уголовного наказания, о защите лиц, сообщающих о нарушениях права ЕС.

Другие директивы Европейского парламента и Совета ЕС за рассматриваемый период затрагивали проблемы, связанные с регулированием аудиовизуальных сервисов средств массовой информации в связи с их использованием для вовлечения в совершение террористических преступлений, а также проблемы операционной совместимости электронных систем взимания дорожных пошлин при трансграничном обмене регистрационными данными

автотранспортных средств, проблемы, касающиеся трансграничного автоматического обмена данными налогового учета, и пр.

Европейская комиссия в 2020 г. представила Европейскому парламенту, Совету ЕС и ряду других органов ЕС новый документ под названием «Контртеррористическая повестка ЕС: Предвидеть, предупреждать, защищать, реагировать».

В декабре 2020 г. Еврокомиссия в лице заместителя председателя Еврокомиссии по продвижению европейского образа жизни М. Схинаса и Еврокомиссара по внутренним делам И. Йоханс-сон на брифинге в Брюсселе представила пакет предложений по активизации борьбы с терроризмом в странах Евросоюза, который включает меры по борьбе с распространением радикальных идей в Интернете, повышению безопасности общественных зон, а также по расширению полномочий Европола, в том числе по доступу к цифровым данным. «Предложенная Еврокомиссией повестка по борьбе с терроризмом направлена на инвестиции в повышение устойчивости нашего общества путем использования целевых мер по борьбе с радикализацией и по защите общественных зон от террористических нападений. Европейский образ жизни для нас -это ключевая ценность, и мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы защитить его от тех, кто пытается его подорвать», - заявил М. Схинас [Еврокомиссия внесла.., 2020]. Эти предложения еще должны быть утверждены Европейским парламентом и Советом ЕС.

Предложения Еврокомиссии в сфере борьбы с радикализацией направлены на внесудебное удаление террористического контента в Интернете в течение одного часа с момента его выявления [EU's response.., 2021]. Достичь такой скорости удаления данных Еврокомиссия намерена, возложив эту обязанность на операторов интернет-платформ: мессенджеров, социальных сетей и хостингов. Это требование должно стать базовым условием для их работы в Европе. Другим направлением работы должна стать реализация программ по борьбе с так называемой «физической радикализацией» европейских граждан, которая сейчас происходит в тюрьмах стран Евросоюза. Еврокомиссия предлагает разработать

программы реабилитации и реинтеграции заключенных европейских тюрем [Еврокомиссия внесла.., 2020].

Предложения Еврокомиссии по защите общественных мест и объектов критической инфраструктуры ЕС предусматривают планирование и обустройство городских пространств таким образом, чтобы уменьшить возможности атаки со стороны террористов: речь идет, в частности, о создании и установке систем детекторов оружия или взрывчатых веществ, о планировании пешеходных зон таким образом, чтобы доступ к ним грузового транспорта был максимально затруднен, и т.д. «Еврокомиссия готова оказать финансовое содействие местным властям для изучения путей повышения безопасности в общественных местах и на критически важных объектах инфраструктуры», - заявил М. Схинас [Еврокомиссия внесла.., 2020].

Предложения по расширению полномочий Европола в антитеррористических целях предусматривают предоставление этой структуре расширенных прав по доступу к Интернет-контенту, а также по анализу больших массивов данных, который может быть слишком сложен для отдельных государств ЕС. Еврокомиссия предлагает в интересах борьбы с терроризмом, радикальными идеологиями, а также с распространением детской порнографии в Интернете разрешить полицейским структурам на наднациональном уровне обрабатывать большие массивы данных, касающихся европейских и иностранных граждан. Еврокомиссия намерена обязать операторов интернет-платформ предоставлять спецслужбам ключи шифрования своих данных. В этой связи И. Йоханссон заявила: «Протоколы шифрования крайне важны для работы Интернета, но мы не можем допустить, чтобы террористический контент был скрыт шифрованием. Мы должны найти баланс между использованием шифрования и способностью спецслужб противодействовать террористам» [Еврокомиссия внесла.., 2020].

Европол в мае 2020 г. представил Евросоюзу Доклад о ситуации с терроризмом и тенденциях развития, в котором были сведены воедино факты и количественные показатели, касающиеся террористических атак и арестов в ЕС в 2019 г. За отчетный период:

- 13 государств - членов ЕС сообщили в общей сложности о 119 состоявшихся, несостоявшихся и сорванных террористических актах;

- в 19 государствах - членах ЕС по подозрению в совершении преступлений, связанных с терроризмом, были арестованы 1004 человека, при этом Бельгия, Франция, Италия, Испания и Великобритания сообщили о самых высоких цифрах;

- в ЕС из-за терактов 10 человек погибли и 27 человек получили ранения, при этом почти все смертельные случаи и 26 ранений были результатом нападений джихадистов, лишь несколько человек были убиты и один человек ранен в ходе нападений правых экстремистов [European Union terrorism.., 2020].

В 2020 г. Европол также выпустил Отчет об организованной киберпреступности (Internet organised crime threat assessment (IOCTA)), в котором подробно описаны основные формы организованной киберпреступности, представляющие угрозу для бизнеса. Отчет IOCTA дает уникальную, ориентированную на правоохранительные органы оценку возникающих проблем и ключевых событий в области киберпреступности [Европол выпустил.., 2020].

В декабре 2020 г. Еврокомиссия выдвинула новую повестку дня по борьбе с терроризмом, определяющую приоритеты дальнейшей деятельности в этой сфере. Основной акцент в данной повестке делается на необходимости защиты критической инфраструктуры, борьбе с киберпреступностью, противодействии гибридным угрозам и организованной преступности.

Контртеррористическая повестка дня является одним из главных компонентов новой Стратегии безопасности на 2020-2025 гг., принятой Еврокомиссией в апреле 2020 г.1 [Counter terrorism.., 2020]. Новая Стратегия - обширный межсекторальный документ,

1 Данная Стратегия пополнила коллекцию стратегий ЕС, принятых в последние 20 лет. В 2003 г. появилась первая Европейская стратегия безопасности (ЕСБ), в 2008 г. - Доклад о ее реализации; в 2015 г. была разработана Европейская повестка дня по безопасности, а в 2016 г. - Глобальная стратегия ЕС, в которой вопросам безопасности отводилось значительное место. Кроме того, в Евросоюзе создавались «секторальные» стратегии, например кибербезопасности (2013), морской безопасности (2014) и др.

направленный на преодоление разрыва между безопасностью в реальном и цифровом мире, в границах Евросоюза и за его пределами, предназначенный для адекватного реагирования на трансграничные угрозы (терроризм, киберпреступность, гибридные атаки), которые занимают все больше места в политической повестке дня [Потемкина, 2020].

Исследователи отмечают, что Евросоюз предпочитает не умножать жесткую бюрократию, а использовать «сетевой» подход, связывая уже существующие национальные органы. Пока идут дебаты о возможном создании Европейского разведывательного суперагентства, подход ЕС остается прагматичным: сохранить суверенитет и заставить существующую систему работать оптимально [Berthelet, 2017]. Примером может служить Европейское управление в области борьбы с радикализацией. Его сотрудниками являются национальные должностные лица, отвечающие за предотвращение терроризма. Обновленная версия Руководящих принципов для местных и региональных властей по борьбе с радикализацией и проявлениями ненависти на местном уровне предусматривает более частое проведение совещаний национальных директивных органов. Эту сеть дополняет Интернет-форум ЕС, предназначенный для содействия диалогу между государственным и частным секторами по вопросу о радикализации в Интернете.

Следует отметить, что трудности в борьбе с терроризмом в Европе возникают, в частности, вследствие отношения самих государств - членов ЕС к соблюдению стандартов контртеррористической деятельности. В Докладе Еврокомиссии о прогрессе на пути к созданию в Европе так называемого «Союза безопасности» отмечается, что некоторые согласованные на уровне ЕС контртеррористические меры не были полностью введены в действие государствами-членами, что снизило их эффективность. Примерами могут служить меры, направленные на усиление контроля за оборотом взрывчатых веществ, или Прюмская конвенция (Prüm Convention), призванная облегчить обмен регистрационными данными транспортных средств, данными об отпечатках пальцев и ДНК [Berthelet, 2017].

Совет Европы, в отличие от Евросоюза, не может издавать обязательные законы, но обладает полномочиями по обеспечению соблюдения конвенций, стратегий, ратифицированных странами -членами ЕС, а также отдельных международных соглашений, достигнутых европейскими государствами по различным темам. На протяжении более 40 лет эта международная организация, включающая 47 государств, разрабатывает и укрепляет правовые стандарты для предотвращения и пресечения актов терроризма, совершенствования национального законодательства и содействия международному сотрудничеству.

В период с 01.01.2018 г. по 01.01.2021 г. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла четыре контртеррористические резолюции [Документы ПАСЕ.., 2021], Комитет министров принял 21 решение [Documents.., 2021]; было ратифицировано 40 конвенций Совета Европы и протоколов к ним и принято 81 заявление к конвенциям и протоколам к ним [Complete list.., 2021].

Основными международно-правовыми документами Совета Европы в области борьбы с терроризмом являются Конвенция о предупреждении терроризма (открыта для подписания 16.05.2005 г. в Варшаве) [Конвенция.., 2005] и Дополнительный протокол к Конвенции о предупреждении терроризма (открыт для подписания 22.10.2015 г. в Риге) [Дополнительный протокол.., 2015], касающийся рассмотрения уголовно-правовых аспектов, связанных с прохождением террористической подготовки и поездками за границу в целях совершения террористических актов.

В 2018 г. Комитет министров Совета Европы принял Контртеррористическую стратегию Совета Европы на период с 2018 по 2022 г. [The Council of Europe.., 2018]. При подготовке этой стратегии Комитет министров принял три постановления, касающиеся трех важных вопросов контртеррористической повестки дня: «Защита жертв террористических актов» (СМ (2017) 44), «Специальные методы расследования террористических актов» (СМ (2017) 58), «Борьба с террористическими актами, совершенными в одиночку» (СМ (2018) 28). Перечень основных направлений контртеррористической деятельности и список необходимых мероприятий содержатся в приложении к данной стратегии. Стратегию плани-

руется пересматривать каждые 18 месяцев (или в зависимости от обстоятельств) с возможностью внесения корректировок, предложенных государствами - членами Совета Европы, обеспечивая тем самым учет новых событий и вызовов в области террористических угроз и продвижение к поставленной цели при постоянном обновлении контртеррористической повестки в работе соответствующих международных организаций и форумов.

За указанный период был ратифицирован ряд конвенций Совета Европы, касающихся борьбы с терроризмом, предупреждения терроризма и террористических угроз, участники конвенций сделали заявления, подтверждающие юридическое значение и статус содержащихся в этих конвенциях норм.

В частности, были ратифицированы и вступили в действие следующие документы:

- вышеупомянутая Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. была ратифицирована и вступила в действие в отношении Евросоюза с 01.10.2018 г.;

- вышеупомянутый Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма 2015 г. был ратифицирован и вступил в действие в отношении Литвы - с

01.01.2019 г., Португалии - с 01.07.2018 г., Словакии - с 01.09.2019 г., Словении - с 01.03.2020 г., Франции - с 01.02.2018 г., Чехии - с 01.01.2018 г., Швеции - с 01.01.2019 г.;

- Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г. была ратифицирована и вступила в действие в отношении Евросоюза в 2009 г., Австрии - с

01.11.2020 г., Дании - с 01.06.2018 г., Греции - с 01.03.2018 г., Литвы -с 01.08.2020 г.;

- Протокол о внесении изменений в Дополнительный протокол к Конвенции о передаче осужденных лиц 2017 г. был ратифицирован Австрией 08.07.2020 г., Литвой - 14.10.2019 г., Нидерландами - 23.01.2020 г., Швейцарией - 21.11.2019 г.;

- второй Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче 1978 г. был ратифицирован и вступил в действие в отношении Ирландии с 21.06.2019 г.;

- третий Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче 2010 г. был ратифицирован и вступил в действие в отношении Италии с 01.12.2019 г., Португалии - с 01.08.2019 г., Румынии - с 01.01.2018 г.;

- четвертый Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче 2012 г. был ратифицирован и вступил в действие в отношении Италии с 01.12.2019 г.;

- второй Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2001 г. был ратифицирован и вступил в действие в отношении Австрии с 01.03.2018 г., Венгрии - с 01.05.2018 г., Италии - с 01.12.2019 г., Испании - с 01.07.2018 г.

Анализ вышеназванных документов показывает, что институты Евросоюза и органы Совета Европы проявляют серьезную озабоченность безопасностью населения и объектов инфраструктуры и стремятся достичь еще больших успехов в борьбе с терроризмом. В этих актах, прежде всего - в контртеррористических стратегиях ЕС и Совета Европы, сформулированы реалистичные и эффективные предложения, способные закрепить долгосрочный успех. Кроме того, некоторые другие идеи были высказаны в многочисленных научных работах.

Основные предложения по проведению в жизнь контртеррористической повестки ЕС таковы:

1) «реанимировать» Директиву 2006/24/EC о хранении данных, признанную Судом ЕС недействительной из-за нарушения прав человека; данная Директива, позволявшая государствам -членам ЕС хранить определенные данные (текстовые онлайн-сообщения, сведения о местонахождении абонентов и др.) до 24 месяцев (с разрешения суда), была отменена в 2014 г., однако некоторые ученые полагают, что ее применение позволит правоохранительным органам эффективнее противодействовать терроризму [Our anti-terrorism.. , 2015];

2) для укрепления доверия между государствами ЕС проводить тренинги по принципу «равный-равному» (peer-to-peer) и интенсифицировать обмен передовым опытом между правоохранительными органами Евросоюза [Maher, 2017];

3) углублять сотрудничество в области обмена биометрическими данными и разведывательными данными (с учетом того, что в настоящее время уровень доверия в этой области крайне низок, что продолжает препятствовать обмену конфиденциальной информацией, особенно со странами Восточной Европы) [Maher, 2017];

4) проводить дальнейшие исследования, чтобы «лучше понять, почему люди становятся террористами, как террористы действуют и общаются, о чем думают», т.е. изучать социальные и психологические аспекты деятельности членов террористических сетей и так называемых «одиноких волков»; для этого предлагается дополнить исследовательскую программу Комиссии ЕС «Горизонт 2020» отдельным проектом по изучению терроризма и радикализации молодежи [Abdelsamad, 2018, p. 30];

5) создать специальный центр, ориентированный исключительно на предотвращение радикализации и борьбу с распространением экстремизма в европейских обществах, через который ЕС, включая его институты и государства-члены, мог бы взаимодействовать с НПО и гражданскими общественными организациями [Schultz, 2017];

6) интегрировать «неиспользованный ресурс» молодых людей в организации и проекты, где они смогут высказываться по интересующим их проблемам, вовлекать их в процесс принятия решений «путем создания молодежных советов и аналогичных механизмов, предоставляющих молодым женщинам и мужчинам платформу для участия в основных политических дискуссиях», что позволит им полностью раскрыть свой потенциал и внести свой вклад в развитие общества [Plan of action.., 2015, p. 17];

7) создавать онлайн-коммуникационные каналы, которые предоставят жертвам террористических нападений возможность поделиться своими историями, что может оказать положительное влияние на получение информации о террористических атаках [Our anti-terrorism.., 2015];

8) пресекать пропаганду экстремистских взглядов, которую находящиеся в тюрьмах радикалы ведут среди других заключенных, отбывающих наказание за различные преступления, инве-

стировать средства в программы реабилитации осужденных террористов [Abdelsamad, 2018, p. 32];

9) организовывать дискуссии в рамках международного сообщества с целью «объединения экспертных знаний... и создания атмосферы взаимного доверия» [Zurich-London recommendations.., 2017, p. 7];

10) укреплять связи со странами третьего мира за пределами ЕС, в частности с такими глобальными акторами, как Лига арабских государств и Совет сотрудничества стран Персидского залива [Abdelsamad, 2018, p. 34];

11) стремиться к повышению роли семьи в предотвращении терроризма [The role of families.., 2016, p. 2];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12) вести межкультурный и межконфессиональный диалог о противодействии терроризму с помощью мягкой силы [Plan of action.., 2015, p. 22];

13) обобщать передовой опыт по предотвращению и противодействию террористическим общественным провокациям, пропаганде, радикализации, вербовке и обучению в Интернете при соблюдении прав человека и основных свобод, верховенства права и демократии [The Council of Europe.., 2018];

14) своевременно обновлять правовые документы, касающиеся финансирования терроризма, включая Конвенцию об отмывании, розыске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем [Ibid.].

•Jc-Jc-Jc

Несмотря на то что последние два года количество терактов сократилось, говорить об уменьшении террористической угрозы в Европе не приходится. Однако уроки из трагедий прошлых лет извлечены, растет понимание того, что борьба с трансграничной преступностью и терроризмом - это общая европейская ответственность и успеха можно добиться только путем эффективной реализации существующих контртеррористических стандартов ЕС и Совета Европы, сотрудничества государств-членов и взаимной правовой помощи.

Литература

Войников В.В. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рамках ЕС / / Lex Russica = Русский закон. - Москва, 2019. - N 2 (147). -С. 121-131.

Документы ПАСЕ: неофициальный перевод / Council of Europe. -Брюссель, 2021. - URL: https://www.coe.int/en/web/portal/pace-ru- (дата обращения: 25.06.2021).

Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - Рига, 2015. - 22.10. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/564848151 (дата обращения: 25.06.2021).

Еврокомиссия внесла пакет предложений по борьбе с терроризмом в ЕС // ТАСС. - Москва, 2020. - 09.12. - URL: https://tass.ru/mezhdunarod naya-panorama/10212241 (дата обращения: 25.06.2021).

Европол выпустил отчет об организованной киберпреступности // iEcp. - Москва, 2020. - 07.10. - URL: https://iecp.ru/international/news/ item/428560-evropol-vipustil-otchiot-ob-organisovannoy-kiberprestupnosti (дата обращения: 25.06.2021).

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - Варшава, 2005. - 16.05. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901937508 (дата обращения: 25.06.2021).

Потемкина О.Ю. Новая стратегия Союза безопасности ЕС : аналит. записка N 32 / РАН. Ин-т Европы. - Москва, 2020. - URL: https://www.instituteofeurope.ru/nauchnaya-zhizn/ novosti/item/24082020 (дата обращения: 25.06.2021).

Рамочное решение Совета ЕС от 13 июня 2002 г. о борьбе с терроризмом (2002/475/JAI) / пер. А.О. Четверикова ; Кафедра интеграционного и европейского права МГЮА. - Брюссель, 2002. - URL: https: //eulaw. edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/ ramochnoe-reshe nie-soveta-o-borbe-s-terrorizmom-perevod-chetverikova-a-o/ (дата обращения: 25.06.2021).

Abdelsamad H. Terrorism and counterterrorism in the EU : overestimated threat, oversimplified approach / Dialogue of civilizations research institute. - Berlin, 2018. - 47 p. - URL: https://doc-research.org/2018/08/ counterterrorism/ (date of access: 25.06.2021).

Berthelet P. How the European Union is making major strides fighting terrorism // The Conversation. - London, 2017. - 28.08. - URL: https: //theconversation.com/ how-theeuropean-union-is-making-major-stri des-fighting-terrorism-82866 (date of access: 25.06.2021).

Complete list of the Council of Europe's treaties / Council of Europe. -Brussels, 2021. - URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list (date of access: 25.06.2021).

Council common position of 27 December 2001 on combating terrorism / / Official Journal of the European Communities. - Brussels, 2001. -(200l/930/CFSP). - URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=0J:L:2001:344:0090:0092:EN:PDF (date of access: 25.06.2021).

Counter terrorism and radicalization / European Commission. - Brussels, 2020. - URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/poli cies/counter-terrorism_en (date of access: 25.06.2021).

Directive (EU) 2017/541 of the European Parliament and of the Council of 15 March 2017 on combating terrorism and replacing Council Framework Decision 2002/475/JHA and amending Council Decision 2005/671/JHA // Official Journal of the European Union. - Brussels, 2017. - URL: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/ EN/ TXT/ PDF/ ?uri=CELEX:32017L0541&from= EN (date of access: 25.06.2021).

Documents of the Committee of Ministers / Council of Europe. - Brussels, 2021. - URL: https://www.coe.int/en/web/cm/documents (date of access: 25.06.2021).

EUR-Lex: Access to European Union law / Publications Office of the EU. - Brussels, 2021. - URL: https://eur-lex.europa.eu/homepage.html (date of access: 25.06.2021).

European Union terrorism situation and trend report (TE-SAT) / Europol. - The Hague, 2020. - 97 p. - URL: https://www.europol.europa.eu/ activities-services/main-reports/european-union-terrorism-situation-and-trend-report-te-sat-2020 (date of access: 25.06.2021).

EU's response to the terrorist threat / European Council. - Brussels, 2021. - URL: http://www.consilium.europa.eu/en/policies/fight-against-terrorism/ (date of access: 25.06.2021).

Maher R. To better fight terrorism, Europe needs more cooperation and money // The Conversation. - London, 2017. - 28.03. - URL: https: //theconversation.com/to-better-fight-terrorism-europe-needs-more-co operation-and-money-75190 (date of access: 25.06.2021).

Our anti-terrorism pact / EPP Group. - Brussels, 2015. - 28.04. - URL: https://www.eppgroup.eu/ newsroom/publications/our-anti-terrorism-pact (date of access: 25.06.2021).

Plan of action to prevent violent extremism: report of the Secretary-General / United Nations, General Assembly. - New York, 2015. - 20.12. - 22 p. -(A/70/674). - URL: https://undocs.org/pdf?symbol=en/A/70/674 (date of access: 25.06.2021).

Schultz T. EU introduces new measures to combat 'low-tech' terrorism // Deutsche Welle. - Bonn, 2017. - 18.10. - URL: http://www.dw.com/en/eu-introduces-new-measures-tocombat-low-tech-terrorism/a-41022676 (date of access: 25.06.2021).

The Council of Europe adopts a new counter-terrorism strategy for 2018-2022 / Council of Europe. - Brussels, 2018. - 04.07. - URL: https://www. coe.int/en/web/counter-terrorism/home/-/asset_publisher/Fw66dtxRUjVK/ content/the-council-of-europe-adopts-a-new-counter-terrorism-strategy-for-2018-2022 (date of access: 25.06.2021).

The European Union counter-terrorism strategy / Centre Virtuel de la Connaissance sur l'Europe. - Brussels, 2005. - 18 p. - URL: https: / /www. cvce.eu/en/obj/the_european_union_counter_terrorism_strategy_brussels_30_ november_2005-en-c9acc196-6121-4269-81a6-b81b008217b6.html (date of access: 25.06.2021).

The role of families in preventing and countering violent extremism : strategic recommendations and programming options / Global counterterror-ism forum. Initiative to address the life cycle of radicalization to violence. -New York, 2016. - 7 p. - URL: https://www.thegctf.org/PortalsA/ Documents/Lifecycle%20Toolkit-documents/English-The-Role-of-Familes-in-PCVE.pdf?ver=2016-09-13-141058-860 (date of access: 25.06.2021).

Zurich-London recommendations on preventing and countering violent extremism and terrorism online / Global counterterrorism forum. Countering violent extremism (CVE) working group. Strategic communications initiative. -New York, 2017. - 15 p. - URL: https://www.thegctf.org/Portals/VDocu ments/ Framework%20Documents/ 2017/GCTF %20- %20Zurich-London%20Re commendations %20ENG. pdf?ver=2017-09-15-210859-467 (date of access: 25.06.2021).

DOI: 10.31249/ape/2021.04.02

Alferova E.V.1, Zakharov T.V.2, 2021 Legal framework of the European Union's counter-terrorism activities

Abstract. In recent years, European states have been repeatedly subjected to deadly terrorist attacks. The threat faced by EU Member States is

1 Alferova Elena Vasilievna - Ph.D. in Legal Sciences, Head of the Department of Jurisprudence, Leading Researcher INION RAS ([email protected]).

2 Zakharov Timofey Vladimirovich - Researcher, INION RAS ([email protected]).

48

multifaceted: from the return of foreign terrorist fighters from conflict zones to the extremist activities of homegrown terrorists and «lone wolves». In order to prevent terrorist attacks and combat terrorism, EU authorities and national states develop counter-terrorism policies and legislation. Based on the long-term activities of the UN in this area and on its own experience, the European Union adopts a large number of political and regulatory legal documents. The EU's anti-terrorism policy and legislation are becoming more effective and realistic year after year, and intergovernmental cooperation mechanisms are being developed in the form of international treaties or politically binding recommendations and guidelines. In recent years, a number of new legal and other standards have been developed, which, together with existing international and regional strategies, conventions, recommendations and agreements, form the basis for current and future work in the field of combating terrorism and preventing radicalization and extremism leading to terrorism.

The article examines some key documents of the EU and the Council of Europe adopted after September 11, 2001, including the EU Counter-Terrorism Strategy of 2005, updated in 2016, as well as new directions and measures to combat terrorism in the last three years (2018-2020). Based on the legal databases of the Council of the EU, the European Commission, the European Parliament, and the Council of Europe, a quantitative sample and an approximate count of anti-terrorist and related regulatory legal and individual acts adopted in 2018-2020 were made. The proposals of scientists and experts, including those expressed at the forums of international organizations, on improving the EU Counter-Terrorism Strategy are summarized.

Keywords: the European Union, the Council of the EU, the Council of Europe, Europol, anti-terrorism legislation, the fight against terrorism, the EU Counter-Terrorism Strategy.

References

Abdelsamad H. (2018). Terrorism and counterterrorism in the EU : overestimated threat, oversimplified approach / Dialogue of civilizations research institute. - Berlin. - 47 p. - URL: https://doc-research.org/2018/08/ counterterrorism/ (date of access: 25.06.2021).

Additional protocol to the Council of Europe Convention on the prevention of terrorism [Dopolnitel'nyi protokol k Konventsii Soveta Evropy o preduprezhdenii terrorizma]. (2015) // Electronic fund of legal and regulatory and technical documents. - Riga. - 22.10. - URL: http://docs.cntd.ru/docu ment /564848151 (date of access: 25.06.2021).

Berthelet P. (2017). How the European Union is making major strides fighting terrorism // The Conversation. - London. - 28.08. - URL: https:/ / the conversation.com/how-theeuropean-union-is-making-major-strides-fighting-ter rorism-82866 (date of access: 25.06.2021).

Complete list of the Council of Europe's treaties. (2021) / Council of Europe. - Brussels. - URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list (date of access: 25.06.2021).

Council common position of 27 December 2001 on combating terrorism. (2001) / / Official Journal of the European Communities. - Brussels. -(2001/930/CFSP). - URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=0J:L:2001:344:0090:0092:EN:PDF (date of access: 25.06.2021).

Council of Europe Convention on the prevention of terrorism [Kon-ventsiya Soveta Evropy o preduprezhdenii terrorizma]. (2005) // Electronic fund of legal and regulatory and technical documents. - Warsaw. - 16.05. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901937508 (date of access: 25.06.2021).

Counter terrorism and radicalization. (2020) / European Commission. -Brussels. - URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies/co unter-terrorism_en (date of access: 25.06.2021).

Directive (EU) 2017/541 of the European Parliament and of the Council of 15 March 2017 on combating terrorism and replacing Council Framework Decision 2002/475/JHA and amending Council Decision 2005/671/JHA. (2017) / / Official Journal of the European Union. - Brussels. - URL: https: //eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32017L 0541&from=EN (date of access: 25.06.2021).

Documents of the Committee of Ministers. (2021) / Council of Europe. -Brussels. - URL: https://www.coe.int/en/ web/cm/documents (date of access: 25.06.2021).

EU Council framework decision of 13 June 2002 on the fight against terrorism (2002/475/JAI) [Ramochnoe reshenie Soveta ES ot 13 iyunya 2002 g. o bor'be s terrorizmom (2002/475/JAI)]. (2002) / trans. A.O. Chetverikov; Department of Integration and European Law, Moscow State Law Academy. - URL: https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyu za/ ramochnoe-reshenie-soveta-o-borbe-s-terrorizmom-perevod-chetverikova-ao/ (date of access: 25.06.2021).

EUR-Lex: Access to European Union law. (2021) / Publications Office of the EU. - Brussels. - URL: https://eur-lex.europa.eu/homepage.html (date of access: 25.06.2021).

European Union terrorism situation and trend report (TE-SAT). (2020) / Europol. - The Hague. - 97 p. - URL: https://www.europol.europa.eu/activi

ties-services/main-reports/european-union-terrorism-situation-and-trend-repo rt-te-sat-2020 (date of access: 25.06.2021).

Europol issues report on organized cybercrime [Evropol vypustil otchet ob organizovannoi kiberprestupnosti]. (2020) // iEcp. - Moscow. - 07.10. - URL: https://iecp.ru/international/news/item/428560-evropol-vipustil-otchiot-ob-organisovannoy-kiberprestupnosti (date of access: 25.06.2021).

EU's response to the terrorist threat. (2021) / European Council. - Brussels. - URL: http://www.consilium.europa.eu/en/policies/fight-against-terrorism/ (date of access: 25.06.2021).

Maher R. (2017). To better fight terrorism, Europe needs more cooperation and money // The Conversation. - London. - 28.03. - URL: https://theconversation.com/to-better-fight-terrorism-europe-needs-more-co operation-and-money-75190 (date of access: 25.06.2021).

Our anti-terrorism pact. (2015) / EPP Group. - Brussels. - 28.04. - URL: https://www.eppgroup.eu/newsroom/publications/our-anti-terrorism-pact (date of access: 25.06.2021).

PACE documents: unofficial translation [Dokumenty PASE: neofitsial'nyi perevod]. (2021) / Council of Europe. - Brussels. - URL: https://www. coe.int/en/web/portal/pace-ru- (date of access: 25.06.2021).

Plan of action to prevent violent extremism: report of the Secretary-General. (2015) / United Nations, General Assembly. - New York. - 20.12. -22 p. - (A/70/674). - URL: https://undocs.org/pdf?symbol=en/A/70/674 (date of access: 25.06.2021).

Potemkina O.Yu. (2020). New strategy of the EU Security Union : analytical note N 32 [Novaya strategiya Soyuza Bezopasnosti ES : analit. zapiska N 32] / Institute of Europe RAS. - Moscow. - URL: https: / / www. instituteofeurope.ru/nauchnaya-zhizn/novosti/item/24082020 (date of access: 25.06.2021).

Schultz T. (2017). EU introduces new measures to combat 'low-tech' terrorism // Deutsche Welle. - Bonn. - 18.10. - URL: http://www. dw.com/ en/eu-introduces-new-measures-tocombat-low-tech-terrorism/a-41022676 (date of access: 25.06.2021).

The Council of Europe adopts a new counter-terrorism strategy for 2018-2022. (2018) / Council of Europe. - Brussels. - 04.07. - URL: https:// www.coe.int/en/web/counter-terrorism/home/-/asset_publisher/Fw66dtx RUjVK/content/the-council-of-europe-adopts-a-new-counter-terrorism-strategy-for-2018-2022 (date of access: 25.06.2021).

The European Commission has submitted a package of proposals to combat terrorism in the EU [Evrokomissiya vnesla paket predlozhenii po bor'be s

terrorizmom v ES]. (2020) // TASS. - Moscow. - 09.12. - URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/10212241 (date of access: 25.06.2021).

The European Union counter-terrorism strategy. (2005) / Centre Virtuel de la Connaissance sur l'Europe. - Brussels. - 18 p. - URL: https://www.cvce.eu/en/obj/the_european_union_counter_terrorism_strateg y_brussels_30_november_2005-en-c9acc196-6121-4269-81a6-b81b008217b6.html (date of access: 25.06.2021).

The role of families in preventing and countering violent extremism : strategic recommendations and programming options. (2016) / Global counter-terrorism forum ; Initiative to address the life cycle of radicalization to violence. -New York. - 7 p. - URL: https://www.thegctf.org/Portals/1ZDocuments/ Lifecycle%20Toolkit-documents/English-The-Role-of-Familes-in-PCVE.pdf? ver=2016-09-13-141058-860 (date of access: 25.06.2021).

Voinikov V.V. (2019). Legal regulation of the fight against terrorism within the EU [Pravovoe regulirovanie bor'by s terrorizmom v ramkakh ES] // Lex Russica. - Moscow. - N 2 (147). - P. 121-131.

Zurich-London recommendations on preventing and countering violent extremism and terrorism online. (2017) / Global counterterrorism forum ; Countering violent extremism (CVE) working group ; Strategic communications initiative. - New York. - 15 p. - URL: https://www.thegctf.org/Portals/!/ Documents/Framework%20Documents/2017/ GCTF%20-%20Zurich-London %20Recommendations%20ENG.pdf?ver=2017-09-15-210859-467 (date of access: 25.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.